Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Советов Игорь Константинович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом юридической ответственности образовательных организаций в качестве одного из элементов общего механизма обеспечения безопасности России. Дается характеристика видов юридической ответственности образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности, ее оснований и особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Советов Игорь Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE MECHANISM OF ENSURING NATIONAL SECURITY

The article deals with the issues related to the analysis of the legal responsibility of educational organizations as one of the elements of the general mechanism for ensuring the security of Russia. The article describes the types of legal responsibility of educational organizations in the field of security, its grounds and features.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). С. 15-23. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). P. 15-23.

Научная статья УДК 342

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Игорь Константинович Советов

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом юридической ответственности образовательных организаций в качестве одного из элементов общего механизма обеспечения безопасности России. Дается характеристика видов юридической ответственности образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности, ее оснований и особенностей.

Ключевые слова: национальная безопасность, юридическая ответственность, образовательные организации.

Для цитирования: Советов И. К. Юридическая ответственность образовательных организаций в механизме обеспечения национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). C. 15-23.

Original article

LEGAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE MECHANISM OF ENSURING NATIONAL SECURITY

Igor K. Sovetov

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with the issues related to the analysis of the legal responsibility of educational organizations as one of the elements of the general mechanism for ensuring the security of Russia. The article describes the types of legal responsibility of educational organizations in the field of security, its grounds and features.

Keywords: national security, legal responsibility, educational organizations.

For citation: Sovetov I. K. Legal responsibility of educational organizations in the mechanism of ensuring national security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). Pp. 15-23. (In Russ.)

Юридическая ответственность является одним из существенных элементов общего правового регулирования в сфере обеспечения безопасности России и может применяться в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения в сфере обеспечения безопасности, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными правовыми актами. В качестве необходимого элемента механизма обеспечения национальной безопасности юридическая ответственность является достаточно эффективным инструментом достижения целей обеспечения безопасности, поскольку применяется в целях не только собственно привлечения к ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности, при которых причиняется ущерб правам и законным интересам личности, об-

© Советов И. К., 2021

щества, государства, но и для достижения целей общей и частной превенции. Очевидно, что достижение этих целей способствует предотвращению возникновения и развития вредоносных факторов, угрожающих безопасности охраняемых объектов: личности, общества и государства, их прав и законных интересов. Поэтому помимо собственно применения мер юридической ответственности для обеспечения национальной безопасности могут быть использованы (и, как правило, используются) иные правовые меры обеспечения безопасности, имеющие характер государственного принуждения. В научной литературе такие меры нередко обозначают как юрисдикционные меры обеспечения безопасности. Последние понимаются как «нормативно зафиксированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных прав и законных интересов личности, общества, государства и нации от административных правонарушений» [1, с. 23]. Таким образом, применение государственного принуждения в виде наказаний направлено также на предупреждение, выявление и нейтрализацию правонарушений, создающих угрозу охраняемым объектам безопасности или повлекших причинение им вреда.

Образовательные организации на постоянной основе имеют отношения с многочисленными группами обучающих и обучающихся, причем значительная часть последних являются несовершеннолетними и уже в силу этого обстоятельства наименее защищенными в сфере обеспечения их личной безопасности. Социальная значимость проблемы обеспечения безопасности в образовательных организациях может быть наглядно проиллюстрирована тем фактом, что более 20 % (или 1/5) от общей численности населения нашей страны являются обучающимися образовательных учреждений, большая часть из которых -несовершеннолетние. События последних лет наглядно показали, насколько актуальной является проблема обеспечения безопасности всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации, особенно вызванной угрозами криминального и террористического характера. В аспекте общей превенции эта ситуация вызвала появление государственных программ обеспечения безопасности образовательных организаций, разработку и реализацию в образовательных организациях плана действий в чрезвычайных ситуациях, включающего различные компоненты, направленные на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников1. Министерство образования Пермского края в мае-июне 2021 года провело проверки обеспечения безопасности в 809 из 2 288 подведомственных образовательных организаций. Нарушения правил обеспечения безопасности были обнаружены на 128 объектах.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2 (закон «Об образовании в РФ») в п. 6 ст. 28 возлагает на образовательную организацию важную обязанность «создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и

1 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421 (ред. от 29.03.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 46. Ст. 6491; Об усилении мер безопасности: письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07 (вместе с «Рекомендациями по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений») // Официальные документы в образовании. 2021. Июнь. № 16.

