Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / CIVIL SOCIETY / NON PROFIT ORGANIZATIONS / PERFORMER OF SOCIALLY USEFUL SERVICES / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко Денис Владимирович

Статья посвящена анализу нормативно-правовых основ создания, функционирования и государственной поддержки некоммерческих организаций в РФ. Уделяется внимание социально ориентированным некоммерческим организациям, а также приданию им статуса исполнителя общественно полезных услуг для осуществления деятельности, направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE FUNCTIONING OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the legal framework for the creation, functioning and state support of non-profit organizations in the Russian Federation. Attention is paid to socially oriented non- profit organizations, as well as giving them the status of performers of socially useful services for the implementation of activities aimed at solving social problems and developing civil society.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 352/354-1

Харченко Д.В.1

законодательные основы функционирования некоммерческих организаций в российской федерации

Аннотация. Статья посвящена анализу нормативно-правовых основ создания, функционирования и государственной поддержки некоммерческих организаций в РФ. Уделяется внимание социально ориентированным некоммерческим организациям, а также приданию им статуса исполнителя общественно полезных услуг для осуществления деятельности, направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, исполнитель общественно-полезных услуг, государственная поддержка.

Harchenko D.

LEGAL BASIS FOR THE FUNCTIONING OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyzes the legal framework for the creation, functioning and state support of non-profit organizations in the Russian Federation. Attention is paid to socially oriented non- profit organizations, as well as giving them the status of performers of socially useful services for the implementation of activities aimed at solving social problems and developing civil society.

Keywords: civil society, non- profit organizations, performer of socially useful services, state support.

Деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО) является одним из важнейших аспектов функционирования любой общественной системы.

НКО являются активными участниками политического процесса, они оказывают существенное влияние, как на внутреннюю, так на и внешнюю политику государства, некоторые осуществляют свою деятельность на мировом уровне. Сегодня НКО, возлагая на себя все больше социальных и даже политических функций, стали активными субъектами политико-управленческой сферы, способными оказывать влияние и на государственные структуры. С другой стороны, часто государственные органы используют авторитет «третьего сектора» для достижения собственных экономических и политических целей.

Таким образом, в современных мировых

общественно-политических реалиях деятельность НКО приобретает особую актуальность.

Ввиду сложившихся исторических реалий в нашем государстве в начале ХХ века, опыт создания и развития НКО к моменту распада СССР был практически утрачен. В результате контроля бюрократического государственного аппарата, отсутствия пожертвований и благотворителей, количество НКО, объединявших большую часть населения дореволюционной России, было сведено к минимуму и те были остро политизированы [4]. Об этом свидетельствует тот факт, что в первый и единственный раз Закон СССР «Об общественных объединениях» был принят только в октябре 1990 года.

90-е годы ХХ века стали начальным этапом эволюции НКО, а, соответственно, и эволю-

1 Харченко Денис Владимирович, Помощник благочинного Геленджикского округа по СМИ, e-mail: gelen-smi@ yandex.ru, т. +7(928)434-77-37

Denis Harchenko, Assistant to the deanery of the Gelendzhik district for media, e-mail: gelen-smi@yandex.ru, tel. +7(928)434-77-37

ции нормативной правовой базы их функционирования в системе современных российских общественно-политических отношений. Как указывает А. Себенцов - специалист в области Конституционного права, регулирование правового статуса общественных институтов всегда тесно связано с политикой и в России, в основном, определяется политической конъюнктурой [5].

Фундаментальные политико-общественные изменения в нашей стране, связанные с распадом СССР, обусловили необходимость создания законодательно-правовой базы, регулирующей все сферы жизнедеятельности молодого государства. Отправной точкой данного процесса является принятие Конституции РФ - Основного закона страны в 1993 году.

Статья 8 Конституции РФ закрепила свободу экономической деятельности [1]. Напомним, что, несмотря на тот факт, что основной целью деятельности НКО не является извлечение прибыли, она может заниматься предпринимательской или иной деятельностью, приносящей доход, необходимый для достижения основной цели организации.

Статья 34 Конституции РФ гарантирует право каждому гражданину на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. Таким образом, граждане российского государства получили возможность создавать и развивать НКО разных видов и форм, в зависимости от поставленных целей.

Понятие некоммерческой организации, ее формы и виды были определены Гражданским Кодексом РФ, принятым в 1994 году. Так, 6 параграф главы 4 «Некоммерческие корпоративные организации» гласит: «некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками» [3].

Гражданский Кодекс РФ определяет и основные формы НКО: общественная организация, потребительский кооператив, ассоциация или союз, нотариальная палата, товарищество

собственников недвижимости, казачье общество. Кроме того, к формам НКО Кодекс отнес также общины коренных малочисленных народов страны [3].

Следующим закономерным этапом создания нормативной правовой базы функционирования НКО стало принятие ФЗ «О некоммерческих организациях» в 1996 году.

Проанализируем основные положения данного Закона.

В первой же статье ФЗ «О некоммерческих организациях» говорится, что настоящий документ не только определяет гражданско-правовое положение НКО, их виды и формы, а также отражает возможные формы поддержки НКО, как органами государственной власти, так и органами местного самоуправ-ления[2]. На наш взгляд, такая формулировка свидетельствует о признании со стороны законодателя многозначительной роли НКО в укреплении и стабилизации общественно-политического процесса страны, а также актуализирует их роль в построении гражданского общества.

