Научная статья на тему 'Повышение творческой активности студентов в ходе практических занятий по макетированию костюма'

Повышение творческой активности студентов в ходе практических занятий по макетированию костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение творческой активности студентов в ходе практических занятий по макетированию костюма»

Большими выразительными возможностями обладает распространившаяся в последнее время в дизайне специальных мотосредств комбинация: параллелизм (культурные, исторические рефлексии) — сравнение (по функции, конструктивным признакам, композиционным особенностям) - олицетворение (зооморфизм).

Развитие технологий, появление новых конструкционных материалов позволяют использовать в образе специального мотосредства метафоры, характерные для малых изделий культурно-бытового назначения (часы, светильники, посуда) - антитеза, эпитет, оксиморон. Параллелизм (культурные, исторические рефлексии), олицетворение (зооморфизм) в образе мотосредства могут комбинироваться с антитезой (противопоставление визуальных качеств материалов их конструктивным свойствам, функциональной работе в конструкции), эпитетом (перенос свойств материалов), оксимороном (гибридность и т.п.).

Отметим, что конечная фаза проектирования, на которой осуществляется синтез метафорических проявлений культурных отношений в образе, является результатом поступательного композиционного формирования объекта. Начиная проектирование как поиск смыслообраза объекта, связанного с простейшим типом его функционирования в исторической среде, мы постепенно расширяем отношения объекта с контекстом и потребителем, параллельно осваивая все новые и новые средства выражения этих отношений (4).

Примечания

1. Жердев Е. В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. 227с.

2. Жердев Е. В. Художественная семантика дизайна. Метафорика. М.: Изд- во АУТОПАН, 1996. 79 с.

3. Цинман Ж. Г. Детерминирование образа функцией в дизайне специального мотосредства (на примере моторикши) // Вестник ОГУ. Архитектура и дизайн. Теория и практика. Оренбург, 2007. С. 292-301.

4. Рубин А. А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн. М., 1978. С. 22-37.

Е.Ю. Усенкова

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ КОСТЮМА

Большая популярность специальности «Дизайнер костюма» и высокий процент молодых специалистов этого направления дизайна, ежегодно выпускаемых в нашей стране, всё более повышают требования к профессионализму наших выпускников. Условия реализации социального заказа, преодоление сложностей адаптации выпускников в социуме определяют необходимость изучения проблемы и внедрения изменений в формы организации и методы учебно-воспитательного процесса.

Современная мода требует от молодых дизайнеров высокого профессионализма, глубоких знаний, острого глаза, предельного чувства линии, формы, пропорций. Дизайнерам костюма приходится обращаться к традициям высокого шитья, поэтому муляжный метод проектирования одежды для создания модных коллекций класса «люкс» снова вызывает интерес у профессионалов, поскольку богатство и универсальность метода наколки открывает колоссальные творческие возможности.

Макетирование костюма - одна из специальных дисциплин, формирующая и развивающая эти качества. Преподаватели некоторых российские вузов успешно занимаются со студентами муляжным методом проектирования костюма, передавая опыт и навыки создания максимально выразительной формы.

Объектом нашего исследования стал процесс обучения студентов макетированию костюма в нескольких московских вузах: в Столичной финансово-гуманитарной академии, Институте Индустрии Моды и Московском Городском Педагогическом Университете.

Цель исследовательской работы заключалась в определении уровня творческой активности студентов в ходе обучения, поиске способов повышения качества образования и уровня профессионализма будущих дизайнеров средствами макетирования костюма. Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:

- сбор информации по изучению методов преподавания дисциплины «Макетирование костюма» в высших учебных заведениях;

- нахождение оптимальных механизмов воздействия на формирование личностных качеств студентов;

- поиск оригинальных форм проведения занятий, объяснения и закрепления материала;

- нахождение способов повышения активности и самостоятельности студентов в решении практических задач;

- поиск способов повышения качества учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию учебно-познавательной деятельности, творческого потенциала, особого научного и креативного стиля мышления;

- разработка экспериментальной программы обучения макетированию, направленной на усиление творческой активности студентов и, как следствие, способствующей совершенствованию профессиональных знаний и навыков, будущих дизайнеров костюма;

- апробирование новой модели организации учебного процесса с целью усиления творческой активности средствами макетирования костюма;

- подведение итогов исследования и освещение результатов экспериментов, проводимых в условиях аудиторных практических занятий.

