Научная статья на тему 'У истоков факультета'

У истоков факультета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадриков Владимир Дмитриевич

В статье рассказывается о причинах и фактах, которые в своей совокупности определили необходимость создания факультета психологии в ГУ ВШЭ. Названы ученые преподаватели, которые стояли у его истоков. Приводится концепция развития факультета с обоснованием основных направлений подготовки психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cradle of the Department

The paper tells about the reasons and facts which were brought together and determined the necessity of foundation of the Faculty of Psychology at the State University Higher School of Economics. Researchers and lecturers who were at the beginnings of the faculty are listed. It also outlines the conception of the development of the faculty together with the basing of the main directions of psychologists training.

Текст научной работы на тему «У истоков факультета»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 3. С. 44-53.

Специальная тема выпуска: Факультету психологии ГУ ВШЭ пять лет

Редактор — В.Д. Шадриков

У ИСТОКОВ ФАКУЛЬТЕТА

В.Д. ШАДРИКОВ

Шадриков Владимир Дмитриевич — научный руководитель факультета психологии ГУ ВШЭ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.

Область научных интересов: психология деятельности и способности человека. Основные работы: «Проблемы системогенеза деятельности», «Происхождение человечности», «Мир внутренней жизни человека», «Способности человека». Контакты: shadrikov@hse.ru, iso@hse.ru

Резюме

В статье рассказывается о причинах и фактах, которые в своей совокупности определили необходимость создания факультета психологии в ГУ ВШЭ. Названы ученые-преподаватели, которые стояли у его истоков. Приводится концепция развития факультета с обоснованием основных направлений подготовки психологов.

В 2007 г. исполнилось 5 лет факультету психологии ГУ ВШЭ. Много это или мало? Очевидно, как и в развитии ребенка, первые годы — самые важные, трудно переоценить роль родителей, определяющих это развитие. Только родителей здесь не двое, а гораздо больше. Но, несмотря

на это, есть какая-то отправная точка у каждого события, как правило, связанная с конкретными людьми. Не бывает истории вне интересов и действий конкретных личностей.

В 2001 г. я закончил государственную службу, и встал вопрос, где и кем работать дальше. В общем плане

было ясно, что это должна быть работа в вузе, так как я проработал в высших учебных заведениях более 30 лет, в свое время создавал один из первых факультетов психологии в стране в Ярославском государственном университете (1970 г.), был деканом факультета психологии и проректором по учебной работе. Более 30 лет заведовал кафедрой психологии (общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, психологии младшего школьника). Предстояло определить конкретное учебное заведение для последующей работы. После нескольких консультаций я остановился на ГУ ВШЭ. Решающим фактором было то, что ректора университета Я.И. Кузьми-нова я знал по своей предыдущей работе как талантливого, пытливого, инициативного организатора высшего образования, внесшего существенный вклад в реформирование образования в нашей стране. В беседе с Ярославом Ивановичем мы договорились, что у меня будет возможность продолжать работу в области образования (для этого был создан институт содержания образования) и в университете будет открыт факультет психологии. Весь 2001 г. и часть 2002 г. ушли на проработку концепции развития факультета, которая дважды обсуждалась на Ученом совете университета и была утверждена в 2002 г. (см. приложение). Параллельно шел подбор научно-педагогических кадров. На должность декана была приглашена Алла Константиновна Болотова, доктор психологических наук, профессор. На факультете были созданы кафедры: общей и экспериментальной психологии, психологии личности,

психофизиологии, организационной и рефлексивной психологии. На должности зав. кафедрами были приглашены, А.К. Болотова, К.А. Абульха-нова, А.Н. Лебедев, С.Ю. Степанов (впоследствии эту кафедру возглавил В.А. Штроо). С первых дней работы на факультете преподавал В.П. Зинченко. В числе первых профессоров на факультете работают Е.Б. Старовойтенко и И.Н. Семенов. В соответствии с концепцией развития факультета предполагалось, что работа по подготовке специалистов-психологов будет проводиться по двум направлениям: психотерапии и организационной психологии. Организующим научным началом должна была выступить научно-исследовательская деятельность по изучению индивидуальности. Исходя из этого концептуального принципа должны строиться все учебные курсы и специальные дисциплины, постепенно углубляя и наращивая понимание индивидуальности и ее проявлений в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Следует отметить также, что с самого начала на факультете была выбрана двухуровневая система подготовки: бакалавр и магистр. Забегая вперед, можно констатировать, что такой подход к построению образовательной программы себя оправдал, и мы имели возможность накопить опыт двухуровневой подготовки раньше других вузов (в соответствии с законом, принятым Государственной думой в 2007 г., российская высшая школа должна, в основном, перейти на эту структуру подготовки специалистов).

