Научная статья на тему 'Юмор как ресурс совладающего поведения'

Юмор как ресурс совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3686
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕСУРС / СТИЛИ ЮМОРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна

В статье анализируется значение юмора для преодоления трудных жизненных ситуаций. Обсуждается роль различных стилей юмора в совладании. Показано, что юмор в целом выполняет ресурсную функцию, повышая эффективность совладающего поведения за счет изменения эмоционального состояния и переоценки ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юмор как ресурс совладающего поведения»

УДК 159.95

Хазова Светлана Абдурахмановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, докторант Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, svetlana-hazova@yandex.ru, Кострома

юмор как ресурс совладающего поведения

Аннотация. В статье анализируется значение юмора для преодоления трудных жизненных ситуаций. Обсуждается роль различных стилей юмора в совладании. Показано, что юмор в целом выполняет ресурсную функцию, повышая эффективность совладающего поведения за счет изменения эмоционального состояния и переоценки ситуации.

Ключевые слова: совладающее поведение, ресурс, стили юмора.

Hazova Svetlana Abdurahmanovna

Candidate of pedagogical sciences, docent of social psychology department, a doctoral candidate of N. A. Nekrasov Kostroma State University, vetlana-hazova@yandex.ru, Kostroma

HUMOUR AS RESOURCE TOPING-BEHAVIOUR

Abstract. In article value of humour for overcoming of difficult reality situations is analyzed. The role of various styles of humour in coping is discussed. It is shown that the humour as a whole carries out resource function, raising efficiency coping behavior at the expense of change of an emotional condition and situation revaluation.

Keywords: coping behavior, a resource, styles of humour

Изучение ресурсов личности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, рассматривающих ресурсы развития, творческой и профессиональнотрудовой деятельности. Наличие ресурсов расширяет возможности человека, повышает его ценность в глазах окружающих, делает его более сильным, успешным, продуктивным, стойким. Именно поэтому исследователи, занимающиеся изучением со-владающего поведения, также все чаще и чаще обращаются к изучению ресурсов личности.

Одним из существенных ресурсов в со-владании с трудными ситуациями, выступает юмор.

Юмор - (от англ. Humor), особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным, в некоторой мере даже оправдание объекта юмора (в отличие от сатиры или иронии).

Чувство юмора в разных теориях описывается по-разному, например, как:

1) познавательная способность (способность создавать, понимать, воспроизводить

и помнить шутки) (Feingold, Mazzella,1993);

2) эстетический ответ (оценка юмора, удовольствие) (Ruch, Hehl, 1998);

3) обычное, обыденное поведение (тенденция смеяться часто, использовать шутки и развлекать других, смеяться над шутками окружающих) (Craik, Lampert, 1996; Martin, Lefcourt, 1984);

4) связанная с эмоцией черта характера (жизнерадостность) (Ruch, Kohler, 1998);

5) отношение к чему-либо (Svebak, 1996);

6) стратегия совладания или механизм защиты (тенденция к самоподдержке перед лицом стрессовой ситуации) (Martin, Lef-court, 1986).

Р. Мартин выделяет четыре основных стиля юмора: 1) самоподдерживающий, «поощряющий себя» юмор: стремление поддерживать юмористический взгляд на мир, а также использование юмора как стратегии совла-дающего поведения; 2) агрессивный юмор: использование юмора для критики и манипулирования другими, утрирование отрицательных черт в человеке; 3) аффилиативный юмор: тенденция шутить в толерантной манере с целью повышения групповой сплоченности; 4) самоуничижительный юмор,

ориентированный на улучшение межличностных отношений за собственный счет. Автор рассматривает аффилитивный и само-поддерживающий виды юмора как адаптивные, а агрессивный и самоуничижительный как потенциально вредные (Мартин, 2009).

Юмор сопровождает все типы социальных взаимодействий, и хотя юмор, по мнению Р. Мартина, это форма игры, он выполняет множество «серьёзных» социальных, когнитивных и эмоциональных функций, основными из которых являются улучшение отношений между людьми и снятие стресса через смех над угрожающими вещами (Мартин, 2009). Многие исследователи отмечают, что юмор позволяет концентрироваться на положительных сторонах жизни: человек, воспринимая мир через призму юмора, умеет найти ценное и значимое для себя в том, что скрывается за этими сложностями, неприятностями и стрессовыми ситуациями. Основываясь на игре несоответствий и множественных интерпретациях, юмор позволяет изменить взгляд на события, переоценить их с новой, менее угрожающей позиции, более эффективно подстраиваться под требования окружающей среды и расценивать вызовы и трудности как новые возможности, а не как угрозы и проблемы, тем самым открывая возможности творчески подходить к решению проблем, держаться открытого стиля общения (Dixon, 1980; Мартин, 2009).

