Научная статья на тему 'ЮБИЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ЮБИЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНОВАНИЕ 350-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА I / ЮБИЛЕЙ / МЕРОПРИЯТИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малова Елена Олеговна

В данной статье анализируется опыт работы профессиональных образовательных организаций Челябинской области за 2020 год в рамках подготовки к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I. Автор систематизирует мероприятия культурно-просветительского характера, которые в связи с ограничительными мероприятиями из-за ситуации с COVID-19 проводились не только в офлайн-, но и в онлайн-формате; обобщает опыт профессиональных образовательных организаций по использованию интернет-ресурсов для совершенствования воспитательного процесса посредством разнообразия воспитательных воздействий (тестирования, проведения викторин и виртуальных экскурсий, просмотров художественных и документальных фильмов, посвященных жизни и деятельности Петра I), включения студентов в игровую деятельность воспитательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANNIVERSARY AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article analyzes the experience of professional educational organizations of the Chelyabinsk region in preparation for the celebration of the 350th anniversary of the birth of Peter I in 2020. The author systematizes cultural and educational activities that, due to restrictive measures due to the situation with COVID-19, were carried out not only offline, but also in online format; summarizes the experience of professional educational organizations in using Internet resources to improve the educational process through a variety of educational influences (testing, quizzes and virtual excursions, watching feature films and documentaries dedicated to the life and work of Peter I), including students in educational play activities.

Текст научной работы на тему «ЮБИЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Величайший человек своего столетия

Сведения для цитирования: Малова, Е. О. Юбилей как механизм совершенствования воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 152-158.

УДК 37.0 ББК 74.57

ЮБИЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Е. О. Малова

В данной статье анализируется опыт работы профессиональных образовательных организаций Челябинской области за 2020 год в рамках подготовки к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I. Автор систематизирует мероприятия культурно-просветительского характера, которые в связи с ограничительными мероприятиями из-за ситуации с COVID-19 проводились не только в офлайн-, но и в онлайн-формате; обобщает опыт профессиональных образовательных организаций по использованию интернет-ресурсов для совершенствования воспитательного процесса посредством разнообразия воспитательных воздействий (тестирования, проведения викторин и виртуальных экскурсий, просмотров художественных и документальных фильмов, посвященных жизни и деятельности Петра I), включения студентов в игровую деятельность воспитательного характера.

Ключевые слова: празднование 350-летия со дня рождения Петра I, юбилей, мероприятия культурно-просветительского характера.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование гражданственности и патриотизма, которые имеют огромное значение в развитии личности подрастающего поколения.

Среднее профессиональное образование традиционно реализует гражданско-патриоти-ческое направление воспитательной работы. В настоящее время основой для развертывания воспитательного процесса являются национальный проект «Образование», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [1].

Одной из целей национального проекта «Образование» обозначено «воспитание гар-

монично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [2].

В контексте реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» [3] национального проекта «Образование» предусмотрено привитие обучающимся базовых ценностей через усиление воспитательной компоненты в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования [4].

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 25.10.2018 № 609 «О праздновании 350-летия со дня рождения

Петра I» [5] в соответствии с планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I [6], планом мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Челябинской области [7] нами был выполнен анализ этой работы профессиональных образовательных организаций Челябинской области (далее — ПОО), который показал, что в регионе выстроена системная работа по подготовке и празднованию 350-летнего юбилея Петра I (далее — юбилей).

Анализ продемонстрировал, что все ПОО включились в посвященные юбилею меро-

£ н

ее *

а. с

о а.

V

Ж

О л

IV

3" и

т

о

Во всех ПОО во время учебных занятий были организованы мероприятия в форме уроков-диспутов, уроков-игр, лекций, видеолекций, бесед, историко-познавательных игр, дискуссий, исторических диктантов, круглых

приятия культурно-просветительского характера, которые охватили 29 853 студентов. Всего в 2020 году ПОО было организовано и проведено 403 мероприятия, в том числе: 102 учебных занятия с охватом 11 623 человека, 56 классных часов с охватом 4936 человек, 50 внеклассных мероприятий с охватом 2758 человек, 18 мероприятий в рамках проектной деятельности с охватом 428 человек, 50 конкурсов и викторин с охватом 874 человека, 39 книжных выставок, 40 просмотров фильмов с охватом 3953 человека, 27 экскурсий с охватом 2131 человек, 21 тестирование с охватом 3150 человек (рис. 1; 2).

