Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Светлана Викторовна

В статье представлена систематизация правового поля, регулирующего оценку качества образования в системе общего образования и применительно к образованию обучающихся с легкой умственной отсталостью. На этой основе определены некоторые направления деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, по развитию внутренней системы оценивания образовательных достижений обучающихся в соответствии с обязательными требованиями нормативных правовых актов и с учетом особенностей развития региональных систем оценки качества образования. Анализ содержания нормативных правовых актов позволил уточнить приоритеты, сферы ответственности руководителей и педагогических работников по оптимизации оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью с учетом принципа объективности, направления деятельности образовательных организаций. Результаты анализа нормативных правовых актов могут быть приняты за основу руководящими работниками образовательных организаций при разработке и внедрении обновленных механизмов оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствии с современными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION OF STUDENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION IN A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: A REGULATORY AND LEGAL ASPECT

The article presents the systematization of the legal field that regulates the assessment of the quality of education in the system of general education and in relation to the education of students with mild mental retardation. On this basis, some areas of activity of educational organizations that carry out educational activities according to adapted basic general education programs have been determined to develop an internal system for evaluating educational achievements of students in accordance with the mandatory requirements of regulatory legal acts and taking into account the specifics of the development of regional systems for assessing the quality of education. An analysis of the content of regulatory legal acts made it possible to clarify the priorities, areas of responsibility of managers and teachers to optimize the assessment of the quality of education of students with mild mental retardation, taking into account the principle of objectivity, the direction of activity of educational organizations. The results of the analysis of normative legal acts can be taken as a basis by the executives of educational organizations in the development and implementation of updated mechanisms for assessing the quality of education of students with mild mental retardation in accordance with modern requirements.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 376.42

С. В. Соловьева

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: нормативно-правовой аспект

Введение. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) законодательно гарантированно получение доступного и качественного образования. Не исключением является и категория обучающихся с легкой умственной отсталостью. Задача доступности получения образования обучающимися с умственной отсталостью в настоящее время во многом решена. Однако далеки от успешного решения вопросы управления качеством образования в процессе имплента-ции адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Следует при этом отметить, что качество общего образования, реализация принципа объективности при его оценивании, повышение результативности освоения образовательных программ общего образования - абсолютные приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации.

Приоритеты государственной образовательной политики в целом и механизмы повышения её качества детерминируют содержание нормативных правовых оснований разви-

тия качества общего образования в РФ. Они являются обязательными для деятельности каждой образовательной организации. Совокупность приоритетов в сфере повышения качества общего образования определена Указом Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также документами, регламентирующими развитие региональных систем оценки качества образования в каждом субъекте Российской Федерации.

По отношению к образовательной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью вопросы обеспечения качества образования ранее были актуальными и обозначались как мониторинг результатов обучения, мониторинг образовательных достижений. Однако, по нашему мнению, длительное время не уделялось должного внимания изменению содержательных и технологических механизмов объективного оценивания качества образования рассматри-

ваемой категории детей. Эта задача приобрела особую актуальность в связи с введением с 01.09.2016 г федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В последние годы в связи с реализацией федерального проекта «Современная школа», действующего и функционирующего под эгидой национального проекта «Образование», значительное внимание уделяется совершенствованию материально-технических условий деятельности тех образовательных организаций, которые реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы. Безусловно, обновление материально-технической составляющей образовательной среды направлено на повышение качества образования. Но решение этой задачи не влияет на объективность оценивания образовательных достижений и устранение учебных затруднений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в целом и детей с легкой умственной отсталостью, в частности.

Результаты исследований Института коррекционной педагогики Российской академии образования подтверждают актуальность рассматриваемого вопроса. Так, директор названного научного учреждения Т. А. Соловьева в выступлении «Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Управленческий аспект» на конференции «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства» отметила,

что учителя 81% образовательных организаций используют формальное оценивание образовательных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1].

Форматы оценки качества образования в системе общего образования, в том числе независимой оценки, сформированы, процедуры их проведения отработаны, внедряются локальные организационные и технологические новации. Оценка качества образования осуществляется в формате проведения Всероссийских проверочных работ, Национальных исследований качества образования, государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Перечисленные оценочные процедуры проводятся для всех образовательных организаций на единой содержательной и критериальной основе, их результаты выступают как информационно-аналитический базис повышения качества образования обучающихся. Разработана и внедряется методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации [2]. Педагоги и воспитатели находятся в постоянном поиске механизмов оценки качества общего образования, которые бы адекватно и бесперебойно работали в современных условиях и обстоятельствах. Одновременно с этим определяются подходы к управлению указанными механизмами на основе сравнительного анализа результатов, совершенствования контрольных измерительных материалов, формирования положительного отношения всех участников образовательных отношений к

объективному оцениванию образовательных достижений.

