настроя. Наконец, в связи с той же нехваткой времени, теряется еще один очень важный компонент йоги -пранаяма (система дыхательных упражнений), без которой все асаны лишь пустая форма.
Можно определить примерную схему одного занятия по освоению асан: изучение 4-5 новых асан, повторение 7-8 известных. Чередование вертикальных, сидячих и перевернутых асан. Также необходимо выучить несколько простых дыхательных упражнений и начинать занятие именно с них. После освоения основных упражнений в комплексе добавляются сложные, силовые асаны или требующие проявления большой гибкости. После освоения основных асан, зная их терапевтический эффект, легко составить комплекс поз для профилактики какого-либо заболевания или воздействия на орган или функцию.
С целью обучения занимающихся самоконтролю нужно соблюдать некоторые особенности:
1) Длительность экспозиции асан могут варьироваться от нескольких секунд до нескольких минут;
2) Одно из непременных условий - концентрация внимания на ощущениях, которые возникают при выполнении асан для указания характера ощущения. Это позволяет создать у занимающихся установку к самоконтролю.
3) Вход и выход из асан предполагает особую технику: замедление скорости выполнения, что также является элементом самоконтроля.
Эффект применения асан и дыхательных упражнений проявляется в улучшении физической подготовленности и работоспособности. Также асаны положительно влияют на развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, общей и силовой выносливости и статического равновесия [3].
Список использованной литературы:
1. Грец, И.А. Индивидуальное программирование занятий оздоровительной физической культурой для женщин 30-40 лет / И.А. Грец - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/mdividualnoe-programmirovanie-zanyatii-ozdorovitelnoi-fizicheskoi-kulturoi-dlya-zhenshchin- (дата обращения: 28.05.2016).
2. Дзержинская, Н.Б. Организация и методика проведения занятий йогой с целью оздоровления и укрепления здоровья человека / Н.Б. Дзержинская, Ю.М. Созин // Физкультурное образование Сибири. -Омск, 2010. №1 (26) - С.71-74.
3. Мудриевская, Е.В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17-18 лет / Е.В. Мудриевская, A.C. Гречко // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№3 - Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2007N3/p82-84.htm (дата обращения: 31.05.2016).
© Загорская В.А., Скрипник П.В., Артемьева Л.Б., 2016
УДК 304.3
Зайцев Захар Валерьевич
Студент УрФУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected] Артемьева Лариса Борисовна Старший преподаватель ИФКСиМП УрФУ
г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается аксиологическое отношение к здоровью как к ценности в рамках философии здоровья. Выявляется проблема отношения человека по отношению к здоровью. Частично описывается концепт философии здоровья и ее проект здорового образа жизни, основанного на отношении
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
человека к здоровью как благу. В заключении, в качестве выхода из проблемы определяется необходимость просвещения, устранения невежества в знании о здоровье среди людей.
Ключевые слова
Философия здоровья, здоровья, болезнь, здоровый образ жизни, ценность, благо, интеллект.
В настоящее время существует серьезный недочет во многих концепциях здорового образа жизни. Конечно, можно утверждать, что большинство из них довольно стройны и основательны, но проблема находится по другую сторону методик здоровой организации существования. Это сам человек. Концепты здорового образа жизни могут показывать человеку на самые разные положительные моменты от соблюдения их методов, он это практически полностью теряет всяческий смысл, т.к. сам человек не воспринимает здоровье как жизненно важную ценность. Рассмотрением здоровья как ценности и болезни как антиценности занимается философия здоровья.
Философия здоровья это теория здоровья, вбирающая в себя весь накопленный исследованиями материал из области медицины и философии. Она берет материалы медицинских исследований, ее эмпирические данные, так как сама таковых не имеет, и применяет философские принципы, категории и методологию. Теория упорядочивает данные, объясняет предмет рассмотрения, стремится понять и объяснить различные взаимосвязи. Таким образом, она образует максимально общую теорию здоровья, которая исследует здоровье и болезнь как качества организма, существующих в рамках целого.
Философия здоровья изучает в комплексе множество аспектов, таких как: экологический, психологический, санитарно-гигиенический, педагогический, культурологический и др. Однако ее особо интересует здесь этический аспект, формирующий и закрепляющий у человека отношение к здоровью как ценности, благу и болезни как антиценности, злу.
