Григорян Гарик Рафикович
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (e-mail: [email protected])
Юридическая характеристика объекта мошенничества в сфере компьютерной информации
В статье проводится юридико-технический анализ такого элемента основного состава мошенничества в сфере компьютерной информации, как объект. При этом обращается внимание на двухобъектный характер анализируемого посягательства. Исследуются признаки предмета мошенничества в сфере компьютерной информации и потерпевшего от указанного преступления. Делается вывод о самостоятельной социально-правовой природе мошенничества в сфере компьютерной информации.
Ключевые слова: преступления в сфере экономики, преступления против собственности, мошенничество, мошенничество в сфере компьютерной информации, преступления в сфере компьютерной информации.
G.R. Grigoryan, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev; e-mail: [email protected]
The legal characteristic of the object of fraud in the sphere of computer information
The article is devoted to the legal and technical analysis of such an element of the basic structure of fraud in the sphere of computer information as an object. Attention is drawn to the two-object nature of the analyzed assault. The signs of fraud in the sphere of computer information and the victim of the specified crime are investigated. A conclusion about the independent social and legal nature of fraud in the sphere of computer information is made.
Key words: economic crimes, crimes against property, fraud, computer information fraud, crimes in the sphere of computer information.
Уголовная ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации установлена ст. 159.6 УК РФ. Данная статья введена в действующее уголовное законодательство России Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ в целях противодействия угрозам экономической безопасности и имущественной стабильности граждан, организаций, государства путем посягательства на собственность с мошенническим использованием компьютерной информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей.
Заметим, что отдельные исследователи более десяти лет назад предлагали дополнить УК РФ новой нормой об ответственности за «компьютерное мошенничество»: «незаконное безвозмездное получение имущественной выгоды в значительном размере путем использования ЭВМ, системы ЭФМ или их сети» [1, с. 11-12; 2, с. 281].
В научных исследованиях по рассматриваемой тематике, помимо понятия «компьютерное
мошенничество», встречаются такие категории, как «кибермошенничество» и «мошенничество в сети Интернет». В настоящее время содержание данной терминологии в действующем законодательстве России не раскрывается, указанные категории носят, скорее, криминологический характер. «Кибермошенничество», «компьютерное мошенничество» и «мошенничество в сети Интернет» являются синонимами и указывают на случаи завладения чужим имуществом (главным образом, электронными деньгами) путем использования средств компьютерной техники в сети Интернет.
Родовым объектом мошенничества в сфере компьютерной информации являются общественные отношения в сфере экономики. Так, одним из современных видов экономических преступлений выступает банкинг - имущественный обман через Интернет. С этим посягательством связаны почти все убытки от несанкционированного снятия денежных средств, о чем свидетельствуют данные «Альфа-Страхования». Последние сформированы
54
на основе статистики обращений по страховым случаям с банковскими картами, произошедшим с клиентами компании. По оценкам экспертов, с июля 2015 г. по июнь 2016 г. количество несанкционированных снятий денежных средств со счетов держателей банковских карт через интернет-банкинг увеличилось в 5,5 раза. На банковский «фрод» с использованием сети интернет-банкинга приходится 93% от убытков, связанных с несанкционированным снятием [3].
Видовым объектом мошенничества в сфере компьютерной информации следует считать отношения собственности. В уголовном праве России собственности присущи экономико-правовое (комплексное) понимание и весьма широкая трактовка по сравнению с положениями ГК РФ. В уголовно-правовом смысле указанной категорией охватываются вещные и обязательственные отношения, а также иные имущественные отношения. Для мошенничества характерен объект в виде совершенных форм собственности - акционерной, банковской, корпоративной.
Основным непосредственным объектом мошенничества в сфере компьютерной информации являются конкретные имущественные отношения.
Как представляется, мошенничество в сфере компьютерной информации относится к числу многообъектных деликтов, где в роли дополнительного объекта выступает, прежде всего, общественная безопасность. В настоящее время законодатель не определяет понятия общественной безопасности. Очевидно, что данное понятие является составной частью таких более общих категорий, как «безопасность» и «национальная безопасность».
Говоря об определении понятия безопасности, обратимся к положениям Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности». В ст. 1 этого источника, в частности, установлено, что данный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 указанного закона государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объ-
единенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Легальное определение понятия «национальная безопасность» дается в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. В соответствии с п. 6 названного документа национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Из вышеизложенного видно, что общественная безопасность - одна из составляющих безопасности (национальной безопасности), выраженная в состоянии защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.
