Научная статья на тему 'ЮБИЛЕЙ К. Д. УШИНСКОГО КАК СТАРТ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА (вступительное слово на Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского», 13–14 марта 2023 года)'

ЮБИЛЕЙ К. Д. УШИНСКОГО КАК СТАРТ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА (вступительное слово на Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского», 13–14 марта 2023 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮБИЛЕЙ К. Д. УШИНСКОГО КАК СТАРТ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА (вступительное слово на Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского», 13–14 марта 2023 года)»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 7-12. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 2 (92). P. 7-12.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-7-12

ЮБИЛЕЙ К. Д. УШИНСКОГО КАК СТАРТ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

(вступительное слово на Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского», 13-14 марта 2023 года)

О. Ю. Васильева

Ольга Юрьевна Васильева

Российская академия образования, президент РАО, академик РАО, Россия, Москва

Для цитирования: Васильева О. Ю. Юбилей К. Д. Ушинского как старт года педагога и наставника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 7-12. аок 10.24412/22240772-2023-92-7-12

Original article

ANNIVERSARY OF K. D. USHINSKY AS THE START OF THE YEAR OF TEACHER AND MENTOR (Introductory speech at the International Scientific Conference "Scientific heritage of the great Russian teacher K. D. Ushinsky", March 13-14, 2023)

Olga Yu. Vasilyeva

President of the Russian Academy of Education, Russia, Moscow

For citation: Vasilyeva O. Yu. Anniversary of K. D. Ushinsky as the start of the year of teacher and mentor. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(2):7-12. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-7-12

© Васильева О. Ю., 2023

В мартовские дни отмечается юбилей великого отечественного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, он родился 3 марта 1823 года по новому стилю. Выбор времени проведения нашей конференции неслучаен, как неслучайно и объявление 2023 года Годом педагога и наставника специальным Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Это год не только и не столько торжественных и научных мероприятий «по поводу», это год серьезного осмысления многогранной и сложной профессии учителя, педагога. Это год возвращения к миссии наставника, которая традиционно была нам присуща, исторически развивалась в нашей стране начиная с 1930-х годов, однако была забыта или подменена функциями «коуча», «тренера», с искаженными функциями и подмененными ценностями, присущими благородной наставнической деятельности.

В научно-педагогическом пространстве наша конференция открывает этот юбилейный год в честь 200-летия К. Д. Ушинского и знаменует начало научной, исследовательской работы в сфере педагогической профессии, роли учителя, значимости педагогической профессии в стране и в мире. Этому посвящена наша конференция, направленная на привлечение отечественных и зарубежных исследователей, работающих в области наук об образовании, к осмыслению его научного наследия, выявлению теоретико-концептуальных оснований для определения в переживаемой нами действительности стратегий развития школы, деятельности учителя, преподавателя, воспитателя, наставника. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского разносторонне и полно, как никакое другое, раскрывает все аспекты педагогической деятельности, обоснованно и доказательно показывая значение каждого из них. На протяжении почти двух веков это уникальное наследие обращает на себя внимание учителей, ученых самых разных направлений: психологов, дидактов, компаративистов, методистов, филологов и др. Вряд ли в науках об образовании можно найти исследователя, ни разу не обратившегося в своих трудах к наследию К. Д. Ушинского.

Роль и значение Константина Дмитриевича Ушинского в отечественной педагогике и российском образовании ярко и образно охарактеризовал его соратник и последователь, детский поэт и историк педагогики Леонид Николаевич Модзалевский (1837-1896): «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин —

наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор» [1].

К. Д. Ушинского обоснованно называют ученым — родоначальником педагогики как науки, основателем педагогической науки в первую очередь в России, однако значителен его вклад и в осмысление педагогики за рубежом. Это совершенно точное определение. На что опирается его научное педагогическое знание? В первую и главную очередь — на знания о ребенке во всей их полноте, включая духовную жизнь и физиологические особенности. Выделяя педагогику в отдельное знание, он призывал использовать знания психологии и физиологии о ребенке как те, «.. .которые имеют наибольшее значение для педагогической деятельности», призваны «.объяснить, сколь возможно, те психические и психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель» [2].

Особенно важно вспомнить, что К. Д. Ушинский — основоположник новой отрасли науки — педагогической антропологии. Значительный труд, по сути, вершина его научной деятельности — это его «Педагогическая антропология». Она основывается на данных многих наук, при этом выстроена на жестких принципах, которые идут от практики, фактов реальной жизни. Ушинский их описывал таким образом: «За исходную позицию здесь принималась не философия, не какая-либо сопредельная педагогике отдельная наука, а сами факты с последующей их систематизацией по присущим им общим основаниям и внутренним взаимосвязям» [3, с. 46]. Следующим принципом Ушинского называют самонаблюдение, «основывающееся на врожденной человеку способности сознавать и помнить свои душевные состояния» [3, с. 272].

