Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВА БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВА БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ВЕЩНЫЕ ПРАВА / ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВА / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисёнок О.С.

Нормы гражданского права призваны регулировать отношения участников гражданских правоотношений, возникающие по поводу присвоения имущественных благ. Субъекты гражданских правоотношений могут удовлетворить свой интерес в имуществе либо через заключение договорных отношений, в результате чего у субъекта возникнет право требовать удовлетворения своих имущественных интересов через поведение обязанного лица, либо путем приобретения вещных прав на имущество с последующим его использованием. На практике имеют место правоотношения, в которых определить природу прав, возникающих в отношении имущества, весьма затруднительно. В настоящей статье проведена оценка прав, возникающих у открытого акционерного общества в отношении переданного ему в безвозмездное пользование государственного имущества. Выполнен анализ содержания договора безвозмездного пользования государственным имуществом, установлено наличие в нем признаков иных гражданско-правовых договоров. Внесены предложения по корректировке гражданского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASSESSMENT OF THE RIGHT OF GRATUITOUS USE OF STATE PROPERTY

The norms of civil law are designed to regulate the relations of participants in civil legal relations arising from the appropriation of property benefits. Subjects of civil legal relations can satisfy their interest in property either through the conclusion of contractual relations, as a result of which the subject will have the right to demand satisfaction of their property interests through the behavior of an obligated person, or by acquiring property rights to the property with its subsequent use. In practice, there are legal relations in which it is very difficult to determine the nature of the rights arising in relation to property. In this article, an assessment of the rights arising from an open joint-stock company in relation to the state property transferred to it for gratuitous use is carried out. The analysis of the content of the contract for the gratuitous use of state property was carried out, the presence of signs of other civil law contracts in it was established. Proposals have been made to adjust the civil legislation.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВА БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 347.21 DOI 10.52928/2070-1632-2023-63-1-100-107

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВА БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

О.С. БОРИСЁНОК (Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Минск)

Нормы гражданского права призваны регулировать отношения участников гражданских правоотношений, возникающие по поводу присвоения имущественных благ. Субъекты гражданских правоотношений могут удовлетворить свой интерес в имуществе либо через заключение договорных отношений, в результате чего у субъекта возникнет право требовать удовлетворения своих имущественных интересов через поведение обязанного лица, либо путем приобретения вещных прав на имущество с последующим его использованием. На практике имеют место правоотношения, в которых определить природу прав, возникающих в отношении имущества, весьма затруднительно. В настоящей статье проведена оценка прав, возникающих у открытого акционерного общества в отношении переданного ему в безвозмездное пользование государственного имущества. Выполнен анализ содержания договора безвозмездного пользования государственным имуществом, установлено наличие в нем признаков иных гражданско-правовых договоров. Внесены предложения по корректировке гражданского законодательства.

Ключевые слова: хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование, государственное имущество, преобразование, открытое акционерное общество, вещные права, обязательственные права, доверительное управление.

Введение. Государственная собственность, согласно статье 215 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), помимо деления на республиканскую и коммунальную, подразделяется на казну и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Юридические лица, имущество которых находится в собственности государства, могут создаваться в форме унитарных предприятий, государственных объединений и учреждений. На начало 2022 года в Республике Беларусь насчитывалось 1511 юридических лиц государственной формы собственности, из них 1164 республиканских, и 347 коммунальных. За государственными юридическими лицами государственное имущество может закрепляется либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (статья 216 ГК).

Оперативное управление и хозяйственное ведение относятся к категории ограниченных вещных прав лиц, не являющихся собственниками имущества. Юридические лица, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством. Государственные юридические лица осуществляют распоряжение закрепленным за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения имуществом в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее - Указ № 169), либо по решению собственника имущества, либо по согласованию с ним.

Вместе с тем существует еще одна категория юридических лиц, за которыми закреплено государственное имущество. Это хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде. На начало 2022 г. таких хозяйственных обществ насчитывалось 1522. Государственное имущество у таких организаций находится в безвозмездном пользовании. Следует отметить, что ссудополучателями государственного имущества являются не все хозяйственные общества, а только открытые акционерные общества, созданные в результате преобразования государственных унитарных предприятий, либо открытые акционерные общества, к которым присоединены государственные унитарные предприятия (далее - ОАО), в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон о приватизации). Права, возникающие у ОАО в процессе безвозмездного пользования государственным имуществом, обладают значительными отличиями.

