В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
УДК 371.921
С. В. Соловьева
УЧЕБНЫЙ план образования обучающихся
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: нормативные требования к разработке
В соответствии с требованиями нормативных правовых документов с 1 сентября 2016 года вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт1 образования обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим перед управленческими командами общеобразовательных организаций в настоящее время стоит серьезная профессиональная задача, а именно, качественная разработка адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Основным механизмом реализации адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС является учебный план, который является наиболее трудоемким звеном при разработке образовательной программы в контексте современных требований. В связи с этим изложение основных подходов к форми-
1 Далее - ФГОС.
рованию учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью является актуальным.
В соответствии со статьей 2 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся» [1].
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» [2]. Подпункт 6 пункта 3 статьи 28 федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-Ф3 «Об образовании в РФ» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение образовательных программ. Поэтому образовательная организация самостоятельна в разработке и утверждении учебного плана как составной части адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью [3].
Важно принимать во внимание, что с введением ФГОС, в том числе образования обучающихся с умственной отсталостью, традиционное понятие «базисный учебный план» не является легитимным и утверждение базисных учебных планов приказами Министерства образования и науки Российской Федерации более не осуществляется.
В качестве нормативных правовых оснований для формирования учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью, которые поступают на обучение с 1 сентября 2016 г. выступают следующие документы:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (пункт 2.9.3 основного текста и приложения) [4].
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 [5].
Пункт 7 статьи 12 федерального закона «Об образовании в РФ» гласит: «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам..., разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ» [6]. Следовательно, при разработке учебного плана можно использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью. Но необходимо принимать во внимание, что примерные программы имеют характер учебно-методической документации и носят рекомендательный характер. Поэтому примерные учебные планы, представленные в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью, не являются нормативными документами [7].
Обязательные требования к учебному плану образования обучающихся с умственной отсталостью указаны в пункте 2.9.3 ФГОС и имеют так называемый рамочный характер. В свою очередь, при необходимости соблюдения обязательных требований образовательным организациям предоставлены широкие возможности для формирования учебного плана с учетом специфики образовательной деятельности и особенностей адаптированной основной общеобразовательной программы.
Традиционно данный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы включает две части: пояснительную записку и собственно учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью.
В пояснительной записке необходимо представить общую характеристику учебного плана и составляющих его компонентов, целевую направленность к отбору содержания образования в начальных классах и на этапе обучения в 5—9 классах, а также раскрыть значение учебных курсов в достижении обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью к концу обучения в 4 клас-
се, к завершению освоения образовательной программы в 9 классе.
В пояснительной записке к учебному плану необходимо обозначить, как образовательная организация распорядилась объемом учебного плана, отводимым на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Включение определенных учебных курсов в часть, формируемую участниками образовательных отношений, должно быть обосновано в соответствии с выбором этих участников. Пояснительная записка должна обоснованно раскрывать распределение времени, отводимого на реализацию обязательных и дополнительных курсов коррекционно-развивающей области. Необходимым является обоснование с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Не менее важно представить в пояснительной записке обоснованное включение курсов внеурочной деятельности в соответствии с выбором участников образовательных отношений, а также распределение объема учебного времени, отводимого на реализацию разнообразных курсов внеурочной деятельности.
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями пункта 2.9.3 ФГОС должен содержать:
— общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
— недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания адаптированной основной общеобразовательной программы по классам, учебным предметам, коррекционным курсам, курсам внеурочной деятельности;
— структуру учебного плана: обязательная часть; часть, формируемая участниками образовательных отношений; коррекционно-развивающая область; внеурочная деятельность;
— обязательные предметные области;
— перечень учебных предметов в составе обязательных предметных областей;
— часть, формируемую участниками образовательных отношений, наполненную на основе обеспечения выбора курсов участниками образовательных отношений с учетом их интересов и потребностей;
— коррекционно-развивающую область с перечнем обязательных коррекционных курсов и при необходимости дополнительных курсов;
— внеурочную деятельность с перечнем курсов внеурочной деятельности в соответствии с направлениями.