Численность детей с умственной отсталостью, которые обучаются в школе, составляет примерно 10917 человек или 35,2 % об общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области [3]. По отношению к группе обучающихся с легкой умственной отсталостью сегодня невозможно говорить о независимой оценке качества образования, располагая только результатами итоговой аттестации в 9 классе, результатами контрольных работ по учебным предметам, итогами участия детей в предметных неделях, проводимых образовательной организацией. Контрольные измерительные материалы, которые используются для проведения перечисленных процедур, разрабатываются педагогами самостоятельно в отсутствие единых подходов, также самостоятельно ими проверяются выполненные работы. Исключение составляет только участие обучающихся с умственной отсталостью в чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс».

В связи с этим по отношению к обучающимся с легкой умственной отсталостью важно поднимать вопрос как о повышении качества их обучения, так и об объективности оценивания их образовательных достижений с учетом минимального, а по ряду учебных предметов и достаточного уровня освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Обоснованность этого утверждения обусловлена тем, что

академический компонент в содержании осваиваемой ими образовательной программы является основным.

На основе вышеизложенного можно констатировать, с одной стороны, актуальность объективного оценивания образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью и повышения на этой основе качества образования и недостаточную разработанность этой темы в научно-методическом и прикладном аспектах, с другой стороны.

Методы исследования и литературный обзор. В процессе изучения исследуемого вопроса нами использованы традиционные методы: теоретический анализ литературы и анализ нормативных правовых актов.

Теоретический анализ литературы по изучаемому вопросу позволил подтвердить актуальность исследовательской тематики по разнообразному спектру направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по вопросам оценки качества образования. Так, значительное внимание уделяется изучению вопросов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение качественного и доступного образования, в том числе инклюзивного образования [4-13]. В публикациях подчеркивается необходимость выработки в образовательных организациях законодательно закрепленных специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как основы обеспечения гарантий качественного образования.

Значительное внимание посвящено исследованию вопросов управления развитием качества общего образования [14-16], выявлению и оценке детерминант образовательных достижений детей на разных уровнях образования [17-18], изучению правовой регламентации оценки качества образования, совершенствования системы оценки качества общего образования в образовательных организациях, проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся и независимой оценки условий образовательной деятельности [19-20].

Все проведенные исследования по проблеме оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлены работами, которые подпадают к теоретическим и методологическим характеристикам двух основных направлений. Первое направление представлено разработкой теоретических и методических основ оценивания инклюзивного процесса как одного из факторов качества образования этой категории обучающихся и подробно раскрыто в работах С. В. Алехиной и соавт. [2122]. Второе направление ориентировано на изучение подходов к оценке образовательных достижений отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Работы Е. Л. Инденбаум и соавт. [23], А. Д. Вильшанской и О. В. Егупо-вой [24], Д. С. Переверзевой и соавт. [25], Е. Ю. Давыдовой и А. Б. Сорокиной [26] раскрывают проблемные вопросы оценивания предметных и метапредметных результатов обуче-

ния, жизненных компетенций у обучающихся с особенностями развития.

Немногочисленные исследовательские работы С. Ю. Ильиной, А. П. Зарина [27], И. А. Коробейникова и Е. Л. Инденбаум [28], С. В. Соловьевой [29] посвящены проблемам оценивания образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью в части сформированности жизненных компетенций, достижения предметных и личностных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

Таким образом, в результате общетеоретического анализа публикаций по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оценке качества их образования, мы можем подтвердить факт недостаточной разработанности подходов к оценке качества образования обучающихся с умственной отсталостью в нормативно-правом, методологическом и методическом аспектах.

В качестве следующего метода исследования нами использован анализ нормативных правовых актов, регламентирующих оценку и развитие качества образования в общем образовании в целом и образования обучающихся с умственной отсталостью. Объектами анализа явились федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ряд подзаконных актов. Реализация принципа комплексного использования нормативных правовых актов в процессе анализа обеспечила целостную и полную систематизацию правовых основ оценки качества образования.

