Записки о Сибирском психологическом форуме «Миссия выполнима»
Знакомство
В первый день работы Форума, как только отзвучали приветственные речи, участникам предоставилась возможность ближе познакомиться друг с другом. Оказалось, что география приехавших выходила далеко за пределы Сибири, с Санкт-Петербурга и до Якутска.
Представители многих высших учебных заведений, в которых существуют факультеты психологии, рассказали об истории создания своих факультетов, о специфике подготовки психологов разных направлений и даже вручили подарки хозяевам Форума - факультету психологии Томского государственного университета (ТГУ).
Некоторые выступления запомнились особенно. Например, декан факультета психологии Сургутского государственного университета рассказала о работе лаборатории психофизиологии и психологии обучения, а также о созданном при факультете центре детского развития. А в Омском государственном университете при факультете открыта профориентационная школа. Декан факультета Новосибирского государственного университета О.Н. Первушина познакомила участников с проблемами исследований в области психологии личности, с особенностями работы лаборатории интегрального исследования личности. Коллеги из Кемеровского государственного университета рассказали об опыте сотрудничества с представителями московской психологической школы А.И. Донцовым и А.Г. Асмоловым, а также презентовали свой ежегодник «Сибирская психология сегодня», в котором публикуются как ведущие, так и начинающие ученые. Факультет психологии и философии Алтайского государственного университета поделился опытом организации летних психологических школ для студентов и аспирантов. Заведующий кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета В.Н. Кожевников рассказал о работе медико-физического центра, разрабатывающего проблемы исследования психологических механизмов патологии человека, а также создания так называемых «здоровьепорождающих» образовательных технологий.
И.О. Гилева из Лесосибирска оказалась деканом самого молодого факультета психологии, поскольку ему всего около трех месяцев «от роду». Богатую историю и множество традиций уже имеет факультет Иркутского государственного университета. Там функционируют 5 кафедр и 5 лабораторий, факультет осуществляет сотрудничество с коллегами со всего мира, одним из приоритетных направлений работы является психологическая реабилитация людей с посттравматическими расстройствами. Иркутск на Форуме был представлен также институтом практической психологии в экономике и политике в лице специалиста в области экономической этнопсихологии
А.Д. Карнышева, который поделился опытом создания мо-нофафий и учебных пособий в области психологии собственности, корпоративной культуры, экономической социализации с позиций экономической этнопсихологии.
Завершилось знакомство выступлением декана факультета психологии ТГУ Валерия Ивановича Кабрина. Он рассказал об истории создания факультета, о многочисленных кафедрах, входящих в его структуру, и об известных ученых, возглавляющих эти кафедры и работающих на них. В том числе Валерий Иванович представил научно-практические центры: центр социально-психологического образования (директор - д-р психол. наук, профессор Э.В. Галажинский) и междисциплинарную интернет-лабораторию «Развитие исследований ментальности», возглавляемую самим В.И. Кабриным. Приятно было услышать, что усилиями наших сибирских коллег в области научно-практических изысканий за последние годы были реализованы более чем 40 проектов, финансируемых разными фондами. Молодые ученые-психологи имеют возможность продолжить образование в аспирантуре и докторантуре по социальной и клинической психологии, а в дальнейшем защитить диссертации здесь же, в ТГУ. Студенты факультета принимают участие в научных исследованиях в области психологии развития и креативного потенциала личности, а также выпускают свою газету «Поколение ПСИ».
Работа половины первого дня Форума была прервана подведением итогов всероссийской студенческой олимпиады по психологии, которая проходила в течение трех предыдущих дней в стенах ТГУ. Было очень приятно услышать, что первое место на этой олимпиаде заняла студентка факультета психологии ЮжноУральского госуниверситета Светлана Лукьянова. Студентов-участников олимпиады приветствовал и вручал почетные грамоты и призы А.Г. Асмолов.
