ЛИЧНОСТЬ, ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ МИР
DOI:10.23888/humJ20183587-606
ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Уланова Н.Н.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация. В статье представлены основные этапы развития факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета, кроме этого описываются стадии формирования и становления кафедр университета, представлены первые педагогические составы кафедр.
Статья позволяет сформировать представление об основных научных направлениях работы кафедр факультета клинической психологии и их теоретико-методологических основах, также в статье содержится информация об основных учебно-методических и научных трудах профессорско-преподавательского состава кафедр, представлена первоначальная структура факультета клинической психологии, руководство факультетом, также описывается структура и современное состояние факультета клинической психологии и кафедр, на которых реализуется образовательный процесс по подготовке клинических психологов.
Данная статья содержит информацию о выпускниках факультета, об их научных и профессиональных достижениях и направлениях профессиональной деятельности.
Кроме этого, статья позволяет сформировать представление об особенностях подготовки клинических психологов в рамках трех специализаций, а также об основных видах деятельности клинического психолога в рамках той или иной спе-
циализации. Описаны цели и задачи образовательного процесса по подготовке клинических психологов по различным специализациям. В статье содержится обоснование дальнейших перспектив трудоустройства выпускников факультета клинической психологии.
В данной статье представлена информация об особенностях научной деятельности студентов факультета клинической психологии, содержится информация о внутривузовских грантах и грантах РГНФ, которые были реализованы на факультете и о возможностях публикаций в научных журналах. Статья содержит информацию о Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» которая ежегодно проходит на факультете клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: факультет клинической психологии, история развития факультета, руководство факультетом, научная работа, специализации, трудоустройство выпускников, перспективы развития.
FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY: STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT
Yakovleva N. V., Faustova A. G., Ulanova N.N. Ryazan State Medical University
Abstract. In the article the main stages of the development of the faculty of clinical psychology of the Ryazan State Medical University are presented, besides, the stages of formation and formation of the departments of the university are described, the first pedagogical compositions of the departments are presented.
The article makes it possible to form an idea of the main scientific directions of the departments of the Department of Clinical Psychology and their theoretical and methodological foundations, as well as information on the main teaching, methodological and scientific works of the faculty. The article presents the initial structure of the faculty of clinical psychology, the management of the faculty, describes the structure and the current state of the faculty of clinical psychology and departments, where the educational process for the training of clinical psychologists is realized.
This article contains information about the graduates of the faculty, their scientific and professional achievements and areas of professional activity.
In addition, the article allows to form an idea about the peculiarities of the training of clinical psychologists within the framework of three specializations, as well as the main activities of a clinical psychologist within a particular specialization. Describes the goals and objectives of the educational process for the training of clinical psychologists in various specializations. The article contains a substantiation of further prospects for employment of graduates of the Faculty of Clinical Psychology.
This article presents information about the peculiarities of the scientific activity of the students of the Faculty of Clinical Psychology, contains information on intra-university grants and grants from the Russian State Humanitarian University, which were implemented at the faculty and on the possibilities of publishing in scientific journals. The article contains information on the All-Russian Conference of Students and Young Scientists with International Participation "Psychology and Medicine: Ways of Searching for Optimal Interaction" which is annually held at the Department of Clinical Psychology of the Ryazan State Medical University.
Key words : faculty of clinical psychology, history of faculty development, faculty management, scientific work, specializations, employment of graduates.
Системное преподавание психологии как учебного предмета для студентов в Рязанском медицинском университете началось в 1991 году. Тогда в учебные планы всех медицинских факультетов решением Ученого Совета под руководством ректора - Евгения Алексеевича Строева - были введены предметы «Общая психология» для студентов 1 курса и «Социальная психология» для студентов 3 курса. Соответственно, был создан курс психологии при кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения факультета усовершенствования врачей (зав. кафедрой, доцент, к.м.н. Т.Я. Спицина). На курсе работали два молодых преподавателя - выпускники факультета психологии Ярославского государственного университета Яковлева Наталья Валентиновна и Чурилова Юлия Николаевна. Мы обе были ученицами Леонида Петровича Урванцева, автора первых психологических монографий по медицинской тематике «Общение врача и больного» М., 1986, «Психология соматического больного» Ярославль, 1992, 2001, «Влияние соматической болезни на психику» М, 2003.
