Научная статья на тему 'Интервью декана факультета психологии ГУ ВШЭ А. К. Болотовой'

Интервью декана факультета психологии ГУ ВШЭ А. К. Болотовой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью декана факультета психологии ГУ ВШЭ А. К. Болотовой»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 3. С. 54-60.

ИНТЕРВЬЮ ДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ГУ ВШЭ А.К. БОЛОТОВОЙ

Еще в античные времена Аристотель, один из основателей науки психологии, писал: много есть наук полезных, но лучше нет ни одной. Спустя много веков Йоганн Вольфганг Гете утверждал, что из всех наук, созданных человеком, самой значимой является наука о нем самом. Так перекликаются история и века, новое и старое в психологии. И сегодня о древнейшей науке психологии можно сказать, что она становится одной из наиболее востребованных в таких сферах человеческого бытия, как управление и организация деятельности человека, информация и коммуникация, социальные и экономические взаимодействия человека, особенности принятия решений и поведенческие паттерны в сложных условиях экономических изменений. Иначе говоря, психология и общественно-экономические изменения определяют жизнь общества, его установки и представления. Человек становится центром глобальных социальных изменений в мире, экономических преобразований в общест-

ве, а значит, изучать его также важно во всех отношениях, включая многообразие его способностей, интеллектуальный потенциал, мотивацион-но-потребностную сферу, а также мобильность и готовность к глобальным переменам, которые сегодня происходят в мире, в частности, в экономике. Таковы логические основания того, что в современном экономическом вузе создается факультет психологии.

Для создания факультета психологии в Высшую школу экономики был приглашен доктор психологических наук, академик РАО Владимир Шадриков, занимавший пост заместителя министра образования, «специалиста номер один в федеральном образовательном ведомстве». Владимир Шадриков осуществляет стратегическое руководство факультетом и вместе с коллегами формирует на факультете уникальную команду профессионалов — профессорско-преподавательский состав с огромным научным потенциалом. Базисным

основанием при создании факультета психологии ГУ ВШЭ явился опыт старейших психологических факультетов: Московского, Санкт-Петербургского и Ярославского университетов, где традиционно сочетаются основательная академическая подготовка и навыки практической работы в прикладных отраслях психологии.

Не только именитые профессора факультета, но и более молодой состав преподавателей являются выпускниками МГУ и ЯГУ. Это обеспечивает продолжение и развитие традиций отечественной психологии и замечательных научных школ отечественной науки — Л.С. Выготского,

A.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лу-рии, получивших мировую известность. Разумеется, в учебном процессе студенты знакомятся не только с достижениями отечественной психологии в трудах И.М. Сеченова и

B.М. Бехтерева, П.А. Флоренского и М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и

C.Л. Рубинштейна, но и с классическими современными течениями мировой психологии - с когнитивной и гуманистической психологией, психотерапией и психоанализом, совре-меными технологиями управления персоналом и принятия управленческих решений в экономике и особенностями командообразования в бизнес-организациях. Такого рода «персонально-культурный код» создает хорошие предпосылки для формирования на факультете своей научной школы.

Большинство членов профессорско-преподавательского коллектива факультета успешно сочетают педагогическую и научную деятельность. Многие сотрудники факультета ведут научную работу при поддержке

РФФИ, РГНФ, ГУ ВШЭ, фонда «Либеральная инициатива» и др. Результаты исследований систематически публикуются в ведущих психологических журналах страны, в том числе и в журнале «Психология», издаваемом ГУ ВШЭ. Имеются публикации и в зарубежных изданиях. Кафедрой общей и экспериментальной психологии подготовлен и принят к печати первый том научных трудов, посвященный проблемам психологии человека в ситуации неопределенности. Силами факультета подготовлена и проведена Первая Всероссийская конференция по проблеме индивидуальности. В 2006 г. академики В.Д. Шадриков и В.П. Зинчен-ко удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования. К пятилетию факультета подготовлен специальный номер журнала «Психология» ГУ ВШЭ и готовятся Научные чтения, в которых примут участие молодые преподаватели и аспиранты факультета. Одним словом, факультет постепенно приобретает собственное научное лицо.