Сравнивая сегодня наши планы по развитию факультета с реальным

состоянием дел, мы можем констатировать, что многие положения утвержденной концепции реализованы, но многое еще и предстоит сделать. Хо-

чется надеяться, что ознакомление с нашей концепцией будет представлять интерес как для преподавателей, так и для студентов.

Приложение

КОНЦЕПЦИЯ

создания факультета «Психология» Государственного университета — Высшей школы экономики

В предлагаемой концепции:

- определяется потребность в специалистах;

- обосновываются цели и задачи создания факультета «Психология» для подготовки специалистов в области организационной психологии, психологического консультирования и психотерапии в ГУ ВШЭ;

- формируются квалификационные требования к выпускникам факультета «Психология»;

- предлагается общая структура факультета с указанием основных кафедр и направлений специализации.

Потребность в специалистах-психологах

Сравнительный анализ объемов подготовки квалифицированных специалистов-психологов в экономически развитых странах и в России показывает, что объем подготовки специалистов и количество практических психологов, например, в США и в России соотносятся как 1:40-50 (в России на 1992 г. было около 2 тыс. психологов, в США — более 100 тыс.). Дефицит психологических кадров был подтвержден тем, что за последние 8 лет в стране открыто более 100 факультетов психологии, прежде всего в негосударственных вузах, где оплата обучения идет из собственных средств граждан. Сегодня люди готовы платить немалые деньги за психологическое образование. Таким образом, потребность в психологах явно обозначена, и акцент переносится на качество подготовки специалистов. Необходимо, чтобы выпускники факультета психологии ГУ ВШЭ были конкурентоспособными по отношению к выпускникам других университетов и вузов страны.

Создание факультета психологии в ГУ ВШЭ продиктовано двумя группами факторов: во-первых, это возможность существенно повысить качество подготовки психологов в целом, заложив в основу концептуальное положение фундирования индивидуальности в процессе подготовки студентов на всех уровнях с первого по старшие курсы. Во-вторых, обучение в ГУ ВШЭ дает существенные преимущества в подготовке психологов в соответствии с их востребованностью на рынке труда и с опорой на квалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава таких факультетов, как факультеты экономики, менеджмента, социологии, права и прикладной политологии.

Процесс подготовки специалистов-психологов будет нацелен на специализацию в области организационной психологии и психотерапии, как одного из необходимых звеньев психологической поддержки личности в напряженных ситуациях профессиональной деятельности, в условиях выбора и планирования профессиональной карьеры, психологического сопровождения и прогноза развития организаций, принятия управленческих решений.

Основные направления подготовки психологов в ГУ ВШЭ заключаются в системном изучении психологии человека, конечной целью которого является понимание его индивидуальности. Исходя из этого концептуального принципа должны строиться все учебные курсы и специальные дисциплины, постепенно углубляя и наращивая понимание индивидуальности человека и его проявлений в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Центральным понятием при таком подходе становится внутренний мир человека, а задачей познания — изучение внутреннего мира человека и его проявлений в жизнедеятельности. С позиций данного подхода в новом свете выступают традиционные предметы психологического познания: психические процессы, свойства и состояния личности; формируется единая теоретическая база для различных специализаций, которые выступают как отдельные аспекты проявлений внутреннего мира человека.

Данный концептуальный подход придает системность работе всех кафедр факультета, как учебной, так и научной. В результате факультет приобретает свое лицо на фоне всех других факультетов страны. Органическим следствием выступают в этом случае и специализации: организационная психология и психотерапия. Одна из них связана с работой персонала в любой организационной структуре, а это проблемы мотивации поведения, межличностных отношений, производственных конфликтов, принятия решений и др. Другая связана с внутренним миром индивида, формированием и проявлением различного рода комплексов, отношениями с другими людьми, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов, мотивацией поведения и т. д.

Процесс подготовки квалифицированных специалистов в области организационной психологии и психотерапии будет основываться на сочетании академической респектабельности и подготовки в области классической психологии и овладения практически целесообразными знаниями и психотехнологиями в области управления, психологического индивидуального и группового консультирования, освоения методов психодиагностики личности, способов и методов ведения переговоров и принятия управленческих решений в любой сфере деловой активности личности коммерческого, государственного или корпоративного сектора экономики, в управлении малым бизнесом, а также в психологически грамотном сопровождении юридических служб, государственных и властных структур.

