Научная статья на тему 'ЮКАГИРСКИЙ И ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ МИФЫ О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ МИРА'

ЮКАГИРСКИЙ И ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ МИФЫ О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ МИРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮКАГИРЫ / ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ / ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ ТЕКСТЫ / БИБЛЕЙСКОЕ СКАЗАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Людмила Николаевна

В этиологическом мифе лесных юкагиров «Как Христос делал жизнь на Средней земле», записанном в конце XX в., обнаруживается влияние древнекитайских текстов. Первая часть мифа представляет широко известную в мифологии, в том числе древнего Китая, версию о Всемирном потопе. Вторая часть мифа - предположительно переработанный вариант древнекитайского сказания о битве двух божеств за передел мира. В отличие от китайских источников юкагирский этиологический миф подвергся значительной поздней по времени переработке с позиций библейского сказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮКАГИРСКИЙ И ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ МИФЫ О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ МИРА»

Литература Книга моего деда Коркута: (Огузский героический

Бахлул Абдулла. Женщины в «Китаби-Деде Кор- эпос) / пер. В.В. Бартольда. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, куд». - Баку: Элм, 2009. - 96 с. - На азерб. яз. 1962. - 299 с.

Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.

R.G. Kuliyeva

Typology of woman 's character in the heroic epos «Kitabi-Dede Korgut» and olonkho

The article deals with the women's characters in the ancient Turkic heroic epos "Kitabi-Dede Korgut" and genre "olonkho". In "Kitabi-Dede Korgut" women who throughout centuries served as a role model are presented. The gallery of women's characters "Kitabi-Dede Korgut" fairly extensive - it is the wife of the rulers and their associates. They are like their husbands: faithful, brave, courage. Their woman - servants - wet-nurses, slaves - are also presented in the epos besides them. All women are divided into four types by Dede Korgut. A woman in the genre "olonkho" is a defender of her tribe, successor of the family. These epic characters are able to do exploit. When defending their country they battle with heroes. Both in the women characters of olonkho and in the Turkic epos are embodied all three forces that are typical for Oriental world outlook: preserving, destroying and creative forces.

Keywords: typology, women's characters, olonkho, Turkic epos, Oriental world outlook.

УДК 82-343(=554)+82-343(=581)

Л.Н. Жукова

Юкагирский и древнекитайские мифы о переустройстве мира

В этиологическом мифе лесных юкагиров «Как Христос делал жизнь на Средней земле», записанном в конце XX в., обнаруживается влияние древнекитайских текстов. Первая часть мифа представляет широко известную в мифологии, в том числе древнего Китая, версию о Всемирном потопе. Вторая часть мифа - предположительно переработанный вариант древнекитайского сказания о битве двух божеств за передел мира. В отличие от китайских источников юкагирский этиологический миф подвергся значительной поздней по времени переработке с позиций библейского сказания.

Ключевые слова: юкагиры, этиологический миф, древнекитайские тексты, библейское сказание, сравнительная таблица.

В 1988 г. в с. Нелемное Верхнеколымского улуса - центре расселения лесных юкагиров был записан этиологический миф «Как Христос делал жизнь на Средней земле» [Жукова, Николаева, Демина, 1989, с. 35-46]. По содержанию текст распадается на две части. Первая повествует о том, что на Средней земле дважды был потоп, во второй рассказывается, как Христос с тремя помощниками устраивали жизнь людей и животных после потопа. При анализе первой части обнаружены параллели с древнекитайскими мифами о потопе [Жукова, 2015].

Обратимся ко второй части мифа, вот ее краткое содержание. Посланник богов Христос с тре-

© Л.Н. Жукова, 2016

мя помощниками, хозяевами воды, деревьев, растений, устраивает жизнь нового поколения безгрешных людей, обучает, как содержать домашних животных, в их числе названы олень, корова, лошадь, свинья, собака, птицы. Чёрт Большая Острая Голова с группой грешников ищут Христа, чтобы распять на кресте и отобрать животных. Прямого противодействия Христу они не оказывают, но поймали и распяли одного из трех его помощников. Второго помощника Христа съели голодные лесные звери. Верхние Боги отделили Среднюю землю от Нижней земли, в которой скрылись грешники, а Христос закрыл дыру, через которую они выходили наружу. За-

вершив мироустройство, Христос «со своими людьми» (хотя по тексту остался один помощник) улетели к верхним богам.

