Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК СПОСОБ АПРОБАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК СПОСОБ АПРОБАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / JURIDICAL CLINIC / ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JURIDICAL CLINICAL EDUCATION / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRACTICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А.

В статье раскрывается понятие юридической клиники, исследуется история становления юридического клинического образования в России. Кроме того, проанализировано значение юридической клиники, как способа апробации теоретических правовых знаний, полученных обучающимися в юридических ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURIDICAL CLINIC AS WAY OF APPROBATION OF THEORETICAL LEGAL KNOWLEDGE

In the article disclosed the concept of juridical clinic, researched the history of becoming of juridical clinical education in the Russia. In addition, it analyzed the importance of the juridical clinic as a method of approbation of theoretical legal knowledges given by students in the juridical high schools.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК СПОСОБ АПРОБАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

ТУРИЦЫН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант кафедры трудового, земельного и экологического права Кубанского государственного аграрного университета.

TURITSYN, DMITRY A. - graduate student of Department of labour, land and ecological law of the Kuban State Agrarian University. (i.am. newbie@hotmail. com)

УДК 347.965.84

КДЛЯН Е.Л., МАГДЕСЯН Г.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК СПОСОБ АПРОБАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Ключевые слова: юридическая клиника, юридическое клиническое образование, практические навыки.

В статье раскрывается понятие юридической клиники, исследуется история становления юридического клинического образования в России. Кроме того, проанализировано значение юридической клиники, как способа апробации теоретических правовых знаний, полученных обучающимися в юридических ВУЗах.

KDLYAN, E. L., MAGDESYAN, G.A.

JURIDICAL CLINIC AS WAY OF APPROBATION OF THEORETICAL LEGAL KNOWLEDGE

Keywords: juridical clinic, juridical clinical education, practical skills

In the article disclosed the concept of juridical clinic, researched the history of becoming of juridical clinical education in the Russia. In addition, it analyzed the importance of the juridical clinic as a method of approbation of theoretical legal knowledges given by students in the juridical high schools.

В последнее время в образовательной среде уделяется все большее внимание вопросам модернизации юридического образования, в частности, развитию его практической составляющей. Безусловно, повышение качества юридического образования всецело зависит от включения в него интерактивно-ориентированных методов. В данном направлении необходимо развивать клиническое образование в процессе подготовки будущих юристов на базе юридических клиник ВУЗов, как структурных подразделений юридических факультетов. Значимость клинического юридического образования, которому предшествует специальная предварительная теоретическая подготовка студентов, не вызывает споров среди профессиональных юристов, и очевиден тот факт, что малоимущие и социально слабо защищенные категории граждан нуждаются в оказании бесплатной правовой помощи посредством юридических клиник. Вопросы правового регулирования деятельности юридических клиник в системе высшего образования России приобретают особую значимость и являются весьма актуальными, чем обуславливает рост внимания к разработке предложений по совершенствованию клинического юридического образования, которое, как одна из прогрессивных форм организации практических занятий, осуществляется параллельно с теоретическим обучением.

Организация юридических клиник при университетах является позитивно апробированной практикой в системе высшего юридического образования, которая продуктивно использовалась с середины XIX века в России и в ряде зарубежных стран. Длительное время в России отсутствовала нормативная основа для их деятельности и единые стандарты оказания помощи населению. Этот пробел был частично устранен путем принятия ряда нормативно-правовых актов. Независимо от того, что вопросы создания юридических клиник стали рассматриваться и обсуждаться в публицистике достаточно давно, данный вид оказания правовой помощи реализовался только лишь в 1999 году, вследствие реформирования законодательства об оказании юридической помощи, проведение которого позволило осуществлять консультирование населения людям с отсутствием опыта в данных вопросах.

Согласно Конституции РФ, Россия позиционируется как социальное государство, а потому сегодня особенно важным является обеспечение реализации конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. На современном этапе базовым

документом, регламентирующим клиническое юридическое образование, безусловно, является Конституция Российской Федерации [ 1].

