УДК 504.03
юридическая характеристика таможенно-правовых институтов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Ронжина Нина Алексеевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, e-mail: [email protected]
Статья посвящена обоснованию актуальности прикладного значения и необходимости научного исследования таможенно-правовых институтов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В исследовании проведен теоретико-правовой анализ содержания данных правовых институтов, приведены их отдельные юридические характеристики. В работе указаны формы природоохранной (экологически значимой) деятельности таможенных органов Российской Федерации, юридическое основание их эколого-правовых компетенций, акцентирован межотраслевой (смешанный) характер таможенно-правовых институтов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В контексте рассматриваемой темы акцентируется стратегическое значение данных таможенно-правовых институтов для обеспечения национальной безопасности государства
Ключевые слова: институт права; таможен-но-правовые институты; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности
legal description of customs and legal institutions for environmental protection and environmental safety
Ronzhina Nina A.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, e-mail: [email protected]
The article is devoted to substantiating the relevance of the applied value and the need for scientific research of customs and legal institutions for environmental protection and ensuring environmental safety. In the work, a theoretical and legal analysis of the content of these legal institutions is carried out, and separate legal characteristics are given. The paper indicates theforms of environmental (environmentally significant) activities of the customs authorities of the Russian Federation, the legal basis for their environmental and legal competencies, emphasizes the in-tersectoral (mixed) nature of customs and legal institutions for environmental protection and environmental safety. In the context of the topic under consideration, the strategic importance of these customs and legal institutions for ensuring the national security of the state is emphasized
Keywords: institute of law; customs and legal institutions; environmental protection; ensuring environmental safety
Для цитирования: Ронжина Н.А. Юридическая характеристика таможенно-правовых институтов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 94-98.
Особенностью таможенных правоотношений является то, что они урегулированы правовыми актами различной отраслевой принадлежности. Так, в зависимости от видов перемещаемых товаров и осуществляемых по этому поводу таможенных операций (операций временного хранения, таможенного контроля, взимания таможенных платежей и т.д.), кроме непосредственно норм таможенного права, правоотношения, складывающиеся в области таможенного дела, могут регулироваться нормами валютного и налогового права, уголовного, административного и гражданского права, законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства об экспортном контроле, а также нормами
экологического и иных отраслей права. Комплексный характер таможенных правоотношений обусловлен тем, что они возникают по поводу трансграничного перемещения различных товаров, в том числе тех категорий товаров, в отношении которых устанавливаются обязательные критерии и требования безопасности для жизни и здоровья человека, животных, растений и окружающей среды (экологически чувствительных товаров). В связи с чем на стыке отраслей таможенного права и экологического права формируются таможенные институты охраны окружающей среды, как юридические инструменты обеспечения экологической безопасности внешней торговли товарами в Российской Федерации и государствах - членах Евразийского
экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз). Напомним, что существование рассматриваемых институтов права, отражает системность и внутреннюю взаимосвязь экологического и таможенного права. Под таможенным институтом охраны окружающей среды следует понимать обособившуюся группу норм права, регулирующих экологически значимую деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС России) и ее территориальных органов.
Значение таможенных институтов охраны окружающей среды в обеспечении экологической безопасности постоянно возрастает в связи с увеличением и расширением внешнеторговых отношений, а также активным участием России в интеграционных процессах на евразийском пространстве. Анализ функционирования таможенных эколого-пра-вовых институтов позволяет сделать вывод о том, что контроль и надзор в области таможенного дела, направленный на обеспечение законности перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза экологически чувствительных товаров (товаров, обладающих экологическими рисками и являющихся объектами национальной и международной эколого-правовой охраны) следует отнести к разновидности экологического контроля (надзора), осуществляемого в рамках таможенного дела силами и средствами таможенных органов Российской Федерации. Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», к данным категориям товаров следует отнести товары, запреты и ограничения в отношении которых установлены целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, ресурсосбережения, а также выполнения международных экологических соглашений [1].
Обеспечение экологической безопасности внешнеторговой деятельности, как специальную функцию ФТС России и ее территориальных органов, следует рассматривать в контексте реализации таможенного процесса. Исследование данного направления деятельности таможенных органов, а также систематизация эколого-правовых компетенций таможенных органов позволяет определить место таможенных институтов в действующем механизме государственного экологического управления. В свою очередь, основы эколого-пра-вового статуса таможенных органов закреплены в положениях интеграционного законодательства о таможенном деле. Так, согласно ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС «...защита национальной безопасности государств - членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды входит в круг задач таможенных органов». Данной нормой экологические задачи таможенных органов поставлены на первое место в деятельности таможенных органов и их должностных лиц, наряду с защитой национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья
человека в пределах единой таможенной территории Евразийского Союза [2].
