Научная статья на тему 'Роль юмора в развитии синдрома профессионального выгорания менеджеров'

Роль юмора в развитии синдрома профессионального выгорания менеджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2967
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ / СТИЛИ ЮМОРА / MANAGERIAL WORK / BURNOUT SYNDROME / HUMOR STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березовская Регина Анатольевна, Буенок Анастасия Геннадьевна

Юмор рассматривается в контексте проблемы совладания с профессиональным стрессом. Описаны выделенные Р. Мартином аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи между проявлениями синдрома «выгорания» и используемыми менеджерами стилями юмора. Показано, что использование агрессивного юмора способствует развитию и большей выраженности профессионального выгорания. Делается вывод о недостаточном количестве работ, направленных на изучение личностных ресурсов профилактики и коррекции проявлений синдрома «выгорания» в управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Березовская Регина Анатольевна, Буенок Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of humor in development of burnout syndrome among managers

The humor is considered in the context of coping with occupational stress, with affiliative, selfenhancing, aggressive and self-defeating humor styles being described. The article presents the results of the empirical research aimed to study the interrelation between burnout syndrome and managers' humor styles. In addition, it argues that aggressive humor promotes the development of burnout syndrome among managers. The authors make a conclusion that there is a lack of works aimed at studying the personal resources of preventive maintenance and correction of burnout syndrome in managerial work.

Текст научной работы на тему «Роль юмора в развитии синдрома профессионального выгорания менеджеров»

УДК 159.9:331.446.4

Р. А. Березовская, А. Г. Буенок

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4

РОЛЬ ЮМОРА В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Характеристика современного состояния проблемы

В современных условиях деятельность руководителя характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, дефицитом времени и необходимостью быстрого реагирования на изменения; она предполагает интенсивное общение с людьми, а также принятие ответственных решений на фоне экономической нестабильности в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском. Одним из негативных последствий столкновения личности со столь сложными условиями трудовой деятельности становится возникновение и развитие синдрома «выгорания», который, в свою очередь, обусловливает интерес исследователей к изучению природы профессионального стресса, развитию и формированию стрессоустойчивости, способности человека совладать с трудностями в условиях, предъявляющих повышенные требования к его адаптационным возможностям.

Один из основоположников изучения эмоционального выгорания как профессионального феномена в «помогающих» профессиях — американский психиатр Н. Freud-епЬещег, который в 1974 году использовал этот термин для обозначения состояния, наблюдаемого им у медицинских работников. Позже С. Маз1аЛ и S. Е. |аскоп предложили концепцию, в соответствии с которой выгорание описывается как синдром, проявляющийся в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции личных достижений.

В настоящее время выгорание является общепризнанным психологическим явлением, характерным для субъектов профессий социального типа и проявляющимся в нарушении адаптации индивида к условиям и содержанию профессиональной деятельности. Оно возникает у профессионала при постоянном влиянии неблагоприятных условий организационной среды и наличии определенных субъективно-личностных предпосылок. Другими словами, многочисленные профессиональные стрессоры, оказывающие влияние на человека в процессе управленческой деятельности, могут приводить к возникновению и развитию синдрома выгорания только в том случае, если накладываются на определенные личностные факторы.

Наиболее полно психологами изучены внешние факторы, обусловленные организационным контекстом, в котором протекает деятельность менеджера. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся большая рабочая нагрузка и ненормированный рабочий день, многоплановость профессиональной деятельности и необходимость решать в процессе ее многочисленные задачи, эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникаций, жесткая конкуренция; повышенная ответственность за состояние ресурсов и результаты деятельности, высокая «цена ошибки», значительная степень неопределенности в оценке выполняемой работы и другие [1-4].

© Р. А. Березовская, А. Г. Буенок, 2011

Менее изученной остается проблема влияния личностных факторов на выгорание менеджеров: представленный в немногочисленных публикациях перечень личностных характеристик, которые могут инициировать этот процесс у данной профессиональной группы, является неполным и недостаточно определенным. Открытым остается вопрос и о психологических качествах, которые могут рассматриваться как личностные ресурсы, позволяющие более эффективно преодолевать стрессы и справляться с профессиональными трудностями. Предметом нашего исследования в этой области стал такой феномен как юмор.