Основная часть. Порядок и условия передачи в безвозмездное пользование государственного имущества установлены Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее - Указ № 150). Указом № 150 утвержден закрытый Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) её административно-территориальных единиц, предоставляется в безвозмездное пользование (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем государственная недвижимость может быть передана в безвозмездное пользование государственным органам только для размещения аппарата управления и осуществления своих функций и государственным организациям - для осуществления научной, образовательной, издательской и иной, перечисленной в Перечне, деятельности. Прочие

организации и индивидуальные предприниматели могут получить государственное имущество в безвозмездное пользование только в двух случаях: а) для организации питания воспитанников и лиц, обучающихся в учреждении образования; б) под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест. Использование ссудополучателем государственного имущества в других целях не допускается.

Ссудодателем государственного имущества является государственный орган или организация, за которыми передаваемое в безвозмездное пользование имущество закреплено на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, а ссудополучателем является субъект хозяйствования, которому Указом № 150 предоставлено право на получение такого имущества в безвозмездное пользование. ОАО, созданные в соответствии с законодательством о приватизации, к таковым не относятся.

Правовым основанием передачи государственного имущества в безвозмездное пользование ОАО являются положения статей 25, 27 Закона о приватизации. Принимая решение о реорганизации государственного унитарного предприятия в форме преобразования в ОАО либо путем присоединения к ОАО учредитель, на ряду с размером уставного фонда, количеством эмитированных акций и их номинальной стоимостью, определяет государственное имущество, подлежащее передаче в безвозмездное пользование создаваемого ОАО, а также государственный орган, которому после государственной регистрации хозяйственного общества надлежит заключить договор безвозмездного пользования [1]. Таким образом, учредитель (собственник имущества) создавая ОАО одну часть своего имущества вносит в уставный фонд хозяйственного общества, а другую часть государственного имущества передает акционерному обществу в безвозмездное пользование. Правоотношения, возникающие при передаче государственного имущества в безвозмездное пользование ОАО, имеют существенные особенности:

1. В безвозмездное пользование ОАО, созданных в соответствии с Законом о приватизации, передается не любое государственное имущество, а только ранее находящееся в хозяйственном ведении реорганизованного в форме преобразования или присоединения государственного унитарного предприятия.

2. Предметом безвозмездного пользования являются, как правило, объекты, находящиеся только в собственности государства (объекты гражданской обороны, инженерной инфраструктуры общего пользования и иные), объекты социального назначения (дома культуры, детские сады, дома отдыха и др.), а также иное имущество, которое в соответствии с законодательством, либо по иным объективным причинам, не подлежит включению в уставный фонд акционерного общества.Такие объекты передаются хозяйственному обществу с условием сохранения их целевого использования, а если, с учетом специфики передаваемого имущества, обеспечить использование таких объектов по назначению невозможно, - с условием содержания такого имущества в состоянии, обеспечивающем сохранность, целостность и готовность их к использованию.

3. Государственное имущество передается в безвозмездное пользование ОАО по решению государственного органа, уполномоченного управлять государственным имуществом. Ссудодателем такого имущества выступает государственный орган или организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, в управлении которой переданы акции созданного в процессе преобразования ОАО, либо организация, уполномоченная управлять государственным имуществом. За ссудодателем такое имущество не закреплено ни на праве хозяйственного ведения, ни на праве оперативного управления, в бухгалтерском учете ссудодателя такие объекты также не учитываются.

Передача государственного имущества в безвозмездное пользование ОАО осуществляется на основании договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в государственной собственности, форма которого установлена постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 32 (далее - договор безвозмездного пользования). Положениями договора безвозмездного пользования закреплено, что:

а) право собственности на имущество сохраняется за Республикой Беларусь;

б) право безвозмездного пользования возникает у ссудополучателя не с момента заключения договора, а с даты государственной регистрации ссудополучателя как ОАО;

в) в обязанности ссудополучателя входят: бухгалтерский учет переданного имущества, а также начисление и уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, учет и распределение затрат на содержание такого имущества. Г.И. Войтович анализируя право хозяйственного ведения унитарного предприятия, ссылаясь на статью 86 ГК от 11 июня 1964 г. писал, что правомочия юридического лица по владению переданным ему на праве хозяйственного ведения имуществом реализуются посредством зачисления его на самостоятельный баланс предприятия и выбытия из фактического владения собственника [2]. Постановка на бухгалтерский баланс государственного имущества свидетельствует об обладании ОАО правомочиями владения переданным ему в безвозмездное пользование имуществом;

г) с согласия ссудодателя ОАО имеет право распоряжаться таким имуществом: сдавать в аренду и передавать в безвозмездное пользование иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также распоряжаться иным способом в порядке, установленном законодательством.

