ГРАЖДАНСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
УДК 347.42(575.1)
DOI: 10.17072/2619-0648-2019-4-34-52
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Л. М. Бурханова
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права
Ташкентский государственный юридический университет 100047, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Сайилгох, 35
E-mail: [email protected]
Аннотация: рассматриваются вопросы: определение основного смысла применения договора доверительного управления имуществом в предпринимательской и не предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики Республики Узбекистан; особенности правовой природы договора доверительного управления имуществом; правовой статус участников договора доверительного управления имуществом; механизм воздействия данного договора на участников правоотношений; отличие договора доверительного управления имуществом от других гражданско-правовых договоров; квалификация данного вида договора как самостоятельной разновидности гражданско-правого договора, порождающего обязательства по оказанию услуг; определение места договора доверительного
© Бурханова Л. М., 2019
управления в системе как вещных, так и обязательственных прав в национальном законодательстве; анализ содержания понятий «доверительные отношения», «учредитель управления», «доверительный управляющий», «выгодоприобретатель». Сформулированы предложения по совершенствованию норм гражданского законодательства Республики Узбекистан в области регулирования и применения договора доверительного управления имуществом в условиях рыночных отношений. Ключевые слова: договор доверительного управления имуществом; учредитель; доверительный управляющий
TRUST MANAGEMENT AS AN INSTITUTION OF COMMITMENT RIGHTS: FEATURES OF NATIONAL REGULATION ON THE EXAMPLE OF CIVIL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
L. M. Burkhanova
Tashkent State Law University
35, Sayilgoh st., Tashkent, Uzbekistan, 100047
E-mail: [email protected]
Abstract: in article such questions as determination of the main sense of application of the contract of trust management of property both in enterprise, and in not business activity in the conditions of market economy of the Republic of Uzbekistan are considered; features of the legal nature of the contract of trust management of property; legal status of participants of the contract of trust management of property; mechanism of influence of this contract for participants of legal relationship; difference of asset trust agreement from other civil contracts; qualification of the contract of this type as independent kind of the civil-right contract generating obligations for rendering services; definition of the place of the contract of trust management in the system of both real, and liability laws in the national legislation; consideration of maintenance of such concepts as trusting relationship, founder of management, trustee, beneficiary. Suggestions for improvement of standards of the civil legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of regulation and application of the contract of trust management of property in the conditions of the market relations are formulated. Keywords: asset trust management agreement; founder; trustee
Конституция Республики Узбекистан определяет республику как демократическое государство, где проводимая политика обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Защита имущественных прав как физических, так и юридических лиц в осуществлении социальной политики государства является одним из приоритетных направлений. В статье 53 Конституции Республики Узбекистан определено: основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в различных ее формах. Государство на конституционном уровне гарантирует и обеспечивает свободу экономической деятельности, предпринимательства, учитывая в первую очередь приоритет прав потребителя, правовую защиту и равноправие всех форм собственности1. Поэтому с переходом Республики Узбекистан к рыночным отношениям с правовым закреплением различных форм собственности стало актуальным решение приоритетных задач, направленных на то, чтобы субъекты гражданских правоотношений имели больше возможностей для реализации своих прав и интересов.
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистан в 2017-2021 годах, инициированной Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеевым в качестве приоритетов определены: обеспечение верховенства закона и дальнейшая реформа судебно-правовой системы страны, повышение эффективности и качества осуществления правосудия, совершенствование основ административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства; дальнейшее развитие и либерализация экономики республики, направленные как на укрепление макроэкономической стабильности и развития, так и на сохранение стабильно высоких темпов роста экономики, продолжение начатых реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике. Большое внимание уделяется дальнейшему усилению защиты прав производителей и законодательному закреплению основополагающей роли частной собственности, стимулированию развития частного предпринимательства и малого бизнеса2.
Одним из новых правовых институтов гражданского права Республики Узбекистан, появившихся в условиях возникновения и функционирования рыночных отношений и урегулированных нормами гражданского законодательства Республики Узбекистан, является договор доверительного управле-
1 Конституция Республики Узбекистан (принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва). URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=818 (дата обращения: 25.08.2019).
2 О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: указ Президента Республики Узбекистан от 7 февр. 2017 г. №УП-4947.
ния имуществом, который призван защищать имущественные права физических и юридических лиц.
