Научная статья на тему 'Медицинские и биологические музеи Витебска: история, современность, перспективы'

Медицинские и биологические музеи Витебска: история, современность, перспективы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
447
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ МУЗЕИ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ВГМУ / АНАТОМИЯ / MUSEUMS / DEPARTMENTAL MUSEUMS / HISTORY OF MEDICINE / VSMU / ANATOMY

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Логвиненко С. М., Пивовар Н. В.

Медицинские и биологические музеи являются научными и образовательными центрами для учащихся и преподавателей витебских ВУЗов. Работа с коллекциями ведомственных и учебных музеев, экскурсии, изучение на практике теоретического материала, преподаваемого на лекциях помогают лучшему усвоению знаний студентами. Музеи способствуют популяризации успехов медицины и биологии в обществе, помогают в воспитании новых поколений докторов и медицинских работников на лучших традициях, сформированных в предыдущие исторические эпохи. Целью данной статьи является выявление медицинских, биологических музеев г. Витебска, характеристика их основных фондов, анализ их возможного использования в учебно-образовательном процессе в ВУЗах, средних общеобразовательных, средне-специальных и средне-профессиональных учебных заведениях города. Во время работы над статьей были изучены наиболее значимые музейные собрания медицинского характера. Использовались визуальные методы знакомства с экспозициями, интервьюирование руководителей музеев и смотрителей коллекций, анализ литературных источников, работа с документами Государственного архива Витебской области, а также с текущими архивами учреждений образования. Были исследованы источники формирования и особенности функционирования музеев. Определена роль представителей профессорско-преподавательского состава в создании и работе музеев. В статье дается описание экспозиций; содержится информация о составе фондов, приводится краткая история создания, перспективы, контактная информация о 14 медицинских и биологических музеях Витебска, раскрывается роль в образовательном процессе, возможные перспективы развития. В статье делается вывод о целесообразности создания сети ведомственных музеев медицинской и биологической направленности, которая может сыграть важную роль в повышении качества подготовки специалистов для народного хозяйства Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and biological museums are scientific and educational centers for students and teachers of Vitebsk universities. Work with collections of departmental and academic museums, excursions, in practice study of the theoretical material taught at lectures help students to better acquire knowledge. Museums contribute to the popularization of the achievements of medicine and biology in the society, help in the education of new generations of doctors and medical workers in the best traditions established in the previous historical epochs. The purpose of this article is to investigate medical and biological museums of Vitebsk, to characterize their main collections, to analyze the possibility of their use in the teaching and educational process at higher schools, general secondaryeducation, specialized secondary-education and professional secondary-education establishments of the city. While working on the article the most important museums collections of medical type have been studied. Visual methods of getting acquainted with the expositions, interviewing museums directors and collections keepers, analysis of literature sources, work with documentsof Vitebsk Regional Record Office as well as with current archives of the educational establishments have been used. The sources of creation and the peculiarities of museums functioning have been studied. The role of the teaching staff in the museums creation and work has been determined. This article describes the museums expositions, the most interesting exhibits, and gives information about their funds. The history of museums creation is given in brief, too. The article contains also information about 14 medical and biological museums of Vitebsk, shows their role in the educational process, prospects of their future development. The conclusion is drawn that it is efficient to create a chain of departmental medical and biological museums that may play an important role in the increased quality of training specialists for Belarusian national economy.

Текст научной работы на тему «Медицинские и биологические музеи Витебска: история, современность, перспективы»

© ЛОГВИНЕНКО С.М., ПИВОВАР Н.В., 2014

МЕДИЦИНСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ВИТЕБСКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ЛОГВИНЕНКО С.М., ПИВОВАР Н.В.

УО «Витебское кадетское училище», Республика Беларусь

Резюме.