Большинство современных исследований в области психологии юмора выполнены западными учеными. Одним из основоположников этого направления является Род Мартин. Он определяет юмор как «широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавные и обычно вызывающим смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной реакции, связанной с получением удовольствия от него» [5, с. 25].

Трудности исследования чувства юмора обусловлены проблемами прежде всего теоретического характера. Пока предмет изучения не достаточно ясен, сложно определить пути его познания. Многообразие точек зрения находит свое отражение в различных подходах к исследованию юмора. Так, например, Н. В. Иванова и С. Т. Посохова [6], выделяют такие подходы к изучению феномена юмора как структурный, функциональный и мотивационно-смысловой. В соответствии классификацией, предложенной Е. М. Ивановой [7], исследования чувства юмора в психологии представлены следующими подходами: психофизиологическим, анализом чувства юмора как психической функции, анализом его как психологической защиты, анализом чувства юмора как личностной черты. Отдельно могут быть рассмотрены исследования чувства юмора в клинической психологии, проводившиеся с точек зрения синдромального и нозологического подходов.

Следует отметить, что разные подходы предполагают различные способы концептуализации и измерения чувства юмора [8]:

— как привычный паттерн поведения (склонность часто шутить, развлекать других и смеяться в ответ на шутки других людей);

— как способность (генерировать, понимать и запоминать шутки);

— как черта характера (смешливость, жизнерадостность, игривость);

— как эстетическая реакция (получение удовольствия от конкретных типов юмористического материала);

— как установка (положительное отношение к юмору и веселым людям);

— как мировоззрение (несерьезный взгляд на жизнь);

— как стратегия совладания или защитный механизм (склонность сохранять юмористическую точку зрения перед лицом неприятностей).

В нашем исследовании юмор рассматривается преимущественно в контексте проблемы совладания с профессиональным стрессом, которому до сих пор уделено недостаточно внимания при общем признании его важности.

Чувство юмора традиционно считается атрибутом здоровья и психологического благополучия. Однако следует отметить, что результаты последних эмпирических исследований, проведенных зарубежными и отечественными исследователями, представляют противоречивые данные о том, насколько позитивно влияние юмора на

психическое здоровье и психологическое благополучие человека [5, 9]. Так, например, Р. Мартин отмечает наличие слабых и непостоянных связей юмора с разными индикаторами психологического, физического и социального благополучия [10]. Поэтому, учитывая противоречивость и неоднозначность представленных в литературе результатов, вероятно, стоит говорить о необходимости выделения разных видов или стилей чувства юмора, различающихся по своей адаптивности.

На рис. 1 представлена двухмерная модель юмора, разработанная Р. Мартином и его соавторами [10]. Предложенная ими классификация стилей юмора основана на двух критериях:

— направленность юмора на себя (Internal/Self-identity) или на отношения с окружающими (External/Social identity);

— поддерживающий характер юмора (Growth) или уничижительный его тон, насмешка (Loss).

Указанные авторы выделяют четыре стиля юмора — аффилиативный (Affiliative); самоподдерживающий (Self-enhancing); агрессивный (Aggressive) и самоуничижительный (Self-defeating). Результаты исследований подтвердили, что стили юмора дифференцированно связаны с психическим здоровьем. Следовательно, можно предположить, что они также дифференцированно будут связаны и с показателями профессионального здоровья.

Рис. 1. Двухмерная модель юмора, предложенная Р. Мартином с соавторами.

В доступной нам литературе не были обнаружены результаты исследований, в которых систематизировались бы представления о взаимосвязи различных стилей юмора и проявлений синдрома выгорания у менеджеров. О том, какую роль играет юмор в сохранении и поддержании их профессионального здоровья, можно судить лишь косвенно, опираясь на данные, полученные в многочисленных исследованиях психологических факторов профессионального выгорания специалистов разных профилей [2, 3, 11].

Постановка проблемы исследования

Обратимся к результатам проведенного нами исследования, целью которого было эмпирическое изучение взаимосвязи между проявлениями синдрома выгорания у менеджеров, их отношением к смеху и предпочитаемыми стилями юмора. В качестве

гипотезы нами было выдвинуто следующее предположение: использование руководителями аффилиативного и самоподдерживающего стилей юмора связано с низким уровнем выраженности у них основных параметров выгорания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в ходе его решались следующие задачи: оценить уровень выраженности синдрома профессионального выгорания у руководителей; выявить предпочитаемый ими стиль юмора и преобладающее отношение к смеху; а также описать взаимосвязи между названными показателями.

