Научная статья на тему 'Языковой организм и речевая деятельность'

Языковой организм и речевая деятельность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковой организм и речевая деятельность»

Языкознание

67

18. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: сб. материалов V Международной научно-методической конференции. - Т 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2013. -С. 33-39.

19. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.

20. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

21. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

22. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

23. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

24. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

25. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 160 с.

26. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Тамбов: Грамота, 2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

ЯЗЫКОВОЙ организм И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© Песина С.А.*

Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск

В лингвистике, в особенности прикладной, считалось, что наше знание языка подобно машине, способной оперировать множеством алгоритмических форм и формул. По мнению биокогнитивистов, деятельностная сущность человека основана на порождении смыслов; другими

* Профессор кафедры Английского языка, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

68

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

словами, она имеет и каузальный, и семиотический характер. Живые действующие существа осмысляют сигналы, которыми они пользуются, потому что их способности определяются «мягкой сборкой».

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, речевая деятельность, языковой организм, биокогнитивистика.

Такое объективно существующее положение, когда все знание создается субъективно, и «без человека нет знака», оставляет место для сомнения как в случае традиционных, так и современных подходов. В действительности, мы не можем понять, как мозг справляется с языком, несмотря на усилия огромного числа исследователей разного профиля [Лесина 1998, 2003, 2005]. Любопытную гипотезу природы сознания предлагает Д. Серль, полагающий, что сознание есть ментальное и поэтому физическое свойство мозга, в том смысле, в каком жидкое состояние есть свойство системы молекул. То есть тот факт, что некоторое свойство является ментальным, отнюдь не подразумевает, что оно не является физическим. По мнению автора, лишенные разума частицы материи могут порождать разум в силу своей организации. Подобные кусочки материи организованы определенными динамическими способами, и именно динамическая организация создает разумность. Отвечая на закономерный вопрос о том, при каких условиях это может происходить, автор приводит пример искусственного воспроизведения формы той динамической организации, которая создает разумность: это компьютер. По мнению автора, компьютер порождает интеллект, поскольку выполняет правильную компьютерную программу с правильным вводом и выводом данных в полном соответствии с поведением искусственного интеллекта [Серль, 2002: 50]. Нужно признать, что природа сознательного понимается Д. Сер-лем весьма оригинально. Сознание, полагает ученый, - это переключатель типа «вкл. / выкл.», то есть та или иная система либо сознательна, либо нет. И если она сознательна, то является в какой-то степени реостатом: имеются разные степени сознания. Так, если человек бодрствует, то он сознателен, если же человек засыпает (без сновидений), находится под общей анестезией или умирает, то его состояние сознания прекращается. Базисным для взглядов Д. Серля является тот факт, что сознание есть биологическое свойство мозга человека и определенных животных. Оно причинно обусловлено нейробиологическими процессами и в той же степени является частью естественного биологического порядка, как и любые другие свойства вроде фотосинтеза, пищеварения или деления клетки (mitosis).

Итак, субъективно-материалистическая точка зрения Д. Серля природу сознания заключается в признании того, что биологические процессы порождают сознательные ментальные феномены, а последние нередуцируемо субъективны. В этом плане его концепция сознания вполне созвучна марксистским воззрением: идеальное, по К. Марксу, есть переведенное в голову и переработанное материальное. Обладать сознанием - это то же, что и об-

Языкознание

69

ладать программой, а ментальные процессы могут быть симулированы вычислительно. Когнитивизмом же автор называет рассмотрение мозга как цифрового компьютера.

Когнитивисты, точнее биокогнитивисты, напротив, утверждают, что сознание является, возможно, частью тела так, если бы его телесное размещение было вероятностным условием, не влияющим на его главную функцию: обрабатывать информацию в процессе выработки символически закодированных решений символически сформулированных проблем. Отсюда интеллект есть биологический феномен, заключающийся в способах сопряжения организма с миром для получения значимых реакций на ситуации в этом мире. В свете непрекращающегося взаимодействия между телом и его изменяющейся средой сознание как контролирующий орган должно порождать действия, соответствующие этим изменениям.

Биокогнитивисты полагают, что знания нет за пределами живого организма. Оно непосредственно связано со своим субстратом - нервной тканью. Точнее оно является эффектом изменения ее состояния. Знание изменяется - расширяется или сужается - в силу врожденной способности к научению. Стимулом подобных изменений и процессов является не «поток» поступающей извне информации, а сигналы. Сигналы воздействия материальных предметов на наши органы чувств не передают знания в прямом смысле. Будучи свойством нервной ткани, мысль, значение, понятие и пр. не могут быть отделены от нее (нервной ткани) как нельзя отделить цвет от тканей помидора.

