Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 3. С. 44-53.
Специальная тема выпуска: Факультету психологии ГУ ВШЭ пять лет
Редактор — В.Д. Шадриков
У ИСТОКОВ ФАКУЛЬТЕТА
В.Д. ШАДРИКОВ
Шадриков Владимир Дмитриевич — научный руководитель факультета психологии ГУ ВШЭ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.
Область научных интересов: психология деятельности и способности человека. Основные работы: «Проблемы системогенеза деятельности», «Происхождение человечности», «Мир внутренней жизни человека», «Способности человека». Контакты: shadrikov@hse.ru, iso@hse.ru
Резюме
В статье рассказывается о причинах и фактах, которые в своей совокупности определили необходимость создания факультета психологии в ГУ ВШЭ. Названы ученые-преподаватели, которые стояли у его истоков. Приводится концепция развития факультета с обоснованием основных направлений подготовки психологов.
В 2007 г. исполнилось 5 лет факультету психологии ГУ ВШЭ. Много это или мало? Очевидно, как и в развитии ребенка, первые годы — самые важные, трудно переоценить роль родителей, определяющих это развитие. Только родителей здесь не двое, а гораздо больше. Но, несмотря
на это, есть какая-то отправная точка у каждого события, как правило, связанная с конкретными людьми. Не бывает истории вне интересов и действий конкретных личностей.
В 2001 г. я закончил государственную службу, и встал вопрос, где и кем работать дальше. В общем плане
было ясно, что это должна быть работа в вузе, так как я проработал в высших учебных заведениях более 30 лет, в свое время создавал один из первых факультетов психологии в стране в Ярославском государственном университете (1970 г.), был деканом факультета психологии и проректором по учебной работе. Более 30 лет заведовал кафедрой психологии (общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, психологии младшего школьника). Предстояло определить конкретное учебное заведение для последующей работы. После нескольких консультаций я остановился на ГУ ВШЭ. Решающим фактором было то, что ректора университета Я.И. Кузьми-нова я знал по своей предыдущей работе как талантливого, пытливого, инициативного организатора высшего образования, внесшего существенный вклад в реформирование образования в нашей стране. В беседе с Ярославом Ивановичем мы договорились, что у меня будет возможность продолжать работу в области образования (для этого был создан институт содержания образования) и в университете будет открыт факультет психологии. Весь 2001 г. и часть 2002 г. ушли на проработку концепции развития факультета, которая дважды обсуждалась на Ученом совете университета и была утверждена в 2002 г. (см. приложение). Параллельно шел подбор научно-педагогических кадров. На должность декана была приглашена Алла Константиновна Болотова, доктор психологических наук, профессор. На факультете были созданы кафедры: общей и экспериментальной психологии, психологии личности,
психофизиологии, организационной и рефлексивной психологии. На должности зав. кафедрами были приглашены, А.К. Болотова, К.А. Абульха-нова, А.Н. Лебедев, С.Ю. Степанов (впоследствии эту кафедру возглавил В.А. Штроо). С первых дней работы на факультете преподавал В.П. Зинченко. В числе первых профессоров на факультете работают Е.Б. Старовойтенко и И.Н. Семенов. В соответствии с концепцией развития факультета предполагалось, что работа по подготовке специалистов-психологов будет проводиться по двум направлениям: психотерапии и организационной психологии. Организующим научным началом должна была выступить научно-исследовательская деятельность по изучению индивидуальности. Исходя из этого концептуального принципа должны строиться все учебные курсы и специальные дисциплины, постепенно углубляя и наращивая понимание индивидуальности и ее проявлений в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Следует отметить также, что с самого начала на факультете была выбрана двухуровневая система подготовки: бакалавр и магистр. Забегая вперед, можно констатировать, что такой подход к построению образовательной программы себя оправдал, и мы имели возможность накопить опыт двухуровневой подготовки раньше других вузов (в соответствии с законом, принятым Государственной думой в 2007 г., российская высшая школа должна, в основном, перейти на эту структуру подготовки специалистов).
Сравнивая сегодня наши планы по развитию факультета с реальным
состоянием дел, мы можем констатировать, что многие положения утвержденной концепции реализованы, но многое еще и предстоит сделать. Хо-
чется надеяться, что ознакомление с нашей концепцией будет представлять интерес как для преподавателей, так и для студентов.