Уже дети и подростки используют юмор для снятия напряжения, улучшения настроения, для борьбы с неуверенностью и стрессом. В юношеском возрасте юмор приобретает еще большее значение в повседневной жизни, он помогает передать свои чувства и отношения, оставляя возможность отказаться от своих слов, не потеряв при этом лица. Шутка и юмор используются для того, чтобы установить свою принадлежность к группе, в какой-то степени бросить вызов нормам, установленным в обществе, чтобы проявить интерес к теме секса (Sanford & Eder, 1984; Fine, 1981; Sacks, 1978).

У взрослых людей более молодого возраста юмор может быть более важен для выражения агрессии социально приемлемыми способами, установления отношений и проверки своего социального положения в группе равных, тогда как юмор у людей старшего возраста (особенно жен-

щин) может быть больше связан с совла-данием со стрессом и поддержанием юмористического взгляда на жизнь (Мартин, 2009).

Эмпирические исследования и лабораторные эксперименты доказывают положительный эффект использования юмора:

- информация юмористического содержания снижает количество и интенсивность отрицательных эмоций и поведенческих индикаторов страдания (отведенный взгляд, гримасы, потирание рук) при поступлении стрессогенной видеоинформации о физических страданиях других людей (Lefcourt & Martin, 1986);

- информация юмористического содержания до воздействия стрессора служит когнитивным подготовительным стимулом, изменяя способ интерпретации последующих событий и ослабляя тревогу, то есть влияние юмора на тревогу когнитивно опосредствовано (Сат, Halt, & Calhoun, 1999).

- люди, более склонные использовать юмор для совладания со стрессом, чаще считают потенциально стрессовые ситуации стимулирующими, а не угрожающими, оценивают свои результаты и изменяют ожидания относительно эффективности своих действий в будущем в менее перфекционистской, более реалистической и более безопасной для себя манере (Kuiper et al, 1993);

- люди с развитым чувством юмора обычно оцениваются как более реалистические и гибкие; они способны к быстрым когнитивно-перцептивным изменениям точки зрения, их оценки угрозы от потенциально стрессовых ситуаций оказываются несколько ниже. Они склонны преодолевать стресс, используя разнообразные стратегии совла-дания и защитные механизмы, включающие когнитивное переструктурирование и управление эмоциями, а также дистанцируются от непосредственной угрозы и этим ослабляют часто парализующие чувства тревоги и беспомощности (O’Connell, 1976; Kuiper et al., 1993; Fry, 1995).

В квалификационном исследовании

О. А. Ковалевой было показано, что само-поддерживающий и аффилиативный типы юмора снижают уровень профессионального стресса у руководителей и повышают профессиональную эффективность. В то же время агрессивный и самоуничижи-

тельный юмор положительно коррелируют с высоким эмоциональным выгоранием (Ковалева, 2009).

О ресурсном значении юмора свидетельствует исследование Хенман, основанное на интервью с более чем 60 американскими военнослужащими, которые были военнопленными во Вьетнаме. Несмотря на пребывание в плену в течение более 7 лет и продолжительную изоляцию, голодание, пытки и жару, эти люди продемонстрировали поразительный уровень адаптации. Когда их спрашивали о методах совладания, большинство участников исследования подчеркивало важность юмора для поддержания своей жизнеспособности. Они описывали юмор как способ вызвать положительные эмоции, поддержать групповую сплоченность и моральный дух и сопротивляться обстоятельствам. Отпуская шутки об охранниках и переносимых трудностях, военнопленные были способны почувствовать свое превосходство и непобедимость в ситуации, над которой они не имели никакого реального контроля (^nma^ 2001).

