Научная статья на тему 'НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ'

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / LEGAL ENTITY / ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ / ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GOALS OF ACTIVITY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / PROFIT-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кдлян Елена Левоновна, Магдесян Галина Андреевна

В статье рассматриваются общественные правоотношения в сфере правового статуса некоммерческих организаций, проблемы правовой регламентации. Проведено исследование законодательства о некоммерческих организациях, раскрыты понятие и признаки некоммерческих организаций, дан анализ способов создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также исследованы актуальные вопросы функционирования некоммерческих организаций и пути их регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF CIVIL LAW: PROBLEMS OF LEGAL REGLULATION

In the article viewed the public legal relations in the sphere of the legal status of non-commercial organizations, the problems of legal regulation. It is conducted the study of legislation about the non-commercial organizations, disclosed the notion and attributes of non-commercial organizations, given the analysis of ways to create, reorganize and liquidate non-profit organizations, and researched the actual questions of the functioning of non-commercial organizations and ways of its regulation.

Текст научной работы на тему «НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ»

Принцип приоритета прав и законных интересов детей реализуется в комплексе нормативных правовых актов, включающих такие направления как профилактика в охране здоровья и при оказании медицинской помощи [16]; принятие специализированных программ социально-экономического и иного характера, направленных на решение ключевых задач в сфере оказания медицинской помощи лицам моложе 18 лет, организация оказания медицинской помощи в образовательной организации и др.

Анализ действующего законодательства РФ показывает, что к числу ключевых принципов медицинской помощи могут быть отнесены: доступность и качество медицинской помощи, а также недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. При этом раскрытие их содержания имеет место на уровне актов регионального нормотворчества, раскрывающих особенности оказания медицинской помощи на основе ключевых нормативных положений.

Литературы и источники

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

2. Апелляционное определение Владимирского областного суда от 19 августа 2014 г. № 33-2875/2014 // СПС «Консультант Плюс».

3. Приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. № 193н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной помощи детям» // Официальный интернет-портал правовой информации Http://www.pravo.gov.ru. 15.05.2015 (дата обращения: 05.01.2017).

4. Приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. № 187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» // Http://www.pravo.gov.ru. 12.05.2015 (дата обращения: 05.01.2017).

5. Определение Краснодарского краевого суда от 25 ноября 2013 г. // СПС «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 28 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

8. Определение Приморского краевого суда от 30 ноября 2015 г. по делу №33-10957/2015// СПС «Консультант Плюс».

9. Определение Приморского краевого суда от 30 ноября 2015 г. по делу № 33-10940/2015 // СПС «Консультант Плюс.

10. Определение Приморского краевого суда от 18 мая 2015 г. по делу № 33-3933 // СПС «Консультант Плюс».

11. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

12. Приказ Минздрава России от 5 мая 1999 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» // Здравоохранение. № 7. 1999.

13. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2011 г. № 240 «О Программе модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы» // СПС «Консультант Плюс».

15. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 982 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» // Якутские ведомости. 2012. 15 февраля. № 16.

16. См.: Медведев А.В. Отдельные принципы охраны здоровья населения // Современная научная мысль. 2017. №2. С.252-258.

МЕДВЕДЕВ АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра социального права, государственной и муниципальной службы, Уральский государственный юридический университет. MEDVEDEV, ANDRE V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Social Law, State and Municipal Service, Ural State Law University (Medwedewa.catia2011@yandex.ru)

УДК 347.471.2

КДЛЯН Е.Л., МАГДЕСЯН Г.А. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Ключевые слова: некоммерческие организации, юридическое лицо, извлечение прибыли, цели деятельности, общественные объединения.

В статье рассматриваются общественные правоотношения в сфере правового статуса некоммерческих организаций, проблемы правовой регламентации. Проведено исследование законодательства о некоммерческих организациях, раскрыты понятие и признаки некоммерческих организаций, дан анализ способов создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также исследованы актуальные вопросы функционирования некоммерческих организаций и пути их регулирования.