Основной смысл договора доверительного управления имуществом заключается в том, что собственник использует заключение договора доверительного управления имуществом с доверительным управляющим для извлечения прибыли. При осуществлении предпринимательской деятельности могут возникнуть ситуации, когда собственник в силу определенных обстоятельств не может самостоятельно с получением прибыли использовать свое имущество. Например, у собственника нет профессиональных знаний в области управления некоторыми видами имущества - ценными бумагами, объектами недвижимости, которые необходимы для получения доходов при их использовании. В других случаях собственник самостоятельно не в состоянии осуществлять свои правомочия. Это происходит, когда, например, отсутствуют законные представители, защищающие права малолетних и несовершеннолетних. Такая же ситуация возникает и при признании гражданина безвестно отсутствующим в судебном порядке, когда требуется постоянное управление его имуществом; или в период, возникающий между смертью наследодателя и принятием имущества наследниками. В сфере предпринимательства и юридическим лицам, и предпринимателям также необходим хороший профессиональный управляющий, который бы на профессиональном уровне осуществлял управление их активами и способствовал извлечению из капитала наибольшей прибыли. Самым эффективным способом действия в подобных ситуациях является заключение договора доверительного управления имуществом, основной смысл которого - в назначении доверительного управляющего, который способен профессионально и с наибольшей выгодой использовать переданное ему в управление имущество в интересах самого собственника или по его указанию в интересах других лиц.
Договор доверительного управления имуществом - новый институт для гражданского права Республики Узбекистан, появление которого было обусловлено развитием и функционированием рыночных отношений. Договор доверительного управления имуществом был введен в систему обязательственного права с принятием Гражданского кодекса Республики Узбекистан 1996 года3. Договор доверительного управления имуществом призван регулировать отношения, не востребованные в Республике Узбекистан в силу экономических и правовых причин, - отношения по профессиональному управлению чужим имуществом. Появление нового вида договора было вы-
3 Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. Введен в действие с 1 марта 1997 года Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 авг. 1996 г. № 257-1.
звано необходимостью создания в Республике Узбекистан такого правового механизма, который бы позволял эффективно управлять чужим имуществом. Институт доверительного управления - новый для гражданского права Республики Узбекистан, определяющий вопросы, связанные с определением правовой природы договора, отличием от других видов договоров гражданского права, регулирующих схожие отношения, с механизмом его функционирования и воздействия на субъектов данных правоотношений, защитой прав собственников.
Договор доверительного управления имуществом - это гражданско-правовой институт, который нашел применение при осуществлении как предпринимательской, так и не предпринимательской деятельности. При практическом применении законодательства, регулирующего договор доверительного управления имуществом, могут возникнуть определенные трудности.
Практика применения договора доверительного управления имуществом показывает, что данный вид гражданско-правового договора не получил широкого распространения и не столь востребован в деятельности юридических и физических лиц, как другие виды договоров, предусмотренных во второй части Гражданского кодекса Республики Узбекистан. По нашему мнению, основной причиной такого положения является неурегулированность некоторых вопросов применения данного вида договора на практике. Это касается, например, правового регулирования обязательного заключения договора доверительного управления имуществом некоторых категорий лиц; требований, предъявляемых при выборе и назначении доверительного управляющего; вопроса о том, кто из субъектов договора должен предоставить документы для совершения акта государственной регистрации по передаче недвижимого имущества в доверительное управление; осуществления расходов по оплате государственной регистрации и др. Национальным законодательством не урегулированы и вопросы, определяющие случаи и меру ответственности органов, когда доверительный управляющий имуществом не был назначен или назначен не своевременно.
Применение договора доверительного управления имуществом в современных экономических условиях в Республике Узбекистан поставило на теоретическом и практическом уровне вопрос о необходимости законодательного урегулирования данного вида договора. До принятия Гражданского кодекса Республики Узбекистан отношения по осуществлению доверительного управления имуществом регулировались только подзаконными нормативно-правовыми актами. С принятием Гражданского кодекса Республики Узбекистан договор доверительного управления имуществом был урегулиро-
ван на кодификационном уровне. Исследование теоретических положений, анализ практического применения договора доверительного управления имуществом и его востребованность в экономике Республики Узбекистан определяют необходимость развития национального законодательства по регулированию института доверительного управления имуществом.
Гражданское законодательство Республики Узбекистан внесло определенный вклад в регулирование и применение договора доверительного управления имуществом. Но в Гражданском кодексе Республики Узбекистан определены только общие начала и представления о договоре доверительного управления имуществом. Гражданский кодекс Республики Узбекистан, являясь основным правовым источником в области гражданского права, и не может содержать детальную правовую регламентацию договора доверительного управления имуществом. Поэтому, по нашему мнению, для детальной правовой регламентации договора доверительного управления имуществом в условиях рыночных отношений в республике должны быть приняты специальный закон и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие данный институт гражданского права.