Несмотря на то, что многие авторы делают вывод о полезности юмора в ситуациях профессионального стресса, тяжелой утраты, болезни (например, Sumners, 1988; van Wоrmer&Boes, 1997), эмпирические доказательства такого положительного влияния ограничены и несколько противоречивы. Так, исследование 528 врачей и медсестер в 20 больницах в Северной Италии, работающих с больными СПИДом и раком, показывает, что использование юмора как стратегии совладания может на самом деле иметь отрицательные, а не положительные последствия (Dorz et al, 2003). Оказалось, что более высокий уровень использования юмора при совладании коррелирует с более высоким эмоциональным истощением и чувством деперсонализации. Подобные противоречивые данные о пользе юмора были получены в качественном исследовании, в котором у работников специальных служб брали интервью об их методах совладания со стрессом, связанным с уборкой трупов после крупных катастроф - крушений самолетов и взрывов (McCarroll, 1993). Хотя одни участники исследования рассматривали юмор как важное средство снятия напряжения, другие выражали сомнение в его уместности. Подобное

сомнение также было выражено в обзоре исследований, касающихся использования юмора для совладания у работников специальных служб (Могап & Massam, 1997).

Вероятно, многообразие функций юмора и различные социальные и эмоциональные последствия не позволяют так чрезмерно упрощенно рассматривать юмор в целом как просто эффективный способ совладания. Вероятно также, что некоторые типы юмора могут быть эффективны для совладания в одних ситуациях, но менее эффективны в других, в то время как другие способы использования юмора фактически могут быть вредны для борьбы с определенными стрессорами. Например, очень агрессивный или мрачный «юмор висельника» необходим для выживания в почти безнадежной ситуации лагеря для военнопленных, но способствует появлению чувства цинизма, отчуждения и выгорания в стрессовой рабочей обстановке, где полезны другие, более конструктивные формы совладания. Кроме того, умеренно самоуничижительный и эксцентричный способы использования юмора могут укреплять моральный дух и сплоченность группы в условиях работы, но частое поддразнивание и розыгрыши могут ослабить моральный дух.

Некоторые исследования свидетельствует о значимом влиянии на ослабление стресса самоутверждающего, агрессивного и самоуничижительного юмора, которые приносят временное облегчение, снижают действие отрицательных эмоций, смягчают воздействие стрессора. Это объясняет, почему эти потенциально «вредные», дезадаптивные в долгосрочной перспективе способы использования юмора сохраняются у некоторых людей в качестве привычных стилей совла-дания (Мартин, 2009).

Неоднозначность роли агрессивного юмора акцентируется в исследовании способов решения орудийных задач, осуществленном Коровкиным С. Ю. Автор отмечает, что юмор и агрессия часто встречаются вместе, при этом агрессивный юмор выполняет функцию «расшатывания запрещающих норм», а частота использования юмора положительно коррелирует с продуктивностью решения задач (Коровкин, 2010).

Разнообразие эмпирических данных, полученных другими авторами, и неоднозначность их интерпретации позволили нам про-

вести собственное исследование роли юмора в совладании с трудными жизненными ситуациями (повседневными стрессами), а также описать особенности его использования в разные возрастные периоды.

Эмпирическую базу исследования составили 3 группы испытуемых в количестве 70 человек. Первая группа испытуемых состояла из 30 человек в возрасте 19-26 лет (15 мужчин и 15 женщин). Вторая группа испытуемых составила 25 человек в возрасте 40-48 лет (10 мужчин и 15 женщин). Третья группа - 15 человек в возрасте 60-75 (6 мужчин и 9 женщин).

Представим основные результаты исследования.

Большинство испытуемых (от 60% в старшей до 80% в младшей возрастной группе) отмечают поддерживающую роль юмора и используют его для позитивного подкрепления своего эмоционального состояния. Они говорят о том, что юмор может приободрить (особенно это важно для пожилых людей), поднять настроение, помочь посмотреть на ситуацию по-другому и разрядить обстановку, сплотить людей, позволяет не погрузиться в депрессию, а также оправдать свои поступки и поступки других людей. Однако в старшей возрастной группе 20% (для сравнения

- в младшей группе только 6%) говорят о том, что юмор в трудных жизненных ситуациях ничем помочь не может. Вероятно, это связано с тем фактом, что пожилые люди в силу изменений в когнитивной сфере хуже понимают и меньше продуцируют юмор.

Среди ситуаций, в которых используется юмор, респонденты называют финансовые трудности, нехватку денег на что-то, ссоры с близкими людьми (членами семьи, с друзьями, возлюбленными), отсутствие работы, одиночество, бытовые неурядицы, отношения между полами.