Обращаем внимание, что адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью является перспективным, логически выстроенным документом. В соответствии с этим утверждением необходимо:
— определить срок освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы;
— разработать учебный план для обучающихся начальных классов;
— подготовить учебный план для обучающихся 5—9 (10—12) классов;
— определить для каждого варианта учебного плана максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил;
— самостоятельно в пределах установленной санитарными нормами и правилами максимально допустимой учебной нагрузки распределить объем учебных часов по учебным предметам, коррекцион-ным курсам, курсам внеурочной деятельности по годам обучения.
Учебный план ежегодно возможно уточнять, вносить коррективы.
В соответствии с пунктом 1.13 ФГОС срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью может составлять от 9 до 13 лет. Пункт 2.9.3 указанного документа содержит нормативы финансирования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью на 9, 12 и 13 лет. Возможные варианты сроков получения образования обучающимися с умственной легкой отсталостью представлены в таблице 1.
Таблица 1
Варианты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Общий срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
9 лет 10 лет 12 лет 13 лет
Распределение по этапам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
1—4 классы 5—9 классы первый дополнительный класс, 1—4 классы 5—9 классы 1—4 классы 5—9 классы 10—12 классы первый дополнительный класс, 1—4 классы 5—9 классы 10—12 классы
При определении сроков освоения адаптированной основной общеобразовательной программы следует учитывать:
— особенности психофизического развития и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью;
— возможности для продолжения образования обучающимися с умственной отсталостью в профессиональных образовательных организациях;
— наличие комплекса кадровых, учебно-методических, материально-технических и иных условий для качественной реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
Как отмечалось ранее, при разработке учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью следует наполнить четыре структурных компонента учебного плана:
— обязательная часть учебного плана;
— часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений;
— коррекционно-развивающая область;
— внеурочная деятельность. Обязательная часть учебного
плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью включает:
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью;
учебное время, отводимое на изучение обязательных учебных предметов по классам (годам) обучения.
В соответствии с пунктом 2.9.3 приложения к ФГОС (вариант 1) обязательными являются 7 предметных областей и 17 учебных предметов [8]:
— язык и речевая практика: русский язык, чтение (литературное чтение), речевая практика;
— математика: математика (математика и информатика);
— естествознание: мир природы и человека, природоведение, биология, география;
— человек и общество: основы социальной жизни, мир истории, история Отечества, этика, обществоведение;
— искусство: музыка, рисование;
— технология: ручной труд, профильный труд;
— физическая культура: физическая культура.
Объем времени, отводимого на изучение обязательных учебных предметов в рамках обязательных предметных областей, а также годы обучения, с которых начинается их изучение, определяется образовательной организацией самостоятельно. Важно понимать, что требованиями ФГОС не определено ни время начала изучения отдельных учебных предметов, ни объем часов на их изучение в общем или по годам освоения. Поэтому распределение часов в примерных учебных планах, размещенных в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, является ориентировочным и не подлежит неукоснительному исполнению (табл. 2) [9].