Медицинские и биологические музеи являются научными и образовательными центрами для учащихся и преподавателей витебских ВУЗов. Работа с коллекциями ведомственных и учебных музеев, экскурсии, изучение на практике теоретического материала, преподаваемого на лекциях помогают лучшему усвоению знаний студентами. Музеи способствуют популяризации успехов медицины и биологии в обществе, помогают в воспитании новых поколений докторов и медицинских работников на лучших традициях, сформированных в предыдущие исторические эпохи. Целью данной статьи является выявление медицинских, биологических музеев г. Витебска, характеристика их основных фондов, анализ их возможного использования в учебно-образовательном процессе в ВУЗах, средних общеобразовательных, средне-специаль-ных и средне-профессиональных учебных заведениях города. Во время работы над статьей были изучены наиболее значимые музейные собрания медицинского характера. Использовались визуальные методы знакомства с экспозициями, интервьюирование руководителей музеев и смотрителей коллекций, анализ литературных источников, работа с документами Государственного архива Витебской области, а также с текущими архивами учреждений образования. Были исследованы источники формирования и особенности функционирования музеев. Определена роль представителей профессорско-преподавательского состава в создании и работе музеев. В статье дается описание экспозиций; содержится информация о составе фондов, приводится краткая история создания, перспективы, контактная информация о 14 медицинских и биологических музеях Витебска, раскрывается роль в образовательном процессе, возможные перспективы развития. В статье делается вывод о целесообразности создания сети ведомственных музеев медицинской и биологической направленности, которая может сыграть важную роль в повышении качества подготовки специалистов для народного хозяйства Беларуси.

Ключевые слова: музеи, ведомственные музеи, история медицины, ВГМУ, анатомия.

Abstract.

Medical and biological museums are scientific and educational centers for students and teachers of Vitebsk universities. Work with collections of departmental and academic museums, excursions, in practice study of the theoretical material taught at lectures help students to better acquire knowledge. Museums contribute to the popularization of the achievements of medicine and biology in the society, help in the education of new generations of doctors and medical workers in the best traditions established in the previous historical epochs. The purpose of this article is to investigate medical and biological museums of Vitebsk, to characterize their main collections, to analyze the possibility of their use in the teaching and educational process at higher schools, general secondary-education, specialized secondary-education and professional secondary-education establishments of the city. While working on the article the most important museums collections of medical type have been studied.

Visual methods of getting acquainted with the expositions, interviewing museums directors and collections keepers, analysis of literature sources, work with documents of Vitebsk Regional Record Office as well as with current archives of the educational establishments have been used. The sources of creation and the peculiarities of museums functioning have been studied. The role of the teaching staff in the museums creation and work has been determined.

This article describes the museums expositions, the most interesting exhibits, and gives information about their funds. The history of museums creation is given in brief, too. The article contains also information about 14 medical and biological museums of Vitebsk, shows their role in the educational process, prospects of their future development.

The conclusion is drawn that it is efficient to create a chain of departmental medical and biological museums that may play an important role in the increased quality of training specialists for Belarusian national economy.

Key words: museums, departmental museums, history of medicine, VSMU, anatomy.

Музеи занимают особое место в истории и культуре Витебска и в стране в целом. Они являются сокровищницами, в которых хранятся предметы материального и духовного наследия отечественной и всемирной культуры. Музеи играют важную роль в воспитании и обучении людей. При высших учебных заведениях, как правило, создаются ведомственные и учебные музеи, целью которых является изучение предметов на практике. В вузах Витебска имеется более десятка музеев медицинской и биологической направленности, которые используются в образовательном процессе. Однако музеи одного вуза, как правило, не используются учащимися и преподавателями других вузов. Целью статьи является обобщение сведений о медицинских и биологических музеях города с целью улучшения междисциплинарных связей и качества образования. К сожалению, в отечественной библиографии практически отсутствуют издания, посвященные музеям и ведомственным музеям в частности. Исключение составляет книга Пивовара Н.В. «Музе1 Вщебска на пачат-ку ХХ1 ст» [1]. В энциклопедическом справочнике «Витебск» можно найти некоторые сведения о музеях города [2], однако предоставленная информация устарела, многие учреждения уже не существуют. В монографии А.А. Гужаловского раскрываются некоторые аспекты деятельности музеев в Витебске, в том числе и ведомостных, но они носят отрывочный характер [3]. Музеям ве-такадемии посвящен небольшой раздел в юбилейном издании, напечатанном в честь ВГОВМ [4]. Юридические аспекты статуса музеев освещаются в «Законе о музеях» [5]. В периодической печати встречаются некоторые материалы о музеях города [6, 7]. Некоторые аспекты деятельности музея ВГМУ раскрываются в статьях А.К. Усовичем, Т.В. Чеботаревой [8, 9].

