Вестник МГУКИ. Б- I00S
тельностью». Он говорил: «Когда я делаю красивую вещь, то я не собираюсь приукрашивать действительность, я только стремлюсь её преобразить... Я хочу, чтобы нашу жизнь видели красивой, светлой и оборудованной. У меня будет сказано, что если в жизни ещё не так, то хорошо, чтобы это было так» (7, с. 22).
Преображённая действительность - это и есть счастливый мир real-ideal александровских комедий. Заметим, что воплощение «грёз» американского мюзикла осуществимо только в искусственно создаваемом мире (хотя бы он и являл себя как шоу или танец, здесь и сейчас): в ином пространстве (сказочном, аристократическом, географически изменённом) - fairy tale-мюзикл, в «ином теле» сценической иллюзии - show-мюзикл, в ином времени - folk -мюзикл. Между реальным и идеальным мирами - непроницаемая стена (хотя иллюзорно они взаимопроникаешь! в пространстве фильма), это стена между желаемым и действительным. Александровская же «преображённая действительность» смело открывает себя земным раем (любые мечты оказываются мечтами о ней же), открыта любым проникновениям, ничего не боится, поддающихся - перевоспитывает (например, Марион Диксон), прочие - виноваты сами, но побеждает - всех, в том числе и зрителей, - известны случаи, когда эти фильмы становились стимулами изменения жизни. В американском мюзикле такое трудно представить: после просмотра можно поменять стиль одежды, причёску, но не жизнь.
Григорий Александров не копировал мюзиклы. Задачи, принципы построения его жанра иные; надеемся, нам удалось это показать. Творческое переосмысление им голливудских канонов способствовало появлению в отечественном кино самобытного жанрового образования: музыкальной комедии Григория Александрова.
Примечания
1. Неактуальные» жанры : «Круглый стол» в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург, апрель 2004 г.) // Киноведческие записки. 2004. № 69.
2. Березовчук Л. Н. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год. СПб.: СПб. гос. ун-т кино и телевидения, 2003.
3. Дунаевский И. О. Моя работа над песней в кино //Песня в советских фильмах. М.: Госки-ноиздат, 1938.
4. Doherty T. Pre-Code Hollywood. Sex, Immorality, and Insurrection in American Cinema, 19301934. New York: Columbia Univ. Press, 1999.
5. Dyer R. Entertainment and Utopia // Genre: The Musical / Edited by Rick Altman. London: Routledge & Kegan Paul, 1986.
6. Rick A. The American Film Musical // Indiana University Press. 1987.
7. Стенограмма заседания худ. совета «Мосфильма» (обсуждение материала по картине «Весна», режиссёр Александров Г.В.), 1944г. // РГАЛИ, ф. 2453, оп.2, ед.хр.14.
В.Ю. Волдаева
ЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК XIX ВЕКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮВЕЛИРНОЙ ФИРМЫ САЗИКОВЫХ
В настоящей статье представлен новый материал, посвященный творчеству художественно-промышленной фирмы семьи Сазиковых, деятельность которой приходится на 1800-е - 1880-е годы.
Ювелирная фирма Сазиковых была одной из крупнейших среди себе подобных в России XIX века. Успех её выдающихся мастеров отмечен высокими наградами экспертами - членами жюри Всероссийских и Международных выставок. Участие фирмы в таких выставках имело огромное значение, поскольку позволяло достаточно ярко продемонстрировать её огромный творческий потенциал. Именно этому вопросу и посвящена данная статья.
Фирма была основана в Москве в 1796 году Фёдором Ермолаевичем и его сыном Павлом Фёдоровичем Сазиковыми, прекрасными мастерами серебряного дела. Современники отмечали их особый дар в граверном искусстве.