KLYAN, E.L., MAGDESYAN, G.A.

NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF CIVIL LAW: PROBLEMS OF LEGAL

REGLULATION

Keywords: non-commercial organizations, legal entity, profit-making, goals of activity, public associations.

In the article viewed the public legal relations in the sphere of the legal status of non-commercial organizations, the problems of legal regulation. It is conducted the study of legislation about the non-commercial organizations, disclosed the notion and attributes of non-commercial organizations, given the analysis of ways to create, reorganize and liquidate non-profit organizations, and researched the actual questions of the functioning of non-commercial organizations and ways of its regulation.

Недавняя реформа гражданского законодательства, которая затронула юридические лица, показала, что тема некоммерческих организаций не потеряла своей актуальности и продолжает оказывать немалое значение на правовое регулирование данного вида юридических лиц. Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1] некоммерческими организациями (далее - НКО) считает юридические лица, у которых извлечение прибыли - не есть основная цель деятельности, а прибыль не распределяется между участниками. Некоммерческие организации, основываясь на своих конкретных задачах, а также являясь практически пассивными субъектами хозяйственного оборота, представляются наиболее значимыми участниками гражданского права, что обуславливает особое внимание государства к правовому статусу этих субъектов.

К основным свойствам, присущим некоммерческой организации, следует отнести наличие самого юридического лица. Вместе с тем, извлечение прибыли здесь не может составлять основную цель деятельности; возможная прибыль не должна распределяться между ее участниками. Достижение общественных благ является общей целью создания некоммерческих организаций. Из этого следует, что отличиями между НКО и коммерческими организациями являются: наличие у НКО иных целей деятельности, нежели извлечение прибыли; извлечение дохода не есть основная цель деятельности для НКО; запрещается распределять чистый доход между участниками НКО. Некоторые из возможных уставных целей НКО устанавливаются ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ об НКО) [2]. К ним законодатель относит, в частности, такие цели как социальные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, управленческие; в области защиты прав, законных интересов граждан и организаций; оказание юридической помощи и другие.

Однако следует заметить, что все возможные цели деятельности НКО невозможно закрепить в одном нормативном акте, в связи с тем, что в их основе лежит многообразие социальных потребностей и некоммерческих интересов, которые существуют, либо могут возникнуть в обществе [3].

В соответствие с п.4 ст. 52 ГК РФ, другой отличительной чертой НКО от коммерческих организаций следует считать требование о том, чтобы извлечение прибыли не было основной целью деятельности. НКО подтверждают это путем установления предмета и цели деятельности в своих учредительных документах, осуществляя деятельность в рамках предмета и цели деятельности, определенных учредительными документами. Следует отметить, что в действительности не всегда возможно определить, что относится к основной цели деятельности некоммерческой организации, а что к неосновной. И, как правило, многие некоммерческие организации лишь формально не указывают извлечение прибыли в качестве

основной цели, фактически же получая немалые доходы от осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

Законодательство предоставляет некоммерческим организациям право заниматься деятельностью, приносящей доход, только при соблюдении двух требований. Первым является требование о том, что эта деятельность должна служить достижению тех целей, ради которых такие организации были созданы. Второе то, что характер деятельности должен соответствовать указанным целям. Для некоммерческих организаций деятельностью, приносящей доход, следует признать производство товаров и оказание услуг, которые приносят прибыль и относятся к целям учреждения; приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 ФЗ о НКО). Некоммерческие организации для достижения целей, установленных учредительными документами, могут вступать в ассоциации и союзы, а также создавать другие НКО.

Следующим отличием НКО считается установленный в законодательстве запрет распределять чистый доход между участниками, что означает невозможность предусмотреть в учредительных документах, а также осуществление на практике такой выплаты. Однако отсутствие у НКО в качестве основной цели извлечение дохода не означает полного запрета на осуществление предпринимательской деятельности. На основании п.4 ст.50 ГК РФ, НКО вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, однако только в том случае, если это соответствует их уставным целям, то есть не противоречит уставным целям [4].

