Научная статья на тему 'Факультет психологии национального исследовательского Томского государственного университета к 15-летнему юбилею'

Факультет психологии национального исследовательского Томского государственного университета к 15-летнему юбилею Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет психологии национального исследовательского Томского государственного университета к 15-летнему юбилею»

ИНФОРМАЦИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

К 15-летнему юбилею

Психология как специальность существует в системе высшего профессионального образования более 50 лет. Начало психологического образования в Томском государственном университете можно отнести к 1947 г. Тогда на историко-филологическом факультете появилась новая специализация -«логика и психология». В 1952 г. была организована общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии. Кафедра выполняла функции профессиональной подготовки и психологического сопровождения образовательного процесса, связанного с профессиональной ориентацией будущих педагогов. Возглавила кафедру Л.Г. Сагатовская. Новый уровень психологической компетентности, творческий импульс в деятельность кафедры были привнесены (1971 г.) выпускниками Ленинградского университета М.А. Холодной и

В.И. Кабриным. К сожалению, С.Г. Сагатовская, а затем и М.А. Холодная, уехали из Томска, но остался В.И. Кабрин, который стал заведующим кафедрой педагогики и психологии, продолжая мужественно противостоять сибирским морозам и надеясь, что психология еще обретет свое достойное место в структуре Томского государственного университета.

И его надежды, как мы можем сегодня убедиться, оправдались. В 1985 г. была организована психологическая служба университета. Кафедра педагогики и психологии, психологическая служба и лаборатория социальной психологии стали фундаментом для создания в 1997 г. факультета психологии. Первый декан и основатель - проф. В.И. Кабрин. Как известно, кадры решают все. И поэтому новый сильный импульс развитию факультета психологии был задан приходом команды молодых, энергичных, перспективных психологов, в том числе кандидатов и докторов наук, во главе с профессором, чле-ном-корреспондентом РАО Залевским Г.В. В их числе были и нынешние доктора наук, профессора Галажинский Э.В., Богомаз С.А., Бохан Т.Г., Козлова Н.В., Лукьянов О.В., Малкова И.Ю., кандидаты наук Левицкая Т.Е., Петрова

В.Н. и др. Объединение сил психологов факультета, к которым позже присоединились профессора Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Семке В.Я., Бохан Н.А. и др., позволило открыть новые кафедры, расширить спектр специальностей, открыть впервые в Томске два докторских диссертационных совета по психологии и педагогике, сделать тот прорыв в образовании, науке и других сферах деятельности факультета, который имеет место сегодня.

По меткому выражению В.И. Кабрина, факультет из «хижины» стал «цитаделью». Разумеется, в этом заслуга всех преподавателей и сотрудников факультета психологии, всего коллектива, который с 2005 г. возглавил профессор, академик РАО Галажинский Э.В. Следует отметить и ту существенную роль, которую сыграл в развитии факультета психологии, росте его ав-

174

Факультет психологии

торитета в Сибирском регионе и за его пределами «Сибирский психологический журнал».

Структура факультета:

- кафедра генетической и клинической психологии (зав. - заслуженный деятель науки РФ, проф., член-корр. РАО Г.В. Залевский);

- кафедра психологии личности (зав. - проф., академик РАО Э.В. Га-лажинский);

- лаборатория психологических практик (руководитель - проф.

В.И. Кабрин);

- кафедра общей и педагогической психологии (зав. - проф.

О.М. Краснорядцева);

- кафедра организационной психологии (зав. - проф. С.А. Богомаз);

- кафедра управления образованием (зав. - проф. Г.Н. Прозументова);

- кафедра социальных коммуникаций (зав. - проф. И.П. Кужелева-Саган);

- кафедра психологического консультирования и психотерапии (зав. -проф., академик РАМН В.Я. Семке);

- лаборатория психофизиологии (зав. - проф. С.А. Богомаз);

- лаборатория когнитивных исследований и психогенетики (зав. - доктор Ю.В. Ковас) создана в рамках постановления Правительства РФ № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования»;

- лаборатория психологической экспертизы (зав. - проф. Э.И. Мещерякова);

- лаборатория проектирования инновационных процессов в образовании (зав. - проф. Г.Н. Прозументова);

- лаборатория экспериментальной психологии (зав. - доц. Д.Ю. Баланев).

На факультете работают 89 (с учетом лаборатории психогенетики) преподавателей, среди них 6 членов государственных академий, 4 заслуженных деятеля науки РФ, 10 почетных работников ВПО, 23 доктора и 37 кандидатов наук.

За годы существования факультета реализовано более 100 научноисследовательских проектов, поддержанных ведущими российскими и зарубежными научными фондами. Проведено более 50 конференций международного и российского уровней. Заслуги студентов и научно-педагогических работников факультета отмечены многочисленными премиями (включая государственные), наградами, дипломами и медалями международных научнообразовательных выставок.

Программы подготовки специалистов осуществляются по следующим направлениям: «Психология» (бакалавриат и магистратура), «Организация работы с молодежью» (бакалавриат), «Реклама и связи с общественностью» (бакалавриат), «Управление персоналом» (бакалавриат), «Менеджемент» (магистратура) по специальности «Клиническая психология».

