Научная статья на тему 'Языковые средства художественной выразительности утилитарного дизайн-объекта (на примере моторикши)'

Языковые средства художественной выразительности утилитарного дизайн-объекта (на примере моторикши) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
307
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Цинман Жанна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковые средства художественной выразительности утилитарного дизайн-объекта (на примере моторикши)»

компановка элементов самого рисунка на поверхности нашего изделия имеет небольшое отличие, но оно практически не существенно. Поскольку «Иллюстрированное описание» не указывает место изготовления изображённых предметов, теперь можно с полной долей уверенности сказать, что указанные нами выше изделия для парижской выставки делали мастера московского отделения фирмы.

Фирма принимала участие и также имела грандиозный успех на петербургской (1870 года), венской (1873 года), лондонской (1874 года), филадельфийской (1876 года) и московской (1882 года) выставках.

Заслуги фирмы, отмеченные её современниками, особенно экспертами Комитетов выставок, сегодня дают нам основание с полной долей уверенности сделать правомерный вывод - творчество мастеров фирмы мы можем считать крупнейшей школой ювелирного искусства как для специалистов XIX века, так и для нашего времени.

Примечания

1. Обозрение выставки Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1849 году. СПб., 1850.

2. Каталог российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 года. СПб., 1851.

3. Обозрение Лондонской выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб., 1852.

4. О выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году. СПб., 1867.

5. Иллюстрированное описание Всемирной Парижской выставки. СПб., 1867.

6. Тимм В.Ф. Русский Художественный листок. СПб., 1859.

Ж.Г. Цинман

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УТИЛИТАРНОГО ДИЗАЙН-ОБЪЕКТА (НА ПРИМЕРЕ МОТОРИКШИ)

Настоящее время, период постмодерна в культуре, отмечено возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна. Обогащается палитра художественных средств дизайна - используются выразительные приемы, характерные для таких видов искусства, как живопись, поэзия, литература, музыка. В частности, художественно-образные задачи решаются с помощью универсальных для всех видов искусства средств художественной выразительности - тропов (греч. «перенос», «иносказание»). К тропам относится метафора, аллегория, символ, метонимия, синонимия.

Наиболее распространенной в дизайне является метафора, разновидности которой получают специфическую окраску в контексте дизайнерского творчества, но в целом сближаются по смыслу с художественной метафорой в поэтическом творчестве (итальянский дизайнер М. Беллини ввел в практику художественного конструирования термин «поэтика дизайна») (1).

Известный исследователь семантики и образной природы дизайнерской вещи Е.В. Жердев выстраивает типологию фигуральных обозначений и стилистических приемов метафорического переноса явлений окружающего мира на объект дизайна, где тропеи-ческие фигуры трактуются следующим образом: олицетворение, выражаемое через био-морфизм (анропо-, зоо-, флороморфизм); метаморфоз, выражаемый через преобразование формы; параллелизм, выраженный через перенесение элементов конструкции или конструктивных особенностей с одного явления (предмета) на другое явление (предмет); эпитет, выражаемый через перенесение декоративных свойств с одного явления (предмета) на другое явление (предмет); перифраз, понимаемый как переиначивание, иносказание переносимого; сравнение (уподобляемое сопоставление); антитеза (противоречивое сопоставление); оксюморон (парадоксальное сопоставление); катахреза (пародийное, карикатурное, ироническое сопоставление).

Метафора используется и в методах метонимии, омонимии, аллегории, символа, которые в транскрипции дизайна получают следующее значение: аллегория - условное изображение отвлеченных идей, которые остаются внешними по отношению к художественному образу; символ - образ со степенью максимальной обобщенности и экспрессии, выражающий очень широкий смысл социокультурных потребностей (в дизайне функции символа выполняет структурная и смысловая константа); метонимия - троп, основанный на принципе смежности; синоним - троп, выражающий одномоментность, равнозначность, сопоставляемость; омоним - противоположность, многозначность, про-тивопоставляемость (2).

Рассмотрим художественные возможности тропов на примере образогенеза сложного утилитарного объекта - моторикши, мототранспортного средства с электроприводом на агрегатной базе трехколесного мотороллера (рис. 1).

Идентификация моторикши зрителем строится на пересечении ряда ассоциаций, возникающих в ответ на появление необычной, контрастной привычному транспорту машины. Первоначально даже неподготовленный реципиент воспринимает зооморфность фронтального силуэта машины (сходство с добродушным существом - глаза - светоб-локи, нос - воздухозаборники, уши - зеркала заднего вида и т.п.). В данном случае мы сталкиваемся с олицетворением. Далее зритель прочитывает соединение в морфологической структуре элементов разных объектов (мотороллера, автомобиля, микроавтобуса). Типы метафор, применяемых здесь дизайнером, - сравнение и оксиморон. Метаморфоз (преобразование формы) выражается через обращение открытой машины как основания ряда в ее производные (пассажирский ряд, включая модель для инвалидов, грузовой ряд) - «вещь-кентавр» и одновременно «вещь-хамелеон» — трансформирование оболочки, геометрической формы внутри одного типа, в зависимости от условий функционирования (машина с тентовыми ограждениями). Цвет, фактура, выраженное противоречивое соединение материалов (стекло - металл - пластик, стекло - металл -целлулоид) раскрывают сущность метафорической антитезы.