На современном этапе экономического развития Республики Узбекистан, характеризующемся развитием малого, среднего бизнеса и частного предпринимательства, привлечением в страну иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для бизнеса, необходимость разработки и принятия закона о доверительном управлении имуществом становится очевидной.
Правовой основой исследования договора доверительного управления имуществом стали нормы законодательства Республики Узбекистан - глава 49 Гражданского кодекса Республики Узбекистан «Доверительное управление имуществом». Данная глава Гражданского кодекса Республики Узбекистан соответствует главе 48 «Доверительное управление имуществом» Модельного Гражданского кодекса стран СНГ.
Некоторым вопросам доверительного управления имуществом посвящены законы Республики Узбекистан: «Об инвестиционных и паевых фондах»4, «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках», в пункте 2 части 2 которого определено, что объектом гарантирования не являются денежные средства, переданные гражданами банкам в доверительное управление5. Всподзаконных нормативных актах также урегулированы некоторые вопросы
4 Об инвестиционных и паевых фондах: Закон Республики Узбекистан от 25 авг. 2015 г. №ЗРУ-392.
5 О гарантиях защиты вкладов граждан в банках: Закон Республики Узбекистан от 5 апр. 2002 г. № 360-11.
договора доверительного управления имуществом: постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятий горно-металлургической отрасли», в части «д» пункта 3 которого определено, что необходимо завершение в срок до 1 декабря 2019 года процедур по реорганизации ГП «Навоийский ГМК» и внесение предложений по вопросу передачи государственной доли вновь созданного акционерного общества в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям на конкурсной основе6; постановление Министерства финансов Республики Узбекистан, Государственного Комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом «Об утверждении положения о порядке оплаты услуг доверительного управления государственными долями и представителей государства по специальному праву участия в управлении акционерными обществами («золотая акция»)7; постановление Государственного Комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства «Об утверждении правил проведения конкурсов по передаче государственных пакетов акций (долей) в доверительное управление»8 и др.
Свидетельством пристального внимания к правовому регулированию договора доверительного управления имуществом стало обсуждение модельного законопроекта «О доверительном управлении имуществом и трасте» экспертами Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ на заседании Экспертного совета при Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам 13 марта 2019 года. В ходе обсуждения было определено, что модельный закон должен содержать модель обоих институтов: и доверительного управления, и трастов, чтобы учесть интересы всех стран Содружества в этой области. Для большинства стран СНГ знакомой конструкцией является доверительное управление, но есть и такие, где представлено понятие доверительной собственности, и на этой основе возможно создание трастов. Было сформулировано отличие траста от доверительной собственности с точки зрения тех способов защиты бенефициара, которые предлагает институт траста. Тем государствам, для которых модель траста неприемлема, была пред-
6 О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятий горно-металлургической отрасли: постановление Президента Респ. Узбекистан от 17 янв. 2019 г. № ПП-4124.
7 Об утверждении положения о порядке оплаты услуг доверительного управления государственными долями и представителей государства по специальному праву участия в управлении акционерными обществами («золотая акция»): постановление м-ва финансов Респ. Узбекистан, гос. комитета Респ. Узбекистан по управлению гос.м имуществом от 11 авг. 2011 г. №51, 01/12-18/05.
8 Об утверждении правил проведения конкурсов по передаче государственных пакетов акций (долей) в доверительное управление: постановление гос. комитета Респ. Узбекистан по управлению гос. имуществом и поддержке предпринимательства от 3 сент. 2004 г. №01/18-48
ложена модель доверительного управления, но доверительного управления, модернизированного.
Теоретические вопросы, связанные с вопросами правового регулирования и применения договора доверительного управления имуществом, практически не исследовались правоведами в Республике Узбекистан. Правовое регулирование и применение договора доверительного управления имуществом рассмотрены в главе 49 учебника «Гражданское право» (Р. Ж. Рузиев, Б. Р. Топилдиев)9, в комментарии к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан (т. 2) (Б. Б. Самарходжаев)10. Регулированию договора доверительного управления имуществом в системе гражданско-правовых обязательств посвящена статья Л. М. Бурхановой11. Но комплексного исследования, посвященного особенностям правового регулирования договора доверительного управления имуществом на основе норм гражданского законодательства Республики Узбекистан, нет.
Вопросы правового регулирования и применения договора доверительного управления имуществом нашли отражение в научных трудах ученых правоведов стран СНГ В. В. Витрянского12, Е. А. Суханова13 и др. В указанных работах рассмотрено правовое регулирование договора доверительного управления имуществом, его особенности, правовой статус сторон, заключение, изменение и прекращение договора на основе и с учетом особенностей законодательства РФ.
