Научная статья на тему 'Медицинские музеи вузов в начале XXI века'

Медицинские музеи вузов в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА / КОНСОЛИДАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ МУЗЕЕВ / НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ / ИСТОРИКО-МЕДИЦИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HIGHER MEDICAL SCHOOL / MEDICAL CHAIRS MUSEUMS / RESEARCH AND PRACTICAL ACTIVITIES OF MUSEUMS / HISTORIAN-MEDICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева Мария Павловна

Статья посвящена деятельности медицинских музеев в высшей школе России. Автор анализирует общее и особенное в их работе, обосновывает необходимость консолидации музеев, подчеркивает их важную роль в совершенствовании медицинского образования и сохранении историко-медицинского наследия России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical museums of the higher school in beginning of XXI century

The article is devoted to the activities of the museums in higher medical schools of Russia. The author analyses the general and the particular in their activities, substantiates the need in their consolidation, shows the importance of saving the historian-medical heritage.

Текст научной работы на тему «Медицинские музеи вузов в начале XXI века»

SHTYLЕVA L. THE GENDER APPROACH IN THE COURSE "THE HISTORY OF PEDAGOGY"

Formation of gender competence is a compulsory component of the basic professional training of a contemporary teacher, an integral indication of humanistic character of his/her professional world-outlook. The article reveals the possibilities and strategies of forming future educators' gender competence in the process of studying the course of "The History of Pedagogy an Education".

Keywords: gender dimension, gender analysis, history of education and pedagogy.

М.П. КУЗЫБАЕВА, научный сотрудник

НИИ истории медицины РАМН

Медицинские музеи вузов в начале XXI века

Статья посвящена деятельности медицинских музеев в высшей школе России. Автор анализирует общее и особенное в их работе, обосновывает необходимость консолидации музеев, подчеркивает их важную роль в совершенствовании медицинского образования и сохранении историко-медицинского наследия России.

Ключевые слова: высшая медицинская школа, консолидация медицинских музеев, научная и практическая деятельность музеев, историко-медицинское наследие.

истории РВМА являются кафедральные музеи, расположенные на кафедрах нормальной анатомии, оперативной хирургии

Важную роль в сохранении историко-медицинского наследия России и, соответственно, преемственности в образовательном процессе играют музеи высших медицинских учебных заведений, в которых сосредоточены редчайшие свидетельства достижений отечественной медицины и медицинского образования в различные периоды их истории.

В трех залах главного здания Российской военно-медицинской академии (РВМА) разместился музей истории академии. Он был открыт 4 ноября 1967 г. Большую роль в его создании сыграл начальник академии, генерал-полковник медицинской службы Н.Г. Иванов. Экспозиция построена по хронологическому принципу и охватывает период от зарождения медицины и военно-медицинской службы в России до настоящего времени. Общая численность собранных в музее экспонатов превышает 30000 единиц хранения, что составляет значительный научный фонд. Собранные материалы и документы требуют расширения выставочной площади и побуждают провести реэкспозицию залов. Филиалами музея

и топографической анатомии, психиатрии и отоларингологии, гинекологии и военно-полевой хирургии.

Учебный музей на кафедре нормальной анатомии РВМА (проф. И.В. Гайворонский) занимает особое место в педагогическом процессе. Он располагается в секционных залахи доступен для курсантов и слушателей академии. Коллектив научных сотрудников кафедры совместно с курсантами провели реорганизацию и реконструкцию этого важного функционального подразделения. Были созданы тематические экспозиции по разделам анатомии, выполнены новые аннотации к экспонатам. Наряду с анатомическими препаратами, отражающими макроскопическую картину органа, достаточно полно представлены данные гистологических ультраструктурных исследований. Широкое распространение в клинической практике последнего времени получили такие методы морфологического исследования, как рентгеноанатомия, ком-

