Научная статья на тему 'Фитнес-йога на занятиях физической культуры в образовательной организации высшего образования'

Фитнес-йога на занятиях физической культуры в образовательной организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ЗАНЯТИЯ / ФИТНЕС-ЙОГА / АСАН / УПРАЖНЕНИЯ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГИБКОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛА / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / METHODOLOGY / ORGANIZATION / TRAINEE / MOTIVATION / INTEREST / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH EFFECT / CLASSES / FITNESS YOGA / ASANAS / EXERCISES / BREATHING EXERCISES / FLEXIBILITY / ENDURANCE / STRENGTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богослова Елена Георгиевна

Цель: разработать методику организации и проведения занятий по дисциплине физическая культура с использованием фитнес-йоги, позволяющей усовершенствовать физическую форму обучающихся, выработать дисциплину, силу воли и духа, оказывать положительное влияние на психофизиологические процессы организма, препятствующие появлению утомления, усталости, купирующие начальные стадии депрессии, заболеваний, способствующие появлению интереса и мотивации к обучению. Методы исследования: в статье описаны методы теоретического исследования (анализ, систематизация), позволяющие разработать методику организации и проведения занятий по дисциплине физическая культура с использованием фитнес-йоги и эмпирические методы исследования (анкетирование и беседы, проведенные в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»). С помощью фитнес-йоги может быть сформировано физическое тело и разум как единое целое, а также отличная физическая форма, достигнут баланс между эмоциями и умом. Результаты: проанализировав научные труды, относящиеся к использованию восточных систем оздоровительной гимнастики на занятиях физической культурой, разработана методика проведения и организации таких занятий, с использованием асанов, дыхательных упражнений и медитативных техник. Научная новизна: в статье продемонстрировано, что занятия по дисциплине физическая культура с фитнес-йогой имеют оздоровительный эффект, создают положительное эмоциональное настроение, помогают преодолевать ежедневные стрессы. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов методики организации и проведения занятий с нетрадиционными упражнениями на занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богослова Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS-YOGA AT THE ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE IN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Purpose: to develop a methodology for organizing and conducting classes in the discipline of physical education using fitness yoga, which allows to improve the physical form of students, to develop discipline, will power and spirit, to positively influence the psychophysiological processes of the body, preventing the appearance of fatigue, fatigue, stopping the initial stages of depression, diseases that promote the emergence of interest and motivation to learn. Methods of research: the methods of theoretical research (analysis, systematization) are described in the article, allowing to develop a technique for organizing and conducting classes in the discipline of physical training with the use of fitness yoga and empirical research methods (questionnaires and interviews conducted at the State Educational Establishment of the RK "Crimean Engineering Pedagogical University "). With the help of fitness yoga, the physical body and mind can be formed as a whole, as well as an excellent physical form, a balance between emotions and mind. Results: after analyzing scientific works related to the use of oriental systems of health gymnastics in physical education classes, a methodology for organizing and organizing such exercises, using asanas, breathing exercises and meditative techniques was developed. Scientific novelty: the article demonstrates that classes in the discipline of physical culture with fitness yoga have a healing effect, create a positive emotional mood, help to overcome daily stresses. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the issues of methods of organizing and conducting classes with non-traditional exercises in physical education classes.

Текст научной работы на тему «Фитнес-йога на занятиях физической культуры в образовательной организации высшего образования»

педагогические науки

Богослова Елена Георгиевна ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ...

УДК 378:372.8:37.037.1

ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Богослова Елена Георгиевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Крымский инженерно-педагогический университет (295000, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: womm@rambler.ru)