Владельцы фирмы понимали, что для успешного развития важно быть не только практичными организаторами дела, великолепными специалистами в своей профессии; прежде всего в такой области деятельности, как золото-серебряное производство, необходимо обратиться к художественному началу. Поэтому на протяжении всего существования
фирмы, которая стала одним из основоположников «русского стиля», её владельцы прибегали к помощи известных художников, скульпторов и архитекторов своего времени - Ф.Г. Солнцева, П.К. Клодта, Н.А. Рамазанова, М.Д. Быковского, Л.В. Даля, Е.Ф. -Лансере и т.д.
Необходимо отметить здесь и особую роль Павла Игнатьевича Сазикова - правнука основателя фирмы (обучался в Императорской Академии Художеств) - и как художника фирмы, и как организатора её рабочих процессов.
Первая Всероссийская мануфактурная выставка, в которой фирма приняла участие, проходила в Москве в 1835 году. На ней фирма была награждена малой золотой медалью.
Колоссальный успех имела фирма на петербургской выставке 1849 года, где удостоилась Большой золотой медали.
Представленные на выставке работы её мастеров - кубки, вазы, чайные сервизы, канделябры, накладки, тарелки для трюфелей в виде сложенной салфетки и пр., своими формами - одни строгими, другие фантастическими, иные грациозными, невольно приковывали внимание посетителей. Характеризуя изделия, которые Павел Игнатьевич вместе с отцом Игнатием Павловичем отдали на суд экспертов Комитета выставки и её многочисленных зрителей и в то же время покупателей, можно привести выдержку из статьи, подготовленной членами Комитета выставки и вошедшей в издание под названием «Обозрение Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1849 году»: «Но самыя блестящия, частию художественныя изделия представлены на выставку Почётным Гражданином И.П. Сазиковым. Каждая вещь свидетельствовала о необыкновенном искусстве выполнения, разнообразии и богатстве идей, и артистическом вкусе художника... Вообще изделия И.П. Сазикова переходят в область художества, и потому цена их зависит более от идеи и работы, чем от веса материала» (1, С. 294-295). Весьма выразительным подтверждением успеха фирмы на выставке является дошедшая до нас работа её мастеров - блюдо для трюфелей в виде двух сложенных салфеток, выполненное серебряниками московской фабрики И.П.Сазикова в 1849 году. Ныне оно хранится в основном собрании русских серебряных изделий Государственного Эрмитажа. Можно предположить, что предмет этот и те, которые экспонировались на петербургской выставке, были исполнены по модели и рисункам Павла Игнатьевича Сазикова.
Триумфальный успех фирмы на Лондонской всемирной выставке 1851 года стал возможен благодаря самоотверженному кропотливому труду её уникальных талантливых мастеров, но значительное место здесь должно быть отведено и Павлу Игнатьевичу Сазикову.
Согласно данным, опубликованным в 1851 году в «Каталоге российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 года», фирма Сазиковых представила для экспонирования 29 произведений (2, С. 77). Владельцы фирмы указали в каталоге ценные сегодня для нас данные: из какого драгоценного металла изготовлены предметы и какой он пробы, их количество, вес и стоимость, а также наименование. Анализируя эти сведения можно прийти к выводу, что практически все предметы были выполнены в «русском стиле», каждый имел своё прикладное функциональное назначение, а не только обладал высокими декоративными качествами; некоторые предметы включали в свою композицию скульптуры малых форм, знакомившие зрителей с неизвестными им национальными типажами - кувшины со скульптурными изображениями девушки-охтянки и - чухонского стрелка; часть предметов рассказывала зрителю об истории государства российского - «Московский Царь-колокол, кубок со сценами из Русских древностей», представлены были национальные формы посуды - братина, ендова, ковш. И, наконец, главным экспонатом всей экспозиции фирмы Сазиковых являлась «группа, служащая вазою, представляющая Дмитрия Донского на Куликовом поле, в коей серебра 88 пробы 255 фунтов 46 золотников (около 105 килограммов) стоимостью 18 000 рублей» (2, С. 77).
