ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Величко А.И.1, Саакова К.Р.2, Мегрикян И.Г.3
1Величко Алексей Иванович - старший преподаватель;
2Саакова Карине Рафаиловна - старший преподаватель; Мегрикян Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация: в данной работе были проанализированы современные научные и научно-методические публикации, свидетельствующие о проблеме формирования правовой культуры школьников. Педагогическое наблюдение в статье представляет собой планомерный анализ и оценку организации правового обучения школьников на уроках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и во внеучебное время.
Ключевые слова: юридическая грамотность, школьники, правовое воспитание.
LEGAL LITERACY AS A BASIS FOR FORMING A SAFE LIFESTYLE IN SCHOOL CHILDREN OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS Velichko A.I.1, Saakova K.R.2, Megrikyan I.G.3
1 Velichko Alexey Ivanovich - Senior Lecturer;
Saakova Karine Rafailovna - Senior Lecturer; 3Megrikyan Irina Gennadievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY AND PREVENTION OF DRUG ADDICTION, KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM,
KRASNODAR
Abstract: in this work, modern scientific and scientific-methodical publications were analyzed, which testify to the problem of the formation of the legal culture of schoolchildren. The pedagogical observation in the article is a systematic analysis and assessment of the organization of legal education for schoolchildren in the lessons of the subject Basics of Life Safety and during extracurricular hours. Keywords: legal literacy, schoolchildren, legal education.
УДК 613.6
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.
В условиях современного развития Российского государства, особое место занимают правовые нормы, и их реализация в области жизнедеятельности общества и государства. Не является секретом, что государственная политика направленна на повышение уровня жизни населения, развитие в экономической, политической и социальной сфере деятельности государства. Однако необходимо понимать, что вышеуказанный аспект возможен для наиболее эффективной реализации только при обязательном участии населения.
Таким образом, в целях наиболее ускоренного развития государства и общества, возникает понимание того, что успех этих преобразований зависит напрямую, от временного, качественного и
количественного аспекта понимания и принятия правовых норм гражданами Российской Федерации, а в особенности подрастающим поколением, что на сегодняшний день составляет определенную проблематику.
Данные представленные в многочисленных исследованиях свидетельствуют, о том, что безопасность для человека достигается, прежде всего, через его поведение в широком смысле этого слова, а поведение, как известно, зависит от его морали, нравственности, образования, т. е. культуры [1, с. 40].
Учитывая основные направления и принципы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, образовательные учреждения должны взять на себя развитие следующих направлений государственной политики: правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [3, с. 36-37].
Организация исследования. В эксперименте принимали участие 30 школьников МБОУ СОШ № 82 г. Краснодара.
В целях определения уровня юридической грамотности школьников нами было проведено анкетирования.
Результаты исследование с помощью Анкеты «Уровень правовой культуры учащихся», представлены ниже.
На первый вопрос: Знакомы ли вам нормативно-правовые акты, непосредственно защищающие ваши права и свободы? получены следующие ответы. «Да» ответили 62 % опрошенных, «нет» ответили 38 %.
Следовательно, только 1 из 3 учащихся знает нормативно-правовые акты и, соответственно, свои права, Это свидетельствует о незащищенности обучающихся в ситуациях, исход которых во многом определяется уровнем правовых знаний.
На второй вопрос анкеты: С помощью, каких источников и где вы получаете информацию о ваших правах и свободах? получены следующие ответы.
Получают информацию о правах и свободах в школе на уроках правоведения 22 человека (72,6%), от учителей других предметов - 2 школьника (6,6%), от родителей - 3 (9,9%), от друзей - 1 (3,3%). Ответ эта информация меня не интересует - выбрали 2 ученика из 30.
Исходя из ответов школьников, мы видим, что 2 из 3 учащихся получают информацию о правах и свободах в школе на занятии правоведения.
На третий вопрос анкеты: Знакомы ли вам правовые и не правовые обязанности? Получены следующие ответы: «знакомы» ответили 65 % опрошенных, «не знакомы» ответили 35 % учеников.