Методы

Музеи являются научно-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, осуществляющими комплектацию, сохранение, изучение и экспонирование материалов материальной и духовной жизни страны. Основная задача музеев - помощь в на-

учном процессе, в то же время в современных условиях медицинские музеи играют значительную социальную роль. Так, они помогают разобраться в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, способствуют популяризации успехов медицины в обществе, воспитывают новые поколения докторов и медицинских работников на лучших традициях, сформированных в предыдущие исторические эпохи. Методологической базой статьи является комплексное использование нескольких подходов: исторического, персонального, аксиологического. Анализ литературных источников показал, что комплексного исследования, посвященного музеям Витебска, не проводилось.

Результаты и обсуждение

В соответствии с Законом «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублт Беларусь» (12 декабря 2005 г. № 70-З), музей - это юридическое лицо либо структурное подразделение юридического лица, реализующее большинство видов музейной деятельности.

Обязательными условиями для создания и существования музея являются: наличие культурных ценностей, научного проекта музея; здание (помещение), соответствующее профилю музея и требованиям по хранению музейных предметов и музейных коллекций, необходимые финансовые средства для организации и осуществления музейной деятельности [4].

Всем нормам и требованиям закона «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублт Беларусь» в Витебске соответствует только несколько музеев. В Витебском государственном медицинском университете - 5, в том числе: музей истории ВГМУ, анатомический музей кафедры анатомии, музей патанатомии при кафедре патанатомии; музей кафедры медицинской биологии и общей генетики, музей кафедры судебной экспертизы. В Витебской государственной академии ветеринарной медицины - 8. В Витебском государственном университете им. П.М. Машерова еще с 1975 г. действует биологический музей кафедры зоологии биологического факультета. На их базе проводятся занятия разного типа, самостоятельная работа студентов. По предварительной договоренности проводятся экскурсии и мероприятия для горожан и гостей города.

В данной статье рассматриваются музеи, экспозиции, использующиеся в воспитательно-учебном процессе, несмотря на их статус.

Музеи УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Музей истории

Создан в 1974 г. по решению ректората ВУЗа. Располагается в главном корпусе университета, в помещении около конференц-зала. В фондах находится более 3000 единиц хранения.

Экспозиция посвящена истории развития медицины и высшего медицинского образования на территории Беларуси. Представлена история создания ВУЗа, достижения его преподавателей и студентов в научной, педагогической, врачебной, общественной деятельности. На стендах представлены фотографии, монографии, учебники, диссертации, авторефераты диссертаций, подготовленные сотрудниками; патенты, личные вещи, военные, трудовые, спортивные награды, альбомы выпускников. Атмосферу советских времен передают картины, витраж, вымпелы и награды минувшей эпохи.

С целью проведения тематических выставок используется вестибюль главного учебного корпуса. Посещение музея полезно тем, кто интересуется историей медицины, школьникам, мечтающим стать врачами.

Анатомический музей кафедры анатомии ВГМУ. Основан в 1937 г. профессором В.И. Ошкадеровым. В годы Великой Отечественной войны он был уничтожен. Восстановление началось в 1949 г. Современная экспозиция создана в 2010-2012 г. Дизайн экспозиции разработан заведующим кафедрой А.К. Усовичем. Находится на первом этаже морфологического корпуса университета. Размещается в 7-ми комнатах. Общая площадь - более 450 м2. Основной фонд - более 1000 экспонатов. Создан с целью подготовки студентов, но открыт доступ и для широкой публики.

