Научная статья на тему 'Социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества'

Социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОRPHANED CHILDREN / CHILDREN''S HOME / ДЕТИ-СИРОТЫ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНАТ / ДЕТСКИЙ ДОМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / BOARDING / SOCIAL ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова С. А.

В данной статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты мальчики и девочки школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY

This article discusses the social problems of education of children orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans the boys and girls of school age.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества»

сделать юмор общесемейным, для этого необходимо обмениваться шутками со всей семьей [6-8]. Это непременно поможет ребенку понять социальную природу юмора и быть более ответственным в его выражении. Кроме того, выбирая юмористические фильмы, программы, книги или истории для всей семьи, необходимо считаться с тем, является ли юмор в них уместным для самых юных членов семьи, несет ли он какую-нибудь познавательную нагрузку, отражает ли он изменения в развитии ребенка, способствует ли он социальному разви-

Библиографический список

тию и т.д. Родители должны подавать пример детям и не использовать (по крайней мере, в их присутствии) агрессивный юмор. А если кто-то сказал какую-либо неподходящую, грубую шутку, не следует смеяться. И необходимо объяснить ребенку, почему данная шутка не является смешной. Что касается «туалетного» юмора, нужно препятствовать его развитию. Потому что такие шутки, хотя и не ранят чьи-либо чувства, могут доставить неприятности ребенку в связи с использованием их в несоответствующих местах.

1. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - СПб., 2007.

2. Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. - Киев, 1958.

3. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб., 2001.

4. Мартин, Р Психология юмора. - СПб., 2009.

5. McGhee, P. Understanding Your Child's Humor [Э/р]. - Р/д: http://www.tnpc.com/Readers_Corner/SafetyTips.htm.

6. Prerost, F. Children and Humor // National Association Of School psychologists, 2000 [Э/р]. - Р/д: http://www.amphi.com/~psych/humor.html.

7. Lyness, D. Encouraging Your Child's Sense of Humor // Learning and Play, 2006 [Э/р]. - Р/д: http://kidshealth.org/parent/growth/learning/ child_humor.html.

8. McGhee, P. How Humor Facilitates Children's Intellectual, Social and Emotional Development [Э/р]. - Р/д: http://www.laughterremedy.com/ articles/child_development.html.

9. Гридина, Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1998.

10. Yates, P. Silly Jokes and Giggles. - New York, 2005.

11. Longman Dictionary of Contemporary English. - London, 2005.

12. Namm, D. Laugh Out Loud Jokes. - New York, 2007.

13. Jenkins, J. Humor in Business: Lightening up the work load [Э/р]. - Р/д: http://www.context.org/iclib/ic13/jenkins.

14. Eastman, M. The Sense of Humor. - New York, 1922.

15. Дмитриев, А.В. Социология юмора. - М., 1996.

Bibliography

1. Freyjd, Z. Ostroumie i ego otnoshenie k bessoznateljnomu. - SPb., 2007.

2. Drevnerimskie mihsliteli. Svideteljstva. Tekstih. Fragmentih. - Kiev, 1958.

3. Darvin, Ch. O vihrazhenii ehmociyj u cheloveka i zhivotnihkh. - SPb., 2001.

4. Martin, R. Psikhologiya yumora. - SPb., 2009.

5. McGhee, P. Understanding Your Child's Humor [Eh/r]. - R/d: http://www.tnpc.com/Readers_Corner/SafetyTips.htm.

6. Prerost, F. Children and Humor // National Association Of School psychologists, 2000 [Eh/r]. - R/d: http://www.amphi.com/~psych/humor.html.

7. Lyness, D. Encouraging Your Child's Sense of Humor // Learning and Play, 2006 [Eh/r]. - R/d: http://kidshealth.org/parent/growth/learning/ child_humor.html.

8. McGhee, P. How Humor Facilitates Children's Intellectual, Social and Emotional Development [Eh/r]. - R/d: http://www.laughterremedy.com/ articles/child_development.html.

9. Gridina, T.A. Yazihkovaya igra: stereotip i tvorchestvo. - Ekaterinburg, 1998.

10. Yates, P. Silly Jokes and Giggles. - New York, 2005.

11. Longman Dictionary of Contemporary English. - London, 2005.

12. Namm, D. Laugh Out Loud Jokes. - New York, 2007.

13. Jenkins, J. Humor in Business: Lightening up the work load [Eh/r]. - R/d: http://www.context.org/iclib/ic13/jenkins.

14. Eastman, M. The Sense of Humor. - New York, 1922.

15. Dmitriev, A.V. Sociologiya yumora. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 16.05.13

УДК 37.013

Bashirova, S.A. SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN - ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY. This article discusses the social problems of education of children - orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans - the boys and girls of school age.