В 1995 году Н.В.Яковлевой была защищена диссертация на соискание степени кандидата психологических наук по теме «Психологическая компетентность врача и ее формирование в процессе обучения в медицинском вузе». В 1996 году была открыта кафедра Педагогики и психологии, которая проводила занятия со студентами медицинских факультетов и курсантов факультета усовершенствования врачей. На кафедре активно работал студенческий научный кружок «Психология», который посещали многие будущие психотерапевты, клиницисты, организаторы здравоохранения: Олег Сус, Олег Байзель, Евгений Шитов, Артем Крупнов, братья Александр и Андрей Куренковы и многие другие.
Основное направление работы кафедры в то время состояло в расширении рамок традиционного психологического контента для врачей, ограниченного психиатрией. Рассматривались вопросы психологии общения врача и больного, психологического анализа врачебных ошибок, групповой динамики медицинских коллективов, стратегии коммуникативной работы с больным в разных психоло-
гических школах: социально-психологическом когнитивизме, функциональном поведенческом подходе. Взаимодействие кафедры с факультетами было самым широким. Заведующая кафедрой доцент Н.В. Яковлева стала научным консультантом двух кандидатских диссертаций:
> старшего преподавателя кафедры организации фармации Н.А. Машковой «Методические подходы к оценке социально психологического климата и руководства аптечных коллективов» (Пятигорск, 1997)
> преподавателя кафедры педагогики и психологии О.Л. Сибгатуллиной (Шапошниковой) на тему «Социально-психологическая коррекция самоотношения личности на материале социально-психологического тренинга студентов лечебного факультета нашего вуза» (Ярославль, 2001).
В 1998 году в издательстве Академия вышел один из самых популярных отечественных учебников по социальной психологии под редакцией А.А. Деркача и А.Н. Сухова, в котором была глава «Социальная психология в здравоохранении», написанная заведующей кафедрой педагогики и психологии РязГМУ. До сих пор эта глава - один из главных атрибутивных признаков, по которым в мире психологии узнают наш университет.
Существенное влияние на становление психологической подготовки в нашем вузе оказалоразвитие кафедры психиатрии под руководством Д.И. Шустова. Научные и практические исследования в области психотерапии, развитие тран-сактного анализа, организация РАТА (Рязанской ассоциации трансактного анализа), объединение медицинских психологов и психотерапевтов под руководством Андрея Павловича Ховрачева - все это способствовало формированию хорошей базы для открытия психологического факультета в медицинском университете.
Инициатива в открытии факультета принадлежала ректору - профессору Валентине Григорьевне Макаровой. 18 марта 2003 года Министерство образования Российской Федерации выдало университету лицензию на право ведения образовательной деятельности по данной специальности № 0635, серия №
«Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие»
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru
000655. А решением Ученого Совета университета в Рязанском государственном медицинском университете № 10 от 15 мая 2004 года был создан факультет клинической психологии. С 1 сентября 2004 года 15 первых студентов факультета клинической психологии приступили к обучению.
Первым деканом факультета был доктор медицинских наук, профессор Александр Андреевич Ляпкало. В структуру факультета были включены три кафедры: кафедра общей психологии с курсом педагогики (зав. каф. Н.В. Яковлева), кафедра психиатрии с курсом клинической психологии (зав. каф. Д.И. Шустов, кафедра нормальной физиологии с курсом психофизиологии (зав. каф. М.М. Лапкин).
В 2006 году деканом факультета была назначена заведующая кафедрой общей психологии кандидат психологических наук, доцент Наталья Валентиновна Яковлева. Встал вопрос о формировании кафедры, которая вела бы подготовку студентов факультета на старших курсах, готовила их непосредственно к практической деятельности. В 2008 году такая кафедра была сформирована. Ее возглавил доктор медицинских наук Борис Юрьевич Володин, который в 2008 году защитил докторскую диссертацию по психоонкологии «Психосоматическое взаимоотношения и психотерапевтическая коррекция у больных раком молочной железы и опухолевой патологией тела матки». К обучению клинических психологов были привлечены лучшие кадры медицинской психологии Рязани. Студентам преподавали ведущие медицинские психологи г. Рязани: Татьяна Николаевна Прибылова, ученица Б.В. Зейгарник и А.Р. Лурии, Ирина Сергеевна Цуканова, Евгения Константиновна Еремина, ведущий нейропсихолог города Юлия Николаевна Кривова.