Полученные результаты указывают на то, что только 1 из 3 учащихся знакомы правовые и не правовые обязанности. Это говорит о том, что учащиеся не знают в полной мере свои обязанности, что и влечет за собой правовые проступки.
На четвертый вопрос анкеты: Опишите свои действия, если вы увидите нарушение прав других людей, получены следующие ответы: «Пройду мимо» - ответили 12 % опрошенных, «Дам совет обратиться в органы, защищающие права человека» - ответили 67% школьников, «Дам совет, как действовать в данной ситуации» - 21 % учеников.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что большинство опрошенных знают, как действовать в случае нарушения прав других людей.
На пятый вопрос анкеты: Как часто Ваши родители беседуют с Вами на тему правовой культуры, получены следующие ответы: «еще не беседовали» - ответили 15 % опрошенных, «не больше 2 раз» -53%, «более 5 раз в год» - 32% учеников.
Можно сделать вывод, что только 85% учащихся с разной частотой беседуют с родителями на тему правовой культуры. Поэтому проблема низкой правовой культуры остается актуальной. До тех пор, пока родители не начнут проводить беседы с несовершеннолетними с целью научить обучающихся таким принципам как равенства, свободы и справедливости, школьники будут плохо ориентироваться в этих вопросах.
На шестой вопрос анкеты: Как вы считаете, могут ли несовершеннолетние привлекаться к административной ответственности? получены следующие ответы: «могут» - ответили 55% опрашиваемых, «не могут» - 25 %, « только в особых случаях» - 20 % учеников.
По результатам данного вопроса можно сказать, что только около половины обучающихся ориентируется в данной теме и могут правильно квалифицировать правонарушения, совершенные несовершеннолетними и дать им правовую оценку.
На седьмой вопрос анкеты: Как вы считаете, при официальном устройстве на работу несовершеннолетнего есть ли какие-либо ограничения? получены следующие ответы: «да» - 44% опрошенных, «нет» - 17 %, «затрудняюсь ответить» - 39 % учеников.
Исходя их ответов, можно сказать, что только 44 % обучающихся знают об ограничениях, связанных с устройством на работу несовершеннолетних, именно поэтому часто работодатели злоупотребляют этим, зная о том, что несовершеннолетние даже не знают о своих правах, о тех часах рабочего времени, которые они должны работать в сутки и так далее.
На восьмой вопрос анкеты: Как вы считаете, свобода слова дает вам право на то, чтобы говорить все, что вы думаете? получены следующие ответы: «да» - ответили 33 % опрошенных, «нет» - 67% учеников.
Следовательно, большинство опрошенных знают, что свобода слова не дает им права оскорблять, унижать, высказываться в отношении других граждан, что может повлечь за собой к привлечению в отношении данного лица к административной ответственности.
На девятый вопрос анкеты: Могут ли несовершеннолетние привлекаться к уголовной ответственности? получены следующие ответы: ответили «да» - 53% опрошенных, «нет» - 47 %.
По результатам ответов опрошенных, можно сделать вывод, что больше половины опрошенных не владеют познаниями в УК РФ, что может повлечь за собой привлечению к уголовной ответственности.
На десятый вопрос анкеты: Есть ли такие обстоятельства, которые отягощают преступление? получены следующие ответы: ответили «да» - 44 % опрошенных, ответили «нет» - 13 %, «затрудняюсь ответить» - 43%.
Следовательно, только 44 % опрошенных знает об обстоятельствах, отягчающих преступление. Это приводит в случае различных ситуаций к более тяжким наказаниям.
Таким образом, проведя данное анкетирование можно сделать вывод о том, что у большей части учащихся, которых мы опросили, не сформировано понятие правовой (юридической) грамотности, что является особо пагубным как для формирования знаний у школьников, так и для безопасности самого учащегося.
Список литературы /References
1. Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. М.: Инфра-М, 2015. 40 с.
2. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Беженцев. М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2012. 296 с.
3. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова // Административное право и процесс, 2013. № 4. С. 36-37.