Послевузовское образование осуществляется в очной и заочной аспирантуре по специальностям:

19.00. 01 - общая психология, психология личности, история психологии;

13.00. 01 - общая педагогика, история педагогики и образования;

19.00. 04 - медицинская психология;

19.00. 13 - психология развития, акмеология.

175

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Кафедра социальных коммуникаций (СК) была создана в 2002 г. на базе факультета психологии НИ ТГУ (прежнее название - кафедра связей с общественностью). Изначально она имела статус «выпускающая», поскольку одно из основных направлений ее деятельности - это подготовка будущих профессионалов в области PR и рекламы. За годы существования кафедра выпустила около 300 таких специалистов. Все штатные преподаватели кафедры, среди которых 4 доктора и 6 кандидатов наук, являются научными исследователями, методистами и практиками.

В 2011 г. при кафедре СК был открыт бакалавриат «Реклама и связи с общественностью» сразу по четырем профилям: «Управление персональным и корпоративным имиджем», «Экспертиза рекламных и PR-продуктов», «Организация специальных событий и мероприятий (event - менеджмент)», «Работа с социальными медиа». В рамках каждого из них функционирует своя профильная мастерская, что позволяет будущим бакалаврам под руководсвом опытных преподавателей и про-фессионалов-практиков работать над соответствующими проектами, как учебными, так и имеющими реальных заказчиков.

Осенью 2013 г. кафедра СК приступит к реализации магистерской программы «PR и реклама в системе новых медиа» и станет первой кафедрой в университетском Томске, занимающейся подготовкой специалистов по новомедийным коммуникациям. Для этого штатными и внештатными преподавателями кафедры разработано несколько десятков бакалаврских и магистерских дисциплин, так или иначе ориентированных на проблематику новых медиа. Среди них: «Работа с рекламными и PR-текстами в новых медиа», «Психология визуальной коммуникации в Интернет», «Цифровой брендинг», «Продвижение в новых медиа» «Организация кризисных коммуникаций с использованием новых медиа» и др.

Кроме этого, кафедрой СК разработана программа профессиональной переподготовки «Связи с общественностью и реклама в Интернет» (612 час.) для Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ, создан комплекс электронных ресурсов к модулю «Управление Интернет-проектами» для совместной российско-шведской программы профессиональной переподготовки «Электронный бизнес», реализуемой ИДО НИ ТГУ совместно Фолькуниверситетом (г. Упсала, Швеция).

Идти в ногу со временем - разрабатывать новейшие образовательные программы и учебно-методические комплексы - кафедре СК помогает ее постоянная погруженность в научно-исследовательскую и методологическую работу. Среди результатов таковой - несколько монографий («Генезис и история паблик ри-лейшнз: анализ интерпретаций», «Методология реконструкции истории паблик рилейшнз», «Научное знание о связях с общественностью (PR): философский анализ»); более 200 научных статей по проблематике социальных коммуникаций. В научно-исследовательскую деятельность активно вовлекаются студенты, в соавторстве с которыми опубликовано более 50 статей. Дипломные работы выпускников, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно отмечались за глубокую методологическую проработку и становились победителями Всероссийского конкурса квалификационных работ (с 2009 по 2011 г). Все это позволяет сказать, что на кафедре СК НИ ТГУ заложен фундамент собственной научной школы по направлению «Онто-гносеологические и философскометодологические основания научного знания о связях с общественностью».

В настоящий момент формируется новый перспективный вектор научноисследовательской деятельности кафедры - «Новые медиа как стратегические тех-

176

Факультет психологии

нологии влияния на молодежь в информационно-коммуникативном сетевом обществе». Первым шагом в развитии этого вектора было представление доклада сотрудников кафедры СК «“Up to the HUB”: Humanities networking technology for developing young people's innovation potential» («Сетевые гуманитарные технологии формирования инновационного потенциала молодежи», социально-философский и психологопедагогический аспекты) на Международной научной конференции «Triple Helix IX» в Стэнфордском университете в 2011 г. Второй шаг - это организация и проведение в мае 2012 г. Международной научно-практической интернет-конференции «Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи (междисциплинарный подход)» с участием ведущих исследователей из ряда зарубежных и отечественных университетов, включая Оксфордский, Стэнфордский, Софийский, Новый Болгарский, Белградский, Восточный Пьемонтский им. Амедео Авогадро (Италия), университет Кассино (Италия), Санкт-Петербургский госуниверситет, Российский государственный гуманитарный университет, Уральский госуниверситет, Московский государственный университет культуры и искусства и другие.

Кафедра имеет богатый опыт организации научных - профессиональных и студенческих - форумов («PR-Universum» в 2004 и 2006 гг., «Connect-Universum - 2009», «PRофессия будущего» с 2001 по 2011 г.), а также студенческих конкурсов в сфере социальных коммуникаций, являясь региональной исполнительной дирекций Всероссийского студенческого конкурса «Хрустальный Апельсин». PR-проекты студентов кафедры СК ТГУ неоднократно входили в шорт-лист финального тура в Москве и становились его победителями. Региональный тур «Хрустального Апельсина» - центральное событие фестиваля «Дни PR и рекламы в ТГУ». Этот проект кафедра ведет уже 10 лет. Каждый год в программе появляются новые события, что позволяет сделать фестиваль интересным и полезным для всех участников. Формат мероприятий разный: имеют место как академические, так и неакадемические и даже неформальные формы обучения и общения (конференции, семинары, мастер-классы, презентации, тренинги, дискуссии, клубные мероприятия). Благодаря «Дням PR и рекламы в ТГУ» студенты кафедры получают практический опыт организации специальных событий, выступлений на конференциях, защиты проектов и даже издательского дела - в дни фестиваля студентами выпускается корпоративная газета «PRавда».

