образовательных отношений, определяющих личность высшим достижением антропосреды и эволюции, способствует продуктивному и креативному воспроизводству уровня жизни и верификации системы общечеловеческих отношений.
Список использованной литературы:
1. Камалов Н. В. Нюансы детализации и моделирования категории «воспитание» в подготовке тренера // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф.: в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.Ш-123.
2. Никитин С. А. Некоторые нюансы уточнения категории «воспитание» // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 апреля 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.201-203.
3. Щукин К. А. Практика моделирования категории «воспитание» как условие качественной подготовки будущего педагога // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.165-167.
4. Косоухов В.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Категория «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 4.
5. Усов Н. Я. Исследование качества современного воспитания как социально - педагогическая проблема // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.162-164.
6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
7. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
8. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
9. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
© Дурновцева М. В., 2016
УКД 378
Загорская Вера Анатольевна
студентка ИГНИ УрФУ им.Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург, Российская Федерация Скрипник Полина Владимировна студентка ИГНИ УрФУ им.Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург, Российская Федерация Артемьева Лариса Борисовна Старший преподаватель ИФКСиМП УрФУ им.Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург, Российская Федерация
ЙОГА КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ВИД ГИМНАСТИКИ В ВУЗАХ
Аннотация
В статье затрагивается вопрос внедрения йоги как вида оздоровительной гимнастики в учебную
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
программу вузов: приводим преимущества йоги, её пользу для здоровья, отмечаем проблемы, которые могут возникнуть. Дается также возможная схема занятия.
Ключевые слова Йога, асаны, оздоровительная гимнастика, схема занятия.
Вопросы физического воспитания в настоящее время, безусловно, являются актуальными. К сожалению, реальная практика свидетельствует о снижении состояния здоровья молодых людей, к чему приводит, в том числе, недостаток двигательной активности. Наблюдается нежелание большинства студентов заниматься легкой атлетикой, лыжами, спортивными играми, в то время как цель физического воспитания студентов в вузах - помощь в воспитании гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В настоящее время наблюдается резкое увеличение разнообразных форм занятий оздоровительными видами гимнастики, целью которой является укрепление здоровья: пилатес, фитнес-хореография, фитнес-йога и др. Это является своеобразной попыткой повысить интерес к занятиям с помощью популярных средств двигательной активности.
В чем же заключается актуальность внедрения йоги в учебную программу?
Во-первых, это острая необходимость повышения информированности (как студентов, так и преподавателей) относительно такого вида оздоровительной гимнастики как йога.
Во-вторых, требуется привести доводы именно в сторону данного вида гимнастики: люди всегда с трудом принимают что-то новое, и можно встретить определенные трудности на пути внедрения йоги в учебную программу.
В-третьих, определенные вопросы могут возникнуть при составлении схемы занятия. Данная работа призвана также внести некоторую ясность в этот вопрос.
В-четвертых, бездумное внедрение техники в образовательную программу способно принести больше вреда, чем пользы. В своей статье мы выделяем основные проблемы, требующие решения.
Оздоровительные виды гимнастики - эффективный способ коррекции фигуры и общего улучшения отношения к занятиям физической культурой. Методики, пришедшие с Запада - аэробика, шейпинг, фитнесс, калланетика и другие - наиболее используемые формы оздоровительных занятий на настоящий момент.
Исследователь И.А. Грец считает, что основной целью этих методик является улучшение настроения и формирование тела при помощи гармоничного развития конкретных групп мышц в сочетании с диетой [1]. Общие оздоровительные задачи решаются, в основном, за счет уменьшения массы тела, нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем -вполне естественный процесс, который необходим для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры [3]. Исследовательские работы последних лет показывают, что в практику физического воспитания студентов постепенно внедряются упражнения из восточных оздоровительных систем (японские и китайские виды гимнастики, индийская хатха-йога), которые как отмечают авторы этих работ, позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного эффекта [3]. Большим разделом оздоровительной гимнастики является йога, набирающая популярность по всему миру.
Положительной стороной йоги является индивидуализация выполнения упражнений для каждого занимающегося. Йога способствует укреплению мышц верхней части спины и брюшного пресса, естественному вытяжению позвоночника и коррекции его правильного положения, формированию осанки, развитию гибкости и других физических качеств. Кроме всего занятия йогой также имеют большое воспитательное значение, поскольку требуют соблюдения моральных заповедей, этики, дисциплины [2, с. 72].
Но использование йоги не всегда возможно по нескольким причинам. Главная - недостаточность информации о духовных принципах йоги, требующая большого количества времени, которого, как известно, нет. Другая причина - изобилие статических поз, осваивать технику выполнения которых на уроке не совсем удобно, поскольку не соблюдается самое главное требование: создание внутреннего
настроя. Наконец, в связи с той же нехваткой времени, теряется еще один очень важный компонент йоги -пранаяма (система дыхательных упражнений), без которой все асаны лишь пустая форма.
Можно определить примерную схему одного занятия по освоению асан: изучение 4-5 новых асан, повторение 7-8 известных. Чередование вертикальных, сидячих и перевернутых асан. Также необходимо выучить несколько простых дыхательных упражнений и начинать занятие именно с них. После освоения основных упражнений в комплексе добавляются сложные, силовые асаны или требующие проявления большой гибкости. После освоения основных асан, зная их терапевтический эффект, легко составить комплекс поз для профилактики какого-либо заболевания или воздействия на орган или функцию.
С целью обучения занимающихся самоконтролю нужно соблюдать некоторые особенности:
1) Длительность экспозиции асан могут варьироваться от нескольких секунд до нескольких минут;
2) Одно из непременных условий - концентрация внимания на ощущениях, которые возникают при выполнении асан для указания характера ощущения. Это позволяет создать у занимающихся установку к самоконтролю.
3) Вход и выход из асан предполагает особую технику: замедление скорости выполнения, что также является элементом самоконтроля.
Эффект применения асан и дыхательных упражнений проявляется в улучшении физической подготовленности и работоспособности. Также асаны положительно влияют на развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, общей и силовой выносливости и статического равновесия [3].
Список использованной литературы:
1. Грец, И.А. Индивидуальное программирование занятий оздоровительной физической культурой для женщин 30-40 лет / И.А. Грец - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/mdividualnoe-programmirovanie-zanyatii-ozdorovitelnoi-fizicheskoi-kulturoi-dlya-zhenshchin- (дата обращения: 28.05.2016).
2. Дзержинская, Н.Б. Организация и методика проведения занятий йогой с целью оздоровления и укрепления здоровья человека / Н.Б. Дзержинская, Ю.М. Созин // Физкультурное образование Сибири. -Омск, 2010. №1 (26) - С.71-74.
3. Мудриевская, Е.В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17-18 лет / Е.В. Мудриевская, A.C. Гречко // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№3 - Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2007N3/p82-84.htm (дата обращения: 31.05.2016).
© Загорская В.А., Скрипник П.В., Артемьева Л.Б., 2016
УДК 304.3
Зайцев Захар Валерьевич
Студент УрФУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected] Артемьева Лариса Борисовна Старший преподаватель ИФКСиМП УрФУ
г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается аксиологическое отношение к здоровью как к ценности в рамках философии здоровья. Выявляется проблема отношения человека по отношению к здоровью. Частично описывается концепт философии здоровья и ее проект здорового образа жизни, основанного на отношении