Научная статья на тему 'Юмор как средство управления коллективом'

Юмор как средство управления коллективом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1159
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ СФЕРА / ЮМОР / УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юмор как средство управления коллективом»

Л.А. Зелезинская

ЮМОР КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ

Ключевые слова: деловая сфера, юмор, управление.

Юмор охватывает многие стороны жизни человека и является условием нормальной жизнедеятельности человеческого общества. Он становится важным элементом культуры и средством примирения, урегулирования, сохранения социальных ценностей. Юмор как форма коммуникации и мировоззренческое явление, полагает А.И. Уткин, приобретает все большее значение в эпоху современных тенденций глобализации и становления постиндустриального общества, утверждающих приоритеты ценностей толерантности, участия, солидарности, творчества [6, с. 40]. Деловая сфера также не могла не подвергнуться влиянию комического. Юмор выступает неким инструментом управления и регулирования деловых отношений. В данной статье мы рассмотрим, какую роль играет юмор в управлении коллективом, и как допускается шутить руководителю.

Большинство исследователей [4, 8, 9, 11] придерживаются мнения, что юмор является значимой компетенцией руководителя, стремящегося как к развитию всего бизнеса, организации, так и к развитию собственной команды. Так, в Америке, например, даже издаются специальные пособия, демонстрирующие как добиться успеха с помощью юмора. Частью американской культуры являются также специализированные компании (например, «Меткаф и Ко»), обучающие своих клиентов юмору как набору неких специальных приемов и навыков, которыми нужно овладеть, чтобы деловые отношения были успешными [5, с. 30].

Умение использовать юмор является необходимым для руководителей по ряду причин. Многие ученые полагают, что в такой среде, где общение сопровождается юмором, работники более энергичны, эмоционально настроены на работу и менее напряжены, при этом подчиненные и руководители легче взаимодействуют между собой, а также стимулируется творческое мышление и решение задач [10]. Кроме того, юмор способствует созданию благоприятной рабочей обстановки, повышению производительности труда и прибыли компании. Также он выступает средством вхождения работников в новый коллектив. Юмор снимает недоверчивость и напряженность, что в целом облегчает социальную адаптацию в новой среде.

Современные исследователи делового общения (бизнес-коммуникации) [4, 11, 12] полагают, что юмор уменьшает разницу в статусе между людьми, служит для укрепления солидарности и отношений между начальником и подчиненными, облегчая таким образом совместную работу. Смех не признает никаких иерархий: он или совсем исчезает под давлением властной серьезности, или пытается снять видимость величия, нивелируя его до уровня обыденности. «Если низшим позволить смеяться при высших или если они не смогут удержаться от смеха, тогда прощай чинопочитание» [2, а 367].

Следует отметить, что юмор очень часто выступает своеобразным неконфронтационным способом побуждения людей к выполнению работы и наиболее приемлемым способом сделать замечание сотруднику. Такой юмористический подход позволяет скрыть авторитарный характер поручения. Персонал не должен бояться своего руководителя, необходимо, чтобы работники уважали его и ценили, выполняя

© Л.А. Зелезинская, 2013.

все указанные поручения легко, непринужденно, без пререканий, но и с вдохновением, вызвать которое как раз можно с помощью юмора.

Известный исследователь юмора в области бизнеса - Пол МакГи, говорит о том, что юмор является единственным средством помочь сотрудникам справиться с трудностями, выполняющим широкое многообразие функций. Так юмор укрепляет отношения между сотрудниками, создает взаимопонимание в коллективе, удерживает внимание, укрепляет память, стимулирует творческое решение проблем, облегчает общение, устраняет критику. Кроме того, он снимает напряжение, раздражение и злость, управляет конфликтами, разрушает пугающие барьеры между руководством и подчиненными, укрепляет доверие, поднимает боевой дух и мотивацию сотрудников, поддерживает позитивный настрой на работу и в целом помогает не придавать большого значения повседневной суете и заботам [9].Этот список функций можно продолжать, ведь руководитель с хорошим чувством юмора располагает окружающих к себе. И при этом, неважно, говорит ли он с одним человеком или с тысячью людей - юмор способствует принятию точки зрения говорящего и расположению аудитории на его стороне. Профессор Джеффри Голдштейн из Темпльского униврситета (США, г. Филадельфия) провел исследование группового принятий решений, которое показало, что люди, использующие больше юмора, как правило, обладают большим влиянием на решение группы [11]. Успешные, эффективные лидеры сочетают навыки общения и убеждения с соответствующим юмором, чтобы передать свои идеи и получить поддержку. Вообще, хорошая шутка - отличный способ расслабиться, замечательное средство вдохнуть нелишний энтузиазм в приунывшего работника, и великолепное средство произвести приятное впечатление на деловых партнеров.