Применение метода анализа нормативных правовых актов позволило определить сущность феномена качества образования и его оценки, описать их характеристики и некоторые механизмы оценки качества образования. Теоретический анализ публикаций и изучение нормативных правовых актов выявили противоречие между нормативно закрепленными гарантиями обучающихся и обязательствами образовательных организаций в части объективной оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и недостаточной практикой правоприменения в этой сфере.

Для развития оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью в любой образовательной организации как в управленческом, так и в педагогическом аспектах важно знание и понимание нормативных правовых оснований этого направления деятельности.

Результаты исследования. Рассмотрим и представим комментарии к основным положениям нормативных правовых актов, которые являются значимыми для проектирования и внедрения внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основополагающим в сфере регламентации качества образования обучающихся является федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено базовое в области государственной политики в сфере образования в целом и качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, в частности, понятие качества образования. Процитируем пункт 29 статьи 2 указанного федерального закона, согласно которой качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [30].

Основываясь на этом понятии, обратим внимание, что применительно к оценке качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью значимы те же позиции, которые действуют в системе общего образования по отношению к обучающимся с нормативным развитием: ориентация на соответствие подготовки обучающихся требованиям образовательного стандарта и степень достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Это ключевые установки,

детерминирующие качество работы образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В анализируемом нормативном правовом акте четко прописаны компетенции и сферы ответственности образовательной организации, которую репрезентируют руководитель и педагогические работники, в обязанности которых входит обеспечение оценки качества образования.

Так, согласно статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» образовательная организация должна осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, устанавливать их формы, периодичность и порядок проведения; обеспечивать функционирование внутренней оценки качества образования; соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям; соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся [там же]. Перечисленные требования являются значимыми как для проектирования и реализации содержания адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и для оценки качества их освоения.

По отношению к педагогам статья 48 «Обязанности и ответственность

педагогических работников» федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предписывает обязательство использования методов, форм и средств обучения, которые педагогически обоснованы и гарантируют высокое качество образования [там же]. Уточним, что качество образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ориентировано на достижение ими минимального или достаточного уровня предметных результатов, личностных результатов обучения, а также владения совокупностью базовых учебных действий на максимально возможном уровне самостоятельности.

В пункте 4 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования» федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определено, что федеральные государственные образовательные стандарты предоставляют государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [там же].

Следовательно, основным нормативным правовым документом, регламентирующим основные положения оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.

Безусловно, регламентация вопросов оценки качества образования в рассмотренном федеральном законе значительно шире представленных нами позиций. Это и промежуточная аттестация обучающихся, и итоговая аттестация, и независимая оценка качества подготовки обучающихся, и независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности. Однако мы ограничились только значимыми для нашего предмета исследования нормами.

Ниже представим анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в части качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и особенностей его оценки, а также некоторые направления деятельности образовательной организации по оптимизации оценки качества образования по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Так, в пункте 1.8 впервые закреплен тот постулат, что именно федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является основой объективной оценки качества и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям [31].

Эта позиция уточняет ранее упомянутую цитату федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в аспекте установления федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и акцентирует внимание на объективной оценке качества рассматриваемой категории детей.

В условиях действующего правового контекста в соответствии с пунктом 1.11 рассматриваемого документа стандарт как основа объективной оценки качества образования применятся «для разработки адаптированных основных образовательных программ, проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации» [там же].

При определении назначения рассматриваемого нормативного правового акта пунктом 1.9 устанавливается обеспечение государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ и результатам их освоения, создание условий для выбора педагогическими работниками методов оценивания образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью, а также фиксация оснований для разработки критериальной оценки результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом [там же].

Комментируя изложенные позиции нормативного правового акта,

обратим внимание на следующие важные моменты:

• современное понимание качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью нормативно закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как и обязательство образовательных организаций обеспечить гарантии его достижения с учетом индивидуальных особенностей детей;

• текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится исключительно в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• с учетом приведения к единым нормам требований к качеству образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и его оценки внедряются подходы, действующие в системе общего образования;

• обозначено право педагогических работников на выбор методов и инструментария оценивания образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью, но с учетом соблюдения принципа объективности;

• в контексте оценивания качества образования обучающихся с умственной отсталостью приоритет отдается оцениванию на критериальной основе;

• качество деятельности педагогических работников и образовательной организации в целом зависит от

качества реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Внутренняя и внешняя оценка качества профессиональной деятельности педагогов и качества работы образовательной организации также строится на основе принципа объективности.

