ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
Г. С. Никифоров
У ИСТОКОВ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Как самостоятельная область знания психология здоровья оформилась во второй половине ХХ в. Продолжая интенсивно развиваться, она выдвинулась в настоящее время на одно из ведущих мест в современной психологии. Наряду с расширением теоретических и экспериментальных исследований продолжается процесс уточнения собственно предметной области психологии здоровья, перечня тех задач, которые непосредственно входят в зону ее интересов. Однако следует помнить, что в историческом плане очень многие положения, на которые опирается современная психология здоровья, как теоретического, так и практического плана, берут свое начало в глубинах восточной традиции, в рамках которой особая роль принадлежит индо-тибетской медицине и йоге [7, 8].
Аюрведа
Аюрведа признана одним из самых древних медицинских учений в истории человечества. Еще в период XV в. до н. э. —VII в. н. э. Аюрведа уже была основой официальной государственной медицины в Индии. Слово «Аюрведа» в переводе с санскрита образовано из двух корней: аюс означает «жизнь», а веда — «знание» или «наука», что в буквальном переводе звучит как «наука жизни».
Аюрведа не утратила своей научной и практической ценности и по сей день, однако только во второй половине XX в. Запад «открыл» для себя значение этого сокровенного знания. Она включает в себя восемь главных отраслей медицины: педиатрию, гинекологию, акушерство, офтальмологию, гериатрию, оториноларингологию, общую медицину и хирургию. Избавление от телесных недугов не рассматривается в Аюрведе как конечная цель. Она представляет собой скорее систему оздоровления, а не науку о лечении. Поэтому и основной принцип Аюрведы заключается в том, чтобы дать самому человеку возможность оздоровить себя.
Диагностический арсенал Аюрведы достаточно не традиционен. Подготовленный в этой области специалист способен надежно выявлять наличие и характер протекания патологических процессов в организме, используя показатели пульса, осмотр языка, лица, ногтей и губ, принимается во внимание также выражение глаз, цвет кожи, особенности голоса. Пациента расспрашивают об ощущениях после принятия пищи, его настроении, наклонностях, особенностях образа жизни.
© Г. С. Никифоров, 2009
Главная отличительная особенность Аюрведы заключается в том, что здоровье и недуг трактуются в ней с целостной или, как принято говорить в настоящее время, с системной, холистической точки зрения. Она подходит к человеку как единому целому, обращая основное внимание не на части, а на общее состояние организма, присущие ему особенности, рассматривая человека в единстве с окружающим его миром, как открытую систему.
Аюрведа предоставляет каждому человеку необходимые знания, с помощью которых он способен научиться «слушать» язык своего тела и правильно понимать те сигналы, которые посылают ему органы чувств, и в соответствии с ними выстраивать должное поведение в интересах собственного здоровья. Она исходит из того, что тип конституции каждого человека имеет свои особенности, которые необходимо учитывать как при исцелении больного организма, так и в подборе индивидуально ориентированных рекомендаций о здоровом образе жизни.
Аюрведическая наука учит, что в гармонии тела и духа, в служении высшим идеалам заключается смысл человеческого существования; что психика влияет на состояние организма; что одно из определяющих условий здоровья заключается в поддержании психического и соматического равновесия. Уместно заметить, что эта идеология была положена в основу западной психосоматической медицины, оформление которой относится к исходу первой половины ХХ в. В современном понимании она рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой.
Центральное место в Аюрведе отводится учению о трех дошах, трех фундаментальных принципах, используемых для описания живой системы. Названия дош на санскрите: вата-доша, питта-доша и капха-доша. Они составляют основу психосоматического существования человека. Гармоничное взаимодействие трех дош является обязательным условием здоровья, а, соответственно, нарушение их баланса приводит к возникновению болезненных процессов. Доши достаточно подробно обсуждаются в аювердической литературе. Но, пожалуй, наиболее обстоятельное их рассмотрение приведено в работе Э. Ю. Кушниренко [4]. Остановимся на их краткой характеристике.