пьютерная ядерно-магнитно-резонансная томография, ультразвуковые методы. В музее кафедры не только представлены классические мокрые препараты, но и подготовлены экспозиции по современным морфологическим методам исследований. Такой подход к использованию возможностей кафедрального музея позволяет составить более полную картину строения человеческого тела, облегчает восприятие томограмм и способствует повышению мотивации к обучению. Важным фактором работы кафедрального музея является вовлечение курсантов в подготовку препаратов для музея. Отлично успевающие слушатели проходят на кафедре специальный экзамен - собеседование по всему курсу анатомии человека с демонстрацией лично изготовленных препаратов. В процессе изготовления анатомических препаратов были апробированы и внедрены десятки новых технологий, рационализаторских предложений и изобретений. В настоящее время в музее современных морфологических методов исследований создана специальная музейная экспозиция, насчитывающая около 250 уникальных экспонатов, созданных руками курсантов [1].

Не случайно именно на кафедре нормальной анатомии РВМА начали изучать и разрабатывать метод биополимерного бальзамирования для изготовления анатомичес-кихпрепаратов различного характера. Инновационная технология полимерного бальзамирования устраняет вредное воздействие на организм человека токсических бальзамирующих веществ, решает проблему оснащения музея натуральными экспонатами, устраняет традиционную проблему хранения анатомических и биологических объектов за счет неограниченного срока существования и высокой износостойкости [2]. Использование полимерных препаратов позволило создать новые формы преподавания клинической анатомии на специализированных кафедрах, в частности, при изучении операционных доступов в нейрохирургии,

сердечно-сосудистой хирургии и т.д. В настоящее время Санкт-Петербургский международный морфологический центр (директор - к.м.н. Д.А. Старчик) - единственное в России учреждение, которое осуществляет изготовление анатомических препаратов методом пластинации. На примере деятельности кафедры нормальной анатомии отчетливо прослеживается значительная роль, которую учебный музей играет как в педагогическом процессе, так и в становлении современных специалистов, которым музей предоставляет возможность оценить все достоинства самостоятельной научно-исследовательской работы. Реорганизация структурыкафедрального музея в соответствии с целями и задачами современной клинической практики и учебного процесса, использование научно-технических инноваций открыли новый этап в деятельности таких структур в высших медицинскихучебныхза-ведениях.

Хирургический музей кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии РВМА (проф. Н.Ф. Фомин) ведет свою историю с 1863 г. Он был основан профессором кафедры хирургической клиники ИМХА Павлом Парфеновичем Забо-лоцким-Десятовским. В настоящее время он является уникальным кафедральным музеем, где собраны богатейшие ретроспективные коллекции отечественного и зарубежного хирургического инструментария, редких медицинскихкниг и автографов известных хирургов современности. Особую ценность составляет прекрасно сохранившийся экземпляр знаменитых «ледяных таблиц» Н.И. Пирогова и литографические плиты, по которым печатались атласы великого русского хирурга. Часть экспонатов из Пироговского собрания прошла реставрацию в 2010 г. [3]. Хорошее состояние всех материалов музея - результат бережного и заботливого отношения коллектива кафедры к сохранению своей истории. Не случайно, что именно экземпляр Пироговского атласа из кафедрального музея был

использован для факсимильного переиздания труда великого ученого России в 1997 г., осуществленного по инициативе академика Б.В. Петровского.

В первом десятилетии XXI в. активно развивается комплекс музеев Казанского государственного медицинского университета (КГМУ). Организованы два новых кабинета-музея: хирурга, академика АМН СССР, профессора А.В. Вишневского и нейрогистолога, профессора А.Н. Мислав-ского. При финансовой поддержке фонда Дмитрия Зимина «Династия» анатомический музей КГМУ в 2007-2008 гг. реализовал инновационный проект «О человеке в деталях. Взгляд через века» с разделами «Жизнь тела после смерти », «Как я устроен», «От зачатия до рождения», «Чем я отличаюсь от животных?», «Прав ли Дарвин?», «Человек XXI века». Представлены натурные препараты, связанные идеей развития взглядов на устройство человека с древних времен до наших дней. Исторические экспонаты по анатомии, интерпретированные в соответствии с заявленной темой, оказались интересны обычному посетителю, вызвав интерес к познанию своего организма. Тем самым музей способствует популяризации анатомии как науки.