Перечисленные установки лежат в основе проектирования и внедрения оптимальных подходов к оценке качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и обновления работы по профессиональному совершенствованию педагогов образовательной организации в разработке инструментария оценивания образовательных результатов на критериальной основе.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в целевом разделе содержит две взаимосвязанные составляющие: планируемые результаты освоения образовательной программы и систему оценки достижения планируемых результатов ее освоения. Согласно регулирующим нормативным актам «планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны являться содержательной и критериальной основой для разработки системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта» [там же]. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определе-

ны два уровня овладения предметными результатами: минимальный уровень и достаточный уровень. В этой части мы видим основные установки в оценке качества образования рассматриваемой категории обучающихся - взаимосвязь планируемых результатов и системы оценки образовательных достижений, планируемые результаты как критериальная основа оценки качества образования.

Одним из значимых для понимания, разработки и внедрения оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью является пункт 2.9.9 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы должна определять важные направления оценочной деятельности, объект и содержание оценки, критерии, процедуры и содержать инструментарий оценивания, форматы применения результатов оценочной деятельности, а также позволять оценивать динамику образовательных результатов и комплексный подход к оценке [там же].

В качестве обязательства для образовательных организаций определена необходимость оценивания результативности овладения обучающимися с легкой умственной отсталостью базовыми учебными действиями к завершению обучения в школе. Сферой ответственности каждой образовательной организации является разработка инструментария и процедуры совокупной оценки по-

знавательных, регулятивных и коммуникативных базовых учебных действий (пункт 2.9.4 ФГОС) [там же].

В ближайшей перспективе перед образовательными организациями встанет вопрос проведения комплексной оценки образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью в форме комплексной оценки компетенций по русскому языку, чтению, математике, основам социальной жизни, итоговой аттестации обучающихся по учебному предмету «Профильный труд» по окончании 9 класса. Эти процедуры, как показывает анализ нормативного правового акта, должны осуществляться с использованием контрольных измерительных материалов, ориентированных на критериальное оценивание как основы объективной оценки качества освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Опираясь на содержание утвержденной федеральной адаптированной примерной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), добавим, что при определении подходов к осуществлению оценки образовательных результатов целесообразно опираться на принципы объективности оценки, ее дифференциации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, единства критериев и показателей, а также инструментария оценивания качества освоения адаптированной основной общеобразовательной программы [32].

Таким образом, анализ оценочного компонента федерального госу-

дарственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет сформулировать вывод о том, что этот документ является основой для объективной критериальной оценки качества образовательной деятельности с рассматриваемой категорией обучающихся. Федеральная адаптированная образовательная программа, не разъясняя конкретной процедуры и оценочного инструментария, содержит некоторые ориентиры по проведению оценки образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью. До настоящего времени разработка критериев и инструментария оценки образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью с учетом принципа объективности и критериального оценивания относится исключительно к компетенции образовательной организации.

Немаловажным в контексте рассмотрения вопроса оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью является представление некоторых позиций профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальных отношений РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Так, в рамках трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» обобщенной трудовой функ-

ции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» зафиксированы такие трудовые действия, как организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей [33]. Перечисленные профессиональные компетенции подтверждают раскрытые выше установки к оценке качества образования в целом и обучающихся с легкой умственной отсталостью, в частности.

В соответствии с современной образовательной политикой и практикой ее реализации, качество образования обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, находится в прямой зависимости от компетенций педагогов, предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных. В связи с этим с целью внедрения механизмов повышения качества образования в Российской Федерации проводится оценка компетенций учителей с использованием единых федеральных оценочных материалов. Согласно требованиям профессионального стандарта педагога в рамках оценки методических компетенций учителей первый (базовый) уровень характеризуется помимо

других способностью объективно оценивать образовательные результаты обучающихся на основе критериев, которые соответствуют требованиям основных образовательных программ, а также аргументированно обосновывать выставленные баллы или отметки. Результаты исследования показывают затруднения педагогов при критериальном оценивании образовательных достижений обучающихся. По нашему мнению, это свидетельствует о наличии серьезного противоречия между законодательно закрепленным обязательством педагогов в части объективного оценивания образовательных результатов обучающихся и недостаточным владением педагогами компетенциями в сфере оценки качества образования.

