Научная статья на тему 'Детерминирование образа функцией в дизайне специального мотосредства (на примере моторикши)'

Детерминирование образа функцией в дизайне специального мотосредства (на примере моторикши) Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
259
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминирование образа функцией в дизайне специального мотосредства (на примере моторикши)»

Цинман Ж.Г.

Москва, ВНИИТЭ

ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ОБРАЗА ФУНКЦИЕЙ В ДИЗАЙНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО МОТОСРЕДСТВА (НА ПРИМЕРЕ МОТОРИКШИ)

Выявлены взаимосвязи функций и проектного образа специального мотосредства. Определено, что последовательное формирование образа изделия связано с реализацией четырех фундаментальных типов функций в смысле, структуре и форме изделия. Определены сферы проявления функций изделия в отношениях с человеком и средой (материальная и духовная). Выявлены смысловые контексты проявления инструментальной, адаптивной, результативной, интегративной функций в образе изделия и определены синтаксические средства выражения функций в образе транспортного средства.

Транспортное средство может быть рассмотрено как утилитарная система (что приоритетно) и объект эстетики, на протяжении последнего столетия оказывающий неоспоримое воздействие на формообразование всех видов дизайна. Для подобного объекта всегда характерна борьба противоречий на стыке утилитарной задачи и художественнопластической идеи, в результате которой, через реализацию различных типов функций, рождается идея формы как образной целостности этих сторон.

Инструментальная, адаптивная, результативная и интегративная функции в той или иной мере реализуются по мере становления образа на нормативных этапах проектирования, взаимно отображаются друг в друге и синтезируются на стадии окончательной проработки визуальной картины транспортного средства. В качестве примера транспортного средства рассмотрим моторикшу с электроприводом, спроектированную в виде базовой модели (пассажирское мототакси) и ряда модификаций на ее основе (грузовая мотомашина, транспортное средство индивидуального пользования, социальное такси для инвалидов).

В контексте инструментальной функции вещь рассматривается как орудие в преобразовании внешней среды [7]. Преобразовательная деятельность транспортного средства в большей степени касается изменения визуального облика среды во времени. Появляясь в различных средах (городская, сельская

местность, парковая зона и т.п.), транспортные средства вступают в кратковременные пространственные комбинации между собой и исходной пространственной основой. Данные комбинации создают - масштабом, степенью мобильности, силой единства с архитектурной базой -эмоционально-художественный климат средовых комплексов.

Транспортное средство, обладающее индивидуальностью и определенной самодостаточностью образа способно изменять как архаичную, так и современную среду. Индивидуальность («непохожесть» на другие транспортные средства) реализуется в образе моторикши через метафорические высказывания. Ряд данных высказываний прочитывается с первого взгляда даже неподготовленным потребителем* . В данном случае это -соединение в морфологической структуре элементов разных объектов (мотороллера, автомобиля, микроавтобуса); наглядное обращение основания ряда в его производные (пассажирский ряд, включая модель для инвалидов, грузовой ряд) - «вещь-кентавр» и одновременно «вещь-хамелеон» - трансформирование оболочки, геометрической формы внутри одного типа, в зависимости от условий функционирования [1] (рис.1). Цвет, фактура, выраженное противоречивое соединение материалов (стекло - металл - пластик, стекло - металл - целлулоид), зооморфизм фронтального силуэта также оказывают воздействие на первичную идентификацию машины зрителем.

* здесь можно говорить о непроизвольном внимании реципиента, возникающем вследствие внешних причин: новизна, необычайность, контрастность раздражителя (в данном случае необычного транспортного средства) и подвижность объекта (см. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. - Т.1 - 328 с.: ил.)

Рисунок 1

Таким образом, можно говорить, что преобразующая среду функция

моторикши реализуется через метаморфоз, эпитет, антитезу, олицетворение*.