Миф насыщен библейской символикой и образами (Ной, крест, распятие, грешники и проч.), за которыми слабо проступают национальные юкагирские мифопоэтические элементы. Скорее всего, некий исходный текст был переработан с позиций библейского сказания, произошло это в позднее время: христианизация северных народов Якутии началась с середины XVII в. и официально завершилась в XIX в. Исходный текст мифа трудно воссоздать. Миф «Как Христос делал жизнь на Средней земле» записан только в одном варианте, сколько-нибудь схожих сюжетов нет в корпусе юкагирских текстов этиологического характера, а также в фольклоре других коренных народов Якутии. Присутствующий у тунгусов и якутов сюжет о потопе, скорее всего, имеет христианское происхождение, правда, сравнительные исследования не проводились.

В канву рассматриваемого юкагирского мифа включены отдельные небольшие этиологические сюжеты: почему уменьшена величина рябчика, отчего медведь и бурундук зимой спят, а у белки и мыши под мышкой появились отметины. Сюжет, объясняющий, почему у медведя нет пятого пальца, известен у лесных юкагиров как самостоятельный миф-сказка (ПМ П.Е. Прокопьевой [Жукова, Прокопьева, 1991, № 1]). Не ясными остаются истоки положительных характеристик коровы и свиньи и отрицательных - лошади. Все изменения у представителей животного мира обусловлены деятельностью Христа.

В сюжете второй части юкагирского мифа, как и в первой, обнаруживаются китайские параллели, в данном случае с древними сказаниями о великой битве двух божеств и их союзников.

Обратимся к китайским текстам. Значительный материал обобщил один из исследователей древнекитайской мифологии Юань Кэ. Автор с сожалением писал: «Китайские мифы в значительной степени утрачены, и от них сохранились лишь разрозненные осколки, которые, будучи рассеяны в сочинениях древних авторов, не представляют какой-либо системы» [Юань Кэ, 1987, с. 13]. Древние мифы записывались в Китае в продолжение более

одной тысячи лет: с VIII в. до н.э. по VI в. н.э. [Там же, с. 22]. В их числе имеются мифы о потопе и варианты сказаний о великой битве.

«Неизвестно, сколько прошло времени после смерти Нюйвы*, как появился великий Янь-ди -бог солнца... он имел голову быка и туловище человека. Это, вероятно, означало его особые заслуги в земледелии: он в течение тысячелетий подобно буйволу помогал людям пахать землю. Когда он появился на земле, людей уже было много, а пищи, доставляемой природой, не хватало. (Люди первоначально занимались охотой, рыболовством и собирательством. - Л. Ж.). Милосердный Янь-ди научил людей сеять злаки и своим трудом добывать средства к жизни. Чтобы злаки росли, Янь-ди заставил солнце давать достаточно света и тепла, и с тех пор люди не беспокоились об одежде и пище... [Он] создал для народа рынки. научил их счету времени, установив исходной точкой самого себя, или, точнее, подвластное ему солнце» [Там же, с. 59-61].

Божество имело трех дочерей и множество потомков. «Спустя некоторое время после Янь-ди появился великий бог по имени Хуан-ди - Желтый владыка» [Там же, с. 64]. Хуан-ди считался Верховным владыкой/Верховным правителем Центра четырёх стран света, имел четыре лица, «так как он мог одновременно наблюдать за всеми четырьмя странами света» [Там же, с. 89] или имел четыре глаза [Там же, с. 288]. Хуан-ди победил четырех других божеств света (владык Востока, Юга, Запада, Севера). Его помощником был дух земли Хоу-ту, «который держал в руках веревку и управлял всеми частями света». В китайских источниках Хуан-ди также описывается культурным героем, «почти всемогущим умельцем» [Там же, с. 113]. Он научил людей строить дома, изобрел повозку и лодку, бронзовые зеркала, котел и глиняный горшок для варки пищи, самострел, игру в ножной мяч. По его приказанию были созданы письмена, музыка, 60-летний временной цикл, медицинские книги. Он много путешествовал, и в завершение дел поднялся на небо. Хуан-ди рассматривается как общий предок богов и людей.

Во многих древнекитайских сочинениях Хуан-ди назван единоутробным братом Янь-ди, братья были очень разными, каждый из них ведал

* Богиня Нюйва в одних мифах выступает как единоличная создательница людей, прародительница, устранившая последствия потопа и затем скончавшаяся. Согласно другим, Нюйва и Фуси - сестра и брат, спасшиеся во время потопа и давшие начало новому человечеству [Рифтин, 1987, с. 388-397; Юань Кэ, 1987, с. 48-51, 357-358].

