Научная статья на тему 'ЮРГЕН ХАБЕРМАС: ДИЛЕММА ЗАПАДА. ПАЦИФИЗМ И ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ВЕСНОЙ 2022 Г. (НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ Ю. ХАБЕРМАСА "ДИЛЕММА ЗАПАДА. ВОЙНА И ВОЗМУЩЕНИЕ")'

ЮРГЕН ХАБЕРМАС: ДИЛЕММА ЗАПАДА. ПАЦИФИЗМ И ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ВЕСНОЙ 2022 Г. (НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ Ю. ХАБЕРМАСА "ДИЛЕММА ЗАПАДА. ВОЙНА И ВОЗМУЩЕНИЕ") Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ФРГ / ГЕРМАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЕС / РОССИЯ / УКРАИНА / РОССИЙСКАЯ СВО / ЮРГЕН ХАБЕРМАС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

Реакции германской политики на российскую СВО по отношению к Украине весной 2022 г. дали повод пересмотра основ германской культуры внешней политики и отказа от ряда «табу», соблюдавшихся с послевоенных времен. Против усиления милитаристских компонентов германской внутренней и внешней политики выступили не только пацифисты старшего поколения, но и самый влиятельный германский философ наших дней - Юрген Хабермас. В предлагаемой статье будут рассмотрены его позиции в связи с курсом германского правительства на милитаризацию германской политики в связи с украинским кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURGEN HABERMAS: THE DILEMMA OF THE WEST. PACIFISM AND WAR IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN MILITARY OPERATION IN THE SPRING OF 2022 (ON THE EXAMPLE OF J. HABERMAS'S ESSAY "THE DILEMMA OF THE WEST. WAR AND INDIGNATION")

The reactions of German politics to the Russian «Special Military Operation» in relation to Ukraine in the spring of 2022 gave rise to a revision of the foundations of the German culture of foreign policy and the rejection of a number of «taboos» observed since the post-war times. The strengthening of the militaristic components of German domestic and foreign policy was opposed not only by pacifists of the older generation, but also by the most influential German philosopher of our days - Jurgen Habermas. The proposed article will consider his positions in connection with the course of the German government on the militarization of German policy in connection with the Ukrainian crisis.

Текст научной работы на тему «ЮРГЕН ХАБЕРМАС: ДИЛЕММА ЗАПАДА. ПАЦИФИЗМ И ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ВЕСНОЙ 2022 Г. (НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ Ю. ХАБЕРМАСА "ДИЛЕММА ЗАПАДА. ВОЙНА И ВОЗМУЩЕНИЕ")»

УДК 316.647.8

ПОГОРЕЛЬСКАЯ С.В.* ЮРГЕН ХАБЕРМАС: ДИЛЕММА ЗАПАДА. ПАЦИФИЗМ И ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ВЕСНОЙ 2022 г. (НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ Ю. ХАБЕРМАСА «ДИЛЕММА ЗАПАДА. ВОЙНА И ВОЗМУЩЕНИЕ»). DOI: 10.31249/rphil/2022.04.20

Аннотация. Реакции германской политики на российскую СВО по отношению к Украине весной 2022 г. дали повод пересмотра основ германской культуры внешней политики и отказа от ряда «табу», соблюдавшихся с послевоенных времен. Против усиления милитаристских компонентов германской внутренней и внешней политики выступили не только пацифисты старшего поколения, но и самый влиятельный германский философ наших дней - Юрген Хабермас.

В предлагаемой статье будут рассмотрены его позиции в связи с курсом германского правительства на милитаризацию германской политики в связи с украинским кризисом.

Ключевые слова: философия ФРГ; германская внешняя политика; ЕС; Россия; Украина; российская СВО; Юрген Хабермас.

POGORELSKAYA S.V. Jürgen Habermas: the dilemma Of the West. Pacifism and war in the context of the Russian military operation in the spring of 2022 (On the example of J. Habermas's essay «The dilemma of the West. War and indignation»).

Annotation. The reactions of German politics to the Russian «Special Military Operation» in relation to Ukraine in the spring of

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии ИНИОН РАН ^СГО: 0000-0001-9208-5889, ОМЭ: 115267158).

