Игорь Николаевич Юркин, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва), на основе документов РГАДА показал процесс и результат раздела промышленного хозяйства А.Н. Демидова между сыновьями. Автор подчёркивает, что именно Григорий проделал важную и трудную работу, позволившую каждой из частей наследства относительно успешно существовать самостоятельно. В частности, отошедшая к Григорию часть наследства обеспечила возможность успешного развития ботанического сада в Соликамске. Содержание сада требовало финансовых вложений, и хотя никаких документов, указывающих на конкретные суммы, в архивных коллекциях семьи Демидовых пока не обнаружено, понятно, что эти вложения были значительными (содержание сада, приобретение семян, «отводков» новых культур, выписка литературы и пр.). Одним из источником таких вливаний были успешные промышленные проекты Г.А. Демидова в металлургическом производстве.
В завершение форума был проведен круглый стол, на котором были подведены итоги конференции и обозначены актуальные вопросы регионального демидоведе-ния. Ведущий дискуссии, председатель «Соликамского Демидовского клуба» Евгений Витальевич Смирнов, обратил внимание её участников на две главные проблемы: 1. Пути продвижения проекта «Союз Демидовых городов»; 2. Организация празднования 300-летия со дня рождения Г.А. Демидова. Участники дискуссии И.Н. Юркин, С.Е. Вогулкин, В.К. Штибен, Т.Д. Келлер, Д.Ю. Крутяков, С.А. Клат, Е.В. Насекина, О.А. Малолетнева, А.М. Калинин, Н.Ю. Сугробова и другие предложили подготовить проект учредительного документа по созданию союза Демидовских городов России; провести ряд мероприятий, приуроченных к празднованию 300-летия со дня рождения Г.А. Демидова (2015); инициировать издание Демидовского словника (Демидовской энциклопедии). Кроме того, было высказано пожелание открыть музей Г.А. Демидова и создать памятник ему в Соликамске.
Заключительным аккордом конференции стало вручение медалей Григория Демидова «За идеалы просвещения», учреждённых общественной организацией «Соликамский Демидовский клуб». В частности, медали были удостоены А.М. Калинин — за вклад в создание и развитие мемориального ботанического сада Г.А. Демидова; В.К. Штибен — за работу по сохранению памяти и написание первой биографии Григория Демидова; администрация Соликамского городского округа — за деятельную поддержку демидовского движения в г. Соликамске.
Юбилей Тимирязевского биологического музея
Марина В. Куликова
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва, Россия;
marina@gbmt.ru
2012 год — юбилейный для Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева. Уже 90 лет этот музей просвещает, обучает, знакомит москвичей и гостей столицы с основными направлениями биологических наук. Это комплексный естественнонаучный музей, действующий как научно-образовательный и художественно-эстетический
Здание Биологического музея — усадьба П.И. Щукина (1892—1904)
центр. Его основная экспозиция развернута на площади 800 м2 и посвящена таким разделам современной биологии и экологии, как развитие жизни на Земле; антропогенез, многообразие современного мира животных и растений; анатомия и физиология растений, животных и человека; генетика и селекция; экологические основы охраны природы. В Биологическом музее представлены разделы, не отраженные в других естественнонаучных музеях Москвы (ботаника и физиология человека и животных). В ботанической экспозиции представлены влажные препараты, демонстрирующие видоизменения органов растений, макеты цветковых растений, диорамы, отображающие растительные сообщества, муляжи достижений отечественных селекционеров.
Коллекции музея насчитывают более 85 тысяч единиц хранения, объединённых в 23 группы. Экскурсионная тематика музея насчитывает примерно 80 тем, адаптированных на разный возраст, уровень знаний и потребности слушателей. Помимо традиционных лекций проводятся тематические занятия с использованием микроскопов, часть экскурсий сопровождается демонстрацией опытов, живых объектов. Экскурсанты — от дошкольников и школьников до студентов вузов, техникумов, педагогических и медицинских училищ (ежегодно более 90 тыс. человек). Музей организует более 50 выставок в год: фондовые, клубные, интерактивные выставки; партнерские выставочные проекты, выставки по результатам всероссийских детских конкурсов.
