DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-54
УДК-376.42
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
И.В. Хабарова (Красноярск, Россия) Т.М. Кознева (Зеленогорск, Россия) Л.В. Смирнова (Зеленогорск, Россия) П.А. Желнина (Зеленогорск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы оценки формирования коммуникативных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью в контексте федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель статьи: выделить критерии и индикаторы формирования коммуникативных базовых учебных действий детей с умеренной умственной отсталостью и обосновать систему их оценки.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области оценки формирования коммуникативных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью.
Результаты. На основе деятельностного подхода сформулированы основные критерии и индикаторы формирования коммуникативных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью. Предложена система оценки коммуникативных базовых учебных действий.
Заключение. Предложенная в статье система оценки коммуникативных базовых учебных действий может быть реализована в образовательных организациях, осуществляющих обучение детей с умеренной умственной отсталостью в условиях федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: коммуникативные базовые учебные действия, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановка проблемы. Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними [Бойков, 2005; Борисова, 2017; Грибова, 1995; Забрамная, Исаева, 2009; Задумова, 2005; Rondal, 1997]. Известно, что дети с интеллектуальными нарушениями подвержены психосоциальному риску [Emerson, Hatton, 2007]. Они испы-
тывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, поэтому важно привить обучающимся коммуникативные навыки как можно раньше, поскольку общение - это основа социальной адаптации человека [Кицул, Абрамова, 2005; Маллер, Цикото, 2003; Шипицына, 2005]. Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью важны не столько академические знания, сколько жизненные компетенции. Одним из важнейших направлений работы в сфере их формирования является овладение навыками коммуникации [Мамаева, 2014; Обучение..., 2007]. Основными компонентами развития ребенка являются приобретение языка
и социальных навыков [Баряева и др., 2004; Клюев, 2002; Ansel et al., 1994; Bloom, 1994]. Накопление, уточнение и активизация вербальных и невербальных средств коммуникации осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. Средства вербальной и невербальной коммуникации используются с целью привлечения внимания, просьбы или требования, ответа на вопрос, вопроса и сообщения информации [Кириллова, 2001; Мамаева, 2016; Шипицына, 2003]. Необходима целенаправленная и систематическая работа над формированием средств коммуникации и умения их использовать в актуальных для ребенка житейских ситуациях, расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка. Следовательно, проблема изучения особенностей невербальных и доступных вербальных средств коммуникации у обучающихся с умеренной умственной отсталостью речи приобретает особую актуальность [Мамаева, Че-берек, 2016; Шипицына, Защиринская, 2007].
Анализ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показывает, что он устанавливает требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Основой оценки служат анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов1. Элементарные и необходимые единицы учебной деятельности,
формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью - это базовые учебные действия (БУД).
БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося2. Программа формирования базовых учебных действий должна содержать и задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся3.
В статье выделены критерии и индикаторы сформированности коммуникативных базовых учебных действий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе региональной пилотной базовой площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат». Изучались результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2). Обучающиеся приступили к освоению программы в рамках пилотного проекта по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2015 году. Различий в методах преподавания, предлагаемых формах работы, учебно-методических материалах, квалификации преподавательского состава не было.
Анализировались показатели оценки сформированности коммуникативных базовых учебных действий по результатам оценки, предоставленной экспертной группой образовательной организации, в которую входили педагоги
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599, п. 4.1.
2 Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С. 85.
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599, п. 2.9.4.
S
к
н и
w
PQ
и узкие специалисты, обучающие детей, а также родители обучающихся. Метод экспертной группы (на междисциплинарной основе) рекомендуется для оценки результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций [Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599, п. 4.3]. Были выделены пять основных критериев (К) и 31 индикатор (/') сфор-
мированности коммуникативных базовых учебных действий, по которым проводилась оценка. Значение критерия вычислялось по формуле:
п ■ п
где п - количество индикаторов, х - значение индикатора в баллах (табл. 1).