166

2022 gave rise to a revision of the foundations of the German culture of foreign policy and the rejection of a number of «taboos» observed since the post-war times. The strengthening of the militaristic components of German domestic and foreign policy was opposed not only by pacifists of the older generation, but also by the most influential German philosopher of our days - Jurgen Habermas.

The proposed article will consider his positions in connection with the course of the German government on the militarization of German policy in connection with the Ukrainian crisis.

Keywords: FRG philosophy; Frankfurt School; pacifism; German identity; German foreign policy; EU; Russia; Ukraine; Russian «Special Military Operation»; Jürgen Habermas.

Для цитирования: Погорельская С.В. Юрген Хабермас: Дилемма Запада. Пацифизм и война в контексте российской военной операции весной 2022 г. (на примере эссе Ю. Хабермаса «Дилемма Запада. Война и возмущение») // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2022. - № 4. - С. 166-176. DOI: 10.31249/rphil/2022.04.20

В политических реалиях начала 20-х годов ХХ! в. в мире современной философии складывалось впечатление, что перешагнувший 90-летний рубеж мэтр германской философии Юрген Хабермас переживает исторификацию своей всемирно известной теории коммуникативного действия. Она имела практическое значение в эпоху противостояния блоков, но в новых политических условиях казалась утерявшей актуальность. Да и не только она. В мире, возвращавшемся от идеологических к национальным границам, неактуальным казался и конституционный патриотизм1.

Мировой политический процесс начала ХХ1 в., судя по его основным событиям, всё более отступает от тех вариантов решения кризисных проблем, которые были не просто предложены, но и опробованы во второй половине ХХ в. в ходе всеобъемлющего

1 Конституционный патриотизм - верность не государству как таковому, а правовому демократическому порядку данного государства, его конституции. Теория была популярна в разделенной Германии в условиях противостояния блоков и в связи с политикой западногерманских правительств, направленной на усиление структур и идейных основ европейской интеграции. Консервативный вариант - Дольф Штернбергер, «левый» - Юрген Хабермас.

167

противостояния двух общественно-политических систем. Политический диалог, ищущий компромиссы, всё более вытеснялся силовыми решениями, творящими факты. А идейные мотивы, призванные обосновать реальные национальные интересы, формулировались все небрежнее. Эта тенденция мирового развития не миновала и Германию, попытавшуюся после объединения ФРГ и ГДР укрепить свои политические позиции в ЕС и найти свою новую роль в международном политическом процессе. Эта попытка в итоге разбилась о систему зависимостей, неизбежных для страны, интегрированной в систему военных, политических и экономических союзов и, в случае Германии, еще и усугубленных коренящейся в ее послевоенном статусе подчиненностью США и внутриполитической идеологией «исторической вины». Весной 2022 г. страна вновь опустилась на то политическое дно Европы, поднять с которого ее пытался Герхард Шредер и, позже и даже успешно, Ангела Меркель. Добровольный отказ от роли газового хаба Евросоюза (отказ от Нордстрим-2) обозначился сразу после смены правительства в ноябре 2021 г. А последовавшая за окончательным крахом Минских соглашений военная операция России на Украине весной 2022 г. побудила следующую в кильватере «коллективного Запада» Германию к пересмотру основ своей политической культуры. Теория коммуникативного политического действия, одна из философских основ не только внутренней, но и внешней политики (концепции штатской и цивилизующей силы мирового политического процесса), казалось, потеряла свою актуальность, поскольку на словах выступая за переговорный процесс, европейские политики под лозунгом «Украина не должна проиграть эту войну, Россия не должна ее выиграть» давали понять, что ожидают силового решения.

Таким образом, буквально через пару лет после того как Германия помпезно отметила 90-летие философа, которого сама же называла «интеллектуальной маркой Германии» [Orzessek ...], «просветителем» и «всемирной философской силой» [Schröder ...], она начала отказываться от него, возвещая непригодность его философии в меняющемся мире. Оставаясь активным мыслителем, 92-летний Хабермас осознавал эту критику, но не мирился с ней, снова и снова пытаясь актуализировать свою теорию применительно к новым политическим условиям.