Первая часть (зал №104) посвящена эволюции и развитию человека. Информация представлена в форме моделей, муляжей,

стендов. На стене представлены стадии эмбриогенеза (этапы развития зародыша).

Особый интерес посетителей вызывает зал тератологии (уродств). Среди экспонатов

- ребенок с двумя головами, циклоп, ребенок, у которого отсутствует большой мозг, кости свода черепа и др.

В зале №103 собрана коллекция препаратов опорно-двигательного аппарата. Здесь представлены мацерированные кости, отпрепарированные суставы, мышцы, 2 мумии. В зале создан мемориальный уголок профессора В.И. Ошкадерова, включающий в себя стенд, на котором размещена информация о жизненном, педагогическом и научном пути выдающегося исследователя, а также бюст известного ученого. Зал №102 ориентирован на студентов стоматологического факультета. В нем демонстрируются препараты головы с акцентом на челюстно-лицевую область, в том числе экспозиция моделей зубных рядов, выполненных студентами разных лет. Представлены разные типы развития зубов, патологии, пути их коррекции. В зале создан мемориальный уголок профессора

З.И. Ибрагимовой, которая 31 год являлась заведующей кафедрой. На стенде демонстрируются ее награды, личные вещи, некоторые препараты, созданные ею.

Зал №101 представляет экспозицию препаратов головного мозга. В зале представлены препараты, демонстрирующие разные участки мозга, в норме, при патологии и на этапах развития. Анатомия внутренних органов представлена в зале №111. Препараты по сердечно-сосудистой системе собраны в зале №110, препараты спинного мозга и периферической нервной системы размещаются в зале №109. В общем, в залах выставлены отпрепарированные органы, демонстрирующие все системы жизнедеятельности человека: опорно-двигательный аппарат человека, мочеполовой аппарат, пищеварительную, лимфатическую, нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы и органы чувств.

Вдоль стен во всех залах музея размещены рентген-витрины, позволяющие осуществлять визуализацию разных отделов человеческого организма в ультразвуковом, рентгеновском, магнитно-резонансном сканировании.

В музее находятся практически все препараты, имеющиеся в анатомических атласах. Уникальность музея в том, что студенты самостоятельно могут работать с препаратами. Экскурсии проводятся преподавателями кафедры.

Музей патанатомии при кафедре пата-натомии. Создан в 1935 г. по инициативе заведующего кафедрой С.В. Вайнберга. В годы войны коллекция была уничтожена. Восстановление началось после войны. Музей находится в отдельном помещении на 3-ем этаже морфологического корпуса. Представлены препараты, отражающие патологии развития сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, эндокринной систем организма. В коллекции представлено более 500 макро- и более 2 тыс. микропрепаратов.

Музей кафедры медицинской биологии и общей генетики. Создан в 1960-е гг. по инициативе доцента А.М. Зубиной. Значительную роль в собрании коллекции сыграл член-корреспондент НАН Беларуси, профессор О-Я.Л. Бекиттт. Находится в отдельном помещении на первом этаже морфологического корпуса университета.

В стеклянных шкафах экспонируются препараты, отражающие разные этапы антропогенеза, эмбрионального и постэмбриональ-ного развития. Представлена сравнительная система органов позвоночных. Например, на 10 микропрепаратах можно увидеть стадии развития зародыша от 6 недель до 6,5 месяцев с интервалом 2-3 недели. Среди интересных экспонатов, хранящихся в музее, отметим бивень и часть большеберцовой кости мамонта, найденные в карьере «Г ралево», недалеко от Витебска. В отдельном шкафу демонстрируются гельминты - плоские, круглые черви и представлена информация о заболеваниях, которые они вызывают: альвеоккокоз, эхиноккокоз, фасци-олёз и др. В витринах можно увидеть разные виды членистоногих, позвоночных, беспозвоночных. Как важный практический материал, изучаемый в теме «Ядовитые организмы», демонстрируются ядовитые животные: тарантул, каракурт, скорпион, сколопендра, саламандра, гюрза, эфа, гадюка и другие.