Помимо договора безвозмездного пользования, право ОАО на распоряжение переданным ему в безвозмездное пользование имуществом закреплено Указом № 169. Так, частью первой пункта 6 Указа № 169 предоставлено право ОАО, созданным в соответствии с законодательством о приватизации, по согласованию с ссудополучателем осуществлять сдачу в аренду (согласовывать сдачу в субаренду) и передавать в безвозмездное пользование находящееся у них в безвозмездном пользовании движимое и недвижимое имущество. Отчуждение же такого государственного имущества осуществляется по решению государственного органа или организации, передавшего его в безвозмездное пользование ОАО (подпункт 3.1. пункта 3 Указа № 169).

Анализируя перечисленные правомочия ссудополучателя, очевидно, что они имеют существенные отличия как от условий безвозмездного пользования государственным имуществом, предусмотренных Указом 150, так и от положений главы 36 ГК, регулирующих правоотношения по передаче имущества в безвозмездное пользование. При этом в них усматриваются вещные элементы, присущие праву собственности, а также праву хозяйственного ведения и оперативного управления. Так, ОАО, созданные в соответствии с Законом о приватизации, обладают правом владения (ведут бухгалтерский учет имущества, осуществляют уплату налогов и несутся бремя затрат на его содержание), пользования (используют в соответствии с целевым назначением) и распоряжения (с согласие собственника могут сдавать в аренду либо передавать в безвозмездное пользование) переданным им в безвозмездное пользование государственным имуществом. Нужно учитывать, что реализация возникающих прав является не только правом ОАО, созданного в соответствии с Законом о приватизации, но и его обязательством. Так, подпунктом 7.1 пункта 7 договора безвозмездного пользования установлена обязанность ссудополучателя (ОАО) в порядке и пределах, установленных законодательством, осуществлять в отношении переданного ему в безвозмездное пользование имущества полномочия собственника. Если правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом основаны на законе (статья 210 ГК), то правомочия ОАО, созданного в соответствии с законодательством о приватизации, по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом предоставлены ему собственником имущества на основании договора безвозмездного пользования.

Проводя параллель между правомочиями собственника и ссудополучателя в лице ОАО, созданного в соответствии с законодательством о приватизации, по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом можно выделить следующие сходства и отличия.

Владение. Анализируя содержание права собственности Витушко В.А. и Храмцова Ю.М. описывали правомочие владения как юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью, возможность иметь вещь, закрепление вещи за субъектом [3, с. 377]. В рассматриваемой ситуации ОАО, созданное в соответствии с законодательством о приватизации, обладает правомочием полного, юридически обоснованного и фактического владения переданным ему имуществом, в том лишь отличии, что правомочия собственника по владению имуществом основаны на нормах законодательства, а для ссудополучателя правовым основанием владения является договор безвозмездного пользования. Фактическое владение ссудополучателя государственным имуществом обеспечивается подпунктами 8.2, 8.3 пункта 8 договора безвозмездного пользования, в соответствии которыми ссудополучатель осуществляет бухгалтерский учет имущества, начисляет и уплачивает налоги и иные обязательные платежи в бюджет, ведет учет и распределение затрат по содержанию имущества, поддерживает имущество в исправном состоянии, осуществляет текущий и капитальный ремонты, несет все расходы по его содержанию, что свидетельствует о фактическом хозяйственном господстве ссудополучателя над вещью. Вместе с тем одновременно с ссудополучателем право юридического владения имуществом сохраняется и у его собственника - государства.