Однако социальный базис теории коммуникативного действия действительно уменьшался по мере ухода из активной профессиональной и общественной жизни так называемой «критической общественности». «Критическая общественность» Европы, важнейшая носительница и моральная инстанция внутриполитического дискурса, по своим возрастным параметрам приближалась к самому философу. Интересы же молодежи, не испытавшей тех угроз эпохи противостояния блоков, которые побуждали предшествовавшие молодые поколения требовать от своих правительств переговоров, а не боевых действий, сместились к иным приоритетам, в последние годы в основном климатическим.

Особенно четко коллизия поколений проявилась в конце апреля 2022 г., когда один за другим вышли сначала коллективное письмо пацифистов в журнале «Эмма», а затем обращение Ха-бермаса «Война и возмущение», которому и посвящена данная статья.

Сразу после начала российской специальной военной операции на Украине на германское правительство на экстренном заседании бундестага охарактеризовало сложившуюся ситуацию как Zeitenwende, «смену эпох» [Entschließungsantrag ...]. Сторонники сотрудничества с Россией практически исчезли из информационного потока. Консервативная оппозиция (в лице нового лидера ХДС Ф. Мерца) и ведущие СМИ требовали от правительства усилить «военную поддержку» Украины.

Однако по мере милитаризации не только политического, но и общественного дискурса неожиданно заявили о себе немногочисленные, но маститые пацифисты - поколение конца 70-х -начала 80-х, поколение так называемых «пасхальных маршей за мир», - выросшие в тени гонки вооружений и понимавшие опасность даже ограниченной ядерной войны в Европе. В конце апреля 2022 г. в журнале «Эмма» известной феминистки Алисе Шварцер вышло «Открытое письмо» федеральному канцлеру, подписанное 28 интеллектуалами и деятелями искусств, с призывом помнить о немецкой ответственности в Европе, остаться на позициях сдержанности и приложить усилия к деэскалации конфликта [Die Offene Brief]. Можно сказать, что последние представители критической общественности оправдали свое имя, попытавшись иници-

ировать общественное обсуждение этой судьбоносной для политической культуры Германии темы.

Лавина критики, обрушившаяся на них в СМИ, не успела схлынуть, как вышло полемичное эссе Хабермаса «Дилемма Запада. Война и возмущение» [Здесь и далее: Habermas, 2022], во многом продолжившее начатое пацифистами и написанное присущим Хабермасу хлестким, образным языком. Философ в этом эссе поспешил на помощь канцлеру, занимавшему в те дни сдержанную позицию в вопросах германской военной поддержки Украины. К моменту публикации текста, впрочем, канцлер от нее уже отказался.

По мнению Хабермаса, культура внешнеполитической, прежде всего военной, сдержанности, вынужденно сформировавшаяся в обеих германских государствах в послевоенное время, остается наиболее приемлемой и для современной Германии.

Он с беспокойством указал на отсутствие содержательных внутриполитических дебатов в такой важной теме, как «смена вех» («Zeitenwende»). Вместо обсуждения насущных проблем имеют место, как он замечает, необычайно интенсивное воздействие СМИ, а также профессиональные медийные инсценировки, нацеленные на формирование общественного майнстрима. «В пронзительно крикливой битве мнений, разжигаемой СМИ, теряется уважение к размышляющему канцлеру», - с сожалением констатирует он.

В этом контексте он особенно подчеркнул актерское дарование и профессиональность украинского президента, «знающего толк в силе образов» и в умелых самоинсценировках, формирующих настроение масс.

В то же время философ, как показывает анализ его текста, и сам находится во власти этих образов, поскольку, говоря о буквально «невинно теснимой Украине», он не видит (или не считает нужным называть) причины, побудившие Россию к военным действиям, акцентируя внимание лишь на неприемлемости ее действий с точки зрения международного права. Следуя господствующему в СМИ мейнстриму, он походя упоминает, что «чрезмерное сближение с Россией» (под которым вероятно подразумевается экономическое сотрудничество в вопросах поставки энергоносителей, так как никаких иных «чрезмерных сближений», кроме культурных, не было) - это свидетельство политических

просчетов предыдущих федеральных правительств. В то же время он критически подчеркивает, что «невинно теснимая Украина» использует эти просчеты для «морального шантажа» немецких политиков и Германии в целом.