Вата. Олицетворяет собой движение. Ее можно рассматривать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Она управляет: дыханием, кровоснабжением, пульсацией сердца, сокращением мышц, продвижением пищи по пищеварительному тракту, движением отдельных возбуждений в нервных клетках. Ее самая важная функция — контроль над центральной нервной системой. Люди с конституцией Вата обычно не очень сильно развиты физически, имеют худощавое телосложение. От природы они активны, энергичны, легко возбудимы, говорят и ходят быстро, но легко устают. Их главная черта — изменчивость, непредсказуемость. Очень чувствительны к изменениям внешней среды, порой болезненно реагируют на сильные звуки, шум. Им свойственны хорошая кратковременная память и быстрое восприятие. Они не отличаются сильной волей, уверенностью в себе и решительностью.
Питта. Управляет в теле обменом веществ. Отвечает за все биохимические трансформации, которые происходят в организме. На ней лежит ответственность за переработку, всасывание, усвоение пищи; метаболизм; температуру тела. Обычно это стройные люди среднего роста, с хорошим телосложением. Им присущи яркая, образная речь; острая память; сильный интеллект. Эмоционально они подвержены вспыльчивости, агрессивности. Питта-личности, как правило, приветливы, надежны, честолюбивы и склонны к лидерству.
Капха. Определяет структуру тела, соединяя его элементы в единое целое, обеспечивает сопротивляемость организма. Люди с конституцией Капха имеют хорошо развитое тело, однако легко набирают лишний вес и склонны к тучности. Они медлительны, миролюбивы, им свойственны спокойствие и расслабленность. Это самый стабильный и выносливый тип. Типичное содержание их психологического портрета составляют медленная, монотонная речь; хорошая долговременная память; терпимость к окружающим; добродушие и привязчивость.
Таким образом, физиологические процессы и психологические характеристики людей с конституциями Вата, Питта и Капха имеют свои специфические особенности. Однако в реальной жизни чаще всего встречаются люди, в конституции и психическом складе которых проявляются признаки двух дош (причем одна из них является ведущей, т. е. наиболее выраженной), а третья проявляется менее заметно. Наиболее часто выходит из равновесия та доша, которая превалирует. Совершенные же люди, с равно хорошо выраженными тремя дошами, встречаются, по образному выражению Кушни-ренко, не чаще, чем жемчужина величиною с кулак. В телосложении, пищеварении и психике такого человека все будет гармонично и совершенно. Это тип абсолютной физиологической нормы и полной психологической адекватности. Иначе говоря, эталон физического и психического здоровья. Но, замечает Кушниренко, принято считать, что в наш век такой психосоматический тип встречается чрезвычайно редко.
Чтобы узнать, к какому психосоматическому типу вы относитесь, можно воспользоваться тестом, который разработал врач-аюрведист Дипак Чопра [10]. Однако следует помнить, что он ориентирован на американскую популяцию. Уточненный вариант этого теста, с учетом российской специфики, предложен в монографии Кушниренко.
Определив свой тип, вы получаете возможность целенаправленно влиять на сохранение и укрепление собственного здоровья. Вы сможете выбрать наиболее подходящие для вас физические упражнения, диету, терапевтические средства, определить, что вам полезно, а что причиняет вред; в конечном счете, наполнить конкретным содержанием понятие здорового образа жизни, которого именно вам и следует придерживаться в своей повседневной жизни.
Чжуд-ши
Чжуд-ши является главным руководством по тибетской врачебной науке, которая моложе индийской медицины, и время ее существования исчисляется немногим более тысячи лет. Историки полагают, что основоположником тибетской медицины был сам Будда. Содержание Чжуд-ши имеет очень много аналогий с основными понятиями Аюрведы.