Методологию психологических исследований преподавал доктор психологических наук, профессор Дмитрий Владиславович Сочивко, педагогическую психологию - профессор И.И. Купцов, специальную психологию и коррекционно-развивающее обучение - профессор Юрий Владимирович Егошкин.
Выпускников первого выпуска было всего 15. Но это была дружная и талантливая команда клинических психологов. Практически все они остались в профессии. Дорохов Вадим работает медицинским психологом в психиатрической больнице №6 Московской области, Хованский Николай - психолог-педагог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими особенности развития, Городского психолого-педагогического центра г. Москвы, основатель нового в России направления - канистерапии ( сейчас он проводит курсы по обучению данному методу психотерапии). Парамонов Денис - медицинский психолог Рязанского областного госпиталя ветеранов, Разживина Марина, Машнинова Мария, Алехина Анна - преподают клиническую психологию студентам РязГМУ, Кондакова Светлана занимается детекцией лжи в фирме «Истина», Надежда Панова - личностные консультации в гештальт-психологической технологии, а Александ Фока-рев избрал артистическую карьеру, реализует себя в психодраме.
За годы работы факультет подготовил 272 специалиста. Востребованность выпускников факультета значительна. Каждый год приходят предложения из разных регионов страны о трудоустройстве выпускников. Особенно популярны и востребованы наши клинические психологи в Московской, Рязанской, Тульской и Липецкой области. В последние годы увеличилось количество заявок из силовых министерств и ведомств. 7-10% каждого выпуска после вуза избирают для себя работу в структурах МВД, ФСИН, МЧС.
Неслучайно, первая защита кандидатской диссертации наших выпускников была посвящена проблемам пенитенциарной психологии. Антон Бурцев в 2015 году защитил диссертацию «Психодинамика психопатизации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 [Место защиты: Акад. ФСИН России]. - Рязань, 2015.
Следующая защита диссертации состоялась в 2017 году. Анна Фаустова, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики,
защитила диссертацию на тему «Динамика самоотношения при изменениях внешности»: 19.00.01[Место защиты: Институте психологии РАН].-Москва, 2017.
Факультет всегда был в мейнстриме активной социальной жизни университета и города. Наши студенты входили в состав молодежного правительства Рязани, блистали на губернаторских балах, проводили рейды чистоты в Солотче, участвовали и побеждали в конкурсах красоты, добивались красивых спортивных побед.
Но главным для студентов факультета клинической психологии была и остается учеба. В 2016 году появился новый образовательный стандарт подготовки клинических психологов и в рабочие учебные планы нашего факультета были внесены существенные изменения. Появилась возможность готовить специалистов по нескольким профильным специализациям.
Специализация в образовательном процессе по подготовке клинического психолога — это более детальное углубленное изучение относительно узкого направления деятельности, в рамках конкретной специальности, обеспечивающее необходимый уровень компетенции специалиста, предназначенной для выполнения профессиональной деятельности. Специализация обеспечивает качественное усвоение студентами практических умений и навыков.
Образовательный процесс по подготовке клиническихпсихологов ориентирован на формирование компетенций, закрепленных в ФГОС по специальности «Клиническая психология, а также на получение глубоких теоретических знаний и базовых практических навыков в данной области.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология, образовательному учреждению предлагается несколько специализаций:
1. «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»
2. «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»
3. «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»
4. «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»
5. «Психология здоровья и спорта»
6. «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология».
На факультете клинической психологии ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России готовят студентов по трем из шести возможных специализаций:
1. Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
2. Патопсихологическая диагностика и психотерапия.
3. Клинико-психологическая помощь ребенку и семье.
Это связано с перспективой развития данных направлений деятельности и востребованностью выпускников факультета.
