сделать юмор общесемейным, для этого необходимо обмениваться шутками со всей семьей [6-8]. Это непременно поможет ребенку понять социальную природу юмора и быть более ответственным в его выражении. Кроме того, выбирая юмористические фильмы, программы, книги или истории для всей семьи, необходимо считаться с тем, является ли юмор в них уместным для самых юных членов семьи, несет ли он какую-нибудь познавательную нагрузку, отражает ли он изменения в развитии ребенка, способствует ли он социальному разви-
Библиографический список
тию и т.д. Родители должны подавать пример детям и не использовать (по крайней мере, в их присутствии) агрессивный юмор. А если кто-то сказал какую-либо неподходящую, грубую шутку, не следует смеяться. И необходимо объяснить ребенку, почему данная шутка не является смешной. Что касается «туалетного» юмора, нужно препятствовать его развитию. Потому что такие шутки, хотя и не ранят чьи-либо чувства, могут доставить неприятности ребенку в связи с использованием их в несоответствующих местах.
1. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - СПб., 2007.
2. Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. - Киев, 1958.
3. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб., 2001.
4. Мартин, Р Психология юмора. - СПб., 2009.
5. McGhee, P. Understanding Your Child's Humor [Э/р]. - Р/д: http://www.tnpc.com/Readers_Corner/SafetyTips.htm.
6. Prerost, F. Children and Humor // National Association Of School psychologists, 2000 [Э/р]. - Р/д: http://www.amphi.com/~psych/humor.html.
7. Lyness, D. Encouraging Your Child's Sense of Humor // Learning and Play, 2006 [Э/р]. - Р/д: http://kidshealth.org/parent/growth/learning/ child_humor.html.
8. McGhee, P. How Humor Facilitates Children's Intellectual, Social and Emotional Development [Э/р]. - Р/д: http://www.laughterremedy.com/ articles/child_development.html.
9. Гридина, Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1998.
10. Yates, P. Silly Jokes and Giggles. - New York, 2005.
11. Longman Dictionary of Contemporary English. - London, 2005.
12. Namm, D. Laugh Out Loud Jokes. - New York, 2007.
13. Jenkins, J. Humor in Business: Lightening up the work load [Э/р]. - Р/д: http://www.context.org/iclib/ic13/jenkins.
14. Eastman, M. The Sense of Humor. - New York, 1922.
15. Дмитриев, А.В. Социология юмора. - М., 1996.
Bibliography
1. Freyjd, Z. Ostroumie i ego otnoshenie k bessoznateljnomu. - SPb., 2007.
2. Drevnerimskie mihsliteli. Svideteljstva. Tekstih. Fragmentih. - Kiev, 1958.
3. Darvin, Ch. O vihrazhenii ehmociyj u cheloveka i zhivotnihkh. - SPb., 2001.
4. Martin, R. Psikhologiya yumora. - SPb., 2009.
5. McGhee, P. Understanding Your Child's Humor [Eh/r]. - R/d: http://www.tnpc.com/Readers_Corner/SafetyTips.htm.
6. Prerost, F. Children and Humor // National Association Of School psychologists, 2000 [Eh/r]. - R/d: http://www.amphi.com/~psych/humor.html.
7. Lyness, D. Encouraging Your Child's Sense of Humor // Learning and Play, 2006 [Eh/r]. - R/d: http://kidshealth.org/parent/growth/learning/ child_humor.html.
8. McGhee, P. How Humor Facilitates Children's Intellectual, Social and Emotional Development [Eh/r]. - R/d: http://www.laughterremedy.com/ articles/child_development.html.
9. Gridina, T.A. Yazihkovaya igra: stereotip i tvorchestvo. - Ekaterinburg, 1998.
10. Yates, P. Silly Jokes and Giggles. - New York, 2005.
11. Longman Dictionary of Contemporary English. - London, 2005.
12. Namm, D. Laugh Out Loud Jokes. - New York, 2007.
13. Jenkins, J. Humor in Business: Lightening up the work load [Eh/r]. - R/d: http://www.context.org/iclib/ic13/jenkins.
14. Eastman, M. The Sense of Humor. - New York, 1922.
15. Dmitriev, A.V. Sociologiya yumora. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 16.05.13
УДК 37.013
Bashirova, S.A. SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN - ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY. This article discusses the social problems of education of children - orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans - the boys and girls of school age.
Key words: orphaned children, education, social education, boarding, children's home, social orphans.
С.А. Баширова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии зам. декана факультета информатики,
филиал Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА
В данной статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей - сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты - мальчики и девочки школьного возраста.