половиной Поднебесной [Там же, с. 59]. Между этими божествами произошла ожесточенная битва: «Борьба между Хуан-ди и Янь-ди - одна из самых больших войн в китайской мифологии» [Там же, с. 94]. После того, как Янь-ди был разбит и отступил с войсками на юг, появился его потомок Чию, выступающий за возврат всего ранее утраченного. Одни сказания связывают имя Чию со злым небесным божеством, другие - с названием племени храбрых великанов, живших на юге.

«В древних книгах говорится: у Чию было 81 или 72 брата, каждый из них был страшен и необычен, имел медную голову с железным лбом, звериное тело, коровьи копыта, четыре глаза и шесть рук, все братья умели говорить по-человечьи. Сам же Чию, согласно народным преданиям, имел человечье тело, коровьи копыта, четыре глаза и шесть рук. Рассказывают также, что на голове у Чию рос крепкий и острый рог, а когда волосы за ушами вставали торчком, они напоминали мечи и трезубцы. Некоторые считают, что у Чию было 8 рук и 8 ног... Можно сказать, что Чию относился к необычному племени, которое состояло то ли из богов, то ли из людей. это - потомки Янь-ди с человечьим телом и головой вола» [Там же, с. 95].

Предводитель воинства Чию обладал способностями, свойственными кузнецу: он изготовлял палицы, секиры, мечи.

«Его обычной пищей был песок, камни и куски железа. Он был искусен в изготовлении различного оружия: остроконечных копий, прочных и острых трезубцев, гигантских топоров, крепких щитов, легких луков и стрел. Все это он делал своими руками. Кроме того, он был наделен. божественной силой» [Там же].

Некоторыми своими чертами мифический Чию близок по нашему мнению, к солярному божеству: он «обладал способностью летать по небу и ходить по самым опасным горным хребтам» [Там же, с. 99]. Об этом же косвенно говорят его много-рукость и многоногость. Самые ранние сообщения о Чию датируются I в. н.э. Вот описание древнего рисунка, предположительно изображавшего Чию, полузверя-получеловека: «на голове у него лук, в одной руке копье, в другой меч, левой ногой наступил на самострел, [пальцами] правой сжимает секиру» [Там же, с. 290].

Записи сказаний о великой битве представляют собой пересказы разновременных вариантов из различных районов и местностей Китая и содержат противоречия, отмеченные исследовате-

лями [Рифтин, 1987]. Так, по некоторым легендам борьбу за первенство с богом солнца Янь-ди начал именно Чию. С братьями он сражался «во имя одной общей цели - вернуть территорию и власть» [Юань Кэ, 1987, с. 95], отобрать престол и самому занять место верховного правителя. Поначалу ему везло: Чию стал правителем юга, а Янь-ди, несмотря на то, что военачальником у него был дух огня, бежал на север. Воодушевленный победой Чию пошел на север, его войско включало «медноголовых и железнолобых братьев, храбрый и воинственный народ мяо, злых духов гор, рек, деревьев и скал и всякую нечисть» [Там же]. Янь-ди обратился с просьбой о помощи к Хуан-ди. Войско Хуан-ди, кроме богов и злых духов четырех сторон света, составляли звери: «обычные медведи и бледно-желтые, с головой, похожей на лошадиную, сычуаньские медведи, барсы, хищные звери сю, похожие на леопардов, ягуары и тигры; возможно, что на его стороне были и некоторые племена» [Там же, с. 96].

Битва шла с переменным успехом, под конец полуразгромленный Чию призвал на помощь племя северных великанов куафу. Но помощь племени куафу не изменила ситуацию, войско было разгромлено, Чию схвачен Хуан-ди и обезглавлен. Голову бросили в одну сторону, тело - в другую, насыпав два могильных холма. Хуан-ди расправился и с народом мяо, заключившим союз с Чию [Там же, с. 103-105]. После казни Чию Хуан-ди некоторое время еще оставался среди людей, но потом поднялся на небо.

Полагаем, что сильно трансформированная вторая часть юкагирского мифа «Как Христос делал жизнь на Средней земле» тяготеет к рассмотренным древнекитайским источникам, время записи которых, как предполагают, охватывает период с VIII в. до н.э. по VI в. н.э. Составим сопоставительную таблицу.