В отличие от большинства институтов российского права, которые обычно выделяются в рамках одной отрасли права, рассматриваемый таможенный институт охраны окружающей среды относится к группе межотраслевых (смешанных) институтов права, т.к. регулирует общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть правоотношения, находящиеся на стыке отраслей экологического и таможенного права. В качестве юридических особенностей таможенных институтов охраны окружающей среды можно указать следующие характерные признаки:
- комплексная правовая регламентация таможенных институтов охраны окружающей среды, опирающаяся на нормы экологического, административного, таможенного права, законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность. Так, согласно ст. 12 Федерального закона от «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» запреты и ограничения, установленные в экологических целях, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, меры экономического и административного характера составляют систему методов государственного регулирования внешнеторговых процессов [3];
- в рамках функционирования тамо-женно-правовых институтов обеспечения экологической безопасности достигаются цели деятельности таможенных органов, установленные международным таможенным правом, правом Союза и национальным законодательством о таможенном деле [4, с. 224];
- в рамках данных правовых институтов опосредуется взаимосвязь публичных механизмов экологического управления и механизмов таможенного управления. При этом под экологическим управлением понимается деятельность любых субъектов общественных отношений, урегулированная нормами права и направленная на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Термин «публичное экологическое управление» относится к понятию «государственное экологическое управление», как общее к частному, охватывая не только деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, но и муниципальное самоуправление. В свою очередь, таможенное управление (управление таможенным делом) включает правовые, организационные и технические методы реализации таможенного дела, (в ст.2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») [5];
- функционирование таможенно-правовых институтов обеспечения экологической безопасности обеспечивается силами и средствами таможенных органов. При этом несмотря на то, что основными
функциями таможенных органов не является непосредственно экологическое управление, в целях обеспечения экологической безопасности внешнеторговой деятельности, ФТС России и ее территориальные органы (таможенные управления, таможни, таможенные посты) наделены рядом эко-лого-правовых компетенций;
- данные правовые институты реализуются таможенными органами и их должностными лицами в процессе осуществления таможенного дела с помощью применения стандартных форм и методов таможенного администрирования (нормативно установленных полномочий и форм деятельности по контролю и надзору в области таможенного дела); правоотношения, возникающие в рамках функционирования таможенно-правовых институтов обеспечения экологической безопасности, предусматривают обязательное участие таможенных органов и их должностных лиц в качестве властных субъектов;
- юридическим фактом для возникновения вышеуказанных правоотношений выступают действия участников внешнеторговой деятельности, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств международной перевозки, являющихся источниками экологических рисков;
- в рамках функционирования таможенных институтов охраны окружающей среды значительное место отводится международному взаимодействию и таможенному сотрудничеству, как важнейшему направлению развития их эффективности и совершенствования.
Таким образом, взаимосвязь публичных механизмов экологического и таможенного управления в деятельности таможенных органов реализуется по нескольким направлениям:
- в области исполнительно-распорядительной деятельности таможенных органов, урегулированной нормами таможенного права, в пределах природоохранных полномочий ФТС России и ее территориальных органов (п. 5.101 Положения о Федеральной таможенной службе [6]; п. 10, ч. 6 «Общего положения о региональном таможенном управлении» [7]; п. 4, ч. 8 «Общего положения о таможне» [8], п. 14, ч. 6 «Общего положения о таможенном посте» [9]);
- в рамках межведомственного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения экологической безопасности путем обмена экологически значимой информацией (Федеральным агентством по рыболовству; Федеральным агентством лесного хозяйства; Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и т. д. [10-17]);
- в процессе сотрудничества ФТС России с международными правительственными и неправительственными организациями в целях решения
экологических задач: Всемирной таможенной организацией (ВТамО/СТС), Всемирной торговой организацией (ВТО), Организацией Объединенных Наций (ООН) и ее подразделениями в рамках реализации природоохранных программ, а также с международными неправительственными природоохранными организациями, например с Всемирным фондом дикой природы (WWF - World Wildlife Fond), с которым ФТС России осуществила несколько природоохранных программ. Важным этапом в развитии природоохранного взаимодействия стало инициированное WWF создание учебно-методического центра таможенного обеспечения охраны дикой природы во Владивостокском филиале Российской таможенной академии в 2000 г.
Таможенные институты охраны окружающей среды проявляют общие юридические признаки института права: объективное обособление, юридическое единство; полноту регулирования; законодательную обособленность. Так, экологическое управление, как миссия таможенных органов, отражено в нормах таможенного и иного законодательства, затрагивающего вопросы административно-правового статуса ФТС России, как органа исполнительной власти, осуществляющего функции контроля и надзора в области таможенного дела [18; 19]. Согласно ч. 4 ст. 28 ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации», таможенные органы в процессе осуществления таможенного контроля организуют и проводят мероприятия по защите экологических интересов личности, общества и государства [20; 21].
Обращение к нормам Федерального закона «Об охране окружающей среды», содержащим правила о международном обороте редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных, показывает, что перемещение через таможенную границу подобных категорий товаров регулируется национальным законодательством с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Так, соответствующие положения Приказа Госкомэкологии России от 19.03.1999 № 112 конкретизируют наличие у таможенных органов экологических функций по осуществлению контроля законности трансграничного перемещения видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие «Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» [22].
