Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Величко А.И., Саакова К.Р., Мегрикян И.Г.

в данной работе были проанализированы современные научные и научно-методические публикации, свидетельствующие о проблеме формирования правовой культуры школьников. Педагогическое наблюдение в статье представляет собой планомерный анализ и оценку органи¬зации правового обучения школьников на уроках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Величко А.И., Саакова К.Р., Мегрикян И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LITERACY AS A BASIS FOR FORMING A SAFE LIFESTYLE IN SCHOOL CHILDREN OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

in this work, modern scientific and scientific-methodical publications were analyzed, which testify to the problem of the formation of the legal culture of schoolchildren. The pedagogical observation in the article is a systematic analysis and assessment of the organization of legal education for schoolchildren in the lessons of the subject Basics of Life Safety and during extracurricular hours.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Величко А.И.1, Саакова К.Р.2, Мегрикян И.Г.3

1Величко Алексей Иванович - старший преподаватель;

2Саакова Карине Рафаиловна - старший преподаватель; Мегрикян Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация: в данной работе были проанализированы современные научные и научно-методические публикации, свидетельствующие о проблеме формирования правовой культуры школьников. Педагогическое наблюдение в статье представляет собой планомерный анализ и оценку организации правового обучения школьников на уроках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и во внеучебное время.

Ключевые слова: юридическая грамотность, школьники, правовое воспитание.

LEGAL LITERACY AS A BASIS FOR FORMING A SAFE LIFESTYLE IN SCHOOL CHILDREN OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS Velichko A.I.1, Saakova K.R.2, Megrikyan I.G.3

1 Velichko Alexey Ivanovich - Senior Lecturer;

Saakova Karine Rafailovna - Senior Lecturer; 3Megrikyan Irina Gennadievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY AND PREVENTION OF DRUG ADDICTION, KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM,

KRASNODAR

Abstract: in this work, modern scientific and scientific-methodical publications were analyzed, which testify to the problem of the formation of the legal culture of schoolchildren. The pedagogical observation in the article is a systematic analysis and assessment of the organization of legal education for schoolchildren in the lessons of the subject Basics of Life Safety and during extracurricular hours. Keywords: legal literacy, schoolchildren, legal education.

УДК 613.6

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.

В условиях современного развития Российского государства, особое место занимают правовые нормы, и их реализация в области жизнедеятельности общества и государства. Не является секретом, что государственная политика направленна на повышение уровня жизни населения, развитие в экономической, политической и социальной сфере деятельности государства. Однако необходимо понимать, что вышеуказанный аспект возможен для наиболее эффективной реализации только при обязательном участии населения.

Таким образом, в целях наиболее ускоренного развития государства и общества, возникает понимание того, что успех этих преобразований зависит напрямую, от временного, качественного и

количественного аспекта понимания и принятия правовых норм гражданами Российской Федерации, а в особенности подрастающим поколением, что на сегодняшний день составляет определенную проблематику.

Данные представленные в многочисленных исследованиях свидетельствуют, о том, что безопасность для человека достигается, прежде всего, через его поведение в широком смысле этого слова, а поведение, как известно, зависит от его морали, нравственности, образования, т. е. культуры [1, с. 40].

Учитывая основные направления и принципы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, образовательные учреждения должны взять на себя развитие следующих направлений государственной политики: правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [3, с. 36-37].

Организация исследования. В эксперименте принимали участие 30 школьников МБОУ СОШ № 82 г. Краснодара.

В целях определения уровня юридической грамотности школьников нами было проведено анкетирования.

Результаты исследование с помощью Анкеты «Уровень правовой культуры учащихся», представлены ниже.

На первый вопрос: Знакомы ли вам нормативно-правовые акты, непосредственно защищающие ваши права и свободы? получены следующие ответы. «Да» ответили 62 % опрошенных, «нет» ответили 38 %.

Следовательно, только 1 из 3 учащихся знает нормативно-правовые акты и, соответственно, свои права, Это свидетельствует о незащищенности обучающихся в ситуациях, исход которых во многом определяется уровнем правовых знаний.

На второй вопрос анкеты: С помощью, каких источников и где вы получаете информацию о ваших правах и свободах? получены следующие ответы.

Получают информацию о правах и свободах в школе на уроках правоведения 22 человека (72,6%), от учителей других предметов - 2 школьника (6,6%), от родителей - 3 (9,9%), от друзей - 1 (3,3%). Ответ эта информация меня не интересует - выбрали 2 ученика из 30.