Аннотация. Цель: разработать методику организации и проведения занятий по дисциплине физическая культура с использованием фитнес-йоги, позволяющей усовершенствовать физическую форму обучающихся, выработать дисциплину, силу воли и духа, оказывать положительное влияние на психофизиологические процессы организма, препятствующие появлению утомления, усталости, купирующие начальные стадии депрессии, заболеваний, способствующие появлению интереса и мотивации к обучению. Методы исследования: в статье описаны методы теоретического исследования (анализ, систематизация), позволяющие разработать методику организации и проведения занятий по дисциплине физическая культура с использованием фитнес-йоги и эмпирические методы исследования (анкетирование и беседы, проведенные в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»). С помощью фитнес-йоги может быть сформировано физическое тело и разум как единое целое, а также отличная физическая форма, достигнут баланс между эмоциями и умом. Результаты: проанализировав научные труды, относящиеся к использованию восточных систем оздоровительной гимнастики на занятиях физической культурой, разработана методика проведения и организации таких занятий, с использованием асанов, дыхательных упражнений и медитативных техник. Научная новизна: в статье продемонстрировано, что занятия по дисциплине физическая культура с фитнес-йогой имеют оздоровительный эффект, создают положительное эмоциональное настроение, помогают преодолевать ежедневные стрессы. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов методики организации и проведения занятий с нетрадиционными упражнениями на занятиях физической культурой.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, физическая культура, методика, организация, обучающийся, мотивация, интерес, здоровый образ жизни, оздоровительный эффект, занятия, фитнес-йога, асан, упражнения, дыхательные упражнения, гибкость, выносливость, сила.

FITNESS-YOGA AT THE ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE IN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

© 2018

Bogoslova Elena Georgievna, senior lecturer of the department of physical culture Crimean Engineering and Pedagogical University (295000, Russia, Simferopol, trans. Training, 8, e-mail: womm@rambler.ru)

Abstract. Purpose: to develop a methodology for organizing and conducting classes in the discipline of physical education using fitness yoga, which allows to improve the physical form of students, to develop discipline, will power and spirit, to positively influence the psychophysiological processes of the body, preventing the appearance of fatigue, fatigue, stopping the initial stages of depression, diseases that promote the emergence of interest and motivation to learn. Methods of research: the methods of theoretical research (analysis, systematization) are described in the article, allowing to develop a technique for organizing and conducting classes in the discipline of physical training with the use of fitness yoga and empirical research methods (questionnaires and interviews conducted at the State Educational Establishment of the RK "Crimean Engineering Pedagogical University "). With the help of fitness yoga, the physical body and mind can be formed as a whole, as well as an excellent physical form, a balance between emotions and mind. Results: after analyzing scientific works related to the use of oriental systems of health gymnastics in physical education classes, a methodology for organizing and organizing such exercises, using asanas, breathing exercises and meditative techniques was developed. Scientific novelty: the article demonstrates that classes in the discipline of physical culture with fitness yoga have a healing effect, create a positive emotional mood, help to overcome daily stresses. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the issues of methods of organizing and conducting classes with non-traditional exercises in physical education classes.

Keywords: educational organization of higher education, physical culture, methodology, organization, trainee, motivation, interest, healthy lifestyle, health effect, classes, fitness yoga, asanas, exercises, breathing exercises, flexibility, endurance, strength.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Молодые люди, обучающиеся образовательных организаций высшего образования (далее - ООВО) в течении последнего времени не удовлетворены занятиями по дисциплине физическая культура. Развивающийся (формирующийся) организм юношей и девушек претерпевает колоссальные нагрузки (психические, эмоциональные, интеллектуальные) в течении «рабочего» дня и «рабочей» недели, в следствии чего появляются утомление, усталость, снижение трудоспособности, начальные стадии депрессии, заболеваемость, потеря интереса и мотивации к обучению в ООВО.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ученые, которые проводят исследования в области влияния физической культуры на состояние здоровья обучающихся Т. Г. Коваленко, И. А. Ковачева, Л. В. Панцова и др. [1-3] считают, что физическая подготовка современной

молодежи находится на низком уровне и необходимо системное использование на занятиях по физической культуре нетрадиционных методик и технологий, таких как: ритмическая гимнастика, аэробика (танцевальная, степ, аква, памп, тай-бо, ки-бо, бокс, каратэ, а-бокс, кик, тай-кик, спиннинг, резист-бол, треккинг-аэробика), шейпинг, калланетика, дыхательная гимнастика, ушу, цигун, хатха-йога для предотвращения появления признаков усталости, депрессии и снижения заболеваемости [4-9].