Созданный вначале как музей истории вуза, музей КГМУ по специфике своей деятельности, по объему и составу собранных коллекций давно перерос свой скромный статус. Сегодня он является ареной дискуссий по актуальным вопросам для историков науки и медицины, центром, в котором протекает деятельность многих научных медицинских обществ города и республики. Музей активно интегрируется в культурно-историческую среду города; по существу, в рамках одного высшего медицинского учебного учреждения сегодня функционируют восемь музеев соответствующего профиля, среди которых три музея при кафедрах и четыре историко-мемориальных кабинета видных ученых-медиков России. Сложился целый музей-

ный комплекс, который, на наш взгляд, может стать крупным научно-практическим и исследовательским центром республиканского значения.

Волгоградский государственный медицинский университет (ВолГМУ) - один из крупнейших высших медицинских учреждений Поволжского региона - был учрежден более 70 лет назад как медицинский институт. В феврале 1981 г. в нем торжественно открыли музей истории вуза, который стал хранителем памяти, стоящим на страже исторических традиций учреждения. Опыт поколений и воспитание лучших качеств, присущих отечественным медикам: любовь к избранной профессии, милосердие, отзывчивость к чужим бедам, высокое чувство долга, бескорыстное стремление оказать помощь больному - остаются важным фактором формирования мировоззрения будущих врачей и главным направлением деятельности сотрудников музея. Музей истории ВолГМУ не только собирает и хранит вещественные и документальные свидетельства о жизни вуза, но и ведет большую научно-исследовательскую работу, популяризирует достижения своих ученых в разных областях медицины, пропагандирует инновационные технологии высшего медицинского образования, активно участвует в конференциях и симпозиумах по преподаванию истории медицины, ведет выставочную работу.

В экспозиции нашли отражение основные вехи славного пути университета: от зарождения и становления в 1930-е гг., участия в великой битве на Волге и полях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановления учебной и научной деятельности в послевоенный период до современных достижений вузовских ученых. Гордостью университета являются его научные медицинские школы. В музее института создана портретная галерея ведущих профессоров, заслуженных деятелей науки Российской Федерации, выполненная известными Волгоградскими художниками. Одна

из последних работ, вошедших в состав галереи, - портрет ректора ВолГМУ академика РАМН Владимира Ивановича Петрова, ставшего первым выпускником Волгоградского медицинского института, удостоенным звания действительного члена Российской Академии медицинских наук [4].

Одновременно с музеем истории университета в Волгограде функционируют кафедральные музеи, без которых невозможно преподавание и изучение медицины, например, музей кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (проф. А.А. Воробьев). Он невелик по составу экспонатов и занимает только одно помещение. Это скорее музейная экспозиция в аудитории, где доминируют инструментальные коллекции. Стенды об истории кафедры и её педагогическом коллективе дополняют выставленные музейные предметы. Со временем небольшой кафедральный музей может превратиться в важное звено общего музейного комплекса ВолГМУ. Музей истории ВолГМУ выступает в настоящее время как составная часть большого государственного мемориала на Мамаевом кургане.

Новый этап своего развития переживает музей истории медицины Севера. На его базе создается музейный комплекс Северного государственного медицинского университета, в который вошли морфологический музей на кафедре анатомии, музей дарвинизма на кафедре медицинской биологии и генетики, музей изобразительного творчества душевнобольных на кафедре психиатрии, наркологии и медицинской психологии, мемориальные аудитории. Одна из аудиторий посвящена профессору Георгию Андреевичу Орлову - одному из ведущихкриопатологов мира, пионеру медицинской термографии и перитонеоско-пии в России. Создатель музея университета (в то время института) профессор Р.В. Банникова много ездила в экспедиционные поездки по области и смогла собрать значительное количество предметов, которые использовались для иллюстративного со-

провождения лекций и на практических занятияхи стали экспонатами музея по истории медицины на Русском Севере. К собирательской работе широко привлекались профессора, преподаватели и студенты института. Музей постепенно пополнялся материалами, которые наглядно характеризовали занятия жителей Севера, их быт, сохранившиеся традиции народной медицины. Благодаря такому подходу Р.В. Банниковой удалось в рамках вузовского музея создать музей истории медицины Крайнего Севера и Архангельской области, т.е. региональный историко-медицинский музей.