Приложение
КОНЦЕПЦИЯ
создания факультета «Психология» Государственного университета — Высшей школы экономики
В предлагаемой концепции:
- определяется потребность в специалистах;
- обосновываются цели и задачи создания факультета «Психология» для подготовки специалистов в области организационной психологии, психологического консультирования и психотерапии в ГУ ВШЭ;
- формируются квалификационные требования к выпускникам факультета «Психология»;
- предлагается общая структура факультета с указанием основных кафедр и направлений специализации.
Потребность в специалистах-психологах
Сравнительный анализ объемов подготовки квалифицированных специалистов-психологов в экономически развитых странах и в России показывает, что объем подготовки специалистов и количество практических психологов, например, в США и в России соотносятся как 1:40-50 (в России на 1992 г. было около 2 тыс. психологов, в США — более 100 тыс.). Дефицит психологических кадров был подтвержден тем, что за последние 8 лет в стране открыто более 100 факультетов психологии, прежде всего в негосударственных вузах, где оплата обучения идет из собственных средств граждан. Сегодня люди готовы платить немалые деньги за психологическое образование. Таким образом, потребность в психологах явно обозначена, и акцент переносится на качество подготовки специалистов. Необходимо, чтобы выпускники факультета психологии ГУ ВШЭ были конкурентоспособными по отношению к выпускникам других университетов и вузов страны.
Создание факультета психологии в ГУ ВШЭ продиктовано двумя группами факторов: во-первых, это возможность существенно повысить качество подготовки психологов в целом, заложив в основу концептуальное положение фундирования индивидуальности в процессе подготовки студентов на всех уровнях с первого по старшие курсы. Во-вторых, обучение в ГУ ВШЭ дает существенные преимущества в подготовке психологов в соответствии с их востребованностью на рынке труда и с опорой на квалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава таких факультетов, как факультеты экономики, менеджмента, социологии, права и прикладной политологии.
Процесс подготовки специалистов-психологов будет нацелен на специализацию в области организационной психологии и психотерапии, как одного из необходимых звеньев психологической поддержки личности в напряженных ситуациях профессиональной деятельности, в условиях выбора и планирования профессиональной карьеры, психологического сопровождения и прогноза развития организаций, принятия управленческих решений.
Основные направления подготовки психологов в ГУ ВШЭ заключаются в системном изучении психологии человека, конечной целью которого является понимание его индивидуальности. Исходя из этого концептуального принципа должны строиться все учебные курсы и специальные дисциплины, постепенно углубляя и наращивая понимание индивидуальности человека и его проявлений в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Центральным понятием при таком подходе становится внутренний мир человека, а задачей познания — изучение внутреннего мира человека и его проявлений в жизнедеятельности. С позиций данного подхода в новом свете выступают традиционные предметы психологического познания: психические процессы, свойства и состояния личности; формируется единая теоретическая база для различных специализаций, которые выступают как отдельные аспекты проявлений внутреннего мира человека.
Данный концептуальный подход придает системность работе всех кафедр факультета, как учебной, так и научной. В результате факультет приобретает свое лицо на фоне всех других факультетов страны. Органическим следствием выступают в этом случае и специализации: организационная психология и психотерапия. Одна из них связана с работой персонала в любой организационной структуре, а это проблемы мотивации поведения, межличностных отношений, производственных конфликтов, принятия решений и др. Другая связана с внутренним миром индивида, формированием и проявлением различного рода комплексов, отношениями с другими людьми, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов, мотивацией поведения и т. д.
Процесс подготовки квалифицированных специалистов в области организационной психологии и психотерапии будет основываться на сочетании академической респектабельности и подготовки в области классической психологии и овладения практически целесообразными знаниями и психотехнологиями в области управления, психологического индивидуального и группового консультирования, освоения методов психодиагностики личности, способов и методов ведения переговоров и принятия управленческих решений в любой сфере деловой активности личности коммерческого, государственного или корпоративного сектора экономики, в управлении малым бизнесом, а также в психологически грамотном сопровождении юридических служб, государственных и властных структур.
В целом для реализации учебно-воспитательных и научно-исследовательских задач создаваемого факультета психологии в структуре факультета предусматривается организация таких кафедр, как:
- кафедра общей и экспериментальной психологии,
- кафедра психологии личности,
- кафедра психофизиологии,
- кафедра организационной и рефлексивной психологии.