В целом для реализации учебно-воспитательных и научно-исследовательских задач создаваемого факультета психологии в структуре факультета предусматривается организация таких кафедр, как:

- кафедра общей и экспериментальной психологии,

- кафедра психологии личности,

- кафедра психофизиологии,

- кафедра организационной и рефлексивной психологии.

Каждая из названных кафедр в своем составе предполагает создание учебных и научно-исследовательских лабораторий.

В учебном плане образуемого факультета предпринята попытка в рамках государственного образовательного стандарта интегрировать разнообразные знания в области общепрофессиональных фундаментальных дисциплин и специальных дисциплин.

Кафедра общей и экспериментальной психологии будет осуществлять прежде всего общепсихологическую подготовку студентов в области истории психологии и методологии, психологии развития и возрастной психологии, психологии познавательных процессов, психических свойств и психических состояний личности, включая эмоциональную сферу, потребности, мотивации поведения человека, волевую регуляцию, а также изучение развития сознания и самосознания личности по направлениям сравнительной, педагогической, клинической и этнопсихологии. Эта кафедра осуществляет также подготовку студентов в области экспериментальной и практической психологии, по общепсихологическому практикуму, методам психологического исследования и преподавания психологии.

Кафедра обеспечивает изучение специальных дисциплин, направленных на подготовку психологов-специалистов в области организационной психологии и психотерапии. Это такие дисциплины специализаций, как: психология индивидуальности, диагностика психического развития личности, развитие познавательной активности личности. Для этих целей в составе кафедры общей и экспериментальной психологии планируется создать лаборатории: психических состояний, психических процессов и психических свойств человека, а также лабораторию психологии деятельности и способностей.

Кафедра психологии личности принимает непосредственное участие в общепсихологической подготовке студентов и осуществляет чтение пропедевтического курса по психологии личности, учебных курсов по истории и теории личности, отечественным и зарубежным теориям личности и по методам и методикам изучения индивидуальности человека. Эти дисциплины ориентированы на подготовку специалистов для работы с кадрами, осуществление ими профессионально-личностной диагностики, консультативной и пропедевтической работы в системе становления, развития и функционирования организаций. Реализация этих задач обеспечена такими учебными курсами, как: современные теории и типологии личности, теории индивида, индивидуальности, субъекта деятельности, субъекта жизненного пути, социального мышления личности, а также спецкурсами по проблемам личностной организации времени и временного менеджмента, проблемам личностного развития, самореализации и личностного роста.

Задачи специализации по этой кафедре обеспечиваются специальными курсами по методам принятия экономических, управленческих и организационных решений, а также по методам разрешения внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов. Студенты овладевают средствами профессиональной экспертизы, психологически и профессионально обоснованного приема и подбора кадров в организациях и сферах бизнеса, психологическими принципами функционирования личности в организации, приемами личностной и профессиональной диагностики и консультирования, индивидуальной и групповой психотерапии. Кафедра психологии личности обеспечивает практическую подготовку психологов-исследователей, владеющих совре-

менными методами изучения личности, тренингами, стратегиями проведения кросс-культурного, психосоциального и психологического исследований. Для реализации этих задач на кафедре будут функционировать лаборатория типологии и диагностики личности, лаборатория психологического консультирования и личностного роста.

Кафедра психофизиологии осуществляет базовую фундаментальную подготовку студентов-психологов по общепсихологическим дисциплинам на уровне соматики нервной системы и психофизиологических основ психической деятельности, формируя у студентов глубинное видение психологической сущности человека, раскрывая механизмы детерминации его поведенческого потенциала. С этой целью на кафедре психофизиологии осуществляется чтение курсов по смежным дисциплинам — анатомии, физиологии, электрофизиологии, нейрофизиологии, психодиагностике.

Дисциплины специализации по организационной психологии предполагают углубленное изучение таких прикладных направлений психофизиологии, как методы оценки эмоционально-стрессовых состояний личности и пути нейтрализации этих состояний через освоение различных психотерапевтических методик и приемов. Специальные дисциплины в учебном плане предусматривают изучение поведения человека в стрессовых ситуациях и способы выхода из состояний посттравматического стресса, а также направления и виды психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.

