Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ - ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ - ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / INTERNATIONAL ADOPTION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / MINOR CHILDREN / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / NATIONAL LEGISLATION / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / FOREIGN CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кдлян Елена Левоновна, Магдесян Галина Андреевна

Данная статья раскрывает некоторые актуальные проблемы правового регулирования международного усыновления российских детей иностранными гражданами. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам, регламентирующим область международного усыновления, а также анализу материалов судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL ADOPTION OF CHILDREN - CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals some actual problems of legal regulation of international adoption of Russian children by foreign citizens. Special attention is paid to the normative legal acts regulating the area of international adoption, as well as analyzed the materials of judicial practice.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ - ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

BORTNIKOV, SERGEY P. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (serg-bortnikov@yandex.ru)

УДК 347.61

КДЛЯН Е.Л., МАГДЕСЯН Г.А. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ - ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: международное усыновление, несовершеннолетние дети, национальное законодательство, иностранные граждане.

Данная статья раскрывает некоторые актуальные проблемы правового регулирования международного усыновления российских детей иностранными гражданами. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам, регламентирующим область международного усыновления, а также анализу материалов судебной практики.

KDLYAN, E.L., MAGDESYAN, G.A. TO THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL ADOPTION OF CHILDREN -

CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: international adoption, the minor children, national legislation, foreign citizens.

This article reveals some actual problems of legal regulation of international adoption of Russian children by foreign citizens. Special attention is paid to the normative legal acts regulating the area of international adoption, as well as analyzed the materials of judicial practice.

Усыновление российских детей иностранными гражданами в настоящий период в РФ считается значимым не только лишь с законной точки зрения, но, и с общественной, нравственной, психологической. Как отмечает О.А. Косова, значимым принципом действующих норм закона, является забота о детях, максимальная защита их прав. Однако для фактического использования этого принципа нужно наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права [1].

Согласно Конституции РФ, признается преимущество общепринятых норм международного права, международных договоров перед нормами национального права. Нормы, закрепленные в конвенциях и международных договорах, являются необходимой частью национального законодательства.

Только при соблюдении обстоятельств, определенных как международным, так и национальным законодательством, усыновление детей, являющихся гражданами России, иностранными гражданами является состоявшимся [2].

Важным международным актом является Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 20, 21), которая признает усыновление иностранными гражданами, как способ устройства ребенка, который был лишен семьи, допустимым только в том случае, когда найти подходящую семью в стране происхождения ребенка, невозможно. Она относит осуществление данного вопроса к ведению компетентных органов государства, исключая получение финансовых и иных выгод, связанных с усыновлением. Также Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении международного усыновления включает единые условия и требования для иностранного усыновления. В частности, власти страны, в которой живет ребенок, обязаны определить, может ли быть усыновлен ребенок, основывается ли иностранное усыновление на законе, отвечает ли интересам ребенка, существует ли необходимое согласие определенных органов согласие самого ребенка на усыновление [3]. Условия, при которых ребенок может быть усыновлен, установлены законодательством страны происхождения ребенка. Затем законодательством страны происхождения обуславливается, какие граждане или органы могут давать согласие на усыновление, существует ли потребность получения согласия

самого ребенка на усыновление, каковы требования, которым должны отвечать кандидаты в усыновители [4].

Усыновление детей иностранными гражданами (когда речь идет о русских детях) осуществляется в рамках законодательной базы России. Решение принимается только лишь в интересах самого ребенка. Уполномоченные органы обязуются учесть этнические особенности ребенка, ту культуру, в которой он рос, а также мировоззрение, язык, возможности изучения другого языка. Только лишь таким комплексным подходом удается даже на территории чужого для него государства обеспечить ребенку необходимое нравственное и физическое воспитание, а также вырастить из него порядочного гражданина. Законодательством РФ не предусмотрено никаких ограничений, касающихся состояния здоровья того малыша, которого собираются усыновить иностранные граждане.

Также необходимо обратить внимание на некоторые проблемы, которые возникли на практике при усыновлении детей граждан РФ иностранными гражданами. Это проблема ненадежности государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами, а также предоставление отчета усыновителями, способствующее выявлению реальной ситуации, сложившейся с внутренним усыновлением, которая говорит о необходимости проводить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование, повышение привлекательности усыновления в нашей стране.