Договор доверительного управления имуществом - новый для гражданского законодательства Республики Узбекистан. Данный договор оформляет отношения по управлению чужим имуществом в интересах его собственника или иного управомоченного лица — кредитора в обязательстве, субъекта исключительного или корпоративного права либо иного указанного им (третьего) лица. Необходимость в доверительном управлении имуществом может быть обусловлена различными причинами: например, волей собственника имущества, передающегося в доверительное управление, или управомо-ченного им лица, которая может быть вызвана, в частности, отсутствием специальных знаний, неопытностью или невозможностью самостоятельно осу-
9 Гражданское право. Особенная часть: учебник / ТГЮИ, Ташкент, 2009. Гл. 49.
10 Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. Ташкент: М-во юстиции Республики Узбекистан, SMI-ASIA, 2011. Т. 2. С. 844-870.
11 Бурханова Л. М. Место договора доверительного управления имуществом в системе гражданско-правовых обязательств // Жамият ва хукук. 2018. № 3.
12 Витрянский В. В. Договор доверительного управления имуществом. М.: Статут, 2001. 191 с.; Его же. Доверительное управление денежными средствами // Юрист. 2001. № 12. С. 26-40.
13 Гражданское право: учебник; в 2 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 2. С. 806-827.
ществлять управление или использовать некоторые виды своего имущества. Например, не каждый владелец акций может грамотно и с пользой использовать их для извлечения прибыли. Отношения по доверительному управлению имуществом могут быть востребованными в деятельности как физических, так и юридических лиц.
В некоторых случаях, определенных в законодательстве, доверительный управляющий должен заменить собственника имущества или иное упра-вомоченное лицо по прямому указанию закона в связи с особыми обстоятельствами, как то: установление опеки, попечительства (ст. 32 ГК), признание гражданина безвестно отсутствующим (ст. 33 ГК Республики Узбекистан) либо его смерть, когда исполнитель завещания распоряжается наследственной массой до принятия наследниками наследства.
В ходе доверительного управления имуществом осуществляется профессиональное или предпринимательское использование переданного в доверительное управление доверительному управляющему имущества. Передача имущества предполагает совершение доверительным управляющим в интересах собственника имущества - учредителя управления или названного им выгодоприобретателя действий юридического и фактического характера с целью получения дохода или прибыли. Взаимоотношения между собственником имущества - учредителя управления и доверительным управляющим определяются договором, заключенным между ними и предусматривающим взаимные права и обязанности. В таком случае к обязательному доверительному управлению чужим имуществом законом применяются общие правила о данном виде договора.
В законодательстве предусмотрено, что собственник имущества - учредителя управления имеет право передавать свое имущество в доверительное управление, которое не влечет перехода к доверительному управляющему права собственности (абз. 2 п. 1 ст. 858 ГК Республики Узбекистан) и потому не делает его ни полным, ни ограниченным собственником управляемого имущества. Отношения собственника имущества - учредителя управления с доверительным управляющим носят обязательственно-правовой характер.
Ввиду того, что доверительный управляющий наделяется определенными полномочиями по использованию чужого имущества, например совершение различного рода сделок с третьими лицами, то его правовое положение становится схожим с правовым статусом лиц, которые также оказывают определенные услуги участникам гражданского оборота, таких как поверенного или комиссионера. Но, несмотря на сходство договорами поручения и комиссии, договор доверительного управлении имуществом не входит в
группу договоров о возмездном оказании услуг, а является самостоятельной разновидностью гражданско-правого договора, порождающего обязательства по оказанию услуг. Договор доверительного управления имуществом регулирует совершение управляющим в интересах собственника имущества - учредителя управления или выгодоприобретателя юридических и фактических действий. Таким образом, отношения по договору доверительного управления отличаются от отношений, возникающих по договору поручения или комиссии, предметом которых является совершение конкретных юридических действий. Отличие состоит и в том, что доверительный управляющий всегда выступает в гражданском обороте от своего имени, но с обязательным уведомлением всех третьих лиц о своем особом положении. Хотя отношения доверительного управления включают и оказание в том числе и юридических услуг собственнику имущества - учредителю управления и, поэтому могут быть определены понятием «посредничество». Такие действия доверительного управляющего являются второстепенными, так как предмет и цель договора доверительного управления имуществом - это использование доверительным управляющим имущества, которое не принадлежит ему на праве собственности, с целью получения доходов для его собственника-учредителя управления или указанного им выгодоприобретателя.