И все-таки главным достижением кафедры за десять лет ее работы являются ее выпускники - специалисты по связям с общественностью и рекламе, востребованные со стороны самых разных государственных, коммерческих и некоммерческих организаций и структур. Преподаватели и сотрудники кафедры уверены, что следующие десять лет станут для них не менее продуктивными.

Контактные данные:

Почтовый адрес: 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36.

Фактический адрес: Россия, г. Томск, Московский тракт, 8, офис № 419. Тел.: (3822) 529 - 537.

Е-mail: prsovet@psy.tsu.ru, pub-lis@psy.tsu.ru;

177

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Кафедра управления образованием создана в 2000 г. Она является выпускающей по таким направлениям подготовки, как «Управление персоналом» (спе-циалитет, бакалавриат) и «Менеджмент» (магистратура). Концепция управленческого образования на кафедре и содержание преподаваемых дисциплин строится на развитии компетенций в области социального и гуманитарного управления, компетенций эффективного управления инновациями и персоналом в организации. Поэтому в составе кафедры - преподаватели, имеющие базовое университетское гуманитарное образование и ученые степени по социальным наукам. Заведует кафедрой доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Прозументова.

Преподаватели кафедры (19 человек) сами являются эффективными менеджерами, руководителями различных инновационных проектов, работают экспертами и консультантами в области управления инновациями, стратегического управления, управления человеческими ресурсами, являются специалистами по вопросам организации гуманитарных исследований управления. В.Н Блинов является сертифицированным консультантом по управлению Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ) - Россия. Все это обеспечивает кафедре высокий авторитет и признание в профессиональном сообществе.

Большое внимание уделяется организации практики студентов (координатор программы практики Л.А. Кудашкина), задача которой - формирование профессиональных и личностных компетенций в конкретной организации. Практики проходят на базе организаций-партнеров кафедры или организации, выбранной студентом. Кафедра сотрудничает более чем со 100 организациями, расположенными в Томске, Томской, Кемеровской, Новосибирской областях, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Практика, по мнению студентов, дает «прирост» функциональных и личностных компетенций управления, открывает возможности для исследования, помогает самоопределению относительно выбранной специальности. Разработанные студентами в процессе практик и стажировок проекты внедряются в деятельность организации. В последние годы появились заказы от организаций на разработку исследований, пакетов нормативных документов в области управления персоналом. Все это определяет востребованность выпускников специальности на рынке труда.

На кафедре разработана и успешно реализуется исследовательская программа: «Переход к Открытому образовательному пространству: феноменология, типология, топология образовательных инноваций» (руководитель Г.Н Прозументова). В рамках выполнения этой программы решается задача гуманитаризации управления образовательными инновациями. Ежегодно проводятся региональная Школа гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций, Всероссийская конференция «Традиционные и инновационные процессы в образовании». В 2009 г. программа Школы гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций получила Золотую медаль на региональной выставке «Сибирские Афины» в номинации «Механизм развития взаимодействия всех уровней образования». В 2010 г. научно-педагогический коллектив Школы был удостоен звания лауреата конкурса Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры за высокие достижения в сфере образования и науки, способствующие укреплению престижа Томского научнообразовательного комплекса в стране и в мире. За время работы кафедры издано 17 книг, представляющих результаты научной работы. Все это свидетельствует о

178

Факультет психологии

высоком научном потенциале кафедры, обусловливает высокий процент преподавателей, имеющих ученую степень.

Кафедра совместно с НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ успешно реализует ряд программ по повышению квалификации администрации и преподавателей высшей школы: «Управление социальными и образовательными инновациями», «Управление инновационными процессами в вузе: переход к компетентностно-ориентированному образованию», «Инновационные образовательные технологии и их использование в вузе» и др., а также программы для педагогов и администрации разных учреждений и уровней системы образования, в т.ч. «Управление инновациями в образовательном учреждении», «Инновации в учреждении дополнительного образования», «Гуманитарная экспертиза образовательных инноваций» и др. Многие из тех, кто повышает квалификацию по нашим программам, становятся соискателями, аспирантами, готовят и защищают диссертационные исследования.

На кафедре реализуются две магистерские программы: «Управление социальными и образовательными инновациями» и «Стратегии и технологии гуманитарного управления персоналом» (координатор программ О.Н. Калачикова).

Кафедра участвует в таких мероприятиях, как инновационные карьерные форумы, сотрудничает с образовательными и научными учреждениями. Преподаватели кафедры повышают квалификацию в Высшей школе экономики, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в Центре кадровых технологий - XXI в., в Институте практической психологии «Иматон», проходят стажировки за рубежом (Голландия, США, Финляндия и др.).