Другие исследования также подтверждают факт затруднений педагогов в объективном оценивании результатов обучения. Среди основных недостатков системы оценивания исследователями отмечаются неочевидность и неясность критериев оценивания, слабая дифференцирован-ность отметок, сравнение в процессе оценивания детей между собой, противоречивый и непоследовательный характер оценивания, интуитивный характер выставления отметок учителем с учетом стараний обучающегося, его от ношения к учебе, «аванса» и др. [34]. В этом выражается субъективный характер действующей системы оценивания, существенно противоречащий требованиям нормативных правовых актов в области объективности оценивания на критериальной основе.

В настоящее время системы оценки качества образования активно разрабатываются на региональном уровне, что соответствует современным требованиям социально-экономического развития страны. Основная цель состоит во внедрении рассмотренных нормативных правовых требований в сфере оценки качества общего образования, совершенствования компетенций педагогов по вопросам оценивания образовательных достижений обучающихся и преодоления их профессиональных затруднений. В каждом субъекте Российской Федерации на основе методики оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанной Федеральным институтом оценки качества образования, разработан комплекс региональных нормативных правовых актов в сфере оценки качества образования. Несмотря на то, что эти документы не регламентируют процедуры оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью по причине несопоставимости их образовательных достижений с результатами обучения нормативно развивающихся сверстников, целесообразно, на наш взгляд, заимствовать некоторые позиции. Тем самым отчасти будет обеспечено условное единство подходов к оценке образовательных достижений обучающихся в контексте нормативных требований и направлений оптимизации оценки качества образования на региональном уровне.

На примере нормативных правовых актов, регулирующих совершенствование оценки качества образова-

ния в Свердловской области, приведем следующие важные установки в контексте качества освоения обучающимися адаптированных основных общеобразовательных программ:

• объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования обучающихся;

• инструментальность и технологичность показателей, подлежащих оцениванию;

• единство пространства оценки качества образования и подходов как на уровне отдельной образовательной организации, так и среди образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в регионе;

• использование информации о результатах обучения для выявления учебных затруднений при освоении ими минимального уровня адаптированной основной общеобразовательной программы, выявление причин учебных затруднений как на уровне индивидуальных особенностей детей, так и на уровне профессиональных дефицитов педагогов;

• применение информации о результатах оценочных процедур для определения содержательных и методических механизмов по преодолению учебных затруднений и типичных ошибок обучающихся по учебным предметам;

• обновление или разработка механизмов оценки качества образования в образовательной организации, которая призвана обеспечить всех участников образовательных отношений достоверной информацией об образовательных результатах обучающихся.

Принятие и внедрение рассмотренных установок в процесс оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечит так называемое сближение общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как его значимой составляющей.

Проведенный анализ нормативных правовых актов показывает целостность, взаимосвязь и непротиворечивость требований совокупности документов в сфере образования в целом и оценки качества образования, в частности. Все документы фиксируют принцип объективности оценивания образовательных достижений на критериальной основе, ставят качество профессиональной деятельности педагогических работников и его оценивание в зависимость от образовательных достижений обучающихся, закрепляют обязательства руководителей образова-тельныхорганизацийвответственной разработке и обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Выводы. Таким образом, рассмотренные основные позиции нормативных правовых актов в сфере оценки качества образования могут служить в качестве базиса для разработки и внедрения обновленных подходов и механизмов оценки качества образования в конкретной образовательной организации. Указанная система в последующем может и должна применяться для совершенствования образовательной деятельности с обучающимися с легкой умственной отсталостью.

С этой целью рекомендуем руководителям образовательных организаций реализацию следующих содержательных направлений деятельности:

• обновление локальных актов, регламентирующих систему оценки качества освоения адаптированной основной общеобразовательной программы: соотнесение содержания целевого раздела адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и других локальных актов образовательной организации, раскрывающих особенности оценочной деятельности;

• развитие профессиональных компетенций педагогических работников в области критериального и формирующего оценивания образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью;

• обеспечение объективности и достоверности оценивания образовательных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью, снижение субъективности оценивания, формирование положительного восприятия участниками образовательных отношений периодических оценочных процедур;

• внедрение в образовательную деятельность критериального и формирующего оценивания;

• разработка обоснованных и качественных контрольных измерительных материалов на критериальной основе, учитывающих базовые элементы содержания образования по учебным предметам и планируе-

мые результаты обучения на минимальном уровне;

• проектирование и апробация комплексных контрольных измерительных материалов для оценивания результатов освоения обучающимися 5-9 классов математики, чтения, русского языка, основ социальной жизни и проведение их по итогам каждого учебного года;

• регулярная аналитическая работа управленческих и педагогических работников по результатам проведения оценочных процедур;

• реализация методических решений на основе внесения изменений в содержание и технологии образовательной деятельности с обучающимися с легкой умственной отсталостью по итогам анализа результатов оценочных процедур для оптимального достижения планируемых результатов обучения.