В правовой литературе существуют несколько определений юридической природы института доверительного управления имуществом:
- институт имеет обязательственную природу;
- договор доверительного управления имуществом - это вещное право;
- доверительное управление - это обязательственное правоотношение с вещно-правовыми элементами.
В соответствии с первым определением договор доверительного управления имуществом является договором смешанного типа, в котором соединены элементы таких договоров, как поручение или комиссия. Это определяется тем, что договор доверительного управления имуществом в Гражданском кодексе Республики Узбекистан закреплен в главе 49 в подразделе 3 «Отдельные виды обязательств». Действительно, доверительное управление имуществом возникает на основании договора, но только этим моментом не ограничивается. В соответствии с другим определением договор доверительного управления имуществом представляет собой особое вещное право - доверительная собственность. В соответствии с третьим определением договор доверительного управления имуществом является обязательственно-правовым институтом с отдельными вещными элементами. Определение места договора доверительного управления имуществом в системе вещных и обязательственных прав должно исходить из рассмотрения всех отношений, воз- 43 -
никающих при осуществлении деятельности по доверительному управлению имуществом.
Правоотношения, возникающие при доверительном управлении имуществом между субъектами доверительного управления, можно разделить на две группы. В первую группу входят правоотношения, возникающие между собственником имущества - учредителем управления и доверительным управляющим, их содержание определяется тем, что учредитель управления имуществом передает это имущество доверительному управляющему, а доверительный управляющий обязуется осуществлять юридические и фактические действия по управлению переданным ему имуществом с целью удовлетворения определенного имущественного интереса собственника имущества
- учредителя управления или другого указанного им лица - выгодоприобретателя.
Отношения, относящиеся к первой группе, являются относительными, так как в них участвуют заранее определенные лица. Вторую группу составляют правоотношения между доверительным управляющим имуществом и контрагентами доверительного управляющего по всем сделкам, связанным с доверительным управлением имуществом, а также третьими лицами по реализации правомочий доверительного управляющего в соответствии с договором. Для правовой характеристики института доверительного управления имуществом необходимо рассмотреть право собственности как центральный институт в системе вещных прав14.
В Гражданском кодексе Республики Узбекистан определены два признака вещных прав: право следования, т. е. сохранение вещного права в случае смены собственника имущества (п. 2 ст. 184 ГК Республики Узбекистан), определяющее, что при переходе имущества к новому собственнику к нему в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности бывшего собственника, если иное не оговорено законодательными актами; возможность подачи вещно-правовых исков в рамках защиты права собственности и других вещных прав (гл. 9 ГК Республики Узбекистан).
Все указанные признаки характерны для договора доверительного управления имуществом. Это объясняется тем, что в статье 861 ГК Республики Узбекистан не предусмотрена возможность смены учредителя управления
- собственника имущества, переданного в доверительное управление, в качестве одного из оснований прекращения договора доверительного управления имуществом. Также для защиты прав в отношении имущества, находящегося в доверительном управлении, доверительный управляющий имеет право тре-
14 Бурханова Л. М. Указ. соч.
бовать любого устранения нарушения его прав, в соответствии со статьями 228, 229, 231, 232 Гражданского кодекса Республики Узбекистан. В гражданском законодательстве Республики Узбекистан установлено, что, в соответствии со статьей 228 Гражданского кодекса, право на истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) и, в соответствии со статьей 231 Гражданского кодекса, устранение нарушений, связанных с лишением владения (негаторный иск), принадлежат лицам, которые и не являются собственниками, но владеют имуществом по основаниям, предусмотренным законом или договором. Доверительный управляющий, не являясь собственником имущества, может использовать против третьих лиц те же средства защиты, что и собственник. Закон предоставляет ему защиту и против собственника имущества. Это показывает, что в законодательстве установлена возможность доверительного управляющего как титульного владельца имущества защищать свои права путем подачи вещно-правовых исков. Эти моменты свидетельствуют о наличии вещно-правовых признаков в обязательственном отношении по доверительному управлению имуществом.
В гражданском праве право собственности понимается как юридически обеспеченная триада прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению и возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его деятельности.
В Гражданском кодексе Республики Узбекистан не названы другие вещные права, кроме определенных в разделе II «Право собственности и другие вещные права». Но возможность существования таких прав не отрицается ни в Гражданском кодексе Республики Узбекистан, ни в нормативно-правовых актах. Возможность существования иных вещных прав, помимо названных в Гражданском кодексе Республики Узбекистан, предусмотрено в статье 165 данного Кодекса, где указано, что вещными правами, наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного владения и пользования земельным участком, сервитуты. Из смысла статьи 165 Гражданского кодекса Республики Узбекистан понятно, что данный перечень не является исчерпывающим, а также предполагает возможность включения в него и других прав, например прав доверительного управляющего имуществом.