179

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

История кафедры начинается с истории психологического образования в Томском государственном университете (1947 г.). В 1952 г. была организована общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии. Кафедра выполняла функции профессиональной подготовки и психологического сопровождения образовательного процесса, связанного с профессиональной ориентацией будущих педагогов. Кафедра педагогики и психологии вместе с созданной в 1985 г. психологической службой и лабораторией социальной психологии стали фундаментом для создания в 1997 г. факультета психологии. С открытием факультета психологии кафедра, которая до 2003 г. называлась кафедрой педагогики стала преемницей в осуществлении функций общеуниверситетской кафедры педагогики, и психологии и приобрела новый ответственный аспект деятельности, связанный с программным обеспечением специальностей «психология» и «клиническая психология». С 2003 г. в связи с приходом на факультет психологии профессоров В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, доцентов И.В. Щелина, Е.С. Глуховой кафедра была переименована в кафедру психологии образования и педагогики. В 2007 г. кафедра психологии образования и педагогики была переименована в кафедру общей и педагогической психологии, что более точно отражает направление ведущихся исследований, связанных с решением проблем становления многомерного мира человека как открытой психологической системы и проектирования открытых образовательных сред.

В настоящее время в составе кафедры 2 доктора психологических наук, профессора; 2 доктора педагогических наук, профессора; 10 кандидатов педагогических и психологических наук, доцентов; 1 кандидат философских наук, 3 старших преподавателя, 1 стажер-исследователь. На кафедре сложился позитивный симбиоз психологов и специалистов в области образования, который и позволяет переводить научный потенциал каждого преподавателя кафедры в мощный интеллектуальный ресурс, открывающий возможности для воплощения академических наработок в области психологии и педагогики в прикладные проекты, востребованные современными социальными практиками. На кафедре сосредоточены базовые учебные курсы общепрофессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлениям подготовки «Психология» и «Организация работы с молодежью»: «Общая психология», «История психологии», «Общепсихологический практикум», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Экспериментальная психология», «Психологическая профилактика неблагоприятных функциональных состояний», «Психология профессионализма», «Социальная работа с молодежью». «Психологические основы работы с молодежью» и др. Преподавателями кафедры разработаны и читаются авторские курсы: «Общие закономерности движения психологического познания: трасспективный анализ», «Психология инновационного поведения и управления самоорганизацией», «Психологическая экспертиза инновационных проектов», «Преподавание психологии в высшей школе», «Проектная культура: методология проектирования», «Организация и проведение мониторинговых исследований», «Организационные формы учебного процесса», «Психологическое содержание современных информационных и коммуникационных технологий», «Тренинг самопознания», «Молодая семья - объект молодежной политики». Кафедра является ведущей в реализации психолого-педагогических моделей в образовательных программах подготовки специалистов на всех факультетах ТГУ.

В течение 12 лет кафедра реализует образовательную программу для аспирантов ТГУ по программе «Педагогика и психология высшей школы». С 2006 г. для аспирантов ТГУ реализуется 2-годичная образовательная программа «Пре-

180

Факультет психологии

подаватель высшей школы» с присвоением соответствующей дополнительной квалификации.

В течение 7 лет успешно воплощаются в жизнь образовательные программы в рамках общеуниверситетского проекта повышения квалификации преподавателей вузов России: «Психолого-дидактические компетенции преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования» «Психолого-образовательное сопровождение профессионально-личностного становления студентов младших курсов» (для кураторов); «Проектирование образовательного пространства в современном университете». В 2012 г. разработана и подготовлена к апробации новая образовательная программа профессиональной переподготовки «Основы психологической работы в вооруженных силах РФ».

Научно-образовательная деятельность кафедры тесно связана с деятельностью Психологической службы ТГУ и Парка гуманитарных технологий ТГУ.

Приоритетные направления научно-исследовательской работы кафедры:

- Разработка методологических оснований системной антропологической психологии (трансспективный анализ).

- Историко-системный анализ становления различных научных школ и направлений.

- Становление многомерного мира человека как открытой психологической системы.

- Мышление и мыслительная деятельность человека на разных этапах онтогенеза.

- Антропопсихологические основания проектной деятельности в современном образовании.

- Образовательное проектирование как условие развития когнитивной деятельности.

- Феномен когнитивного развития человека: ресурсы и ограничения образовательной практики.

- Развитие математической креативности в различные возрастные периоды.

- Разработка и апробация программ психолого-образовательного сопровождения проявления и развития потенциала одаренности и инновационности на разных этапах онтогенеза и в разных образовательных средах.

- Онтопедагогика и ее психологический базис

- Когнитивные стратегии в образовательной деятельности.

- Разработка научно-методических оснований и технологии реализации персоналистической педагогики.

- Использование возможностей арт-терапии для развития творческого потенциала человека

- Особенности когнитивного развития школьников в процессе компьютеризации образования

- Психологическая безопасность субъектов образовательной среды.

- Влияние молодежной политики в сфере образования на развитие когнитивных способностей молодежи.

- Актуализация и проявление когнитивных и творческих возможностей в сфере социального взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Развитие когнитивных возможностей человека как основание творческого жизнеосуществления.

181

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

История одной из самых молодых кафедр факультета - кафедры психологии личности - очень своеобразна как любое живое образование, претендующее на жизнь.