Пользование. Собственнику принадлежит законное право эксплуатации вещи и извлечения её полезных свойств в соответствии с потребительскими качествами. ОАО имеет право использовать находящееся у него в безвозмездном пользовании имущество в рамках, определенных статьей 25 Закона о приватизации и подпунктом 8.2 пункта 8 договора безвозмездного пользования - исключительно по целевому назначению. По мнению ученых, полномочие пользования, помимо юридически обеспеченной возможности эксплуатации вещи и извлечения её свойств, заключается также в возможности извлечении из вещи плодов, продукции или доходов. При этом собственник может как самостоятельно использовать вещь, извлекая из нее полезные свойства либо доход, так и передать её в пользование третьим лицам для удовлетворения своих имущественных интересов [3, с. 377]. Ссудополучателю Указом № 169 и подпунктом 8.7 пункта 8 договора безвозмездного пользования предоставлено право передавать имущество третьим лицам (сдавать в аренду, передать в безвозмездное пользование). Но, в отличии от собственника, которому доходы, полученные от передачи имущества, принадлежат в полном объеме, ссудополучатель обязан перечислить в государственный бюджет (собственнику имущества) 25% средств, полученных от сдачи в аренду государственного имущества (подпункту 2.3 пункта 2 Указа № 150). Кроме того, решение о передаче вещи в пользование третьих лиц ссудополучатель может принять только с согласия собственника имущества.

Распоряжение. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом любым предусмотренным законодательством способом: отчуждать по сделкам, устанавливать ограниченные вещные права (передавать в оперативное управление и хозяйственное ведение), вносить в уставный фонд хозяйственных обществ, передавать во владение третьих лиц с сохранением права собственности, передавать в залог, уничтожать. ОАО условиями договора безвозмездного пользования, а также нормами Указа № 169 предоставлено право распоряжаться переданным ему в безвозмездное пользование имуществом исключительно по согласованию с собственником имущества и только определенными способами: сдавать в аренду и передавать в безвозмездное пользование, а также осуществлять его списание. За собственником имущества сохраняется право не согласовать сделку ссудополучателю, право на отчуждение имущества, а также право изъять имущество у ссудополучателя, правда, только с его согласия либо по истечении срока действия договора безвозмездного пользования. Таким образом, в рассматриваемой ситуации за собственником сохраняется право определения дальнейшей юридической судьбы имущества, то есть фактическое право распоряжения имуществом.

Как видим, правомочия ссудополучателя в лице ОАО, созданного в соответствии с законодательством о приватизации, по владению пользованию и распоряжению государственным имуществом являются производными и носят весьма ограниченный характер, их реализация осуществляется с учетом и в интересах собственника

имущества, а также в соответствии с поставленными им целями. В связи с чем возникает вопрос: можно ли право безвозмездного пользования, возникающее в соответствии с законодательством о приватизации, отнести к категории ограниченных вещных прав наряду с правом оперативного управления и хозяйственного ведения?

В качестве основных признаков вещных прав Суханов Е.А. выделял: а) юридическую прочность, которая заключается в известной власти над вещью и не зависит от смены её собственника; б) абсолютный характер, юридическое оформление хозяйственного господства над вещью, а не над поведением обязательственных лиц, в) создание только законом, а не соглашением сторон, закон определяет их содержание; г) бессрочность [4, с. 31-34]. Войтович Г.И. давая общую характеристику праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления отметил, что им свойственно: а) право на чужое имущество, принадлежащее другому лицу на праве собственности; б) право следования, состоящее в том, что смена собственника имущества не влечет для субъекта ограниченного вещного права безусловного прекращения его на это имущество; в) принадлежность только титульному владельцу; г) предоставление защиты от его нарушений теми же способами, что и для права собственности [2].

Анализируя выделенные признаки следует отметить, что признак юридической прочности (права следования) является актуальным только для предприятия как имущественного комплекса, закрепленного на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения за государственными юридическими лицами, и то, не всегда. Так статьей 281 ГК установлено, что при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс или имущество учреждения к другому собственнику юридические лица, которым это имущество принадлежало на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения, сохраняют права на это имущество. Вместе с тем, предприятие как имущественный комплекс приравнивается к объекту недвижимости, который по решению нового собственника имущества может быть также передан в уставный фонд хозяйственного общества, либо в хозяйственное ведение или оперативное управление иных юридических лиц. В случае принятия новым собственником таких решений вещные права предыдущих правообладателей прекращаются. Для иных видов государственного имущества, в том числе и недвижимого, смена собственника имущества влечет прекращение права оперативного управления и хозяйственного ведения.

