Научная статья на тему 'Роль юмора в формировании личности'

Роль юмора в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3029
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN''S HUMOR / ДЕТСКИЙ ЮМОР / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЮМОРА / INTELLECTUAL / SOCIAL AND EMOTIONAL FUNCTIONS OF HUMOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зелезинская Л. А.

Рассматривается значение детского юмора в становлении личности, развитии и воспитании ребенка. Представлены интеллектуальные, социальные и эмоциональные функции юмора в контексте детской культуры, а также описаны некоторые особенности его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HUMOR IN THE PERSONALITY FORMATION

The article discusses the importance of humor in the formation of children's personality, their development and education. The intellectual, social and emotional functions of humor in the context of children's culture are presented, and some features of its usage are described.

Текст научной работы на тему «Роль юмора в формировании личности»

УДК 159.922.73:373

Zelezinskaya L.A. THE ROLE OF HUMOR IN THE PERSONALITY FORMATION. The article discusses the importance of humor in the formation of children's personality, their development and education. The intellectual, social and emotional functions of humor in the context of children's culture are presented, and some features of its usage are described.

Key words: children's humor, intellectual, social and emotional functions of humor.

Л.А. Зелезинская, аспирант Благовещенского гос. педагогического университета, г. Благовещенск, E-mail: zelezinskaya_larisa@list. ru

РОЛЬ ЮМОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Рассматривается значение детского юмора в становлении личности, развитии и воспитании ребенка. Представлены интеллектуальные, социальные и эмоциональные функции юмора в контексте детской культуры, а также описаны некоторые особенности его использования.

Ключевые слова: детский юмор, интеллектуальные, социальные и эмоциональные функции юмора.

Юмор является важным элементом культуры и отражает особенности национального сознания и мироощущения. Смех, юмор, комическое занимают существенное место в духовной жизни индивида и социальных общностей любого уровня. Эти явления пронизывают все сферы жизни общества. Поэтому данный феномен культуры является объектом изучения в таких науках, как философия, психология, психолингвистика, литературоведение, искусствоведение, социология и педагогика. В наши дни все больше и больше внимания уделяется детскому юмору, который имеет большое значение в становлении личности, развитии, воспитании ребенка и закладывает основы национального характера.

Зигмунд Фрейд говорил о том, что дети не обладают чувством юмора, считая, что подлинное удовольствие дети получают от бессмыслицы, т.е. это не комическое или юмористическое удовольствие, а удовольствие, образованное от «экономии» [1]. Но почему удовольствие от экономии должно быть без юмора, когда дети наслаждаются им легко, а у взрослых оно приобретает юмористическую характеристику, разработки Фрейда не дают объяснения. Поэтому мы, как и большинство исследователей, придерживаемся противоположной точки зрения: детский юмор существует и весьма распространен. Как писал еще древнеримский государственный деятель, писатель и ученый Гай Плиний Старший в «Естественной истории»: «... самый первый смех появляется у человека только на сороковой день его жизни» [2, с. 141].

Конечно, смех у младенцев и маленьких детей может использоваться для выражения разнообразных положительных эмоций и не только юмора. Так, например, «характерная для улыбки гримаса растяжения углов рта впервые наступает у удовлетворенного и пресыщенного грудного ребенка, когда он, усыпленный, выпускает грудь» [1, с. 147]. Ч. Дарвин, создавший науку о выражении эмоций у людей и животных, утверждал, что «смех является первоначально просто выражением радости или счастья. Мы ясно видим это у играющих детей, которые смеются почти беспрестанно» [3, с. 182]. И некоторые исследователи юмора [4-6] отмечают, что подлинный юмор не появляется до второго года жизни. Известный специалист по возрастной психологии П. Макги предположил наличие даже нескольких стадий развития юмора у детей, которые способствуют общим тенденциям когнитивного развития [5].