Анализ используемых юмористических фраз позволяет говорить о том, что их содержание в основном охватывает такие темы, как: человеческая глупость, работа и ее оплата, отношение женщин к мужчинам и к самим себе, отношение к жизни и ее несоответствиям, отношение к пагубным привычкам, отношение к возрасту. Все эти юмористические выражения помогают относиться ко многим недостаткам других и своим собственным с иронией, и помогают принимать

себя и жизнь вокруг такими, какие они есть.

Были выделены ситуации, которые специфичны для каждой возрастной группы. Так в группе 19-26 лет была выделена ситуация экзаменов и зачётов (26,7%). В группе 60-75 лет юмор позволяет поддержать себя, не застревать на проблеме в ситуациях выхода на пенсию (40%) и ухудшения здоровья (33,3%). Для испытуемых 40-48 лет наиболее актуальным является использование юмора при возникновении проблем на работе (60%), носящих не очень крупный характер. Эти проблемы носят краткосрочный характер, не являются хроническими стрессорами.

Но и в ситуациях, имеющих «затяжное» течение, например, сложные отношения с мужем, смена школы, разрыв отношений, чтение «иронических детективов», просмотр комедийных фильмов, придумывание шуток «по поводу...» поднимают настроение, дают образец отношения к проблеме с юмором.

Многие испытуемые рассказывали, что наличие других людей в большей степени заставляет посмеяться над ситуацией, так как они хотят дать понять остальным, что ничего серьезного не произошло. Но в то же время, такое использование юмора в «угоду другим», позже помогает увидеть позитивные стороны, поменять свой взгляд на ситуацию.

Были названы следующие виды юмора, которые используются: анекдоты, подшучивание над собой, черный юмор, сарказм, передразнивание, подтрунивание над другими, пародия. При этом в младшей возрастной группе чаще подшучивают друг над другом, в старшей возрастной группе шутят по поводу ситуации. Оказалось, чем старше возраст у испытуемого, тем меньше вероятность использования юмора для того, чтобы унизить, высмеять других или управлять ими.

Таким образом, юмор обладает полезным эффектом, поскольку облегчает восприятие ситуации, помогает развеселиться, поднять настроение, переключиться на что-то другое, дает надежду на лучшее.

Были проанализированы взаимосвязи стратегий совладающего поведения (Опросник способов совладания Р. Лазаруса, С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, 2004), и стилей юмора (Опросник Стилей Юмора -Humor Scale Questionnaire - HSQ Р. Марти-

на, 2003):

Самоподдерживающий стиль юмора положительно коррелирует с такими стратегиями как самоконтроль ^=0.30 при р<0.01); поиск социальной поддержки ^=0.23 при р<0.004); принятие ответственности (Я=0 .33 при р<0.04) планирование решения проблемы ^=0.34 при р<0.003); положительная переоценка ^=0.38 при р<0.001). Самоподдерживающий стиль юмора отрицательно коррелирует с конфронтативным копингом (Д=-0.35 при р<0.002) и дистанцированием ^=-0.25 при р<0.02).

Аффилиативный стиль юмора связан со стратегией принятие ответственности ^=0.38 при р<0.0008).

Существует положительная связь между агрессивным стилем юмора и конфронта-тивным копингом (R=0.49 при р<0.00001) и отрицательная связь этого стиля юмора со стратегиями самоконтроль ^=-0.49 при р<0.04) и принятие ответственности (Д= -0.27 при р<0.02).

Самоуничижительный стиль юмора коррелирует со стратегией дистанцирование (R=0.24 при р<0.04).

Напомним, что по идее Р. Мартина, само-поддерживающий и аффилиативный стили являются здоровыми и адаптивными. Данные корреляционного анализа также позволяют говорить об их позитивной роли в совладании: они способствуют тому, что человек принимает на себя ответственность за происходящее, признает свою роль в проблеме, готов предпринимать шаги, чтобы с ней справиться. Кроме того, самоподдер-живающий юмор помогает поддерживать самоконтроль, при этом благодаря юмористической переоценке, ситуация становится менее напряженной и более управляемой, открывается возможность для контроля своих действий и эмоций. Самоподдерживаю-щий стиль юмора, проявляющийся в склонности шутить над несоответствиями жизни, относиться ко всему, в том числе, бедственной ситуации с улыбкой, иронией, помогает людям планировать решение проблемы, обеспечивает позитивный взгляд на исход трудной ситуации и позволяет выстроить пути выхода из нее. Человек предпринимает усилия по созданию положительного смысла ситуации и концентрируется на росте собственной личности, прикладывает уси-

лия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержке других людей (стратегия поиск социальной поддержки). Такая поддержка может стать толчком к действиям, помогает увидеть положительное в ситуации и придает уверенность.