Установленные права и обязанности между учредителем управления -собственником имущества и доверительным управляющим являются правовым результатом, а сами действия, совершаемые доверительным управляющим, - результатом отношений между учредителем управления и довери-
тельным управляющим. Это показывает, что использование вещно-правовых элементов в обязательственном правоотношении возможно.
В соответствии со статьей 165 Гражданского кодекса Республики Узбекистан можно сформулировать определенные выводы: предписание закона в отношении того, что собственник имущества - учредитель управления совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия по своему усмотрению, относится и к доверительному управляющему, поскольку он тоже может совершать любые действия по своему усмотрению; субъект ограниченного вещного права совершает любые действия не только в собственных интересах, так как ограниченное вещное право производно от права собственности и реализация правомочий собственника не зависит от того, в чьих интересах он их осуществляет, поэтому собственник вправе осуществлять право владения, пользования и распоряжения своим имуществом в собственных интересах, не ограничиваясь лишь только извлечением материальной выгоды.
Для уяснения сущности договора доверительного управления имуществом необходимо раскрыть содержание таких понятий, как «доверительные отношения», «доверительное управление», «интересы учредителя управления или выгодоприобретателя».
Смысл слова означает уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, правильности чего-нибудь15, и поэтому его применение для обозначения договора доверительного управления имуществом возможно. Это объясняется тем, что именно особые отношения, возникающие между участниками договора доверительного управления имуществом, создают возможность и целесообразность передачи собственником имущества - учредителем управления доверительному управляющему определенного объема правомочий, а также определяют характер совершаемых доверительным управляющим действий. Употребление слова «доверие» в названии как института, так и договора доверительного управления имуществом определяется существованием особых, именно доверительных, отношений между собственником имущества - учредителем управления и доверительным управляющим. Отношения между собственником имущества - учредителем управления и доверительным управляющим включают также и определенные риски, который несет учредитель управления, передавая в доверительное управление, принадлежащее ему на праве собственности имущество.
15 Ожегов С. И., ШведовН. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. М.: АЗъ, 2014. С. 102.
Собственник имущества - учредитель управления, передавая свое имущество и все правомочия на него другому лицу - доверительному управляющему, должен знать и быть уверен, что это лицо обладает определенными знаниями в нужной области, связанной с управлением имуществом, необходимым опытом для управления конкретным видом имущества, показало и зарекомендовало себя как надежного исполнителя и может осуществлять свои действия в соответствии с требованиями законодательства. Только при совокупности всех перечисленных условий собственник имущества - учредитель управления, передавая свое имущество в доверительное управление, может быть уверен в том, что благодаря действиям доверительного управляющего получит ожидаемый результат. Если все эти условия не будут приняты во внимание, то собственник имущества - учредитель управления может не только не получить предполагаемые доходы, но и не сохранить само переданное в доверительное управление имущество или даже его утратить.
В соответствии с нормами гражданского права лично-доверительными признаются сделки, участники которых могут расторгнуть отношения в одностороннем порядке без объяснения причин, т. е. в связи с утратой доверия одной из сторон договора с стороны другой. Договор доверительного управления имуществом подпадает под эти признаки. В пункте 6 статьи 861 Гражданского кодекса Республики Узбекистан определено положение, в соответствии с которым стороны договора могут в одностороннем порядке прекратить договор в связи с невозможностью доверительного управляющего лично осуществлять управление имуществом. Также собственник имущества - учредитель управления может отказаться от договора доверительного управления имуществом по другим причинам, например, в связи с утратой доверия к доверительному управляющему или недобросовестными действиями доверительного управляющего. Поэтому отношения, возникающие между собственником имущества - учредителем управления и доверительным управляющим, можно охарактеризовать как фидуциарные или лично-доверительные.