В этой связи, как нам видится, можно утверждать, что речемыслительная деятельность человека осуществляется языковым организмом человека, под которым понимается та часть мозговой деятельности, которая наряду с нервной системой, речедвигательным аппаратом и телесным функционированием отвечает за речевую деятельность [Песина 2011, 2012, 2013, 2014].

В языковой организм, как главное средство коммуникативной адаптации человека, входит речь как результирующая составляющая, которой предшествует на более высокой ступени абстракции язык как индивидуальная и вместе с тем социальная сущность. Мышление, включающее процесс формирования и функционирования концептов, является основной составляющей языкового организма. Концепты, являясь частью языкового организма, включают конкретно-чувственные образы, представления (мыслительные картинки), схемы, понятия, пропозиции, фреймы, сценарии (скрипты), гештальты и другие мыслительные формы.

Думается, что неучет работы нервной системы, как и всего тела (язык телодвижений), функционирующих как открытый радар, ведет к фрагментарным исследованиям, не давая полной комплексной картины функционирования речемыслительного аппарата. Кроме того, языковой организм должен содержать связующие средства в качестве схем фраз и предложений, то есть то, что служит синтаксическому построению речи.

70

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Поскольку разум возникает в мозге, который интегрирован в организм, разум является частью единого аппарата, но он не сводится к манипулированию с абстрактными символами: тело, разум и мозг представляют собой манифестацию одного и того же организма. Хотя их можно различать для научных целей, в действительности они неразрывны в нормальных ситуациях функционирования [Песина 2007, 2008, 2009, 2010].

Что касается сознания, то оно включает ментальный, языковой и психических ресурс, обладая свойством распределенности. Сознание стоит ближе к языку, оно упорядочено не только и не столько структурой действительности и структурами человеческой деятельности, сколько спецификой языка и системными отношениями в нем. В целом нужно отметить, что все вышесказанное призвано привлечь внимание к необходимости учета физиологической составляющей человека, изучения широкого диапазона отделов его нервной системы, участвующих в формировании актуального знания индивидуума о воспринимаемом предмете или явлении.

Список литературы:

1. Песина С.А. Лексический прототип в семантической структуре слова: дисс. ... кандидата наук / Санкт-Петербургский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург, 1998.

2. Песина С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира // Филология и культура: Сб. матер. IV международной научной конференции. - Тамбов: ТГУ 2003. - С. 42-43.

3. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): диссертация на соискание ученой степени доктора наук. - Санкт-Петербург, 2005.

4. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57.

5. Песина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. - 2005. - № 3 (10). - С. 358-362.

6. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57-64.

7. Песина С.А. Прототипический подход как средство понимания и интерпретации многозначного слова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: Материалы международной научнопрактической конференции. - СПб.: Бреста, 2005. - С. 209-211.

8. Песина С.А. Функционирование полисемантов в механизмах речепроизводства // Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебе-

Языкознание

71

динской. Выпуск 4. - Курган: Изд-во Курганского государственного ун-та, 2008. - С. 113-115.

9. Песина С.А., Авраменко Ю.И. От интенсионала к лексическому прототипу // Лингвистическое образование: современные проблемы, пути их решения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Магнитогорск: МаГУ 2007. - С. 108-112.

10. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник ОГУ: Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - Оренбург, 2009. - № 7 (101): июль. - С. 178-180.

11. Песина С.А. Сознание и языковой организм // И вновь продолжается бой...: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ 2010. - С. 201-206.

12. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. мат-лов; М-во обр. и науки РФ, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. Ун-т, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. -Тамбов: Издательский дом ТГУ 2010. - С. 121-123.

13. Песина С.А. Слово в когнитивном аспекте: монография / С.А. Песина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.

14. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подходов к центральным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ 2011. - Вып. 4 (88). -С. 12-16.

15. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия. -

2011. - № 2 (4). - С. 122-131.

16. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ 2011. - Выпуск 57: Филология и искусствоведение, № 24 (239). - С. 43-45.

17. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота,

2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

18. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: Сб. материалов V Международной научно-методической конференции. - Т. 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. -С. 33-39.

19. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.

72

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

20. Песина С.А., Солончак ТЮ. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

21. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

22. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

23. Песина С.А., Солончак ТЮ. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

24. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

25. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 160 с.

26. Серль Д. Открывая сознание заново. - М.: Идея-Пресс, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.