Инструментальная функция машины как функция работы* * понимается через назначение машины - перевозка людей (грузов). В морфологии моторикши подчеркивается культурный образ функции перевозки, ассоциируемый с путешествием, неторопливым созерцанием окружающей среды (силуэт машины через ряд деталей сравнивается с силуэтом лодки, паланкина, фаэтона). Социальная функция перевозки (общественный транспорт) также выражается в образе через сравнение (с автобусом, такси начала XX века как видами транспорта общественного назначения через общие признаки - функциональное зонирование, форму перегородки, стойки «автобусного типа»). Коммуникативная функция совместного перемещения людей решена в образе через открытость, прозрачность большинства перегородок (эпитет).

В контексте инструментальной функции вещь отождествляется с органом человека, образом человеческого действия. Для такого большого пространственного объекта, как транспортное средство, подобное отождествление возможно через деталь (в большей степени, через элементы интерьера, форма которых как бы указывает на способ

контакта с ними, «приглашает» к действию). Моделируя различные ситуации инструментального действия с вещью, дизайнер шаг за шагом лепит ее форму, запечатлевая в ней и образ человеческого действия, и саму морфологию человеческого тела [7]. Образ человека, уютно устроившегося в кресле, лег в основу инструментального образа моторикши (параллелизм).

В данном случае имеет место установление эквивалентности между предметами разных понятийных групп по принципу смежности: бытовое-индустриальное - метонимия. Открытость конструкции позволяет прочитать строение машины, где человеческая фигура является своеобразным композиционным ядром. В частности, боковой силуэт машины композиционно гармонизируется с появлением в интерьере человеческой фигуры, заполняющей функциональные «пустоты», контрформы* (рис.2).

То же человекоориентированное образное выражение получает адаптивная функция вещи, которая может быть прочитана как функция хранения и функция участия* *.

Адаптивная функция вещи состоит в том, что она поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности [7]. Адаптивная функция говорит о качестве среды с точки зрения человека. Данная функция среды и

* здесь и далее проявление тропов следует понимать в транскрипции дизайна (см. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. - 227с. )

** функция работы тождественна инструментальной функции по определению (см. Демосфенова Г.Л. Проблемы взаимосвязи образности и функции в дизайне // Художественное моделирование комплексного объекта. - М., 1981. - С. 57-67 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).)

* контрформа - термин употребляется в дизайне применительно к шрифту и обозначает белый незаполненный фон между знаками. Чем плотнее набор и меньше межбуквенные интервалы, тем активнее контрформа, тем ярче выглядит белый цвет внутрибуквенных пробелов, это обусловлено эффектом иррадации, когда светлые предметы на темном фоне кажутся больше и ярче. В данном случае фигура человека придает необходимую «плотность» боковому силуэту машины

вещи как минисреды реализуется через комфортность, приспособленность, «пригнан-ность» к человеку. Реализация «материальной» комфортности системы в образе (адаптация к антропометрическим, физиологическим, гигиеническим факторам как материальным аспектам потребностей широкой целевой аудитории) в основном выражается через метаморфоз (трансформативность системы) и параллелизм.

Комфортность как качество системы по отношению к человеку понимается не только через учет базовых эргономических факторов, но и через степень родства технического объекта с биосферой, позволяющего разрушить преграду между человеком и внешним миром, природой, способствуя тем самым созданию положительного эмоционального настроя. Такого рода комфортность может быть истолкована как духовная потребность человека.

Функция хранения получает образное выражение на уровне становления конструкции моторикши с появлением элемента, определяющего развитие пластики машины, -панелей-перегородок, одна из которых зонирует салон на два функциональных отсека, а вторая - формирует заднюю стенку кабины. Их морфология, определяемая требованием рационального и эргономичного зонирования внутреннего пространства машины подчинена пластике гипотетического человека, комфортно устроившегося в кресле (ритмический повтор гнутого элемента вызывает ассоциацию с неторопливым движением, мерным покачиванием кресла-качалки). Пластика панелей одинарной кривизны по абрису образующей линии ложится в основу формообразования прочих элементов конструкции: кресел-сидений - второго важного композиционного узла, узла «лобовое стекло-крыша», лобового обтекателя багажника и т.п.