Согласно Петру Бадмаеву [2], впервые открывшего российскому читателю возможность ознакомиться с основным источником тибетской медицины, Чжуд-ши преследует две цели: сохранение здоровья и долголетие. Отличительной чертой тибетской медицины является концепция целостного организма и системного подхода. Накопленные в ней знания являются следствием всестороннего изучения жизни человека: с момента зачатия и до последнего мгновения его земного существования.
Врачебная наука Тибета учит, что великое множество болезней вызывается в сущности только двумя причинами: это пища и образ жизни, не соответствующий конституции человека, его возрасту, климату и сезону года. В индо-тибетской традиции сложились и первые знания о здоровом образе жизни, в котором явно просматривается ведущая роль психического начала. Эти знания прошли убедительную проверку
временем, но только сейчас они начинают привлекать к себе повышенное внимание и используются в современных западных концепциях этой направленности. Остановимся на некоторых положениях упомянутой выше восточной традиции.
Невежество считается одной из главных причин всех болезней. Причем невежество это не просто недостаток знания, а это скорее невосприимчивость к новому, нежелание следовать законам жизни. Оно порождает вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу. Преодоление невежества, умеренность во всем и прирожденная естественность составляют надежную основу здорового образа жизни, определяя физическое и психическое благополучие человека.
Индо-тибетская традиция является одной из самых высокоразвитых этических и психологических систем. Она учит, что всевозможные болезни, весьма часто трудно излечимые, возникают у лиц, ведущих предосудительный образ жизни. Так, например, у людей, подчинивших всю свою жизнь только идее личного обогащения, у клеветников, воров, убийц, поклонников еды, питья и беспутства. Благосостояние не только отдельного человека, но также семьи, общества и государства зависит от разумной жизни, от разумного физического и умственного труда, т. е. труда целесообразного, индивидуально организованного, не обремененного чрезмерным перенапряжением. Необходимо воспитывать в себе потребность содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всевозможных излишеств, потому что они препятствуют гармоничному умственному и физическому развитию. Следует постоянно заботиться о правильном, здоровом функционировании своих органов чувств, что обережет вас от ложных представлений об окружающем мире. Их не следует излишне утруждать, как, впрочем, не следует и оставлять их в бездействии. Речь не должна быть лживой, грубой, оскорбительной и многословной. Не допустимы четыре деяния языка: ложь, болтливость, грубость и сплетни. По отношению к здоровью внутренняя речь может быть не менее разрушительной. Поэтому необходим категорический отказ и от мысленной брани.
Очень часто трудноизлечимые или считающиеся неизлечимыми болезни возникают вследствие нашего неумения владеть своей эмоциональной сферой. Полезны для здоровья следующие чувства: приветливость, бескорыстие, терпение, стойкость, правдивость, совестливость, сострадательность, детская способность к изумлению миром, беспристрастность и др. Напротив, уменьшают сопротивляемость различным болезням грубость, себялюбие, тревожность, суетность, тщеславие. Следует особенно избегать разрушительного воздействия на психику и организм человека двенадцати пороков, которые безжалостно «поедают» его жизненные силы, неумолимо сокращают его энергетический потенциал, открывая, в конечном счете, путь к развитию различных заболеваний. К их числу относятся невежество, уныние, жадность, сонливость, зависть, непостоянство, страх, раздражительность, гнев, похотливость, немилосердие, гордость.
Наконец, и это следует подчеркнуть особо, краеугольным камнем индо-тибетской медицины была постоянная необходимость в своем развитии сообразовываться с состоянием современного научного знания, руководствоваться разумным критическим подходом в оценке собственных достижений, избегая тем самым возможных заблуждений.
Йога
Появление понятия «йога» теряется в глубинах истории. В переводе с санскрита слово «йога» означает соединение, связь, гармония. Это учение сложилось около 4-х тысяч лет назад, в XVII-XIX вв. до н. э., хотя своими корнями оно уходит в еще более раннее время. До своего письменного оформления оно передавалось из уст в уста, от учителя к ученику. Впервые объединил все знания о йоге и пересказал их в форме кратких афоризмов (всего их 185) древнеиндусский философ Патанджали. Это случилось во II в. до н. э. Его труд, получивший известность как классическая йога, не утратил своей познавательной и практической ценности и в настоящее время. Аюрведа и йога имеют немало общего. Поэтому не случайно их называют иногда науками-сестрами. Но именно с йоги началось знакомство Запада с теми уникальными знаниями о здоровье человека, которые в ней представлены.