Знакомство продолжилось и на второй день после работы симпозиумов, когда участникам была предоставлена возможность презентовать научные школы, которые функционируют в их вузах. И самыми интересными, на мой взгляд, стали презентации грех научных школ хозяев форума - ученых ТГУ. Это школа В.Е. Клочко, развивающая культурно-историческую психологию Л.С. Выготского и смысловую теорию мышления O.K. Тихомирова и решающая проблемы избирательности в психологии и проблемы «становления человеческого в человеке». Декан факультета психологии ТГУ В.И. Кабрин рассказал о разрабатываемом им и его школой «транскоммуникативном подходе». А профессор Г.В. Залевский представил свою школу «фиксированных форм поведения систем в норме и патологии».
Конференции, семинары, симпозиумы
Дискуссии
Вторая половина первого дня работы Форума началась с доклада заведующего кафедрой генетической и клинической психологии ТГУ, председателя Томского регионального отделения Российского психологического общества Г.В. Залевского на тему «Сибирская психология: история, состояние, перспективы», в котором был представлен совместный продукт научно-практической деятельности отечественных и зарубежных ученых в виде «Сибирского психологического журнала», который с этого года можно выписать по каталогам «Роспечати».
После этого была открыта работа круглого стола «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность». Участники имели возможность в свободной форме задавать вопросы ведущим ученым России по проблемам развития отечественной психологической науки и практики. Особо интересны, на мой взгляд, были ответы на вопрос: «Что в методологии психоло! ии - иллюзия, а что - реальность?».
11рофсссор B.L. Клочко (Томск) отметил, что иллюзией выступает в .кишим случае идея о том, что наша наука почти сто лет находится в кризисе. Он назвал это состояние внутренней тенденцией развития науки и обосновал свою точку зрения с позиций историко-системного анализа процесса изменения представлений о предмете психологии. Иллюзиями же науки были названы и способы интефации науки, поскольку пока предмет науки не будет представлен системно, невозможна будет и реальная интеграция разных направлений и школ в психологическом познании. Одной из иллюзий был назван также и антропоморфизм. проявляющийся в наделении отдельных органов, процессов, состояний субъектностью. Избежать этой иллюзии можно, если в русле теории психологических систем, разрабатываемой В.Н. Клочко уже более двадцати лег, перейти от принципа отражения к принципу порождения особой психологической (не психической) онтологии, представляющей собой системный конструкт, который опосредствует взаимоотношения между человеком и миром «чистой» объективности.
Говоря о методологических иллюзиях, A.B. Юревич назвал в первую очередь позитивистские мифы о науке, существующие в виде различного рода мифологем (например: «Нет ничего теоретичнее хорошей практики»), В качестве же основных тенденций развития современной психологии он признал следующие: процесс ирра-ционализации психологии, депрофессионализацию практикующих психологов, «схизис» (по терминологии Ф. Василюка) между академической и практической психологией, глобализацию науки (размывание границ между школами), распространение в психологии идей постмодернизма в противовес позитивизму. Основных путей интефации науки на сегодняшний день, по мнению A.B. Юревича, может быть несколько: «традиционный», «анархический», устанавливающий «мосты»
между школами и направлениями или направленный на создание жесткой интефативной структуры науки. Наиболее перспективным был назван путь установления концептуальных «мостов» между разными школами и направлениями.
В выступлении В.В. Знакова также прозвучала идея о безосновательности разговоров о наличии кризиса в психологии, что, на его взгляд, было подтверждено результатами работы круглого стола, организованного в начале 2000 г. журналом «Вопросы психологии». Но стоит говорить, отметил В.В. Знаков, об изменении в науке отношения к ее ключевым категориям «деятельность» и «отражение», о новом взгляде на категории «со-бытие», «ситуация». «человек». Интефативный период в развитии психологии, по его мнению, был ознаменован зарождением новою направления, получившего название «психология человеческого бытия», пытающегося совместить концеп-(уальные основания экзистенциальной психологии с методами исследования, применяемыми в когнитивных подходах. Основной же тенденцией развития науки В.В. Знаков назвал пересмотр оснований рациональности, когда категория «истины» теряет свое значение по отношению к психологическому знанию, поскольку оно включает в себя ценностные ориентации ученого.