В контексте адаптивной функции (функции хранения) образность моторикши как

Рисунок 2

вещи-резервуара решается через смысловую и морфологическую аналогию с биоформой

- яйцом (материнская оболочка для «ядра» -человека) Моторикша, как и всякое транспортное средство, является временной средой для пребывания человека, в этом случае образность функции хранения временной мобильной минисреды может быть прочитана через сравнение с «домом на колесах», «улиточным домиком» (образ медленного движения, насыщения «дома» набором необходимых на некий промежуток времени предметов, пластические ходы которых решают как внутреннее, так и внешнее пространство машины).

Функция хранения реализуется в образе через адекватность вещи самой себе, своей внутренней структуре и человеку как структурному ядру.

Функция участия реализуется через адекватность вещи системе, в которой она является элементом. В данном случае идет речь об участии вещи в природной системе. В образе вещи данный аспект функции участия реализуется через эпитет (цвет), олицетворение (зооморфизм), оксиморон (парадоксальное уподобление одного предмета другому: рисовое зерно -основная пластическая и семантическая единица формы моторикши, легкая крыша, уподобляемая пальмовому листу),

** «функция хранения» или «обнимающая» функция свойственна среде обитания человека, особенно если она малого размера. Пластическая форма (от одежды, мебели, кабины, каюты до городской среды) тесно связана с двигательными актами человека, зонами досягаемости, которые имеют весьма специфическую по пластике органическую форму, схемами естественного целенаправленного движения, имеющего свои законы. Здесь особенно важны ощущение логики пространства и моментов его функционального столкновения с движением человека, расположение функциональных зон в соответствии с чувством внутренней свободы действия (см. Демосфенова Г.Л. Проблемы взаимосвязи образности и функции в дизайне // Художественное моделирование комплексного объекта. - М., 1981. - С. 57-67 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).): «функция участия» задается системой в которой вещь является элементом (конструкция, среда и т.п.) (там же ); для транспортного средства «функция участия» рассматривается в средовом контексте

Рисунок 4

параллелизм (метроритмический повтор элементов овальной, бионической формы, дуги как выражения природного движения). Помимо этого используется широкое применение законов комбинаторики как природоподобного способа формообразования (унификация, агрегатирование, композиционная «работа» подобных геометрических форм).

Парадоксальное выражение адаптивной функции (как хранения и участия одновременно) выражается в морфологии закрытого варианта машины через использование прозрачного материала. Здесь наблюдается антитеза (противоречивое сопоставление) полностью закрытой формы, «обнимающей» человека в виде оболочки и одновременно предельно открытой средовому воздействию.

Внутренняя природа человека требует его постоянного осознания своей сопричастности общественному целому - культуре, этносу, социальной группе, семье, своему времени. На образ вещи, адаптированной к внутренней природе человека, его духовным и эмоциональным потребностям, помимо природных,

проецируются культурные и социальные связи человека. Реализация этих связей в образе снова связывается с проявлением функции участия в системе (понимаемой в широком, бытийном контексте). В данном случае функция участия обозначается как интегративная. Интегративная функция объединяет в себе все другие функции и реализуется через синтез многообразных этнографических проявлений вещи [7]. Культурные значения вещи как интегратора также прочитываются в виде ряда метафорических переносов.

Уже на первых этапах проектирования моторикши был осознан ряд мотивов, традиционно присущих бытию стран, для которых характерно потребление подобных транспортных средств (Индия, Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии, Арабские страны) (рис.3). Морфология данных мотивов как метафорических знаков оказала существенное влияние на морфологию моторикши. Трехколесная конструктивная схема машины позволяет восстановить традиционный для Японии, Индии, Китая образ двухколесной двухместной повозки, в которую впрягался рикша - возница. Несмотря на то, что рабочее место водителя проектируется с учетом требований комфорта, определенные элементы конструкции содержат намек на его «подчиненное» положение. Так, например, ограждающая водительское сиденье панель имеет меньший угол наклона, чем панель ограждающая кресла пассажиров. Таким образом задается более прямая, «рабочая» посадка водителя. Кресла пассажиров оснащаются подлокотниками с мягкими валиками, имеется подножка для установки стоп, в открытом варианте моторикши тентовая крыша

- зонт устанавливается над пассажирским отсеком, - все эти детали намекают на «привилегированное» положение пассажиров (рис.4).

