Научная статья на тему 'Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности'

Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1846
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / АФФИЛИАТИВНЫЙ / САМОПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ / АГРЕССИВНЫЙ / САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНЫЙ СТИЛИ ЮМОРА / МЕНЕДЖЕРЫ / HOUMOR / AFFILIATIVE / SELF-ENHANCING / AGGRESSIVE / SELF-DEFEATING HOUMOR STYLES / MANAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буенок Анастасия Геннадьевна

Анализируются стилевые характеристики юмора руководителей. Результаты проведенного нами исследования показали, что руководители предпочитают адаптивные формы юмора: самоподдерживающий и аффилиативный, что указывает на их способности использовать юмор в качестве способа, разрешающего конфликтные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буенок Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS PREFERABLE HOUMOR STYLES IN MANAGEMENT

This article analyzes houmor styles of managers. Results of an empirical study are presented, that managers prefer adaptation houmor styles. Using of self-enhancing and affiliative houmor styles demonstrates capabilites of managers to have resourse for solutions of conflicts.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9: 331.1.64.011 342.5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ СТИЛЕЙ ЮМОРА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Г. Буенок (Санкт-Петербург)

Аннотация. Анализируются стилевые характеристики юмора руководителей. Результаты проведенного нами исследования показали, что руководители предпочитают адаптивные формы юмора: самоподдерживающий и аффилиа-тивный, что указывает на их способности использовать юмор в качестве способа, разрешающего конфликтные ситуации.

Ключевые слова: юмор; аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора; менеджеры.

Большинство современных исследований в области психологии юмора принадлежит западным учёным. Одним из основоположников этого направления является Род Мартин. Он определяет юмор как «широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавные и обычно вызывающие смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной реакции, связанной с получением удовольствия от него» [3. С. 25].

Чувство юмора традиционно считается атрибутом здоровья и психологического благополучия. Однако результаты последних эмпирических исследований, проведенных зарубежными и отечественными исследователями, представляют противоречивые данные о том, насколько позитивно влияние юмора на психическое здоровье и психологическое благополучие [1, 3]. Учитывая противоречивость и неоднозначность представленных в литературе результатов, вероятно, стоит говорить о необходимости выделения разных видов или стилей юмора, различающихся по своей адаптивности.

В данной статье будут представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было оценить выраженность различных стилей юмора, использующихся в конкретной профессиональной среде - среди руководителей производственных предприятий. Необходимо отметить, что полученные результаты требуют уточнения и более дифференцированного изучения.

Прежде чем перейти к результатам нашего исследования, кратко опишем двухмерную модель юмора, разработанную Р. Мартином и со-авт. [3]. Предложенная ими классификация стилей юмора (рис. 1) ос-

нована на двух критериях: 1) направленность юмора на себя (Internal/Self-identity) или на отношения с окружающими (External/Social identity); 2) поддерживающий характер юмора (Growth) или уничижительный его тон, насмешка (Loss).

Рис. 1. Двухмерная модель юмора (по: Martin et al., 2003)

В соответствии с моделью выделяют четыре стиля юмора: аффи-лиативный (Affiliative); самоподдерживающий (Self-enhancing); агрессивный (Aggressive) и самоуничижительный (Self-defeating). Результаты эмпирических исследований подтвердили, что стили юмора дифференцированно связаны с психическим здоровьем [1, 3]. Следовательно, можно предположить, что они будут также дифференцированно связаны и с показателями профессионального здоровья.

Выделенные стили юмора Р. Мартин предлагает измерять с помощью разработанного им четырёхфакторного опросника диагностики стилей юмора. Методика измеряет, каким способом люди используют юмор в повседневной жизни, особенно при социальных взаимодействиях и преодолении стресса [3. С. 247]. При этом автор отмечает, что способ не выбирается человеком сознательно или стратегически, т.е. речь идёт о неосознанном использовании юмора, без предварительного обдумывания его социальных и психологических функций. Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о ситуативности выбора стиля юмора, а не о закреплённости одного или двух стилей за индивидом или группой людей. Иными словами, Р. Мартин предлагает изучать стиль юмора не как стиль поведения или стиль руководства, который становится присущим тому или иному индивиду, его интересует не само по себе чувство юмора как потенциальная способность, имеющаяся у человека, а использование одного из стилей при социальных взаимодействиях и преодолении стресса.