В результате исследований учебно-творческой деятельности студентов дизайнеров костюма, были сделаны некоторые выводы. Во-первых, несмотря на немалый накопленный положительный опыт практической работы по обучению студентов муляжному методу проектирования одежды, выработанные формы организации учебного процесса не оказывают ожидаемого результата - высокого уровня профессиональной подготовки студентов. Во-вторых, остро стоит проблема программно-методического обеспечения преподавания практического курса дисциплины «Макетирование костюма». Нет прямых методических разработок по методике преподавания данной дисциплины, помогающих формировать обстановку творческой активности студентов в процессе обучения. И, в-третьих, существующая программа преподавания дисциплины нуждается в корректировке и усовершенствовании, нахождении новых эффективных форм обучения, способствующих повышению его качественного уровня.

Отмеченные проблемы послужили поводом для создания в 2003 году экспериментальной образовательной программы дисциплины «Макетирование костюма», в которой была предложена методика обучения современным способам макетирования костюма. Основная часть исследований и апробация новых методов преподавания дисциплины проводилась в Московском Городском Педагогическом Университете на факультете Изобразительного Искусства и дизайна, на кафедре Проектирования и информационных технологий дизайна. В экспериментальных исследованиях участвовало более трёхсот студентов средних и старших курсов высших учебных заведений, обучающихся дизайну костюма по специальности 070601 - «Дизайн». Практическая значимость наших исследований заключается в возможности использования результатов его исследований в педагогической практике. Методические разработки по дисциплине «Макетирование костюма» могут стать основой для преподавания данной дисциплины в высших и средних учебных заведениях, готовящих специалистов по моделированию и дизайну костюма.

Предложенная для рассмотрения экспериментальная программа, читается студентам третьих и четвёртых курсов в течение трёх семестров. Программа разделена тематически на три основные части. В каждом последующем семестре идёт усложнение учебного материала от получения базовых знаний, до сложных творческих заданий, требующих от студентов максимального использования умений, навыков и опыта макетной работы, в соответствии с уровнем подготовки. При выборе метода обучения, мы учитывали многие зависимости: цели и задачи обучения, учебные возможности и уровень подготовки студентов, техническую оснащённость учебного заведения, специфику преподаваемой дисциплины. В характеризуемом нами учебно-познавательном процессе использовался комплекс методов обучения. Остановимся на некоторых принципах и методах организации учебного процесса.

Моделирование процесса преподавания данной дисциплины имеет некоторые особенности. При составлении учебного плана и выборе тем занятий учитывался ритмический ход учебного процесса в течение семестра. Методика преподавания и обучения строится на ритмической смене фаз в познании, понимании, овладении содержанием. В ходе практических занятий использовался принцип чередования процессов:

1) восприятия, при получении новой информации (демонстрация приёмов преподавателем, наблюдение и экспериментирование студентов при воспроизводстве пройденного материала);

2) вспоминание усвоенного материала в процессе выполнения наколки современного и исторического, повседневного и нарядного костюма различных форм;

3) переработка, анализ, абстрагирование и обобщение полученных знаний и умений на завершающей стадии обучения макетированию костюма (выработка собственного стиля, почерка в ходе выполнения творческих заданий).

При обучении студентов методике выполнения макета костюма мы использовали принцип программированного обучения. Это поэлементное изложение материала, завершёнными, удобными и доступными для студентов дозами. К условиям, обеспечивающим управление процессом усвоения действий и понятий, мы относим наличие практического действия, адекватно поставленной цели, знание структурного и функционального состава выделенного действия, поэтапное выполнение заданных параметров и наличие послеоперационного контроля выполнения действия. Применение данного принципа обучения не только облегчает оперативный контроль усвоения материала, но и позволяет работать в оптимальном темпе.

Студенты, под руководством преподавателя, выполняют задание с большой долей самостоятельности, разрешая проблемные ситуации, встающие перед ними. На каждом из этапов обучения обязательна корректирующая помощь преподавателя. В ходе работы возникает целый ряд проблемных ситуаций. Успешность выполнения задания зависит от способности анализировать проблему, применять на практике ранее полученные знания и способы решения задач, умения самостоятельно мыслить и творчески находить новые способы решения учебных проблем. Активная исследовательская и творческая работа студентов выполняет образовательную и развивающую функцию в процессе обучения, способствует профессиональному совершенствованию будущих дизайнеров.

Метод «активной демонстрации», часто используемый на первых этапах освоения методики наколки, имеет много положительных сторон и носит проблемный, исследовательский характер. На данном этапе обучения, когда студенты ещё не в силах решать сложные задачи, преподаватель наглядно показывает пути решения проблемы. Иногда в ходе обучения проблемная ситуация планируется и осуществляется преподавателем целенаправленно, чтобы возбудить интерес и стимулировать активность занятий. В ситуациях, когда внимание студентов сконцентрировано, процесс обучения осуществляется быстрее и легче.