Ключевым ориентиром оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью является именно критериальное оценивание. Необходимость внедрения критериального оценивания в системе общего образования и образования обучающихся с умственной отсталостью связано с:

• ориентацией при оценивании образовательных достижений на планируемые результаты по годам обучения;

• необходимостью объективной оценки образовательных результатов умственно отсталых детей как обязательного нормативно закрепленного ориентира;

• важностью снижения и преодоления субъективизма педагога при

оценивании образовательных достижений обучающихся;

• обеспечением достоверности оценивания образовательных достижений;

• потребностью в наличии информационной базы для анализа результативности образовательной деятельности и принятия на этой основе управленческих мер и разработки методических решений.

Внедрение новых механизмов оценки качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью позволит обеспечить управленческих и педагогических работ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ников объективной информацией о результативности их профессиональной деятельности и может послужить содержательной основой управления развитием качества образования и обновлением методической работы педагогов в сфере разработки современного инструментария оценки образовательных достижений детей. С этой целью на основе анализа нормативных правовых актов важна разработка и внедрение единых концептуальных, методических и критериальных подходов к оценочным процедурам для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соловьева Т. А. Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Управленческий аспект: выступление на конференции «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства» (17.02.2022) // URL: https://uchitel.club/events/aktualnye-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-detei-s-ovz-upravlenceskii-aspekt (дата обращения: 08.01.2023).

2. Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области: приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 № 689-Д // Официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области // URL: https://minobraz.egov66. ru/site/section?id=12 (дата обращения: 28.02.2023).

3. О состоянии системы образования Свердловской области в 2021 году: доклад Министерства образования и

молодежной политики Свердловской области. С. 34 // URL: https://minobraz. egov66.ru/site/section?id=716 (дата обращения: 28.02.2023).

4. Духанина Л. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья: проблемы в обучении и условия получения качественного образования // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 3. С. 154-163.

5. Жаворонков Р. Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в Конвенции о правах инвалидов // Дефектология. 2009. № 4. С. 81-92.

6. Жаворонков Р. Н. Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 100-110.

7. Жаворонков Р. Н. Создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации // Дефектология. 2017. № 4. С. 21-29.

8. Нардина О. В. Реализация конституционного права на образование несо-

вершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 34-36.

9. Посевкина Ю. С. Правовые проблемы и коллизии в законодательстве как фактор, способствующий нарушению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования // Шестые юридические чтения: сборник статей. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2019. С. 188-196.

10. Смолин О. Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения // Дефектология. 2007. № 4. С. 77-86.

11. Смолин О. Н. Национальный проект «Образование»: системные проблемы и возможные решения // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. № 219. С. 50-71.

12. Смолин О. Н. Инклюзия, но не псевдоинклюзия // Дефектология. 2020. № 2. С. 21-33.

13. Соловьева С. В. Правовая регламентация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Российской Федерации // Инклюзия в образовании. 2020. № 1. С. 17-36.

14. Неустроев С. С., Федорчук Ю. М., Полянинова Ю. В. Управление качеством общего образования и проблемы оценки его результативности // Человек и образование. 2017. № 2. С. 4-8.

15. Реморенко И. М., Задаев С. А. Качество общего образования. О методиках и результатах интерпретируемой оценки // Образовательная политика. 2020. № 3. С. 32-37.

16. Ясвин В. Стандарт социального качества общего образования: опыт разработки и внедрения // Образовательная политика. 2016. № 4. С. 19-34.

17. Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразо-

вательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026 // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212300059?ysclid=le40 m20shi233888151 (дата обращения: 28.02.2023).

18. Савицкая Е. В. Качество жизни и школьное образование // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. № 5-1. С. 1073-1078.

19. Оценка качества образования. Выпуск 19. Основные положения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Под общей редакцией А. Н. Дегтярева. М.: Издание Государственной Думы, 2013. 56 с.

20. Савиных Г. П. Фактор правового регулирования внутренней системы оценки качества общего образования // Наука и школа. 2019. № 5. С. 191-195.

21. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педагогические исследования. 2019. № 4. С. 121-132.

22. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. № 5. С.116-126.

23. Инденбаум Е. Л., Самойлюк Л. А., Позднякова И. О., Соколова И. О. Проблемы оценки метапредметных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению // Дефектология. 2018. № 2. С. 26-37.

24. Вильшанская А. Д., Егупова О. В. Контроль качества обучения в условиях инклюзии: методические рекомендации / Под общей ред. Н. В. Бабкиной. М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2020. 135 с.

25. Переверзева Д. С., Брагинец Е. И., Тюшкевич С. А., Горбачевская Н. Л. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2020. № 1. С. 16-25.

26. Давыдова Е. Ю., Сорокина А. Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. № 6. С. 16-27.

27. Ильина С. Ю., Зарин А. П. Проблема оценки образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 42-48.

28. Коробейников И. А., Инденбаум Е. Л. Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения // Дефектология. 2018. № 4. С. 13-21.

29. Соловьева С. В. Мониторинг и оценка образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проблемные зоны образовательной деятельности // Актуальные практики образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт настоящего, взгляд в будущее: материалы Всероссийской научно-прак-

тической конференции. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2016. С. 118-124.

30. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Спра-вочно-правовая система «Консультант плюс» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.02.2023).

31. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014. № 1599 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: https://docs.cntd.ru/document/ 420245391 (дата обращения: 28.02.2023).

32. Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022. № 1026 // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http: //publication.pravo. gov.ru/Document/ View/0001202212300059?ysclid=le40 m20shi233888151 (дата обращения: 28.02.2023).

33. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013. № 544н // URL: https://docs. cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 8.01.2023).

34. Давыдова Е. Ю., Сорокина А. Б. Указ. соч.

Koppe^HOHHO-negarorunecKoe 06pa30BaHHe. 2023. № 1

REFERENCES

1. Solovieva T. A. Actual problems of modern education of children with disabilities. Management aspect: speech at the conference "Inclusive Dimension of the Modern Educational Space" (17.02.2022) // URL: https://uchitel.club/events/aktualnye-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-detei-s-ovz-upravlenceskii-aspekt (date of application: 08.01.2023).

2. On approval of the Regulations on the regional system for assessing the quality of education in the Sverdlovsk region: Order of the Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk Region dated July 20, 2021. No. 689-D // Official website of the Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk Region // URL: https:// minobraz.egov66.ru/site/section?id=12 (date of application: 28.02.2023).

3. On the state of the education system of the Sverdlovsk region in 2021: report of the Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk region. P. 34 // URL: https:// minobraz.egov66.ru/site/section?id=716 (date of application: 28.02.2023).

4. Dukhanina L. N. Children with disabilities: problems in learning and conditions for obtaining a quality education // Bulletin of the Kostroma State University. 2020. No. 3. P. 154-163. (In Russ.).

5. Zhavoronkov R.N. The mechanism for realizing the right of people with disabilities to education, enshrined in the Convention on the Rights of Persons with Disabilities // Defectology. 2009. No. 4. P. 81-92. (In Russ.).

6. Zhavoronkov R.N. Development of inclusive education in Russia at the present stage // Psychological science and education. 2011. No. 4. P. 100-110. (In Russ.).

7. Zhavoronkov R.N. Creation of special conditions for teaching children with disabilities: analysis of law enforcement practice of the constituent entities of the

Russian Federation // Defectology. 2017. No. 4. S. 21-29. (In Russ.).

8. Nardina O. V. Implementation of the constitutional right to education by minors with disabilities // Public Service and Personnel. 2020. No. 3. P. 34-36. (In Russ.).

9. Posevkina Yu. S. Legal problems and conflicts in legislation as a factor contributing to the violation of the rights of children with disabilities to receive education // Sixth legal readings: a collection of articles. Syktyvkar: Syktyvkar State University. Pitirim Sorokina, 2019. P. 188-196. (In Russ.).

10. Smolin O. N. Education of persons with disabilities: the procedure for legislative support // Defectology. 2007. No. 4. P. 77-86. (In Russ.).

11. Smolin O. N. National project "Education": systemic problems and possible solutions // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2019. No. 219. P. 50-71. (In Russ.).

12. Smolin O. N. Inclusion, but not pseudo-inclusion// Defectology.2020.No.2. P. 21-33. (In Russ.).

13. Solovieva S. V. Legal regulation of inclusive education of children with disabilities in the general education system of the Russian Federation // Inclusion in education. 2020. No. 1. P. 17-36. (In Russ.).