В.И. Кабрин отметил, что различного рода «иллюзии» выступают для психолога «реальностью», подлежащей изучению. И главной задачей такого изучения, по его мнению, является попытка порождения нередук-тивного психологического знания, которым в данный момент мы в основном не обладаем.
Завершило работу круглого стола выступление Г.В. Залевского, который поставил общие науковедчес-кие вопросы о статусе психологической науки в плане определения ее «до-парадигмальности», «мульти-пара-дигмальности» или «вне-парадигмальности». В итоге рассмотрение проблем, возникших в ходе обсуждения, было решено перенести на следующий день, когда была запланирована работа симпозиумов.
Уже вечером второго дня работы форума, когда подводились его итоги, мне в голову пришла мысль о том, что близко то время, которое историки в будущем назовут «эпохой выхода психологической науки из методологического кризиса». А близость этого времени объясняется одной психологической закономерностью, про которую периодически вспоминает профессор В.Е. Клочко, когда читает лекции по психологии мышления или общается со своими аспирантами: «Если проблема человеком сформулирована, это означает, что он потенциально уже готов ее решить». Поэтому и появилось у меня определенное убеждение, что раз объединились известные ученые России для решения методологических проблем психологической науки и практики, значит, решение будет найдено, «миссия будет выполнена».
Культурная программа и общение
Несмотря на плотный график работы, хозяева форума смогли обеспечить гостям насыщенную культурную программу, благодаря чему мы получили массу впечатлений.
На второй день утром была организована автобусная экскурсия по городу Томску, имеющему богатейшую 400-летнюю историю. Кроме тот, что мы узнали много интересного, посмотрели город, еще успели и пофо-тографироваться около местных достопримечательностей. В этот же день вечером, после подведения итогов форума, в актовом зале был организован концерт, в котором приняли участие трио скрипачей и капелла ТГУ. Не хватает слов, чтобы описать чувства, которые переполняли всех сидящих в зале после их выступления. Это и восторг, и потрясение, и благодарность, и грусть одновременно, одним словом - катарсис. Оказалось, что это было именно то, что нужно после интенсивной интеллектуальной деятельности. И это было еще не все.
На третий день был запланирован совместный выезд гостей, преподавателей Г1 У и студентов факультета психологии на базу отдыха. И вог там-то мы получили возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. В первой половине дня была организована спортивно-оздоровительная программа: мы участвовали в «Веселых стартах» вместе со студентами (команда преподавателей, конечно же, заняла первое место, потому что ей, с учетом преобладания возраста и веса, дистанция была сокращена вдвое), играли в футбол и волейбол, короче говоря, «оздоравливались» в полной мере. Кто-то даже во главе с профессором В.В Знако-
вым (их потом назвали команда «Четверо смелых») решились искупаться в Оби. А после походного обеда в клубе состоялся капустник, на котором выступали и студенты всех курсов, и преподаватели факультета психологии вместе с деканом В.И. Кабриным. Было много песен, танцев, шуток, экспромтов. И это тоже было замечательно, потому что преподаватели личным примером показывали своим ученикам, как ученый должен уметь не только работать, но и отдыхать, чтобы сохранить здоровье и молодость на долгие годы.
Нельзя не упомянуть и о том, что в течение всех трех дней работы мы имели возможность общаться с коллегами из разных городов. В перерывах на обед, вечером в гостинице продолжались разговоры о проблемах и перспективах сотрудничества теперь уже с друзьями из Барнаула, Читы, Омска, Лесосибирска. В этом году моя личная география расширилась, и к этим городам прибавились Томск, Москва и Ростов-на-Дону. Каждый раз, посещая подобные мероприятия, убеждаешься в том, что пространство играет относительную роль в нашей жиз-нн, ведь на самом деле неважно, где живет близкий тебе но духу человек, потому что, когда он тебе нужен, он всегда рядом. И очень хорошо, что иногда мы можем собраться вместе в какой-то точке земного шара, чтобы выразить друг другу благодарность за то, что мы просто есть, потому что это отношения какого-то высшего порядка, о которых поэт сказал: «На заре двадцать первого века, когда жизнь неподвластна уму, как же надо любить человека, чтобы взять и приехать к нему!».
И.В. Миличкова (Челябинск)