«Меня раздражает самоуверенность, с которой морально возмущенные обвинители в Германии противопоставляют себя размышляющему и сдержанному федеральному правительству», -пишет он, адресуясь, по-видимому, в первую очередь к открыто пиарящемуся на военной теме Ф. Мерцу, новому лидеру оппозиционной ХДС. «Воинственная риторика воспринимается плохо, когда она звучит из зрительской ложи», - добавляет он. Между тем, существует порог риска, который исключает безудержное участие Запада в перевооружении Украины - это угроза ядерной войны в Европе. Морализаторы, «агрессивным, самоуверенным тоном подталкивающие канцлера все дальше», не осознают, по мнению философа, сути той дилеммы, в которую вверг себя Запад, отказавшись стать непосредственным участником войны.

Приняв это «морально обоснованное решение», Запад связал себе руки. Дилемма Запада, зависшего между двумя бедами, - поражением «невинно теснимой Украины» и нарушением международного права, с одной стороны, и эскалацией ограниченного регионального конфликта в третью мировую войну, с другой -очевидна.

Раскрывая суть дилеммы, философ поясняет, что с одной стороны, поскольку война против ядерной державы не может быть выиграна с помощью военной силы в обозримый период горячего конфликта, неизбежен поиск компромисса, «сохраняющего лицо для обеих сторон». Переговоры между Россией и Украиной, проходящие параллельно с боевыми действиями, «являются выражением этого понимания». И поскольку момент, когда военная помощь с точки зрения международного права может быть расценена как вступление в войну, определяет Россия, Западу следует взвешивать каждый дальнейший шаг своих поставок вооружений и иной военной поддержки Украины. Но с другой стороны, недопустимо также чтобы Россия шантажировала Запад на этих путях, иначе за Украиной последует Грузия или Молдавия. Дилемма Запада в том, что противостоять «готовому к ядерной эскалации Путину» (так считает философ) он может, лишь не перешагивая

красной линии, сигнализируя ему в то же время своей поддержкой Украины, что границы в Европе не могут быть изменены посредством военных действий.

В давлении на канцлера и, тем самым, на культуру германской сдержанности со стороны «возбужденных моральных обвинителей» (как характеризует философ сформированный СМИ и используемый консервативной оппозицией мейнстрим общественных настроений) Хабермас видит опасность смены германской идентичности, опасность отказа от «достаточно тяжело завоеванного послевоенного менталитета немцев» и, тем самым конец миротворческой, ориентированной на диалог германской внешней политики. Иными словами, давление «морально возбужденных» милитаристов может привести к смене внешнеполитической парадигмы, к отказу от понимания роли Германии как гражданской, «цивилизующей державы» мирового политического процесса.

В известной мере имеет место и конфликт поколений - одни, молодые, разделяют позиции Украины и сопереживают ей, другие же «извлекли урок из опыта холодной войны». Одни, молодые, «могут представить себе войну только в категориях победы или поражения, другие же, старые, знают, что войны против ядерной державы не могут быть "выиграны" в традиционном смысле». Одни сформировались в условиях однополярного мира, в воссоединившейся Германии, осознающей себя таким же национальным государством, как и другие государства ЕС, другие же - на передовой холодной войны, в Западной Германии, с ее неполным по результатам войны суверенитетом и с ее попытками истолковать свою национальную ограниченность как прогрессивную «постнациональность». «Национальный и, с другой стороны, более постнациональный менталитеты населения формируют фон для различного отношения к войне в целом», - констатирует философ.

Какой же выход есть у Европы, у Евросоюза?

На «переломе времен» (Zeitenwende) Евросоюз, в новых геополитических раскладах и в «тени трансатлантической неопределенности» (под которой видимо подразумевается непредсказуемость американской политики по ходу смены ее президентов), если он не хочет быть дестабилизированным извне или же выхолощенным изнутри, должен оставаться внешнеполитически дееспособен - а для этого он должен обладать собственной военной

силой, своей единой армией. Переизбрание Макрона (к которому Хабермас, напомним1, относится очень хорошо именно в связи с будущим европейской интеграции) дает Евросоюзу надежду на укрепление и в этом направлении. «Но сначала нам нужно решить нашу дилемму», - завершает философ, полагая, видимо, что следующий за этим постулатом расплывчатый лозунг «Украина не должна проиграть войну» - и есть требуемое решение. Этим лозунгом заканчивается эссе.

