Научная статья на тему 'Юмор как средство педагогической поддержки'

Юмор как средство педагогической поддержки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2915
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ЮМОРА / СРЕДСТВА ПЕДАГОГА / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВА / ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / СИТУАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юсфин Семен Михайлович

В данной статье рассматривается возможность использования юмора в педагогической деятельности, в частности в сфере педагогической поддержки ребенка в процессе образования. Определяется, какие из задач педагогической поддержки возможно разрешать, используя чувство юмора. Способности шутить и воспринимать юмор свидетельствуют о достаточно высоком уровне интеллектуальных способностей Растущего Человека, которые реализуются в его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юмор как средство педагогической поддержки»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ЮМОР КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

HUMOR AS A MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Юсфин C.M.

Ведущий научный сотрудник ФГБНу «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность использования юмора в педагогической деятельности, в частности в сфере педагогической поддержки ребенка в процессе образования. Определяется, какие из задач педагогической поддержки возможно разрешать, используя чувство юмора. Способности шутить и воспринимать юмор свидетельствуют о достаточно высоком уровне интеллектуальных способностей Растущего Человека, которые реализуются в его деятельности.

Ключевые слова: чувство юмора, средства педагога, причинно-следственная связь, эффективность средства, тактики педагогической поддержки, ситуация, проектирование.

Yusfin S.M.

Leading research fellow of the Institute for Childhood, Family and UpbringingStudies of the RAE, Candidate ofscience (Education). E-mail: [email protected]

Annotation. This article examines humor as a possible means of pedagogical support in a child's educational process. The author determines which tactical problems in pedagogical support can be solved through the use humor. The abilitytojoke and perceive jokes demonstrates a high level of intellectual development, which is realized in the activities of a Growing Human Being.

Keywords: sense of humor, pedagogical means, cause and effect relationship, effectiveness of a means, pedagogical supporttactics, situation, design.

Юмор и смех приветствуются в общении взрослого и ребенка в любых жизненных ситуациях. Улыбающийся взрослый и смеющийся ребенок в процессе общения друг с другом - это позитивная картина, которая, на наш взгляд, и является естественным проявлением максимально конструктивного детско-взрослого общения. Но в данной статье мы рассмотрим юмор и чувство юмора как профессиональное средство педагога. И если ребенок всегда может неосознанно использовать юмор, то для педагога последний можно рассматривать как определенное квалификационное требование.

И в профессиональном арсенале средств взрослого-педагога юмор будет рассматриваться нами как осознанно выбранный инструмент для решения определенной осознанной задачи. Даже если шутка педагога-взрослого в общении с отдельным ребенком или детьми возникла спонтанно, то как профессионал педагог должен в последствии проанализировать эффект шутки, произведенный в конкретной ситуации, то есть оценить, что удалось достичь с помощью юмора.

Мы понимаем, что в различных ситуациях юмор может быть использован для достижения непосредственно результата, в котором заинтересованы участники конкретной ситуации. Но в то же время юмор может просто помогать выстраивать хорошее общение и взаимодействие партнеров для достижения конкретного результата.

О некоторых конструктах юмора

Чувство юмора является одним из общепринятых средств и форм общения людей. Причем его использование в общении, скорее всего, ограничено не собственно содержанием и темой общения, а принятием или неприятием юмора общающимися людьми как формы изложения материала и выражения отношения к теме общения.

Существуют некоторые параметры, которые характеризуют проявление чувства юмора у конкретного человека. Другими словами, в каких-то случаях мы говорим, что у некого человека есть чувство юмора или его нет: не каждый человек имеет чувство юмора, не каждый может понять шутку. А еще меньше людей могут использовать юмор в процессе общения. Очевидно и другое: не каждый умеет шутить, далеко не каждая произнесенная фраза вызывает улыбку и смех у собеседников. Конечно, это естественно для обычного разговора людей (ведь говорящие и слушающие не только смеются), но мы обозначили один из показателей, который характеризует наличие чувства юмора - улыбка или смех услышавших шутку, причем у всех говорящих и слушающих участников ситуации. Если улыбка появилась только у одного из участников ситуации, а другой, например, расплакался, мы вряд ли можем говорить о наличии юмора или о том, что он был к месту и вовремя. Особо обращаем внимание на двусторонность юмора. Шутка должна быть не только сказана, но и обязательно понята как шутка. Смешно должно быть обеим сторонам.