Только в конце XIX столетия йога выходит из гималайских ашрамов и монастырских обителей. Информация о ней перестает быть тайной и постепенно распространяется по всему миру, пополняя ряды приверженцев в разных уголках земного шара. Авторитетные учителя йоги начали периодически посылать в западные страны своих представителей. Свами Вивекананда был тем первым просветителем, который вынес идеи йоги на суд широкой общественности во время двух своих визитов на Запад в период 1893-1900 гг. Его основным местом пребывания были США и Англия, но во время своих путешествий он посетил также Италию, Францию, Австрию и Турцию. В 1898 г. в Брюсселе цикл лекций по йоге прочитал известный индийский философ Чаттерджи [9]. Необычайный рост популярности йоги на Западе приходится на 60-70-е гг. XX в. Создается международный всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме, а в 1985 г. и Всемирная Федерация Аюрведы.
Существует мнение, что йогу следует рассматривать как религиозно-философское учение. Однако оно встречает категорическое возражение прежде всего со стороны признанных авторитетов в этой области. Одно из них принадлежит Шри Йогендре, основателю и директору первого научно-исследовательского института йоги в 1918 г. в Индии. Он говорит: «Йога означает способ жизни, который делает возможным достижение полноценного физического, духовного и морального здоровья. Рациональный характер йоги находится в противоречии с религиозными обрядами и догмами. Система йогов в сущности не имеет ничего общего с религией и различными верованиями. Техника йогов строго обоснована. Ее применение приводит к желаемым результатам без необходимости верить в сверхъестественную силу. Йога не ограничена кастой, религией, верой, расой, национальной принадлежностью, возрастом, полом. Те, кто считает, будто занятия йогой связаны с верой в бога, ошибаются» [3, с. 22].
А вот еще одно развернутое суждение по данному вопросу, автор которого Джи-рендра Брахмачари является директором другого научно-исследовательского института йоги, находящегося в Дели. По его мнению, «йога означает дисциплину ума и тела. Она не предназначена для какого-то замкнутого круга. Практические занятия йогой не означают, что человек должен стать отшельником и жить в уединении в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения ни профессия, ни классовая принадлежность, ни религия, ни национальность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным верованием или обрядом. Цель ее — последовательно развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая
здоровое функционирование мозга и психики. Этого можно достичь последовательно, проходя по различным ступеням йоги... » [3, с. 22].
Один из крупнейших авторитетов в области теории и практики йоги, основатель одной из наиболее многочисленных и известных школ йоги, Б. Айенгар [1], тоже считает, что йога не является сама по себе религией.
Все-таки большинство авторов, насколько позволяют судить специальные публикации по этой теме, склонны видеть в йоге прежде всего точную науку. Так, Свами Рама, йог высочайшей квалификации, ученый и философ, определяет йогу как универсальную науку для самосовершенствования и рассеивания невежества. Он считает, что все методы саморазвития, какие только можно найти в различных религиях, уже были описаны в йогической литературе. Йога как наука включает в себя совокупность методов, с помощью которых йоги развивают у себя необыкновенные (как чаще говорят — сверхъестественные) силы и способности, которые на самом деле скрыты в каждом человеке и, в принципе, могут быть развиты.
Сегодня йога является предметом исследований в целом ряде специальных институтов и отдельных лабораторий. Они проводятся в самой Индии, в США, во многих европейских странах. Их результаты регулярно публикуются в журналах по данной проблематике, монографических изданиях, популярной литературе. Полученные с опорой на современные достижения в области естественных наук и организации эксперимента, они лишь подтверждают в главном те огромные возможности йоги по физическому и психическому самосовершенствованию человека, укреплению его здоровья, о которых уже хорошо знали те, кто еще с древних времен стояли у ее истоков.