В визуальной картине моторикши реципиент может прочитать ряд мотивов, традиционно присущих бытию стран, для которых характерно потребление подобных транспортных средств (Индия, Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии, Арабские страны).

Так, трехколесная конструктивная схема машины позволяет реципиенту прочесть традиционный для Японии, Индии, Китая образ двухколесной двухместной повозки, в которую впрягался рикша - возница.

Прозрачная панель крыши создаетэффект «пальмового листа» (крупные листья пальмы используются для устройства крыши в африканской, индонезийской хижине). Применение штор - тентов для ограждения боковых проемов, уподобляется устройству дверей и стен в крестьянских жилищах (использование мягких материалов - драпировок, плетеных циновок).

Конструктивное соединение панели-перегородки и спинки сиденья образует характерный профиль - «рисовое зерно» (на виде сбоку). Здесь можно говорить о применении параллелизма.

Полученная геометрическая фигура - эллипс - становится главным пластическим и декоративным элементом в морфологии моторикши (сопряжение двух дуг определяет формообразование всех элементов экстерьера и интерьера кузова). Доминирующая морфологическая и декоративная единица «рис» несет главную символическую нагрузку в композиции экологического полифункционального транспортного средства. Рис - основная выращиваемая культура в странах Юго-Восточной Азии, Индии, Японии, Китая, подобно хлебному колосу, является символом земного существования человека (пища, рисовая солома - поделочный материал, материал для строительства). Дуга (часть эллипса), представляющая собой древнейшее понимание природного движения, работает как сигнификатор, указывая на определенные характеристики машины (экологическое транспортное средство, небольшая скорость и т.п.). Применение эллипсовидной формы «рисовое зерно» при разработке пластики ряда элементов кузова обнаруживает и эмоциональную выразительность оксиморона. Оксиморон позволяет раскрывать целостную противоречивость явлений жизни.

В стилевом решении моторикши, наряду с доминирующим этническим компонентом, выражен также ряд признаков молодежного стиля. В образной картине моторикши явственно прослеживаются такие черты, как легкость, активная выраженность каркасных

элементов с подчеркнутыми конструктивными членениями (характерно для молодежных микромобилей), в форме багажника наблюдается сходство с рюкзаком (деталью, характерной для туризма и модной «тусовки»), а развитое остекление кабины в сочетании с металлическим каркасом вызывает ассоциацию с интерьером бара, квартиры-студии, где стекло и металл активно используются в качестве материала для ограждающих конструкций. Компактность конструкции, а также заложенная в ее основе возможность изменять внешность машины по своему усмотрению устанавливают ценностно-смысловую эквивалентность объекта с предметами молодежного быта. Здесь имеет место синонимическое смыслообразование.

Основным объединяющим фактором культурных значений в визуальной картине изделия служит эллипс (овал), являющийся наряду с кругом, треугольником и квадратом, одной из структурных констант, в которых обобщены общечеловеческие и космические представления людей, определяет преемственность, непрерывность форм художественного выражения действительности (3).

Итак, связь этнического и молодежного компонентов образа в основном осуществляется через вышеозначенный пластический модуль (эллипс, «рисовое зерно»). Заостренная динамичная форма овала используется в композиции светоблоков, воздухозаборников, карманов перчаточного ящика, фактурного элемента напольного покрытия, прочитывается в ряде каркасных связок и вызывает ассоциацию с молодежной субкультурой. В то же время более спокойное формообразование на основе пластической единицы также имеет место (полуовал блока задних фонарей, образующая дуга узла «лобовое стекло - крыша») и может вызывать ассоциативную связь с небесным сводом и горизонтом; деление «спокойной» геометрической формы на две половины, одна из которых акцентируется черной резиновой накладкой (композиционное решение ручки багажника, захватных отверстий карманов на панели-торпедо), отсылает к формообразованию китайского философского символа жизненного движения «инь-ян».

Существуют и другие косвенные смысловые связи, объединяющие вышеназванные образные характеристики. В частности, трансформирование, применяемое в композиции машины, характерно не только для молодежного быта, но и для традиционного азиатского (японского) жилища, где применяются легкие мобильные ограждения. Использование прозрачных элементов создает выраженную связь с природной средой, «перетекание пространства», которое также пришло в европейский интерьер (в частности, в виде излюбленной молодежью квартиры-студии) из японской архитектурной культуры и философии.