В составе ГУ ВШЭ факультет психологии — это не государство в государстве. Психологи включились в разработку целого ряда актуальных для экономической науки и практики проблем. К ним относятся многоплановая проблематика экономической культуры, человеческого капитала, делового и потребительского доверия. Здесь необходима психологическая компетентность. Эта проблематика не может успешно развиваться вне контекста человеческого сознания и деятельности, механизмов работы понимания, мышления, решения проблем, принятия решений,

эмоциональной сферы — сферы человеческих переживаний. Этими важнейшими для организации любой человеческой деятельности проблемами успешно занимаются ученые факультета и вовлекают в эту работу аспирантов и студентов. Факультет психологии достаточно успешно интегрируется в межфакультетскую научную проблематику. Совместно с социологами готовятся научные альманахи по социокультурным аспектам глобализации и по этическим проблемам европейского образования.

Становление нашего факультета в структуре ГУ ВШЭ пять лет назад стало вполне закономерным явлением. Наш факультет стремится внести свою лепту в подготовку широко образованных специалистов, владеющих не только экономическими знаниями, но и знаниями в области человеческих взаимоотношений и социальных коммуникаций, исследовательскими навыками изучения индивидульности человека, постижения многобразия его духовного мира, закономерностей идентификации личности в экономике и культуре, в пространстве социального бытия.

Ведущими направлениями подготовки наших студентов являются такие сферы прикладной психологии, как управление и организация деятельности личности, консультирование и поддержка личности в кризисных ситуациях, психологическое сопровождение руководителей корпоративных организаций, система подбора управленческих кадров, аудит организаций, коучинг, консалтинг в организационном развитии.

В современном обществе в эпоху рыночных отношений значение психологии неизмеримо растет. Человек становится альфой и омегой глобальных процессов, происходящих в мире, а значит, необходимо изучать человека во всем многообразии его социально-экономических отношений. С каждым годом факультет психологии ГУ ВШЭ вызывает все больший интерес абитуриентов.

В этом году мы выпускаем первых магистров и начинаем шестой набор студентов бакалавриата. Магистранты имеют возможность осваивать две магистерские программы. Обе программы ориентированы на практику. Это «Психология в бизнесе» и «Исследования, консультирование и психотерапия личности». Примечательно, что первую программу предпочитают в основном молодые люди, а вторую — девушки. На факультете функционирует аспирантура по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. В настоящее время на факультете обучаются более 40 аспирантов, идет активная научная работа в диссертационном совете по защите докторских и кандидатских диссертаций. Научное сообщество факультета принимает значительное участие в издании и подготовке журнала Высшей школы экономики — «Психология». Издание предназначено для профессиональных психологов — преподавателей, исследователей и практиков независимо от их специализации. Журнал откликается на потребности психологической аудитории в современных практических знаниях и посвящает этой сфере специальные рубрики. Научная жизнь факультета

находит отражение в ряде научных семинаров по проблемам методологии, способностей, теории развития личности, а также организационной психологии и этнопсихологии.

Кроме того, факультет не ограничивается подготовкой бакалавров и магистров психологии, на базе факультета психологии организован Институт практической психологии, где ведется подготовка и профессиональная переподготовка психологов, желающих получить диплом с правом ведения профессиональной деятельности в различных областях психологической науки и практики. В настоящее время при факультете создается Центр кадровых технологий, который будет ориентирован на корпоративное обучение и подготовку кадров по психологии управления для различных фирм и корпоративных сообществ. Таким образом, наш факультет становится полноправным членом академического сообщества, которое носит почетное название Государственный университет — Высшая школа экономики. Главное отличие от аналогичных факультетов других вузов состоит в том, что, наряду с академическим освоением классической психологической науки, мы уделяем большое внимание изучению прикладных областей психологии, обучению навыкам психологического исследования. Миссия факультета — подготовка прикладных психологов, способных не только заниматься исследовательской работой, но и применять свои знания в экономике, банковском деле, управлении персоналом, заниматься проблемами развития организации, практикой командообразования, коучин-гом и консалтингом. Студенты

осваивают также практику психологического консультирования, теории и модели психотерапии. Синтез знаний в области психологии и экономики открывает уникальные возможности для дальнейшего профессионального развития и карьеры студентов различных факультетов университета. Необходимость психологического знания обоснованно ощутили студенты факультета менеджмента, экономики, социологии, ибо психология преподается сегодня на всех факультетах университета. Будущему руководителю производства, менеджеру фирмы, банковскому служащему, экономисту и правоведу вести успешную профессиональную деятельность, добиваться собственных карьерных достижений без знания психологии не представляется возможным.