Прикладная направленность подготовки и специализации студентов по психотерапии связана с развитием способов и навыков оказания психологической поддержки и психологического сопровождения личности в сложных жизненных ситуациях, методов ведения психотерапии.

С целью углубления специализации студентов по психотерапии при кафедре организуется учебный центр по психодиагностике и психотерапии, а также научные лаборатории по психофизиологии и психологии личности.

Кафедра организационной и рефлексивной психологии выступает головной в области организационной психологии, но при этом уже с 1-го курса участвует в общепсихологической подготовке студентов. Для этого на кафедре организуется чтение курсов по введению в организационную психологию, по психологии эффективных коммуникаций, а также курс конфликтологии и тренинговые занятия по рефлексивной практике.

Согласно специализации по организационной психологии, обозначенной в учебном плане, студенты будут осваивать курсы по психологии управления организациями, по психологии управленческих решений, по психологии корпоративных отношений, по психологическим основам и методам политического консалтинга и психологии делового общения.

Для организации обучения рефлексивным методам в управлении предполагается организация лаборатории рефлексивных и инновационных процессов, а также лаборатории организационного консалтинга. С целью освоения групповых методов работы в организационном развитии и управлении будут созданы тренинговые лаборатории и специально оснащенная учебная аудитория для обучения способам ведения переговорных процессов, что в свете подготовки специалиста-психолога весьма важно в плане освоения практических навыков.

Таким образом, на основе прочных фундаментальных знаний и освоения практических навыков психологи будут способны гибко ориентироваться на рынке труда,

самостоятельно находить способы решения нетрадиционных и нестандартных прикладных задач. Так будет обеспечен баланс между фундаментальностью и прикладной направленностью в подготовке специалистов для нужд экономики и общественной и государственной практики.

Совершенно очевидно, что все психологи, а особенно психологи, призванные работать в государственных структурах и на предприятиях, осуществляющих экономическую деятельность, должны обладать рядом базовых практических навыков. К ним относятся, например, умения и навыки делового общения и ведения переговоров, навыки диагностики и коррекции функциональных состояний личности, организации групповой дискуссии и ролевой игры, проведения интервью, индивидуального и группового консультирования, способы и методы рациональной организации времени и пространства профессиональной деятельности, а также навыки самоорганизации и рефлексии и т. д.

В соответствии с современными мировыми стандартами научно-исследовательская работа как средство развития научного потенциала факультета и университета в целом является одной из ведущих целей создания нового факультета. Именно научно-исследовательская работа создает гармоничное единство фундаментальной подготовки и прикладной направленности в обучении будущих специалистов и создает условия для более четкого разделения в планах специализации фундаментального и практического компонента, ориентации на фундаментальную или практическую подготовку студентов.

Весьма перспективной видится также и организация межфакультетских связей создаваемого факультета с другими факультетами ГУ ВШЭ. Проблемы психологии личности, ее роли в становлении конкурентоспособной экономики в стране небезынтересны как экономистам, так и юристам, социологам и журналистам. Это в свою очередь будет способствовать не только межпредметным связям, что важно в учебном процессе, но и взаимной интеграции факультетов университета в общеобразовательном пространстве. Так, создаваемые кафедры факультета психологии будут осуществлять свою научно-педагогическую деятельность во взаимодействии с факультетами экономики, менеджмента, социологии и права. Будущие психологи изучают специфику работы в области организации социологических исследований, управления персоналом, экономики труда и политики занятости, экономики и управления на предприятии, государственного и муниципального управления, теории организаций, гражданского и корпоративного права.

Таким образом, общими усилиями мы будем способны обеспечить тот профессиональный уровень компетентности выпускаемых специалистов, который сделает их конкурентоспособными в различных областях рыночной экономики.

Квалификационные требования

Объектом профессиональной деятельности психолога является индивидуальность человека. Предметом — ее проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками психолог готов участвовать в решении различных задач и осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- диагностическую и коррекционную;

- экспертную и консультативную;

- учебно-воспитательную;

- научно-исследовательскую.

Специалист-психолог должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;

- грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психологов.

Выпускник факультета психологии ГУ ВШЭ должен осуществлять свою профессиональную деятельность в разных областях общественной жизни на базе полученной на факультете квалификации и обладать:

- фундаментальной естественнонаучной подготовкой;

- углубленной специализацией в определенной области психологического знания;

- дополнительной специализацией в одной из сфер профессиональной деятельности;

- экономико-менеджериальной подготовкой и знаниями в области информатики и экономики, достаточными для постановки задач в сфере своей профессиональной деятельности и их решения с использованием информационных ресурсов.