Юмор требует одинакового понимания обеими сторонами того, что предлагается в качестве юмора. Обычно говорящий (либо показывающий) конструкцию, которая должна вызвать смех, предпринимает усилия, чтобы юмор был понят, а слушающий (либо смотрящий) был вовлечен в понимание предложенного в качестве юмора. Если сказать жестче, то эффективность юмора как средства построения и сохранения общения падает, а чаще всего он просто не квалифицируется как юмор, если отсутствует устойчивая взаимообратная связь между участниками общения, если они не понимают друг друга, если не имеют общие установки, правила, нормы, ценности.

Существует одно проявление, которое точно дает нам возможность присвоить человеку статус «имеет чувство юмора», - умение смеяться над собой. Бывает так, что человек

вроде бы блестяще и искрометно подшучивает над другими, но оберегает себя от шуток других. Тогда обычно мы говорим, что человек не умеет смеяться над собой. Очень значимо для определения наличия чувства юмора - это придумать и произнести шутку о себе или какой-то своей черте характера, а также посмеяться вместе с другими над сказанным.

Обычно, если мы начнем «препарировать» любую шутку с точки зрения наличия смысла в собственно языковой конструкции юмора, то заключением станет простое утверждение, что сказанное - это глупость, то есть банальный здравый смысл в шутках отсутствует. Казалось бы, напрашивается вывод: юмор - это глупость. Но в изложенном выше мы уже утверждали, что это должна быть глупость, вызывающая улыбку и смех. Даже по этому параметру не каждая глупость может быть отнесена к шутке. Итак, наше рабочий определение: юмор - это «умная глупость».

Глупостью мы называем некий тезис, который не имеет логического построения. Например, из первой части сказанного не следует вторая часть высказывания. Иными словами, это причинно-следственная нелепица, определенный культурный парадокс. И можно с уверенностью утверждать, что шутки показывают, указывают на какой-либо парадокс, на нарушение общепринятой логики, причинно-следственной связи.

Шутка является не очень простой мыслительной операцией, а также требует некоторого артистизма и представления в виде текста-фразы, показа, рисунка и т.п., а возможно в виде соединения этих форм. Но любая выбранная форма должна быть достаточно выразительной и не сложной для понимания другими.

Юмор заключается во многом в том, что шутящий пытается представить парадокс как логичную конструкцию, найти или построить причинно-следственную связь в бессмыслице. Бывает, ищется бессмыслица в уже существующей причинно-следственной связи, во вроде бы очевидной логике. Таким образом, любая шутка - это построенная последовательность или демонстрация отсутствия причинно-следственной связи. Тот, кто пытается пошутить, пробует соединить в некую последовательность парадоксы. Причем формат этих парадоксов может быть различен. Иногда, это построение последовательности в уже имеющейся связи, но на каком-то другом основании; иногда - построение последовательности двумя различными уже имеющимися логиками; а иногда - столкновение двух придуманных логик. Можно продолжить форматы столкновений логик и последовательностей в шутках, но есть ограничения рамками статьи, поэтому просто отметим, что выстраиваемая последовательность или связь парадоксов должна вызывать улыбку как говорящего, так и воспринимающего юмор.

Шутить вообще, обо всем сразу, сложно, почти невозможно. Обычно юмор требует точного указания, по поводу чего выстраивается парадоксальная последовательность. Это конкретное указывается либо в самой шутке, либо в контексте, который говорится до или после нее.

Интересно, что юмор невозможен без смысла, то есть шутка - это не просто бессмыслица. Можно сказать, что за внешней формой бессмыслицы скрывается достаточно глубокий смысл. И вот сокрытие смысла в бессмыслице - это очень сложное мыслительное умение. Мы уже частично обозначали, что человек, умеющий формировать некоторые

мыслительные конструкции, не всегда способен «одевать» эти конструкции в «наряды» бессмыслицы.

Очень часто в качестве конструкции для шутки используется следующая модель. Берется какая-то уже существующая норма с устоявшейся формой, имеющая свои либо словесные, либо музыкальные или изобразительные образы. И в эти устоявшиеся конструкты вставляется смысл либо уже существующий, либо придуманный. И в шутке отражается, что происходит с этим смыслом, либо с формой, либо и с тем и с другим. И парадоксы изменений в форме или содержании подчеркиваются в шутке.

Другим часто применяемым способом конструкции шутки является следующий. К какому-то факту, явлению прикладывается шкала оценки, которая либо никогда к этому факту, явлению не прикладывалась; либо прикладывалась очень редко. В шкале обычно заложены критерии или параметры, по которым и происходит оценивание и анализ. Например, рассматривая какие-то вкусовые ощущения еды, мы можем анализировать их с точки зрения вкуса, который и не предполагался в общепринятом употреблении этого блюда. И юмористическое высказывание базируется на парадоксах, которые либо показываются, либо предполагаются при приложении данной шкалы к некоему явлению. Возможно и наоборот. Когда представляется шкала и ее возможности, а к шкале прикладывается какое-то явление.

