Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, №3. С. 20-21.
ЮБИЛЕЙ ЛИ ЭТО!?
В.Д. ШАДРИКОВ
Шадриков Владимир Дмитриевич — научный руководитель факультета психологии НИУ ВШЭ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.
Область научных интересов: психология деятельности и способности человека. Основные работы: «Проблемы системогенеза деятельности», «Происхождение человечности», «Мир внутренней жизни человека», «Способности человека». Контакты: shadrikov@hse.ru, iso@hse.ru
В настоящем номере журнала представлено мнение ряда преподавателей о факультете психологии Высшей школы экономики, о проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели, проблематике научных исследований, перспективах развития. Читатель сможет ознакомиться с этой стороной жизни факультета по публикации, подготовленной В.А. Петровским.
Не вдаваясь в формальную характеристику факультета, выскажу несколько личных суждений о том, какие задачи я ставил при его создании, что удалось решить и что, возможно, предстоит сделать.
Организация факультета проходила в период бурного развития психологического образования в России (если в советский период в стране было пять факультетов, то сегодня их насчитывается более 300). Перед преподавательским составом стояла задача создать факультет, который имел бы свое лицо, который вошел
бы в число лучших психологических вузов страны. И эта задача решена.
За счет чего это было достигнуто?
Прежде всего, за счет приглашения на работу известных в стране и за рубежом высококвалифицированных специалистов, за счет поддержки со стороны ректората и лично Я.И. Кузьминова, за счет активной научной работы преподавателей факультета. По числу научных публикаций факультет всегда занимал в университете одно из ведущих мест. Это связано с высоким качеством подготовки абитуриентов, поступающих на факультет. Но этого мало. На факультете созданы условия для реализации себя каждым сотрудником, что выражается в свободе выбора тематики научных исследований, создании научно-исследовательских групп и учебно-научных лабораторий, поддержке научной работы исследовательскими грантами.
Каковы задачи на ближайшую перспективу? Они заключаются в
Юбилей ли это!?
21
дальнейшем развитии научных исследований. Прежде всего, это относится к молодым преподавателям. Предстоит дальнейшая консолидация научных исследований и оформление научных школ. Актуальной задачей является подготовка молодых докторов наук из числа преподавателей факультета. Необходимо завершить создание научной инфраструктуры факультета, в частности, создание Института персоно-логии.
Большие задачи стоят в области отработки содержания образования по направлениям специализации. Удачным примером здесь может служить открытие магистратуры по программе «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование».
Необходимо постоянно принимать во внимание востребованность на рынке труда.
И наконец, предстоит большая содержательная работа по разработке индивидуальных учебных планов,
прежде всего, в магистратуре. Сегодня эти планы формируются за счет дисциплин по выбору и факультативов. Но настоящий индивидуальный учебный план должен формироваться студентом исходя из его мотивации и перспектив профессиональной деятельности, которые он сам выстраивает для себя. Индивидуальный план, построенный на курсах по выбору, — это вйдение перспектив преподавателями. Студент делает только выбор. Настоящий индивидуальный план — это план с учетом перспектив самого студента. Здесь возможно и помечтать: вероятно, это должно быть обучение по типу аспирантуры, когда студент прикрепляется к конкретному преподавателю-куратору, но не для написания выпускной работы, а для повседневных консультаций и сотворчества в научной деятельности. По определению перспектив мы находимся только в начале пути. Успехов всем!