УДК 796.074
Абаев Николай Вячеславович
Доктор исторических наук, профессор ТувГУ, [email protected], Кызыл
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ ДУХОВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМ
Abaev Nikolai Vyacheslavovich
Doctor of historical sciences, professor TuvGU, [email protected], Kyzyl
TIBETAN MEDICINE AS THE METHODOLOGICAL BASIS OF CENTRAL ASIAN SPIRITUAL Therapy TRAINING systems
В странах Востока, в том числе в Центральной Азии, искусства аутогенной тренировки и психической саморегуляции были издревле тесно связаны не только с физической культурой, ритуальными танцами, гимнастикой и военно-спортивными играми, но и с традиционной медициной, рассматри-ваясь как не менее эффективное средство терапии, чем чисто медикаментозные средства (т. е. лекарственные препараты из трав, минералов, из сырья «животного» происхождения и т. д.). Обобщенно эти системы психотренинга и психической саморегуляции можно назвать «духовно-оздоровительными системами», поскольку их главной целью было не только физическое, но и психологическое совершенствование человека как личности и субъекта деятельности.
Например, в тибетской медицине нелекарственные, психосоматические методы лечения, включающие в себя сбалансированную диету, регуляцию образа жизни и морального поведения, учет астрологических и сезонных ритмов в подборе соответствующей одежды, режима питания и определенных физических упражнений, занимали около двух третей (2/3 части) всех используемых методов и средств лечения заболеваний, причем не только психосоматических, но и порожденных, скажем, кармическими или морально-этическими факторами, т. е. «нравственной загрязненностью» негативными «плодами» дурных деяний в прошлом (или в предшествующих жизнях в прошлых перерождениях).
Этим и было обусловлено важное значение именно психических методов саморегуляции всех биоэнергетических процессов в организме человека: если чистое, «здоровое», «не-омраченное» коренным неведением и другими дурными мыслями и страстями сознание естественно порождает «здоровое» отношение к своему телу и вообще к своей жизни, то, соответственно, очищение сознания человека, всего его морально-психического состояния
от негативных факторов закономерно приводит к избавлению от причин, порождающих болезни. Здесь известная западная поговорка «в здоровом теле - здоровый дух» как бы «переворачивается», и первое место отводится «здоровому духу», который предопределяет здоровый образ жизни и использование «правильных» методов психофизической тренировки, помогающих поддерживать баланс трех психосоматических и биоэнергетических систем организма человека - «ветра», «желчи» и «слизи» [1].
К тому же предпочтение в целом отдавалось методам ранней профилактики и предотвращения заболеваний. При этом особенно важное значение придавалось способам и средствам предотвращения, а не лечения болезней, т. е. раннего распознавания и нейтрализации надвигающихся симптомов, когда болезнь как таковая еще не возникла, но есть какие-то предпосылки, которые можно ликвидировать, скажем, обыкновенной гимнастикой или другими более специальными психофизическими упражнениями, «очищающими» тело и сознание человека таким образом, что у него в принципе не могут возникать какие-либо заболевания.
Поскольку именно в Центральной Азии соединились различные традиции врачевания, аутогенной тренировки и психической саморегуляции, выработанные разными народами Восточной, Южной, Западной и СевероВосточной Азии, то «кочевническая йога» вобрала в себя философско-теоретический и практически опыт многих других аналогичных систем, в том числе древне-индийской, китайской и прежде всего - тибето-буддийской, основанной в первую очередь на философском базисе индийской Аюрведы и религиозного, морально-этического и психологического учения тибетского буддизма махаяны и ваджраяны [2].
Так, аюрведический принцип ваю («ветер», «дыхание»; тиб. рлунг, бур. -монг. хии) - психофизическая система, регулирующая всю нервнопсихическую, эмоциональную и интеллектуальную деятельность, подвижность ума и в целом психическую активность человека, в тибетской медицине тоже стала одним из трех важнейших биоэнергетических принципов (или, точнее, трех саморегулирующихся систем, по Жамбалдагбаеву Н. Ц. -“three humors”), определяющих и детерминирующих не только психобиоэнергетические свойства организма, но и регулирующих особенности стиля мышления и социального поведения человека, а значит и его социальное положение, профессиональные навыки и наклонности и т. д.