Законодательство РФ разделяет НКО на негосударственные и государственные. Негосударственными НКО являются те, которые созданы гражданами и негосударственными юридическими лицами. К таким можно отнести все религиозные и общественные объединения, потребительские кооперативы, коллегии адвокатов, частные учреждения и другие. Такой вид НКО как государственные фонды могут быть только государственными.

В состав органов управления НКО входят высший и исполнительный органы. Согласно ст. 29 ФЗ об НКО, к высшим органам управления относятся коллегиальный высший орган управления, если речь идет об автономной некоммерческой организации, либо общее собрание членов, если речь идет о некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе). В качестве основной функции высшего органа управления НКО можно выделить обеспечение четкого следование целям, для достижения которых была создана организация.

Исполнительный орган НКО может быть как коллегиальным, так и единоличным. А в некоторых случаях законодательством РФ разрешается одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов управления. Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью НКО и подотчетен высшему органу управления. Кроме органов управления, некоммерческие организации могут иметь надзирающие и контролирующие органы: контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия) и попечительский совет. Согласно законодательству РФ, создание попечительского совета обязательно для фондов, общественных фондов, а для общественных объединений и контрольно-ревизионного органа.

Некоммерческие организации играют немалую роль во всестороннем развитии российского государства, как один из центров экономических и социальных отношений. Сегодня невозможно не оценить вклад НКО в экономику страны, и можно с большей уверенностью говорить о необходимости разработать комплексную концепцию участия НКО в развитии экономического потенциала страны.

Нельзя также не заметить, что некоммерческие юридические лица, созданные по корпоративному принципу, в отличие от унитарных НКО, становятся наиболее активными игроками в экономической жизни страны.

Изменения, внесенные в гл. 4 части первой ГК РФ, затрагивающие правовое положение НКО как вида юридических лиц, вступили в силу с 1 сентября 2014 г. [5] Однако другие нормативные правовые акты, которые так или иначе регулируют деятельность НКО, не претерпели соответствующих изменений. В связи с этим, возникают определенные

коллизии и пробелы в законодательстве, а также соответствующие проблемы в правоприменительной практике.

ГК РФ закрепил единый правовой статус НКО и установил основополагающие нормы, регулирующие их деятельность. Нормы ФЗ об НКО в настоящее время дублируют положения ГК РФ, предусматривающие закрытый список всех организационно-правовых форм НКО. С принятием же новой редакции ГК РФ необходима отмена Закона о НКО. В новой редакции ГК РФ сохраняется разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Однако, учитывая тенденции в законодательстве о других разновидностях корпораций, следует разработать специальное законодательство, которое бы включало принятие и развитие отдельных законодательных актов о каждой из форм НКО.

Обращая внимание на функционирование деятельности НКО, можно выделить следующее. Исключительность существования некоммерческих организаций для решения вопросов о предоставлении тех или иных социально-значимых услуг. Однако это верно лишь отчасти. Дело в том, что существует бесчисленное множество некоммерческих организаций, созданных не с целью оказания услуг обществу. Основной отличительной чертой некоммерческой организации является ее полный отказ от извлечения прибыли. Известный факт: многие некоммерческие организации ведут активную и бесперебойную предпринимательскую деятельность или деятельность, приносящую доход. Некоммерческие организации очень часто задействованы в осуществлении различных коммерческих проектов, связанных с их деятельностью.

Следующим вопросом, который остается открытым и требует скорейшего ответа -отсутствие как такового в законодательстве достаточного и исчерпывающего перечня некоммерческих организаций. Нерешенность этой проблемы привело к тому, что в правовой теории гражданского права РФ нет основной и убедительной точки зрения относительно видов некоммерческих организаций. Отсутствие доверия к НКО со стороны населения также является одной из острейших проблем на сегодняшний день в России. Это во многом связано с неудовлетворительным качеством оказания услуг и решением социальных вопросов со стороны немногих активных игроков некоммерческого сектора.

