Научная статья на тему 'Образование — не услуга, а общественное благо'

Образование — не услуга, а общественное благо Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
образовательная услуга / образовательная организация / платная услуга / заработная плата педагога / educational service / educational organization / paid service / teacher's salary

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Сергеевна Кузнецова

Проанализированы проблемы качества реализации образовательных программ. Сформулированы рекомендации по правовому регулированию деятельности педагогов по реализации образовательного процесса. Данная работа представляет интерес для исследователей в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education is not a service, but a public good

The problems of the quality of the Implementation of educational programs are analyzed. Recommendations were formulated on the legal regulation of the activities of teachers in the implementation of the educational process. This work is of interest to researchers in the field of education.

Текст научной работы на тему «Образование — не услуга, а общественное благо»

Закон и право. 2024. № 9. С. 15-18. Law and legislation. 2024;(9):15-18.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34.047

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-15-18 NIION: 1997-0063-9/24-447

EDN: https://elibrary.ru/KZIOVI MOSURED: 77/27-001-2024-9-647

Образование — не услуга, а общественное благо

Наталья Сергеевна Кузнецова

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, KuznetsovaMediator35@mail.ru

Аннотация. Проанализированы проблемы качества реализации образовательных программ. Сформулированы рекомендации по правовому регулированию деятельности педагогов по реализации образовательного процесса. Данная работа представляет интерес для исследователей в области образования.

Ключевые слова: образовательная услуга, образовательная организация, платная услуга, заработная плата педагога.

Для цитирования: Кузнецова Н.С. Образование — не услуга, а общественное благо // Закон и право. 2024. № 9. С. 15—18. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-15-18 EDN: https://elibrary.ru/KZIOVI

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Education is not a service, but a public good

Natalia S. Kuznetsova

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, KuznetsovaMediator35@mail.ru

Abstract. The problems of the quality of the implementation of educational programs are analyzed. Recommendations were formulated on the legal regulation of the activities of teachers in the implementation of the educational process. This work is of interest to researchers in the field of education.

Keywords: educational service, educational organization, paid service, teacher's salary. For citation: Kuznetsova N.S. Education is not a service, but a public good // Law and legislation. 2024;(9): 15—18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-15-18 EDN: https://elibrary.ru/KZIOVI

Результатом реформ в образовании можно считать методическую неразбериху и развитие рынка репетиторских услуг.

Именно в первичном звене образовательной системы общества в образовательных учреждениях сформировалась система образовательных услуг. Вопрос о том, можно ли образование рассматривать в качестве услуги, становился объектом исследования неоднократно.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой сформировавшееся предложение образовательных услуг не соответствует предъявляемым потребностям со стороны общества и экономики.

© Кузнецова Н.С. М., 2024. ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

Цель исследования: проанализировать правовое регулирование реализации трудовых функций при реализации образовательного процесса.

Правового определения образовательных услуг в действующем законодательстве нет.

В результате анализа образовательного законодательства наблюдается использование узкого значения понятия «услуга», в основном в качестве платной образовательной услуги.

Основная цель учреждения образования (далее — УО) оказание образовательных услуг, а не извлечение прибыли. Одной из вспомогательных целей является предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей. Определение приоритетов в целях УО устанавливается учредителем. Госу-

дарство, выступая публичным собственником, не должно ставить ключевой целью извлечение прибыли от предоставления образовательных услуг.

В настоящее время наблюдается значительный рост объема платных услуг в системе образования.

Вопрос разграничения образовательных услуг и услуг образования детально рассмотрен Ю.А. Скоробогатовой [8].

Н.Л. Воронцовой [2] проведен детальный анализ положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) [1] и критериев оценки качества оказания образовательных услуг.

К.В. Хромова, А.К. Юсупов [10] выявили отличительные черты образовательных услуг.

В.Н. Пугач, С.В. Абдуллина [7] провели анализ определения «образовательная услуга», существующего в научной литературе, и предложили классификацию образовательных услуг.

Законодатель исключил из статей Закона об образовании, регулирующих вопросы финансирования образования, термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования». Тем самым законодатель предполагал исправить ситуацию по неоднозначному толкованию термина и исключить ассоциацию педагогической деятельности с коммерческими услугами. Однако ключевая цель, а именно, разграничение образовательных услуг и услуг образования не достигнута.

По мнению М.А. Зенковой [4], из-за отсутствия профессиональных управленческих кадров УО образовательная услуга рассматривается как платная услуга, способная решить проблемы учреждения при недостаточном финансовом обеспечении учредителем.

Законодатель сформировал значительный перечень обязательных требований:

■ к организации и выполнению клининго-вых услуг в дошкольных образовательных организациях;

■ к организации охранных услуг на объектах УО.