Аффилиативный стиль юмора, адресованный другим, направлен вовне. Человек, использующий аффилиативный стиль юмора, получает

удовлетворение от тёплых и доверительных отношений с другими людьми, способен создавать условия для реализации своих потребностей, ставит себе цели в жизни, открыт новому опыту и видит свой рост. При этом он осознаёт разные стороны своего «Я» (как положительные, так и отрицательные) и принимает их. Данный стиль юмора относится к склонности рассказывать забавные истории, шутки и добродушно подшучивать с целью развлечь других людей, а также установить дружеские отношения, ослабить напряжение в межличностных отношениях (например, «Я люблю смешить людей»). Из бесед с менеджерами выяснилось, что они нередко прибегают к рассказу смешных историй из опыта своих друзей, а также анекдотов, которые не противоречат контексту происходящих событий, чтобы посредством шутки мягко сгладить конфликтную ситуацию.

Самоподдерживающий стиль юмора направлен на себя. Использование данного стиля юмора предполагает эмоциональную устойчивость, психологическое благополучие, отсутствие невротизма, успешность, открытость новому опыту, а также способность к обучению, принятию новых идей, обладание навыками ориентации и адаптации в быстро меняющемся информационном пространстве, умение быть удовлетворённым качеством своей жизни. Самоподдерживающий стиль юмора относится к тенденции сохранять юмористический взгляд на жизнь, даже когда другие не разделяют этот взгляд; быть весёлым, радостным, придерживаться юмористической точки зрения на любые события. Такой стиль юмора, как правило, используется, когда человек узнаёт о чём-то неприятном или попадает в такую ситуацию, которая выводит его из состояния равновесия (например, «Мой юмористический взгляд на жизнь не позволяет мне слишком расстраиваться»). В данной ситуации менеджеры используют метод целенаправленного или спонтанного моделирования ситуации с комическим завершением.

Агрессивный стиль юмора направлен вовне, на других. Характеризуется жесткостью, язвительностью, склонностью использовать юмор для критики других или манипулирования ими, как это бывает при сарказме, поддразнивании, насмешках, высмеивании или унижающем юморе, а также использовании потенциально оскорбительных (расистских или сексистских) форм юмора (например: «Если кто-то допускает ошибку, я часто поддразниваю этого человека»). Зачастую использование агрессивных форм юмора связано с затаённым желанием отомстить коллеге. Человек ожидает подходящего момента и в саркастической форме прилюдно, зачастую походя, колко бросает замечание.

Самоуничижительный стиль означает использование юмора против самого себя. Этот тип юмора рассматривается, как попытка привлечь к себе внимание и получить одобрение других за счёт собственной репутации (например, «Я часто стараюсь понравиться людям или заставить их больше принимать меня, рассказывая что-нибудь смешное о своих слабостях, ошибках или промахах»). К таким формам

юмора менеджеры прибегают, когда, например, необходимо подготовить отчёт о проделанной работе. Они в шутовской форме принижают свои способности, получая непосредственные поблажки в работе.

В доступной нам отечественной литературе не было обнаружено исследований, описывающих и систематизирующих представления об использовании различных стилей юмора у руководителей. О том, какую роль играет юмор в профессиональной деятельности менеджеров, можно судить лишь косвенно, опираясь на немногочисленные исследования феномена юмора и отношения к смеху у специалистов разного профиля.

Обратимся к результатам проведенного нами исследования, целью которого было эмпирическое изучение предпочитаемых стилей юмора у менеджеров.

Нами было проведено исследование, в котором в качестве респондентов приняли участие 189 менеджеров высшего и среднего звена производственно-коммерческих компаний г. Санкт-Петербурга, из них 64 женщины, 125 мужчин; средний возраст респондентов 41 год; средний стаж управленческой деятельности в выборке 9,2 года. В качестве психодиагностического инструмента в исследовании использовался «Опросник диагностики стилей юмора» Р. Мартина, адаптированный С.Н. Ениколоповым и соавт. [1], который позволяет оценить предпочитаемый стиль юмора.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что у руководителей адаптивные формы юмора имеют более высокие средние значения в отличие от выделенных Р. Мартином дезадаптивных форм. Самое высокое среднее значение получено по шкале «самоподдерживающего стиля юмора» (М = 4,21; о = 0,39); показатели, полученные по шкале «аффилиа-тивный стиль юмора» (М = 4,03; о = 0,31), немного ниже.