В случаях, когда молодой организм ослаблен различными внешними и внутренними факторами, целесообразно активировать его защитные функции.

Так как занятия по дисциплине физическая культура проводятся в ООВО в соответствии с основной профессиональной образовательной программой, предусматривающей использование традиционных методов и способов формирования и воспитания обучающихся, которых зачастую не хватает для качественного формирования личности, мотивации посещения занятий, повышения интереса к дисциплине, следовательно, необходимо вне-

Bogoslova Elena Georgievna FITNESS-YOGA AT THE ACTIVITIES ..

pedagogical sciences

дрять инновационные методики [10-14].

Использование нетрадиционных методик и форм проведения занятий по дисциплине физическая культура несомненно актуально в современной ООВО, так как внедрение различных направлений нетрадиционных методик бурно обсуждаются на конференциях разных уровней [2; 11-20].

Вопросы организационных форм проведения занятий по дисциплине физическая культура мало исследованы, а также нет конкретных учебно-методических разработок занятий с использованием фитнес-йоги.

Не разработаны траектории эффективного оздоровления, физического развития обучающихся, не описаны подходы к формированию мотивации ведения здорового образа жизни молодежи с помощью нетрадиционных методик.

Поскольку традиционные методики проведения занятий по физической культуре оказывают недостаточное влияние на физическую подготовку обучающихся, совершенствование функциональных возможностей организма, вызывают утрату интереса и как следствие ухудшение состояния здоровья, таким образом необходимо внедрение нетрадиционных методик и организационных форм проведения занятий по дисциплине физическая культура в образовательный процесс ООВО.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализируем пути и способы повышения эффективности занятий по дисциплине физическая культура, с помощью включения методики фитнес-йога, которая позволит повысить интерес, оздоровительную функцию занятий и активизировать мотивацию у обучающихся.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследования последних лет в сфере методики проведения занятий физической культуры дают основания полагать, что внедрение упражнений из восточных систем оздоровительной гимнастики, к которым относятся различные виды йоги, позволяют расширить спектр возможностей физической подготовки, для формирования здорового образа жизни обучающихся и профилактики болезней.

Инновационные (нетрадиционные) упражнения из восточных систем оздоровительной гимнастики могут послужить катализатором прогресса на занятиях по дисциплине физическая культура в ООВО.

Для чего необходимо разработать адаптационные схемы, с учетом индивидуальных особенностей нашей нации.

Проведя анализ методик восточных систем оздоровительной гимнастики, опросы и беседы с обучающимися, необходимо отметить, что существенный интерес для обучающихся представляют упражнения йоги. Рассмотрим аспекты применения и механизмы влияния асанов (асан - удобное и приятное положение тела) на формирующийся организм обучающегося.

Итак, фитнес-йога - комплекс упражнений, входящих в тренинг, с комбинацией из упражнений фитнеса и асанов, которые позволяют сформировать отличную физическую форму, достичь баланса между эмоциями, умом и телом.

Фитнес-йога - явление, «ниточки» которого берут свое начало из нейромышечного фитнеса; повседневное противостояние стрессам, практическое применение индивидуальной силы и гибкости в жизнедеятельности обучающихся.

С помощью таких тренировок (с асанами) может быть сформировано физическое тело и разум как единое целое. Характеристики, формируемые с помощью фит-нес-йоги, составляющие полноценную систему, представлены на рисунке 1.

Контингент ООВО, это обучающиеся в возрасте 1722 лет, в этот период, организм человека находится на пике больших возможностей, например, при развитии силы, гибкости, выносливости и т. д.

Использование фитнес-йоги способствует развитию вышеперечисленных качеств и улучшению физической формы.

Положительные качества, которыми обладает фит-нес-йога, включенная в образовательный процесс - индивидуализация упражнений, учитывающая возраст, пол, возможности организма.

Фитнес-йога воздействует на: мышцы спины, брюшной пресс, вытяжение позвоночника, формирование осанки.