На сегодняшний день, можно обозначить как серьезную бюрократическую нагрузку, которая мешает нормальному развитию правовых отношений, тот факт, что решение о государственной регистрации НКО принимается разными органами государственной власти. Представляется важным определение единого органа государственной регистрации для всех видов НКО, например - Министерство юстиции Российской Федерации.

Думается, что новая редакция ФЗ об НКО должна четко и однозначно сформулировать общие положения для всех НКО, которые зарегистрированы на территории страны как юридические лица, а его нормы должны выступать в качестве отправной точки для принятия и развития специального законодательства об отдельных формах и видах НКО.

Сегодня в стране нет единого системного подхода к порядку создания, структуре и полномочиям органов управления НКО, их гражданско-правовой ответственности; существуют разные стандарты их регистрации и отчетности. Инновационный подход гражданско-правового регулирования деятельности НКО будет выражаться в следующем: отдельно в ФЗ об НКО будут включены отсылочные нормы к специальным законам, регулирующим как правовой статус отдельных видов НКО, так и их особенности.

В российской правовой системе исторически сложилось, что часть некоммерческих организаций регулируется ФЗ «Об общественных объединениях». По результатам сравнительного анализа специальных законов об отдельных видах НКО был выявлен ряд очевидных пробелов правового регулирования и некоторые коллизии, возникшие с внесением изменений в ГК РФ. В частности, с принятием новой редакции пункта 3 статьи 50 ГК РФ возник новый вид НКО - публично-правовые компании, ранее не существовавший в правовом поле. В тоже время, в действующем ФЗ об НКО он, как вид НКО, не упоминается. В 2016 году был принят ФЗ РФ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6].

Новеллой является принятие ФЗ РФ «О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [7], где предусматривается финансовая и имущественная поддержка социально ориентированным НКО - исполнителям общественно полезных услуг на срок не меньше двух лет. Указанный закон позволяет расширить формы информационной поддержки, предоставляет местным органам власти право организации переподготовки и повышения квалификации сотрудников таких НКО. Более того, закон позволит социально ориентированным некоммерческим организациям быть в равном положении с другими хозяйствующими субъектами, активно участвовать в оказании услуг населению, снизить издержки доступа к тем услугам, которые либо слишком дороги, либо отсутствуют на рынке.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что гармонизация законодательства о некоммерческих организациях с ГК РФ необходима не только на уровне формирования рамочных нормативно-правовых актов в сферах публично-правовых и частноправовых отношений - новой редакции ФЗ об НКО и нового закона «Об объединениях граждан», но также на уровне специальных законов, регулирующих организацию и деятельность отдельных форм НКО и видов объединений граждан. В нынешней правовой ситуации существование двух федеральных законов - ФЗ об НКО и ФЗ «Об общественных объединениях» - противоречит классификации обновленного ГК РФ, где общественные организации являются лишь одной из организационно-правовых форм НКО.

Решение проблемы требует комплексного анализа действующих нормативных актов в сфере регулирования деятельности отдельных видов некоммерческих организаций с использованием приема систематического толкования норм как законодательного, так и подзаконного характера ввиду отсутствия четкой нормативной регламентации, согласованности в решении данного вопроса разными нормативно-правовыми актами. Нерешенность этой проблемы привело к тому, что в правовой теории гражданского права РФ нет основной и убедительной точки зрения относительно видов некоммерческих организаций. Усугубляет ситуацию полное отсутствие единой системы правового регулирования организационных форм и видов некоммерческих организаций.