В коридорах кафедры размещено более 50 учебно-методических экспозиций, отража-

ющих разные темы из истории медицины, развития жизни на Земле, наследственные, паразитарные заболевания и т.д.

Музеи УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Биологический музей кафедры зоологии биологического факультета.

Учебный биологический музей был открыт при кафедре зоологии биологического факультета 1.09.1975 г. на основе материалов, собранных кафедрой с 1945 года, а также некоторых материалов натуралистов-любителей начала ХХ в. (В.А. Плющевским-Плющиком, П.А. Доновым) и преподавателями кафедры Витебского педагогического института в 1930-е гг. Реэкспозиция проводилась в 1993 и

2006 гг.

Музейная экспозиция размещается на четвертом этаже главного корпуса ВГУ и состоит из нескольких частей. Главная часть размещается в отдельном помещении площадью 138 м2. В фондах музея хранится более 1,2 тыс. экспонатов (не считая более 3600 единиц насекомых). В рекреации перед входом в музей размещен портрет его основателя, известного белорусского энтомолога, педагога, бывшего заведующего кафедрой зоологии А.И. Радке-вича (1898-1977).

В экспозиционном зале - 34 витрины. В них размещается более 1100 экспонатов (коллекции беспозвоночных, чучела и муляжи позвоночных, в том числе млекопитающих, птиц, рептилий, рыб, влажные препараты амфибий мировой фауны). Среди прочих, тематические

- биогруппы «Рыбы озера Дривяты», «Зайцы-беляки», «Лисица обыкновенная», «Выдра». Интерес представляет диорама «Смешанный лес», в которой размещены чучела кабана, косули, волка, рыси, птиц белорусских лесов (сизоворонка, филина, соек, неясыти). В основном зале также размещены 4 стенда «Известные зоологи», стенд-карта по охране природы Беларуси.

В экспозиции музея можно увидеть ряд видов млекопитающих, насекомых, моллюсков тропической фауны. Среди наиболее интересных экспонатов музея - чучела белого медведя, кенгуру, россомахи, гигантского омара, камчатского краба, паука-птицееда из Южной Америки, огромного тропического

скорпиона из Южно-Восточной Азии (Таиланд), полярной совы, чучела катрана (зубатой акулы), стерляди, севрюги, кубинского голубого рака.

Привлекают внимание посетителей чешуйки осетра размерами более 10 см., нос рыбы-пилы, чучела, перья и яйца африканского страуса и страуса нанду, огромный панцирь суповой черепахи, коконы и бабочки тутового и дубового шелкопрядов.

В экспозиции имеется позвонок самого большого млекопитающего на земле - синего кита, кстати, единственный в стране. Такой редкий экспонат был найден школьниками в болоте в Лепельском районе. По мнению сотрудников кафедры, он хранился в коллекции местного любителя природы, которая, очевидно, была разграблена в 1812 г. французскими войсками.

Впечатляют чучела гюрзы, кобры, гадюки, хамелеонов, агамы водяной, гекконов, веретеницы, различных видов ящериц. Интерес вызывает диорама «Зимовка ужей».

Из почти 3 тысяч птиц, которые гнездятся на территории Беларуси, представлено более 70 видов, в том числе змееяда, беркута, пустельги, белого и черного аистов, цапли серой, гуся-гуменника, глухарей, рябчиков, фазана, зимородка.

Особый интерес представляет коллекция бабочек (более 2600 экземпляров), среди которых особенно красивы тропические и местные мотыльки.

Очень интересна для посетителей любого возраста коллекция раковин моллюсков южных морей, которые выделяются своей пестрой окраской и оригинальными формами.

В музее можно увидеть коллекцию птичьих яиц (более 50 единиц хранения), черепов (медведя, оленя, лося, сайги), муляжи нильского крокодила, археоптерикса, степной ящерицы (панголины). В музее постоянно экспонируется более 25 видов редких животных, а также животных, включенных во второе издание «Красной книги Республики Беларусь».