Тибетские врачи-эмчи считали, что регулирующей системе «ветер» соответствуют такие характеристики: «грубый», «легкий», «тонкий», «холодный», «твердый», «подвижный». Считалось также, что «ветер» управляет дыханием (осуществляет вдох и выдох), дает силу для движения и работы конечностей тела, управляет работой органов чувств и памятью, осуществляет открытие и закрытие девяти отверстий тела, управляет функциями «семи сил тела» («прозрачностью сока», «крови»,»мяса», «жира», «костой», «костного мозга» и «семени»).
________ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА...______________
Человек, которого можно отнести к психосоматическому типу «ветра», имеет маленькое тело, обычно он - худощавый и сутулится, говорит много, любит азартные игры, песни, смех, борьбу, ум у него «неустойчивый» (т. е. склонен к психическим расстройствам), сон у него поверхностный, жизнь - короткая и бедная, по повадкам и внешнему виду похож на грифа, ворона или лисицу.
Регулятивный принцип, или биоэнергетическая, психофизическая система питта - «желчь» (тиб. мкхрис; бур. -монг. шара), контролирующая пищеварение, температуру тела, чувство жажды, голода, обмен веществ, а также память, чувства храбрости, нежности и др., наделялась в тибетской медицине следующими характеристиками: «горячая», «острая», «легкая», «послабляющая», «зловонная», «маслянистая», «влажная». Тибетские врачеватели также считали, что система «желчи» управляет пищеварением (чувством голода и жаждой), поддерживает температуру тела, регулирует тепло и цвет кожи, придает храбрость уму и влияет на энергию мысли во всех начинаниях.
Психосоматический тип «человека желчи» - тело средних размеров, кости и волосы желтоватого цвета, много потеет и издает неприятные запахи, часто испытывает чувство голода и жажды, ум острый, вспыльчивый, гордость большая, жизнь и достаток средние, предпочитает сладкое, горькое, вяжущее и прохладное, по повадкам похож на тигра, обезьяну или якшаса (полумифическое животное, нечто подобное тув. кижи-бурус).
Капха («слизь»; тиб. бадкан; бур. -монг. бадгана), как в индийской Аюрве-де, так и в тибетской медицине, регулирует физическое состояние человеческого организма, сексуальные способности человека, представляя собой «мокроту», которая является смазывающим веществом всех органов. Считалось также, что она контролирует чувства дружбы, милосердия, степень воспитанности и обладает следующими характеристиками: «маслянистая», «прохладная», «тяжелая», «мягкая», «устойчивая», «липкая» и «притупляющая».
Тибетские медики считали, что «слизь» преумножает и укрепляет тело и ум, способствует засыпанию, увлажняет кожу, ткани, волосы, соединяет суставы и придает им прочность, обеспечивает белизну и мягкость частей тела и внутренних органов, придает телу устойчивость, а уму терпеливость. Человек типа «слизь» имеет тело крупное, мясистое, обладает склонностью к полноте, его суставы и кости имеют округлые формы и нигде не выпирают, у него светлый или бледный цвет кожи, он легко переносит голод и жажду, его ум - спокойный, медлительный, но добрый и терпеливый, сон глубокий и долгий, жизнь долгая и достатке, предпочитают острую, кислую и вяжущую пищу, по повадкам похож на льва или буйвола.
Однако в природе редко встречаются «чистые» психофизические типы, и в реальной жизни можно говорить либо о преобладании какого-нибудь типа в общей психосоматике и биоэнергетике конкретного человека, либо о множестве промежуточных психофизических типов, сочетающих в себе различные характеристики при доминировании одной из них.
К тому же в течение жизни человек, во-первых, естественным образом меняется в ту или иную сторону, в результате чего у него могут измениться некоторые доминантные характеристики согласно его индивидуальной кармической программе, во-вторых, он может сознательно заменить ведущие психоэнергетические доминанты своего организма с помощью целенаправленных ментальных упражнений и специальной психотехнике, которая и составляет основу буддийской культуры психической деятельности
В китайской медицине, которая тоже оказала влияние на традиционную тибетскую, регулирование психофизических функций и биоэнергетики было построено на использовании понятия «ци» - жизненной силы и энергии, обладающей полярными качествами Инь и Ян, которая циркулирует по сети энергетических систем (каналов и меридианов) и от равномерного и правильного течения которой зависит здоровье или болезнь человека. Отсюда вытекает огромное внимание к состоянию маршрутов и систем, по которым течет энергоноситель жизненной силы «ци».