Психолог сегодня — одна из высокооплачиваемых профессий. Продвижение продукта на рынке труда и психологическое обоснование потребительского спроса и рынка потребительских услуг во многом зависит от хорошего психолога-аналитика. Поэтому без участия психолога трудно представить себе разработку эффективной рекламной стратегии фирмы и даже создание брэнда организации. Не менее востребована сегодня работа психолога, осуществляющего индивидуальное консультирование и психологическое сопровождение первых лиц государства, политических лидеров и государственных деятелей.

Студенты получают первые представления о практической деятельности психолога уже во время ознакомительной практики в Институте психологии РАН, Психологическом

институте РАО, различных Центрах психологического консультирования, а также в международном кадровом центре «Фаворит», Международной академии корпоративного управления и бизнеса, ОАО «Вымпел-коммуникации», «Центре кадровых технологий XXI век» и др. На третьем курсе студенты проходят научно-исследовательскую или прикладную практику, получают возможность попробовать себя в качестве супервизоров, психологов, отвечающих за систему подбора кадрового персонала, исследование управленческого звена, систему мотивации и оценки кадрового потенциала фирмы. Наконец, третий вид практики — производственная: факультет предоставляет студентам места для работы в различных консультационных центрах, в центрах кадровых технологий, в известных компаниях, где они будут востребованы как дипломированные специалисты.

Классическое академическое образование и прикладные исследовательские навыки студенты факультета получают на базе четырех выпускающих кафедр и учебно-исследовательских лабораторий при этих кафедрах.

Это кафедра общей и экспериментальной психологии, которую возглавляет декан факультета профессор Алла Константиновна Болотова, где студенты не только получают знания в области общей и классической психологии, но и овладевают инструментальными навыками ведения экспериментальной и исследовательской работы. При кафедре имеется общепсихологический практикум, оснащенный самым современным и очень дорогим оборудованием. На

кафедре функционирует учебно-исследовательская лаборатория изучения психологии способностей, возглавляемая академиком РАО Владимиром Дмитриевичем Шадриковым. Научный и кадровый потенциал кафедры составляют такие известные ученые, как академик РАО В.П. Зин-ченко, чл.-корр. РАО В.А. Петровский, проф. А.Н. Гусев, проф. А.Н. Поддья-ков, проф. И.Н. Семенов и другие, авторы известных вузовских учебников и учебных пособий.

Это кафедра психофизиологии, которой руководит профессор А.Н. Лебедев, где студенты изучают естественнонаучные основы психологических процессов, в частности, анатомию и психофизиологию. При кафедре имеются две лаборатории: лаборатория психофизиологии и полиграфии.

Кафедру психологии личности и психологического консультирования возглавляет академик РАО Ксения Александровна Абульханова. Среди сотрудников этой кафедры — профессор Е.Б. Старовойтенко, профессор А.Б. Орлов, сертифицированный психотерапевт, имеющий собственную психологическую консультацию «Триалог», ученик и продолжатель дела знаменитого американского психотерапевта Карла Роджерса. Сегодня на кафедре работает приглашенный преподаватель, психолог с мировым именем Альфрид Лэнгле, профессор Венского университета, известный специалист в области экзистенциальной психологии. На кафедре работает ряд психологов-практиков, имеющих опыт психологического консультирования.

Кафедру организационной психологии возглавляет доцент В.А. Штроо —

специалист по организационному развитию и управлению персоналом. Кафедра обучает студентов методам работы с организациями, управлению персоналом. Выпускники, прошедшие обучение на этой кафедре, могут стать менеджерами по персоналу, советниками руководителей по вопросам организационного развития, специалистами в области коу-чинга, консалтинга и кадрового аудита бизнес-организаций. На кафедре работают профессора Т.Ю. Базаров, Н.Л. Иванова, Н.М. Лебедева.