Пункт 3 статьи 1 рассматриваемого ФЗ отмечает, что он не распространяется на такие формы НКО, как: потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества [2]. Такую формулировку статья получила позднее, частично в 2007, частично в 2017 годах - в результате того, что развитие данных форм НКО потребовало более тщательного и узконаправленного правового регулирования, в результате чего был принят ряд нормативных правовых актов в соответствующей сфере. Это вполне естественный и закономерный процесс. Реалии 1996 года и сегодняшних дней существенно отличаются и уровнем общественного запроса, и возможностями государства.

Само определение НКО законодатель позаимствовал в Гражданском Кодексе РФ, ничем его, не расширив и не изменив. В отличии от Кодекса, который определяет только с какой целью не должна быть создана НКО, анализируемый ФЗ прописывает целый список всевозможных целей создания НКО. Среди них: социальные, благотворительные, культурные,

образовательные, управленческие цели, цели удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, разрешения споров и конфликтов и иные, направленные на достижение общественных благ [2]. На наш взгляд, такая формулировка наиболее точно отражает саму суть НКО, не отраженную в ее определении. Не иметь главной целью достижение экономической выгоды, отнюдь не означает, что такая деятельность априори будет направлена на достижение общественного блага.

Также законодатель выделяет социально ориентированные НКО - осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества [2]. Вводится понятие НКО - исполнителя общественно полезных услуг. К таким относятся социально ориентированные НКО, которые не менее года оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества [2]. В качестве оговорки к данному определению отмечается, что данная НКО не должна выполнять функции иностранного агента, а также иметь задолженностей по налогам и сборам.

Ряд форм НКО, как мы уже отметили выше, был исключен из списка возможных, одновременно с этим, в него были добавлены религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, социальные, благотворительные и иные фонды. Список законодатель оставляет открытым, не исчерпывающим. Кроме того, статья 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность преобразования одной формы НКО в другую, в случае такой необходимости и возможности. Как мы видим, в данном ФЗ законодатель уходит от советского восприятия НКО - когда граждане объединялись в кооперативы и товарищества с целью защиты интересов узкого круга лиц или достижения одной определенной цели. Современные НКО - это общественные институты, способствующие, прежде всего, реализации гражданами своих конституционных прав и гарантий.

В рассматриваемом Законе появляется понятие НКО, осуществляющей функции иностранного агента. К таким относятся НКО,

получающие денежные средства или иное имущество от иностранных государств, либо от международных или иностранных организаций [2].

ФЗ закрепляет право НКО участвовать в политической деятельности, с целью защиты основ конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, социально-экономического и национального развития страны и иными целями, имеющими масштабное государственное или социальное значение. Формы осуществления политической деятельности НКО также разнообразны, это, например, собрания, митинги, демонстрации, дебаты и дискуссии, публичные обращения к власти различного уровня, опрос населения и обнародование его результатов и т.п. [2]. На наш взгляд, рассмотренные положения не совсем корректны. Суть политической деятельности, прежде всего, заключается в организации и управлении общественными отношениями при помощи институтов власти. Те цели, ради которых законодатель допускает осуществление НКО политической деятельности, априори являются приоритетными для любого гражданина и любой организации, независимо от ее целей и форм организации.

Если говорить о правовом статусе НКО, то рассматриваемый ФЗ предписывает им иметь статус юридического лица, со всеми ему сопутствующими признаками, правами и обязанностями.

Статья 24 анализируемого закона называется «Виды деятельности некоммерческой организации», которая гласит, что их может быть как один, так и несколько, основным требованием к которым является «соответствие целям деятельности НКО» [2]. Но законодатель не приводит ни исчерпывающего, ни открытого списка каких-либо видов деятельности.

В п. 2 статьи 24 указываются виды предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять НКО для достижения своих целей: «производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных об-

ществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика» [2].

Статья 31 Закона определяет условия экономической поддержки НКО со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. К формам такой поддержки законодатель относит, например, закупку товаров или услуг у НКО, предоставление льгот по налогам и сборам тем гражданам и юридическим лицам, которые, в свою очередь, оказывают материальную поддержку НКО [2]. Приоритетным для государства является оказание экономической поддержки, прежде всего, социально ориентированным НКО, что, на наш взгляд, является обоснованным и актуальным в социальном государстве и отвечает современным общественным запросам.

В отличие от других, социально ориентированным НКО экономическая поддержка может быть оказана в финансовой форме, а также в форме информационной, правовой и образовательной поддержки.

Отметим также, что НКО - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки.

В рамках данной статьи мы рассмотрели основные нормативные правовые акты, определяющие статус и регулирующие деятельность НКО. Однако, кроме них, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

В целом можно сделать вывод, что нормативно-правовое обоснование отношений государства, общества и НКО является актуальным запросом общественно-политического развития, а также соответствует общему процессу демократизации политических процессов и институтов. Сегодня НКО являются одними из значимых социальных институтов общества, правовому статусу которых посвящены отдельные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, что является закономерными детерминантами в современном демократическом процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ги/

2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. Грищенко Ю.И. Этапы становления некоммерческих организаций в России. // «Некоммерческие организации в России». - 2012. - №5.

5. Себенцов А. «Двадцать пять лет на пути свободы совести» //Доклад на конференции РАРС «Двадцать пять лет на пути свободы совести», посвященной 25-летию принятия союзного закона о свободе совести. - 26 мая 2015 г., Москва, Президент-отель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.