Из этих представлений выводится своя классификация болезней и разрабатываются методы, средства и принципы воздействия: иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы, психофизические упражнения (ушу, цигун) и др. Таким образом, в тибетской и китайской медициной применяются разные методы, но выполняются общие задачи - приведение работы внутренних органов и систем в сбалансированное состояние с целью достижения гармонии духа и тела.
В тюрко-монгольской йоге «Даяан» используются такие же представления, полученные в результате познания человеком самого себя, посредством сосредоточения ума на внутренних частях организма. Но в тюрко-монголь-ских методах оздоровления были и свои особенности, обусловленные особой экстремальностью природно-климатических, физико-географических, социальных и других условий жизни «кочевника».
Так, например, наиболее ярко специфические особенности кочевнических систем проявились в их очень своеобразной «сексуальной йоге», которая радикально отличалась от поз и телодвижений Кама-сутры и китайских (даосских) «сексо-терапевтических» упражнений своим гораздо более динамическим характером, требующим очень высокого мастерства в искусстве джигитовки и основательных навыков акробатики, поскольку все сексуальные упражнения осуществлялись в самых немыслимых позах на бешеном скаку, причем не только сверху скакуна, но также и снизу, а иногда и вместе с ним.
Если говорить о менее экстремальных вариациях тюрко-монгольской йоги, то в основе ее оздоровительной и лечебной гимнастики лежат те же методологические основы тибетской медицины, которая базируется на фундаментальных принципах Аюрведы, но, вместе с тем, в этой гимнастике структурно и функционально практически соединились, казалось бы, совершенно разные системы: индо-тибетская йога и китайские системы ушу и цигун, носившие вспомогательное значение по отношению к индо-тибетской
________ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА...______________
медицине, сформировавшейся в рамках буддийской культурно-религиозной традиции.
Важность психической саморегуляции во всех этих системах заключается в том, что состояние глубокого расслабления и успокоения ума приводит к эффективной саморегуляции всех систем организма, в результате чего энергия-ци «течет» более правильно, закупорка меридианов исчезает, организм выздоравливает и укрепляется.
При различных хронических и сложных болезнях выполняются определенные упражнения, движения, воздействующие специальным образом на отдельные части тела и на организм в целом, при этом учитываются биоэнергетические основы человеческого организма, что может быть использовано и в современных условиях для подготовки человека к экстремальным ситуациям, а также в целях его физической и психологической реабилитации. И поскольку вся жизнь современного человека снова превращается в постоянную борьбу за выживание, причем эта борьба «не на жизнь, а на смерть» зачастую протекает в самых сложных, нестандартных и экстремальных условиях, то думается, что это своеобразное культурно-историческое наследие «кочевой» цивилизации, совсем не утеряло свое практическое значение. Эти духовно-оздоровительные системы представляют огромный практический интерес для современных медиков и спортсменов - единоборцев, их тренеров и мастеров-наставников, так же и с точки зрения философии и психологии здорового образа жизни.
Библиографический список
1. zhambaldagbaev, N. T. Notion of Health in the Tibetan medical system / N. T. Zhambaldagbaev, V. N. Gololobova // «Traditional medicine». III International Sc. Conf. - Ulan-Ude, 2008, c. 28-29.
2. Еше Донден. Здоровье через баланс. Введение в тибетскую медицину [Тескт]. -М.: Изд-во «Путь к себе», 1996. - 192 с.
3. Жамбалдагбаев, Н. Ц. Учение о психофизических типах людей в диагностике тибетской медицины [Тескт] / Н. Ц. Жамбалдагбаев, Н. В. Абаев // Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1992.
2. Николаев, С. М. Тибетская медицина [Тескт] / С. М. Николаев. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 94 с.