Таблица 2
Примерное распределение учебных предметов в рамках обязательных предметных областей учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью по годам обучения
Обязательная предметная область Обязательные учебные предметы Распределение по классам
Язык и речевая практика Русский язык первый дополнительный класс, 1—4 классы, 5—9 классы, 10—12 классы
Чтение (литературное чтение) первый дополнительный класс, 1—4 классы, 5—9 классы, 10—12 классы
Речевая практика первый дополнительный класс, 1—4 классы
Окончание таблицы 2
Обязательная предметная область Обязательные учебные предметы Распределение по классам
Математика Математика первый дополнительный класс, 1—4 классы, 5—9 классы, 10—12 классы
Информатика 7—9 классы, 10—12 классы
Естествознание Мир природы и человека первый дополнительный класс, 1—4 классы
Природоведение 5—6 классы
Биология 7—9 классы
География 6—9 классы
Человек и общество Основы социальной жизни 5—9 классы, 10—12 классы
Мир истории 5 класс
История Отечества 7—9 классы
Этика 10—12 классы
Обществоведение 10—12 классы
Искусство Музыка первый дополнительный класс, 1—4 классы, 5 класс
Рисование первый дополнительный класс, 1—4 классы, 5 класс
Технология Ручной труд первый дополнительный класс, 1—4 классы
Профильный труд 5—9 классы, 10—12 классы
Физическая культура Физическая культура первый дополнительный класс, 1—4 классы, 5—9 классы, 10—12 классы
В пункте 2.6 ФГОС обозначено, что обязательная часть адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью составляет не менее 70% от общего объема образовательной программы [10]. Данное утверждение в полной мере справедливо по отношению к учебному плану. Поэтому при определении объема часов на обязательные учебные предметы обязательной части учебного плана может быть использовано не менее 70% и не более 99% учебного времени.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) обучающихся, приоритетные направления образовательной деятельности общеобразовательной организации.
В соответствии с требованиями ФГОС, время, отведенное на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, может быть использовано на [11]:
— увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
— введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
— введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии обучающихся;
— введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Данная часть учебного плана должна быть представлена с первого класса и до завершения обучения и должна составлять не более 30% учебного времени, отводимого на освоение образовательной программы в пределах максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Алгоритм наполнения части учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, формируемой участниками образовательных отношений, представлен следующим образом:
— педагогические работники образовательной организации предлагают максимальное количество учебных курсов, которые можно реализовать в данной части адаптированной основной общеобразовательной программы. Целесообразно соблюсти принцип избыточности, представив достаточно большое поле для выбора родителям и обучающимся;
— к каждому учебному курсу следует оформить краткую аннотацию, например, указав объем ча-
сов, примерные темы занятий, формы занятий с обучающимися, планируемые результаты;
— обеспечить родителям (законным представителям) обучающихся и самим обучающимся право выбора учебных курсов, для реализации части адаптированной основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
— данная часть учебного плана должна быть утверждена решением педагогического совета на основе анализа выбора участников образовательных отношений.
При конструировании части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, целесообразно предусмотреть реализацию региональной составляющей содержания образования. Региональная направленность содержания образования должна способствовать: воспитанию у обучающихся чувства сопричастности к малой родине; формированию у обучающихся представлений о регионе, его природе, истории, населении, культуре и др.; включению обучающихся в социальные практики, влияющие на социокультурное развитие региона; осознанному выбору обучающимися направления профессионального обучения в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями региона.
Коррекционно-развивающая область является также обязатель-
ным структурным компонентом учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью. При наполнении данной части учебного плана в соответствии с пунктом 2.9.3 ФГОС и приложения к нему обязательно следует:
— включить обязательные кор-рекционные курсы: логопедические занятия, психокоррекцион-ные занятия, ритмика;
— соблюсти максимальный объем часов, отводимых на реализацию коррекционно-развивающей области, — не более 1830 часов (9 лет обучения), не более 2442 часов (12 лет обучения), не более 2640 часов (13 лет обучения);
— отвести на реализацию обязательных и дополнительных кор-рекционных курсов коррекцион-но-развивающей области не менее 5 часов в неделю (пункт 8.3 Сан-Пин) [5] и не более 6 часов в неделю (пункт 2.9.3 ФГОС (вариант 1) [12]; "
— в соответствии с потребностями обучающихся самостоятельно распределить время, отводимое на реализацию отдельных коррек-ционных курсов;
— при необходимости ввести дополнительные коррекционные курсы на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и содержания индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
— принимать во внимание, что объем часов, отводимых на кор-
рекционно-развивающую область, не входит в максимально допустимую учебную нагрузку обучающихся.