Юмор, когда бы он ни появился, является неотъемлемым элементом детской культуры, играющим огромную роль в формировании личности ребенка. Рассматриваемый нами тип юмора свойственен не только детям, но и вызывает смех у их родителей. В течение многих веков юмор делает нашу жизнь ярче, объединяет людей и в какой-то степени способствует сплоченности семьи. Обладая хорошим чувством юмора, дети вырастают умными, здоровыми и способными справляться с различными жизненными трудностями. К детскому юмору можно отнести огромное разнообразие детских анекдотов, шуток загадок и каламбуров. Не составляет никаких трудностей определить основные источники такого юмора: книги с забавными иллюстрациями и бессмысленными рифмами, с загадками и шутками, комиксы. Существуют также множество юмористических телепрог-

рамм, фильмов, мультифильмов и вебсайтов, представленных в огромном разнообразии и на любой вкус.

Чувство юмора - это своего рода инструмент, на который ребенок может опираться в течение всей жизни и что помогает ему, как отмечает Д. Линесс, видеть вещи с различных сторон, а не только очевидное, находить положительные моменты в трудных жизненных ситуациях, быть непосредственным, применять нетрадиционные подходы и идеи, смотреть вглубь вещей, наслаждаться и принимать участие в игровых аспектах жизни, не воспринимать трудности всерьез [7]. И это лишь малое доказательство того, как юмор оказывает положительное влияние на детей.

Наличие хорошего чувства юмора имеет большое значение, как для детей, так и их родителей. Он оказывает существенное влияние на установление контакта между детьми и взрослыми, что способствует, прежде всего, сплоченности семьи. Являясь компетентными в области детского юмора, взрослые легко могут найти общий язык с детьми, что в свою очередь, очень важно в процессе обучения. Легко оперируя детскими шутками, педагоги повышают мотивацию к получению новых знаний. Но для того чтобы достичь желаемого результата, нужно уметь не только применять, причем своевременно, но и понимать детский юмор, что порой бывает нелегко. Родители могут развивать чувство юмора своего ребенка, играя с ним каждый день. Это обеспечивает такую установку сознания, при которой дети автоматически вовлекаются в интеллектуальные игры, характерные для их уровня развития. Чем больше взрослые содействуют развитию юмора ребенка на ранней стадии, тем вероятнее то, что повзрослев, он будет обладать всеми теми умениями и способностями, которые говорят о наличии хорошего чувства юмора и связаны с интеллектуальным и физическим развитием ребенка. Установлено, что юмор содействует умственному, общественному и эмоциональному развитию детей, в соответствии с этим выделяется три вида функций детского юмора: интеллектуальные, социальные, эмоциональные [8].

Согласно определению П. Макги, юмор действительно является формой интеллектуальной игры, а язык - это наше главное средство мысли [5]. Тогда неудивительно, что дети любят играть со словами. Сначала они играют со звуками, а затем уже со значениями слов. Когда дети идут в детский сад или начальную школу, то для них является ошеломляющим открытием, что одно и то же слово может иметь несколько значений. Это подстрекает их найти как можно больше слов, с которыми они могут «поиграть», что также способствует их стремлению обмениваться шутками и загадками друг с другом и больше читать книг с подобным содержанием.

В процессе поиска и обмена шутками словарный запас ребенка быстро пополняется. Увлечение игрой со значениями слов повышает мотивацию ребенка к чтению. Шутки и загадки содержат огромное количество новых слов и выражений, и благодаря их постоянному повторению эти слова закрепляются в памяти и становятся употребительными в повседневной жизни. Очень популярны шутки, основанные на игре со словами, или каламбуры. Это вид языковой игры, основанный на объединении в одном тексте либо разных значений одного слова, либо раз-

ных слов (словосочетаний), тождественных или сходных по звучанию [9, с. 75]. Основными элементами каламбура являются, с одной стороны, одинаковое или близкое звучание (до омонимии, в том числе и звуковая форма многозначного слова в его разных значениях), с другой - несоответствие (до антонимии) между двумя значениями слов, компонентов фразеологического единства. Сила воздействия игры слов определяется в первую очередь ее «экономностью»: при минимуме словесных данных акцентируется, заостряется какая-либо мысль, или одновременно получают выражение две мысли. Приведем несколько примеров детских каламбуров:

How do you stop a fish from smelling?

Put a clothespin on its nose [10, c. 53].

(To smell: 1- to have an unpleasant smell; 2 - to notice or recognize a smell [11, с. 1561]). Как сделать так, чтобы рыба прекратила издавать запах/нюхать? Надеть прищепку на ее нос (перевод предложен автором).

Where does an otter put its money?