Дисциплины специализаций начинаются на третьем курсе обучения, но знакомство студентов со специализациями происходит уже на первом курсе в рамках «практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности». Студенты готовят обзорные рефераты и групповые проекты по проблемам работы психолога в рамках той или иной специализации, в связи с чем начинает формироваться представление об особенностях различных направлений будущей профессиональной деятельности.
Специалист по направлению подготовки (специальности)37.05.01 Клиническая психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской; психодиагностической; консультативной и психотерапевтической; экспертной; педагогической; психолого-просветительской; организационно-управленческой; проектно-инновационной. В зависимости от вы-
у
бранной специализации данные направления деятельности будут иметь особую специфику.
Специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» направлена на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права (если речь идет о разного рода экспертизах), способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста или консультанта.
В рамках специализации «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» будущий специалист должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками. Во-первых, необходимо владение теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях. В рамках диагностического направления, специалист должен быть осведомлен о современных подходах к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств. Применять на практике диагностические методы и процедуры для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного; а также методики индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач. Выпускник овладевает теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии; теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики.
Что касается практической деятельности, то большое внимание уделяется постановке практических задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения
структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации. Специалист - патопсихолог применяет на практике методы патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии.
В рамках экспертного направления профессиональной деятельности проводит психологические экспертизы и составляет заключения в соответствии с задачами экспертизы и нормативными правовыми актами; Психотерапевтический вектор работы ставит задачи разработки и реализация личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации; применения современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их семей.
Кроме этого, в рамках специализации «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» специалист выстраивает активное взаимодействие со специалистами в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения.
Специализация «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях». Специалисты данного направления оказывают психологическую помощь, в том числе при экстренных ситуациях,выступают в качестве консультантов. В ходе образовательного процесса студент приобретает следующие знания, умения и навыки: в рамках научно исследовательской деятельности - это возможность применять организационные правовые и этические принципы работы психолога в консультировании, владение фундаментальными теоретико-методологическими концепциями развития личности, психопатологии и психологического консультирования.
Что касается диагностического направления в профессиональной деятельности, то здесь важной задачей является применение методов клинико-
психологической оценки психопатологических симптомов, копинговых стратегий личности с целью выбора конкретных программ психологического воздействия,
В рамках консультативной деятельности будущему специалисту предстоит овладеть общими и специфическими целями и методами основных направлений классических и современных теорий психологического консультирования, применять знания о теоретических моделях и методах, разработанных в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для решения научных и практических задач, планировать деятельность и самостоятельную работу при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях, применять способы совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания консультанта и специалиста экстремального профиля. Немаловажной задачей является проведение индивидуальной и групповой семейной психотерапии, психологического консультирования и психологической коррекции отсроченных реакций на травматический стресс.
Специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и се-мье».Специфика данного направления - клиническая психология детей, подростков и их семей.В рамках специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» акцент сделан на практическую (психодиагностическую, психотерапевтическую, психокоррекционную) работу с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития (психическая, соматическая патология, генетические синдромы и многое др.), а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи и пр.).
По окончании обучения, выпускник должен владеть современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте, методологией синдромного анализа структуры аномалий развития с целью определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции.
Кроме того, уметь использовать в профессиональной деятельности знания об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза, самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи.
В рамках диагностической деятельности, специалисту необходимо уметь составлять программы диагностического обследования детей и семей. Разработка и реализация программ работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий развития с учетом клинико-психологической оценки их структуры, применение современных процедур и технологий консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих отклонений у детей и подростков с целью их коррекции,осуществление диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей ребенка, имеющего отклонения в здоровье - неотъемлемая часть практической работы психолога данной специализации.
Выпускники факультета клинической психологии имеют широкие перспективы для дальнейшего трудоустройства. Они могут работать как в медицинских учреждениях (больницы, поликлиники, наркологические центры), психотерапевтических, психологических консультативных службах, так и в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, управления внутренних дел). Кроме этого, благодаря новым специализациям, молодые специалисты будут иметь преимущество при приеме на работу в такиеструктуры как психологические, реабилитационные центры, телефоны доверия, в государственные органы и службах (например, в МЧС), учреждения образования и социальной помощи населению, детские реабилитационные и консультативные центры, административные органы. Кроме того, клинический психолог может работать в сфере частной практики, предоставляя психологические услуги физическим лицам и организациям.