Не менее важной проблемой на сегодняшний день остается вопрос об ознакомлении с нормативно-правовыми актами иностранных государств, граждане которых выступают кандидатами в усыновители. Министерство юстиции РФ законодательством иностранных государств не располагает, практику его применения не отслеживает и, более того, не обобщает. Как следствие, это приводит к заведомым нарушениям при рассмотрении дел по усыновлению. В данной связи, Дюжева О.А. предлагает законодательно закрепить обязанность представительств иностранных организаций по усыновлению представлять в суд в обязательном порядке заверенное и переведенное законодательство государства, гражданином которого является кандидат в усыновители [5].

В правоприменительной практике возникает много ситуаций, касающихся ряда документов, представляемых кандидатами в усыновители в суд в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ) [6]. В частности, остро встает вопрос, в какой форме должно быть представлено медицинское заключение на предмет состояния здоровья кандидатов в усыновители. Как нам представляется, форма, которая установлена приказом Минздрава РФ, была предусмотрена исключительно для усыновителей - граждан РФ и вовсе не уместна при использовании в сфере усыновления российских детей иностранными гражданами. Кроме того, оправдана подготовка медицинского заключения иностранными кандидатами в усыновителями в соответствии с законодательством их государств. Требование, продиктованное судьями к кандидатам в усыновители по прохождению медицинского обследования в медицинских учреждениях РФ, вызывает возникновение некоторых вопросов. В частности, о возможности выявления за однократное посещение врача (с учетом языкового барьера), без знания истории болезни пациента, например, психологического и онкологического заболевания. Относительно документов, которые подтверждают доходы кандидата в усыновители и характеризуют его жилищно-бытовые условия, полагаем, что они должны быть удостоверены соответствующими компетентными органами, представляющими интересы кандидатов в усыновители.

Также возникает необходимость разъяснения Верховного Суда РФ п. 7 ст. 271 ГПК РФ по вопросу о том, какие документы, подтверждающие невозможность передачи

ребенка на воспитание в семью граждан РФ, могут признаваться судом. Данное разъяснение имеет важное практическое значение и является доказательством использования всех возможностей по устройству ребенка в российскую семью.

Кроме того, хотелось бы отметить, что компетентному органу, принимающему решение об усыновлении, необходимо удостовериться в утрате ребенком родительского попечения, а также в возможности передачи ребенка на воспитание или помещения в семью в соответствии с законодательством государства происхождения, которая могла бы обеспечить его воспитание; особо тщательно проверять наличие у несовершеннолетних детей родственников и возможность передачи детей на воспитание в их семьи.

Нормы ст. 272 ГПК РФ обязывают орган опеки и попечительства при подготовке дела об усыновлении к судебному разбирательству представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. При этом также необходимо приложить ряд документов на самого усыновляемого. В заключении в обязательном порядке должны указываться сведения о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком. Однако нормативными актами не установлены порядок, сроки общения кандидата в усыновители с усыновляемым ребенком, хотя это крайне важно для установления психологического контакта. Следствием этого часто является болезненная для ребенка адаптация в семье иностранных усыновителей.

Из смысла ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 57 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) [7] вытекает, что суду необходимо учитывать мнение ребенка относительно его усыновления непосредственно в судебном заседании во всех случаях достижения ребенком достаточной степени развития для формулирования своих собственных взглядов. В практике известны случаи, когда при усыновлении детей в возрасте до десяти лет, которые достигли достаточной степени развития, суд учитывал мнение ребенка по вопросу его усыновления. Например, Архангельским областным судом дети в возрасте младше десяти лет (с 2004 по 2007 рождения) были опрошены по 8 делам (всего с вынесением решения данным судом рассмотрено 35 дел о международном усыновлении). При этом в случае, когда опросить ребенка, не достигшего возраста десяти лет, в судебном заседании не представлялось возможным, его мнение по вопросу усыновления, а также о его отношении к усыновителям по поручению суда выяснялось специалистом (психологом) детского учреждения, в котором находился ребенок [8].

В связи с данными проблемами и частой гибелью российских детей, усыновленных иностранными гражданами, органам опеки и попечительства в РФ необходимо тщательнее проводить отбор личностей усыновителя, а также организаций, осуществляющих отбор кандидатов в усыновители на территории иностранного государства, чтобы в будущем не сталкиваться с проблемой жестокого обращения детей в семье. В результате этого, становится актуальным вопрос о защите прав и законных интересов усыновленного ребенка за пределами территории РФ.