Таблица показывает определенное сходство основных элементов юкагирского и древнекитайских текстов, несмотря на значительную территориальную и хронологическую отдаленность. В юкагирском тексте мироустроительная деятельность Христа в некоторых функциях может быть сопоставлена с деяниями древнекитайских солярных божеств Янь-ди и Хуан-ди. Противостояние Христа с тремя помощниками и Чёрта Большая Острая Голова с грешниками может быть калькой противоборства солярного божества во главе с воинством и остроголового Чию вместе со злыми силами.

Элементы сюжета Юкагирский текст Китайский текст

Образ верховного бога Боги, Христос Бог солнца Янь-ди, затем Желтый владыка Хуан-ди

Помощники У Христа - три языческих хозяина природы У Янь-ди - дух огня, у Хуан-ди - боги, злые духи, хищные звери, племена

Образ противника Чёрт Большая Острая Голова, грешники Получеловек-полузверь с рогом на голове Чию с братьями, злые духи, нечисть, племя мяо

Причина битвы Поймать и распять Христа. Отобрать и перераспределить животных Первенство, вернуть утраченные территории, власть, престол

Инициатор битвы Чёрт Большая Острая Голова Сначала Хуан-ди и Янь-ди, затем Чию

Итог битвы Чёрт Большая Острая Голова стал хозяином подземного мира теней Чию обезглавлен

Боги в завершение битвы Христос с помощниками улетел к богам Хуан-ди поднялся на небо

Мироустроитель Христос с помощниками устраивают жизнь людей и зверей после потопа Божества учат людей, создают разные блага

а) учит как содержать животных как заниматься земледелием

б) решает проблему голода да да

в) время отсчет времени от мироустрои-тельства (?) устанавливает время по солнцу

г) очищает мир от злых сил да да

д) усовершенствует зверей да -

Отметим, что в разных китайских источниках два солярных божества иногда выступают как братья, соперники, либо союзники в борьбе с Чию.

Обе части юкагирского мифа несут христианскую нравоучительную символику. Повествуется о расплодившемся грехе и потопе, грешных людях, отправленных богами в Нижнюю землю, они же подкапывают основы Средней земли. Об-личия грешных людей в тексте опущены за исключением описания Остроголового главаря. Под Остроголовым Чёртом выступает собирательный образ зла, единственный персонаж, имеющий исток в традиционных мифопоэтических воззрениях юкагиров*. Завершается этиологический миф созданием трехчастной мифической вселенной с главными демиургами-антагонистами: Бог (Христос) - Остроголовый Чёрт.

Китайские же источники наряду с мифическими главными персонажами - солярными божествами, обожествленными силами природы, силами зла и проч. - придают действиям реальные исторические черты: названы конкретные племе-

на, принимавшие участие в сражениях, топонимы и гидронимы, связанные с происходившими событиями или названные позднее в ознаменование их. Действия разворачиваются на конкретных территориях; присутствие божественных сил может быть объяснено, на наш взгляд, религиозно-тотемистическими воззрениями противоборствующих групп. Обе стороны конфликта выступают как солнцепоклонники. Это небесное покровительство предельно мифологизировано и стало объясняться впоследствии как непосредственная вражда божественных сил между собой. Яркая фантазийность обликов персонажей, свойственная китайским мифам и сказаниям, как и вообще древнекитайскому искусству, наделяет особыми эпитетами и характеристиками оба противоборствующих воинства. Складывается впечатление, что в основе сказания лежат какие-то действительно имевшие место исторические события и реальные персонажи, значительно трансформированные народной фантазией на протяжении многих столетий.

*В конце XIX - начале XX вв. В.И. Иохельсон записал у лесных юкагиров, что нижний ярус подземного мира мертвых называется «Страна Дедушки с Остроконечной Головой» [2005, с. 222]. Представления об Остроголовом предке юкагиры сохраняли в конце XX в. [Жукова, 2012, с. 67], самые древние остроголовые антропоморфные изображения людей появились на скалах Якутии в раннем неолите [Окладников, Мазин, 1976].

Для конкретизации времени событий, нашедших отражение в сказаниях, важны указания на изготовление разнообразного оружия из металла, «медноголовость» и «железнолобость» воинства и кузнечные способности предводителя Чию. Логично предположить, что события происходили в Китае в период железного века и с этого времени о них начали распространяться устные и письменные мифологизированные версии. В просмотренных нами работах исследователей, посвященных в том числе древнекитайским сказаниям о грандиозной битве (Б.Л. Рифтин, Юань Кэ), не привлекаются в качестве дополнительных источников материалы по политической истории древнего Китая, которые могли бы пролить свет как на реальность описываемых событий, так и на их хронологию.