Именно с учетом соблюдения перечисленных требований следует сформировать рассматриваемую часть учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Внеурочная деятельность — заключительная обязательная часть учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
При формировании учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью в части внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС следует представить:
— состав направлений внеурочной деятельности: нравственное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное (все четыре направления, часть этих направлений, допустима интеграция направлений внеурочной деятельности);
— курсы внеурочной деятельности по классам с указанием формы реализации (дискуссионный клуб, проектная деятельность или др.);
— объем часов по годам обучения по каждому курсу внеурочной деятельности.
При наполнении данной части учебного плана обучающихся с легкой умственной отсталостью следует соблюсти:
— согласованность данного раздела учебного плана и информа-
ции, изложенной в программе внеурочной деятельности в структуре содержательного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы;
— направленность курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью;
— необходимость разнообразия курсов внеурочной деятельности обучающихся в рамках четырех направлений, представленных в ФГОС;
— обеспечение добровольной основы участия во внеурочной деятельности в соответствии с выбором участников образовательных отношений;
— данная часть учебного плана является перспективной и целесообразно предусмотреть примерные курсы внеурочной деятельности на несколько лет обучения и при необходимости впоследствии вносить уточнения в этот раздел учебного плана;
— объем внеурочной деятельности в неделю не менее 4 часов (в соответствии со стандартом кор-рекционно-развивающая область до 6 часов в неделю, следовательно, внеурочная деятельность — не менее 4 часов в неделю) и не более 5 часов в неделю (с учетом санитарно-эпидемиологических норм
и правил обязательные коррекци-онные курсы не менее 5 часов в неделю, поэтому внеурочная деятельность может составлять 5 часов в неделю) [13—14];
— объем внеурочной деятельности за 9 лет обучения не менее 1220 часов и не менее 1760 часов за 13 лет обучения;
— объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, не входит в максимально допустимую учебную нагрузку обучающихся;
— учитывать имеющиеся в образовательной организации условия для осуществления внеурочной деятельности кадровые, материаль-
но-технические, финансовые и иных условия.
В таблице 3 изложена сводная информация по структуре учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и объему часов, отводимых на реализацию отдельных частей учебного плана. Представленные в таблице ориентиры рекомендуем использовать при конструировании учебного плана в процессе разработки организационного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Таблица 3
Структура учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и объем часов, отводимый на отдельные части учебного плана
Обязательная часть
обязательные предметные области: язык и речевая практика; обязательные учебные предметы в рамках обязательных предметных областей: русский язык, чтение (литературное чтение), речевая практика;
математика; математика и информатика;
естествознание; мир природы и человека, природоведение, биология, география;
человек и общество; основы социальной жизни, мир истории, история Отечества, этика, обществоведение;
искусство; музыка, рисование;
технология; ручной труд, профильный труд;
физическая культура. физическая культура.
Продолжение таблицы 3
Не менее 70% времени, отводимого на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Возможности наполнения:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся и коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии обучающихся;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов
Не более 30% времени, отводимого на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы
Максимально допустимая учебная нагрузка — в зависимости от срока обучения не более 8377 часов (9лет обучения) и не более 12538 (13лет обучения) (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами)
Коррекционно-развивающая область
Обязательные коррекционные курсы: логопедические занятия; психокоррекционные занятия; ритмика.
Дополнительные коррекционно-развивающие курсы.
Обязательство обеспечения условий выбора участников образовательных отношений
Окончание таблицы 3
Не менее 5 часов в неделю и не более 6
часов в неделю. Максимальный объем часов — не более 1830 часов (9 лет обучения) и не более 2640 часов (13 лет обучения) (при 6 часах в неделю).
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности в рамках следующих направлений: нравственное направление; общекультурное направление; социальное направление; спортивно-оздоровительное направление.