Выпускник факультета психологии ГУ ВШЭ должен знать:

- методы анализа, интерпретации и обработки экспериментального и диагностического материала;

- этические и правовые основы профессиональной деятельности психологов в России.

Выпускник факультета психологии ГУ ВШЭ должен уметь:

- составлять обзоры по разным проблемам развития мировой психологии, готовить информационный материал для принятия решений по проблемам межличностного и управленческого характера на уровне компаний и государственных организаций;

- готовить прогнозы перспективного развития организаций;

- готовить предложения по внедрению инноваций в практику деятельности организаций;

- вести диагностическую и психокоррекционную работу;

- проводить психотерапевтическую работу как с отдельными индивидами, так и в группах;

- проводить групповые тренинги общения, тренинги личностного роста.

Области профессиональной деятельности выпускников факультета психологии

Выпускники факультета психологии могут оказывать отдельным лицам психологическую, психокоррекционную, психодиагностичекую и психотерапевтическую помощь в разрешении сложных внутриличностных и межличностных конфликтов.

Выпускники факультета психологии могут работать:

- в любых государственных, корпоративных и частно-коммерческих структурах;

- в области юриспруденции, здравоохранения и образования;

- в психологических консультациях и службах, экспертных комиссиях, центрах занятости, центрах социальной поддержки и защиты населения.

Выпускники факультета психологии осуществляют:

- психологическую поддержку и психологическое сопровождение деятельности личности в государственных властных структурах, в сфере государственного управления, экономики и социального проектирования;

- профессиональную личностную диагностику и консультативную работу в кадровых службах различных организаций, министерств и ведомств, включая международные организации; в любых государственных, корпоративных и частно-коммерческих структурах;

- организационный консалтинг в области управления персоналом организации.

Общая характеристика учебного плана

Проект учебного плана подготовки специалистов на факультете «Психология» представлен в Приложении I.

Используя преимущества создания факультета психологии в ГУ ВШЭ, в учебном плане предусмотрено осуществление подготовки психологов второго уровня — бакалавриата в рамках многоуровневой системы «бакалавр—магистр».

В процессе обучения на первых двух и отчасти на третьем курсе преподаются гуманитарные и математические дисциплины, а также дисциплины психофизиологического цикла, составляющие базовую основу в подготовке психолога, включая основы экспериментальной психологии и общепсихологический практикум, осуществляемый на базе лабораторий психофизиологии.

Будущие психологи должны быть хорошо ориентированы в экономических и политических ситуациях, владеть методами, характерными для экономики, менеджмента, социологии и политологии. В целях разумной интеграции с другими факультетами и кафедрами ГУ ВШЭ предусмотрено чтение курсов по социологии, экономической теории, правовым дисциплинам, менеджменту, что позволит студентам быть ориентированными в современной экономической ситуации.

В цикле общепрофессиональных дисциплин, характерных для подготовки психолога, преобладают специальные авторские курсы по психологии личности, психодиагностике, этнопсихологии и психологическому менеджменту.

В дисциплинах по выбору преобладающее внимание отводится дисциплинам, формирующим профессиональную направленность специалиста в определенной области деятельности, в частности: психологическим методам обучения персонала, основам индивидуальной и групповой психотерапии, рефлексивным методам в управлении персоналом, психологии корпоративных отношений и т. д.

Специализация студентов будет осуществляться по двум направлениям — организационная психология и психотерапия. С этой целью разработаны и введены в учебный план такие спецкурсы, как основы индивидуального и группового консультирования, психология воздействия, психология компетентности госслужащих, конфликтология, организационный консалтинг, групповые методы работы в организационном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитии и управлении, психодиагностические методы психотерапии, современные направления психотерапии и психокоррекции.

В целях взаимного конструктивного межфакультетского сотрудничества в рамках ГУ ВШЭ в учебные планы старших курсов включены курсы: экономика предприятия, экономическая теория, методы социологических исследований, экономика труда и политика занятости, а также политическая психология.

Закрепление знаний студентов по всем направлениям обучения будет осуществляться в ходе учебно-ознакомительной, научно-исследовательской и производственной практики. Базами практики будут научно-исследовательские учреждения, медико-психологические службы, региональные центры занятости населения, а также государственные учреждения и корпоративные организации.

Итоговая государственная аттестация выпускников включает итоговый государственный экзамен по иностранному языку, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «психология», защиту выпускной квалификационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.