В определенном смысле в ней отражается история всего факультета, богатая метаморфозами. Факультет психологии не вызревал медленно в недрах другого факультета, в сравнении с историей большинства других факультетов университета. Он вынужден был родиться непосредственно из общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии, что обеспечило ему лишние степени свободы и стрессогенную неопределенность и динамичность. Подключились синхрони-стичные трансформации кадрового состава факультета и быстрого роста его научно-педагогического потенциала.

В связи с нестандартным участием факультета в Программе развития кафедр (фонд Сороса) и ФЦП «Толерантность» в далекие девяностые годы сложились очень тесные профессиональные и человеческие отношения с коллективом факультета психологии МГУ им. Ломоносова. Именно заведующий кафедрой психологии личности МГУ академик РАО, проф. А.Г. Асмолов стал вдохновителем не только создания новой кафедры психологии личности в ТГУ, но и трансформации кафедры социальной и гуманистической психологии. Это привело к созданию более специализированной кафедры организационной психологии и к существенному усилению кадрового состава и психологического потенциала кафедры психологии личности нашего факультета.

На современном этапе она оказалась навигатором новых перспективных направлений научно-педагогического развития факультета, поскольку поддерживается личностной (персоналистической) ориентацией его ведущих сотрудников. Ей удалось ассимилировать и углубить наработки гуманистической психологии, выходящие к экзистенциальным, трансперсональным, духовным, ноэтическим перспективам исследований и развития креативного потенциала личностных достижений студентов, аспирантов, преподавателей. Активно развивается направление, связанное с изучением детерминации и направленности самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности. Изучается психология инновационного поведения и позитивного жизненного самоосуществления. Получают переосмысление коммуникативный подход и теория творческой коммуникации в формировании новых активных методов обучения и личностно-ориентированных тренингов творческих достижений.

В этой связи инициирован проект новой магистратуры «Практическая психология потенциализации личности профессионала», программа которой предусматривает активное освоение основных видов и уровней психологических практик - от телесно-ориентированных до экзистенциальных и трансперсональных.

Кафедрой созданы и курируются научно-инновационная лаборатория психологических практик, трансперсональная ритм-студия. В 2012 г. под руководством одного из ведущих преподавателей кафедры, доцента О.И. Муравьевой, начал работу общегородской научно-методологический семинар «Проблема человека в психологии и других гуманитарных дисциплинах», который оказался востребованным профессиональной общественностью.

Научно-исследовательская работа кафедры уже строится не столько по тематическому, сколько по проблемному принципу на основе социокультурных заказов различного уровня. Это скорее стимулирует участие сотрудников в самых различных программах, от региональных до международных и кросскультурных, и повышает продуктивность их научной работы.

182

Факультет психологии

Работа над толерантностью не прошла даром, и общесистемная антропологическая методология, развиваемая на факультете, образовала на кафедре психологии личности сугубо персоналистическую и трансперсональную атмосферу, в которой удивительно легко сотрудничают поразительно разнообразные «преподавательские сущности», свободные от давления формальных институтов квалификации, специализации и статуса. И такое разнообразие обладает весьма эффективным потенциалом развития кафедры.

*** СПРАВКА***

Кафедра психологии личности образована в 2003 г. Заведующий кафедрой - академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Галажинский Эдуард Владимирович.

В настоящее время на кафедре психологии личности 13 сотрудников (из них 5 докторов наук, 3 кандидата наук и 5 старших преподавателей).

Научная деятельность кафедры за последние 5 лет включает около 120 научных публикаций, в том числе: около 90 статей, 12 монографий (6 авторских и 6 коллективных), 5 учебных пособий (одно с грифом учебнометодического объединения по образованию и одно - победитель конкурса Золотая медаль ITE Сибирской Ярмарки «Многоуровневая система образования как средство повышения качества высшего образования» (малая золотая медаль)), 1 учебник для вузов (электронный ресурс).

Активное участие в научных публикациях кафедры принимают студенты факультета. С 2006 по 2012 г. преподавателями кафедры в соавторстве со студентами опубликовано около 80 научных работ.

Сотрудники кафедры приняли участие в 68 конференциях международного, всероссийского и регионального масштаба.

С 2006 по 2012 г. сотрудники кафедры психологии личности руководят 42 грантами всероссийского и регионального уровней.

Научные направления кафедры психологии личности сосредоточены на психологии общения и творческой коммуникации, психологии творчества, психологии малых групп и организаций, психологии личности в системе социокультурных и межличностных отношений, психологии тренинговых групп личностного развития.

На кафедре действует инновационная научно-исследовательская лаборатория психологических практик, занимающаяся разработкой исследований, су-первизией и экспертизой инновационных психологических практик; сформирована уникальная научная школа на базе коммуникативного подхода и теории транскоммуникации.

Доктор психологических наук, профессор О.В. Лукьянов является автором патента РФ на изобретение «Способ коррекции психологического состояния».

Кафедра психологии личности курирует учебно-ознакомительные и производственные студенческие практики по направлениям:

- развитие творческого потенциала и возможностей самореализации;

- совершенствование коммуникативной компетентности;

- социализация и социальная поддержка;

- помощь в ситуациях жизненных кризисов.