В настоящее время вопросы улучшения качества образования в вузах, а также создания эффективной, отвечающей современным реалиям системы образования в России являются одними из наиболее актуальных. Их возникновение обусловлено необходимостью решения проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на образование (ст. 43 Конституции РФ), а также присоединением России к Болонской декларации [2].

Следует отметить Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 552 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ» [3], который получил широкую поддержку в юридической общественности и подстегнул научную дискуссию по проблемам совершенствования современного российского юридического образования. Одним из краеугольных камней этой дискуссии стало место юридических клиник и интерактивных клинических образовательных технологий в модернизации юридического образования. Выполнение поставленных Президентом РФ задач по разработке образовательных стандартов в юриспруденции, формированию у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону требует, на наш взгляд, не только увеличения объема практической части основных образовательных программ, но и существенного пересмотра их содержания.

Необходимость получения студентами-юристами не только теоретических знаний, но и практической подготовки связана с реализацией компетентностного подхода в широком использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Следует отметить, что основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации публичного обвинения, привлечения к ответственности или ограничения прав и свобод граждан. В данном случае не должно иметь значение имущественное положение гражданина или какие-то психофизиологические особенности. Государство обязано создать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от личной правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей. Люди, которые не могут оплатить услуги юриста, тоже должны иметь возможность защитить свои права.

В свою очередь, Конституционный Суд РФ в одном из своих Постановлений указал: «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи... и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии» [4]. Значительным шагом в обеспечении права на бесплатную юридическую помощь стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в РФ» [5], предусматривающего получение бесплатной юридической помощи малоимущими и иными категориями граждан, нуждающимися в особой социальной поддержке.

Обращаясь к истокам создания юридических клиник в России, можно проследить, что юридические клиники существовали уже при Московском университете и в Университете Святого Владимира в Киеве [6]. Первая юридическая клиника в России была открыта в середине XIX века при Казанском Императорском Университете. Ее основоположником был известный цивилист Д.И. Мейер, разработавший структуру и методику проведения специальных практических занятий для студентов-юристов, которые направлены на развитие практических навыков, требуемых юристу для успешной правовой практической деятельности. Юридическая клиника, первоначально называвшаяся «юридической

консультацией», открылась в Казанском университете в 1861 году, о чем было сказано в периодическом издании «Журнала Министерства Юстиции [7].

Следующим периодом развития юридических клиник в России следует назвать советское время. В это время происходили активные дискуссии воеруг идеи воплощения юридического клинического образования в научной литературе посредством создания специализированных учреждений - правовых клиник. Однако в первой трети и практически до 50-х гг. XX века развитие клинического юридического образования в России было приостановлено. Начиная с 50-х и до 90-х гг. XX века, прослеживаются предпосылки к возобновлению идеи клинического юридического образования.

Основными условиями, повлиявшими на создание юридических клиник в России постсоветского времени, следует считать интегративные реформы второй половины 90-х годов, в том числе реконструкции правовой образовательной среды. Внедрение клинической практики в национальных академических ВУЗах на стыке XX - XXI вв. связано, в первую очередь, с демократизацией общества, принципиально повлиявшей на значимость и природу юридической профессии, которая стала четко выражать публичный характер. Поэтому возросла необходимость развития публичных навыков у юриста, правового просвещения, оценке информации, ее кардинального модифицирования, использования в нестандартных юридических решениях, навыки законотворческой деятельности, развитые в практической деятельности профессиональных компетенций.

В настоящее время в России создаются и действуют юридические клиники при юридических факультетах, в которых студенты под руководством преподавателей оказывают бесплатные правовые консультации малоимущим и социально незащищенным категориям граждан. Неизбежность создания юридических клиник при ВУЗах продиктована возможностью обогатить традиционное юридическое образование; обучить практическим навыкам студентов и осмыслить критически важность юриста в обществе.