Часть экспозиции биологического музея размещается в рекреации четвертого этажа учебного корпуса, где находится 5 диорам, отражающих природу Витебской области в разные сезоны: «Токующие тетерева», «Зимующие птицы», «Хвойный бор», «Бобры», «Озеро». Здесь же размещена выставка «Красная книга

Республики Беларусь», состоящая из 29 стендов, в которых имеется информация об охраняемых животных и растениях на Витебщине. Отдельная выставка, состоящая из 8 стендов, посвящена кафедре зоологии ВГУ им. П.М. Машерова, ее истории, преподавателям, достижениям. Также есть выставка «Белорусское Поозерье» (7 стендов). Отдельно отметим настенную роспись «Миграция вещества и энергии в биосфере».

При кафедре зоологии имеется уголок живой природы с аквариумами и террариумами.

Музеи УО «Витебская государственная ордена «Знак Почета» академия ветеринарной медицины»

Анатомический музей. Официально создан в 1925 г. как скелетная мастерская. Значительную роль в развитии музея сыграл первый ректор - Я.Ф. Алонов, являющийся создателем ветеринарно-зоологического музея, который появился в ветеринарном отделе Витебского губернского земства в 1915 г. Большая часть экспонатов уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Сбор новых коллекций начался в послевоенный период. Фонд включает более 1,5 тыс. экспонатов.

В музее экспонируется единственный в Беларуси скелет слона, точнее, слонихи Нелли, прожившей 46 лет в Минском цирке. К интересным экспонатам, которые стоит увидеть, отнесем чучело коня генерала П.Х. Витгенштейна, героя войны 1812 г., корпус которого освобождал Витебщину от французов. Чучело любимого коня породы гюнтер создавали специально вызванные из Франции таксидермисты. Интерес представляет и скелет орловского рысака «Гром», который в 1930-е гг. с успехом выступал на витебском ипподроме. Мало где можно увидеть в нашей стране чучела тигра, верблюда, дельфина, крокодила, и других экзотических и, наоборот, обычных для нашей местности зверей.

Зоологический музей. Создан в 1924 г. как энтомологический и зоологический музей Белорусского ветеринарного техникума. В основу легла коллекция замечательного натуралиста, энтомолога В.А. Плющик-Плю-щевского, которая насчитывала 60 тыс. экспонатов - образцов флоры и фауны, в основном,

Витебщины, а также разных уголков Европы, Азии, Америки. К сожалению, в годы войны она была утеряна, а создание новой экспозиции началось в послевоенное время.

В экспозиции музея более 70 чучел, более 350 влажных препаратов, более 700 микропрепаратов, 45 коллекций. Представлено около 50 видов экзотических животных, среди которых зеленые игуаны, краснохвостые удавы, леопардовые зублефары, пауки-птицееды, декоративные хори. Самый старый экспонат - влажный препарат «Кошачья акула

- катран».

Вместе с посещением зоологического музея стоит побывать в экзотеррариуме. Он представляет собой живой уголок, в котором живут экзотические животные, а также есть коллекция аквариумных рыбок. Представлены существа со всех континентов, за исключением Антарктиды, все отделы зоологии, начиная с моллюсков и заканчивая млекопитающими. Среди наиболее интересных - летающая собака - представитель семейства рукокрылых из Африки.

Патологоанатомический музей. Создание началось в 1926 г., когда преподаватель А.Д. Бальзаменов подготовил коллекцию гистологических и музейных экспонатов для практического курса по патологической анатомии. В музее препараты, отражающие общие патоморфологические процессы, а также патологические изменения, происходящие при разных заболеваниях у сельскохозяйственных и домашних животных. Сохраняются препараты по болезням лошадей, крупного рогатого скота, свиней, собак, птиц, коз, овец, кроликов, птиц. Здесь хранится, изучается и экспонируется около 2 тысяч макропрепаратов, а также рисунки, схемы, слайды.