Сотрудники кафедры отмечены наградами за высокое качество научнообразовательной деятельности:

183

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

- доктору психологических наук, профессору В.И. Кабрину присвоено почётное звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;

- В.И. Кабрин награжден грамотой за многолетнюю плодотворную деятельность в Национальном исследовательском Томском государственном университете, подготовку высококвалифицированных специалистов;

- кандидату психологических наук, доценту О.И. Муравьевой присвоено почётное звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования;

- доктор психологических наук, профессор Э.В. Галажинский награжден почётной грамотой Министерства образования РФ, грамотой «За заслуги перед Томским государственным университетом». Э.В. Галажинскому присвоено почётное звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

184

Факультет психологии

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Открытие в 2009 году кафедры организационной психологии явилось ключевым знаменательным событием на факультете психологии ТГУ.

Сотрудники. На кафедре работают 10 человек, из них два профессора, доктора психологических наук и четыре кандидата наук, доценты. Все сотрудники кафедры имеют значительный педагогический и научно-исследовательский опыт. Кафедру возглавил один из ведущих профессоров факультета, зам декана факультета психологии по науке Сергей Александрович Богомаз, создавший билатеральную модель структуры психики. Научный потенциал кафедры достаточно высок. Каждый сотрудник имеет свою «изюминку», обладает внутренним импульсом развития, ищет свой стиль, проявляя инициативность, самостоятельность, ориентируясь на местные региональные условия, но находясь в контексте передовых достижений отечественной и зарубежной психологической мысли. Исследовательская тематика лаборатории психофизиологии (научный руководитель - профессор Богомаз) разворачивается вокруг проблем, связанных с вариантами возрастного и аномального развития, индивидуализации и социализации в развитии человека, саморегуляции поведения, взаимодействия людей, вовлеченных в различные виды социально значимой активности. Лаборатория судебной психологической экспертизы (научный руководитель - профессор Мещерякова) является ведущей научно-прикладной экспертной организацией региона, где наряду с проведением одинарных и комплексных экспертиз организован научноисследовательский анализ взаимоотношений в диаде «эксперт - испытуемый», конструируется типология установочного поведения подэкспертного с выделением психодиагностических маркеров лжи, симуляции, сюрсимуляции и аггравации.

Стратегический приоритет развития кафедры - конкурентоспособность и качество на всех уровнях организации образовательного процесса и научных исследований. В этой связи основными направлениями деятельности являются: реализация учебного процесса, соответствующего уровню мировых стандартов; подготовка высококвалифицированных специалистов; повышение качества научных исследований и разработок; подготовка и воспитание педагогических кадров высшей квалификации, обеспечивающих поддержку стратегических приоритетов развития кафедры и факультета.

Методология. Окончательная концепция кафедры находится в процессе разработки, но основные положения рабочего характера можно уже определить.

Кафедра организационной психологии в некотором смысле приняла эстафету от несуществующей в настоящее время кафедры социальной психологии с ее центральной темой - коммуникацией (В. Кабрин); получив духовное наследие предшественницы, продолжает ее методологическую традицию и обращается к проблемам организационной коммуникации. Это развивает дальнейшие представления и о коммуникации, и об организации как сложной системе, напластованию коммуникативных проблем.

Три года экстенсивного и интенсивного развития кафедры, формирования идентичности показали, что ее развитие и становление релевантно процессам развития мировой и отечественной психологической мысли, тенденциям развития государственной политики, идеологии, региональной экономики. Три года -немалый срок для представления деятельности кафедры как системной. Обобщенные результаты представлены ниже, в структуре описания-попытки анализа следующих подсистем: организационно-образовательной, научно-исследо-

185

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

вательской, социокультурной, рассмотренных в логико-научном, процессуально -динамическом и персонально-личностном аспектах.

Перспективным на факультете является методический принцип междисциплинарности (медицинской, социологической, математической, лингвистической, этнологический, философской компоненты), базирующейся на лучших традициях отечественной научной мысли; из него вытекает принцип научного и практического комплексирования кафедры оргпсихологии с другими кафедрами факультета. Здесь кафедра использует стратегию сотрудничества.

Интенсивная грантовая деятельность кафедры (10 грантов за период существования кафедры) позволяет сотрудникам активно участвовать в новаторских исследовательских разработках. За период 2009-2012 гг. 7 грантов было выиграно профессором С.А. Богомазом (в качестве руководителя - гранты: РФФИ № 09-06-90704, тем. план НИР № 1.9.09.2009»; РГНФ № 08-06-00172а; ФАО № 1.18.10; РГНФ № 12-06-00799; в качестве исполнителя - грант Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 и грант РФФИ № 12-06-00403), 2 гранта - сотрудником лаборатории психофизиологии О. Каракуловой (в качестве руководителя; РГНФ № 08-06-00172а; ФЦП «Кадры» № 2564 от 25.11.2009), 1 грант - Э. Мещеряковой (в качестве исполнителя; РГНФ 10-01-402 АТ).

Интенсивно развивается на кафедре направление, отражающее и стимулирующее развитие психологии, - это издательская, публикационная деятельность. За время организации, развития и становления кафедры изданы 3 монографии, в том числе две в зарубежном издательстве LAMBERT (Э. Мещерякова, В. Петрова, С. Смагина) по тематике психологического консультирования, семантике шахматного образа на начальных этапах освоения игры, коммуникативной природе образа будущего. В центральной печати опубликовано 15 работ, в журнале «Вестник ТГУ» - 10, в «Сибирском психологическом журнале» (членами редколлегии которого являются С. Богомаз и Э. Мещерякова) - 5. Кроме того, вышло в свет 39 публикаций в сборниках материалов конференций. Характерно, что при наличии объединяющей методологии риторико-дискурсивная стилистическая специфика научных текстов кафедры характеризуется большим разнообразием.