Следует заметить, что вопрос о необходимости установления закрытого перечня НКО не раз становился предметом дискуссии. Некоторые ученые высказывались за ограничение допустимых форм НКО, другие же считают это неоправданным. Считаем, что более правильна позиция авторов первой группы и полагаем, что реализация их взглядов положительно скажется на правовом положении НКО. В целом же, реформа ГК РФ, на наш взгляд, в основном устранила имевшиеся противоречия в законодательстве и практически разрешила накопившиеся споры и разногласия по правовым вопросам деятельности НКО.

Литература и источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (ред. от 25 мая 2016) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. 2016. 25 мая.- № 111.

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 №7-ФЗ (ред. от 25 мая 2016) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.145; Российская газета. 2016. 25 мая.. № 111.

3. Воеводина Н. А. Некоммерческие организации. Практическое пособие. М.: Научная книга, 2012. С. 222.

4. Алексеев С. С. Гражданское право. Учебник. М.: Проспект, 2016. С. 536.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 № 99-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015) // СЗ РФ. 2014. № 19. ст.2304; 2015. № 27. ст.4001; № 29. ст.4342

6. Федеральный закон от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» //Российская газета. 2016. 23 декабря. № 292.

7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. 2016. 6 июля. № 146.

КДЛЯН ЕЛЕНА ЛЕВОНОВНА - кандидат юридических наук, доцент Сочинского государственного университета.

МАГДЕСЯН ГАЛИНА АНДРЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент Сочинского государственного университета.

KDLYAN, ELENA L. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi State University (garunt-plus@yandex.ru). MAGDESYAN, GALINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Sochi State University (Galina01.75@yandex.ru).

УДК 347.44

ПОТАПОВ Б.В. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФАКТОРИНГА

Ключевые слова: факторинг, финансирование под уступку денежного требования, классификация.

В статье автор проводит классификацию видов факторинга, выделяет четыре основных типа договора факторинга - факторинг по модели кредитования с обеспечением уступкой долга, факторинг по модели покупки денежного требования, факторинг по модели страхования риска неплатежа дебитора и факторинг для учета и сбора платежей от дебитора. Показано, что законодатель закрепил тождество понятий «финансирование под уступку денежного требования» и «факторинг». При этом в российской практике, в связи со спецификой существующего законодательства и неразвитостью рынка данных услуг, пока остается нерешенным и периодически приводящим к юридическим и финансовым спорам целый ряд принципиальных вопросов.

POTAPOV, B.V.

CLASSIFICATION OF VARIABLES OF FACTORING

Keywords: factoring, financing under the assignment of a monetary claim, classification.

In the article, the author classifies the types of factoring, identifies four main types of factoring agreement: factoring in the credit model with secured debt assignment, factoring by the money request purchase model, factoring by the debtor default risk insurance model and factoring for accounting and collection of payments from the debtor. It is shown that the legislator fixed the identity of the concepts "financing under the assignment of a monetary claim" and "factoring". However, in the Russian practice, in connection with the specifics of existing legislation and the underdevelopment of the market for these services, so far remains unresolved and periodically leading to legal and financial disputes a number of fundamental issues.

В соответствии со ст. 824 ГК РФ (в действующей редакции), по договору финансирования под уступку денежного требования, одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу. Причем клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

Ключевым понятием данного договора является «финансирование» [1], то есть предоставление денежных средств. Статья сформулирована так, что договор может быть как консенсуальным, так и реальным. Финансовый агент предоставляет финансирование в обмен на уступку денежного требования. Уступка может быть обеспечительной, т.е. обеспечивать исполнение обязательства клиента перед финансовым агентом. В литературе встречаются разные мнения о том, какое же обязательство обеспечивается. Автор присоединяется к наиболее распространенной позиции, состоящей в том, что обеспечивается денежное обязательство клиента перед финансовым агентом.

Таким образом, действующая редакция ст. 824 ГК РФ предоставляет сторонам возможность заключить два основных типа рассматриваемого договора. Первый тип: финансирование клиента по модели кредитования, где финансовый агент выплачивает клиенту финансирование на условиях его возможного возврата, а обеспечением в сделке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.