Среди менеджеров преобладает самоподдерживающий стиль юмора. Это указывает на то, что руководителям присущ оптимистический взгляд на жизнь, они умеют сохранять чувство юмора перед лицом трудностей. Мы предполагаем, что респонденты способны адекватно рассматривать происходящие события, положительно переоценивать их. Они умеют вовремя дистанцироваться от ненужных контактов, обладают навыками планирования, что указывает на высокое качество их организаторских способностей. Руководители - хорошо адаптированные люди, характеризующиеся невраждебным, философским взглядом на жизнь. Полученные данные указывают на то, что участвовавшие в опросе менеджеры, вероятнее всего, обладают стабильным эмоциональным здоровьем.

Дезадаптивные формы юмора у менеджеров менее выражены: по шкале «агрессивного стиля юмора» получены более низкие средние значения (М = 3,52; о = 0,72). Респонденты не склонны использовать юмор для критики других, с целью манипулирования ими, как это бывает при обращении к таким формам юмора, как сарказм, ирония, насмешки, высмеивание окружающих.

Наименее предпочтительным для менеджеров является самоуничижительный стиль юмора. По этой шкале мы получили самое низкое среднее значение (М = 3,45; о = 0,79). Вполне предсказуемо, что опрошенные нами менеджеры не склонны к заискиванию перед окружающими, не позволяют им делать себя объектом шуток и не готовы разделить с ними этот смех. Руководителям присуща адекватная самооценка; они не испытывают потребности в поддержке со стороны других людей; их эмоциональное состояние достаточно стабильно и не подвержено чужому влиянию.

Подводя итоги проведенного эмпирического исследования, отметим, что в группе опрошенных менеджеров использование всех стилей юмора отличается определенной сбалансированностью, что очень важно для данного рода профессии. Благодаря тому, что менеджеры в преобладающей степени используют адаптивные стили юмора, мы можем предположить, что их эмоциональное состояние достаточно стабильно. Вероятно, они владеют навыками эффективного общения и достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности. Если бы разница в показателях была достаточно высокой, это указывало бы, что менеджеры или чрезмерно дружелюбны, что далеко не всегда положительно сказывается на работе руководителей, или чрезмерно агрессивны, что также является помехой в их деятельности. Мы предполагаем, что менеджеры не склонны решать внутриличностные проблемы за счёт коллег посредством выбора крайне агрессивных или крайне доброжелательных форм общения.

Проблема изучения психологических особенностей управленческой деятельности для отечественной психологии не является новой, однако проведённое эмпирическое исследование - это одна из первых попыток изучить стили юмора руководителей, что, на наш взгляд, позволяет расширить перечень исследованных личностных ресурсов, используемых для разрешения профессионально трудных ситуаций.

Литература

1. Ениколопов С.Н., Иванова Е.М., Зайцева А.С. Апробация опросника Р. Мартина на сти-

ли юмора : материалы IV Всерос. съезда Рос. об-ва психологов. Ростов н/Д, 2007.

2. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Исследования чувства юмора в психологии (обзор)

// Вопр. психол. 2006. № 4. С. 122-133.

3. Мартин Род А. Психология юмора / пер. с англ. ; под ред. Л.В. Куликова. СПб.,

2009. 480 с.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS PREFERABLE HOUMOR STYLES

IN MANAGEMENT

Buenok A.G. (Saint-Petersburg)

Summary. This article analyzes houmor styles of managers. Results of an empirical study are presented, that managers prefer adaptation houmor styles. Using of self-enhancing and affiliative houmor styles demonstrates capabilites of managers to have resourse for solutions of conflicts.

Key words: houmor; affiliative, self-enhancing, aggressive, self-defeating houmor styles; managers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.