Определение «управление» имеет основополагающее значение при рассмотрении правовой природы договора доверительного управления имуществом. Содержание смысла управления применительно к имущественным отношениям, которые возникают из договора доверительного управления имуществом, и сводится к деятельности доверительного управляющего, которая связана с реализацией переданных ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые принадлежат на праве собственности учредителю управления, в интересах учредителя управления и за определенное в договоре вознаграждение. Доверительное управление имуществом включает в себя исполнение различных прав и обязанностей со сторо-
ны доверительного управляющего, которые бы исполнял сам собственник имущества - учредитель управления в отношении принадлежащего ему имущества. Это возможность хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, за исключением потребления имущества. В соответствии с условиями договора доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возложена обязанность по содержанию переданного ему имущества, включая поддержание имущества в надлежащем состоянии, уплату налогов, оплату коммунальных и других услуг, связанных с переданным ему имуществом, и другие обязанности. Рассмотренное понимание доверительного управления имуществом вытекает из содержания норм о доверительном управлении имуществом, установленных главой 49 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Термин «управление» при определении договора доверительного управления имуществом определяет сущность обязательства, при котором доверительный управляющий может самостоятельно реализовывать правомочия, предоставленные ему собственником имущества - учредителем управления. Право доверительного управляющего имуществом действовать по собственному усмотрению при управлении этим имуществом является отличительным признаком договора доверительного управления имуществом от других договорных обязательств - например, договоров комиссии и поручения, в которых управомоченное лицо осуществляет предоставленные ему правомочия в более жестких рамках. Доверительный управляющий имуществом может быть ограничен в распоряжении переданным ему в доверительное управление имуществом или в совершении определенных действий, связанных с доверительным управлением имуществом лишь нормами закона или договора.
Доверительное управление имуществом должно осуществляться в интересах собственника имущества - учредителя управления или указанного им другого лица - выгодоприобретателя. Только благодаря определению «интерес» происходит разграничение прав собственника имущества - учредителя управления и прав, доверительного управляющего имуществом, так как доверительный управляющий имуществом действует по своему усмотрению и не преследует цели удовлетворения своих интересов. Необходимо отметить, что интересы, определенные в гражданском праве посредством заключения гражданско-правовых договоров, способствуют возникновению именно имущественных интересов.
Так как договор доверительного управления рассчитан на применение в предпринимательской деятельности, то интерес как учредителя управления, так и выгодоприобретателя в первую очередь связан с удовлетворением ма-
териальных потребностей, получением определенной выгоды, которая зависит от цели и предназначения имущества, переданного в доверительное управление. Интересы собственника имущества - учредителя управления или указанного им другого лица - выгодоприобретателя состоят в максимальном извлечении прибыли от управления имуществом, переданным в доверительное управление, в обеспечении его сохранности и приумножении. Эти интересы могут быть изменены в условиях договора доверительного управления имуществом, следовать из содержания договора, быть обусловленными назначением имущества, переданного в доверительное управление. В ряде случаев интересы собственника имущества - учредителя управления или указанного им другого лица - выгодоприобретателя не ограничены непосредственным извлечением лишь материальной выгоды.
Обязательство действовать в интересах собственника имущества - учредителя управления или указанного им другого лица - выгодоприобретателя выражается для доверительного управляющего имуществом в точном выполнении обязанностей, возложенных на него договором доверительного управления имуществом. Доверительный управляющий должен проявлять должную заботливость при управлении имуществом об интересах учредителя управления или выгодоприобретателя, т. е. выполнять обязанности, определенные договором, добросовестно, разумно и надлежащим образом.
Таким образом, использование в обязательстве таких определений, как «управление», «доверие», «интерес», отражает сущность и основные признаки договора доверительного управления имуществом.
Договор доверительного управления имуществом является институтом обязательственного права в гражданском праве Республики Узбекистан. Основное содержание договора доверительного управления имуществом, которое нашло отражение в нормах Гражданского кодекса Республики Узбекистан, правильно отражает суть доверительных отношений при управлении имуществом, переданным в доверительное управление, определяя правовые формы управления имуществом применительно ко всем видам собственности.
Договор доверительного управления имуществом определен и регулируется лишь в нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан, однако согласуется и с другими гражданско-правовыми нормами. Институт доверительного управления имуществом регулирует, а договор оформляет отношения по управлению чужим имуществом в интересах его собственника -учредителя управления либо иного лица - выгодоприобретателя. Необходимость в доверительном управлении имуществом может быть вызвана рядом причин, например невозможностью осуществления своих законных полно- 49 -
мочий собственником имущества - учредителем управления лично, его неопытностью или незнанием в области управления имуществом.
Институт доверительного управления имуществом является новым для гражданского законодательства Республики Узбекистан, так как был введен в гражданский оборот лишь с введением в действие Гражданского кодекса Республики Узбекистан 1 марта 1997 года. Поэтому можно говорить о недостаточном исследовании данного вида договора в национальной правовой доктрине. Существуют определенные проблемы и вопросы в правоприменительной практике данного вида договора.