Каждая из названных кафедр в своем составе предполагает создание учебных и научно-исследовательских лабораторий.
В учебном плане образуемого факультета предпринята попытка в рамках государственного образовательного стандарта интегрировать разнообразные знания в области общепрофессиональных фундаментальных дисциплин и специальных дисциплин.
Кафедра общей и экспериментальной психологии будет осуществлять прежде всего общепсихологическую подготовку студентов в области истории психологии и методологии, психологии развития и возрастной психологии, психологии познавательных процессов, психических свойств и психических состояний личности, включая эмоциональную сферу, потребности, мотивации поведения человека, волевую регуляцию, а также изучение развития сознания и самосознания личности по направлениям сравнительной, педагогической, клинической и этнопсихологии. Эта кафедра осуществляет также подготовку студентов в области экспериментальной и практической психологии, по общепсихологическому практикуму, методам психологического исследования и преподавания психологии.
Кафедра обеспечивает изучение специальных дисциплин, направленных на подготовку психологов-специалистов в области организационной психологии и психотерапии. Это такие дисциплины специализаций, как: психология индивидуальности, диагностика психического развития личности, развитие познавательной активности личности. Для этих целей в составе кафедры общей и экспериментальной психологии планируется создать лаборатории: психических состояний, психических процессов и психических свойств человека, а также лабораторию психологии деятельности и способностей.
Кафедра психологии личности принимает непосредственное участие в общепсихологической подготовке студентов и осуществляет чтение пропедевтического курса по психологии личности, учебных курсов по истории и теории личности, отечественным и зарубежным теориям личности и по методам и методикам изучения индивидуальности человека. Эти дисциплины ориентированы на подготовку специалистов для работы с кадрами, осуществление ими профессионально-личностной диагностики, консультативной и пропедевтической работы в системе становления, развития и функционирования организаций. Реализация этих задач обеспечена такими учебными курсами, как: современные теории и типологии личности, теории индивида, индивидуальности, субъекта деятельности, субъекта жизненного пути, социального мышления личности, а также спецкурсами по проблемам личностной организации времени и временного менеджмента, проблемам личностного развития, самореализации и личностного роста.
Задачи специализации по этой кафедре обеспечиваются специальными курсами по методам принятия экономических, управленческих и организационных решений, а также по методам разрешения внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов. Студенты овладевают средствами профессиональной экспертизы, психологически и профессионально обоснованного приема и подбора кадров в организациях и сферах бизнеса, психологическими принципами функционирования личности в организации, приемами личностной и профессиональной диагностики и консультирования, индивидуальной и групповой психотерапии. Кафедра психологии личности обеспечивает практическую подготовку психологов-исследователей, владеющих совре-
менными методами изучения личности, тренингами, стратегиями проведения кросс-культурного, психосоциального и психологического исследований. Для реализации этих задач на кафедре будут функционировать лаборатория типологии и диагностики личности, лаборатория психологического консультирования и личностного роста.
Кафедра психофизиологии осуществляет базовую фундаментальную подготовку студентов-психологов по общепсихологическим дисциплинам на уровне соматики нервной системы и психофизиологических основ психической деятельности, формируя у студентов глубинное видение психологической сущности человека, раскрывая механизмы детерминации его поведенческого потенциала. С этой целью на кафедре психофизиологии осуществляется чтение курсов по смежным дисциплинам — анатомии, физиологии, электрофизиологии, нейрофизиологии, психодиагностике.
Дисциплины специализации по организационной психологии предполагают углубленное изучение таких прикладных направлений психофизиологии, как методы оценки эмоционально-стрессовых состояний личности и пути нейтрализации этих состояний через освоение различных психотерапевтических методик и приемов. Специальные дисциплины в учебном плане предусматривают изучение поведения человека в стрессовых ситуациях и способы выхода из состояний посттравматического стресса, а также направления и виды психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.
Прикладная направленность подготовки и специализации студентов по психотерапии связана с развитием способов и навыков оказания психологической поддержки и психологического сопровождения личности в сложных жизненных ситуациях, методов ведения психотерапии.
С целью углубления специализации студентов по психотерапии при кафедре организуется учебный центр по психодиагностике и психотерапии, а также научные лаборатории по психофизиологии и психологии личности.