Проведя сравнительный анализ права безвозмездного пользования, возникающее у ОАО, созданных в соответствии с законодательством о приватизации, и права оперативного управления и хозяйственного ведения государственным имуществом в контексте выделяемых признаков вещных прав, можно отметить следующее сходство:

1. Основанием возникновения права безвозмездного пользования является решение государственного органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, о преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО либо о присоединении государственного унитарного предприятия к ОАО, а также договор безвозмездного пользования, соответствующий Закону о приватизации и Указу №2 169. Право оперативного управления и хозяйственного ведения закреплены ГК, их содержание определяется как ГК, так и Указом № 169.

2. Имущество, переданное в безвозмездное пользование ОАО, находится в государственной собственности. Имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, также находится в государственной собственности.

3. Право безвозмездного пользования подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. №2 133 -З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации). Вместе с тем подпунктом 1.2 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино -мест» отменена необходимость регистрации договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом независимо от срока безвозмездного пользования, а также прав на недвижимое имущество, возникающих в связи с заключением таких договоров. Согласно пункту 2 статьи 131 ГК в случаях, предусмотренных законодательством, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 168 «О Едином реестре имущества» информация о государственном имуществе и фактическом его использовании подлежит регистрации в государственной информационной системе «Единый реестр имущества», равно как и информация о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование ОАО. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения подлежат государственной регистрации на основании статьи 8 Закона о государственной регистрации. В то же время рассматриваемые правоотношения обладают и обязательственными чертами. Так, государственное имущество передается в безвозмездное пользование ОАО на определенный срок, установленный в договоре безвозмездного пользования, а по решению собственника имущества и с согласия ссудополучателя возможна замена стороны по договору - имущество может быть передано в безвозмездное пользование другому ОАО, также созданному в соответствии с Законом о приватизации.

Следует также отметить определенное сходство прав и обязанностей ОАО, возникающих на основании договора безвозмездного пользования, с правомочиями доверительного управляющего имуществом.

Институт доверительного управления имуществом появился в нашей правовой системе как суррогат вещных отношений англо-саксонского права, называемых «трастом». Модельный закон «О доверительном управлении имуществом и трасте», утвержденный постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2019 г. № 50-5 (далее - модельный закон), дает следующее определение: траст - это правоотношение, в котором лицо, наделенное правом собственности на обособленный имущественный комплекс (трастовый фонд), обязано управлять и распоряжаться этим имуществом в соответствии с условиями траста в интересах выгодоприобретателей или для достижения общественно полезных целей. В свою очередь

доверительное управление согласно модельному закону - это правоотношение, установленное договором доверительного управления имуществом, стороны которого определяют обязательную для исполнения доверительным управляющим программу управления передаваемым в доверительное управление имуществом и распоряжения доходами от него на срок, не превышающий 100 лет, в пользу одного или более выгодоприобретателей, являющихся сторонами такого договора либо не являющихся таковыми, без перехода права собственности на передаваемое в доверительное управление имущество к доверительному управляющему, но с наделением его правомочиями владения, пользования и распоряжения этим имуществом в установленных договором доверительного управления имуществом пределах.

ГК содержит понятие договора доверительного управления имуществом. Согласно части первой пункта 1 статьи 895 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Доверительный управляющий вправе от своего имени совершать в отношении переданного в доверительное управление имущества любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя в рамках, установленных договором доверительного управления и законодательством. Но при этом право собственности на переданное имущество к доверительному управляющему не переходит. Договор доверительно управления заключается в письменной форме на срок не более 5 лет (пункт 2 статьи 899 ГК), а договор доверительного управления недвижимым имуществом подлежит обязательной государственной регистрации (пункт 2 статьи 900 ГК).

Основное отличие траста от доверительного управления имуществом заключается в том, что траст представляет собой переход вещного права (права собственности) от учредителя траста к доверительному собственнику, в то время как при доверительном управлении имуществом переход права собственности к доверительному управляющему не происходит, но при этом у него возникают правомочия по владению, пользованию и распоряжению переданным ему в доверительное управление имуществом.

