компановка элементов самого рисунка на поверхности нашего изделия имеет небольшое отличие, но оно практически не существенно. Поскольку «Иллюстрированное описание» не указывает место изготовления изображённых предметов, теперь можно с полной долей уверенности сказать, что указанные нами выше изделия для парижской выставки делали мастера московского отделения фирмы.
Фирма принимала участие и также имела грандиозный успех на петербургской (1870 года), венской (1873 года), лондонской (1874 года), филадельфийской (1876 года) и московской (1882 года) выставках.
Заслуги фирмы, отмеченные её современниками, особенно экспертами Комитетов выставок, сегодня дают нам основание с полной долей уверенности сделать правомерный вывод - творчество мастеров фирмы мы можем считать крупнейшей школой ювелирного искусства как для специалистов XIX века, так и для нашего времени.
Примечания
1. Обозрение выставки Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1849 году. СПб., 1850.
2. Каталог российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 года. СПб., 1851.
3. Обозрение Лондонской выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб., 1852.
4. О выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году. СПб., 1867.
5. Иллюстрированное описание Всемирной Парижской выставки. СПб., 1867.
6. Тимм В.Ф. Русский Художественный листок. СПб., 1859.
Ж.Г. Цинман
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УТИЛИТАРНОГО ДИЗАЙН-ОБЪЕКТА (НА ПРИМЕРЕ МОТОРИКШИ)
Настоящее время, период постмодерна в культуре, отмечено возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна. Обогащается палитра художественных средств дизайна - используются выразительные приемы, характерные для таких видов искусства, как живопись, поэзия, литература, музыка. В частности, художественно-образные задачи решаются с помощью универсальных для всех видов искусства средств художественной выразительности - тропов (греч. «перенос», «иносказание»). К тропам относится метафора, аллегория, символ, метонимия, синонимия.
Наиболее распространенной в дизайне является метафора, разновидности которой получают специфическую окраску в контексте дизайнерского творчества, но в целом сближаются по смыслу с художественной метафорой в поэтическом творчестве (итальянский дизайнер М. Беллини ввел в практику художественного конструирования термин «поэтика дизайна») (1).
Известный исследователь семантики и образной природы дизайнерской вещи Е.В. Жердев выстраивает типологию фигуральных обозначений и стилистических приемов метафорического переноса явлений окружающего мира на объект дизайна, где тропеи-ческие фигуры трактуются следующим образом: олицетворение, выражаемое через био-морфизм (анропо-, зоо-, флороморфизм); метаморфоз, выражаемый через преобразование формы; параллелизм, выраженный через перенесение элементов конструкции или конструктивных особенностей с одного явления (предмета) на другое явление (предмет); эпитет, выражаемый через перенесение декоративных свойств с одного явления (предмета) на другое явление (предмет); перифраз, понимаемый как переиначивание, иносказание переносимого; сравнение (уподобляемое сопоставление); антитеза (противоречивое сопоставление); оксюморон (парадоксальное сопоставление); катахреза (пародийное, карикатурное, ироническое сопоставление).
Метафора используется и в методах метонимии, омонимии, аллегории, символа, которые в транскрипции дизайна получают следующее значение: аллегория - условное изображение отвлеченных идей, которые остаются внешними по отношению к художественному образу; символ - образ со степенью максимальной обобщенности и экспрессии, выражающий очень широкий смысл социокультурных потребностей (в дизайне функции символа выполняет структурная и смысловая константа); метонимия - троп, основанный на принципе смежности; синоним - троп, выражающий одномоментность, равнозначность, сопоставляемость; омоним - противоположность, многозначность, про-тивопоставляемость (2).
Рассмотрим художественные возможности тропов на примере образогенеза сложного утилитарного объекта - моторикши, мототранспортного средства с электроприводом на агрегатной базе трехколесного мотороллера (рис. 1).
Идентификация моторикши зрителем строится на пересечении ряда ассоциаций, возникающих в ответ на появление необычной, контрастной привычному транспорту машины. Первоначально даже неподготовленный реципиент воспринимает зооморфность фронтального силуэта машины (сходство с добродушным существом - глаза - светоб-локи, нос - воздухозаборники, уши - зеркала заднего вида и т.п.). В данном случае мы сталкиваемся с олицетворением. Далее зритель прочитывает соединение в морфологической структуре элементов разных объектов (мотороллера, автомобиля, микроавтобуса). Типы метафор, применяемых здесь дизайнером, - сравнение и оксиморон. Метаморфоз (преобразование формы) выражается через обращение открытой машины как основания ряда в ее производные (пассажирский ряд, включая модель для инвалидов, грузовой ряд) - «вещь-кентавр» и одновременно «вещь-хамелеон» — трансформирование оболочки, геометрической формы внутри одного типа, в зависимости от условий функционирования (машина с тентовыми ограждениями). Цвет, фактура, выраженное противоречивое соединение материалов (стекло - металл - пластик, стекло - металл -целлулоид) раскрывают сущность метафорической антитезы.