Важно, что люди, часто использующие самоподдерживающий стиль юмора, реже прибегают к конфронтации и дистанцированию от проблемы, проявляют доброжелательность и оптимизм, а не враждебность и агрессию. Им проще находить выход из ситуации, не нападая, а сотрудничая. Юмор помогает не отдалятся от ситуации, какой бы трудной она ни была, а наоборот быть более активными в решении проблемы.

Таким образом, люди используют само-поддерживающий и аффилиативный стили юмора в трудных жизненных ситуациях как механизмы урегулирования эмоций и как эффективные стили совладания.

Анализ полученных результатов позволяет нам говорить о том, что для людей, использующих агрессивный юмор, характерен выбор конфронтативного копинга, у них преобладает доминирование и враждебность в способах разрешения трудной ситуации. Мы уже обращались к исследованию С. Ю. Коровкина, в котором в ситуациях затруднений при решении задач юмор и агрессия «шли рука об руку», при этом агрессивный юмор помогал «перешагнуть» запреты и ограничения и посмотреть на задачу с иной точки зрения (Коровкин, 2010). Однако агрессивный юмор может быть направлен на унижение и высмеивание других, обвинение и перекладывание ответственности на окружающих, демонстрацию своей значимости. В сочетании со сниженным самоконтролем и непринятием ответственности, а также дистанцированием от ситуации, агрессивный стиль юмора вряд ли может играть позитивную роль и повышать эффективность поведения в трудных ситуациях.

Люди, использующие самоуничижительный юмор, не уверены в своих силах и возможностях сопротивляться обстоятельствам, поэтому дистанцируются от проблемы.

Таким образом, люди, использующие агрессивный или самоуничижительный стиль юмора, как правило, в трудных жизненных ситуациях прибегают либо к дистанцированию и избеганию проблем, либо

враждебности и агрессивному поведению.

В целом наше исследование позволяет говорить о юморе как ресурсе совладания в трудных ситуациях на основании двух групп эмпирических фактов:

1. Респонденты однозначно приписывали юмору позитивную роль, оценивая полезный эффект от его использования с точки зрения облегчения восприятия ситуации, оценки ее как менее травматичной, изменения своего и чужого эмоционального состояния на более позитивное; юмор позволяет надеяться на лучшее, акцентировать внимание на приобретении опыта и росте личности;

2. Люди, выбирающие аффилиативный и самоподдерживающий стили как относительно здоровые или адаптивные стили юмора больше ориентированы на необходимость решения проблемы и практическую реализацию своих планов. Люди же, выбирающие относительно нездоровые и потенциально вредные стили юмора - агрессивный и самоуничижительный, проявляют внутреннюю и внешнюю агрессию, фиксируются на переживаниях своей беспомощности, сосредотачиваются на собственных недостатках, обвиняют других, что, конечно, изменяет психоэмоциональное состояние на более стабильное и оптимальное, но не оказывает позитивного действия на эффективность поведения в стрессогенных ситуациях.

Библиографический список

1. Ковалева О. А. Стрессы у руководителей высшего и среднего звена и совладание с ними: Квалиф. работа. - Кострома, 2009.

2. Коровкин С. Ю. Специфика функциональных обощений при решении орудийных задач: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010.

3. Мартин Р. Психология юмора. - СПб.: Питер, 2009.

4. Петрова Е. А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2008.

5. Санькова В.А. Юмор как ресурс совладающего поведения: квалиф. работа. - Кострома, 2010.

6. Хазова С. А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. -Кострома, 2010.

7. Henman L. D. Humor as a coping mechanism: Lesson from POWs. Humor: International Journal of Houmor Research. - 2001. - 14 (1). - P. 83-94.

8. Martin R. A., Puhlik-Doris P., Larsen G., Gray J., Weir K. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire // Journal of Research in Personality. - 2003. -№ 37. - P. 48-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.