Ряд деталей машины отсылает к традиционному быту вышеназванных стран-потребителей. Так конструкция прозрачной панели крыши создает эффект «пальмового листа» (крупные листья пальмы используются для устройства крыши в африканской, индонезийской хижине).

Применение штор - тентов для ограждения боковых проемов уподобляется устройству дверей и стен в крестьянских жилищах (использование мягких материалов - драпировок, плетеных циновок).

Конструктивное соединение панели-перегородки и спинки сиденья образует характерный профиль - «рисовое зерно» (на виде сбоку) (рис.5).

Полученная геометрическая фигура - эллипс становится главным пластическим и декоративным элементом в морфологии моторикши (сопряжение двух дуг определяет формообразование крупных элементов кузова; применяются светоблоки, зеркала заднего вида воздухоприемные отверстия, форма ручек, захватные части карманов перчаточного ящика, панель приборов овальной формы и т.п.). Доминирующая морфологическая и декоративная единица «рис» несет главную символическую нагрузку в композиции экологического полифункционального транспортного средства. Рис - основная выращиваемая культура в странах Юго-Восточной Азии, Индии, Японии, Китая, подобно хлебному колосу в России и Европе, является символом земного существования человека (пища, рисовая солома - поделочный материал, материал для строительства)* .

Таким образом, осуществляется перенос черт одной потребительской культуры (азиатская модель) на другую (российская, европейская), что способствует установке межэтнических общекультурных связей, вещь становится знаком причастности человека к мировому сообществу.

В стилевом решении моторикши наряду с доминирующим этническим компонентом выражен ряд признаков молодежного стиля. Как известно, мотоцикл (и в частности, скутер) на протяжении последнего десятилетия прочно вошел в ряд знаковых «аксессуаров» молодежной аудитории. Поэтому в образной картине моторикши явственно прослеживаются такие черты, как легкость, активная выраженность каркасных элементов с подчеркнутыми конструктивными членениями;

Рисунок 5

в форме багажника наблюдается сходство с рюкзаком (деталью, характерной для туризма и модной «тусовки»); решение каркаса дверей как трубчатых металлических элементов характерно для молодежных пляжных микромобилей, а развитое остекление кабины в сочетании с металлическим каркасом вызывает ассоциацию с интерьером бара, квартиры-студии, где стекло и металл активно используются в качестве материала для ограждающих конструкций. Компактность конструкции и заложенная в ее основе возможность изменять «внешность» машины по своему усмотрению, также устанавливают ценностно-смысловую эквивалентность объекта с предметами молодежного быта. Здесь имеет место синонимическое смыслооб-разоеание.

Основным объединяющим фактором культурных значений в визуальной картине изделия служит эллипс (овал), который, являясь наряду с кругом, треугольником и квадратом одной из структурных констант, обобщающих общечеловеческие и космические представления людей, определяет преемственность, непрерывность форм художественного выражения действительности.

Так, связь этнического и молодежного компонентов образа в основном осуществляется через вышеозначенный пластический модуль («рисовое зерно»). Это происходит следующим образом: геометрическая форма пластической единицы, тяготеющая к овалу, представляет собой сочетание двух пересека-

* метафоризация образа моторикши основывается на сопоставлении ряда мотивов. «В качестве мотивов могут выступать предметы, функции и т.п., если они осмыслены относительно человека, истории, культуры, потребностей» (Рубин А.А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн -М., 1978. - С. 22- 37 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 17.)

ющихся дуг, «спокойное» формообразование классического овала здесь уступает место более резкой, динамичной форме. Заостренная форма используется в композиции светобло-ков, воздухозаборников, карманов перчаточного ящика, фактурного элемента напольного покрытия, прочитывается в ряде каркасных связок и вызывает ассоциацию с молодежной субкультурой. В то же время более «спокойное» формообразование на основе пластической единицы, также имеет место (полуовал блока задних фонарей, спокойная образующая дуга узла «лобовое стекло-крыша») и может вызывать ассоциативную связь с небесным сводом и горизонтом; деление овальной геометрической формы на две половины, одна из которых акцентируется черной резиновой накладкой (композиционное решение ручки багажника, захватных отверстий карманов на панели-торпедо) отсылает к формообразованию китайского философского символа жизненного движения «инь-ян».