In a river-bank [12, c. 17].

(Bank: - 1 - a business that keeps and lends money and provides other financial services; 2 - land along the side of a river or a lake [11, c. 102]). Куда ондатра кладет свои деньги? В речной банк / побережье реки (перевод предложен автором).

What did one empty pyramid say to the other?

«I miss my mummy» [10, c. 63].

(Mummy: 1- mother - used especially by young children or when you are talking to young children; 2 - a dead body that has been preserved by wrapping it in cloth, especially in ancient Egypt [11, c.1083]). Что одна пустая пирамида сказала другой? «Я скучаю по своей мамочке / мумии (перевод предложен автором).

С помощью подобных шуток дети узнают новые значения уже знакомого им слова и видят, как они используются в речи. Таким образом, одновременно с развлечением происходит пополнение словарного запаса детей и развитие речевых умений и навыков. Также хочется отметить, что юмор подготавливает детей к чтению и улучшает навыки чтения. Так шутки, которые встречаются в историях, стимулируют желание дошкольников читать слова, которыми написаны смешные истории. Детям всегда очень нравится учиться узнавать изученные буквы и слова, но использование юмора делает этот процесс еще более увлекательным. Кроме того, в процессе чтения загадок и других юмористических книг дети получают общую информацию об окружающем их мире. Такое обучение может происходить как непосредственно через юмор, так и опосредованно. В то время, как дети увлечены игрой со словами, у них формируются фоновые знания о мире. Это информация усваивается и накапливается как часть базовых знаний ребенка. Также перечитывание шуток, загадок позволяет постепенно понять смысл тех слов, которые вызывали затруднения при первом чтении. Юмор развивает творческие способности детей, что не менее важно. Вследствие чего, они могут уже, например, сами создавать свои собственные каламбуры и другие формы вербального юмора.

Детский юмор выполняет и ряд социальных функций. Среди взрослых и детей юмор считается неотъемлемым компонентом межличностного общения. Это важное социальное качество, которое необходимо уметь использовать как в неформальном общении с людьми, так и в мире бизнеса. Дж. Голдштейн провел исследование группового принятий решений, которое показало, что люди, использующие больше юмора, как правило, обладают большим влиянием на решение группы [цит. по 13]. Дети, которые обращаются к юмору чаще, чем их сверстники, активно участвуют в общественной жизни и, по мнению окружающих, являются более общительными. Юмор создает такую среду, где общение протекает намного легче, спадает напряжение, и собеседники общаются более непринужденно, что является огромным преимуществом в различных сферах жизни.

Трудно недолюбливать того, кто заставляет вас улыбаться. Следовательно, дети, обладающие такими способностями, становятся популярными и им легко находить новых друзей. П. -Макги провел исследование, доказывающее это. Так дружить хотели больше с такими детьми, которые были оценены сверстниками как обладающими хорошим чувством юмора, другие же дети были более изолированы от остальных и меньше нравились окружающим [8]. Если учесть, что друзья и популярность очень важны в пору детства и юности, то дети с хорошим чувством юмора, предположительно, должны быть и счастливее.

Определенно, юмор является эффективным средством уп-

равления эмоциями, поддержания позитивного настроения и отношения, как в трудные жизненные моменты, так и в счастливые. Когда дети смеются или играют, их переполняют радость и счастье. Смех поднимает настроение и заставляет забыть о каких-либо проблемах. Развивая чувство юмора, дети могут контролировать свое настроение и эмоции. Кроме того, хорошее чувство юмора помогает утвердить самооценку, поскольку по ответной реакции на их шутки дети могут понять, как к ним относятся окружающие.

Д. Линесс утверждает, что хорошее чувство юмора помогает детям не только в эмоциональном и социальном плане. Согласно медицинским исследованиям, люди, которые много смеются, являются более здоровыми. Как правило, они менее подвержены депрессиям и способны противостоять различным заболеваниям и физическим проблемам. Они переживают меньше стрессов, у них более низкий сердечный ритм (было доказано, что смех ускоряет кровоток более чем на 20 %, и это длится более чем 45 минут), пульс и кровяное давление, пищеварительные процессы протекают лучше. Смех даже помогает людям терпеть боль и улучшает иммунную систему [7].