Эта серебряная группа смело выдержала сравнение с лучшими изделиями французских и английских серебряников. Как отмечали многочисленные источники того времени: «эксперты, не ожидавшие встретить в России такого значительного фабриканта, соединяющего в себе искусство художника с ремеслом промышленника, были поражены красотами этого произведения, особенно когда они узнали, что эта группа была сочинена самим фабрикантом, при помощи русского художника».
Вестник МГУКИ. 5- 2008
Автором этого замечательного произведения можно по праву считать Павла Игнатьевича, он выступил в качестве скульптора и рисовальщика, создал модель и эскизы произведения. Но в работе над этим предметом принимал большое участие и академик живописи Ф.Г. Солнцев, который давал консультации Павлу Игнатьевичу, будучи блестящим знатоком русской старины. Ведь события, которые отражал в своем произведении Павел Сазиков, относились к 1380 году. Современники отмечали: «Новизна стиля, красота рисунка, отчётливость исполнения произведений окончательно упрочили господину Са-зикову Европейскую известность» (3, С. 192).
В работе выставки принимали участие около 18 000 экспонентов, число участников «представивших из России свои произведения» составляло 365 (363) «лиц и мест». Из них только трое от России были удостоены Комитетом присяжных Королевской комиссии Всемирной выставки высшей награды - «Советской медали», которая была «окончательно присуждаема Советом Председателей всех Комитетов присяжных... и назначаема только за новое изобретение или новость рисунка произведения». Такой медали были удостоены «придворные ювелиры Каммерер и Зефтиген (Петербург), фабрикант серебряных изделий Игнатий Сазиков, фабрика малахитовых изделий господ Демидовых» (3, С. 202).
В 1853 году фирма стала участником московской мануфактурной выставки, а Игнатий Павлович Сазиков - членом её экспертного Комитета. Здесь фирма была отмечена Большой золотой медалью. Высшую награду Всероссийских выставок - Государственный герб - фирма получила в 1857 году на выставке в Варшаве, а в 1865 году за свои выдающиеся заслуги в ювелирном искусстве И.П.Сазиков был удостоен императором звания мануфактур-советника, а фирма отмечена Большой золотой медалью «за изделия высокого художественного достоинства, экспонировавшиеся на московской выставке» (4, С. 226).
В 1867 году фирма принимала участие во Всемирной промышленной выставке, проходившей в Париже в здании, расположенном посредине Марсового поля. Выставка для фирмы закончилась большим успехом. В «Иллюстрированном описании» выставки отмечалось: «Золотых и серебряных дел мастер Российского Императорского двора Сазиков в Петербурге и Москве выставил замечательную коллекцию великолепных произведений, возбудивших всеобщее удивление посетителей выставки богатством рисунков и украшений. .Сазиков получил не только золотую медаль, но и крест ордена Почётного Легиона. Вообще Россия в этот раз отличилась гораздо более нежели на какой-либо из прежних всемирных выставок» (5, С. 148). Автор этого «Иллюстрированного описания» подчёркивал, что «оно составит [собой] собрание образцов для ремесленников, сделается учебником вкуса для фабрикантов, собранием рисунков для истории фабричного производства» (5, С. 148). Это высказывание весьма правомерно. Благодаря великолепным литографированным изображениям изделий мастеров стран Запада, Востока и Америки, сегодня можно видеть эти работы, иметь о них представление, сравнивать их между собой. И, конечно, бесценными для нас являются изображения целого ряда работ фирмы Сазиковых. Каждый отображённый здесь предмет - это новое свидетельство творческой деятельности фирмы с конкретными фактическими сведениями.