Инициатором создания, а затем реорганизации и расширения музея истории Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА) стал доктор медицинских наук, известный клинический анатом России профессор Илья Иосифович Каган, отдавший работе в стенах этого учреждения более 50 лет своей жизни. Его большой жизненный опыт, широта научных интересов, высокий профессионализм способствовали формированию нестандартных подходов к практике музейного строительства в области медицины. Стараниями И.И. Кагана в комплекс музейных структур академии вошли учебные музеи при кафедрах и музей истории. Важной частью работы музейного комплекса являются временные выставки, приуроченные к знаменательным и памятным датам в истории академии.

Деятельность музея истории академии выходит за рамки музея на общественных началах и характеризуется научным подходом к коллекционированию, изучению со-бранныхпамятников и построению экспозиции, что свойственно профессиональному музейному учреждению. Профессор И.И. Каган выступает в музейной сфере как продолжатель традиций, заложенных То-машем (Фомой) Карловичем Заном (17961855) - писателем, просветителем, коллекционером, «устроителем музеума» при Не-плюевском военном училище.

Экспозиция музея состоит из четырех залов, каждый их которых посвящен одной большой теме, салона-гостиной и картинной галереи. Используя классический стендово-витринный показ музейных предметов, создатели музея представили уникальные учредительные документы об организации в 1944 г. Чкаловского медицинского института, о лекциях и занятиях со студентами, отразив особенности педагогического процесса военных и послевоенных лет, материалы об основателях, ректорах и первых профессорах академии. Значительное место заняли в зале персоналии об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., подлинные документы того времени. Связующим звеном при показе начального этапа существования академии и её работы в наши дни стал стенд «Основные даты развития академии ». Акцент на хронологии важнейших событий в жизни учреждения позволил авторам экспозиции подробно раскрыть такие подтемы, как участие сотрудников в военных действиях в Афганистане, общественная работа в составе законодательными исполнительных органов советского государства, страницы истории комсомольской и партийной организаций, роль вузовской многотиражки и т.д.

Главная тема музея «Медицинская академия как учебное и научное учреждение » раскрыта в подтемах о структурах академии, совершенствовании педагогического процесса, его методическом обеспечении, подготовке научно-педагогических кадров, о научных школах и вкладе ученых в практическое здравоохранение. Строгая избирательность в показе наиболее существенных сторон учебной и научной работы -результат серьезного историко-медицин-ского исследования, ставшего обоснованием к построению музейной экспозиции по данному разделу. Такой подход прослеживается и при раскрытии темы «История студенчества академии ». К слову сказать, это единственная экспозиция, посвященная

такой тематике, в вузовских медицинских музеях страны. Особенностью музея стало наличие в его экспозиции специальной рекреационной зоны - салона-гостиной, в которой представлены произведения изобразительного искусства, созданные сотрудниками академии. Здесь в непринужденной атмосфере проходят встречи с гостями, участниками научных конференций, интересными людьми города, ветеранами медицины, выпускниками.