В течение 2009-2012 гг. в диссертационном совете Д 212.267.16 защитили диссертации два аспиранта и один соискатель - О. Писарев, Е. Таткина, В. Иванова. Эти аспиранты пришли в науку из практики (работали с медицинскими сестрами в пенитенциарной системе и с детьми, больными ДЦП). Это показательно в плане расширения научно-исследовательской работы кафедры в практических учреждениях.

Научный потенциал кафедры подтверждается фактом положительной динамики структуры развития кадровой составляющей: появилась новая плеяда перспективных молодых ученых - В. Мацута, М. Антони, О. Скориченко, Е. Литке, которые развивают идеи своих учителей, томских ученых-психологов. Деятельность В. Мацуты по достоинству оценена премией и званием лауреата конкурса Администрации Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2012 г.).

Обмен знаниями является фундаментальным принципом развития науки и осуществляется через стажировки. Три зарубежные стажировки явились значительным фактором повышения квалификации сотрудников кафедры. А. Кузин прошел стажировку по индивидуальному плану в рамках ПНР-5 (Mental Research Institute, Сан-Франциско, США 2009г.), С. Богомаз - стажировку по индивидуальному плану в рамках ПНР-5 (Римский университет Ла Сапиенца, Италия,

186

Факультет психологии

2011); Э. Мещерякова стажировалась в Голдмитс коллежд Университета Лондона, Великобритания (2011).

Кафедра активно содействует трудоустройству выпускников, взаимодействуя с работодателями. За период 2009-2011 гг. кафедрой было выпущено 32 человека, из них трудоустроены 26 (83%). Основными предприятиями, представляющими заявки на трудоустройство выпускников, являются те, на которых студенты проходили производственную практику.

Кафедра является соорганизатором научно-практических конференций ученых и практиков. Сотрудниками кафедры разработаны и внедрены формы организации ученых и практиков психологического сообщества Сибири через работу регионального психологического форума (с периодичностью 1 раз в три года в различных сибирских психологических центрах). Проведены следующие четыре мероприятия: IV Сибирский психологический форум «Ценностные основания психологии и психология ценностей», конференция «Когнитивные науки: междисциплинарные исследование мышления и интеллекта», III Сибирский психологический форум «Человек и современность: междисциплинарные исследования», IV Международная конференция по когнитивной науке (2009-2011).

Лаборатория психологической экспертизы обеспечивает Сибирский регион и РФ комплексными психолого-лингвистическими экспертизами и одинарными психологическими. В течение 2009-2012 гг. было проведено 4 экспертизы по признакам экстремизма для следственных комитетов Иркутска, Красноярска, Тывы; 2 экспертизы - для городского суда Самары по компетентности вокалографической экспертизы, 1 экспертиза - по постановлению адвоката о психологических признаках преступления - всего 8 экспертных исследований.

Кафедра организует молодежные мероприятия. К их числу относятся Всероссийская студенческая олимпиада по психологии, студенческие олимпиады по психологии среди вузов Томской области, Студенческая секция в рамках конференции «Психологическое обеспечение разработки и внедрения высоких гуманитарных технологий в регионе с высоким инновационным потенциалом», I Молодежный Сибирский Психологический Форум «Инновационная активность молодежи: ценностные основания и проблемы актуализации потенциала достижений» (2009-2011).

187

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

КАФЕДРА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Кафедра генетической и клинической психологии была открыта в марте 1999 г. (приказ ректора ТГУ № 92). Собственно идея открытия такой кафедры принадлежит профессору Генриху Владиславовичу Залевскому, который и стал ее основателем и первым заведующим. У кафедры довольно длинная предыстория, корни которой уходят в 1982 год, когда при НИИ психического здоровья была открыта лаборатория клинической психологии (патопсихологии), а ее руководителем стал Г.В. Залевский, тогда еще кандидат психологических наук, доцент, защитивший в 1989 г. докторскую диссертацию по медицинской психологии, начавший подготовку в этой области психологии кадров сначала на базе НИИ психического здоровья (В.Г. Морогин, И.Я. Стоянова, Е.А. Рождественская стали кандидатами психологических наук), а с 1993 г. - на базе НИИ развития образования Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера РАО, где был открыт первый в Томске специализированный диссертационный совет (по психологии и педагогике). В этом совете защитили кандидатские диссертации Э.В. Галажин-ский (1995), Т.Г. Бохан (1996), Н.В. Козлова (1997), В.Н. Петрова, О.В. Лукьянов

(1999), И.Ю. Малкова, Е.Л. Богданова и многие из тех, кто работает в других вузах Томска, Сибири, России, а также дальнего и ближнего зарубежья.