Таблица 1
Критерии и индикаторы сформированности коммуникативных базовых учебных действий
Table 1
Criteria and indicators of communicative basic training activities formation
Ф.И. обучающегося:
£ LÛ Критерий (К) № Индикаторы (0 Баллы*(и)
2015 г. 2018 г.
Коммуникативные базовые учебные действия Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками (К 1) 1 Понимает обращенную речь и реагирует
2 ориентируется на партнера по общению
3 умеет слушать собеседника
4 устанавливает контакт с незнакомыми
5 умеет играть со сверстниками
6 слушает и понимает чужую речь
7 проявляет эмпатию и терпимость
Владение невербальными средствами общения (К 2) 8 Использует альтернативные средства общения (фотографии, пиктограммы)
9 устанавливает визуальный контакт с учителем
10 выражает желание жестом, мимикой
11 соблюдает физическую дистанцию с людьми и предметами
12 удерживает позу согласно инструкции во время выполнения учебной задачи
Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества (К 3) 13 Выражает свои чувства и основные эмоции
14 демонстрирует понимание чувств и эмоций другого
15 владеет способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого
16 умеет принимать помощь окружающих
17 умеет обращаться за помощью
Речевые компетенции (вербальные средства общения) (К 4) 18 Способен выражать желание вербально
19 задает вопросы
20 инициирует и поддерживает диалог
21 умеет приветствовать, прощаться
22 выражает просьбу, благодарность, извинение
Взаимодействие (К 5) 23 способен вступать в контакт с учителем
24 способен вступать в контакт с учеником
25 контактирует и работает в классе
26 способен к социальному взаимодействию с одноклассниками
27 взаимодействует с учителем
28 ориентируется на позицию других людей
29 проявляет доброжелательное отношение, сопереживание
30 слушает и понимает инструкцию к разным видам деятельности
31 способен договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других людей, находить общее решение практической задачи
Общий суммарный балл
Примечания: 0 баллов - индикатор отсутствует или не удается его отследить; 1 балл - индикатор присутствует, но носит кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер; 2 балла — индикатор присутствует, но обучающийся действует под руководством и / или по принуждению родителей и педагогов; 3 балла - индикатор формируется, обучающийся может обращаться за помощью и принимать помощь; 4 балла - индикатор формируется, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности; 5 баллов - индикатор достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения в новых жизненных ситуациях.
Оценку значимости различий средних показателей проводили при помощи параметрического метода (i-критерия Стьюдента). Статистически достоверными считались различия, уровень значимости которых соответствовал p < 0,05. Статистическая обработка материалов и необходимая вычислительная работа проделана c использованием пакетов прикладных программ Microsoft Office Excel 2016, Statistica 10.0.
Результаты исследования. Инструментом оценки коммуникативных базовых учебных действий являлся разработанный образовательной организацией диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность коммуникативных базовых учебных действий. Для выявления динамики обучения анализировались критерии и индикаторы особенностей формирования коммуникативных БУД на начало обучения (н.о) и в настоящее время (н.в) (табл. 2, 3).
Таблица 2
Результаты оценки коммуникативных базовых учебных действий обучающихся за 2015-2018 гг. (n=6)
Table 2
The results of the assessment of communicative basic learning activities of children in 2015-2018 (n = 6)
К Время Обучающийся
Алексей А. Федор Б. Карина Б. Кирилл Б. Анастасия Д. Анастасия К.