Чтобы быть успешным руководителем, следует выражать свои цели эффективнее, развивать у сотрудников навыки, необходимые для достижения этой цели, доказывать, что руководитель также является частью команды, будучи всегда доступным и готовым прийти на помощь; уметь создавать рабочую среду, которая помогает сотрудникам преодолевать трудности и продолжать оказывать качественные услуги, подниматься все выше и выше, создавая стиль общения, который позволяет им чувствовать себя комфортно при выражении своих новых идей и мыслей. Хорошее чувство юмора может гарантировать успех во всем этом. Сотрудники некоторых компаний, считают, что частью работы любого управленца является создание «веселой» атмосферы на рабочем месте [9].

Руководителям следует остерегаться некорректного использования юмора: юмор - это инструмент, и как любой инструмент, он должен использоваться с умом и осторожностью. Ведь существует очень тонкая грань, и неуместное использование юмора может разрушить все, что пытаются построить. Очень часто трудно понять, где заканчивается дружеское поддразнивание и добродушное подшучивание и начинаются насмешки и нежелательные шутки. Одним из негативных типов юмора, которому уделялось значительное внимание в последние десятилетия, является юмор уничижительный, юмор как форма преследования. Дункан, Смельцер и Лип [7] отмечают, что случаи связанных с работой сексуального и расового преследования и дискриминации часто сопровождаются остротами, поддразниванием и шутками сексуального или расового характера. Подобный юмор свидетельствует о низкой культуре руководителя, показывает неуважение личности подчиненных, не имеет ничего общего с остроумием. Грубое подшучивание и розыгрыши также создают стрессовую обстановку на работе, вызывают срывы в работе, создают опасные ситуации или наносят материальный ущерб.

Очень важно, чтобы юмор не был направлен против конкретного работника, не высмеивал и не унижал сотрудников. Такие шутки, как утверждает Сьюзэн Маур, даже могут ухудшить состояние здоровья через повышение кровяного давления [8], нанести вред, несоизмеримый с той пользой, которую смех способен принести, являясь, по общепринятому мнению, хорошим лекарством. Насмешка над сотрудником может полностью отбить желание работать, и ни о каком повышении производительности труда здесь не может быть и речи. Во избежание таких ситуаций некоторые ученые советуют руководителям смеяться над собой, а не над коллективом [11]. Нужно принимать всерьез работу, бизнес, а не себя. Для хозяина или руководителя, хорошее чувство юмора является важным для дальнейшего успеха, особенно в отношениях с подчиненными и сотрудниками. Получение их доверия и поддержки может быть выполнено с помощью юмора. Если предметом шуток выступает сам руководитель, его отношение к самому себе с юмором покажет им, что он такой же человек, и не ставит себя выше. Следует отметить, что умение посмеяться над собой в неловкой ситуации, либо тактично разрешить конфликт с подчиненными, сняв эмоциональное напряжение удачной шуткой, дано не каждому. Как сказал Марк Твен: «Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим» [1, с. 54].