В визуальной картине моторикши реципиент может прочитать ряд мотивов, традиционно присущих бытию стран, для которых характерно потребление подобных транспортных средств (Индия, Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии, Арабские страны).
Так, трехколесная конструктивная схема машины позволяет реципиенту прочесть традиционный для Японии, Индии, Китая образ двухколесной двухместной повозки, в которую впрягался рикша - возница.
Прозрачная панель крыши создаетэффект «пальмового листа» (крупные листья пальмы используются для устройства крыши в африканской, индонезийской хижине). Применение штор - тентов для ограждения боковых проемов, уподобляется устройству дверей и стен в крестьянских жилищах (использование мягких материалов - драпировок, плетеных циновок).
Конструктивное соединение панели-перегородки и спинки сиденья образует характерный профиль - «рисовое зерно» (на виде сбоку). Здесь можно говорить о применении параллелизма.
Полученная геометрическая фигура - эллипс - становится главным пластическим и декоративным элементом в морфологии моторикши (сопряжение двух дуг определяет формообразование всех элементов экстерьера и интерьера кузова). Доминирующая морфологическая и декоративная единица «рис» несет главную символическую нагрузку в композиции экологического полифункционального транспортного средства. Рис - основная выращиваемая культура в странах Юго-Восточной Азии, Индии, Японии, Китая, подобно хлебному колосу, является символом земного существования человека (пища, рисовая солома - поделочный материал, материал для строительства). Дуга (часть эллипса), представляющая собой древнейшее понимание природного движения, работает как сигнификатор, указывая на определенные характеристики машины (экологическое транспортное средство, небольшая скорость и т.п.). Применение эллипсовидной формы «рисовое зерно» при разработке пластики ряда элементов кузова обнаруживает и эмоциональную выразительность оксиморона. Оксиморон позволяет раскрывать целостную противоречивость явлений жизни.
В стилевом решении моторикши, наряду с доминирующим этническим компонентом, выражен также ряд признаков молодежного стиля. В образной картине моторикши явственно прослеживаются такие черты, как легкость, активная выраженность каркасных
элементов с подчеркнутыми конструктивными членениями (характерно для молодежных микромобилей), в форме багажника наблюдается сходство с рюкзаком (деталью, характерной для туризма и модной «тусовки»), а развитое остекление кабины в сочетании с металлическим каркасом вызывает ассоциацию с интерьером бара, квартиры-студии, где стекло и металл активно используются в качестве материала для ограждающих конструкций. Компактность конструкции, а также заложенная в ее основе возможность изменять внешность машины по своему усмотрению устанавливают ценностно-смысловую эквивалентность объекта с предметами молодежного быта. Здесь имеет место синонимическое смыслообразование.
Основным объединяющим фактором культурных значений в визуальной картине изделия служит эллипс (овал), являющийся наряду с кругом, треугольником и квадратом, одной из структурных констант, в которых обобщены общечеловеческие и космические представления людей, определяет преемственность, непрерывность форм художественного выражения действительности (3).
Итак, связь этнического и молодежного компонентов образа в основном осуществляется через вышеозначенный пластический модуль (эллипс, «рисовое зерно»). Заостренная динамичная форма овала используется в композиции светоблоков, воздухозаборников, карманов перчаточного ящика, фактурного элемента напольного покрытия, прочитывается в ряде каркасных связок и вызывает ассоциацию с молодежной субкультурой. В то же время более спокойное формообразование на основе пластической единицы также имеет место (полуовал блока задних фонарей, образующая дуга узла «лобовое стекло - крыша») и может вызывать ассоциативную связь с небесным сводом и горизонтом; деление «спокойной» геометрической формы на две половины, одна из которых акцентируется черной резиновой накладкой (композиционное решение ручки багажника, захватных отверстий карманов на панели-торпедо), отсылает к формообразованию китайского философского символа жизненного движения «инь-ян».
Существуют и другие косвенные смысловые связи, объединяющие вышеназванные образные характеристики. В частности, трансформирование, применяемое в композиции машины, характерно не только для молодежного быта, но и для традиционного азиатского (японского) жилища, где применяются легкие мобильные ограждения. Использование прозрачных элементов создает выраженную связь с природной средой, «перетекание пространства», которое также пришло в европейский интерьер (в частности, в виде излюбленной молодежью квартиры-студии) из японской архитектурной культуры и философии.