К 1 Н.о. (М±т) 1,13±0,38 1±0 1± 0 0,57±0,53 0,57±0,53 0,14±0,38
Н.в. (М±т) 3±0,58 2,42±0,53 3,85±0,38 1,57±0,53 1,85±0,38 1,28±0,49
К2 Н.о. (М±т) 1,6±0,55 1± 0 1± 0 1±0 1±0 0,6±0,55
Н.в. (М±т) 3,2±0,45 2,4±0,55 3,8±0,45 2,4±0,55 2,8±0,45 2±0
КЗ Н.о. (М±т) 1±0 0,8±0,45 1±0 0,6±0,55 0,8±0,45 0,6±0,55
Н.в. (М±т) 3,2±0,45 2,2±0,84 3,4±0,55 1,8±0,84 2,4±0,55 1,4±0,55
К4 Н.о. (М±т) 1±0 1±0 1± 0 0,8±0,45 0,2±0,45 0±0
Н.в. (М±т) 3,6±0,55 2±0 4±0 1,8±0,45 2±0 1,2±0,45
К5 Н.о. (М±т) 0,89±0,33 1±0 1± 0 0,55±0,53 0,33±0,50 0,22±0,44
Н.в. (М±т) 3,44±0,5 2±0 3,67±0,50 1,55±0,53 1,44±0,53 1,44±0,53
<
PQ £ a
4
с
PQ
S s
ES
w
H
S
и ^
д
PQ ■S
о
ü к
w PQ H
и ft с
и о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
Таблица 3
Результаты анализа статистических данных оценки коммуникативных базовых учебных действий обучающихся за 2015-2018 гг. (n=6)
Table 3
Results of the analysis of statistical data of the assessment of communicative basic learning activities of children in 2015-2018 (n=6)
Обучающиеся Результаты оценки коммуникативных базовых учебных действий
Начало обучения (М ± m) Настоящее время (М ± m) Достоверность различий
Алексей А. 1,09±0,39 3,3±0,53 р = 0,0001*
Федор Б. 0,97±0,18 2,19±0,48 р = 0,0001*
Карина Б. 1,00±0 3,74±0,44 р = 0,0001*
Кирилл Б. 0,67±0,48 1,77±0,62 р = 0,0001*
Анастасия Д. 0,55±0,5 2,0±0,63 р = 0,0001*
Анастасия К. 0,29±0,46 1,45±0,5 р = 0,0001*
« S
к
H
и
w
PQ
Примечание: * - достоверность различий по критерию Стьюдента. Статистически значимы при р<0,05.
Из представленных данных видно, что оценка результатов освоения обучающимися коммуникативных базовых учебных действий показала
достоверное улучшение показателей сформиро-ванности исследуемых параметров у всех обучающихся (рис. 1).
Рис. 1. Результаты освоения обучающимся коммуникативных базовых учебных действий Fig. 1. The results of mastering communicative basic learning activities in children
Индивидуальная динамика обучающихся также может быть представлена графически на основании данных индивидуального листа обследования. На рис. 2 показан «прирост» по каждому из исследуемых параметров у всех детей.
Заключение. Для полноценного общения необходимо уметь произвольно и осознанно варьировать выбор и сочетание речевых операций (навыков) в зависимости от того, для какой цели, в какой ситуации, с каким собеседником происходит общение. Когда человек все это может, у него сформировано соответствующее речевое (коммуникативное, коммуникативно-речевое) умение [Кудинова, Мамаева, 2011]. При оценке результативности обучения детей с умеренной умственной отсталостью важно учитывать, что у
обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже предметных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом [Приказ Министерства..., 2014].
Представленная система оценки позволяет определять сформированность коммуникативных базовых учебных действий у детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2). Такая оценка может быть использована педагогами, обучающими детей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рис. 2. Динамика формирования коммуникативных базовых учебных действий Fig. 2. Dynamics of the of communicative basic learning activities formation
Библиографический список 6.
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Союз, 2004. 44 с. 7.
2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учеб.-метод. пособие. СПб.: Каро, 2005. 288 с. 8.
3. Борисова Е.С. Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта // Молодой ученый. 2017. № 21. С. 382-385. и^: https:// 9. moluch.ru/archive/155/43748/ (дата обращения: 02.05.2018).
4. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуни- 10. кации детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.
5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отстало- 11. стью // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 1. С. 49-53.
Задумова Н.П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 264 с. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 202 с.
Кицул Н.С., Абрамова Л.В. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и множественными дефектами // Логопед. 2005. № 5. С. 11-18. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. М.: Рипол Классик, 2002. 320 с.