Исходя из ответов школьников, мы видим, что 2 из 3 учащихся получают информацию о правах и свободах в школе на занятии правоведения.

На третий вопрос анкеты: Знакомы ли вам правовые и не правовые обязанности? Получены следующие ответы: «знакомы» ответили 65 % опрошенных, «не знакомы» ответили 35 % учеников.

Полученные результаты указывают на то, что только 1 из 3 учащихся знакомы правовые и не правовые обязанности. Это говорит о том, что учащиеся не знают в полной мере свои обязанности, что и влечет за собой правовые проступки.

На четвертый вопрос анкеты: Опишите свои действия, если вы увидите нарушение прав других людей, получены следующие ответы: «Пройду мимо» - ответили 12 % опрошенных, «Дам совет обратиться в органы, защищающие права человека» - ответили 67% школьников, «Дам совет, как действовать в данной ситуации» - 21 % учеников.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что большинство опрошенных знают, как действовать в случае нарушения прав других людей.

На пятый вопрос анкеты: Как часто Ваши родители беседуют с Вами на тему правовой культуры, получены следующие ответы: «еще не беседовали» - ответили 15 % опрошенных, «не больше 2 раз» -53%, «более 5 раз в год» - 32% учеников.

Можно сделать вывод, что только 85% учащихся с разной частотой беседуют с родителями на тему правовой культуры. Поэтому проблема низкой правовой культуры остается актуальной. До тех пор, пока родители не начнут проводить беседы с несовершеннолетними с целью научить обучающихся таким принципам как равенства, свободы и справедливости, школьники будут плохо ориентироваться в этих вопросах.

На шестой вопрос анкеты: Как вы считаете, могут ли несовершеннолетние привлекаться к административной ответственности? получены следующие ответы: «могут» - ответили 55% опрашиваемых, «не могут» - 25 %, « только в особых случаях» - 20 % учеников.

По результатам данного вопроса можно сказать, что только около половины обучающихся ориентируется в данной теме и могут правильно квалифицировать правонарушения, совершенные несовершеннолетними и дать им правовую оценку.

На седьмой вопрос анкеты: Как вы считаете, при официальном устройстве на работу несовершеннолетнего есть ли какие-либо ограничения? получены следующие ответы: «да» - 44% опрошенных, «нет» - 17 %, «затрудняюсь ответить» - 39 % учеников.

Исходя их ответов, можно сказать, что только 44 % обучающихся знают об ограничениях, связанных с устройством на работу несовершеннолетних, именно поэтому часто работодатели злоупотребляют этим, зная о том, что несовершеннолетние даже не знают о своих правах, о тех часах рабочего времени, которые они должны работать в сутки и так далее.

На восьмой вопрос анкеты: Как вы считаете, свобода слова дает вам право на то, чтобы говорить все, что вы думаете? получены следующие ответы: «да» - ответили 33 % опрошенных, «нет» - 67% учеников.

Следовательно, большинство опрошенных знают, что свобода слова не дает им права оскорблять, унижать, высказываться в отношении других граждан, что может повлечь за собой к привлечению в отношении данного лица к административной ответственности.

На девятый вопрос анкеты: Могут ли несовершеннолетние привлекаться к уголовной ответственности? получены следующие ответы: ответили «да» - 53% опрошенных, «нет» - 47 %.

По результатам ответов опрошенных, можно сделать вывод, что больше половины опрошенных не владеют познаниями в УК РФ, что может повлечь за собой привлечению к уголовной ответственности.

На десятый вопрос анкеты: Есть ли такие обстоятельства, которые отягощают преступление? получены следующие ответы: ответили «да» - 44 % опрошенных, ответили «нет» - 13 %, «затрудняюсь ответить» - 43%.

Следовательно, только 44 % опрошенных знает об обстоятельствах, отягчающих преступление. Это приводит в случае различных ситуаций к более тяжким наказаниям.

Таким образом, проведя данное анкетирование можно сделать вывод о том, что у большей части учащихся, которых мы опросили, не сформировано понятие правовой (юридической) грамотности, что является особо пагубным как для формирования знаний у школьников, так и для безопасности самого учащегося.

Список литературы /References

1. Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. М.: Инфра-М, 2015. 40 с.

2. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Беженцев. М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2012. 296 с.

3. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова // Административное право и процесс, 2013. № 4. С. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.