Цветовое решение базового варианта также участвует в синтезе смысловых аспектов образа. Сочетание основных цветов - красно-оранжевого и зеленого - одна из самых распространенных цветовых гармоний в художественном, декоративно-прикладном творчестве Индии, Китая, Въетнама. Жители этих стран предпочитают данное цветовое сочетание и в одежде. Красный цвет - символ огня, страсти, максимализма, самоуверенности, т.е. качеств, присущих молодежной аудитории. В то же время салатно-зеленый, как цвет молодой травы, также может быть прочитан как символ юности. И наконец это цветовое сочетание наиболее характерно для природной среды (листва и плод). Использование данной гармонии дает наиболее сильный композиционный эффект в закрытом варианте машины, где морфология кабины тяготеет к яйцеобразной форме экзотического плода. Таким образом, двойной перенос (цвет как эпитет и цвет как символ) служит объединяющим фактором далеких друг от друга смысловых аспектов образа (3).
Отметим, что в образе моторикши не находят отражения такие типы метафоры, как перифраз и катахреза. Это объясняется необходимостью сохранения приоритетности утилитарной функции, характерной для таких сложных и опасных объектов, как транспортные средства (несоответствие формы функциональному назначению может привести к травме, аварии).
На основании проведенного анализа можно утверждать, что для сложных утилитарных дизайн-объектов (в частности, специальных мототранспортных средств) наиболее целесообразными и выразительными являются следующие виды метафоры: олицетворение (зооморфизм); сравнение (по функции, принципам работы, движению); метаморфоз (трансформация, агрегатирование); параллелизм (конструктивные особенности, основанные на сопоставлении природных объектов и техники, метроритмические повторы и т.п.). Метафоры взаимодействуют между собой, вступая в симбиотические комбинации (работают как пары - тройки тропов).
Большими выразительными возможностями обладает распространившаяся в последнее время в дизайне специальных мотосредств комбинация: параллелизм (культурные, исторические рефлексии) — сравнение (по функции, конструктивным признакам, композиционным особенностям) - олицетворение (зооморфизм).
Развитие технологий, появление новых конструкционных материалов позволяют использовать в образе специального мотосредства метафоры, характерные для малых изделий культурно-бытового назначения (часы, светильники, посуда) - антитеза, эпитет, оксиморон. Параллелизм (культурные, исторические рефлексии), олицетворение (зооморфизм) в образе мотосредства могут комбинироваться с антитезой (противопоставление визуальных качеств материалов их конструктивным свойствам, функциональной работе в конструкции), эпитетом (перенос свойств материалов), оксимороном (гибридность и т.п.).
Отметим, что конечная фаза проектирования, на которой осуществляется синтез метафорических проявлений культурных отношений в образе, является результатом поступательного композиционного формирования объекта. Начиная проектирование как поиск смыслообраза объекта, связанного с простейшим типом его функционирования в исторической среде, мы постепенно расширяем отношения объекта с контекстом и потребителем, параллельно осваивая все новые и новые средства выражения этих отношений (4).
Примечания
1. Жердев Е. В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. 227с.
2. Жердев Е. В. Художественная семантика дизайна. Метафорика. М.: Изд- во АУТОПАН, 1996. 79 с.
3. Цинман Ж. Г. Детерминирование образа функцией в дизайне специального мотосредства (на примере моторикши) // Вестник ОГУ. Архитектура и дизайн. Теория и практика. Оренбург, 2007. С. 292-301.
4. Рубин А. А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн. М., 1978. С. 22-37.
Е.Ю. Усенкова
ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ КОСТЮМА
Большая популярность специальности «Дизайнер костюма» и высокий процент молодых специалистов этого направления дизайна, ежегодно выпускаемых в нашей стране, всё более повышают требования к профессионализму наших выпускников. Условия реализации социального заказа, преодоление сложностей адаптации выпускников в социуме определяют необходимость изучения проблемы и внедрения изменений в формы организации и методы учебно-воспитательного процесса.
Современная мода требует от молодых дизайнеров высокого профессионализма, глубоких знаний, острого глаза, предельного чувства линии, формы, пропорций. Дизайнерам костюма приходится обращаться к традициям высокого шитья, поэтому муляжный метод проектирования одежды для создания модных коллекций класса «люкс» снова вызывает интерес у профессионалов, поскольку богатство и универсальность метода наколки открывает колоссальные творческие возможности.
Макетирование костюма - одна из специальных дисциплин, формирующая и развивающая эти качества. Преподаватели некоторых российские вузов успешно занимаются со студентами муляжным методом проектирования костюма, передавая опыт и навыки создания максимально выразительной формы.
Объектом нашего исследования стал процесс обучения студентов макетированию костюма в нескольких московских вузах: в Столичной финансово-гуманитарной академии, Институте Индустрии Моды и Московском Городском Педагогическом Университете.