По мнению В.А. Дозорцева, смысл доверительного управления состоит в том, что собственник имущества возлагает на другое лицо все свои правомочия, отказываясь на определенное время от них, но сохранив за собою выгоды от эксплуатации своего имущества [5, с. 535]. Наделение доверительного управляющего правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом положило начало дискуссиям о вещной, обязательственной, а также смешанной природе правомочий доверительного управляющего. А.А. Рябов считает, что, так как управляющий обладает комплексом правомочий, сконструированных по схеме, аналогичной собственности, право доверительного управления не может быть ничем иным, как самостоятельным видом ограниченных вещных прав [6, с. 43]. А. Шаталов характеризуя право доверительного управления как вещное, обосновывает свою точку зрения большим объемом правомочий, принадлежащих доверительному управляющему [7, с. 40]. Л.Ю. Михеева, не являясь сторонником такой теории, указывает на то, что, не смотря на широкие полномочия, доверительный управляющий не может использовать имущество в своем интересе, а интерес управляющего состоит в получении вознаграждения от такого управления. Права, получаемые от такого управления, включаются в состав имущества, а выгоды передаются бенефициару. Таким образом, возможность воздействовать на вещь для удовлетворения своих интересов как признак вещного права отсутствует [8, с. 40]. Д.В. Федулова также рассматривает отношения по доверительному управлению имуществом как обязательственные и отмечает, что, не смотря на широкие возможности, доверительный управляющий, всегда указывает свой статус при управлении имуществом [9, с. 114].

Согласно пункту 1 статьи 903 ГК доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление, в пределах, предусмотренных законодательством или договором доверительного управления. Сопоставив правомочия доверительного управляющего по владению, пользованию и распоряжению имуществом с правомочиями собственника можно отметить следующее.

Владение. Учет имущества является одним из элементов владения. Из содержания пункта 1 статьи 901 ГК следует, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Но при этом имущество, переданное в доверительное управление, отражается и в бухгалтерском учете собственника. То есть юридическое право владения вещью сохраняется и у собственника имущества. Право же фактического владения имуществом (содержание, обновление и восстановление) переходит к доверительному управляющему. При этом нельзя говорить о полном переходе фактического владения, так как обязанности, возникшие в результате действий доверительного управляющего, исполняются за счет имущества, переданного в доверительное управление (пункт 2 статьи 903 ГК), то есть за счет собственника.

Пользование. Правомочие пользования предполагает либо самостоятельное извлечение полезных свойств вещи с целью удовлетворения имущественных и неимущественных потребностей (физическое пользование), либо возможность передачи права пользования имуществом третьим лицам с целью получения выгоды правомочным лицом (юридическое пользование) [10, с. 333]. Рассматривая правомочие доверительного управляющего по использованию имущества, следует отметить, что оно ему делегируется собственником в усеченном составе. Пределы пользования имуществом доверительным управляющим не только ограничены договором (подпункт 2

пункта 1 статьи 899 ГК), но и их реализация возможна только для удовлетворения интересов третьих лиц. Таким образом, происходит расщепление права пользования: право фактического и юридического пользования принадлежит доверительному управляющему, а право получения имущественного и неимущественного результатов от использования имущества сохраняется за вверителем имущества либо переходит выгодоприобретателю.

Распоряжение. Согласно пункту 1 статьи 903 ГК распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления. Объем переданных доверительному управляющему правомочий по распоряжению имуществом определяется условиями договора. В случаях, когда договор доверительного управления не предусматривает наделение доверительного управляющего правом на распоряжение имуществом, рассматривать право доверительного управления как вещное бессмысленно.

Анализируя правомочия доверительного управляющего, невозможно отрицать наличие в них как вещных, так и обязательственных элементов. К обязательственным можно отнести договорной характер их возникновения, а также срочный характер таких правомочий. В качестве признаков вещных правоотношений можно отметить необходимость государственной регистрации договора доверительного управления недвижимым имуществом, а также сохранение права собственности за собственником имущества с одновременной передачей доверительному управляющему некоторых элементов правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Теория о смешанном характере отношений по доверительному управлению имуществом поддерживали также М.И. Брагинский и В.В. Витрянский [11, с. 276].

Следует признать тот факт, что деление прав на вещные и обязательственные имеет достаточно относительный характер. Учеными уже давно поднимался вопрос существования смешанных прав. Существование смешанных вещно-обязательственных правоотношений признавали также Д.М. Генкин и О.С. Иоффе [12, с. 75; 13, с. 34]. Так, Тимонина Ю.В., исследуя категории ограниченных вещных прав, указывала на то, что «законодательная тенденция такова, что наряду с исключительно обязательственными и исключительно вещными правоотношениями существует и увеличивается смешанная группа отношений, в которой присутствуют как обязательственные, так и вещные элементы» [14, с. 52].