Анализируя практику постановки на консульский учет детей - граждан РФ, усыновленных иностранными гражданами, предлагается привнести перемены в действующий порядок, установив, что постановка детей на консульский учет должна осуществляться исключительно в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел РФ до выезда усыновленных детей из России. Только в этом случае можно будет гарантировать постановку всех усыновленных детей на консульский учет в установленные законом сроки. Считаем, целесообразным установить в Правилах передачи детей на усыновление порядок процедуры знакомства усыновителей с ребенком, установить число и длительность встреч. Таким образом, следует возложить обязанности по созданию условий для общения будущих родителей с усыновляемыми

детьми на орган опеки и попечительства. Следует также рассмотреть вопрос о закреплении на международном уровне возможности беспрепятственного возвращения в страну происхождения ребенка, права которого нарушены усыновителями. Но при этом важно учитывать мнение самого ребенка по вопросу его возвращения. Кроме того, нужно определить меры ответственности уполномоченной организации, содействовавшей передаче ребенка усыновителю, которым были нарушены права ребенка, в отношении которого усыновление было отменено. Каждое обстоятельство нарушения норм права при международном усыновлении должно иметь негативные последствия для органов и организаций, участвовавших в процедуре усыновления, как на территории РФ, так и на территории иностранного государства.

Таким образом, в настоящее время обозначенные наиболее актуальные проблемы в вопросах международного усыновления детей требует принятия решительных мер. В первую очередь, Российской Федерации необходимо ратифицировать международно-правовые акты, которые затрагивают область международного усыновления и защиты детей, использовать положительный опыт зарубежных стран в данной сфере отношений, расширять и укреплять сотрудничество между государствами, что требует дальнейшей правовой регламентации.

Международным усыновлением по праву можно считать юридический акт, вследствие которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Кроме того, в результате международного усыновления возникает новая правовая связь, заменяющая связь с кровными родителями, содержащая главные функциональные аспекты усыновления как способа защиты и как юридической процедуры. Международное усыновление представляет собой форму устройства ребенка, выгодно отличающуюся от таких форм устройства детей как опека, попечительство, приемная семья. Его важность обуславливает и тот факт, что правила о международном усыновлении имеют обязательный характер и направляются на обеспечение интересов самого ребенка консульскими учреждениями РФ. Также требования к кандидатам в усыновители, к процедуре усыновления имеют обязательственный характер и направляются на обеспечение интересов усыновляемых детей.

В этой связи, отношения, связанные с усыновлением, регулируются нормами конвенций, международными договорами, семейным и гражданским процессуальным кодексами, федеральными законами, законодательством о детях, передаваемых на усыновление. Законодательство в этой области представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, призванных регулировать отношения в области международного усыновления. Выявление особых отношений международного усыновления показало необходимость их специального правового регулирования путем законодательства о международном усыновлении.

Международное усыновление российских детей, защита их прав и интересов в предусмотренных законодательством вариантах осуществляется в границах разрешаемых общепринятыми и общепризнанными нормами национального законодательства, международного права, а также консульскими учреждениями РФ.

Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих международное усыновление, предлагается внести следующие изменения:

1. Остро встает проблема охраны прав усыновленных российских детей иностранными гражданами, требующая поддержания залога и охраны, на конституционном уровне. Поэтому следует дополнить ст.17 Конституции РФ еще одной частью, в которой особое внимание надо уделить защите прав усыновленных детей. Подобное положение, во-первых, акцентирует внимание преимущественно на интересах

детей, во-вторых, создает базу для лучшего развития этой области национального законодательства.

2. В качестве оснований, которые были положены законодателем для увеличения гарантий защиты прав и интересов детей, следует привнести перемены в ст. 71 СК РФ. Нужно регламентировать не шестимесячный, а трехлетний срок с момента вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав в отношении биологических родителей, в течение которого международное усыновление не совершится без согласия биологических родителей, что дает им возможность воспользоваться правом на восстановление своих родительских прав.

3. Необходимо расширить ст. 60 СК РФ положением, учитывающим право детей на компенсацию ущерба, доставленного их самочувствию, в том числе компенсацию нравственного ущерба, в случае если ущерб причинен его усыновителями, лишенными далее родительских прав, или в случае отмены усыновления. С целью определения уровня вреда, времени и мер, требуемых для лечения и реабилитации детей, судам необходимо обеспечить назначение медицинской или психологической экспертизы.

4. Стимуляция процесса усыновления создает возможность нормативно регламентировать стадию предусыновительной подготовки. Уровень такой подготовки находится в зависимости от результата усыновления.