столов, олимпиад. Нужно отметить, что 74 % этих мероприятий были реализованы на уроках истории, а оставшиеся 26 % — в рамках других дисциплин. Темы уроков выборочно представлены в таблице 1.

Рис. 1. Мероприятия со студентами, проведенные в 2020 г. в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I

Рис. 2. Охват обучающихся в 2020 г. мероприятиями в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I

Таблица 1

Уроки, проведенные в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I

№ п/п Дисциплина Тема

1 История «Итоги и цена преобразований Петра Великого»; «Урал в годы правления Петра»; «Интересные факты правления Петра I»

2 Литература «Личность Петра I в русской литературе»; «Конфликт личности и государства» в произведении «Медный всадник»; Урок-диспут «Петра Великого творенье»; «А. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе А. Н. Толстого „Петр I"»; «Образ Петра I в литературных произведениях»

3 География «Великие географические открытия России в эпоху Петра Первого»

4 Математика «Школа математических навигационных наук»

5 Русский язык «Лингвистический анализ текстов, содержащих информацию про эпоху Петра I»

6 Иностранный язык «Великое посольство»

7 Обществознание «Историческое значение петровских преобразований»; «Многовариантность общественного развития» (реформы Петра I); «Многообразие форм общественного изменения»; «Реформы Петра I в рамках истории государства и права»

8 ОБЖ «История создания вооруженных сил России»; «Изучение рекрутских наборов Петра I»

9 История стилей в костюме «Коронованный стилист»

Необходимо отметить, что в 73 % ПОО были организованы классные часы, посвященные юбилею, а в 68 % ПОО прошли внеклассные мероприятия. Анализ показал, что и те, и другие мероприятия проходили как в традиционных формах (литературные часы, круглые столы, диспуты, презентации, историко-познавательные игры, заседания дискуссионного клуба, исторические лектории, беседы), так и в инновационных (виртуальные путешествия, онлайн-акции, квесты, челленджи, интерактивные занятия).

В 20 % ПОО студенты были включены в проектную деятельность, предусматривающую

проведение исследований, посвященных жизни и деятельности Петра I: «Немецкая слобода в эпоху Петра I», «Россия в эпоху Петра I», «Эпоха преобразований Петра I в судьбе Южного Урала», «Внешняя и внутренняя политика Петра I», «Царская кухня: любимые блюда Петра I», «Великие географические открытия России в эпоху Петра I» и др.

С большим интересом студенты участвовали в конкурсах и викторинах, которые были организованы в 64 % ПОО, а также в тестированиях, организованных в 43 % ПОО, которые проходили как в офлайн-, так и в онлайн-форматах (табл. 2).

Викторины и тестирование в онлайн-формате

Таблица 2

№ п/п Название Ссылка на интернет-ресурс

1 Онлайн-тестирование «Правление Петра I» https://testedu.ru/test/istoriya/11-klass/pravlenie-petra-i.html

2 Тест-игра «Что я знаю о Петре I» http://sortlib.kareli a.pro/re sursi/k_yubileyu_petra_i/ test-igra o_petre i/

3 Тест-игра «Памятники Петру Великому в Санкт-Петербурге» http://sortlib.kareli a.pro/re sursi/k_yubileyu_petra_i/ pamyatniki velikomu_petru v sankt_peterburge

4 Тест «Причуды Петра I. Что вы о них знаете?» https://rg.ru/2017/06/08/test-rodiny-prichudy-petra-i-chto-vy-o-nih-znaete.html

5 Тест «О том, как Петр I предписывал праздновать Новый год» https://rg.ru/2018/12/29/test-rodiny-kakie-novogodnie-tradicii-zalozhennye-petrom-i-zhivy-i-sejchas.html

6 Блиц-викторина «Петр Первый в литературных произведениях» https://vk.eom/app5671337_-88823228#640573

Окончание таблицы 2

№ п/п Название Ссылка на интернет-ресурс

7 Игра «Помогите Петру Первому выиграть войну» https://arzamas.academy/mag/479-petrtest

8 Онлайн-викторина «Петр I — основатель Санкт-Петербурга» https://iodb.ru/2020/05/onlajn-viktorina-petr-i-osnovatel-sankt-peterburga/

Большое эмоциональное воздействие на студентов оказали просмотры художественных и документальных фильмов о Петре I (табл. 3), которые были организованы в 57 % ПОО в рамках учебных дисциплин и при организации внеклассных мероприятий. Нужно отметить,

что организаторами просмотров тематических фильмов выступали не только ПОО, но также Министерство культуры Челябинской области, ОГБУК «Челябинский областной киноцентр им. С. А. Герасимова», образовательная платформа «Юрайт».