Исследования раннего периода китайской государственности (с конца III тыс. до н.э. до 220 в. н.э.), показывают, что древний Китай периодически сотрясали военные события различного масштаба (восстания подвластных князей, дворцовые перевороты, народные движения и проч.). Вот их хронологический перечень [История древнего Востока, 2007, с. 344-345]:

Кон. III - нач. II тыс. до н.э. - правление легендарной династии Ся. Разложение первобытнообщинных отношений и формирование институтов предцивилизации;

403-221 гг. до н.э. - период Сражающихся царств. Борьба отдельных княжеств за гегемонию;

206-202 гг. до н.э. - народные восстания;

18-25 гг. н.э. - восстание «краснобровых» и другие движения;

184-207 гг. н.э. - народное восстание «желтых повязок»;

220 г. н. э. - распад империи на три царства. Завершение эпохи древнейшей истории Китая.

О двух первых хронологических этапах имеются менее достоверные сведения. Продолжавшийся почти два столетия период Сражающихся царств является наиболее вероятным источником для китайских мифопоэтических сказаний о грандиозной битве между противоборствующими силами юга и севера. Другие исследователи дают несколько иные даты начала этого события.

«На фоне беспрерывной борьбы за власть, ни одно из княжеств не доводило победу над соседом до точки полного завоевания. Но в 479 г. до н.э.. полуварварское княжество Чу, занимавшее боль-

шую часть долины Янцзы, поглотило маленького соседа, положив начало двухвековой эпохе широкомасштабной кровавой борьбы, которая получила название периода Борющихся царств*. Это была борьба за овладение всем Китаем» [Крюгер, 2006, с. 73-74]. Царство Цинь появилось «в качестве победителя периода Борющихся царств и объединителя Китая». Армия цинцев, сражающихся безжалостно, завоевала для своего царства прозвище «царство тигров и волков». Армия представляла собой дисциплинированную, хорошо отлаженную боевую машину, обладавшую большим опытом. Племя Цинь, согласно легендам, появилось в III тыс. до н.э. [Там же, с. 105, 109].

В приведенных материалах о «полуварварском княжестве Чу», своими успешными боевыми действиями положившем «начало двухвековой эпохе широкомасштабной кровавой борьбы», можно видеть прообраз воинственного племени Чию с его остроголовым предводителем. А в победившей многие княжества армии цинцев усматривается прообраз воинства, выступавшего под покровительством солнечного бога Хуан-ди. Так определяется возможная дата описываемых в древнекитайском сказании событий: кон. V в. -кон. III в. до н.э. (1-я пол. I тыс. до н.э.).

При анализе первой части юкагирского мифа «Как Христос делал жизнь на Средней земле» с описанием потопа [Жукова, 2015] мы предположили, что это один из вариантов древнекитайского мифа, когда-то воспринятого и переработанного юкагирской мифопоэтической фольклорной традицией. Впоследствии уже трансформированный юкагирами текст подвергся вторичной значительной пересемантизации с позиций христианства. То же следует сказать и о второй части мифа. Возможно, в древности какая-то группа (или группы) из Китая (китайцы или подвластные им племена), носители данных текстов, пришли на территорию Якутии, и произошло это еще до прихода тунгусов и предков якутов, в фольклоре которых мифопоэтические прокитай-ские сюжеты пока не выявлены. Можно полагать, что это были беженцы из северного Китая, спасавшиеся от многолетних военных действий, а также проигравшие сражение племена, бежавшие от мести победителей. Следует сказать, что Якутию с древних времен посещали выходцы из Китая. Вот несколько примеров.

* В одних источниках Сражающиеся царства, в других - Борющиеся.

Типичный древнекитайский погребальный обряд, носивший в Китае название «поясничная или собачья яма» с отдельным захоронением головы и тела человека и собаки, обнаружен в средненео-литическом погребении на горе Туой-Хая на Вилюе [Жукова, 2012, с. 315-318; Кучера, 1977, с. 116, 172; Федосеева, 1968, с. 39]. Наскальные рисунки бронзового века Южной и Центральной Якутии имеют много общего с древними китайскими иероглифами [Алексеев, Пеньков, 2006]. В связи с этим особый интерес представляют исследования генетиков. Результаты анализа генетических взаимоотношений демонстрируют, что «по спектру материнских линий юкагиры ближе к урало- и алтаеязычным этносам, чем к палеоазиатам. У-генофонд юкагиров [содержит] достаточно редкую для Якутии гаплогруппу О, характерную для популяций Китая и Дальнего Востока» [Федорова, 2008, с. 170-171].