В качестве респондентов в исследовании приняли участие 52 менеджера производственно-коммерческих компаний Санкт-Петербурга (17 женщин и 35 мужчин), средний возраст которых составил 43 года; средний стаж управленческой деятельности — 8,5 лет.

В работе с респондентами использовались:

1. Опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание», разработанный В. А. Винокуром [11]. Теоретической основой данного диагностического метода является когнитивно-феноменологическая модель стресса Р. Лазаруса. Утверждения в данном опроснике распределены по девяти шкалам, соответствующим концептуальным представлениям автора об основных компонентах синдрома профессионального «выгорания» как интегрального и многомерного феномена:

— эмоциональное истощение;

— напряженность в работе;

— снижение удовлетворенности работой и оценка ее значимости;

— профессиональный перфекционизм;

— общая самооценка;

— самооценка качества работы;

— помощь и психологическая поддержка коллег в работе;

— профессиональное развитие и самоусовершенствование;

— состояние здоровья и общая адаптация.

2. Опросник для диагностики стилей юмора Р. Мартина, адаптированный С. Н. Ениколоповым с соавторами [9], позволяющий измерять четыре стиля юмора: аффилиативный; самоподдерживающий; агрессивный и самоуничижительный. Утверждения описывают различные ситуации, в которых используется юмор (шутки в компании, самоирония, подтрунивание над другими).

3. Опросник «Отношение к смеху» В. Руха и Р. Пройера, адаптированный Е. Сте-фаненко [12], состоящий из 45 утверждений, каждое из которых оценивается по четырехбалльной шкале. В. Рух и Р. Пройер выделяют три формы отношения к юмору:

— гелотофобия или патологический страх насмешки;

— гелотофилия как склонность становиться объектом юмора;

— катагелостицизм или склонность к высмеиванию других людей.

Для проверки гипотезы были проведены корреляционный, а также регрессионный анализы, позволяющие определить степень детерминированности вариации синдрома выгорания особенностями проявления чувства юмора.

Результаты исследования и их обсуждение

Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у менеджеров

В соответствии с методикой, для анализа и интерпретации полученных результатов высчитывался показатель «процент возможного максимума» по каждой шкале. Установлено, что наиболее высокие средние значения, характеризующие уровень выраженности синдрома выгорания у менеджеров, получены по шкалам «помощь и психологическая поддержка коллег в работе» (М = 58,08, а = 10,01) и «удовлетворенность работой и оценка ее значимости» (М = 57,11, а = 11,75).

Известно, что доверительные отношения и эмоциональная поддержка коллег по работе являются фактором, способствующим поддержанию профессионального здоровья. Однако большинство руководителей не чувствуют, что получают достаточно помощи и поддержки от коллег, когда сталкиваются с профессионально трудными ситуациями. Многие респонденты не считают возможным и полезным делиться своими мыслями и чувствами с коллегами; часто они не обращаюсь за советом к ним из-за опасений конкуренции, или боясь критики с их стороны. Менеджеры практически не используют такой ресурс как участие в деятельности различных профессиональных объединений и ассоциаций. Другими словами, руководители предпочитают справляться с возникающими у них профессиональными проблемами самостоятельно, используя только собственные ресурсы, так как, вероятно, видят в обращении за помощью угрозу своему авторитету.

Кроме того, в выборке наблюдаются негативные тенденции, связанные со снижением удовлетворенности работой и оценкой ее значимости. Многие руководители считают, что работа не позволяет им в достаточной мере использовать свои профессиональные и личностные ресурсы, а их усилия заслуживают большего признания; часто они без оптимизма воспринимают перспективы своей профессиональной карьеры.

Таким образом, выгорание менеджеров — это плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания. Риск развития синдрома выгорания увеличивается, если у руководителя возникает ощущение, что он работает впустую и многое из того, что он должен выполнять на работе, кажется ему бесполезным и тривиальным. Полученные результаты еще раз на эмпирическом уровне подтверждают, что искажение ценностно-смысловой сферы личности является причиной развития синдрома выгорания, анализ которого требует его описания на экзистенциальном уровне (М. Буриш, Ф. Сторли, М. Грабе, Н. Гришина, Д. Глауберман).