Так, мы видим, что в состав экспозиции фирмы на данной выставке, входила большая кружка, тулово которой украшала великолепно вычеканенная в высоком рельефе сцена «Соколиной охоты царя Алексея Михайловича». Хотелось бы отметить, как в многофигурной композиции блестяще переданы величественная осанка русского царя, его исторический костюм, грациозная поза лошади, на которой он восседает, и даже её драгоценная сбруя, геральдический костюм юноши-сокольничьего, идущего за царём, с соколом на руке. Необходимо сказать, что даже в рисунке художник сумел передать то настроение, присущее сцене охоты, которое было задумано автором данной композиции. Нам удалось установить имя скульптора, который «по поручению серебряных дел фабриканта Сазикова вылепил из воску барельефное изображение соколиной охоты царя Алексея Михайловича на кружку». Это профессор скульптуры Николай Александрович Рамазанов (6).
Среди изделий-участников парижской выставки был набор посуды, состоящий из кофейника, молочника, сахарницы и подноса, который украшенный, плотно положенным гравированным растительным узором. Проведя сравнительный анализ этого рисунка с тем, которым был декорирован поднос московских мастеров 1865 года фирмы «Сазиков» из собрания Гохрана, мы пришли к выводу, что они абсолютно идентичны. Хотя
компановка элементов самого рисунка на поверхности нашего изделия имеет небольшое отличие, но оно практически не существенно. Поскольку «Иллюстрированное описание» не указывает место изготовления изображённых предметов, теперь можно с полной долей уверенности сказать, что указанные нами выше изделия для парижской выставки делали мастера московского отделения фирмы.
Фирма принимала участие и также имела грандиозный успех на петербургской (1870 года), венской (1873 года), лондонской (1874 года), филадельфийской (1876 года) и московской (1882 года) выставках.
Заслуги фирмы, отмеченные её современниками, особенно экспертами Комитетов выставок, сегодня дают нам основание с полной долей уверенности сделать правомерный вывод - творчество мастеров фирмы мы можем считать крупнейшей школой ювелирного искусства как для специалистов XIX века, так и для нашего времени.
Примечания
1. Обозрение выставки Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1849 году. СПб., 1850.
2. Каталог российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 года. СПб., 1851.
3. Обозрение Лондонской выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб., 1852.
4. О выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году. СПб., 1867.
5. Иллюстрированное описание Всемирной Парижской выставки. СПб., 1867.
6. Тимм В.Ф. Русский Художественный листок. СПб., 1859.
Ж.Г. Цинман
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УТИЛИТАРНОГО ДИЗАЙН-ОБЪЕКТА (НА ПРИМЕРЕ МОТОРИКШИ)
Настоящее время, период постмодерна в культуре, отмечено возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна. Обогащается палитра художественных средств дизайна - используются выразительные приемы, характерные для таких видов искусства, как живопись, поэзия, литература, музыка. В частности, художественно-образные задачи решаются с помощью универсальных для всех видов искусства средств художественной выразительности - тропов (греч. «перенос», «иносказание»). К тропам относится метафора, аллегория, символ, метонимия, синонимия.
Наиболее распространенной в дизайне является метафора, разновидности которой получают специфическую окраску в контексте дизайнерского творчества, но в целом сближаются по смыслу с художественной метафорой в поэтическом творчестве (итальянский дизайнер М. Беллини ввел в практику художественного конструирования термин «поэтика дизайна») (1).
Известный исследователь семантики и образной природы дизайнерской вещи Е.В. Жердев выстраивает типологию фигуральных обозначений и стилистических приемов метафорического переноса явлений окружающего мира на объект дизайна, где тропеи-ческие фигуры трактуются следующим образом: олицетворение, выражаемое через био-морфизм (анропо-, зоо-, флороморфизм); метаморфоз, выражаемый через преобразование формы; параллелизм, выраженный через перенесение элементов конструкции или конструктивных особенностей с одного явления (предмета) на другое явление (предмет); эпитет, выражаемый через перенесение декоративных свойств с одного явления (предмета) на другое явление (предмет); перифраз, понимаемый как переиначивание, иносказание переносимого; сравнение (уподобляемое сопоставление); антитеза (противоречивое сопоставление); оксюморон (парадоксальное сопоставление); катахреза (пародийное, карикатурное, ироническое сопоставление).