Рассматривая содержание правомочий доверительного управляющего и правомочий ОАО в отношении переданного ему в безвозмездное пользование государственного имущества, можно отметить следующие общие черты. ОАО осуществляет владение, пользование и распоряжение государственным имуществом с учетом и в интересах собственника имущества - государства, так и доверительный управляющий управляет переданным ему в доверительное управление имуществом в интересах вверителя либо выгодоприобретателя. Пределы использования имущества доверительным управляющим, как и условия передачи государственного имущества в безвозмездное пользование ОАО, определяются условиями договора и законодательными актами. Однако, между рассматриваемыми правоотношениями имеются и принципиальные отличия. В соответствии с договором безвозмездного пользования и Указом № 150 ОАО имеет право на использование переданного государственного имущества в своей хозяйственной деятельности, если это не противоречит целевому назначению переданных объектов, а в случае сдачи такого имущества в аренду - на получение 75% вырученных средств, что, в той или иной мере, компенсирует затраты на содержание таких объектов. В свою очередь доверительный управляющий такими возможностями не обладает и осуществляет управление имуществом за вознаграждение исключительно в интересах вверителя либо выгодоприобретателя и за счет вверителя.

Анализируя содержание безвозмездного пользования ОАО, следует учесть и тот факт, что объектами рассматриваемых правоотношений является отдельная категория государственного имущества. Это объекты, находящиеся только в собственности государства (объекты гражданской обороны, инженерной инфраструктуры общего пользования и иные), объекты социального назначения (дома культуры, детские сады, дома отдыха и др.), жилье, а также иное имущество, которое в силу своей общественно-социальной значимости не подлежит передаче в частную собственность. Такое имущество должно использоваться не только в интересах ОАО, а всего общества (например, дом культуры могут посещать не только работники ОАО; сети теплоснабжения используются не только для обогрева зданий ОАО, но и расположенных рядом жилых домов; бомбоубежищем, в случае необходимости, могут воспользоваться все граждане). ОАО не может такие объекты в полной мере задействовать в своей хозяйственной деятельности, но обязано нести затраты по их содержанию. Таким образом, содержание прав, возникающих при передаче государственного имущества в безвозмездное пользование ОАО, включает в себя не только имущественные, но и некоторые неимущественные права и обязанности субъектов производных вещных прав и иных владельцев государственного имущества.

Проблему несоответствия содержания вещного права юридических лиц фактическому правовому статусу отдельных видов юридических лиц поднимали В.А. Витушко и А.Р. Черепок, анализируя правовую природу особенностей вещного права предприятий уголовно-исполнительной системы. Ученые отмечали, что отягощения вещного права предприятий уголовно-исполнительной системы социально-ориентированными задачами неизбежно накладывает ограничения на право хозяйственного ведения таких организаций по сравнению с иными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и устанавливает некоторое сходство с правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. В научном исследовании цивилисты указывали на наличие у предприятия уголовно-исполнительной системы признаков особого, самостоятельного вещного права - права специального социально-экономического ведения, характеризующегося правом унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством, в соответствии с указанными собственником целями деятельности, которые заключаются не только в получении прибыли, но и в социальной адаптации и воспитании осужденных, которые носят некоммерческий характер [15, с. 46, 49-50].

Целью передачи ОАО объектов государственной собственности по договору безвозмездного пользования имуществом является поддержание обществом такого имущества в надлежащем состоянии и эффективное его использование с учетом интересов государства. Очевидно, что содержание возникающих правоотношений имеет смешанную юридическую природу, отягощенную социальной ориентацией, не свойственную ни отношениям безвозмездного пользования, ни отношениям доверительного управления имуществом. Из чего можно сделать вывод, что передача государственного имущества в пользование ОАО есть самостоятельный вид непоименованного договора.

Заключение. Возникающие между субъектами гражданского права отношения постоянно видоизменяются в зависимости от экономических и социальных потребностей их участников и возникающие при этом права не всегда укладываются в очерченные законодательством рамки. Несмотря на то, что статья 44 ГК закрепляет возможность участникам хозяйственных обществ (в рассматриваемом случае, государству) иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд, а обязательственные - только в отношении самих юридических лиц, отношения, возникающие между ОАО, созданными в процессе приватизации, и государством при передаче государственного имущества в безвозмездное пользование общества представляют собой смешанный тип правоотношений, характеризующийся наличием в нем как вещных, так и обязательственных элементов. ОАО, являясь организацией частной формы собственности, обладает схожими правомочиями по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, что и государственные юридические лица, которым государственное имущество передано на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Вместе с тем гибридные права ОАО имеют срочный характер и могут быть прекращены по решению собственника имущества. Правоотношения безвозмездного пользования государственным имуществом содержат элементы не только безвозмездного пользования, но и доверительного управления имуществом. При этом ни договор безвозмездного пользования, ни договор доверительного управления имуществом не отражают в полной мере суть возникающих между государством и хозяйственным обществом отношений. Имеющаяся в распоряжении правовая база не позволяет в полной мере урегулировать правоотношения, складывающиеся между государством и ОАО, созданном в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, и требует корректировки.