Ключевые слова: дети-сироты, воспитание, социальное воспитание, интернат, детский дом, социальные сироты.
На протяжении веков дети считались и считаются главным центризма, уважающей нормы человеческого общежития и дос-достоянием любого общества. Их воспитанию оказывается ос- тоинства другого человека, личности, обладающей внутренней новное внимание как семьи, школы, так и государства. Целью самостоятельностью и чувством собственного достоинства.
воспитания является полное, свободное и гармоничное разви- И от того, каким будет это воспитание и способы достижения
тие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребён- его цели, зависит формирование будущего поколения. Переход
ка, формирование личности свободной от конформизма и эго- к рыночной экономике и связанные с ним процессы имуществен-
ного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей, воспитание которых, прежде всего, осуществляется в учреждениях интернатного типа.
Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.М. Рыбинский, Е.О. Смирнова и др.), так и зарубежных (У. Бо-улби, М. Раффер, С. Броу и др.) ученых.
Однако, согласно опросам и статистике правонарушений, можно сказать, что на сегодняшний день выпускники учреждений интернатов плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем [1]. Всё чаще выявляются случаи насилия над детьми в условиях интерната.
Тем не менее, существуют отдельные примеры создания условий для максимального развития детей в интернатах. Например, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии детский дом № 41 «Благодать» (г. Санкт - Петербург).
Основным ядром разработанной системы воспитания является «коллективная семья» детского дома.
1. Коллективная семья.
Для создания атмосферы семьи весь дом должен представлять собой «целостное жизненное пространство». Главный принцип взаимоотношений: «Мы равны в главном - желании жить вместе». Мы взрослые приходим в дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого дома у них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем отклик в душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем, как о «своем родном». В коллективной семье предполагается:
- дополнительное развивающее обучение;
- укрепление психофизического здоровья;
- сохранение главных принципов жизнеустройства;
- качество жизненной среды должно быть педагогично;
- устранение отрицательного педагогического воздействия;
- создания «домашнего уклада».
Жизнь детей в детском доме не должна быть похожа на жизнь школы, пионерского лагеря и любого другого детского учреждения.
• Административно-организационные принципы:
- оптимальное количество человек (не превышая 40);
- автономность жилых помещений;
- формирование целостного коллектива;
- требования к кадровому составу.
«Коллективная семья», как особый уклад жизни, стирает стереотип казенных взаимоотношений между детьми и взрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.
2. «Гостевая семья».
Практика приглашения детей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работы детского дома. Как правило, это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников.
У детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинают понимать, что мы просто люди, живущие на скромный за-
работок, они высоко ценят, когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.
3. «Дом без границ».
Это разовая акция приглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мир детского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть более искренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться и делиться радостью - такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв двери своих домов.
4. «Заочная семья».
С помощью общественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России и за рубежом удалось развить сотрудничество и организовать переписку детей с зарубежными семьями и сверстниками из Швеции и Финляндии, поездки на семейный отдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, бать внимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца - важные качества, которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».
5. «Родная семья».
Родная семья (или биологическая семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае - это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.
6. «Опекунский дом с учебной фермой».
В 1994 году на базе безвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км от Санкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанников детского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условиях сельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни в естественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физические и волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей, выращивающих его.
7. «Твой дом».
Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.
8. «Ты не один» (программа помощи выпускникам).
Помощь выпускникам в связи с рождением ребенка или
имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мы по-прежнему рядом».
9. «Семья восприемников».
Важной частью семейного воспитания является участие старших и духовно умудренных наставников в формировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной жизни. Такие обязанности принимают на себя «крестные» или, по-церковному «восприемники».
Таким образом, через «коллективную семью» и другие формы семейного воспитания в совместной духовной, повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицы детской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными по плоти, но с родными по
духу [2].
Конечно, всю систему работы персонала детских домов такие предложения изменить не в состоянии, но хочется надеяться, что всеобщими усилиями нам удастся сделать жизнь сирот хоть чуточку светлее и счастливее.
Библиографический список
1. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде): учеб. пособие. - М., 1995.
2. Павлова, В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. - СПб., 2003.
Bibliography
1. Antonyan, Yu.M. Socialjnaya sreda i formirovanie lichnosti prestupnika (neblagopriyatnoe vliyanie na lichnostj v mikrosrede): ucheb. posobie. - M., 1995.
2. Pavlova, V.A. Semeyjnaya forma vospitaniya deteyj-sirot. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 01.05.13