При Сочинском государственном университете в 2011 г. была создана Юридическая клиника, которая руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, Уставом Университета, Правилами внутреннего трудового распорядка Университета, приказами и распоряжениями ректора Университета, декана юридического факультета, Положением о юридической клинике СГУ. Незыблемыми принципами, определяющими организацию и деятельность клиники, являются: законность; добросовестность выполнения всеми участниками клиники принятых на себя обязательств; гласность; добровольность вступления в клинику; открытость клиники для всех желающих получить правовую помощь; конфиденциальность и другие. Участие в работе клиники преследует немаловажную цель -повышение профессионального уровня юридического образования студентов путем оказания бесплатной юридической помощи в виде устных и письменных консультаций граждан. Поскольку помощь в юридической клинике оказывается бесплатно, то соответственно расширяется круг граждан, имеющих доступ к получению квалифицированной юридической помощи.

Следует отметить, что студенты, практикующие в юридической клинике, осуществляют внесудебное урегулирование спора и именно благодаря функционированию юридической клинике при университете происходит подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Главная же ценность юридической клиники при Сочинском государственном университете, на наш взгляд, состоит в том, что именно она погружает студента в ситуацию с конкретным правовым разрешением, что является важным этапом на пути профессионального становления будущего высоквалифицированного юриста способного составить достойную конкуренцию в профессиональной среде. Ко всему, у обучающихся повышается уровень правовой культуры, поскольку при проведении консультации студент не только разрешает правовые вопросы граждан, но и пропагандирует законопослушный образ жизни. Основной мотивацией обучающихся является применение на практике теоретических знаний, а также возможность ведения «живого» консультирования клиентов, выработка навыков интервьюирования, консультирования

клиентов. Как нам видится, принимая участие в деятельности юридической клиники, будущий специалист учится правильно расставлять акценты в практике оказания правовой помощи, находит применение полученным ранее знаниям и ищет наиболее приемлемый вариант действий, оставаясь в границах правого поля, которые из категории теоретически-абстрактных переходят в форму четко-очерченных, что для начинающего юриста немаловажно. Более того, работа в юридической клинике стимулирует студентов на занятие научной деятельностью.

Юридическая клиника, при должном качестве организации, располагает всеми необходимыми условиями для полноценной практической деятельности студента и, будучи особым компонентом юридической образовательной среды, может выступать наилучшим компромиссом при решении вопроса о сбалансированности теоретических и практических начал в системе обучения. Работая в клинике, обучающийся приобретает практический опыт правоприменения при рассмотрении реальных проблем конкретных граждан. Это позволяет обучающемуся студенту почувствовать себя действительно вовлеченным в процессуальную сферу юриспруденции.

В результате клинического обучения у студентов формируется самостоятельное, творческое мышление, вырабатывается профессиональная этика и ответственное отношение к профессии и деятельность ВУЗа в данной ситуации должна быть направлена на повышение мотивации, нахождению баланса между теорией и практикой. В целях повышения профессионализма соответствующих правовых консультаций к работе юридических клиник следует привлекать практикующих юристов и работников различных организаций. Конечно, юридическое образование должно быть динамичным, развиваться и модернизироваться с учетом потребностей рынка труда. Рассматривая юридические клиники как способ апробации теоретических правовых знаний, следует помнить об их социальной направленности, и не забывать и о том, что юридические клиники способствуют приобретению студентами навыков публичных выступлений, что будет направлено не только на профилактику правонарушений, но и своеобразным заделом в обеспечении конституционного права граждан на бесплатную юридическую помощь.

В заключение особо следует подчеркнуть, что оказание бесплатной правовой помощи населению посредством юридических клиник, безусловно, важное дело, а правоприменительная практика и её анализ должны стать неотъемлемой частью учебного процесса. В целом можно констатировать, что исключительность и специфика юридических клиник состоит в сочетании единого процесса теории и практики. Юридические клиники должны стать не только полноправным институтом оказания бесплатной юридической помощи, но и эффективной формой осуществления образовательной, научной и практической деятельности.

Литература и источники

1. Конституции РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999) из информационного банка «Международное право».

3. Указ Президента РФ от 26 мая 2009 года № 552 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ» // Российская газета. 2009. 29 мая. № 97.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 № 2-П « По делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 44 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан В.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. №1.

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 23 ноября. № 263.

6. Шевырев С. П. История Московского университета. М., 1855. С. 353.

7. Мейер Д. И. Вопросы гражданского права, возбужденные Мейером // Журнал Министерства Юстиции. 1861. № 7. С. 225-231.