Key words: orphaned children, education, social education, boarding, children's home, social orphans.

С.А. Баширова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии зам. декана факультета информатики,

филиал Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: dgpudf@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей - сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты - мальчики и девочки школьного возраста.

Ключевые слова: дети-сироты, воспитание, социальное воспитание, интернат, детский дом, социальные сироты.

На протяжении веков дети считались и считаются главным центризма, уважающей нормы человеческого общежития и дос-достоянием любого общества. Их воспитанию оказывается ос- тоинства другого человека, личности, обладающей внутренней новное внимание как семьи, школы, так и государства. Целью самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

воспитания является полное, свободное и гармоничное разви- И от того, каким будет это воспитание и способы достижения

тие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребён- его цели, зависит формирование будущего поколения. Переход

ка, формирование личности свободной от конформизма и эго- к рыночной экономике и связанные с ним процессы имуществен-

ного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей, воспитание которых, прежде всего, осуществляется в учреждениях интернатного типа.

Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.М. Рыбинский, Е.О. Смирнова и др.), так и зарубежных (У. Бо-улби, М. Раффер, С. Броу и др.) ученых.

Однако, согласно опросам и статистике правонарушений, можно сказать, что на сегодняшний день выпускники учреждений интернатов плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем [1]. Всё чаще выявляются случаи насилия над детьми в условиях интерната.

Тем не менее, существуют отдельные примеры создания условий для максимального развития детей в интернатах. Например, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии детский дом № 41 «Благодать» (г. Санкт - Петербург).

Основным ядром разработанной системы воспитания является «коллективная семья» детского дома.

1. Коллективная семья.

Для создания атмосферы семьи весь дом должен представлять собой «целостное жизненное пространство». Главный принцип взаимоотношений: «Мы равны в главном - желании жить вместе». Мы взрослые приходим в дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого дома у них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем отклик в душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем, как о «своем родном». В коллективной семье предполагается:

- дополнительное развивающее обучение;

- укрепление психофизического здоровья;

- сохранение главных принципов жизнеустройства;

- качество жизненной среды должно быть педагогично;

- устранение отрицательного педагогического воздействия;

- создания «домашнего уклада».

Жизнь детей в детском доме не должна быть похожа на жизнь школы, пионерского лагеря и любого другого детского учреждения.

• Административно-организационные принципы:

- оптимальное количество человек (не превышая 40);

- автономность жилых помещений;

- формирование целостного коллектива;

- требования к кадровому составу.

«Коллективная семья», как особый уклад жизни, стирает стереотип казенных взаимоотношений между детьми и взрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.

2. «Гостевая семья».

Практика приглашения детей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работы детского дома. Как правило, это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников.

У детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинают понимать, что мы просто люди, живущие на скромный за-

работок, они высоко ценят, когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.

3. «Дом без границ».

Это разовая акция приглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мир детского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть более искренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться и делиться радостью - такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв двери своих домов.

4. «Заочная семья».

С помощью общественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России и за рубежом удалось развить сотрудничество и организовать переписку детей с зарубежными семьями и сверстниками из Швеции и Финляндии, поездки на семейный отдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, бать внимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца - важные качества, которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».

5. «Родная семья».

Родная семья (или биологическая семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае - это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.

6. «Опекунский дом с учебной фермой».

В 1994 году на базе безвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км от Санкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанников детского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условиях сельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни в естественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физические и волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей, выращивающих его.

7. «Твой дом».

Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.

8. «Ты не один» (программа помощи выпускникам).

Помощь выпускникам в связи с рождением ребенка или

имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мы по-прежнему рядом».

9. «Семья восприемников».

Важной частью семейного воспитания является участие старших и духовно умудренных наставников в формировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной жизни. Такие обязанности принимают на себя «крестные» или, по-церковному «восприемники».

Таким образом, через «коллективную семью» и другие формы семейного воспитания в совместной духовной, повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицы детской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными по плоти, но с родными по

духу [2].

Конечно, всю систему работы персонала детских домов такие предложения изменить не в состоянии, но хочется надеяться, что всеобщими усилиями нам удастся сделать жизнь сирот хоть чуточку светлее и счастливее.

Библиографический список

1. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде): учеб. пособие. - М., 1995.

2. Павлова, В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. - СПб., 2003.

Bibliography

1. Antonyan, Yu.M. Socialjnaya sreda i formirovanie lichnosti prestupnika (neblagopriyatnoe vliyanie na lichnostj v mikrosrede): ucheb. posobie. - M., 1995.

2. Pavlova, V.A. Semeyjnaya forma vospitaniya deteyj-sirot. - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 01.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.