Музей кафедры паразитологии и инвазивных болезней. Основатель - И.А. Щербович. Основой является коллекция паразитирующих червей (гельминтов, глистов), животных, птиц, амфибий, рыб. На сегодняшний момент известно более 200 болезней, возбудители которых могут передаваться от животного к человеку. В экспозиции представлено более 700 макропрепаратов и более 5 тыс. микропрепаратов, представляющих возбудителей гельминтозов человека и животных. Экспонируются также различные насекомые, кле-

щи, моллюски, ракоподобные, являющиеся переносчиками ряда болезней. Паразитологический музей является одним из крупнейших в стране.

Музей кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы имени Х.С. Горегляда. Находится в здании на ул. Советской, построенном в 1903 г. Создан в 1930-е гг., когда кафедру мясове-дения возглавлял известный ученый академик Х.С. Горегляд, начавший создание музея патологии мяса и мясопродуктов, рыбы, молочных продуктов, жиров, продуктов растительного происхождения. В годы войны экспонаты не пострадали.

Вместе с препаратами, отражающими болезни животных, размещается 84 муляжа точной копии продукции, которая изготавливается на предприятиях перерабатывающей промышленности. На стендах - 34 сорта сыра, 9 сортов колбасы, 9 видов грибов, овощей, фруктов, 15 видов круп, 13 видов жиров растительного и животного происхождения.

Интересными являются образцы пищевой продукции, изготовленной из некачественного сырья. Главным образом, это продукты, изъятые ветсанэкспертами из магазинов и производств.

Музей топонимической анатомии при кафедре общей и оперативной хирургии. Основан в 1983 г. Основные экспонаты - скелеты, на которых обозначены точки обезболивания, основные кровеносные и нервные магистрали. С помощью экспонатов студенты наглядно изучают основные принципы проведения хирургических операций.

Музей кафедры эпизоотологии. Создан в

2007 г. Экспонируются образцы биопрепаратов, издания разных времен (учебники, учебные пособия, методические разработки, рекомендации, инструкции, монографии, образцы научно-технической документации).

Музеи в учреждениях, обеспечивающих среднее образование

Музей организации «Красный крест» в СШ Ж» 45

Находится в отдельном помещении на втором этаже школы. Создан в 2008 г. Оформ-

лен в виде стендовых планшетов, размещенных по обе стены комнаты.

Экспозиция имеет 5 тематических разделов. Отражает историю создания общественной организации Красный Крест, ее Витебского отделения. Отдельно повествуется об истории и причинах создания в сер. Х1Х в. организации «Красный крест». Отражаются особенности появления филиалов на белорусских землях в годы русско-турецкой войны 1876-1877 гг., когда в губернских городах создавались школы для подготовки сестер милосердности, проводились акции по сбору средств для раненых. Представлены материалы о деятельности Красного Креста в годы мировых войн. В разделах «Изучаем гуманитарное право», «Работа с беженцами», «Наши волонтеры» рассказывается о гуманитарном праве, деятельности Витебской областной организации, ее сотрудниках и волонтерах. В помещении музейной комнаты проводятся временные выставки, на которых экспонируются работы учеников - участников конкурсов, проводимых организацией. Отдельно экспонируются работы победителей тематических конкурсов, посвященных борьбе со СПИДом, проблемам беженцев, насилия в семье и др.

В УО «Витебский медицинский колледж» ведется работа по созданию музея, посвященного истории учреждения, подготовке специалистов-медиков среднего звена. Открытие запланировано к 90-летнему юбилею колледжа.

С целью улучшения работы ведомственных медицинских и биологических музеев в Витебске руководителям музеев и ответственным за их состояние стоит составить творческую группу и посетить лучшие музеи если не мира, то Европы. Среди них: Кунсткамеру (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (РФ); Музей патологической анатомии (Музей Дьюпюитрена, Франция); Музей анатомии «La Specola» (Флоренция, Италия); Corpus (Нидерланды); Музей истории медицины им. Павла Страдыньша (Латвия) и др. Не стоит забывать также и о белорусских музеях: Музей истории медицины Беларуси в Минске, музей-аптеку в Гродно. И наконец, начинать необходимо с посещения ведомственных музеев в ВУЗах города.