References and Sources

1. Konstitucii RF. Prinyata na vsenarodnom referendume 12 dekabrya 1993 g. // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.

2. Deklaraciya o sozdanii obshcheevropejskogo prostranstva vysshego obrazovaniya (Bolonskaya deklaraciya) [angl.] (Prinyata v g. Bolon'e 19.06.1999) iz informacionnogo banka «Mezhdunarodnoe pravo».

3. Ukaz Prezidenta RF ot 26 maya 2009 goda № 552 «O merah po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v RF» // Rossijskaya gazeta. 2009. 29 maya. № 97.

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28 yanvarya 1997 № 2-P « Po delu o proverke konstitucionnosti ch. 4 st. 44 UPK RSFSR v svyazi s zhalobami grazhdan V.V. Antipova, R.L. Gitisa i S.V. Abramova» // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. 1997. №1.

5. Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 324-FZ «O besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2011. 23 noyabrya. № 263.

6. SHevyrev S. P. Istoriya Moskovskogo universiteta. M., 1855. S. 353.

7. Mejer D. I. Voprosy grazhdanskogo prava, vozbuzhdennye Mejerom // ZHurnal Ministerstva YUsticii. 1861. № 7. S. 225-231.

КДЛЯН Е.Л. - кандидат юридических наук, доцент, Сочинский государственный университет.

МАГДЕСЯН Г.А. - кандидат юридических наук, доцент, Сочинский государственный университет (galina01.75@yandex.ru) KDLYAN, E.L. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi StateUniversity.

MAGDESYAN, G.A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi State University (galina01.75@yandex.ru)

УДК 340.132.2

СААЯ С.В., ХОМУШКУ С.К. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА2

Ключевые слова: межрегиональные связи, международные связи субъектов Российской Федерации, законодательство Республики Тыва, трансграничные связи.

В статье проанализированы нормативно-правовые акты для оценки договорно-нормативной базы международных и межрегиональных связей Республики Тыва. Хронологически охвачен период с 2000 по 2017 гг. Показано, что международные внешнеэкономические и межрегиональные связи Республики Тыва можно разделить на следующие направления сотрудничества: сотрудничество по линии субъектов Российской Федерации; взаимодействие Правительства Республики Тыва и региональных администраций соседних государств, контакты муниципальных органов приграничных районов Республики Тыва и муниципалитетов соседних государств. Реально у Республики Тыва всего два перспективных партнера - это Монголия и Китай. При этом для Тувы представляется перспективным расширение культурных и экономических связей.

SAAYA, S.V., HOMUSHKU, S.K. THE RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE CONTRACTUAL AND REGULATORY FRAMEWORK OF INTERNATIONAL AND INTERREGIONAL LINKS OF REPUBLIC OF TUVA

Keywords: interregional links, international links of the Russian Federation, the legislation of the Republic of Tuva, cross-border linkages.

In this article the legal and regulatory instruments for evaluating of the contractual and regulatory framework of international and interregional links of the Republic of Tuva are presented. It is shown that the international foreign economic and interregional ties of the Republic of Tuva can be divided into the following areas of cooperation: cooperation along the lines of the subjects of the Russian Federation; interaction of the Government of the Republic of Tuva and regional administrations of neighboring countries, contacts of municipal bodies of the border areas of the Republic of Tuva and municipalities of neighboring countries. Actually, the Republic of Tuva has only two promising partners: Mongolia and China. At the same time, expansion of cultural and economic ties seems promising for Tuva.

В современном мире одним из показателей и факторов интеграции субъекта федерации в международные и межрегиональные связи является наличие соответствующей нормативно-правовой и договорной базы. В соответствии с российским законодательством, нормативно-правовую базу международных и межрегиональных связей Республики Тыва можно условно поделить на следующие группы: международные документы, федеральное и региональное законодательство, а также подзаконные акты органов исполнительной власти и соглашения о сотрудничестве органов местного самоуправления. Так, в первую группу входят международно-правовые акты и международные договоры, регулирующие

2 Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Договору №17-11-17002/17-ОГОН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.