Также мне хочется сейчас напомнить и о существенных идеях и положениях Ушинского, которые актуальны в наших условиях и требуют пристального внимания и исследователей, и практиков в образовании.

Идея К. Д. Ушинского о создании национальной русской школы. В современных геополитических, идеологических условиях, в эпоху аксиологического кризиса во всем мире, утраты ценностных ориентиров целыми странами и народами, эта идея становится наиважнейшей в педагогической науке и образовательной практике в России. Напомним, что исторически эта идея была высказана Ушинским в значимый период развернувшегося в Российской империи в середине XIX века общественно-педагогического движения. К. Д. Ушинский пишет: «.воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных

на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [4, с. 281].

Если вдуматься, то в наше время разговоров об элитарном образовании, об особой подготовке элит весьма провидчески звучат слова великого педагога: «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [4, с. 280]. Это наставление всем нам. А К. Д. Ушинский — ярчайший пример того педагога, того научного деятеля, который воплощал в жизни, в собственной судьбе то, что провозглашал, служил собственным принципам, а народность он возвел в принцип, которому был верен и в научных трудах, и в практической педагогической деятельности.

Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает обучение русскому языку, воспитание народа посредством родного языка. Он писал: «.язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое» [4, с. 328-329]. Трудно подобрать другие слова, кроме его собственных, говоря о воспитывающей роли русского языка. Эти слова как никогда актуальны в этом году — в Год педагога и наставника, ведь Константин Дмитриевич называл сам язык «наставником». Он сказал о языке выдающиеся слова: являясь «.полнейшей и вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа, в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [4, с. 328].

Своеобразно Ушинский выразил идею о необходимости школе быть современной, соответствовать своему времени, требованиям времени. И опять же лучше самого К. Д. Ушинского эту мысль не пояснить: «.если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит школу жизненной силы, сам добровольно откажется от того законного влияния на жизнь, которое принадлежит ему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни, а оставит ей во всей ее пестроте, неурядице и часто безобразии довоспитывать воспитанников его несовременной школы» [3, т. 8, с. 659]. Мысль о соответствии школы времени прозвучала у Ушинского настойчиво и не однажды. Это было важно в годы педагогической деятельности Ушинского, не раз ему приходилось бороться с рутиной и косностью образовательных учреждений, обновляя в борьбе с консервативным окружением программы, образовательный процесс и сам уклад жизни

воспитанников. Так было и в Гатчине, и в Смольном институте. Об этом, анализируя собственный опыт и стремясь найти понимание, он писал в своих трудах: «.школе не опрокинуть жизни; но жизнь легко опрокидывает деятельность школы, которая становится поперек ее пути. Школа, противящаяся жизни, сама виновата, если не внесет тех благодетельных умеряющих влияний, которые может и обязана внести, тех разумных элементов, под сенью которых должны обеспечиться от едкой остроты жизни и ее беспрестанных временных увлечений — как нежное беззащитное детство, так и неокрепшая еще, пылкая юность» [3, т. 8, с. 659-660].

Подчас может показаться, что Ушинский говорит «высоким слогом», что это призыв, но нет, это убежденность в особой роли учителя, педагога, воспитателя, это педагогическое кредо: «воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества» [3, т. 8, с. 24].

В заключение можно сказать только одно: Ушинский неисчерпаем, каждый из нас находит в его наследии созвучие собственным мыслям, а если кто-то считает иначе, то, по моему твердому убеждению, такой человек не читал Ушинского либо не вчитался в его труды. Вероятно, можно и обходиться без знания наследия великих педагогов прошлого, но в этом случае нельзя считать себя педагогом, исследователем в области педагогики, в принципе человеком, имеющим право что-то заявлять относительно образования.

Список источников

1. Модзалевский Л. Н. О народности воспитания по Ушинскому / Л. Н. Модзалевский // Памяти К. Д. Ушинского. СПб., 1896. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ lev-nikolaevich-modzalevskiy-1837-1896-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 11.04 .2023).

2. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 1 / Под ред. Н. А. Сундукова. 1948. 722 с.

3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. / Сост. В. Я. Струминский. М., Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1952. Т. 8-9.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.

References

1. Modzalevskij L. N. O narodnosti vospitaniya po Ushinskomu / L. N. Modzalevskij //

Pamyati K. D. Ushinskogo. SPb., 1896. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

lev-nikolaevich-modzalevskiy-1837-1896-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (data obrashcheniya:

11.04.2023). [In Rus].

2. UshinskijK.D. Sobranie sochinenij. T. 1 / Pod red. N. A. Sundukova. 1948. 722 s. [In Rus].

3. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii // Ushinskij K. D. Sobr. soch. v 11 t. / Sost. V. Ya. Struminskij. M., L.: Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948-1952. T. 8-9. [In Rus].

4. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M., 1968. [In Rus].

Информация об авторе

О. Ю. Васильева — президент РАО, академик РАО, доктор исторических наук, профессор Information about the author

O. Yu. Vasilyeva — President of the Russian Academy of Education, Academician of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (History), Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.