2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

здоровье обучающихся, работников образовательной организации», а в п. 7 этой статьи установлено, что «образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.., а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации. За нарушение ... требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях». Особо законодатель в ст. 41 закона «Об образовании в РФ» выделяет необходимость проведения обязательных мероприятий в области охраны здоровья обучающихся, которые должны осуществлять образовательные организации: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение сани-тарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 41 закона «Об образовании в РФ» «организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями»1. После принятия в 2012 году данного федерального закона правовые нормы об ответственности образовательных организаций не были каким-либо образом объединены в единое системное образование и поэтому остались многоотраслевым правовым институтом.

В связи с вышеуказанным можно отметить такую особенность юридической ответственности в образовательных организациях, как комплексный характер этого института. С одной стороны, эта ответственность включает в себя элементы различных видов социальной ответственности, в частности, отражает особенности содержания педагогических правоотношений и может иметь неправовой характер. Такие своего рода специфические, легально существующие и фактически признаваемые меры ответственности, применяемые в рамках педагогических отношений, которые нередко влекут при этом достаточно серьезные вредные последствия, тем не менее не признаются законом в качестве правонарушений (так называемые «скрытые» правонарушения). С другой стороны, юридическая ответственность образовательных организаций может иметь классические характеристики юридической ответственности в различных отраслях права, что позволяет применять в таких случаях отдельные специальные отраслевые законодательные акты (Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации) и говорить о юридической ответственности образовательных организаций в рамках традиционных видов юридической ответственности. Особую озабоченность вызывает то совершенно очевидное обстоятельство, что если вопросы закрепления и применения административно-правовой, уголовно-правовой, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности имеют под собой уже сформировавшуюся теоретико-правовую почву, нормативно установленные основания для своего практического применения, то проблемы образовательно-правовой ответственности начинаются уже с дискуссионности самого признания возможности существования такого вида ответственности [см.: 2; 3; 4].

Содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в РФ» предписания об ответственности образовательных организаций за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации сформулированы, скорее, как обязанности образовательной организации, которые она должна неукоснительно исполнять, что представляет собой основание для позитивной ответственности. Данные положения закона «Об образовании в

1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

РФ» об ответственности определены весьма расплывчато, не содержат никаких четких критериев. Это не позволяет рассматривать данные положения закона в практическом аспекте как основания применения соответствующих правовых санкций, которые к тому же вообще не определены данным законом. Поэтому исследовать юридическую ответственность образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности представляется возможным только в рамках отраслевых правовых норм российского права.

В соответствии с основными отраслями права в качестве видов юридической ответственности образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности можно выделить дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность образовательных организаций в данной сфере.

Достаточно многочисленны и весьма разнообразны в сфере обеспечения безопасности дисциплинарные проступки, которые могут совершать все те работники образовательной организации (субъекты проступка), на которых возлагаются обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания. Согласно ч. 8 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ» руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Ч. 4 ст. 48 этого закона устанавливает, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. При этом законодатель в самом федеральном законе не устанавливает элементы состава дисциплинарного проступка, включая санкции, а отсылает к другому (трудовому) законодательству. Аналогично законодатель не конкретизирует ответственность иных работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. В ст. 52 Федерального закона «Об образовании в РФ» лишь констатировано, что указанные работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами. Объективную сторону данных дисциплинарных проступков могут составить такие действия, как применение к обучающимся методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием; использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения; несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения; отказ от прохождения периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя; непринятие мер безопасности, предусмотренных действующим законодательством и локальными правовыми актами. За совершение дисциплинарных проступков работники образовательных организаций в общем порядке на основании ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) могут быть подвергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Поскольку в трудовом законодательстве педагогические работники выделены в особую категорию, для их увольнения ст. 336 ТК РФ установлены дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником и руководителями образовательной организации1. В частности, основанием для увольнения педагогических работников и