Не менее 4 часов в неделю и не более 5
часов в неделю. Максимальный объем часов — не менее 1220 часов (9 лет обучения) и не менее 1760 часов (13 лет обучения).
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3 050 часов, в течение 12 учебных лет - не более 4 070 часов, в течение 13 учебных лет - не более 4 400 часов (пункт 2.9.10 приложения к ФГОС) [2].
Таким образом, с учетом опыта разработки учебных планов образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на курсах повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций Свердловской
области, нами представлены основные нормативно обоснованные подходы к разработке данного структурного компонента организационного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы.
СПИСОК
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2015 г.) URL: http: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 30.12.2015).
2. Там же.
3. Там же.
4. «Об утверждении федерального государственного образовательного
ЛИТЕРАТУРЫ
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70760670/ (дата обращения: 02.12.2015).
5. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемио-
логические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 URL: http://base. consultant .ru/cons /cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n=184630 (дата обращения: 02.12.2015).
6. Указ. соч. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70760670/ (дата обращения: 29.12.2015).
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=518 (дата обращения: 03.12.2015).
Указ. соч. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 29.12.2015).
9. Указ. соч. Примерная адаптированная основная общеобразователь-
ная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_ id=518 (дата обращения: 03.12.2015).
10. Указ. соч. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 29.12.2015).
11. Там же.
12. Там же.
13. Указ. соч. «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=184630 (дата обращения: 02.12.2015).
14. Указ. соч. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 29.12.2015).
KoppeKUHOHHO-neflaroranecKoe o6pa3OBaHHe. 2015. № 4
REFERENCES
1. The federal law of 29.12.2012 No. 273 "About education in the Russian Federation" (in edition of 29.12.2015) URL: http: http://www .consultant.ru / document/cons_doc_law_140174 /(date of the address: 30.12.2015).
2. In the same place.
3. In the same place.
4. «About the approval of the federal state educational standard of education trained mentally retarded (intellectual violations)»: the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 URL: http://www .garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670/ (date of the address: 02.12.2015).
5. "About the statement of Sanitary and epidemiologic norms 2.4.2.3286-15 "Sanitary and epidemiologic requirements to conditions and the organization of training and education in the organizations which are carrying out educational activities for the adapted main general education programs for trained with limited opportunities of health": The resolution of the Chief state health officer of the Russian Federation of 10.07.2015 No. 26 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=184630 (date of the address: 02.12.2015).
6. Index of the composition. "About the approval of the federal state educational standard of education trained mentally retarded (intellectual violations)": the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 URL: http://www .garant. ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (date of the address: 29.12.2015).
7. The approximate adapted main general education education program
trained mentally retarded (intellectual violations) URL: http://fgos-ovz.herzen. spb.ru/? page_id=518 (date of the address: 03.12.2015).
8. Index of the composition. "About the approval of the federal state educational standard of education trained mentally retarded (intellectual violations)": the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 URL: http://www .garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670/ (date of the address: 29.12.2015).
9. Index of the composition. The approximate adapted main general education education program trained mentally retarded (intellectual violations) URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/? page_id=518 (date of the address: 03.12.2015).
10. Index of the composition. "About the approval of the federal state educational standard of education trained mentally retarded (intellectual violations)": the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 URL: http://www .garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670/ (date of the address: 29.12.2015).
11. In the same place.
12. In the same place.
13. Index of the composition. «About the statement the SanPiN 2.4.2.3286-15 «Sanitary and epidemiologic requirements to conditions and the organization of training and education in the organizations which are carrying out educational activities for the adapted main general education programs for trained with limited opportunities of health»: The resolution of the Chief state health officer of the Russian
Federation of 10.07.2015 No. 26 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=184630 (date of the address: 02.12.2015).
14. Index of the composition. "About the approval of the federal state educational standard of education trained mentally
retarded (intellectual violations)": the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 URL: http://www .garant. ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (date of the address: 29.12.2015).
Поступила 29.12.2015 г.