При обучении макетированию костюма, мы использовали принцип индивидуального подхода к каждому студенту. Мы отказались от ориентировки на среднего студента и при выполнении контрольных итоговых заданий учитывали индивидуальные возможности, особенности личности наших студентов, совершенствуя сильные стороны и способности обучаемых.

Преподавательская работа может быть успешной только в случае, если она строится на основе контакта со студенческой аудиторией. Использование принципа демократизации отношений педагога и студента в ходе образовательного процесса, который предполагает свободной выбор, право на ошибку, право на собственную точку зрения, даёт положительные результаты, особенно ощутимые при работе по выполнению творческих, проблемных заданий. Студентам даётся возможность овладеть методикой наколки, но полученные знания, умения и навыки не заслоняют им путь к собственному практическому опыту и творческой свободе.

Активную форму творческой деятельности многие психологи связывают с её успешностью. Считается, что одним из мощных рычагов учебно-творческой деятельности является создание условий, обеспечивающих успех в учебной работе, ощущение радости на пути к продвижению от незнания к знанию, от неумения к умению, осознания смысла своих усилий. Мысль о необходимости создания ситуации успеха, ежедневных маленьких побед в ходе выполнения макетной работы, доказывают успехи наших студентов на завершающей стадии обучения макетированию, в процессе

выполнения творческого задания по созданию наколки вечернего платья. Опыт экспериментальной работы показал, что успех обучения, даже если он необычно труден, способствует повышению тонуса и производительности.

В процессе апробирования предложенной программы обучения дизайнеров костюма было отмечено, что некоторые элементы игры, встречающиеся как в ходе практических занятий по воссозданию исторического костюма, так и в ходе создания современного нарядного платья, положительно сказываются на ходе обучения. Игровые моменты обостряют чувственные процессы: ощущения и восприятия, воображения, придают процессу обучения активный творческий характер.

Особенностью преподавания дисциплины «Макетирование костюма» является использование межпредметных связей. Изучение основ муляжного способа создания костюма неразрывно связано с дисциплинами: конструирование костюма, история костюма, выполнение проекта в материале, технология изготовления костюма, проектирование костюма и другими. Взаимодействие и взаимопроникновение специальных дисциплин гарантирует более качественное и быстрое усвоение сложного объемного учебного материала.

Курс практических занятий по макетированию костюма приближает студентов к будущей профессиональной деятельности, знакомит студентов с особенностями работы дизайнера по созданию модной одежды различного назначения. В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания о тенденциях развития модной формы одежды, модных конструкциях, современные методах проектирования и изготовления одежды. Метод работы с учебной и технической литературой способствует многократной обработке информации и более быстрому усвоению теоретических знаний. Методика преподавания дисциплины включает необходимость упрощения усвоения сложной программы посредствам изучения дополнительной литературы: модных каталогов, журналов мод, учебных пособий, последних разработок направлений моды на будущие сезоны. Студенты посещают профессиональные выставки, семинары, конференции, конкурсы, принимают активное участие в конкурсах творческих работ. Результаты сравнительных исследований выявили достоинства апробируемой программы:

- одно из главных преимуществ данного метода - экономность, то есть благодаря рациональному отбору становится возможной передача значительного объёма знаний и умений за минимальное время;

- возрос уровень познавательной активности студентов в получении знаний;

- положенная в основу программы система постоянно усложняющихся заданий, содержание которых отвечает требованию поэтапного продвижения студентов по уровням деятельности, способствует получению прогнозированного положительного результата на каждом из этапов обучения;

- серия заданий плавно подводит студентов к самостоятельному выполнению заданий по созданию новых современных форм костюма, поощряет творческую инициативу и самостоятельность;

- в результате применения экспериментальной программы обучения выросли показатели в освоении общепрофессиональных дисциплин;

- возросло умение студентов творчески и профессионально решать сложные задачи по созданию новых современных форм костюма с высокими эстетическими свойствами;

- выросла успеваемость и как результат, качество профессиональной подготовки будущих специалистов;

- значительно поднялся уровень знаний и творческой активности слабых, отстающих студентов;

- применяемые методы обучения помогли студентам более самостоятельно, грамотно и качественно выполнять контрольные творческие задания по дисциплине «Выполнение проекта в материале», создавать коллекции костюмов по курсовому и дипломному проектированию;

- эксперимент показал, что в результате применения данной программы обучения возрос уровень творческой свободы студентов, при создании самых разнообразных коллекций костюмов - от строгих классических, до авангардных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.