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

руководителей образовательной организации является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Вторым видом юридической ответственности в сфере обеспечения безопасности, к которой могут привлекаться образовательные организации, является административная ответственность. В рамках института административной ответственности образовательные организации не только выступают в качестве общих субъектов общераспространенных административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности, отвечая за противопожарную безопасность, санитарное состояние организации, соблюдение режима труда и отдыха, но и могут быть специфическими субъектами административной ответственности, поскольку никто, кроме них, не может совершить такие правонарушения, как, например, предусмотренные ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ) «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций» и ст. 19.30 КоАП РФ «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности». Поскольку объективная сторона указанных правонарушений не содержит указаний на деяния, связанные с невыполнением обязанностей по обеспечению безопасности в организации, то административная ответственность образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности предусмотрена иными статьями КоАП РФ. Выделение этой группы административных правонарушений основано на двух критериях: во-первых, это объект в составе правонарушения - охраняемые объекты безопасности (личность, общество, государство), во-вторых, это субъект в составе правонарушения (образовательные организации и ее работники). На основе общих подходов к пониманию безопасности, а также легального определения административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ) можно сформулировать понятие административного правонарушения в сфере обеспечения безопасности как противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, причиняющего вред частным и публичным правам, законным интересам в сфере безопасности, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Действительно, административные правонарушения именно в сфере обеспечения безопасности, за совершение которых образовательные организации могут быть привлечены к административной ответственности, закреплены в ряде статей КоАП РФ и законов субъектов РФ.

Так, ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В правоприменительной практике привлечение к ответственности по этой статье осуществляется в основном в связи с тем, что нарушения, выявленные при проведении проверки в отношении образовательной организации, могут привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья детей. При этом устранение выявленных нарушений обычно не является основанием для освобождения образовательной организации от административной ответственности, поскольку на момент проверки данные нарушения имели место.

Кроме того, в ст. 20.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе образовательных организаций. В качестве элементов объективной стороны этого пра-

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

вонарушения в судебной практике признаются такие, как отсутствие акта обследования и категорирования объекта (территории); отсутствие на объекте плана необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории); отсутствие организации на объекте внутриобъектового режима; отсутствие контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте; отсутствие организованного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму на объекте, в том числе немедленное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности; игнорирование проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта как минимум один раз в год; отсутствие актуализированного паспорта безопасности объекта в связи с изменением мер по инженерно-технической защищенности объекта.

Нормативными актами некоторых субъектов РФ также установлены составы административных правонарушений, за совершение которых образовательные организации могут быть привлечены к административной ответственности. Например, Законом Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае»1 образовательные организации и их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за неисполнение установленных законом Пермского края мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (ст. 7.3), за нарушение установленного органами местного самоуправления порядка обеспечения безопасности при организации и проведении культурных и досуговых мероприятий (ст. 7.6), за неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае (ст. 11.7). В других субъектах РФ устанавливаются иные составы административных правонарушений, субъектами которых могут быть образовательные организации. Например, в республике Северная Осетия - Алания законодательно установлена административная ответственность должностных лиц организаций за невыполнение обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 4(1).2) и дополнительная ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, если она установлена законодательством Республики Северная Осетия - Алания (ст. 4(1).3)2.