Таким образом, отмеченное нами сюжетное, в том числе в отдельных деталях, сходство юкагирского этиологического мифа и вариантов древнекитайского сказания о большой битве не может быть случайным. Скорее всего, привнесенные древнекитайские тексты о потопе и грандиозной битве были под влиянием христианских воззрений объединены фольклорной традицией юкагиров-охотников в одно общее сказание со значительным переосмыслением и усилением космогонического и этиологического контекста. Была существенно сглажена острота конфликта между Христом и противоборствующей ему силой. Поскольку рассматриваемый юкагирский миф, как полагаем, имеет заимствованное происхождение, он не основан на реальных событиях из истории юкагирского народа. Это именно миф-сказка, объясняющая мироустройство с точки зрения поздней, привнесенной христианскими проповедниками новой картины мира.

Если наше предположение о китайском источнике второй части юкагирского мифа о переустройстве мира верно, то при объяснении того, как это устное сказание оказалось на верхней Колыме, значение будут иметь данные не только о движении китайских групп на север, но и о поздних продвижениях древнеюкагирских племен из Южной и Центральной Якутии в северные широты под напором пришлых тунгусов и предков

якутов. Пока же вопрос о времени и месте предполагаемых юкагирско-китайских контактов остается открытым.

Литература

Алексеев А.Н., Пеньков А.В. Новые подходы к познанию духовной культуры таежных племен древней Якутии: пиктографические «тексты» на ленских писаницах бронзового века // Древности Якутии: искусство и материальная культура. - Новосибирск: Наука, 2006. - С. 12- 56.

Жукова Л.Н. Очерки по юкагирской культуре. -Ч. 2: Мифологическая модель мира. - Новосибирск: Наука, 2012. - 360 с.

Жукова Л.Н. Юкагирско-китайские фольклорные параллели // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2015. - № 7. - С. 72-76.

Жукова Л.Н., Николаева И.А., Демина Л.Н. Фольклор юкагиров верхней Колымы. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 1989. - Ч. 1. - 161 с.

Жукова Л.Н., Прокопьева П.Е. Фольклорные тексты юкагиров верхней Колымы (ПМ* П.Е. Прокопьевой) // Язык - миф - культура народов Сибири. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 1991. - Вып. 2. - С. 146-167.

Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы / пер. с англ. яз. В.Х. Иванова и З.И. Ивано-вой-Унаровой. - Новосибирск: Наука, 2005. - 675 с.

История древнего Востока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Кузищина. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 368 с.

Крюгер Р. Китай. Полная история Поднебесной / пер с англ. яз. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 448 с. (Тайна древних цивилизаций)

Кучера С. Китайская археология. 1965-1974 гг.: Палеолит - эпоха инь. Находки и проблемы. - М.: Наука, 1977. - 369 с.

Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1976. - 190 с.

Рифтин Б.Л. О китайской мифологии в связи с книгой профессора Юань Кэ // Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М.: Гл. редакция вост. литературы, 1987. -С. 378-477.

Федорова С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондри-альной ДНК и У-хромосомы. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. - 235 с.

Федосеева С.А. Древние культуры верхнего Вилюя. - М.: Наука, 1968. - 170 с.

Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М.: Гл. редакция вост. литературы, 1987. - С. 5-377, 478-527.

* ПМ - полевые материалы

L.N. Zhukova

Yukagir and ancient Chinese myths about the reorganization of the world

The etiological myth forest Yukagirs "How Christ did life on the Middle Earth", written down at the end of XX century, reveals the influence of ancient Chinese texts. The first part of the myth is widely known in the mythology of the story of the Flood, in our opinion, the closest is his version of the Ancient Chinese. The second part of the myth allegedly represents the processed one of versions of the Ancient Chinese legend on fight of two deities for repartition of the world. In contrast to the Chinese sources, Yukagir etiological myth has undergone considerable processing, late on time from the standpoint of Bible legends.

Keywords: Yukagirs, etiological myth, the Ancient Chinese texts, Bible tale, a comparative table.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.