Наши размышления по поводу возможных конструкций шутки закончим тем, что для представления шутки обычно выбирается артистическая форма речевого, музыкального или изобразительного оформления. Шутка любит игру в качестве представления. Человеку с чувством юмора не чужда игра.

Для того чтобы вести дальнейший разговор о юморе как средстве, обратимся к общепринятому пониманию средства решения задач любой деятельности.

Некоторые параметры эффективности «средства»

То, что используется для достижения результата и у людей в быту, и у многих профессионалов называется «средством». В качестве синонимов используется целый ряд слов, такие как «инструмент», «ресурс», «возможность» и т.п. Конечно, каждый из них имеет свои смысловые оттенки, разобрав которые мы будем более точно и правильно использовать слова, используемые для наименования «средства».

Но очевидно, что не каждое средство является эффективным, точнее не в каждом случае, не во всех условиях средство становится эффективным. Эффективными же мы будем называть те средства, которые позволяют решить задачу. В рамках данной статьи мы только обращаем внимание на параметры, которые характеризуют средство как эффективное.

Итак.

Анализ ситуации. Для ведения эффективной и оптимальной деятельности необходимо определение или нахождение адекватных средств для решения возникающих задач,

необходим анализ ситуации на этот предмет. В процессе анализа должно быть формулировано, где используемые средства не работают, либо дают сбой, не позволяя достичь запланированного результата. Возможны различные результаты анализа: может быть, не используются все возможности применяемого средства или используемое средство надо дополнить другим средством, которое будет способствовать решению задачи, которую невозможно решить с помощью уже используемого средства. А может быть, решением должен стать отказ от выбранного средства и поиск другого.

Уточнение задачи ситуации. Этот компонент в конструировании деятельности является актуальным для педагогики, поскольку, на наш взгляд, ключевой вопрос педагогики не «Что имеем?» а «Что с этим делать?» Поэтому результатом является формулировка задач с учетом выявленных проблем, а также расстановка этих задач в порядке приоритета или логической последовательности: определение, какой задачей будем заниматься в первую очередь, а какая может подождать или может быть разрешена только после решения первой. Полезным бывает разбить каждую задачу на более мелкие и тем самым уточнить для себя, с изменением чего нам придется столкнуться в наших действиях.

Конструирование средства под уточненную задачу. В ходе конструирования средства требуется выбрать средство, либо средства, которые могут быть в дальнейшем использованы для решения выдвинутых задач. Для нахождения средства нам может помочь перечень характеристик, которым оно должно соответствовать. Создание такого перечня является первым этапом по подбору средства.

Следующим этапом часто бывает мыслительная апробация средств, подобранных в соответствии со списком характеристик. Эта апробация может происходить через осмысление своего или чужого опыта по использованию средства, через моделирование возможных ситуаций, где может быть использовано средство, через оценку того, что можно достичь с помощью этого средства в тех или иных условиях. К мысленной апробации относится и продумывание повышения эффективности управления возможностями данного средства, просчет рисков при использовании средства, корректировка возможных негативных последствий при использовании средства.

Создание атмосферы эмоциональной комфортности и позитивности в использовании средства. Эффективность в использовании средства увеличивается, если оно (использование) сопровождается хорошим настроением. Отметим, что хорошее настроение не только «прилетает» само по себе, но и человек может прилагать усилия для сохранения позитивного настроения. Можно сделать заключение, что позитивный настрой - это есть показатель эффективности использования средства в контексте реализуемой задачи - ситуации.

Итак, мы дали модельные (не относящиеся к конкретному средству) характеристики эффективного средства, более детально попробуем рассмотреть их в соотнесении с юмором как средством.

Анализ ситуации. При анализе ситуации на предмет возможности и эффективности использования юмора, времени всегда бывает мало. Юмор как средство не всегда бывает к месту и вовремя. Мы часто встречаемся с вами с ситуацией, когда сказанное в качестве шутки не вызывает смех и улыбку, так как прозвучало слишком поздно. Либо

сказанная «шутка» вызывает совершенно другие эмоции. И особенно нелепо это выглядит, когда профессионал использует шутку как средство решения некой задачи, пытаясь достичь задуманный им результат без учета интересов и состояния других участников ситуации.