Кудинова Ю.П., Мамаева А.В. Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17), т. 1: Психолого-педагогические науки. 316 с. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ.
3 I
I
4 à я
О i
о zS В Й
Is
В §
si
s? и
S-к ^ ffl
>>
0
1
и
M F S
Ь
и С
П Щ
G
«
s x
H
и
W PQ
высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 208 с.
12. Мамаева А.В., Чеберяк Ю.Г. Различия в средствах коммуникации у обучающихся младших классов с отсутствием общеупотребительной речи при умеренной и тяжелой умственной отсталости // Специальное образование. 2016. Вып. 4 (44). С. 39-50.
13. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: метод. пособие. 2014. 148 с.
14. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноко-вой. М.: Владос, 2007. 181 с.
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/70860670/paragraph/101:1 (дата обращения: 22.04.2018).
16. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2016/08/ Primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-
obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-naru-sheniyami.pdf (дата обращения: 22.04.2018).
17. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью (Методика «Позы человека»). СПб.: Изд-во ИСПиП, 2007. C. 24.
18. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Речь, 2005. 477 с.
19. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя. СПб.: Союз, 2003. 336 с.
20. Ansel B.M., Landa R.M., Stark-Selz R.E. Development and disorders of speech and language // Principles and practice of pediatrics / еds. F.A. Oski, CD. DeAngelis. Philadelphia: Lippincott, 1994. P. 686-700.
21. Bloom L. Language Development / Introduction to Communication Sciences and Disorders. California, 1994. 85 p.
22. Emerson E., Hatton Ch. Mental health of children and adolescents with intellectual disabilities in Britain // British Journal of Psychiatry. 2007. V. 191. P. 493-499.
23. Rondal J.A., Edwards S. Language in Mental Retardation. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1997. 112 p.
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-54
ASSESSMENT OF COMMUNICATIVE
BASIC LEARNING ACTIVITIES DEVELOPMENT
IN CHILDREN WITH MODERATE MENTAL RETARDATION
I.V. Khabarova (Krasnoyarsk, Russia) T.M. Kozneva (Zelenogorsk, Russia) L.V. Smirnova (Zelenogorsk, Russia) P.A. Zhelnina (Zelenogorsk, Russia)
Abstract
Problem and purpose. The problem of assessing the development of communicative basic activities in children with moderate mental retardation is analyzed in the article in the context of the Federal State Educational Standard for school-age children with moderate mental retardation (intellectual disability).
The purpose of the article is to single out the criteria and indicators of communicative basic learning activities development in children with moderate mental retardation, and to substantiate the system of the criteria and indicators assessment.
The methodology of the research is based on the analysis and generalization of the Federal State Educational Standard requirements for teaching children with mental retardation (intellectual disability) in the sphere of assessing the development of communicative basic learning activities in children with moderate mental retardation.
Results. On the ground of the activity approach the main criteria and indicators of the communicative basic learning activities development in children with moderate mental retardation are formulated. A system for assessing communicative basic learning activities is proposed.
Сonclusion. The system for assessing communicative basic educational activities suggested in the article can be implemented in educational organizations that provide training for children with moderate mental retardation with regard to the Federal State Educational Standard for teaching children with mental retardation (intellectual disability).
Key words: communicative basic learning activities, education of children with moderate mental retardation, Federal State Educational Standard for teaching children with mental retardation (intellectual disability).
References 5.
1. Baryaeva L.B., Loginova E.T., Lopatina L.V. Preparation for Literacy Teaching of Children with Moderate and Severe Mental Retardation. St. Petersburg: Soyuz, 2004. 44 p.
2. Boykov D.I. Communication of children with 6. developmental problems: communicative differentiation of personality: Educational-methodical manual. St. Petersburg.: Karo, 2005. 288 p.
3. Borisova E.S. Peculiarities and ways of communicative skills development in younger schoolchildren with intellectual impairment // Young Scientist. 2017. № 21. P. 382-385. URL: https:// moluch.ru/archive/155/43748/ (reference date: 02.05.2018).