Цветовое решение базового варианта также участвует в синтезе смысловых аспектов образа. Сочетание основных цветов - красно-оранжевого и зеленого - одна из самых распространенных цветовых гармоний в художественном, декоративно-прикладном творчестве Индии, Китая, Въетнама. Жители этих стран предпочитают данное цветовое сочетание и в одежде. Красный цвет - символ огня, страсти, максимализма, самоуверенности, т.е. качеств, присущих молодежной аудитории. В то же время салатно-зеленый, как цвет молодой травы, также может быть прочитан как символ юности. И наконец это цветовое сочетание наиболее характерно для природной среды (листва и плод). Использование данной гармонии дает наиболее сильный композиционный эффект в закрытом варианте машины, где морфология кабины тяготеет к яйцеобразной форме экзотического плода. Таким образом, двойной перенос (цвет как эпитет и цвет как символ) служит объединяющим фактором далеких друг от друга смысловых аспектов образа (3).

Отметим, что в образе моторикши не находят отражения такие типы метафоры, как перифраз и катахреза. Это объясняется необходимостью сохранения приоритетности утилитарной функции, характерной для таких сложных и опасных объектов, как транспортные средства (несоответствие формы функциональному назначению может привести к травме, аварии).

На основании проведенного анализа можно утверждать, что для сложных утилитарных дизайн-объектов (в частности, специальных мототранспортных средств) наиболее целесообразными и выразительными являются следующие виды метафоры: олицетворение (зооморфизм); сравнение (по функции, принципам работы, движению); метаморфоз (трансформация, агрегатирование); параллелизм (конструктивные особенности, основанные на сопоставлении природных объектов и техники, метроритмические повторы и т.п.). Метафоры взаимодействуют между собой, вступая в симбиотические комбинации (работают как пары - тройки тропов).

Большими выразительными возможностями обладает распространившаяся в последнее время в дизайне специальных мотосредств комбинация: параллелизм (культурные, исторические рефлексии) — сравнение (по функции, конструктивным признакам, композиционным особенностям) - олицетворение (зооморфизм).

Развитие технологий, появление новых конструкционных материалов позволяют использовать в образе специального мотосредства метафоры, характерные для малых изделий культурно-бытового назначения (часы, светильники, посуда) - антитеза, эпитет, оксиморон. Параллелизм (культурные, исторические рефлексии), олицетворение (зооморфизм) в образе мотосредства могут комбинироваться с антитезой (противопоставление визуальных качеств материалов их конструктивным свойствам, функциональной работе в конструкции), эпитетом (перенос свойств материалов), оксимороном (гибридность и т.п.).

Отметим, что конечная фаза проектирования, на которой осуществляется синтез метафорических проявлений культурных отношений в образе, является результатом поступательного композиционного формирования объекта. Начиная проектирование как поиск смыслообраза объекта, связанного с простейшим типом его функционирования в исторической среде, мы постепенно расширяем отношения объекта с контекстом и потребителем, параллельно осваивая все новые и новые средства выражения этих отношений (4).

Примечания

1. Жердев Е. В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. 227с.

2. Жердев Е. В. Художественная семантика дизайна. Метафорика. М.: Изд- во АУТОПАН, 1996. 79 с.

3. Цинман Ж. Г. Детерминирование образа функцией в дизайне специального мотосредства (на примере моторикши) // Вестник ОГУ. Архитектура и дизайн. Теория и практика. Оренбург, 2007. С. 292-301.

4. Рубин А. А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн. М., 1978. С. 22-37.

Е.Ю. Усенкова

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ КОСТЮМА

Большая популярность специальности «Дизайнер костюма» и высокий процент молодых специалистов этого направления дизайна, ежегодно выпускаемых в нашей стране, всё более повышают требования к профессионализму наших выпускников. Условия реализации социального заказа, преодоление сложностей адаптации выпускников в социуме определяют необходимость изучения проблемы и внедрения изменений в формы организации и методы учебно-воспитательного процесса.

Современная мода требует от молодых дизайнеров высокого профессионализма, глубоких знаний, острого глаза, предельного чувства линии, формы, пропорций. Дизайнерам костюма приходится обращаться к традициям высокого шитья, поэтому муляжный метод проектирования одежды для создания модных коллекций класса «люкс» снова вызывает интерес у профессионалов, поскольку богатство и универсальность метода наколки открывает колоссальные творческие возможности.

Макетирование костюма - одна из специальных дисциплин, формирующая и развивающая эти качества. Преподаватели некоторых российские вузов успешно занимаются со студентами муляжным методом проектирования костюма, передавая опыт и навыки создания максимально выразительной формы.

Объектом нашего исследования стал процесс обучения студентов макетированию костюма в нескольких московских вузах: в Столичной финансово-гуманитарной академии, Институте Индустрии Моды и Московском Городском Педагогическом Университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.