Таблица 3

Художественные и документальные фильмы о Петре I

№ Название фильма Год выпуска Продолжительность Ссылка на интернет-ресурс

1 «Юность Петра I» (две серии) 1980 2 ч. 13 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=q_0uYbiUjsE

2 «Петр Первый» (две серии) 1937 3 ч. 30 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=yFeM3fmijYc

3 «В начале славных дел» (две серии) 1980 2 ч. 9 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=os7KDNHT3V4

4 «Россия молодая» (1-я серия) 1981 1 ч. 6 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=ICXnwMknW70

5 «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» 1976 1 ч. 35 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=aePYhB1VHfY

6 «Лики власти: Петр Великий» 2006 1 ч. 31 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=xctK2bOg71g

7 Документальный фильм «Романовы. Фильм третий» 2013 51 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=m67curWtS-o

8 Документальный фильм «Следы Империи: Петр Великий. Первый Император Всероссийский и великий реформатор» 2018 1 ч. 20 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=BfFHZB5b31w

9 Документальный фильм «Тайны века. Царь Петр и сын его Алексей» 2014 39 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=xvZRiN-WYkA

10 «Военная приемка. След в истории. 1696. Петр Первый. Рождение флота» 2017 39 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=Qk8087SK7FA

11 Информационный документальный фильм «Интересные факты и истории из жизни Петра Первого. Шутки Петра I Великого» 2018 13 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=8-PBT9Gq0qM

12 «Высочайший визит. Петр Первый и Великое посольство в Кенигсберге» 2020 26 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=nHyQvE0KmQ8

13 «Император Петр Первый — жизнь, биография, личность царя» 2018 38 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=iqNp7ikw0q4

14 «„Властелин судьбы": личность императора Петра I» 2017 1 ч. 58 мин. https://www.youtube.com/ watch?v=MuqvfsZCbK0

Окончание таблицы 3

№ Название фильма Год выпуска Продолжительность Ссылка на интернет-ресурс

15 «Петр Первый. Завещание» 2011 51 мин. https://yandex.ru/video/ preview? =1580209754677&fi lmId=65 69418 70471478 05 8 1&from = tabbar&p = 1& pare nt-reqid=15 802097798723981074673818553741388200125-man1-3701&text=%D0%BF%D1% 91%D1%82%D 1%80+1+%D0%B7 %D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1 %89%D0%B0%D0%BD%D0%B8 %D0%B5

В рамках юбилея 32 % ПОО провели экс- посетили выставки, организованные мультиме-курсии, из них 89 % организаций — в виртуаль- дийным историческим парком «Россия — моя ном формате (табл. 4), а оставшиеся 11 % ПОО история» и Челябинским краеведческим музеем.

Таблица 4

Виртуальные экскурсии

№ Название экскурсии Ссылка на интернет-ресурс

1 «Аудиоэкскурсия по храмам культурной столицы» https://vk.com/spb360tours

2 «Эрмитаж — путешествие во времена российской истории» https://www.culture.ru/themes/255044/onlain-ekskursii-po-ermitazhu

3 «Экскурсия по Петергофу» https://www.youtube.com/watch?v=rsNx9hUMDRE

4 «Виртуальный визит в Зимний дворец Петра I» https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/ hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-p-1/?lng=ru

5 «Зимний дворец Петра I. Возвращение исчезнувшего дворца» https://www.youtube.com/watch?v=EPEQ6wWzwY4

6 «Петр Первый. Время и окружение» https://rusmus eum.ru/mikhailovsky-castle/ exhibitions/peter-first-time-and-the-environment/

7 «Единственный в Москве мемориальный Домик Петра I» http://www.mgomz.ru/ekskursii-i-ehp-v-obedinyonnom-muzee-zapovednike/virtualnaya-ekskursiya-edinstvennyiy-v-moskve-memorialnyiy-domik-petra-i

8 «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)» https://www.kunstkamera.ru/

Таким образом, проведенный нами анализ зить формы и средства воспитательного воз-показал, что подготовка и празднование юби- действия с целью формирования гражданина лея в ПОО позволило в системе разнообра- и патриота.