Стоит отметить, что специализации ни чуть не ограничивают будущего клинического психолога а напротив, предоставляют дополнительные возможности для профессиональной деятельности и трудоустройства.
Проведение научных исследований является важной составляющей творческой деятельности как студентов факультета клинической психологии, так и профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр: общей и специальной психологии с курсом педагогики; клинической психологии и психотерапии.
Студенты осваивают и формируют компетенции, необходимые для грамотной реализации научного проекта, при изучении дисциплин «Современные технологии психологических исследований», «Общепсихологический практикум», «Методологические основы психологии». Преподаватели не только знакомят студентов с основами планирования исследования и классическими экспериментальными планами, но и помогают в освоении инновационных методов и методик психологического эксперимента. Каждый студент за время освоения основной профессиональной образовательной программы получает возможность попробовать себя в качестве психолога-исследователя. Для этого в рабочих учебных планах предусмотрены специальные часы для выполнения курсовых работ и дипломного проектирования. Информационной базой для проведения научно-исследовательской работы на факультете являются электронные библиотечные системы нашего университета: ЭБС "Консультант студента" для ВО, ЭБС «НЭБ» ЭБС "Юрайт", ЭБС IPRbooks, БД Social Sciences Ebook Subscription, БД Scopus и Президентская библиотека.
Материально-технической базой для проведения научно-исследовательских работ стал Центр практической психологии. Центр объединяет несколько психологических лабораторий: лаборатория психодиагностики, психологического тренинга, полисенсорная, консультирования и психологической коррекции. Центр оборудован современными психодиагностическими, психокоррекционными программами, есть оборудование для видеосупервизии, детектор лжи Барьер14, ком-
плекс функционального биологического управления Волна, комплекс БОС Ти-мокка, программы психологической коррекции Саната, комплекс Эффектон и многое другое.
Тематика и замысел каждого научно-исследовательского проекта, реализуемого на факультете клинической психологии, продиктованы как тенденцией к сохранению и приумножению теоретико-методологических традиций, так и стремлением к выраженной практико-ориентированности. Так, на кафедре общей и специальной психологии с курсом педагогики активно разрабатываются следующие научные направления:
- психология здоровья и здоровьесберегающего поведения;
- психология внешности и физической привлекательности;
- психология профессионального здоровья врачей и психологов;
- мотивация искажения информации в отношениях врач-пациент.
Об успехах научно-исследовательской деятельности студентов и сотрудников факультета клинической психологии можно судить по количеству освоенных к настоящему моменту грантов.
Внутривузовские гранты были предоставлены для разработки следующих научных проектов молодых ученых:
- «Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления» (авт.: Ковылин В.С., Уланова Н.Н., кафедра общей психологии с курсом педагогики, 2013);
- «Разработка программы психологической коррекции «Школы здоровья» для соматических больных» (авт.: Фоменко М.Ю., кафедра клинической психологии и психотерапии, 2014);
- «Отношение к здоровью в младшем школьном возрасте и факторы, его определяющие» (авт.: Шишкова И.М., кафедра общей психологии с курсом педагогики, 2015).
Электронный научный журнал л
«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru
Следующие научно-исследовательски разработки были поддержаны грантами Российского государственного научного фонда (ныне - Российский фонд фундаментальных исследований):
- «Психологическая готовность инвалидов к активной трудовой деятельности (на материале Рязанской области)» (рук. - доцент Яковлева Н.В., кафедра общей психологии и педагогики);
- «Психодинамика личности осужденных к лишению свободы с диагнозом личностных расстройств» (рук. - доцент Володин Б.Ю., кафедра клинической психологии и психотерапии);
- «Трансформация (юридико-психологические изменения) личности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных центрах, на основе системы общественных воздействий» (исп. - д.психол.н., проф. Д.В. Сочивко, кафедра общей психологии с курсом педагогики, 2012);
- «Качество жизни и дефицит здоровьесберегающего поведения женщин как детерминанты роста женской преступности в современном российском обществе» (исп. - к.психол.н., доц. Н.В. Яковлева, кафедра общей психологии с курсом педагогики, 2013);
- «Социально-психологическая уязвимость и устойчивость пациентов, перенесших калечащее хирургическое вмешательство» (рук. - А.Г. Фаустова, кафедра общей психологии с курсом педагогики, 2013);
- «Психологические особенности формирования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов» (рук. - проф. Р.Е. Калинин; исп. - к.психол.н., доц. Н.В. Яковлева, кафедра общей психологии с курсом педагогики, 2014).