Значительный вклад в развитие психологии в Томске и за его пределами сыграл «Сибирский психологический журнал», основанный в 1995 г. по инициативе будущих сотрудников факультета психологии ТГУ, в том числе будущих сотрудников кафедры генетической и клинической психологии. Все это, несомненно, стимулировало и открытие психологического факультета ТГУ, в чем решающую роль, несомненно, сыграл профессор Валерий Иванович Кабрин. Среди тех, кто поддержал эту инициативу, был ныне заведующий кафедрой генетической и клинической психологии член-корреспондент РАО, профессор Г.В. Залевский.

Обстоятельства сложились так, что в 1998-1999 гг. профессор Г.В. Залев-ский со своей командой, в которую входили подавляющее число сотрудников Института развития образования СДВиС РАО и факультета психологии ТГПУ, перешли работать на факультет психологии ТГУ. Это послужило мощным импульсом к дальнейшему развитию факультета. Приход на факультет молодых, энергичных и способных психологов дал возможность открыть новые кафедры (до этого была лишь одна - кафедра педагогики и психологии), а затем начать подготовку по ряду новых специальностей, в том числе по специальности «клиническая психология», чем и занялась кафедра генетической и клинической психологии. Это объединение сил позволило открыть первые в Томске специализированные советы по защите докторских диссертаций по психологии и педагогике. А значит, и подготовку кадров высшей квалификации не только кандидатов, но и докторов наук по психологическим и педагогическим специальностям. Из прошедших школу НИИ психического здоровья РАМН, Института образования РАО и кафедры генетической и клинической психологии ТГУ практически все стали кандидатами, а затем и докторами наук: Э.В. Галажинский, С. А. Богомаз, Т.Г. Бохан, Н.В. Козлова, О.В. Лукьянов, И.Я. Стоянова, Т.Е. Левицкая. Сегодня они доценты, профессора разных кафедр, заведуют кафедрами и являются деканами и зам. деканами (Э.В. Галажинский, С.А. Богомаз) в нашем университете, в городе Томске и за его пределами.

Значителен вклад кафедры в развитие психологической науки в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале, благодаря помощи в подготовке профессиональных

188

Факультет психологии

кадров - кандидатов и докторов наук в области клинической и генетической психологии (Владивосток, Благовещенск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Бийск, Сургут, Омск, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург и др.). Разумеется, в этом заслуга всех сотрудников кафедры и факультета психологии.

В настоящее время на кафедре 14 сотрудников: 5 профессоров, из них 3 доктора психологических наук, 1 доктор биологических наук и 1 доктор медицинских наук; 6 кандидатов наук, из них 4 кандидата психологических наук и 2 кандидата медицинских наук (4 доцента и 2 старших преподавателя), 1 ассистент.

За последние 2 года успешно защитили кандидатские диссертации по медицинской психологии: Кузьмина Ю.В., Тюлюпо С.В., Филоненко А.Л., Немцев А. В.

За время существования кафедры практически все сотрудники прошли стажировки в пределах России и за рубежом - в Германии, Бельгии, Канаде, Китае, Польше, приняли участие в других формах повышения квалификации.

Сотрудники кафедры всегда отличались высоким уровнем научной продуктивности, который традиционно значительно превышал так называемый аккредитационный уровень (например, в 2006-2011 гг.: 1,3 против 0,02). С 2007 по 2012 г. было опубликовано 206 статей, из них в «ваковских» изданиях 97, и 17 монографий. Активно публикуются в зарубежных изданиях профессора Бохан Т.Г. и Козлова Н.В.

За последние 5 лет заметно активизировалась работа кафедры по подготовке и выпуску учебников и учебных пособий с грифом Минобразования РФ и УМО в плане их количества и числа авторов: Залевский Г.В., Козлова Н.В., Тренькаева Н.А. - всего 9 изданий общим объемом 75,13 п.л. Возросла активность кафедры и в подготовке вузовских учебных и учебно-методических пособий в плане их количества (13, общий объем 85,3 п.л.) и числа авторов (6).

Достаточно высокая научно-исследовательская активность кафедры. Так, например, за период с 2006 по 2011 г. студентами (42 чел.) было опубликовано 138 статей и тезисов, при этом отмечается и положительная динамика: 2006 г. -32; 2007 г. - 28; 2008 - 9; 2009 - 41; 2010 - 28; в среднем в год 26, 7 публикаций.

Кафедра всегда принимает активное участие в соорганизации факультетских научных мероприятий - конференций, форумов, школ молодых ученых и т.д., в том числе и по новым направлениям, как, например, психологическая супервизия, психология здоровья и безопасность и др.

Постоянно растет активное участие сотрудников кафедры в «грантовой деятельности (за последние пять лет 24 гранта). Следует также отметить продуктивную деятельность доцента кафедры Левицкой Т.Е. - 3 патента на изобретение только за последние 3 года.

Заслуги сотрудников кафедры были отмечены дипломами лауреатов, премиями: ТГУ, Губернатора Томской области, Госкомитета РФ по делам молодежи (1999; 2000), Президента (Левицкая , 2002), дипломами выставки Минобразования РФ(2003) , медалями за заслуги перед ТГУ (2004) и г. Томском (2004), дипломом лауреата конкурса Томской области в области образования и науки (коллектив научно-педагогической школы проф. Залевского Г.В.) (2004), Малыми золотыми медалями выставки «Учсиб», дипломами выставки «Сибирские Афины (2012).

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.