Кроме того, руководителям довольно часто предлагается шутить о ситуациях, а не людях [8]. Ведь если задуматься, мишенью многих анекдотов становится человек или группа людей, так что неудивительно, что такие шутки могут легко вызвать обиду, особенно если руководитель недостаточно хорошо знает своих подчиненных. Наиболее очевидны примеры о свекровях и тещах, блондинках, женщинах, мужчинах, но есть много шуток, более сложных, совершенно безобидных на первый взгляд, с ними следует быть весьма осторожными. Таковы шутки на различные национальные темы, даже если руководитель, казалось бы, очень хорошо знаком со своими подчиненными, лучше не шутить на такие темы, так как невозможно знать о происхождении всех подчиненных, вдруг, тот или иной сотрудник имеет корни как раз в той национальности, над которой руководитель собирается пошутить. Большинство шуток построено на вовлечении, высмеивании людей в той или иной форме. Но пока основой шутки является ситуация или стечение обстоятельств, а не люди, вероятность обидеть или вызвать раздражение и даже гнев у кого-то - минимальна. В использовании таких шуток есть и другое преимущество. Люди, как правило, отождествляют себя с ситуацией, в независимости от того, кем они являются, и каково их происхождение, поэтому шутки, высмеивающие ситуации, вызывают дружный смех аудитории.

Более того, руководителям всегда можно без лишнего опасения применять шутки, основанные на игре слов, каламбуры. Под каламбуром понимают вид языковой игры, основанный на объединении в одном тексте либо разных значений одного слова, либо разных слов (словосочетаний), тождественных или сходных по звучанию [3, с. 75]. Основными элементами каламбура являются, с одной стороны, одинаковое или близкое, до омонимии, звучание (в том числе и звуковая форма многозначного слова в его разных значениях), с другой - несоответствие, до антонимии, между двумя значениями слов, компонентов фразеологического единства. Сила воздействия игры слов определяется в первую очередь ее «экономностью»: при минимуме словесных данных акцентируется, заостряется какая-либо мысль или одновременно получают выражение две мысли. В заключение необходимо отметить, что если у руководителя есть ощущение того, что юмор может ранить или нанести какое-то отрицательное воздействие, в таком случае лучше избежать его использования.

Литература

1. Воронцов В. Симфония разума: Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М.: Художественная литература, 1980. 704 с.

2. Герцен А. И. О литературе / Сост., вступ. ст. и коммент. И. Птушкиной и В. Путинцева. М.: Гослитиздат, 1962. 646 с.

3. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1998. 216 с.

4. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. Спб.: Питер, 2009. 480 с.

5. Рассоха М.Н. Юмор в контексте американской культуры // Американистика в странах Тихоокеанского бассейна. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. С. 25-30.

6. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. M.: Логос, 2001. 254 с.

7. Duncan W.J., Smeltzer L.R., Leap T.L. Humor and work: Applications of joking behavior to management // Journal of Management. Vol. 16 (2). P. 233-236.

8. Maur S. How To Use Humor Successfully In Business Communications. URL: http:// www.hodu.com/humor-business.shtml (дата обращения 21.10.2012).

9. McGhee P. Humor as a Management Tool URL: http://www.laughterremedy.com/ article_pdfs/Management.pdf (дата обращения 22.09.2012).

10. Morreal J. Humor and work // Humor: International Journal of Humor Research. 1991. Vol. 4(3-4). P. 359-373.

11. Jenkins J. Humor in Business: Lightening up the work load. URL: http://www.context. org/iclib/ic13/jenkins/ (дата обращения 15.10.2012).

12. Vinton K.L. Humor in the workplace: It is more than telling jokes // Small Group Behavior. 1989. Vol. 20(2). P. 151-166.

М.М. Скорее Т.О. Графоеа А.Г. Селиванова

ТРАНСАКЦИОННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ МАТРИЦЫ

Э. ОСТРОМ1

Ключевые слова: стратегия предприятия, элементы стратегии, трансакционный стратегический учет, стратегические инжиниринговые инструменты.

Максимальная продолжительность периода бескризисного состояния предприятия обеспечивается выбором миссии и стратегий, которые наилучшим образом соответствуют параметрам микро- и макросреды, формируемым этими параметрами ограничениям и условиям экономической деятельности. Неадекватная оценка влияния этих ограничений

© М.М. Скорев, Т.О. Графова, А.Г. Селиванова, 2013.

1 Статья подготовлена по гранту, заключенному в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (соглашение от 24.08.2012 г. № 8362).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.