Исходя из отношения как к ценности, философия здоровья считает необходимым беречь здоровье; не допускать того, что может навредить; при ухудшении здоровья принимать меры его восстановления. Стоит акцентировать внимание на том, что здоровье стоит в общем ряду с другими ценностями культуры и жизни человека и не стоит его возвышать или принижать относительно остальных. Если человека только здоровье и интересует, он помешан на нем и не уделяет внимания прочему, но подобные действия будут идти лишь во вред. Только сами люди, зачастую того не понимая, ответственны за свое собственное состояние здоровья, более того, не считают себя виновными в собственной болезни, даже отчасти. Они несут ответственность за себя и за то, что могли предугадать, предвидеть. В результате болеют из-за неосторожности, легкомыслия.
«Люди несут ответственность за свое здоровье, но многие даже не подозревают, что сами виноваты в том, что болеют. Болеют из-за легкомыслия, неосторожности, самонадеянности. Человек ответственен за все, что мог и должен был предвидеть» [1, с. 72]. Негативные состояния человека также влияют на общее состояние здоровья, такие как: озлобленность, гневливость, жадность (как не знание меры), алчность, мнительность, жестокость, леность, вспыльчивость, агрессивность, склочность и др.
Необходимо определить, что же философия здоровья определяет как здоровье? Здоровье это относительное качество, относящееся к системе человека в целом (если страдает какая-то одна часть системы - орган, то страдает весь организм). Оно существует в противоположности болезни и неразрывно с ней связано. В действительности идеальных крайностей данных состояний не существует, потому мы можем говорить о них только в определенной мере. Между ними есть динамика, одно вытекает из другого. Когда состояние организма улучшается, то мы можем говорить об улучшении состояния здоровья, когда ухудшается, что здоровье ослабевает, болезнь усиливает свои позиции в этом противостоянии. Таким образом, здоровье - характеристика оптимального функционирования организма, болезнь же нарушение этого. Так возникает вопрос о необходимости построения своего существования в соответствии с идеей поддержания оптимального функционирования организма.
Говоря об образе жизни в рамках философии здоровья, имеется в виду определенная направленность существования, нацеленная достижение и удержание здорового состояния организма. Это возведенное в привычку взаимодействие человека и мира. В рамках философского дискурса об образе жизни
подвергаются критике все концепты, которые не учитывают различия людей (различия по таким характеристикам как пол, возраст). Исходя из этого Ф.А. Селиванов В.М. Чимаров, авторы книги «Философия Здоровья» выводят базовые положения, определяющие здоровый образ жизни:
1. Обязательно трудовой.
2. Подвижность.
3. Смех, радость, веселье.
4. Умеренность во всем, отсутствие излишеств.
5. Здоровый образ жизни разрушает социальные недуги (курение, пьянство, наркомания и др.).
6. Лучше всего человек чувствует себя среди умных, доброжелательных людей, тех, кто сам следует здоровому образу жизни.
Также, акцентируется связь интеллекта и здоровья. Если интеллект развит, то он просто напросто не позволит заняться человеку саморазрушением. Выводятся духовно-психологические факторы, ослабляющие разум:
1. Подмена ума памятью. Это неравнозначные понятия. Конечно, память способствует развитию ума, но человек с феноменальной память, но слабым умом не может родить новой мысли.
2. Догматизм мышления. Он лишает критичности мышления, слепо ведет человека мыслью авторитета, какой бы она ни была, истинной или ложной. Хуже становится еще и от того, что в прочей деятельности, человек не может выйти за рамки стандартных схем.
3. Фанатизм - догматизм в абсолютной форме с добавлением жертвенности. Развитие интеллекта связано с культурой мышления. Признаки культуры мышления:
1. Повторяющиеся мысли тождественны сами себе. Нельзя подменять предмет рассуждения.
2. Логическая непротиворечивость
3. Мыслить все в отношении. Ничто не существует безусловно, вне всякого отношения.
4. Истина имеет достаточное логическое основание, никогда нельзя забывать об этом. Подытожив, можно с уверенностью сказать, что одним из основных путей подъема здорового
состояния общества является просвещение, устранение невежества в знании о здоровье среди людей. Начиная с самого раннего возраста необходимо развивать, как и культуру мышления, так и закладывать знания о здоровье.
Список использованной литературы:
1. Селиванов Ф.А. Философия здоровья / Ф.А. Селиванов, В.М. Чимаров. - Тюмень: Вектор Бук, 1998. - 130 с.
2. Серова И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья. М.: Стратегия, 2007. - 190 с.
© Зайцев З.В., Артемьева Л.Б., 2016
УДК 378.1; 371.3
Звонарёва Юлия Александровна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОСОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ НОРМ
И МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и решения изучения возможностей воспитания в конструктах