Одной из главных целей йоги является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке, которого она рассматривает как единое целое. Созданное Патанджали учение включает в себя ряд логически выстроенных этапов (всего их восемь), последовательное прохождение которых позволяет вступившему на путь йоги достичь высочайших результатов в развитии и совершенствовании своих физических и психических возможностей. Содержание этих этапов детальным образом рассмотрено в специальной литературе, поэтому мы ограничимся лишь их краткой характеристикой, намереваясь прежде всего показать их роль в обеспечении здоровья человека.
Два первых этапа объединяются понятием Крийя-йога. Первый из них Яма предполагает практику ученика в установлении гармоничных отношений с социальной средой. Можно сказать, что она нацелена на формирование социального здоровья. О Яме еще говорят как о нравственном кодексе поведения. Неукоснительно следуя ей, ученик развивает в себе моральные качества, необходимые для последующего изучения и прак-тикования йоги. Яма включает в себя пять принципов или правил поведения, которых следует придерживаться. Сущность этих принципов заключается в следующем.
1. Не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, то есть относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; любить их и бороться лишь со злом, которое в них есть, а не с ними самими.
2. Правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Неискренность, оскорбление, ругань, ложь, клевета искажают реальность и должны быть уничтожены. Если правда может нанести вред вашему собеседнику, обманывать его все же не стоит: лучше вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его заботах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова.
3. Неприсвоение чужого (нестяжательство) мысленно, на словах и в делах. Это избавление от алчности, зависти и всевозможных соблазнов, которые делают людей
низкими и подлыми, калечат их сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотреблениям положением, властью.
4. Воздержание, умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Это культура чувств. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям — пустая трата времени и сил, отход от гармонии.
5. Отклонение ненужных даров, свобода от накопительства в мыслях, на словах и в делах. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать незаслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо.
Не соблюдение этих пяти принципов привносит дезорганизацию в отношения между людьми, что порождает страдания и делает невозможным достижение равновесия, гармонии как отдельным человеком, так и обществом в целом.
Содержание второго этапа Ниямы, что буквально означает самодисциплину, тоже включает в себя пять принципов.
1. Внутреннее и внешнее очищение. Первое предполагает очищение ума от порочных мыслей, избавление от отрицательных черт характера и эмоций, воспитание в себе доброжелательности. Сюда же относится рациональная организация диеты (в том числе принятие чистой пищи), правильное употребление воды, гигиена пищеварительного тракта. Йоги считают, что характер человека во многом зависит от того, что он ест. Правильное питание является одним из важнейших факторов человеческого долголетия, залогом хорошего самочувствия и радостного настроения.
2. Второе предусматривает наружные водные процедуры, которым йоги придают огромное значение. Сюда же входят гигиенические упражнения для укрепления зрения, уход за полостью рта и др.
3. Развитие довольства и, соответственно, отказ от алчности и стремления к удовлетворению соблазнов. Здесь ученик достигает уравновешенности, сбалансированности желаний и контроля над ними.
4. Направленность на создание положительного характера. Соблюдение необходимых гигиенических процедур, закаливание и тренировка тела без впадения в крайности (самоистязания, аскетизм). Это также культура речи и ума.
5. Регулярное изучение, чтение литературы по йоге, философии, физиологии, стремление к самопознанию и самовоспитанию, расширение кругозора и знаний. Все это подчинено решению главной задачи — избавлению от невежества.
6. Посвящение себя большим и малым добрым делам, самоотверженное служение человечеству, искоренение эгоизма, стремление к гармонии с внешним миром, со всей Вселенной.
Правила Ямы и Ниямы надо терпеливо и настойчиво усваивать на практике и регулярно следовать им на протяжении всей жизни в делах, речах и мыслях.