Следует отметить, что в ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится достаточно большое количество норм, предопределяющих многообразие экологических функций таможенных органов, осуществляемых ими в рамках таможенного дела. В свою очередь, охранительное законодательство предусматривает наделение должностных лиц таможенных органов правоохранительными полномочиями по борьбе с контрабандой особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов,
относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами с участием России.
Публичные институты защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности становятся все более актуальными. Это обусловлено возрастающими объемами производства и потребления (как естественных последствий рыночной экономики), демографического роста, возрастания степени глобализации и индустриализации. В Экологической доктрине РФ указывается, что преодоление экологического кризиса возможно только путем фундаментального изменения действующих принципов сосуществования человека и природы, развития социума в направлении коэволюции человека и природы, их совместного развития и уменьшения влияния антропогенных факторов на природную среду [23]. Таможенные органы РФ как во взаимодействии с другими государственными органами, так и самостоятельно уполномочены сочетать в своей деятельности различные виды публичного управления: таможенное и экологическое управление, внося важнейший вклад в дело преодоления проблем экологического кризиса и обеспечивая сохранение окружающей среды [23-28]. Таможенные администрации защищают права поколений на благоприятную окружающую среду, реализуя нормы ст. 42 Конституции Российской Федерации, соблюдая общепризнанные принципы международного права, действуют в рамках международных природоохранных соглашений с участием России.
В настоящий момент теория таможенно-пра-вовых институтов охраны окружающей среды не сформировалась, кроме прочего в научных кругах актуальность теоретико-правового их изучения подвергается сомнению. Однако, с этим нельзя согласиться. В аспекте новейшего правового регулирования особое значение экологически ориентированной деятельности таможенных органов подтверждено Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Указ)» (п. 83), которым провозглашены стратегические задачи обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в условиях современного развития государства. Согласно Указу, в качестве стратегически приоритетной установлена задача предотвращения загрязнения окружающей среды заносимыми с территорий других государств загрязняющими веществами (в том числе радиоактивными веществами) и микроорганизмами. В связи с чем в контексте привнесения на территорию государства источников экологических рисков в процессе внешнеторгового обмена актуализируется экологическая деятельность таможенных органов по обеспечению экологической безопасности внешней торговли товарами [29; 30]. Учитывая прикладной характер таможенных институтов охраны окружающей среды, особое стратегическое
значение для достижения целей обеспечения национальной безопасности государства, требуется их глубокое теоретическое изучение, выявление свойственных им закономерностей и внутренних взаимосвязей, определение состояния сложившихся механизмов правового регулирования экологической безопасности внешнеторговой деятельности, а также выявление существенных проблем функционирования и поиск направлений их совершенствования.
Библиографический список:
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178556/
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Евразийский Экономический Союз. URL: http://www.eaeunion.org.
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50. Ст. 4850.
4. Ронжина Н.А., Мингажева В.К. Особенности нормативного закрепления экологических функций таможенных органов // Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки» (15 декабря 2020 г., г. Уфа). Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2020. C. 224.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http://www. pravo.gov.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
7. Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 832 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении».
8. Приказ Федеральной таможенной службы от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне».
9. Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 834 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте».
10. Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при предоставлении и получении информации от 08.08.2008.
11. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральной таможенной службой от 12.04.2016.
12. Соглашение № сс-158/01-69/38а об информационном взаимодействии Федерального агентства по рыболовству и Федеральной таможенной службой от 19.08.2010.
13. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.10.2011.
14. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.06.2014.
15. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации от 10.09.2013.
16. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при предоставлении и получении информации от 10.03.2015.
17. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по ветеринарному и фито-санитарному надзору при предоставлении и получении информации от 20.05.2014.
18. Горохов А. Д., Ронжина Н. А. Экологические аспекты безопасности труда на объектах таможенной инфраструктуры // Таможенные чтения - 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации: сборник материалов Международной научно- практической конференции. В 3 т. Том II / под общ. ред. профессора С. Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2020. С. 176.
19. Ронжина Н. А. Механизм юридического закрепления эколого-правового статуса таможенных органов // Финансовая экономика. 2021. № 4 (часть 1). С. 79.
20. Закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/10103372/
21. Ронжина Н.А. Экологическая безопасность евразийского региона как комплексный объект тамо-женно-правовой защиты // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 133-136.
22. Приказ Госкомэкологии России от 19.03.1999 № 112 «Об утверждении «Порядка оформления и выдачи разрешений на вывоз с территории, а также ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения».
23. Ронжина Н.А. Особенности нормативного закрепления эколого-правового статуса таможенных органов в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал 2021. № 4 (155). С. 130-133.
24. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости СНД и ВС РФ. 17.06.1993. № 24. Ст. 857.
25. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
26. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 05.04.1999. № 14. Ст. 1650.
27. Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» // СЗ РФ. 17.07.2000. № 29. Ст. 3008.
28. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 141.
29. Ронжина Н. А. Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 92.
30. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «ОСтратегиинациональнойбезопасностиРоссийской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/