Кафедра организационной и рефлексивной психологии выступает головной в области организационной психологии, но при этом уже с 1-го курса участвует в общепсихологической подготовке студентов. Для этого на кафедре организуется чтение курсов по введению в организационную психологию, по психологии эффективных коммуникаций, а также курс конфликтологии и тренинговые занятия по рефлексивной практике.
Согласно специализации по организационной психологии, обозначенной в учебном плане, студенты будут осваивать курсы по психологии управления организациями, по психологии управленческих решений, по психологии корпоративных отношений, по психологическим основам и методам политического консалтинга и психологии делового общения.
Для организации обучения рефлексивным методам в управлении предполагается организация лаборатории рефлексивных и инновационных процессов, а также лаборатории организационного консалтинга. С целью освоения групповых методов работы в организационном развитии и управлении будут созданы тренинговые лаборатории и специально оснащенная учебная аудитория для обучения способам ведения переговорных процессов, что в свете подготовки специалиста-психолога весьма важно в плане освоения практических навыков.
Таким образом, на основе прочных фундаментальных знаний и освоения практических навыков психологи будут способны гибко ориентироваться на рынке труда,
самостоятельно находить способы решения нетрадиционных и нестандартных прикладных задач. Так будет обеспечен баланс между фундаментальностью и прикладной направленностью в подготовке специалистов для нужд экономики и общественной и государственной практики.
Совершенно очевидно, что все психологи, а особенно психологи, призванные работать в государственных структурах и на предприятиях, осуществляющих экономическую деятельность, должны обладать рядом базовых практических навыков. К ним относятся, например, умения и навыки делового общения и ведения переговоров, навыки диагностики и коррекции функциональных состояний личности, организации групповой дискуссии и ролевой игры, проведения интервью, индивидуального и группового консультирования, способы и методы рациональной организации времени и пространства профессиональной деятельности, а также навыки самоорганизации и рефлексии и т. д.
В соответствии с современными мировыми стандартами научно-исследовательская работа как средство развития научного потенциала факультета и университета в целом является одной из ведущих целей создания нового факультета. Именно научно-исследовательская работа создает гармоничное единство фундаментальной подготовки и прикладной направленности в обучении будущих специалистов и создает условия для более четкого разделения в планах специализации фундаментального и практического компонента, ориентации на фундаментальную или практическую подготовку студентов.
Весьма перспективной видится также и организация межфакультетских связей создаваемого факультета с другими факультетами ГУ ВШЭ. Проблемы психологии личности, ее роли в становлении конкурентоспособной экономики в стране небезынтересны как экономистам, так и юристам, социологам и журналистам. Это в свою очередь будет способствовать не только межпредметным связям, что важно в учебном процессе, но и взаимной интеграции факультетов университета в общеобразовательном пространстве. Так, создаваемые кафедры факультета психологии будут осуществлять свою научно-педагогическую деятельность во взаимодействии с факультетами экономики, менеджмента, социологии и права. Будущие психологи изучают специфику работы в области организации социологических исследований, управления персоналом, экономики труда и политики занятости, экономики и управления на предприятии, государственного и муниципального управления, теории организаций, гражданского и корпоративного права.
Таким образом, общими усилиями мы будем способны обеспечить тот профессиональный уровень компетентности выпускаемых специалистов, который сделает их конкурентоспособными в различных областях рыночной экономики.
Квалификационные требования
Объектом профессиональной деятельности психолога является индивидуальность человека. Предметом — ее проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками психолог готов участвовать в решении различных задач и осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- диагностическую и коррекционную;
- экспертную и консультативную;
- учебно-воспитательную;
- научно-исследовательскую.
Специалист-психолог должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;
- грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психологов.
Выпускник факультета психологии ГУ ВШЭ должен осуществлять свою профессиональную деятельность в разных областях общественной жизни на базе полученной на факультете квалификации и обладать:
- фундаментальной естественнонаучной подготовкой;
- углубленной специализацией в определенной области психологического знания;
- дополнительной специализацией в одной из сфер профессиональной деятельности;
- экономико-менеджериальной подготовкой и знаниями в области информатики и экономики, достаточными для постановки задач в сфере своей профессиональной деятельности и их решения с использованием информационных ресурсов.