Два следующих этапа «восьмиричного пути» Патанджали: асаны и пранаяма. Они составляют содержание Хатха-йоги. В центре ее внимания — здоровый человек. Выполнение асан, т. е. специальных поз тела, ведет к его укреплению, развитию совершенного физического здоровья, гармоничному раскрытию всех внутренних резервов организма. Согласно учителям йоги, нет ни одного человека в истории практики этой системы, не имевшего определенных изменений в организме и не улучшившего свое здоровье. Однако ключ к успеху на этом этапе заключается в обязательном соблюдении трех условий: последовательность (от простого к сложному), регулярность и умеренность. Тот, кто следует этим наставлениям, обязательно ощутит на себе благотворное, оздоровительное воздействие асан. Поспешность может привести к нежелательным результатам: разрыву мускульных волокон, потере аппетита и сна, повышенной возбудимости. Дозировка
упражнений должна быть сугубо индивидуальной. Важнейшим фактором правильного выполнения асан является концентрация, сосредоточенность внимания на тех органах и мышцах тела, на которые рассчитано воздействие той или иной асаны. Движения ученика должны быть не только правильными, но и плавными, мягкими, не допускающими никакого насилия над собой. Находясь в асане, нельзя испытывать никаких болезненных ощущений или дискомфорта.
Обретение необходимого опыта в использовании асан позволяет ученику органично включить в программу занятий элементы пранаямы, т. е. дыхательные упражнения. Пранаяма, или наука об управлении дыханием, вобрала в себя за многовековую историю йоги уникальные знания о правильной организации дыхания и его возможностях в профилактике заболеваний, укреплении организма, поддержании и восстановлении физического здоровья человека. Индийский физиолог и врач В. Бхоле со своими сотрудниками провел клиническое изучение пациентов, которые получали лечение йоготерапией по поводу самых разных заболеваний. Было установлено, что даже один только комплекс дыхательных упражнений способен полностью вылечить такие болезни, как хронический бронхит, гастрит, колит. Подобные заявления можно было бы считать фантастикой, если бы они не имели научного подтверждения. На сегодняшний день благоприятное влияние на работоспособность упражнений йогов можно считать доказанным. Но очень важно, чтобы они были подобраны индивидуально.
Итак, если занятия Хатха-йогой (практикование асан и пранаямы) позволяют ученику обрести отменное физическое здоровье, то продолжение упражнений на последующих, заключительных четырех этапах, входящих в состав Раджа-йоги, открывает перед ним перспективу добиться не менее внушительных результатов, но уже применительно к собственному психическому здоровью, преобразованию своего психического мира. Можно сказать, что центральной идеей Раджа-йоги является формирование здоровой личности. Главные усилия занимающегося ею направлены на развитие восприятия; способности к длительному сосредоточению, концентрации внимания (медитация); укрепление памяти; воспитание терпения и воли; развитие самообладания; овладение навыками управления своими настроениями и эмоциональной сферой. Раджа-йога помогает человеку устранить личностные причины заболеваний, осознанно и творчески изменить свою личность. Она учит управлению собственным сознанием, раскрытию своих умственных способностей и овладению дисциплиной ума, оберегая его от раздражительности и рассеянности, противодействуя мыслительному потоку, ведущему себя, по образному выражению йогов, подобно «прыгающей обезьяне». Йоги уверены, что сознание и подсознание надо воспитывать, наполняя их чистотой. Праздный и хаотичный ум — это источник всех пороков. Каждая мысль и каждая эмоция оказывает определенное воздействие на тело, большинство заболеваний которого происходит от болезненного состояния сознания.
Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку: от протекания отдельных познавательных процессов и до выбора мотивов поведения (Никифоров, 1989).