Заключение

Медицинские и биологические музеи Витебска являются уникальными научными и образовательными центрами для учащихся и преподавателей медицинских, биологических специальностей ВУЗов, специалистов организаций и учреждений охраны здоровья, исследователей истории медицины. Ведомственные музеи являются ценными сокровищницами материального и духовного наследия нашей страны. Всего в городе действует 14 музеев медицинского и биологического профиля.

На наш взгляд, потенциал ведомственных медицинских и биологических музеев используется не полностью. Необходимо расширять междисциплинарные связи. ВГУ имеет хороший зоологический музей, который мог бы дополнить музей медицинской биологии для студентов ВГМУ. В академии ветеринарной медицины имеется отличный комплекс музеев, использующийся в образовательном процессе в этом учреждении. Учитывая смежность изучаемых дисциплин, как для преподавателей, так и для студентов университета будет полезным посещение экспозиций анатомического, зоологического, патологоанатомического музеев, а также Музея кафедры паразитологии и инвазивных болезней кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы Х.С. Горегляда, кафедры эпизоотологии, музея топонимической анатомии при кафедре общей и оперативной хирургии. Посещение любого музея биологической направленности содействует профессиональной ориентации учеников общеобразовательных школ, пропаганде здорового образа жизни и популяризации медицинских знаний среди населения страны.

На наш взгляд, наступило время для создания сети ведомственных музеев медицинской и биологической направленности, которая может сыграть важную роль в повышении качества подготовки специалистов для народного хозяйства Беларуси.

Литература

1. Швавар, М. В. Музе1 Вщебска на пачатку ХХ1 ст. : манаграф1я / М. В. Швавар. - Вщебск : ВДУ 1мя П. М. Машэрава, 2012. - 180 с.

2. Витебск : энцикл. справ. - Минск : БелСЭ, 1988.

- 408 с.

3. Гужалоусю, А. А. Музеі Беларусі (1941-1991 гг.) / А. А. Гужалоусш. - Мшск : НАРБ, 2004.

- 218 с.

4. Музеи академии // Витебская государственная академия ветеринарной медицины: история и современность : (к 85-летию со дня основания) / ред. А. И. Ятусевич. - Витебск : ВГАВМ, 2009.

- С. 466-484.

5. Рэспублка Беларусь. Законы. Аб музеях i Музейным фондзе Рэспубтю Беларусь : закон 12 снеж. 2005 г. № 70-З : [прыняты Палатай Прадстаушкоу 16 тст. 2005 г. : адобр. Саветам Рэсп. 24 лют. 2005 г.] [Электронны рэсурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [сайт]. - Рэжым доступу : http://

pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H10500070

&р2={МЯРА}.

6. Матвеева, Т. Открылся музей Красного креста / Т. Матвеева // Витебский проспект. - 2008. - 5 июня. - С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Подлипский, А. М. Я поведу тебя в музей... / А. М. Подлипский // Нар. слова. - 2001. - 17 мая. - С. 8.

8. Усович, А. К. 80-летняя история обучения анатомии человека будущих врачей в г. Витебске // Морфология. - 2012. - Т. 142, № 6. - С. 91-94.

9. Чеботарева, Т. В. «Экспонат» всегда мертв [Электронный ресурс] / Т. В. Чеботарева // Советская Белоруссия [сайт]. - 2004. - 12 янв. - Режим доступа: http://sb.by/post/33700.

Поступила 15.11.2013 г. Принята в печать 09.06.2014 г.

Сведения об авторах:

Логвиненко С.М. - к.м.н., доцент, директор УО «Витебское кадетское училище»;

Пивовар Н.В. - к.и.н., доцент, учитель истории УО «Витебское кадетское училище».

Адрес для корреспонденции: 211311, Республика Беларусь, г.Витебск, Лужесно, ул. Спортивная, д.5, кв. 9. Тел.моб.: +375 (29) 590-65-93, e-mail: [email protected] - Пивовар Николай Васильевич.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.