Надо также отметить, что анализ ситуации в момент использования юмора должен происходить оперативно, реактивно. Конечно, это легче всего для людей, у которых по природе заложена возможность воспринимать юмор. И у них это происходит по интуиции. Но мы убеждены, что можно и нужно тренировать свой мыслительный аппарат, свои мыслительные функции для проведения анализа ситуации.

Уточнение задачи ситуации. В ситуации, когда появляется возможность использовать юмор, требуется максимальное уточнение задачи, предмета, по поводу которого и будет выстраиваться юмористическая конструкция. Юмор без повода возможен тогда, когда необходимо просто поддержать позитивный эмоциональный настрой говорящих. Чаще всего он используется, например, когда люди начинают говорить или ставят эмоциональную точку.

Эмоциональная комфортность и позитивность в использовании средства. Данный показатель юмора как средства достаточно значим. Более того, можно утверждать, что есть средства, которые не требуют наличия эмоциональной окраски. Юмор же почти всегда ее требует. Юмор без улыбки - это не юмор. Юмор без эмоционального подъема также не может быть определен как удачный. Чувство юмора, особенно в представлении шутки, в большинстве случаев имеет артистическую окраску: выбирается некий артистический тон, либо шутку сопровождает какая-то мимика, либо используется музыка.

Не смотря на возможности достичь задачных результатов с помощью юмора, можно сделать следующий вывод о юморе как средстве. Юмор позволяет фокусировать внимание на одном из аспектов общения: либо на всей теме, либо одном из сюжетов темы общения; одним из аспектов общения может быть способ обсуждения выбранной темы; юмор может быть направлен на систему доводов, которые используют стороны общения, для обоснования высказанных положений; юмором может быть усилена или ослаблена позиция или поведение одного из участников общения.

Проектный характер шутки.

Риски в использовании юмора в педагогической поддержке

Обсуждать средства в проектном залоге, значит, рассматривать возможности использования средства в каких-то условиях. Также квалифицированным представлением средства является проговор неких рисков и ограничений средства, ведь это ненормально, когда средство может все и всегда.

Основной риск использования юмора - несбалансированность. Шутка должна возникнуть в общении - вовремя, поэтому важно умение как сказать быстро, так и выдержать паузу. Причем в нашем опыте сложнее даже выдержать паузу, поскольку быстрота реакции,

иногда, имеет «побочные явления», которые требуют в дальнейшем дополнительных усилий, чтобы восстановить поломанное. Одно, из самых часто встречаемых «побочных явлений» становится разрушение логики разговора. Или другим частым явлением бывает, что не все засмеялись быстро, и требуются дополнительное время и усилия, чтобы восстановить темп разговора.

Другой стороной несбалансированности юмора становится собственно содержание шутки. Причем эта несбалансированность может заключаться как в перегруженности шутки, излишней акцентировкой на каких-то вещах; так и в недосказанности, «недогру-женности». «Недогруженность» шутки приобретает либо вес простой глупости, либо банальности, сказанной с претензией. Конечно, эти факторы риска связанны с пониманием, которое есть у говорящих и слушающих. Так вот неверная оценка восприятия шутки у обеих сторон общения бывает достаточно часто встречающимся риском юмора.

Надо подчеркнуть, что чувство юмора - это не только набор технических умений (хотя и высокого умственного уровня). Можно, и профессионально необходимо, учиться умственным операциям и техникам в проведении анализа ситуации; быстро вычленять приоритетные задачи и проблемы, которые требуют изменений. Можно даже сконструировать парадоксы логики. Но тяжело научиться просчитывать, где будет смешно, что вызовет улыбку. Очень важна эмоциональная компонента, поэтому надо чувствовать, где будет смешно для себя и для других. И особенно для того, кого касается шутка. И это является некоторым риском и ограничением в использовании чувства юмора как средства. Более жестко, скажем так, если нет настройки на хорошее чувствование юмора, то использовать юмор как средство нецелесообразно.

Проектность, то есть возможность использования чувства юмора как средства педагогической поддержки, мы рассмотрим в данной статье через задачи, которые стоят перед тактиками педагогической поддержки и потенциалом шутки в решении этих задач.