Воспитательное значение фитнес-йоги: выработка дисциплины, формирование духовности, нравственности и морали.

Но существуют трудности, с которыми сталкиваются преподаватели на занятиях по дисциплине физическая культура, с применением фитнес-йоги: недостаточное количество времени, большое количество статистических поз, создание положительного настроения, не всегда правильное выполнение обучающимися системы дыхательных упражнений.

Поэтому необходимо разработать примерную методику организации и проведения занятия по дисциплине физическая культура с использованием фитнес-йоги.

Рисунок 1 - Характеристики, необходимые для полноценного функционирования организма (составлено автором)

Каждое занятие необходимо начинать с изучения и освоения 3-4 асан, на следующем занятии обучающиеся повторяют ранее изученные асан и осваивают 3-4 новых асан.

Предлагающиеся для выполнения обучающимся асан - это как правило вертикальные, сидячие и перевернутые положения тела. Вместе с асан обучающимся необходимо изучить дыхательные упражнения, без которых асан в принципе не несут оздоровительного эффекта.

Последующие занятия необходимо проводить с добавлением усложненных асан, для развития гибкости, силы и выносливости.

Преподаватель в процессе проведения занятий внимательно изучает работу обучающихся над асанами, разрабатывает и предлагает выполнять некоторые асаны индивидуально, для профилактики заболеваний (например, хронических: искривление позвоночника и т. д.).

Освоение медитативных методик способствует релаксации всего организма (в том числе и эмоционального состояния), что в свою очередь подтверждено отечественными и зарубежными психологами и психотерапевтами.

Положительный эффект от систематической релаксации (состояние душевного спокойствия, бодрости, уверенности) позволит молодому организму (нервной системе в том числе) справляться с ежедневным стрессом.

Правила, которых необходимо придерживаться для

педагогические науки

Богослова Елена Георгиевна ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ...

получения оздоровительного эффекта от занятий физической культурой с использованием фитнес-йоги, представлены на рисунке 2.

1. Выполнение каждого асан должно занимать небольшой промежуток времени (до нескольких минут).

2. Обучающимся необходимо концентрировать внимание на выполняемых асан, для фиксации ощущений и возможности самоконтроля.

3. Начало и окончание асан, необходимо выполнять очень медленно, «прислушиваясь» к своему организму.

Оздоровительный эффект после посещения занятий физической культуры с фитнес-йогой (выполнение асан, дыхательных упражнений и медитативных техник) проявляется в продолжительности образовательной деятельности, улучшении физической формы, развития таких качеств, как: ловкость, сила, выносливость, статического равновесия.

Рисунок 2 - Требования, предъявляемые к занятиям по физической культуре с использованием фитнес-йоги

* Составлено автором

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. После внедрения разработанной нетрадиционной методики организации и проведения занятий физической культуры с использованием фитнес-йоги в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» и проведенных бесед и анкетирования, можно сделать следующие выводы: после посещения занятий у обучающихся улучшились физическое состояние и способность концентрации внимания, появилось хорошее самочувствие и положительное эмоциональное настроение, все эти факторы поспособствовали активизации познавательной деятельности и создали положительную мотивацию к обучению в ООВО. Разработанная методика проведения и организации занятий по физической культуре с использованием фитнес-йоги способствует повышению общей физической подготовки и работоспособности обучающихся. Медитационные техники являются эффективным средством сохранения и восстановления работоспособности молодого организма с оздоровительным эффектом. Как показали результаты проведенного исследования фитнес-йога повышает интерес и мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой, способствует «разогреву» мышечно-связочного аппарата, а также может использоваться в качестве разминки на занятиях по спортивным играм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коваленко, Т. Г. Биоинформационные оздоровительные технологии в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем / Т. Г. Коваленко // - Волгоград: изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. - 120 с.

2. Ковачева, И. А. Содержание физкультурного образования при учебных занятиях со студентами подготовительной и специальной медицинских групп / И. А. Ковачева, Б. Ф. Прокудин // Проблемы и перспективы развития Российской спортивной науки, конференция, посвященная 75-летию ВНИИФК. - М., 2008. - С. 239.