Особенность нашего факультета -уникальный научный потенциал. Все без исключения преподаватели имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Среди них и академики РАО, имеющие мировую известность, и практические психологи, возглавляющие известные консультативные центры. Можно говорить о существовании ряда научных школ на нашем факультете, таких, как школы академиков К.А. Абульхано-вой, В.Д. Шадрикова, В.П. Зинченко, В.А. Петровского и др. Это дает большие возможности студентам непосредственно участвовать в различных исследовательских и научных проектах, заниматься научно-педагогической деятельностью вместе со своими учителями. Не дожидаясь собственных выпускников, мы открыли аспирантуру и докторский диссертационный совет — ученые, которые пришли к нам работать, привели с собой своих учеников. Наши лучшие студенты и аспиранты нередко получают гранты на обучение в ведущих зарубежных университетах, на поездки на международные конференции.

Для чтения лекций и ведения научно-исследовательской деятельно-

сти факультет имеет возможность приглашать всемирно известных зарубежных профессоров. Примером тому может быть сотрудничество с профессором Венского университета А. Лэнгле, профессором Кельнского университета Мартином Шустером. В настоящее время ведутся переговоры с психологическими факультетами университета г. Кельна (Германия) о совместных научных проектах, о студенческом и научном обмене.

Кого мы хотели бы видеть своими абитуриентами?

Прежде всего тех, кого интересует Человек, его понимание и принятие, стремление постигнуть многообразие человеческой личности и ее проявление в деятельности и общении. Нам импонируют студенты с высоким уровнем мотивации достижений, целеустремленные и разумные в построении линии собственной жизни. К сожалению, психология как учебный предмет в обычной средней школе не изучается. Увлекаясь гуманитарными дисциплинами, наши абитуриенты интересуются миром человеческих взаимоотношений, социальными коммуникациями, стремятся понять роль человека в мире социальных отношений. Нам хотелось бы, чтобы наши абитуриенты были интеллектуально развитыми, обладали фантазией, креативным мышлением, т. е. способностью отмечать инаковость каждого человека, видеть мир во всем его многообразии. В абитуриентах мы ценим умение не столько находить правильное решение задачи, сколько решать ее разными способами, предлагать наиболее приемлемый и адекватный

путь выхода из сложной ситуации. Это очень важно для будущих психологов, которые должны уметь решать проблемы с наименьшими потерями для человека.

В последние годы конкурс на нашем факультете достиг 3-3.5 человека на место, что соответствует среднему конкурсу на психологические факультеты ведущих вузов страны. Как и на других факультетах ГУ ВШЭ, все вступительные экзамены сдаются у нас в форме тестов. Как психолог могу сказать о достоинствах тестовой системы. Особенности человеческой памяти и внимания таковы, что в стрессовой ситуации, каким является экзамен для вчерашнего школьника, наиболее эффективна опора на узнавание, и абитуриенту гораздо проще выбрать правильный вариант из нескольких предложенных, чем находиться в ситуации неопределенности.

На нашем факультете чрезвычайно интересно, насыщенно и динамично проходит студенческая жизнь. На факультете активно работает студсо-

вет, ребята участвуют в постановках студенческого театра, поют в вокальной студии, принимают активное участие в городском студенческом фестивале «Фестос». У нас работает научное студенческое общество, студенты принимают участие в научных конференциях, они имеют возможность выступать с докладами в других отечественных и зарубежных университетах.

В целом обучение на нашем факультете построено таким образом, что студенты получают возможность ознакомиться с широким контекстом философского, социально-экономического знания, посещая различные межфакультетские спецкурсы по философии, логике, истории науки и искусства, культурологии, овладевают макро-, микро- и институциональной экономикой, знают основы финансового анализа, фондового рынка, кредитных и ипотечных систем, что для современного специалиста весьма ценно, а для работодателя является ориентиром в получении хорошо подготовленного профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.