Колоссальным подспорьем для успешной научно-исследовательской работы на факультете клинической психологии является наличие в университете электронного научного журнала «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». Недавно журнал отметил свое пятилетие. За это время в печати появи-
лось 283 публикации, из которых 217 - теоретические и эмпирические научные статьи. Самым «продуктивным» годом стал 2015 - за это время было опубликовано 87 статей. За время существования журнала введены в активный научный оборот более 1000 ключевых слов, при этом самыми популярными стали «клинико-психологические инварианты» - личность (7), здоровье (6), качество жизни (6), адаптация (5), внутренняя картина болезни (5).
Популяризация достоверного научного клинико-психологического знания достигается за счет своевременной публикации статей и тезисов. Результаты научно-исследовательской работы сотрудников и студентов факультета клинической психологии публикуются в различных рецензируемых научных журналах, в том числе из перечня ВАК и WebofScience: Российский медико-биологический вестник, Наука молодых, Экспериментальная психология, Психологический журнал, Новости хирургии, Медицинская психология в России, Международный научно-исследовательский журнал, Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Прикладная юридическая психология.
Титульным научным и общественным событием для факультета клинической психологии и университета является Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». Ежегодно более 300 участников изо всех регионов Российской Федерации и из за рубежа собираются в Рязанском государственном медицинском университете, чтобы обсудить новейшие достижения в клинической (медицинской) психологии. В план мероприятия всегда включаются лекции европейских ученых. Так, в 2014 году о психотерапии болезней зависимости рассказывал психиатр и психолог, доктор Владимир Кукк (Эстония), в 2016 году с лекцией об осмысленности жизни выступила доктор наук, профессор Шуламит-Крайтлер (Израиль), в 2017 году профессор Майкл Вонг (Великобритания) доложил о результатах многолетних исследований механизмов спонтанного пробуждения во время общего наркоза. В этом году мы ожидаем приезда доктора наук
НИ
Мартина Перссона (Швеция), который обсудит со студентами и молодыми учеными особенности и алгоритмы внедрения результатов клинико-психологических исследований в сферу практического здравоохранения.
Высокую оценку научно-исследовательские проекты сотрудников и студентов факультета клинической психологии получают как на разнообразных всероссийских конференциях и форумах, так и на международных симпозиумах.
В целом, факультет поступательно развивается. Сегодняшние студенты - его будущее. Мы делаем все возможное, чтобы это будущее было результативным и позитивным. Мы надеемся, что будут возникать и воплощаться в жизнь новые психологические проекты, совершенствоваться новые психологические технологии, формироваться новые перспективы развития факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Яковлева Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики, декан факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: yakovleva.nata2@gmail.com
Фаустова Анна Геннадьевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9
Уланова Наталья Николаевна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная,
д. 9
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Yakovleva Natalia Valentinovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Special Psychology with a course in Pedagogy, Dean of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: yakovleva.nata2@gmail.com
Faustova Anna Gennadievna - candidate of psychological sciences, senior lecturer of the department of general and special psychology with a course in pedagogy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9
Ulanova Natalia Nikolaevna - senior teacher of the department of general and special psychology with the course of pedagogy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9
Дата поступления: 28.09.2018г.
Дата принятия в печать: 28.09.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Уланова Н.Н. Факультет клинической психологии: этапы становления и развития [Электронный ресурс] / Н.В. Яковлева, А.Г. Фаустова, Н.Н. Уланова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=342 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Yakovleva N.V., Faustova A.G., Ulanova N.N. Fakul'tet klinicheskoy psikhologii: etapy stanovleniya i razvitiya [Faculty of clinical psychology: stages of formation and development] / N. V. Yakovleva, A. G. Faustova, N.N. Ulanova// Lichnost' v me-nyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=342 (date of reference: hh.mm.yyyy).
pj