В целом уровень выгорания у менеджеров может быть оценен как средний, то есть в нашей выборке практически не выявлены как высокие, так и низкие его значения. Следует отметить, что полученный результат согласуется с данными, полученными в других исследованиях, проведенных в указанной профессиональной группе. Так, например, по мнению Н. С. Савиной [4], руководители сравнительно меньше подвержены эмоциональному истощению, чем представители других профессий субъект-субъектного типа, так как психическое выгорание у них обладает некоторой пороговой величиной, достижение которой приводит к быстрому прекращению выполнения управленческой деятельности. А в исследовании Р. М. Айсиной [1] установлено двойственное положение управленческой деятельности по отношению к феномену выгорания: с одной стороны, руководители подвержены высокому риску возникновения

у них данного синдрома, с другой — их деятельность обладает характеристиками, препятствующими его развитию.

Средний уровень выгорания, на наш взгляд, свидетельствует о соблюдении определенного баланса между нагрузками и используемыми менеджерами стратегиями со-владания с ними. Однако следует иметь в виду и то, что во многих случаях на ранних стадиях развития синдром протекает без четкого соответствия диагностическим критериям, без активных жалоб и без самостоятельного обращения менеджеров за психологической помощью. Такая ситуация может быть обусловлена еще одной важной и очень распространенной особенностью протекания профессионального выгорания — тенденцией подавлять в себе и вытеснять различные переживания, эмоциональные реакции и даже расстройства, связанные с работой [11].

Особенности проявления юмора у менеджеров

Установлено, что респонденты, принимавшие участие в нашем исследовании, предпочитают использовать аффилиативный (М = 4,22, а = 0,78) и самоподдержи-вающий (М = 4,18, а = 0,83) стили юмора. Аффилиативный стиль юмора отличается мягкостью, доброжелательностью и толерантностью, способствует укреплению межличностных отношений и росту взаимной привлекательности. Самоподдерживающий стиль подразумевает оптимистичный взгляд на жизнь, умение видеть нечто положительное в проблемной ситуации, сохранять присутствие духа и поддерживать позитивный эмоциональный фон в любых сложных ситуациях, то есть является регулятором эмоций и механизмом копинга. В соответствии с классификацией Р. Мартина, оба указанных стиля юмора относятся к адаптивным и способствуют сохранению здоровья. Они связаны с такими личностными особенностями как оптимизм, открытость новому опыту, жизнерадостность, преобладание положительных эмоций и хорошего настроения, самопринятие, а также с успешностью установления и поддержания межличностных отношений [9, 10].

Самоуничижительный стиль, который предполагает использование направленного против самого себя юмора с целью снискания расположения значимых других, менеджерам свойственен в наименьшей степени (М = 3,03, а = 0,90). Очевидно, что люди, которые испытывают трудности в отстаивании своих прав, имеют низкую самооценку и испытываю обостренную потребность в принятии, редко оказываются на управленческой должности. Тем не менее можно предположить, что стратегия «заискивания перед окружающими» чаще используется менеджерами низшего и среднего звеньев, особенно в ситуациях общения с вышестоящим руководством.

Взаимосвязи показателей выраженности синдрома профессионального выгорания и особенностей отношения к юмору у менеджеров

В соответствии с задачами исследования был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, результаты которого показали, что интегративный индекс профессионального выгорания положительно коррелирует с агрессивным юмором (г = 0,739; р < 0,010), самоуничижительным юмором (г = 0,672; р < 0,01), гелотофобией (г = 0,675; р < 0,01), гелотофилией (г = 0,683; р < 0,01) и катагело-стицизмом (г = 0,497; р < 0,01). Таким образом, установлена совместная изменчивость изучаемых переменных. Если учесть, что аффилиативный и самоутверждающий юмор относится к «здоровым» и адаптивным его стилям, то полученные положительные связи

между интегративным индексом профессионального выгорания, а также агрессивным стилем юмора, который используется для критики других, и самоуничижительным стилем юмора, предполагающим использование юмора, чрезмерно унижающего того, кто его использует, вполне закономерны.