Музей основал Борис Михайлович Завадовский1 при кафедре биологии Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова в 1922 г.2, тогда же он получил имя
1 Б.М. Завадовский (1895—1951) — крупный специалист в области физиологии, эндокринологии и биологии развития, впоследствии академик ВАСХНИЛ. Долгое время оставался директором Музея.
2 Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова — высшее учебное заведение ЦИК СССР и ВКП(б), готовившее кадры для советской и партийной администрации, действовавшее
Экскурсия по экспозиции «Развитие органического мира»
К.А. Тимирязева, которого Завадовский считал одним из своих учителей. В 1934 г. он был выделен в самостоятельное учреждение и разместился в здании на Малой Грузинской улице. Б.М. Завадовским и его соратниками были сформированы основные положения о деятельности нового музея: это не «вещевой», а проблемный музей, демонстрирующий основные проблемы всех направлений биологии; музей-лекторий, ориентированный в первую очереди на студентов и школьников; музей-лаборатория, где сотрудники проводят экспериментальные научные работы, а лекции сопровождаются показом животных, растений и физиологических экспериментов.
Над созданием музея в разные годы работали Н.П. Кренке (1892-1939), эволюционисты Б.В. Властов (1893-1964), А.А. Парамонов (1891-1970) и П.П. Смолин (1897-1975). Основой послужили «Музей живой природы» А.Л. Бродского3, который был одним из первых экологических музеев в России; коллекции анатомических и зоологических препаратов профессора Д.Ф. Синицина, коллекции кружка по изучению фауны и флоры и другие учебные коллекции Московского городского (народного) университета им. А.Л. Шанявского. К сожалению, как писал Б.М. Завадовский (1927), «...коллекции дошли до нас... в сильно поредевшем виде и сильно попорченные молью. Поэтому они были почти полностью заменены новыми приобретениями и оригинальными препаратами, изготовленными в собственной мастерской». Однако отдельные коллекционные образцы отметили недавно свой 100-летний юбилей — часть таксидермических экспонатов была отреставрирована и сохранена.
Основой чучельной коллекции стали результаты проводившихся в музее физиологических экспериментов (Завадовский ставил опыты по влиянию гормонов на
в Москве в 1918-1937 гг. В 1920 г. к нему было присоединено научно-популяризаторское отделение бывшего университета им. А.Л. Шанявского.
3 На тот момент — доцент Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова.
Разнообразие фондов Биологического музея
организм животных). Затем стали собирать экспонаты, документирующие видовое разнообразие животного мира, аномалии развития, достижения селекции. Часть экспозиции была представлена живыми объектами: растения, аквариумные рыбки, птицы и мелкие млекопитающие. В 50-70-х гг. ХХ в. музей пополнился ещё несколькими интересными коллекциями: муляжи плодов сортов плодово-ягодных культур, в том числе выведенных И.В. Мичуриным;4 скульптурные антропологические реконструкции М.М. Герасимова и его учеников — сотрудников Лаборатории пластической реконструкции и Института судебной медицины; чучела и тушки птиц натуралиста и писателя Е.П. Спангенберга; экспонаты, демонстрирующие результаты операций по пересадке органов, проведённые основоположниками трансплантологии В.П. Деми-ховым и А.Г. Лапчинским; гербарий московского флориста А.Н. Петунникова; коллекция раковин моллюсков А.Г. Лисичкина и А.П. Соколова. В последние годы музейные фонды пополнились коллекциями насекомых, включающими типовые экземпляры и экземпляры редких видов, муляжей грибов, птичьих гнезд и кладок, скелетом стелле-ровой коровы, редкими книгами, таксидермической скульптурой. В музей были переданы личный архив и библиотека Б.М. Завадовского.
В музеях биологической тематики почти всегда есть предметы анималистического искусства. В нашем музее это работы основателей московской школы анималистики — В.А. Фаворского, В.А. Ватагина, А.Н. Комарова.
В последние 20 лет в одно из важных направлений культурно-образовательной деятельности музея выделилась работа с семейной аудиторией. Возникла специальная программа «Семья в музее» со своими формами и методами общения музея с детьми
4 Такая коллекция муляжей, демонстрирующая результаты работы селекционеров, — единственная в своём роде в нашей стране.