Исполнение установленных требований требует значительных финансовых расходов.

Еще одним из факторов роста платных образовательных услуг является возможность использования средств материнского капитала на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования, в том числе на оплату общежития и коммунальных услуг УО.

До тех пор, пока образовательную услугу воспринимают как экономическую категорию, а не общественное благо, становится недостижимой одна из ключевых целей образования — воспитание. Если учредитель УО ставит цель извлечение прибыли выше формирования компетенций, умений и навыков, то правовое регулирование понятия «образовательная услуга» останется неизменным в законодательных актах.

В целях извлечения прибыли УО предлагает платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Однако качество оказания образовательных услуг по программам и стандартам таково, что гражданин (законный представитель) вынужден приобретать дополнительные услуги в целях получения лучшего результата при аттестации для получения документа об образовании.

Образовательная услуга с точки зрения гражданско-правовых отношений рассмотрена А.Г. Кусовым, Л.Р. Дудаевой, A.C. Лолаевой [6].

Преимущества, декларируемые УО по оказанию образовательных услуг, влияют на мотивацию потребителя при выборе субъекта оказания услуг. По мнению данных авторов, экономические понятия «расширенный продукт» и «потенциальный товар» устойчиво вошли в сферу оказания образовательных услуг.

Получение преимуществ на рынке труда, формируемых из знаний, умений и навыков, вызывают взаимную активность поставщика и получателя услуги. Такая особенность отличает образовательные услуг от иных, в которых клиент остается пассивной стороной. Конкуренция на рынке образовательных услуг и расширение выбора направлены на то, чтобы повысить качество образования в целом.

Однако в настоящее время наблюдается ситуация, при которой УО в целях привлечения клиентов искажают информацию о предоставлении образовательной услуги.

Недобросовестная конкуренция выражается в недостоверной рекламе, антирекламе, контрпропаганде и черном пиаре в отношении конкурентов среди УО. Заказ публикаций в СМИ и литературе с фальсифицированным рейтингом, декларирование взаимосвязи УО с государственными органами, в том числе с органами управления образованием, также входят в понятие недобросовестной конкуренции.

Особенности конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

изучены В.В. Кваниной [5]. По мнению автора, конкуренция наблюдается, в том числе, между дисциплинами и кафедрами вуза. Потребитель услуги при выборе дисциплины руководствуется доходом после получения образования. Конкуренция между вузами требует более пристального к себе внимания как со стороны образовательного ведомства, так и на доктринальном уровне. Чтобы конкуренция вузов на рынке образовательных услуг приобрела системный характер, необходимо это сделать функцией Министерства науки и высшего образования РФ, которое в этом вопросе должно тесно взаимодействовать с Экспертным советом по развитию конкуренции в сфере образования и науки при ФАС России.

Значительное завышение цены на образовательные услуги наблюдается по отдельным образовательным программам.

Аккредитация образовательной программы относится к одному из показателей качества образования. Однако новые правила государственной аккредитации не позволяют объективно рассматривать этот показатель.

Изучение правового аспекта образовательной политики невозможно без учета фактора коррупции. По количеству взяток образование занимает одно из лидирующих мест длительный период исследований.

Поведение учащихся, на практике реализующих правовое провоцирование преподавателей, изучено В.В. Дорошковым [3]. По его мнению, причины поведения учащихся кроются в устаревшей модели образовательного процесса, а точнее, в программах обучения, которые разрабатывает образовательная организация. Зачастую образовательные программы содержат алгоритм проблем без противоречий и (или) алгоритм заучивания. В итоге при обучении у студента формируется навык исполнительской деятельности, лишенный функции познавания и выявления корневых проблем. И это находит свое подтверждение, когда бизнес заявляет, что из образовательных организаций выходят специалисты, не обладающие навыками, необходимыми для выполнения трудовых функций. Молодых специалистов направляют на курсы повышения квалификации с целью формирования навыков и умений, необходимых данному работодателю.

Вопрос, за какие услуги в образовании дают взятки, подробно рассмотрен А. А. Тихоновым [9].

Именно здесь и проявляется значение термина «услуги» в образовательном процессе, поскольку приоритетом является поступление абитуриента в нужный вуз на желаемую специальность. Следовательно, баллы в аттестате и по результатам ЕГЭ напрямую формируют ожидания учащегося. Поэтому ученик заинтересован в получении платных образовательных услуг.

Бездействие правоохранительных органов по пресечению взяточничества в сфере образования приводит к росту суммы взятки и, как следствие, к уверенной безнаказанности как взяткодателя, так и взяткополучателя.