4. Gribova O.E. On the problem of children with 9. speech pathology communication analysis // Defectology. 1995. № 6. P. 7-16.
7.
8.
Zabramnaya S.D., Isaeva T.N. Psychological-pedagogical differentiation of children with moderate and severe mental retardation // Education and training of children with developmental disabilities. 2009. № 1. P. 49-53. Zadumova N.P. Logopedic work on the development of verbal means of communication in children with moderate mental retardation: Diss. ... Cand. ped. sciences. SPb., 2005. 264 p. Kirillova E.V. Formation of the preconditions of communicative activity in speechless children: Diss. ... Cand. ped. sciences. M., 2001. 202 p. Kitsul N.S., Abramova L.V. Forming communication skills in children with complex and multiple defects // Speech therapist. 2005. № 5. P. 11-18.
Klyuev E.V. Speech Communication: A Textbook for Universities, Institutes. Moscow: Ripol Klassik, 2002. 320 p.
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ÈÎ w
H
5
и ^
д
PQ S
0
1
к
w PQ H
и
fc <
и
о
l-ч
о
ë
и
PL,
s
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
с
«
s к
H U
W PQ
10. Kudinova Yu.P., Mamaeva A.V. Analysis of existing approaches to the study of communication activities // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. As-tafiev. V. 1. Psychological and pedagogical sciences. 2011. № 3 (17) / Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2011. 316 p.
11. Maller A.R., Cikoto G.V. Educating and teaching children with severe intellectual insufficiency: Textbook for students of higher pedagogical institutions. Moscow: Publishing Center «Aka-demiya», 2003. 208 p.
12. Mamaeva A.V., Cheberyak Yu.G. Differences in the means of communication in junior classes school children with the absence of general-usage speech and with moderate and severe mental retardation // Special education. 2016. Issue 4 (44). P. 39-50.
13. Mamaeva A.V. Formation of initial communicative skills in children with moderate and severe mental retardation. Toolkit. 2014. 148 p.
14. Education of children with severe underdevelopment of intellect: program-methodological materials / ed. I. M. Bgazhnokova. M.: Vlados, 2007. 181 p.
15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 N 1599 "On the approval of the Federal State Educational Standard for teaching children with mental retardation (intellectual disabilities)" [Electronic resource]. http:// ivo.garant.ru/#/document/70860670/para-graph/101:1 (reference date: 22.04.2018).
16. Tentative adapted basic general education program for children with mental retarda-
tion (intellectual disabilities) [Electronic resource]. http://fgosreestr.ru/wp-content/ uploads/2016/08/Primernaya-adaptirovan-naya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhih-sya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektual-nymi-narusheniyami.pdf (reference date: 22.04.2018 ).
17. Shipitsyna L.M., Zashcharinskaya O.V. Investigation of the cognitive features of non-verbal communication in children with mental retardation (Method "Human Poses"). Publishing house of ISPiP, 2007. P. 24.
18. Shipitsyna L.M. "Unteachable" child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities. 2nd ed., Revised and enlarged SPb.: Speech, 2005. 477 p.
19. Shipitsyna L.M. Development of communication skills in children with moderate and severe mental retardation: A Handbook for Teachers. Soyuz, 2003. 336 p.
20. Ansel B.M., Landa R.M., Stark-Selz R.E. Development and disorders of speech and language // Principles and practice of pediatrics / Eds. F.A. Oski, CD. DeAngelis. Philadelphia: Lippincott, 1994. P. 686-700.
21. Bloom L. Language Development / Introduction to Communication Sciences and Disorders. California, 1994. 85 p.
22. Emerson, E., Hatton, Ch. Mental health of children and adolescents with intellectual disabilities in Britain // British Journal of Psychiatry. 2007. V. 191. P. 493-499.
23. Rondal J.A., Edwards S. Language in Mental Retardation. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1997. 112 p.