Выпускник факультета психологии ГУ ВШЭ должен знать:
- методы анализа, интерпретации и обработки экспериментального и диагностического материала;
- этические и правовые основы профессиональной деятельности психологов в России.
Выпускник факультета психологии ГУ ВШЭ должен уметь:
- составлять обзоры по разным проблемам развития мировой психологии, готовить информационный материал для принятия решений по проблемам межличностного и управленческого характера на уровне компаний и государственных организаций;
- готовить прогнозы перспективного развития организаций;
- готовить предложения по внедрению инноваций в практику деятельности организаций;
- вести диагностическую и психокоррекционную работу;
- проводить психотерапевтическую работу как с отдельными индивидами, так и в группах;
- проводить групповые тренинги общения, тренинги личностного роста.
Области профессиональной деятельности выпускников факультета психологии
Выпускники факультета психологии могут оказывать отдельным лицам психологическую, психокоррекционную, психодиагностичекую и психотерапевтическую помощь в разрешении сложных внутриличностных и межличностных конфликтов.
Выпускники факультета психологии могут работать:
- в любых государственных, корпоративных и частно-коммерческих структурах;
- в области юриспруденции, здравоохранения и образования;
- в психологических консультациях и службах, экспертных комиссиях, центрах занятости, центрах социальной поддержки и защиты населения.
Выпускники факультета психологии осуществляют:
- психологическую поддержку и психологическое сопровождение деятельности личности в государственных властных структурах, в сфере государственного управления, экономики и социального проектирования;
- профессиональную личностную диагностику и консультативную работу в кадровых службах различных организаций, министерств и ведомств, включая международные организации; в любых государственных, корпоративных и частно-коммерческих структурах;
- организационный консалтинг в области управления персоналом организации.
Общая характеристика учебного плана
Проект учебного плана подготовки специалистов на факультете «Психология» представлен в Приложении I.
Используя преимущества создания факультета психологии в ГУ ВШЭ, в учебном плане предусмотрено осуществление подготовки психологов второго уровня — бакалавриата в рамках многоуровневой системы «бакалавр—магистр».
В процессе обучения на первых двух и отчасти на третьем курсе преподаются гуманитарные и математические дисциплины, а также дисциплины психофизиологического цикла, составляющие базовую основу в подготовке психолога, включая основы экспериментальной психологии и общепсихологический практикум, осуществляемый на базе лабораторий психофизиологии.
Будущие психологи должны быть хорошо ориентированы в экономических и политических ситуациях, владеть методами, характерными для экономики, менеджмента, социологии и политологии. В целях разумной интеграции с другими факультетами и кафедрами ГУ ВШЭ предусмотрено чтение курсов по социологии, экономической теории, правовым дисциплинам, менеджменту, что позволит студентам быть ориентированными в современной экономической ситуации.
В цикле общепрофессиональных дисциплин, характерных для подготовки психолога, преобладают специальные авторские курсы по психологии личности, психодиагностике, этнопсихологии и психологическому менеджменту.
В дисциплинах по выбору преобладающее внимание отводится дисциплинам, формирующим профессиональную направленность специалиста в определенной области деятельности, в частности: психологическим методам обучения персонала, основам индивидуальной и групповой психотерапии, рефлексивным методам в управлении персоналом, психологии корпоративных отношений и т. д.
Специализация студентов будет осуществляться по двум направлениям — организационная психология и психотерапия. С этой целью разработаны и введены в учебный план такие спецкурсы, как основы индивидуального и группового консультирования, психология воздействия, психология компетентности госслужащих, конфликтология, организационный консалтинг, групповые методы работы в организационном
развитии и управлении, психодиагностические методы психотерапии, современные направления психотерапии и психокоррекции.
В целях взаимного конструктивного межфакультетского сотрудничества в рамках ГУ ВШЭ в учебные планы старших курсов включены курсы: экономика предприятия, экономическая теория, методы социологических исследований, экономика труда и политика занятости, а также политическая психология.
Закрепление знаний студентов по всем направлениям обучения будет осуществляться в ходе учебно-ознакомительной, научно-исследовательской и производственной практики. Базами практики будут научно-исследовательские учреждения, медико-психологические службы, региональные центры занятости населения, а также государственные учреждения и корпоративные организации.
Итоговая государственная аттестация выпускников включает итоговый государственный экзамен по иностранному языку, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «психология», защиту выпускной квалификационной работы.