Существуют и другие, косвенные смысловые связи, объединяющие вышеназванные образные характеристики. В частности, трансформирование, применяемое в композиции машины, характерно не только для молодежного быта, но и для традиционного азиатского (японского) жилища, где применяются легкие мобильные ограждения. Использование прозрачных элементов создает выраженную связь с природной средой, «перетекание пространства», которое также пришло в европейский интерьер (в частности, излюбленной молодежью квартиры-студии) из японской архитектурной культуры и философии.

Цветовое решение базового варианта также участвует в синтезе смысловых аспектов образа, т.к. в нем содержится определенная метафорическая информация. Сочетание основных цветов красного-оранжевого и зеленого - одна из самых распространенных цветовых гармоний в художественном, декоративно-прикладном творчестве Индии, Китая, Въетнама. Жители этих стран предпочитают данное цветовое сочетание и в одежде. Красный цвет -символ огня, страсти, максимализма, самоуверенности - т.е. качеств, присущих молодежной аудитории. В то же время салатно-зеленый, как цвет молодой травы, также

может быть прочитан как символ юности. И наконец это цветовое сочетание наиболее характерно для природной среды (листва и плод). Использование данной гармонии дает наиболее сильный композиционный эффект в закрытом варианте машины, где морфология кабины тяготеет к яйцеобразной форме экзотического плода. Таким образом двойной перенос (цеет как эпитет и цеет как симеол) служит объединяющим фактором далеких друг от друга смысловых аспектов образа.

Результативная функция моделируется как способ связи общественных целей в вещи как промышленном изделии. В определенном смысле она может быть названа функцией подчинения, которая есть приспособление вещи к производящей ее системе, материалу [3]. Причем производящая система понимается не только как производство, но и как экономика в целом, общество, потребитель, рынок. Результативная функция вещи может строиться на пересечении материальных целей системы, выражающихся в ряде утилитарных требований. Вещь как результат может выражать и духовные, эстетические цели художественной культуры, индивида и общества в целом. В этом случае образное выражение результативной функции коррелиру-ется с выражением духовноориентированной адаптивной и фундаментальной интегративной функций вещи.

Строя образ вещи как результат пересечения целей, дизайнер проецирует систему целей на структуру вещи [7].

Приведем ряд примеров реализации результативной функции в образе моторикши. Одно из основных производственных требований - технологичность изготовления проявляется в образе изделия через визуальное выражение технологической операции. Навесные и несущие детали машины сформированы из листа гибкой в одном направлении. В морфологии детали запечатлено это простейшее технологическое действие (одно движение), которое одновременно отсылает к традиционному ручному способу работы с материалом. Это указание может быть истолковано как выражение экономичности изделия (возможность ручной сборки). Гибка листа в одном направлении также позволяет

отразить в работе материала качество упругости, как потенциально заложенного в форме движения, готового реализоваться во времени. Образное выражение получает внутренняя динамика, свойственная морфологии моторикши. Здесь же наблюдается тенденция к синонимическому переформированию объекта (параллелизм). На уровне поискового макета моторикши дизайнером осознаются выразительные возможности листового материала (картона), гнутого в одном направлении. На уровне демонстрационного макета, выполняемого из материалов, приближенных по визуальным качествам к материалам, рекомендуемым для выполнения реального изделия (пластик ПВХ, прозрачный пластик, алюминий, резина, искусственная кожа), пластика элементов машины совершенствуется, однако в ее основе остается деформация листового материала гибкой по радиусной линии.