В Гражданском кодексе Республики Узбекистан, который является основным источником права, регулирующим договор доверительного управления имуществом, недостаточно точно определены вопросы ответственности сторон по данному договору, требования к деятельности доверительного управляющего по доверительному управлению имуществом, а также само содержание доверительного управления. Это дает возможность сформулировать некоторые предложения по совершенствованию гражданского законодательства Республики Узбекистан в области регулирования договора доверительного управления имуществом.
Первое. Необходимо принять специальный нормативный акт, регулирующий договор доверительного управления имуществом в условиях рыночных отношений, - закон Республики Узбекистан «О доверительном управлении имуществом», в котором целесообразно урегулировать положения, касающиеся разработки примерных условий договоров о доверительном управлении имуществом, включающих существенные условия и другие обязательные положения; закрепить и определить права и обязанности учредителя (собственника имущества), доверительного управляющего, выгодоприобретателя, а также третьих лиц, если такие имеются в договоре; указать случаи, когда доверительный управляющий не может совершать без согласия учредителя доверительного управления или собственника имущества определенные действия; обозначить положения по процедуре и основаниям заключения, изменения и прекращения договора доверительного управления имуществом, а так же особенности указанных действий в отношении договора доверительного управления недвижимым имуществом, включая предприятия; особенности содержания режима обособления имущества, переданного в доверительное управление, от имущества самого доверительного управляющего, если такое имеется; перечислить требования, предъявляемые к доверительному управляющему, по совершению им фактических действий в отношении вверенного ему в доверительное управление имущества; указать особенности осуществления доверительного управления имуществом, обреме-
ненном правами третьих лиц; установить последствия в части нарушения доверительным управляющим запретов, указанных в законодательстве, и назначение самого доверительного управляющего на место обязанного лица по аналогии с пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Второе. Статью 849 Гражданского кодекса Республики Узбекистан «Договор доверительного управления имуществом» целесообразно дополнить положениями, в которых определить, что если в качестве доверительного управляющего имуществом выступает юридическое лицо, то решения органов управления данного юридического лица о распоряжении переданным ему в доверительное управление недвижимым имуществом принимается в таком же порядке, который установлен законодательством или учредительными документами данного юридического лица для принятия решений о распоряжении принадлежащих этому юридическому лицу объектов недвижимости соразмерной стоимости; Гражданским кодексом Республики Узбекистан, нормами законодательства о доверительном управлении имуществом, договором о доверительном управлении имуществом определяются особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения договора доверительного управления имуществом.
Третье. Целесообразно дополнить статью 388 «Обязанности продавца по передаче товара» Гражданского кодекса Республики Узбекистан пунктом, в котором определить, что в случае, когда продавцом недвижимого имущества выступает доверительный управляющий имуществом, передача покупателю соответствующего объекта недвижимого имущества должна сопровождаться передачей покупателю документов, обосновывающих законный характер отчуждения объекта недвижимого имущества, переданного в доверительное управление.
Рассматривая определенные теоретические аспекты регулирования нового для гражданского законодательства Республики Узбекистан договора доверительного управления имуществом, необходимо отметить, что существует ряд теоретических и практических вопросов, требующих разрешения. Главной проблемой остается разработка и принятие специального закона, регулирующего все аспекты договора доверительного управления имуществом в Республике Узбекистан в условиях рыночных отношений, порождающих востребованность, а соответственно, и применение данного вида договора как юридическими, так и физическими лицами.
Библиографический список
Гражданское право. Особенная часть: учебник / Ташкент. гос. юрид. ин-т. Ташкент, 2009.
Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. Ташкент: М-во юстиции Республики Узбекистан, SMI-ASIA, 2011. Т. 2.
Бурханова Л. М. Место договора доверительного управления имуществом в системе гражданско-правовых обязательств // Жамият ва хукук. 2018. № 3.
Витрянский В. В. Договор доверительного управления имуществом. М.: Статут. 2001.
Витрянский В. В. Доверительное управление денежными средствами // Юрист. 2001. № 12.
Гражданское право: учебник; в 2-х т. / отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 2.
Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. М.: АЗъ, 2014.
Информация для цитирования
Бурханова Л. М. Доверительное управление как институт обязатель-^ ственного права: особенности национального регулирования на при-^ мере гражданского законодательства Республики Узбекистан // ^ Ex jure. 2019. № 4. C. 34-52. DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-4-34-52. Burkhanova L. M. Trust Management as an Institution of Commitment Rights: Features of National Regulation on the Example of Civil Legislation of the Republic of Uzbekistan. Ex jure. 2019. № 4. Рр. 34-52. (In Russ.). DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-4-34-52.
W