Обычная шутка может вызвать намного больше смеха, если ее содержание эмоционально окрашено. Шутя и смеясь над проблемами, которые обычно вызывают чувство тревоги и напряжения, дети могут чувствовать себя увереннее и обрести чувство превосходства. Де Ламеннэ в «Эскизе философии» даже первую улыбку младенца описывает как движение к самому себе, заявляя, что улыбка - это лишь меньшее возвышение, чем другие, более открытые гримасы [цит. по 14, с. 147]. По Фрейду, шутки - это способ социально приемлемым образом выразить запретные темы, касающиеся секса и агрессии, который позволяет человеку освободиться от чувства тревоги, связанного с этими темами [1]. Как отмечает А.В. Дмитриев, «проговаривая запретный анекдот, дети дышат свободой, свободой от родительского и государева ока» [15, с. 80]. Большое внимание эмоциональным функциям юмора уделяет и П. Макги, отмечая, что темы, в отношениях которых дети с наибольшей вероятностью шутят и смеются в различных возрастах, обычно связаны с напряженными отношениями, конфликтами и тревогами на каждой стадии развития [8]. Если у детей есть какие-либо эмоциональные разногласия, проблемы в отношениях с родителями или учителем, они высмеивают их в своих шутках, а особенно смешными для них часто являются шутки, которые описывают неприятные ситуации, в которые попадают взрослые. У маленьких детей смех вызывает так называемый «туалетный» юмор, касающийся дефекации, мочеиспускания, скопления газов и т.д., особенно тогда, когда они только учатся контролировать эти физиологические процессы. Просто повторения связанных с туалетом слов («пи-пи», «ка-ка») достаточно, чтобы вызвать взрыв хохота. К достижению половой зрелости юмор становится агрессивно-сексуальным. Сексуальные темы вызывают смех даже тогда, когда для подобных шуток нет повода. Шутки агрессивно-сексуального характера отражают отношение подростков к их собственному развитию.

Ф. Прерост в своей работе «Дети и юмор» отмечает, что к концу дошкольного возраста дети начинают использовать в шутках табу или повторяют шутки о ликвидации частей тела, что отражает их заботу о личной гигиене или сексуальные интересы. Эти шутки запутанные, глупые и однообразные [6]. Если к концу дошкольного возраста дети только начинают понимать слова и двойные значения слов, то к возрасту десяти лет загадки могут строиться на основе агрессивного юмора, так как ребенок старается сделать их более сложными, соответствующими их уровню развития. Ученики средних классов теряют интерес к загадкам и предпочитают юмор на основе реальных жизненных историй или анекдотов. Так дети любят болтать о других и находить в них недостатки, которые могут спровоцировать смех. Таким образом, детские и подростковые страхи могут контролироваться с помощью шуток. Жизненные неприятности или изменения в развитии часто вызывают тревогу у детей по поводу их собственной безопасности или понимания происходящих изменений, а шутки над всем этим дают возможность почувствовать себя комфортно и уверенно.

Следует отметить, что родители могут поощрять развитие своего ребенка, хваля его за участие в различных сферах жизнедеятельности. Наказывая же ребенка за юмор, они могут помешать безопасному освобождению от агрессивного или полового беспокойства. Многие исследователи советуют родителям

сделать юмор общесемейным, для этого необходимо обмениваться шутками со всей семьей [6-8]. Это непременно поможет ребенку понять социальную природу юмора и быть более ответственным в его выражении. Кроме того, выбирая юмористические фильмы, программы, книги или истории для всей семьи, необходимо считаться с тем, является ли юмор в них уместным для самых юных членов семьи, несет ли он какую-нибудь познавательную нагрузку, отражает ли он изменения в развитии ребенка, способствует ли он социальному разви-

Библиографический список

тию и т.д. Родители должны подавать пример детям и не использовать (по крайней мере, в их присутствии) агрессивный юмор. А если кто-то сказал какую-либо неподходящую, грубую шутку, не следует смеяться. И необходимо объяснить ребенку, почему данная шутка не является смешной. Что касается «туалетного» юмора, нужно препятствовать его развитию. Потому что такие шутки, хотя и не ранят чьи-либо чувства, могут доставить неприятности ребенку в связи с использованием их в несоответствующих местах.

1. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - СПб., 2007.

2. Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. - Киев, 1958.

3. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб., 2001.

4. Мартин, Р Психология юмора. - СПб., 2009.

5. McGhee, P. Understanding Your Child’s Humor [Э/р]. - Р/д: http://www.tnpc.com/Readers_Corner/SafetyTips.htm.

6. Prerost, F. Children and Humor // National Association Of School psychologists, 2000 [Э/р]. - Р/д: http://www.amphi.com/~psych/humor.html.

7. Lyness, D. Encouraging Your Child’s Sense of Humor // Learning and Play, 2006 [Э/р]. - Р/д: http://kidshealth.org/parent/growth/learning/ child_humor.html.

8. McGhee, P. How Humor Facilitates Children’s Intellectual, Social and Emotional Development [Э/р]. - Р/д: http://www.laughterremedy.com/ articles/child_development.html.

9. Гридина, Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1998.

10. Yates, P. Silly Jokes and Giggles. - New York, 2005.

11. Longman Dictionary of Contemporary English. - London, 2005.

12. Namm, D. Laugh Out Loud Jokes. - New York, 2007.

13. Jenkins, J. Humor in Business: Lightening up the work load [Э/р]. - Р/д: http://www.context.org/iclib/ic13/jenkins.

14. Eastman, M. The Sense of Humor. - New York, 1922.

15. Дмитриев, А.В. Социология юмора. - М., 1996.

Bibliography

1. Freyjd, Z. Ostroumie i ego otnoshenie k bessoznateljnomu. - SPb., 2007.

2. Drevnerimskie mihsliteli. Svideteljstva. Tekstih. Fragmentih. - Kiev, 1958.

3. Darvin, Ch. O vihrazhenii ehmociyj u cheloveka i zhivotnihkh. - SPb., 2001.

4. Martin, R. Psikhologiya yumora. - SPb., 2009.

5. McGhee, P. Understanding Your Child’s Humor [Eh/r]. - R/d: http://www.tnpc.com/Readers_Corner/SafetyTips.htm.

6. Prerost, F. Children and Humor // National Association Of School psychologists, 2000 [Eh/r]. - R/d: http://www.amphi.com/~psych/humor.html.

7. Lyness, D. Encouraging Your Child’s Sense of Humor // Learning and Play, 2006 [Eh/r]. - R/d: http://kidshealth.org/parent/growth/learning/ child_humor.html.

8. McGhee, P. How Humor Facilitates Children’s Intellectual, Social and Emotional Development [Eh/r]. - R/d: http://www.laughterremedy.com/ articles/child_development.html.

9. Gridina, T.A. Yazihkovaya igra: stereotip i tvorchestvo. - Ekaterinburg, 1998.

10. Yates, P. Silly Jokes and Giggles. - New York, 2005.

11. Longman Dictionary of Contemporary English. - London, 2005.

12. Namm, D. Laugh Out Loud Jokes. - New York, 2007.

13. Jenkins, J. Humor in Business: Lightening up the work load [Eh/r]. - R/d: http://www.context.org/iclib/ic13/jenkins.

14. Eastman, M. The Sense of Humor. - New York, 1922.

15. Dmitriev, A.V. Sociologiya yumora. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 16.05.13

УДК 37.013

Bashirova, S.A. SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN - ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY. This article discusses the social problems of education of children - orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans - the boys and girls of school age.

Key words: orphaned children, education, social education, boarding, children's home, social orphans.

С.А. Баширова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии зам. декана факультета информатики,

филиал Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: dgpudf@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей - сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты - мальчики и девочки школьного возраста.

Ключевые слова: дети-сироты, воспитание, социальное воспитание, интернат, детский дом, социальные сироты.

На протяжении веков дети считались и считаются главным центризма, уважающей нормы человеческого общежития и дос-достоянием любого общества. Их воспитанию оказывается ос- тоинства другого человека, личности, обладающей внутренней новное внимание как семьи, школы, так и государства. Целью самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

воспитания является полное, свободное и гармоничное разви- И от того, каким будет это воспитание и способы достижения

тие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребён- его цели, зависит формирование будущего поколения. Переход

ка, формирование личности свободной от конформизма и эго- к рыночной экономике и связанные с ним процессы имуществен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.