Юбилейная конференция «Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался» (2012)
и их родителями. На первый план выдвинулись коммуникационная, просветительская досуговая и социальная функции музея. Эта программа помогает решению главной проблемы — экологического просвещения на основе биологических знаний и воспитания независимо от возраста и профессии. В настоящее время программа включает около 20 разнообразных событий.
В юбилейный год, с 22 по 25 апреля Музей организовал и провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался»5. Сегодня музеи очень ярко и отчётливо ощущают на себе, что их посетитель меняется стремительно. Успевает ли при этом музей «идти в ногу» с современным посетителем? Как сделать так, чтобы оправдать его ожидания? Нужно ли подстраиваться под современного посетителя музея? Привлечь посетителя в музей — это поддела. Как наладить с ним отношения и сделать так, чтобы из случайного гостя он стал верным другом? Что побудит его вернуться в музей завтра и послезавтра?
В программе конференции работали три секции и обсуждались следующие вопросы: «Современный музейный посетитель — кто он?». Методы исследования музейной аудитории, посетитель музея вчера, сегодня, завтра — ожидания, запросы, потребности.
«Коммуникация с музейной аудиторией внутри музея». Методы и формы работы с посетителями, технологии привлечения нового посетителя в музей, музей в системе дополнительного образования, музей как институт образовательного досуга, edutainment,
5 К началу конференции был издан сборник тезисов: Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева; под ред. М.В. Куликовой и Ю.И. Михневич. М.: Акварель, 2012. 220 с.
как новый тренд в работе с посетителем, способы формирования своей постоянной аудитории музея.
«Взаимодействие с посетителем вне музея». Музейные программы на других площадках, межмузейные проекты, взаимодействие с посетителем в сети Интернет: сайт музея, социальные сети, форумы, блоги, youtube.
В конференции приняло участие 92 человек из 57 учреждений из 22 городов России. — сотрудники музеев различного статуса и подчинения (национальных, краеведческих, областных, художественных, естественнонаучных, технических, историкоархитектурных, музеев-заповедников, музеев при университетах), а также педагоги.
Открыли пленарное заседание профессор Б.А. Столяров (Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея) с докладом «Музей и дети: новые условия»; Е.Б. Медведева (главный редактор журнала «Музей») с докладом «Музей не для всех, а для каждого»; М.В. Мацкевич (Государственная Третьяковская галерея), с докладом «Двенадцать “почему”. Что мешает музею стать “Местом Открытий”. О причинах прихода посетителя в музей и отказа вновь посетить его». Прозвучал ряд выступлений сотрудников музеев естественнонаучного профиля: И.Г. Бухарова (Байкальский музей Иркутского НЦ СО РАН) «Особенности взаимоотношений с посетителями в Байкальском музее»; Е.И. Гридина (Государственный Дарвиновский музей, Москва) «Маркетинг — выстрел в цель»;
М.П. Новикова (Национальный музей Республики Татарстан) «“Краеведческая среда” как форма взаимодействия с музейным посетителем в Национальном музее Республики Татарстан»; О.Л. Попова (1-й МГМУ им. И.М. Сеченова) «Безопасная среда и музейная педагогика»; Н.В. Слепкова (Зоологический институт РАН)
«Посетитель в Зоологическом музее Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге. Проблемы и решения»; Л.П. Чермных (Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московская область) «Педагогика сотрудничества в музее образовательного учреждения»; Е.Я. Мигунова (Московский зоопарк) «Изучение посетителей в зоопарках. Наблюдение за наблюдающими». Восемь докладов было сделано сотрудниками Биологического музея.
В рамках программы конференции помимо теоретической части (доклады) сотрудники Биологического музея познакомили гостей с основной экспозицией, юбилейными выставками, интерактивной экспозицией «Смотри в оба!», с новым фирменным стилем музея. Участники конференции посетили музейную оранжерею и коллекцию растений Красной книги г. Москвы под открытым небом. В рамках конференции гостям было предложено принять участие в ежегодной программе музея «Фестиваль увлекательной науки».