Унификация и агрегатирование, также имеющие отношение к упрощению технологического процесса, одновременно позволяют потребителю идентифицировать изделия ряда, связать их между собой на основе визуального сопоставления, служат основанием комбинаторной игры, в которую вовлекается потребитель. Визуализация унификации также может быть прочитана как образное выражение экономичности изделия. С точки зрения потребительских предпочтений унификация (высказываемая в образе через параллелизм), наряду с трансформацией (метаморфоз) может быть понята зрителем как выражение молодежного стиля (широко применяется в сфере молодежного быта, конструировании одежды). Малая материалоемкость изделия (производственное требование) диктует необходимость использования пластиков, металла, стекла в таких пропорциональных и пространственных соотношениях, которые одновременно позволяют создать визуальное впечатление легкости объекта и обладают всеми вышеназванными свойствами метафоры (антитеза). Данные сочетания материалов также участвуют в создании со-

временного визуального облика изделия, который одновременно является выражением целей рынка (успешное продвижение на основе конкуренции) и потребителя (представитель любого сегмента целевой аудитории на первом этапе знакомства с изделием оценивает транспортное средство, исходя из требований современной моды). Олицетворение машины с биоморфным существом также может быть прочитано как проецирование на образ общественной результативной функции (современный подход к проектированию транспортных средств, предпочтения потребителя). И наконец, зооморфизм транспортного средства наряду с другими «природными» аспектами его формообразования, служит визуализации в образе экологичности как гуманизированной целевой установки современного проектирования*.

Результативная функция вещи определяется способностью дизайнера увидеть вещь одновременно со многих точек зрения как результат пересечения множества общественных целей и требований, в том числе и фундаментальной цели дизайна - воспитание культуры потребителя, его художественного вкуса.

В настоящее время дизайн, развивающийся как междисциплинарная деятельность (в частности, находящийся в тесном контакте с эргономикой) использует современные методы исследования других научных дисциплин. Так, при проектировании целевой функции эргономического объекта в настоящее время предлагается использовать инновационный подход к реализации требований потребителя - система QFD (Quality Function Deployment).

Цель QFD — отыскание и воплощение в продукции ожиданий пользователей, то есть формирование у продукции таких свойств, которые еще даже не осознаются пользователями, но к восприятию которых они мотивированы и с энтузиазмом воспользовались бы такой продукцией при появлении ее на рынке. Такой методический инструмент получил название «Voice of the customer table» (таблица голоса потребителя/пользователя). В этом случае прямой кон-

* визуализация экологичности может быть прочитана с позиций видеоэкологии (обращение к природным образцам с целью удовлетворения человеческой потребности в метафоризации, использование природной цветовой гаммы с яркими цветовыми акцентами в композиционных узлах и т.п.) (Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. - М.: Архитектура-С, 2005. - 350с. - С. 241- 245)

такт с пользователем важен для понимания его интересов и ожиданий.

Требования пользователей, получившие приоритеты, статистическими (корреляционными) процедурами «ставятся в соответствие» техническим параметрам объекта, также получающим приоритеты.

Развертывание функции качества — это систематизированный путь учета нужд и пожеланий пользователя, осуществляемый через развертывание функций и операций по достижению требуемого качества продукта как конечного результата, соответствующего ожиданиям пользователя [2]. Подобная тенденция представляется достаточно перспективной при решении утилитарных задач «полезности» продукта дизайна, однако в случае учета эстетических предпочтений «непрофессионального» либо неправильно ориентированного пользователя (влияние аморальных стереотипов, «ценностей» массовой культуры) и последующего проецирования их на проектируемый объект, у дизайнера могут возникнуть определенные трудности в решении художественных задач. Развитие объекта возможно только в случае диалога потребителя и дизайнера, причем первый ориентирует дизайнера на реализацию максимально полного списка функциональных требований к объекту, а второй выполняет направляющую роль по отношению к пользователю в плане формирования верной эстетической позиции. В своем творчестве дизайнер должен не только художественно осмыслить факторы, влияющие на формообразование вещи как таковой, но и промоделировать способы ее использования и восприятия потребителем во всем разнообразии ситуаций с учетом нравственных принципов, которые являются объективным критерием оценки эстетики вещи, отражающим глубинные слои социально-исторических условий бытия [4]. Наиболее успешно нравственно обучающая деятельность

дизайнера ведется в форме игры, стимулирующей ассоциативное мышление адресата. Таким образом, мы можем говорить о результативной функции «игрового момента» вещи*, необходимого для распознавания художественного образа вещи.

Заметим, что проектируемые функции изделия максимально ориентированы на удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей человека, соответственно, человекоориентирован и способ их воплощения как в форме, так и в содержании изделия.