Важной стороной деятельности музея истории ОрГМА является также издание информационного вестника. Вышли из печати уже одиннадцать выпусков; каждый посвящен определенным событиям из истории академии или представителям профессуры, воспоминаниям ветеранов. На основе материалов музея опубликованы такие историко-медицинскиеисследования, как «ОрГМА: этапы развития и летопись », «ОрГМА: история кафедр и подразделений», «ОрГМА: биографический словарь профессоров и доцентов», «ОрГМА: клинические базы» и др. Научным редактором и соавтором многих изданий является профессор И.И. Каган [5-7]. В своих исследованиях Илья Иосифович не раз обращал внимание на значение учебного музея в преподавании ряда медицинских дисциплин. Если в первой половине XIX в. Ф.К. Зан впервые высказал и обосновал идею создания сети провинциальных музеев в России, призванных составить единый комплекс и базу для центрального Народного музея, первым шагом на пути к которому он видел созданный им музей в Оренбурге, то в начале XXI в. работа в музейной сфере профессора И.И. Кагана формирует основы, которые могут быть применены при создании Национального музея истории медицины. Многочисленные историко-меди-цинские музеи в учреждениях высшего профессионального медицинского образования России могут составить единую ведомственную сеть музеев, в которую будут включены и другие культурные формы

нашего времени, которым присущи музейные функции.

Миссия музеев медицинских вузов России состоит не только в профессиональном образовании молодежи. Они помогают нашим современникам разобраться в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, воспитывают новые поколения врачей и медицинских работников на примере лучших традиций, сформировавшихся в предшествующие исторические эпохи, играют большую роль в деле сохранения исторической памяти.

В настоящее время особенно важно объединить усилия профессуры, ветеранов здравоохранения, студенчества в деле консолидации музейных структур в медицинских вузах в Ассоциацию, получить финансовую поддержку на их развитие и совершенствование от Министерства образования и науки, Минздравсоцразвития РФ, частных инвесторов. Объединение вузовских медицинских музеев, составляющих сегодня важную часть музейного сообщества страны, сотрудничество специалистов на междисциплинарном уровне позволят во всей полноте представить потомкам исто-рико-медицинское наследие России как неотъемлемую часть культуры и истории страны.

Литература

1. Гайворонский И.В. Инновационные технологии преподавания нормальной анатомии в ВМА // Вестник Российской

Военно-медицинской академии. 2000. № 1. С. 105-109.

2. Гайворонский И.В., Григорян Г.В. Поли-

мерное бальзамирование - инновационная технология в медицинском музееведении. Пленум Конфедерации историков медицины (международной) // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечно-сосудистые заболевания. 2005. Т. 6. № 5, октябрь-ноябрь. Приложение. С. 355.

3. Фомин Н.Ф, Колюбакин С.Д, Чайка А.М.

О некоторых технических аспектах реставрации анатомических препаратов Н.И. Пирогова // Матер1али наукового конгрессу «IV М1жнародш Пироговсю читан-ня », присвяченного 200-р1ччя з дня нарож-дення М. I. Пирогова. Пироговсью лекцп. Вшницкий нацюнальний медичний уш-верситет 1м. M.I. Пирогова. Вшниця, 2-5 червня 2010 р. Вшниця, 2010. С. 111-112.

4. Сабанов В.И, Грибина А.Н. Вехи памяти:

очерки истории медицины и здравоохранения. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. 160 с.

5. Долгов М.А, Есипов В.К. Хирург-профес-

сор А.С. Альтшуль // Информационный вестник Музея истории ОрГМА. Оренбург, 2005. Вып. 4. Сер. «Ученые ОрГМА». 44 с.

6. Каган И.И, Железнов А.М. Анатом про-

фессор И.И. Коссинский // Информационный вестник Музея истории ОрГМА. Оренбург, 2006. Вып. 5. Сер. «Ученые ОрГМА». 36 с.

7. Еременко А.Ф. Очерки о военной юности

(Воспоминания фронтовика Великой Отечественной войны) // Информационный вестник Музея истории ОрГМА. Вып. 10. Сер. «Выпускники ОрГМА». Оренбург: Медицинская академия, 2010. 56 с.

KUZYBAEVA M. MEDICAL MUSEUMS OF THE HIGHER SCHOOL IN BEGINNING OF XXI CENTURY

The article is devoted to the activities of the museums in higher medical schools of Russia. The author analyses the general and the particular in their activities, substantiates the need in their consolidation, shows the importance of saving the historian-medical heritage.

Keywords: higher medical school, medical chairs' museums, research and practical

activities of museums, historian-medical heritage.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.