Тактика «Защита» характеризуется тем, что Ребенок в своем образовании сталкивается с некими силами, которые либо совсем не дают Ребенку проявлять активность; либо какие-то силы неконструктивны для образования Ребенка, мешают и изменяют движение и стремления Ребенка. Причем в большинстве своем эти силы неподвластны Ребенку. И педагог должен осуществить блокировку этих неконструктивных сил, чтобы Ребенок мог заниматься своим образованием. Интересно отметить, что таковыми деструктивными условиями являются либо люди, которые участвуют в образовательном процессе (другие педагоги, администраторы, родители, другие специалисты и т.д.), либо эти силы не являются собственно самостоятельными в своих действиях, а управляются людьми. Поэтому педагог, осуществляющий педагогическую поддержку, вступает в прямое или косвенное взаимодействие и общение с людьми, осуществляющими блокировку. И, очевидно, с помощью юмора можно представить неконструктивность блокировки активности для решения задач образования. Очень часто показываются негативные последствия через возможные парадоксы.

Тактика «Помощь» реализуется тогда, когда наличествует торможение активности Ребенка из-за внутренних страхов быть успешным. Это, прежде всего, связано с эмоциональным фоном неуверенности и страха. Ребенок очень часто избегает ответственности

за свои действия. С помощью шутки, конечно, можно предъявить это Ребенку и вместе посмеяться над парадоксами его желаний и отказом что-то делать для их реализации. Но в тактике «Помощь» очень важно сохранение самооценки Ребенка. Парадоксальности и смеху подвергается не сам Ребенок, а слабость в эмоциональной устойчивости людей. С одной стороны, слабость обезличена, но с другой - ситуация должна быть узнаваема для Ребенка.

Ситуация применения тактики «Содействия» во многом более жестка для Ребенка, но очень продуктивна для развития его самостоятельности. Объективно стоит задача смены стереотипа деятельности в опыте Ребенка. Он (Ребенок) достаточно устойчив в своих интеллектуальных и эмоциональных состояниях, поэтому подшучивание над его действиями возможно и конструктивно. Но прибегая к этой тактике, мы должны быть уверены в умении сохранить свое достоинство самим Ребенком и в преодолении им проблем. Поэтому важно отслеживать как вес шутки, так и шаг преодоления парадокса, с которым справится Ребенок.

Шутка и юмор имеют место и в тактике «Взаимодействие», поскольку ситуация требует корректировки партнерства между педагогом и ребенком в реализации образовательного процесса. Ребенок объективно имеет достаточный потенциал как субъект образования. Эти потенциальные возможности имеют направленность на становление его ресурсом ребенка. Этот ресурс может быть максимально эффективно использован во взаимодействии с другими участниками образования конкретного Ребенка. Ребенок мог бы вступить в договор, например, в позиции Заказчика или Исполнителя. Но Ребенок почему-то не видит эту возможность, или не выступает как партнер договорного взаимодействия. Предметом шутки и юмора становится уменьшение эффективности при отсутствии продуктивного взаимодействия. Причем нацеленность дается как на минимизацию результата, так и юмористической критике подвергается неконструктивные способы совместных действий.

В качестве заключения размышлений о чувстве юмора как средстве педагогической поддержки ребенка в образовании сформулируем следующие положения.

1. Как средство в достижении запланированного результата чувство юмора неразумно рассматривать отдельно от человека, использующего шутку в общении, так как, прибегая к этому средству, человек задействует свои внутренние механизмы умственной и эмоциональной сфер.

2. Мыслительные операции, которые необходимо проделывать, применяя юмор, достаточно сложны. Арсенал этих мыслительных операций и умений включает: анализ складывающейся ситуации в короткое время, иногда эта ситуация даже еще не сложилась, а поэтому анализ требует некоторых предвосхищающих мыслительных усилий; формулирование предмета, по поводу которого и будет выстраиваться шутка; выстраивание причинно-следственной связи; выстраивание реально несуществующей причинно-следственной связи; построение проекта общения по поводу высказываемой шутки и т.п.

3. Человек должен уметь прочувствовать появление улыбки, поскольку это устройство интегрального характера, что предполагает задействование как осознанных, так и неосознанных проявлений человека. Человек должен уметь прочувствовать появление

улыбки у другого человека, когда будет предъявлен парадокс, то есть человек сам должен суметь улыбнуться парадоксу, который он сконструировал. А также он (человек) должен прочувствовать и спрогнозировать появление улыбки у другого на предложенную парадоксальную конструкцию юмора.

4. Проявление чувства юмора является также хорошим диагностическим средством, причем оба проявления - как высказывание шутки, так и ее восприятие. Если человек может искренне улыбнуться шутке, высказанной как им самим, так и другим, то можно сделать заключение, что это показатель умственных, эмоциональных и, если можно так сказать, то и человеческих проявлений индивидуума.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.