Библиографический список

1. Сташкевич, И. Р. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 2 (81). — С. 49-52.

2. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации : офиц. сайт. — 2021. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 10.05.2021).

3. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» национального проекта «Образование» // Портал органов государственной власти Ярославской области : [сайт]. — 2021. — URL: https://www.yarregion.ru/ depts/dobr/Documents/Nats-project/Patr_Vospit/Pasport_Feder_Patr_Vosp.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

4. Реализация проекта по патриотическому воспитанию начнется в России с 1 января // ТАСС : [сайт]. — 2020. — 22 ноября. — URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10066837 (дата обращения: 12.05.2021).

5. О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I : Указ Президента Российской Федерации от 25.10.2018 № 609 // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — 2021. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201810250037 (дата обращения: 12.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I : [утв. протоколом заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I от 15.05.2019 № 1] // Правительство Российской Федерации : офиц. сайт. — 2021. — URL: http://static.government.ru/media/ files/n6LEjgAxw7CUWk04qvfIEcA7dgeWc0ZX.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

7. План мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Челябинской области : [утв. 16.04.2019] // Областной центр дополнительного образования детей : [сайт]. — 2021. — URL: http://ocdod74.ru/wp-content/uploads/2019/12/plan-petr-1.pdf (дата обращения: 20.01.2020).

For citation: Malova, E. O. Anniversary as a mechanism for improving the educational process in professional educational organizations / E. O. Malova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 152-158.

ANNIVERSARY AS A MECHANISM FOR IMPROVING

THE EDUCATIONAL PROCESS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

E. O. Malova

This article analyzes the experience of professional educational organizations of the Chelyabinsk region in preparation for the celebration of the 350th anniversary of the birth of Peter I in 2020. The author systematizes cultural and educational activities that, due to restrictive measures due to the situation with COVID-19, were carried out not only offline, but also in online format; summarizes the experience of professional educational organizations in using Internet resources to improve the educational process through a variety of educational influences (testing, quizzes and virtual excursions, watching feature films and documentaries dedicated to the life and work of Peter I), including students in educational play activities.

Key words: celebration of the 350th anniversary of the birth of Peter I, anniversary, cultural and educational events.

References

1. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak orientir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a guideline in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, no. 2 (81), pp. 49-52. (In Russian)

2. Nacional'nyj proekt "Obrazovanie". Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii, 2021, available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 10.05.2021). (In Russian)

3. Pasport federal'nogo proekta "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2021-2025 gody" nacional'nogo proekta "Obrazovanija" // Portal organov gosudarstvennoj vlasti Ja-roslavskoj oblasti, 2021, available at: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Documents/Nats-project/ Patr_Vospit/Pasport_Feder_Patr_Vosp.pdf (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

4. Realizacija proekta po patrioticheskomu vospitaniju nachnetsja v Rossii s 1 janvarja // TASS, 22 November, 2020, available at: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10066837 (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

5. O prazdnovanii 350-letija so dnja rozhdenija Petra I : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.10.2018 № 609. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii2021, available at: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201810250037 (accessed: 12.01.2020). (In Russian)

6. Plan osnovnyh meropriyatij po podgotovke i provedeniyu prazdnovaniya 350-letiya so dnya ro-zhdeniya Petra I : utv. protokolom zasedaniya organizacionnogo komiteta po podgotovke i provedeniyu prazdnovaniya 350-letiya so dnya rozhdeniya Petra I ot 15.05.2019 № 1. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii : ofic. Sajt, 2021, available at: http://static.government.ru/media/files/n6LEjgAxw7CUWkO-4qvfIEcA7dgeWc0ZX.pdf (accessed: 12.01.2020). (In Russian)

7. Plan meroprijatij po podgotovke i prazdnovaniju 350-letija so dnja rozhdenija Petra I v Cheljabin-skoj oblasti. Oblastnoj centr dopolnitel'nogo obrazovanija detej, 2021 available at: http://ocdod74.ru/ wp-content/uploads/2019/12/plan-petr-1.pdf (accessed: 20.01.2020). (In Russian)

Малова Елена Олеговна, заведующая лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: meo@chirpo.ru

Malova Elena Olegovna, Head of the Laboratory "Pedagogy A. S. Makarenko" Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: meo@ chirpo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.