Причины, по которым преподавательский состав заинтересован в большем количестве платных услуг, изучен Е. Чернышевой [11]. Уровень заработной платы педагога напрямую зависит от количества часов. Качество преподавания падает. В такой ситуации родители заинтересованы в платных услугах, а педагог заинтересован в увеличении дохода.

Предлагаем:

■ исключить из статей Закона об образовании термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования». Взамен ввести понятие «образовательный процесс»;

■ включить в Закон об образовании правовое определение термина «образовательный процесс», содержащее исчерпываю -щие критерии реализации образования, в том числе содержание сведений о трудовых функциях, характеризующих деятельность педагогов по его реализации;

■ пересмотреть порядок формирования денежного содержания педагогических работников. Формирование дохода педагога предлагаем разделить на базовую и премиальную часть.

При этом базовая часть не должна зависеть от количества часов выполнения трудовой функции и должна быть не ниже среднего дохода по субъекту РФ, а премиальная часть должна стимулировать работников на повышение квалификации, а также учитывать результаты аттестации учащихся по освоению образовательных программ, стимулировать работников на совершенствование механизмов реализации образования.

Список источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // URL: https://www.consultant.ru/document/

LAW & LEGISLATION • 09-2024

cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m03h3m46d44 64915598

2. Воронцова Н.Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы рос. права. 2020. Т. 15. № 4 (113). С. 56-62.

3. Дорошков В.В. По какому пути направить обучение мировых судей в России? / / Мировой судья. 2021. № 11. С. 2-8.

4. Зенкова М.А. Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации / / Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. 2016. № 3. С. 85-90.

5. Кванина В.В. О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг / / Конкурентное право. 2024. № 2. С. 11-15.

6. Кусов А.Г., Дудаева Л.Р., Лолаева А.С. Понятие, виды и значение образовательных услуг / XVI Междунар. науч.-практ. конф. «Научные междисциплинарные исследования»: Сб. тр. Саратов, 2021. С. 304-317.

7. Пугач В.Н., Абдуллина С.В. Образовательные услуги: общие понятия // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 2. С. 1—11.

8. Скоробогатова Ю.А. Об определении понятия «образовательная услуга» / / Известия Иркутской гос. экономич. академии. 2010. № 5. С. 254-257.

9. Тихонов А.А. Состояние взяточничества в Российской Федерации // Общество и право. 2010. № 3 (30). С. 180-183.

10. Хромова К.В., Юсупов А.К. Образовательные услуги и их специфика // Всерос. журнал научных публикаций. 2013. № 3 (18). С. 44-45.

11. Чернышева Е. Очень сложно из «верблюда» сделать «носорога» // Управление персоналом. 2016. № 16. С. 53-60.

References

1. Federal Law «On education in the Russian Federation» of29.12.2012 № 273-FZ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/?ysclid=m03h3m46d4464915598

2. Vorontsova N.L. Education as a service // Actual problems of Russian law. 2020. Vol. 15. № 4 (113). Pp. 56-62.

3. Doroshkov V. V. What way to direct the training of justices of the peace in Russia? // Justice of the peace. 2021. № 11. Pp. 2-8.

4. Zenkova M.A. Administrative and legal regulation of the education system in the Russian Federation // Bulletin of the Ural Institute of economics, management and law. 2016. № 3. Pp. 85—90.

5. Kvanina V. V. On the types of competition of universities in the market of educational services / / Competitive law. 2024. № 2. Pp. 11—15.

6. Kusov A.G., Dudaeva L.R., Lolaeva A.S. Concept, types and significance of educational services / / XVI International Scientific and Practical Conference «Scientific Interdisciplinary Research»: Collection of works. Saratov, 2021. Pp. 304—317.

7. Pugach V.N., Abdullina S. V. Educational services: general concepts // Internet magazine «Science». 2013. № 2. Pp. 1—11.

8. Skorobogatova Yu.A. On the definition of the concept of «educational service» // Izvestia of the Irkutsk State University of Economics. academies. 2010. № 5. Pp. 254—257.

9. Tikhonov A.A. State of bribery in the Russian Federation // Society and law. 2010. № 3 (30). Pp. 180—183.

10. Khromova K.V., Yusupov A.K. Educational services and their specifics // All-Russian Journal of Scientific Publications. 2013. № 3 (18). Pp. 44—45.

11. Chernysheva E. It is very difficult to make a «rhino» out of a «camel» // Personnel management. 2016. № 16. Pp. 53—60.

Информация об авторе

Кузнецова Н.С. — магистрант факультета психологии и права

Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Kuznetsova N.S. — master's student of the faculty of psychology and law

The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.