Чем интересно оно в контексте осмысления своих и европейских проблем немецким обществом?

Хотя философ взял под защиту те позиции канцлера, которые к моменту публикации эссе были уже неактуальны (Шольц под давлением бундестага принял решение о поставках Украине тяжелого вооружения), его эссе обращает внимание на целый ряд важных вопросов. К ним, в частности, принадлежат вопросы внешнеполитической дееспособности современного ЕС, все более возрастающее влияние морализаторских медиальных инсценировок на формирование общественных настроений и на процессы принятия политических решений, растущая некритичность и манипулируемость общественного сознания под воздействием направленных информационных потоков, общее ослабление критического внутриполитического дискурса, основы коммуникативного взаимодействия власти и общества.

Сруктурные сдвиги, которые переживает немецкое сознание ныне и которые позволяют говорить о «переломе времен», и, главное, тот факт, что пренебрежение исторически сложившимися различиями в восприятии и интерпретации войн может повлечь за собой политические ошибки исторического значения - пожалуй, одно из основных впечатлений, возникающих по прочтении текста.

Философская судьба Хабермаса, в силу своего долголетия и активной творческой позиции не просто пережившего эпохи, но и осмыслившего их, продолжает оставаться интересной и в нынешние переломные времена. На рубеже 70-х годов его считали левым бунтарем и одновременно архитектором грядущего будущего.

1 См. относительно недавние эссе Хабермаса о «всемирной Европе» и о положительной роли Макрона в деле укрепления европейской интеграции. Обзоры были опубликованы в РЖ «Философия».

173

Теория коммуникативного действия была настольной книгой интеллектуалов периода разрядки напряженности. В начале 90-х, осознавая, что Германия возвращается от безусловно прогрессивного с его точки зрения постнационального статуса к «нормальности» национального государства, Хабермас остался на своих позициях конституционного патриотизма как будущего для Германии и ЕС. С точки зрения практической философии, он не нашел себе места в новом мире - несмотря на творческую плодовитость, прежде всего в вопросах европейской интеграции. Практическая действенность его философии осталась в том особом немецком прошлом периода конфронтации блоков, которое ушло навсегда. Тем не менее произведения Хабермаса были востребованы - кто-то должен был показывать обществу, каких высот оно могло бы достичь, если бы (как характеризует Дойче Радио философию Ха-бермаса [Orzessek...]) оно следовало бы путями «бескомпромиссного применения разума».

Именно это попытался сделать философ и в период милитаризации внутригерманского общественно-политического дискурса весны 2022 г., надеясь в традициях старой франкфуртской школы внести критическую ноту в сформированный медийными инсценировками мейнстрим и инициировать привычное ему интеллектуальное, свободное от «возбужденного морализаторства» обсуждение, однако поддержки он не получил.

Реакции общества на его эссе, в силу их интенсивности и своеобразия, вынесены в тему отдельного исследования.

Список литературы

1. Bundespräsident gratuliert Jürgen Habermas // Der Bundespräsident. - 2019. - 17 Juni. - URL: https://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Pressemitteilungen/ DE/2019/06/190617-Glueckwunsch-Juergen-Habermas.html (date of access: 27.03.2022).

2. Entschließungsantrag der Fraktionen SPD, CDU/CSU, Bündnis 90/Die Grünen und FDP, Deutscher Bundestag // Drucksache 20/846. - 2022. - 27 Februar. - URL: https://dserver.bundestag.de/btd/20/008/2000846.pdf (date of access: 27.03.2022).

3. Habermas J. Staatsbürgerschaft und nationale Identität. Überlegungen zur europäischen Zukunft. - St. Gallen : Erker Taschenbuch, 1991. - 36 S.

4. Habermas J. Die Krise der Europäischen Union im Lichte einer Konstitutio-nalisierung des Völkerrechts - Ein Essay zur Verfassung Europas // ZaöRV. -

2012. - N 72. - S. 1-44. - URL: https://www.zaoerv.de/72_2012/72_2012_ 1_a_1_44.pdf (date of access: 27.03.2022).