Принимая во внимание структуру построения Особенной части УК РФ, заметим, что одной из разновидностей общественной безопасности является безопасность в сфере компьютерной информации.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дается определение понятия «информация». В соответствии со ст. 2 этого источника информация есть сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В свою очередь, согласно примечанию к ст. 272 УК РФ под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Говоря о компьютерной информации, не следует забывать, что не только личные данные носят информационный характер, но и программное обеспечение, онлайн игры, пере-
55
писки, сообщения и пр. Одна из особенностей компьютерной информации - связь с носителем. Данное свойство означает, что компьютерная информация неотделима от носителя. Компьютерная информация существует в двух формах: а) программное обеспечение соответствующего устройства, являющееся его неотъемлемой частью, продолжением технического свойства этого устройства; б) собственно информация в том смысле, который придает ей примечание к ст. 272 УК РФ. Виртуальность - еще одно свойство компьютерной информации. Это свойство означает, что только благодаря специальным устройствам, как обеспечивающим доступ к такой информации, так и позволяющим производить различные операции с такой информацией (копирование, изменение, распространение), она становится доступной для восприятия. Наконец, укажем на трансграничность как еще один важный признак компьютерной информации, который свидетельствует о том, что компьютерная информация может без особых усилий перемещаться из одного устройства в другое, от одного пользователя к другому [4, с. 31].
Согласно уголовному закону предметом мошенничества в сфере компьютерной информации является чужое имущество и право на него.
Под имуществом применительно к анализируемой статье УК РФ следует понимать такие объекты гражданских прав, как вещи или совокупность вещей, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги.
В соответствии со ст. 140 и 861 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. В настоящее время такое имущество, как деньги, можно конвертировать в электронный формат, покупать «баллы» в различных социальных сетях или «биткоинты» с тем, чтобы расплачиваться за покупаемые товары и получаемые услуги. К безналичной форме приравнены электронные кошельки. Основы правового статуса и правил использования электронных денег закреплены в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», а конкретизированы в нормативных документах Банка России. В этой связи обратимся к памятке «Об электронных денежных средствах», утвержденной информационным письмом Банка России от 11 марта 2016 г. № ИН-017-45/12. В соответствии с п. 1.2 указанного письма электронные
денежные средства (ЭДС) - это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа.
Под правом на имущество согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 56 «О судебной практике по делам о вымогательстве (ст. 163 УК РФ)» понимается удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» мошенничество квалифицируется как безвозмездное обращение лицом в свою пользу или в пользу других лиц денежных средств, находящихся на счетах в банках, совершенное с корыстной целью путем обмана или злоупотребления доверием. Исходя из этого, с момента зачисления денег на банковский счет лица оно получает реальную возможность распоряжаться поступившими денежными средствами по своему усмотрению.
В случаях, когда указанные деяния сопряжены с неправомерным внедрением в чужую информационную систему или с иным неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации кредитных учреждений либо с созданием заведомо вредоносных программ для электронно-вычислительных машин, внесением изменений в существующие программы, использованием или распространением вредоносных программ для ЭВМ, содеянное подлежит квалификации по ст. 159 УК РФ, а также, в зависимости от обстоятельств дела, по ст. 272 или ст. 273 УК, если в результате неправомерного доступа к компьютерной информации произошло уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Потерпевший от преступления - понятие прежде всего уголовно-правовое, хотя его определение дается в уголовно-процессуальном законодательстве. В ст. 42 УПК РФ потерпевший определяется как физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения
56
преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 159.6 УК РФ, является физическое или юридическое лицо (пользователь), использующее ЭВМ, систему ЭВМ или их сеть.
В заключение заметим, что противоправные уловки корыстного характера с использованием ЭВМ, системы ЭВМ или их сети могут рассматриваться как преступные деяния даже при отсутствии обмана или злоупотребления дове-
рием в качестве их обязательных признаков. В самом деле, использование электронной техники и информационных технологий оттесняет на второй план такие традиционные способы имущественных преступлений, как «тайность», «открытость», «обман», «злоупотребление доверием». В свете сказанного преступление, предусмотренное ст. 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации», представляет собой самостоятельный вид имущественного посягательства [5, с. 13-14].
1. Безверхов А. Г. Развитие понятия мошенничества в отечественном праве // Уголовное право. 2001. № 4. С. 9-12.
2. Безверхов А. Г. Имущественные преступления. Самара, 2002.
3. Мошенничество через интернет-банкинг в России выросло пятикратно. URL:http:// www.dailycomm.rU/m/36525/ (дата обращения: 28.02.2017.)
4. Ефремова М.А. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуни-кационных-технологий. М., 2015.
5. Безверхов А. Г. Мошенничество и его виды: вопросы законодательной регламентации и квалификации // Уголовное право. 2015. № 5. С. 8-14.
1. Bezverkhov A.G. Development of the concept of fraud in the domestic law // Criminal law. 2001. № 4. P. 9-12.
2. Bezverkhov A.G. Property crimes. Samara, 2002.
3. Fraud through Internet banking in Russia has grown fivefold. URL: http://www.dailycomm. ru/m/36525/ (date of access: 28.02.2017.)
4. Efremova M.A. Criminal liability for crimes committed with using information and telecommunication technologies. Moscow, 2015.
5. Bezverkhov A.G. Fraud and its types: issues of legislative regulation and qualification // Criminal law. 2015. № 5. P. 8-14.
57