Без преувеличения можно сказать, что в основе всей йоги лежит феномен самоконтроля. Учителя йоги придают ему первостепенное значение. И действительно, успех на этапах Ямы и Ниямы предполагает активное обращение к социальному самоконтролю как условию соблюдения нравственных правил поведения в обществе, а также
к самоконтролю за регулярным выполнением рекомендаций по гигиене тела и психогигиене. Иначе говоря, на этих этапах речь идет прежде всего о самоконтроле за взятыми на себя обязательствами. Занятия Хатха-йогой требуют от ученика во время упражнений контролировать правильность выполнения асан. Кроме того, в учебниках по йоге подчеркивается необходимость время от времени проверять себя по тексту с целью избавиться от возможных неточностей или ошибок, которые вкрались в технику исполнения вами тех или иных асан. Движения ученика должны быть не только плавными, мягкими, не допускающими никакого насилия над собой, но и правильными. Дыхательные упражнения тоже требуют осознанной и строго контролируемой техники исполнения. Наконец, Раджа-йога в качестве одной из своих главных целей видит развитие самоконтроля в психической сфере. Постоянное обращение к самоконтролю во время упражнений в социальном контексте постепенно приводит к закреплению его как устойчивой личностной характеристики. Йога дает также человеку возможность обрести самоконтроль и над теми функциями организма, которые обычно находятся вне контроля сознания. Она прививает навыки осознанного контроля над деятельностью высшей нервной системы, обменными процессами, скелетной и гладкой мускулатурой, а также внутренними органами, например, сердцем, легкими, поджелудочной железой, почками. Практикование йоги проторяет путь к самоконтролю над глубинами подсознания и воздействия на них.
Из уже сказанного вполне понятно, что психологический фактор играет в йоге решающее значение. Его роль настолько высока, что это само по себе позволило говорить о ней как о психологической науке. Именно так, как древнеиндусскую психологическую науку, и квалифицировал ее индийский философ Чаттерджи. Джавахарлал Неру [5], один из крупнейших в недалеком прошлом государственных деятелей Индии, ее бывший премьер-министр, полагал, что система йоги основана на психологической теории и поэтому должна быть в поле зрения современной психологии.
В изданиях последнего времени тоже проводится мысль о том, что йога выявляет себя прежде всего как строжайшая наука, овладевшая всей глубиной психологии человека, т. е. она является ни чем иным, как практической психологией. По мнению одного из крупнейших специалистов в области йоги В. Н. Эванса-Вентца [11], тщательное изучение практического опыта йогов позволит психологам и физиологам сформулировать совершенно новый взгляд на психологическое и физическое функционирование человеческого организма во время как обычных, так и необычных, удивительных состояний сознания. Западная психология, продолжает автор, все еще слишком незрела, чтобы ее можно было рассматривать в качестве всеобъемлющей науки о человеке в том смысле, который заключает в себе йога.
Итак, систематические и правильно организованные занятия йогой влекут за собой коренные изменения личности. Под их воздействием человек становится все более совершенным субъектом самоуправления. Психическое равновесие и стабильность как важнейшие условия здоровой жизни становятся его характерными чертами. Обретение крепкого физического, психического и социального здоровья является одним из самых ценных вознаграждений занимающемуся йогой за настойчивость и последовательность на этом пути. Современное развитие системных представлений о здоровье человека невозможно без осмысления и учета того уникального практического опыта и тех накопленных знаний по этой проблеме, которые сосредоточены в йоге.
1. Айенгар Б. Прояснение йоги: йога дипика. М., 1993.
2. Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета Жуд-Ши. М., 1991.
3. Евтимов В. Йога. М., 1986.
4. Кушниренко Э. Ю. Два цветка на древе медицины: Учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии. М., Воронеж, 1999.
5. Неру Д. Открытие Индии. М., 1955.
6. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
7. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб., 2002.
8. Никифоров Г. С. История становления психологии здоровья: восточная традиция // Вестник психотерапии. СПб., 2006. №16 (21).
9. Чаттерджи С. Сокровенная религиозная философия Индии. Киев, 1906.
10. Чопра Д. Идеальное здоровье. Ростов-на-Дону, 1996.
11. Эванс-Вентц В. Н. Тибетская йога и тайные доктрины. Киев, 1993.