5. Habermas J. Was das uns Deutsche wieder kostet. Essay // Der Spiegel. - 2017. -26 October. - URL: https://www.spiegel.de/spiegel/juergen-habermas-ueber-seinen-hoffnungstraeger-emmanuel-macron-a-1174052.html (date of access: 27.03.2022).

6. Habermas J. Sind wir noch gute Europäer? // Die Zeit. - 2018. - 4 Juli. - URL: https://www.zeit.de/2018/28/protektionismus-europa-grenzen-rueckzug-herausfor derungen (date of access: 27.03.2022).

7. Habermas J. Das Dilemma des Westens. Krieg und Empörung // Süddeutsche Zeitung. - 2022. - 28 April. - S. 12. - URL: https://www.sueddeutsche.de/projekte/ artikel/kultur/das-dilemma-des-westens-juergen-habermas-zum-krieg-in-der-ukrai ne-e068321/?reduced=true (date of access: 27.03.2022).

8. Klingen H. Religionsphilosophie von Jürgen Habermas. Alt, aber nicht fromm // Deuthschlandfunk. - 2019. - 14 Juni. - URL: https://www.deutschlandfunk.de/ religionsphilosophie-von-juergen-habermas-alt-aber-nicht-100.html (date of access: 27.03.2022).

9. Kreide R. Die unbezähmbare Kraft der Öffentlichkeit // Der Tagesspiegel. - 2019. -18 Juni. - URL: https://www.tagesspiegel.de/kultur/juergen-habermas-wird-90-die-unbezaehmbare-kraft-von-oeffentlichkeit/24465292.html (date of access: 27.03.2022).

10. Lottmann J. Jürgen Habermas : Die Mitveranwortung linker Denker am Rechtsruck in Deutschland // Die Welt. - URL: https://www.welt.de/kultur/article178840510/ Juergen-Habermas-Die-Mitveranwortung-linker-Denker-am-Rechtsruck-in-Deutsch land.html (date of access: 27.03.2022).

11. Die Offene Brief an Kanzler Scholz // Emma. - 2022. - 29 April. - URL: https://www.emma.de/artikel/offener-brief-bundeskanzler-scholz-339463 (date of access: 27.03.2022).

12. Orzessek A. Zum 90. Geburtstag von Jürgen Habermas - Der Oberaufseher des öffentlichen Diskurses // Deuthschlandfunk Kultur. - 2019. - 17 Juni. - URL: https://www.deutschlandfunkkultur.de/zum-90-geburtstag-von-juergen-habermas-der-oberaufseher-des-100.html (date of access: 27.03.2022).

13. Stimmen zum Geburtstag : «Denken ist eine irreduzibel freie Tätigkeit» / R.J. Bernstein [et al.] // Die Zeit. - 2019. - 18 Juni. - URL: https://www.zeit.de/ 2019/25/juergen-habermas-philosophie-soziologe-poststrukturalismus-geburtstag (date of access: 27.03.2022).

14. Rosenfelder A. Jürgen Habermas, der Influencer // Die Welt. - 2019. - 18 Juni. -URL: https://www.welt.de/kultur/article195443789/Juergen-Habermas-wird-90-Der-Influencer.html (date of access: 27.03.2022).

15. Schloemann J. Der Philosoph der Öffentlichkeit // Süddeutsche Zeitung. - 2019. -17 Juni. - URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/habermas-90-geburtstag-philosoph-1.4489257?reduced=true (date of access: 27.03.2022).

16. Schröder L. Der Aufklärer // Rheinische Post. - 2019. - 16. Juni. - URL: https://rp-online.de/kultur/der-aufklaerer-aus-deutschland-juergen-habermas-wird-90_aid-39463667 (date of access: 27.03.2022).

17. Sloterdijk P. Die kritische Theorie ist tot // Die Zeit. - 1999. - 9 September. - URL: https://www.zeit.de/1999/37/199937.sloterdijk_.xml/komplettansicht (date of access: 27.06.2022).

18. Steinmaier F.-W. Dieser 8. Mai ist Tag des Krieges // Die Welt. - 2022. - 8 Mai. -URL: https://www.welt. de/politik/ausland/article23 86233 87/Steinmeier-zur-Ukrai ne-Traum-des-gemeinsamen-europaeischen-Hauses-gescheitert.html (date of access: 27.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.