5. Необходимо расширить гл. 19 СК РФ такой нормой, которая предоставит суду возможность, в случае неуверенности в психологической сопоставимости будущих родителей с усыновляемым ребенком, отменить усыновление.

6. Необходимо закрепить в международных соглашениях о межгосударственном сотрудничестве в отношении усыновления возможность беспрепятственного возврата ребенка в государство происхождения, если его интересы были поколеблены усыновителями, а также определить уровень ответственности компетентных органов, которые способствовали передаче детей усыновителю, нарушившему их права.

7. Предлагается дополнить перечень документов, которые прилагаются к заключению органов опеки и попечительства, документами о прохождении усыновителями психологического исследования и о прохождении подготовки усыновителей к приему ребенка до приезда в РФ.

8. Поскольку ознакомление с законодательством зарубежных стран, чьими жителями считаются кандидаты в усыновители, Министерство юстиции РФ не осуществляет и практику использования его не ведет (что приводит к явным нарушениям), предлагаем законодательно зафиксировать обязанность представительств организаций иностранных государств по усыновлению представлять в суд иностранные нормативные акты, которые должны быть заверены и переведены. Документы, подтверждающие уровень заработка усыновителей, характеризующие условия их жизни, должны быть проверены и заверены соответствующими компетентными органами иностранного государства, которые представляют интересы кандидатов в усыновители.

9. Анализируя практику постановки на консульский учет детей граждан РФ, усыновленных иностранными гражданами, предлагается внести изменения в ФЗ о Консульском уставе РФ, в соответствие с которыми, их учет должен осуществляться исключительно в Департаменте консульской службы МИД РФ до выезда усыновленных детей из России. Только лишь в этом случае можно будет обеспечить постановку всех усыновленных детей на учет в установленные законом сроки.

Реализация на практике новых положений отечественного законодательства, нацеленных на защиту прав детей при международном усыновлении, даст возможность исключить злоупотреблений в этой важной социальной сфере, а главное - обеспечить детям возможность под взором государства обрести полноценную семью.

Литература и источники

1. Косова О.А. Особенности международного усыновления // Законность. 2011. С. 26.

2. Епифанов А.Е., Лакеев А.Е. Действие международно-правовых стандартов в правовой системе Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2014.

3. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст.955.

4. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801.

5. Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении. М., 2016. С. 234.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

8. Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. // garant.ru>products/ipo/prime/doc/71287074/.

КДЛЯН ЕЛЕНА ЛЕВОНОВНА - кандидат юридических наук, доцент Сочинского государственного университета

МАГДЕСЯН ГАЛИНА АНДРЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент Сочинского государственного университета

KDLYAN, ELENA L. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi State University (garunt-plus@yandex.ru). MAGDESYAN, GALINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi State University (Galina01.75@yandex.ru).

УДК 340.2

СНИГИРЕВА И.О. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НОРМАМИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Ключевые слова: принципы права, принципы трудового права, нормы трудового права, императивность принципов права.

В статье рассматриваются теоретические проблемы связи целей и задач трудового права с принципами регулирования общественных отношений его нормами. Приводятся мнения по поводу понимания принципов права отдельными учеными, представляющими науку общей теории права и трудового права, предлагается авторское понятие принципов трудового права.

SNIGIREVA, I.O.

PURPOSES, OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF REGULATION OF SOCIAL RELATIONS BY THE

NORMS OF LABOR LAW

Keywords: principles of law, principles of labor law, norms of labor law, the imperative of principles of law.

In the article discusses the theoretical problems of communication of purposes and objectives of labor law with the principles of regulation of social relations by its norms. It is given the opinions on the understanding of the principles of the law by individual scientists, representing the science of the general theory of law and labor law, it is offered the author's concept of the principles of labor law.

Наличие системных связей в регулировании общественных отношений нормами трудового права не вызывает сомнения ни в науке, ни в практике. Их объектное существование и иерархическая структура наглядно выражены в основном кодификационном акте этой отрасли права - в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ). Наличие системы и системных связей в регулировании общественных отношений нормами трудового права предопределяет, прежде всего, предмет регулирования - общественные отношения, подпадающие под его действие. Это - трудовые отношения и непосредственно связанные с ними иные отношения, указанные в ч.2 ст.1 ТК РФ. Влияют на систему правового регулирования в сфере наемного труда специфические черты используемого при этом метода. Возглавляют систему норм трудового права основные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.