Опираясь на то, что изложено выше, мы предположили, что высокий уровень выгорания является следствием использования потенциально опасных стилей юмора. Для проверки этой гипотезы в работе применялся регрессионный анализ с использованием пошагового метода. В качестве зависимой переменной выступал интегративный индекс выгорания; в качестве возможных предикторов рассматривались стили юмора и отношение к нему.

В результате регрессионного анализа получена модель, в соответствии с которой изменчивость общего уровня выгорания на 68% обусловлена двумя предикторами: использованием агрессивного стиля юмора (В = 0,556 в = 0,67) и гелотофобией (В = 0,367 в = 0,21). Отметим, что значения в-коэффициентов служат показателем вклада каждой из переменных в регрессионную модель. Таким образом, самый большой вклад в изменчивость показателя выгорания в нашей выборке вносит агрессивный стиль юмора: чем выше показатели по данному параметру, тем выше уровень показателя выраженности синдрома профессионального выгорания у менеджеров, участвовавших в нашем исследовании.

Заключение

Итак, целью данной работы являлось изучение роли юмора в развитии синдрома «выгорания» у менеджеров. Сделаем некоторые выводы и наметим пути дальнейших исследований.

1. Несмотря на многочисленные исследования синдрома «выгорания», данный феномен до сих пор не изучен до конца.

2. Наличие симптомов выгорания является одним из источников формирования деструктивной профессиональной среды и снижения качества деятельности не только самого руководителя, но и организации в целом.

3. Стили юмора дифференцированно связаны со здоровьем и психологическим благополучием личности: они могут как способствовать сохранению профессионального здоровья менеджеров, так и выступать в качестве факторов риска возникновения выгорания.

4. Установлено, что существует положительная корреляционная связь между выгоранием и агрессивным стилем юмора. Доказано, что полученная связь является причинно-следственной, то есть что использование агрессивного юмора способствуют развитию и большей выраженности профессионального выгорания.

5. Результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях психологической практики: в профессиональном консультировании, управленческом консультировании, психокоррекционной работе.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, деятельность по профилактике и коррекции проявлений профессиональной деформации и выгорания в настоящее время необходимо рассматривать как важный компонент и ресурс профессионально-личностного саморазвития, так как успешное разрешение профессиональных трудностей

приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности, актуализирует личностно-профессиональные потенции [13]. Внимание к своему собственному здоровью должно стать частью профессиональной культуры и даже, в определенной мере, показателем профессиональной компетентности современного менеджера.

Литература

1. Айсина Р. М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 27 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.

3. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во ин-та психол. РАН, 2005. 330 с.

4. Савина Н. С. Специфика психического выгорания в управленческой деятельности // Вестн. Яросл. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. «Гуманитарные науки». Ярославль, 2009. № 1. С. 55-60.

5. Мартин Род А. Психология юмора / пер. с англ. под ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. 480 с.

6. Иванова Н. В., Посохова С. Т. Юмор и адаптивный потенциал подростков с проблемами в развитии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 1. Ч. 1 С. 99-108.

7. Иванова Е. М., Ениколопов С. Н. Исследования чувства юмора в психологии: обзор // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 122-133.

8. Мусийчук М. В. Аксиологическая функция юмора // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2007. № 295. С. 91-94.

9. Ениколопов С. Н., Иванова Е.М., Зайцева А. С. Апробация опросника Р. Мартина на стили юмора // Материалы IV Всероссийского съезда Российского общества психологов. Ростов-на-Дону. 18-21 сентября 2007. С. 357.

10. Martin R. A., Puhlik-Doris P., Larsen G., Gray J., Weir K. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire // Journal of Research in Personality. 2003. Vol. 37. P. 48-75.

11. Винокур В. А. Опросник «ОРПВ»: Отношение к работе и профессиональное «выгорание». СПб.: Изд-во Медиц. акад. последипл. обр-я, 2009. 24 с.

12. Стефаненко Е. А., Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., Пройер Р., Рух В. Диагностика страха выглядеть смешным: Русскоязычная адаптация опросника гелотофобии // Психол. журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 94-108.

13. Березовская Р. А. Психология профессиональной деформации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 598-632.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.