Третий вид юридической ответственности в сфере обеспечения безопасности, который может быть применен в отношении образовательных организаций, - это уголовная ответственность. Преступления в сфере обеспечения безопасности, совершаемые в образовательных организациях, отличаются не только более высокой степенью общественной опасности, чем иные правонарушения, но и тем, что могут носить массовый характер и причинять ущерб здоровью обучаемых и сотрудников с тяжелыми последствиями вплоть до летального исхода. Более распространенными являются случаи, связанные с нарушением безопасных условий обучения и воспитания в образовательных организациях. Такие случаи на практике обычно квалифицируют по ч. 2 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей») . В случае, когда вследствие ненадлежа-

1 Об административных правонарушениях в Пермском крае [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК (ред. от 30.08.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 09.04.2015 (дата обращения: 26.10.2021).

2 Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений [Электронный ресурс]: закон Республики Северная Осетия - Алания от 17.11.2014 № 43-P3 (в ред. от 02.11.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ (дата обращения: 26.10.2021).

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

щего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей наступает смерть, при неосторожной форме вины уголовная ответственность для руководителя и работников образовательных организаций наступает по ч. 2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что для руководителя и работников образовательных организаций возможно привлечение к уголовной ответственности за совершение общих для системы обеспечения безопасности преступлений: по ст. 219 УК РФ («Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека»), по ст. 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий»), по ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), по ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), по ст. 205.1 УК РФ («Содействие террористической деятельности»), по ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»).

Однако в УК РФ существует еще специальная норма, позволяющая привлекать к уголовной ответственности руководителя и работников образовательных организаций в случае причинения по неосторожности вреда жизни и здоровью учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Ст. 143 УК РФ наиболее точно отражает специфику и сущность таких общественно опасных деяний («Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»). Объективная сторона этого состава преступления выражается в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, которые касаются не только производственных процессов, но и безопасных условий обучения и воспитания в образовательных организациях. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда может выражаться в форме как действия, так и бездействия.

Исследователи уже отмечали, что в ст. 143 УК РФ отсутствует упоминание о правилах, которые обеспечивают безопасные условия обучения и воспитания в образовательных организациях, что несколько затрудняет применение специальной нормы в полном объеме, делает ее неопределенной в данной части применительно к образовательным организациям [5, с. 13]. Субъект данного преступления специальный - лицо, на котором лежат обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Указанные обязанности могут вытекать из прямого указания закона, подзаконного акта, условий соглашения, коллективного или трудового договора, занимаемой должности и др. Распространение этой правовой нормы на образовательные организации можно обосновать тем, что обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда возлагаются на всех работников образовательной организации, а не только на руководящий состав, обязанный обеспечивать соблюдение правил охраны труда. В то же время необходимо отметить, что при изменении формы вины на умышленную деяние квалифицируется по ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). Объективная сторона состава этого преступления выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником или другим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, оскорблении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т. д. Если жестокое обращение с несовершеннолетним повлекло причинение ему смерти или вреда его здоровью, то действия виновного в зависимости от наступивших последствий будут квалифицированы по другим статьям УК РФ (ст. 105, 109, 111-112, 115, 117-118).

Наконец, четвертый вид юридической ответственности в сфере обеспечения безопасности, к которой могут быть привлечены образовательные организации, - это гражданско-правовая ответственность. Она характеризуется такими чертами, как имущественный характер санкций, компенсационно-восстановительная функция ответственности, поскольку санкции применяются в пользу потерпевшего. В сфере обеспечения безопасности наступает гражданско-правовая ответственность за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина и за причинение морального вреда.

Поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в п. 6 ст. 28 возлагает на образовательную организацию обязанность по обеспечению безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, а также по обеспечению безопасности работников образовательной организации, то ненадлежащее выполнение этих обязанностей является основанием для гражданско-правовой ответственности образовательной организации. При этом так же, как и для других видов ответственности, закон «Об образовании в РФ» не устанавливает конкретных мер ответственности, ссылаясь в целом на законодательство Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) в ст. 1064, 1068 предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей1. Предусмотренные ГК РФ правила о возмещении вреда, причиненного противоправными действиями, имеют общий характер и, следовательно, относятся к любой организации, имеющей статус юридического лица. Поскольку образовательная деятельность имеет свои специфические особенности, следовало бы в законе «Об образовании в РФ» закрепить основной типичный перечень оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности образовательных организаций, возникающей вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей в сфере обеспечения безопасности. К таким основаниям, по нашему мнению, могут быть отнесены: несоблюдение требований по защищенности образовательной организации, повлекшее причинение вреда обучающимся или ее работникам, деятельность образовательной организации, связанная с неправильной эксплуатацией источников повышенной опасности (оборудование, приборы, установки, проведение учебных занятий и т. п.), несоответствие условий образовательного процесса лицензионным требованиям. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ следует предусмотреть в законе «Об образовании в РФ», что возмещение вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда. Обоснованность таких дополнений подкрепляется и тем, что подобные нормы уже включают некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что образовательные организации вследствие причинения вреда обязаны возмещать обучающимся и работникам не только материальный, но и моральный ущерб. Поэтому представляется обоснованным установить в законе «Об образовании в РФ» в соответствии со ст. 151 и ст. 1100 ГК РФ основания возмещения гражданину морального вреда, причиненного действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, тем более если этот вред возник в результате противоправных, преступных или террористических действий, совершенных при несоблюдении образовательной организацией обязательных требований по обеспечению безопасности обучающихся и работников. Юридически значимое обстоятельство для наступления такой ответственности также должно быть закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ»: причинение вреда должно иметь место во время образовательного процесса либо в момент нахождения обучаемого под надзором образовательной организации.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

В целом можно констатировать, что создание правовых оснований для привлечения к ответственности образовательных организаций и их должностных лиц за нарушение правил обеспечения безопасности становится всё более актуальным. Этот процесс предполагает системную работу по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ», а также в некоторые другие нормативно-правовые акты на основе и с учетом новых современных реалий и опыта.

Список источников

1. Стахов А. И. Административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности: общее понятие, отличительные признаки, основные пути систематизации // Полицейское право. 2008. № 1. С. 21-24.

2. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права: моногр. М., 2002.

3. Куров С. В. Образование и гражданское право: учеб. пособие. М., 2004.

4. Образовательное право: учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. Д. А. Аксеновой. М., 2016.

5. Щербинина И. В. Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасные условия обучения и воспитания в образовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

References

1. Stakhov A. I. Administrativno-yurisdiktsionnye mery obespecheniya bezopasnosti: ob-shchee ponyatie, otlichitel'nye priznaki, osnovnye puti sistematizatsii [Administrative and jurisdictional security measures: general concept, distinctive features, main ways of systematization]. Politseiskoe pravo, 2008, no 1, pp. 21-24. (In Russ.)

2. Syrykh V. M. Vvedenie v teoriyu obrazovatel'nogo prava [Introduction to the theory of educational law]: monogr. Moscov, 2002. (In Russ.)

3. Kurov S. V. Obrazovanie i grazhdanskoe pravo [Education and civil law]: ucheb. posobie. Moscov, 2004. (In Russ.)

4. Aksenovoi D. A. Obrazovatel'noe pravo [Educational law]: ucheb. posobie dlya bakalavrov. Moscov, 2016. (In Russ.)

5. Shcherbinina I. V. Ugolovnaya otvetstvennost' za narushenie pravil, obespechivayushchikh be-zopasnye usloviya obucheniya i vospitaniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Criminal liability for violation of the rules ensuring safe conditions of education and upbringing in educational institutions]: Abstract of Ph. D. Thesis. Moscov, 2010. (In Russ.)

Информация об авторе И. К. Советов - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Конституционное, муниципальное и административное право»,

Прикамский социальный институт.

Information about the author I. K. Sovetov - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional, Municipal and Administrative Law,

Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 16.11.2021; принята к публикации 16.11.2021.

The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 16.11.2021; accepted for publication 16.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.