На основании проведенного исследования предлагается ввести в гражданское законодательство понятие договора содержания государственного имущества, по которому одна сторона передает второй стороне правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом с правом присвоения второй стороной приносимых имуществом плодов и доходов в пределах, установленных законодательством и договором, под условием сохранения целевого назначения имущества. Введение в гражданское законодательство нового вида гражданско-правового договора, отображающего суть возникающих между государством и юридическим лицом частной формы собственности отношений, сделает содержание передачи государственного имущества более понятной и юридически грамотной.

ЛИТЕРАТУРА

1. О примерной форме проекта преобразования: приказ Гос. Ком. по имуществу Респ. Беларусь, 1 окт. 2021 г., № 214 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

2. Войтович Г.И. Вещные права унитарного предприятия. - КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпекрт». -Минск, 2022.

3. Витушко В.А., Храмцова Ю.М. О содержании права собственности // Государство и право в XXI веке: материалы между-нар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию юрид. факультета Белор. гос. ун-та, 26-27 нояб. 2020 г, Минск; редкол.: Т.Н. Михалёва и др. - Минск: БГУ, 2021. - С. 376-380.

4. Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. - М., 2017. - 559 с.

5. Дозорцев В.А. Доверительное управление имуществом (глава 53) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 / под ред. А.Л. Маковского, С.А. Хохлова - М., 1996. - 758 с.

6. Рябов А.А. Траст в российском праве // Государство и право. - 1996. - № 9. - С. 42-51.

7. Шаталов А. Траст и доверительное управление: критический анализ // Рынок ценных бумаг. - 1997. - № 14. - С. 38-42.

8. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. - М.: Юристъ, 1999. - 175 с.

9. Федулова Д.В. Гражданско-правовая сущность доверительного управления // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2010. - № 332. - С. 113-116.

10. Витушко В.А. Гражданское право: учеб. пособие. В 2 ч. - Т. 1. - Минск: Белорус. наука, 2007. - 566 с.

11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Книга первая: Общие положения. - М.: Статут, 1999. - 682 с.

12. Генкин Д.М. Право собственности в СССР / Всесоюз. ин-т юрид. наук. Курс советского гражд. права. - М., 1961. - 223 с.

13. Иоффе О.С. Советское гражданское право [Ч. 1]: Общая часть: Право собственности. - Л., 1958. - 511 с.

14. Тимонина Ю.В. Категория ограниченных вещных прав в доктрине и законодательстве (общие положения) // Актуальные проблемы гражданского права: сб. ст. - М., 2000. - С. 44-72.

15. Витушко В.А., Черепок А.Р. Конституционно-правовые основы хозяйственной деятельности республиканских унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы гражданского права. - 2020. - № 2(16). - С. 41-56.

Поступила 09.03.2023

LEGAL ASSESSMENT OF THE RIGHT OF GRATUITOUS USE OF STATE PROPERTY

O. BORISYONOK

(Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus, Minsk)

The norms of civil law are designed to regulate the relations ofparticipants in civil legal relations arising from the appropriation ofproperty benefits. Subjects of civil legal relations can satisfy their interest in property either through the conclusion of contractual relations, as a result of which the subject will have the right to demand satisfaction of their property interests through the behavior of an obligated person, or by acquiring property rights to the property with its subsequent use. In practice, there are legal relations in which it is very difficult to determine the nature of the rights arising in relation to property. In this article, an assessment of the rights arising from an open joint-stock company in relation to the state property transferred to it for gratuitous use is carried out. The analysis of the content of the contract for the gratuitous use of state property was carried out, the presence of signs of other civil law contracts in it was established. Proposals have been made to adjust the civil legislation.

Keywords: economic management, operational management, gratuitous use, state property, transformation, open joint stock company, property rights, obligation rights, trust management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.