14. Neustroev S. S., Fedorchuk Yu. M., Polyaninova Yu. V. Management of the quality of general education and problems of evaluating its performance. Chelovek i obrazovanie. 2017. No. 2. P. 4-8. (In Russ.).

15. Remorenko I. M., Zadaev S. A. The quality of general education. On the methods and results of an interpretive assessment // Educational Policy. 2020. No. 3. P. 32-37. (In Russ.).

16. Yasvin V. The standard of social quality of general education: the experience of development and implementation //

Koppe^HOHHO-negaroranecKoe 06pa30BaHHe. 2023. № 1

Educational policy. 2016. No. 4. P. 19-34. (In Russ.).

17. On the approval of the federal adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities): order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 24, 2022. No. 1026 // Official Internet portal of legal information // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202212300059? ysclid=le40m20shi233888151 (date of application: 28.02.2023).

18. Savitskaya E. V. Quality of life and school education // Greater Eurasia: development, security, cooperation. 2022. No. 5-1. P. 1073-1078. (In Russ.).

19. Assessment of the quality of education. Issue 19. The main provisions of the federal law "On Education in the Russian Federation" / Under the general editorship of A. N. Degtyarev. M.: Publication of the State Duma, 2013. 56 p. (In Russ.).

20. Savinykh G. P. Factor of legal regulation of the internal system for assessing the quality of general education // Science and School. 2019. No. 5. P. 191195. (In Russ.).

21. Alekhina S. V., Melnik Yu. V., Samsonova E. V., Shemanov A. Yu. On the issue of assessing the inclusive process in an educational organization: a pilot study // Psychological and pedagogical research. 2019. No. 4. P. 121-132. (In Russ.).

22. Alekhina S. V., Melnik Yu. V., Samsonova E. V., Shemanov A. Yu. Evaluation of the inclusive process as a tool for designing inclusion in an educational organization // Psychological Science and Education. 2021. No. 5. P. 116-126. (In Russ.).

23. Indenbaum E. L., Samoylyuk L. A., Pozdnyakova I. O., Sokolova I. O. Problems of assessing the meta-subject results of education of students with disabilities and possible approaches to their solution //

Defectology. 2018. No. 2. P. 26-37. (In Russ.).

24. Vilshanskaya A. D., Egupova O. V. Quality control of education in conditions of inclusion: guidelines / Under the general editorship of N. V. Babkina. M.: Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education, 2020. 135 p. (In Russ.).

25. Pereverzeva D. S., Braginets E. I., Tyushkevich S. A., Gorbachevskaya N. L. Effective assessment of academic success in children with autism spectrum disorders // Psychological Science and Education. 2020. No. 1. P. 16-25. (In Russ.).

26. Davydova E. Yu., Sorokina A. B. Assessment of life competencies of students at the initial stage of general education // Psychological science and education. 2019. No. 6. P. 16-27. (In Russ.).

27. Ilyina S. Yu., Zarin A. P. The problem of assessing the educational results of students with mild mental retardation // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen. 2018. No. 190. P. 42-48. (In Russ.).

28. Korobeinikov I. A., Indenbaum E. L. Monitoring of the life competence of students with mild mental retardation: problematic aspects and solutions // Defec-tology. 2018. No. 4. P. 13-21. (In Russ.).

29. Solovieva S. V. Monitoring and evaluation of educational achievements of students with disabilities in the context of federal state educational standards of general education: problem areas of educational activity // Actual practices of educational activities with children with disabilities: experience of the present, a look into the future: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Yekaterinburg: GAOU DPO SO IRO, 2016. P. 118-124. (In Russ.).

30. On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012. No. 273-FZ [Electronic resource] //

Consultant Plus legal reference system // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (date of application: 28.02.2023).

31. On approval of the federal state educational standard for the education of students with mental retardation (intellectual disabilities): order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014. No. 1599 // Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents // URL: https://docs.cntd.ru/document/ 420245391 (date of application: 28.02.2023).

32. On the approval of the federal adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities): order of the Ministry of Education of the Russian

Federation of November 24, 2022. No. 1026 // URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202212300059?y sclid=le40m20shi233888151 (date of application: 28.02.2023).

33. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) ": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013. No. 544n // URL: https://docs.cntd.ru/ document/499053710 (date of application: 08.01.2023).

34. Davydova E. Yu., Sorokina A. B. Index of the composition.

Поступила в редакцию 13.03.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.