Гуманистическая направленность проектирования позволяет выделить материальную и духовную сферы проявления функций транспортного средства в отношениях с человеком и средой. Так, для инструментальной функции материальной сферой проявления назовем преобразовательную деятельность транспортного средства (изменение визуального облика среды). В духовную сферу проецируются аспекты культурно-исторического, социально-коммуникативного образа движения. Выражение в картине изделия морфологии человеческого тела можно отнести в равной степени к обеим сферам проявления инструментальной функции вещи (схема 1).

Материальная сфера проявления адаптивной функции выражается через комфортность транспортного средства как соответствие физическим параметрам тела человека, а духовная - через понимание комфортности в контексте психологических, социальных и культурных потребностей человека (схема 2).

Материальная сфера результативной функции транспортного средства воплощает утилитарные, экономические цели общества (производства, экономики, рынка сбыта). В свою очередь духовная - способ связи целей культуры, дизайнера (художника) и потребителя (схема 3).

* употребляемое в профессиональной дизайнерской среде понятие «игрового момента» уподобляется «игровому элементу» (Й. Хёйзинга) или «игровой модальности» (М. Каган); М.А. Коськов пишет о глубоком проникновении различных форм игры, в часто т. ч. метафоризованной («игра ума») во все сферы человеческого существования ( см. Коськов М.А. К теории чистой игры //Studia сиИигае. Вып. 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.9-26); интеллектуальную игру с объектом дизайна можно отнести к блоку игр освоения, как «креативной (поисковой) игре индивидуального приобретения опыта» (по типологии А. Данфельда и А. Ирецкого )(там же)

Схема 1

Схема 3

Схема 2

Схема 4

Интегративную функцию машины можно назвать целиком духовноориентированной. В этом контексте транспортное средство рассматривается как средство связи человека с обществом, природой, социокультурным пространством в целом (схема 4).

Практическая работа над проектом моторикши показала, что в одном объекте в качестве средств реализации функций в образе пересекаются и дополняют друг друга несколько модификаций метафоры (сравне-

ние, олицетворение, метаморфоз, параллелизм, эпитет, антитеза, оксиморон), а также несколько связанных с определенными типами метафорического переноса универсальных методов смыслообразования (метонимия, синонимия, символическое). Помимо этого как средство реализации функций в образе изделия выступает комбинаторное формо- и смыслообразование. Комбинаторный метод позволил сопоставить между собой и связать в единое целое различные мо-

тивы (смыслы), аспекты бытия вещи, что способствовало становлению целостной визуально-смысловой картины изделия.

При проектировании человекоориентированного транспортного средства определяющее влияние на визуальный образ изделия оказали два взаимопроникающих типа функций: адаптивная и интегративная, реализованные с помощью метафорического языка, основной семантической единицей которого стала эллипсовидная форма «рис» и ее производные.

Игровой оттенок метафорического поиска образа транспортного средства, определил обучающую эстетическую позицию дизайнера в отношении пользователя, способствующую формированию у последнего высокоразвитого художественного вкуса и художественных потребностей, которые в свою очередь обеспечивают органическое включение реципиента в гармонический комплекс высших человеческих потребностей.

Список использованной литературы:

1. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий. Теоретические и методические основы. - М.: ВНИИТЭ, 2002. - 262 с.: ил.

2. Даниляк В. И. Концепция управления эргономическим уровнем качества продукции и организационно-психологические методы ее реализации. Автореф. диссертации, М., 2004

3. Демосфенова Г.Л. Проблемы взаимосвязи образности и функции в дизайне // Художественное моделирование комплексного объекта. - М., 1981. - С. 57-67 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).

4. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. - 227с., ил.

5. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика . М.: Изд- во АУТОПАН, 1996, - 79 с.

6. Коськов М.А. К теории чистой игры // Studia сикигае. Вып. 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.9-26

7. Методика художественного конструирования. Издание второе, переработанное. ВНИИТЭ. М., 1983, - 165 с.: ил.

8. Рубин А.А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн - М., 1978. - С. 22- 37 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 17.).

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.1

10. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. - М.: Архитектура-С, 2005. - 350с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.