3. Панцова, Л. В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания студентов в высшей школе / Л. В. Панцова // Физическая культура и личность: тез.докл. Всерос. науч.-практ.конф. 2829 октября 2004г. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - С. 114-117.

4. Попова, Т. А. Методика профессиональноприк-ладной физической подготовки студентов диспетчерского профиля: автореф. дис....канд.пед.наук Т. А. Попова.

- Челябинск, 2004. - 21с.

5. Постол, О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств: дис....канд.пед.наук / О. Л. Постол. - Хабаровск, 2004.

- 22с.

6. Нетрадиционные средства физической культуры в системе общего образования: Методическое пособие / М. Е. Погадаев, Л. Ф. Амирова, О.А. Ситников - Уфа: ИРО РБ, 2014. - 63 с.

7. Волкова, Л. М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования / Л. М. Волкова, В. В. Евсеев, П. В. Половников // Монография. / Под ред. Д. Н. Давиденко и Л. М. Волковой. - 2-е изд. - СПб.: СПб ГПУ, 2013. - 153 с.

8. Ишмухаметов, М. Г. Йога в физической культуре и спорте. / М. Г. Ишмухаметов // Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2013. - 160 с.

9. Румба, О. Г. Дыхательные упражнения в оздоровительных занятиях со студентами (монография) / О. Г. Румба, А. А. Горелов, М. Д. Богоева // LAMBERT Academic Publishing. - Germany, 2013. - 215 с.

10. Зайцева, И. А. Большая книга йоги / И. А. Зайцева.

- М.: Эксмо, 2007. - 192 с.

11. Поздеева, Е. А. Гимнастика как основа обучения хатха-йоге в физкультурном вузе / Е. А. Поздеева, Л. С. Алаева // Физкультурное образование Сибири. -Омск: СибГУФК. - 2016. - Вып. 1 (35). -С. 3-6.

12. Поздеева, Е. А. Методика применения здоровьес-берегающих технологий фитнес-йоги / Е. А. Поздеева, Л. С. Алаева // Глобальный научный потенциал. -Тамбов. - 2017. - Вып. 5 {74). -С. 8-10.

13. Загорская, В. А. Йога как оздоровительный вид гимнастики в вузах / В. А. Загорская, П. В. Скрипник, Л. Б. Артемьева // Символ науки. 2016. - № 6-2.

14. Дзержинская, Н. Б. Организация и методика проведения занятий йогой с целью оздоровления и укрепления здоровья человека / Н. Б. Дзержинская, Ю. М. Созин // Физкультурное образование Сибири. - Омск, 2010. № 1 (26) - С.71-74.

15. Мухамедьяров, Н. Н. Анализ видов физической культуры в современном обществе / Н. Н. Мухамедьяров // Современные проблемы науки и образования. - 2018.

- № 4.

16. Мудриевская, Е. В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17-18 лет / Е. В. Мудриевская, A. C. Гречко // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №3.

17. Медведева, А. С. Применение асан фитнес-йоги в системе физического воспитания студентов вузов /

A. С. Медведева, Д. А. Кружков // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017.

- № 2.

18. Селиверстова, Г. С. Аэройога как средство оздоровительной физической культуры / Г. С. Селиверстова, Д. С. Учасов // Наука-2020. - 2017. - № 2 (13).

19. Беликова, Ж. А. Применение гимнастических упражнений хатха-йоги с целью коррекции функциональных нарушений позвоночника у студентов специальных медицинских групп / Ж. А. Беликова,

B. Л. Кондаков // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2012. - Вып. 3. - С. 93-101.

20. Конобейская, А. В. Фитнес-йога как система физического и психического здоровья человека /

Bogoslova Elena Georgievna FITNESS-YOGA AT THE ACTIVITIES ..

pedagogical sciences

А. В. Конобейская, Ю. А. Бобрякова // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2015. - С. 98-100.

Статья поступила в редакцию 09.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.