Научная статья на тему 'Языковой эстетический идеал в системе ценностных представлений учащихся о русском языке'

Языковой эстетический идеал в системе ценностных представлений учащихся о русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1252
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулаева Г. М.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале в контексте ценностного подхода в обучении русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AESTHETIC IDEAL IN THE CONNECTION WITH THE PU-PILS' VALUE NOTIONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The article under discussion is dedicated to the urgent problem of forming in the pupils a notion of linguistic aesthetic ideal in the connection with the value approach of the Russian language teaching.

Текст научной работы на тему «Языковой эстетический идеал в системе ценностных представлений учащихся о русском языке»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

ЯЗЫКОВОЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Г.М. Кулаева

Кафедра языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургский государственный педагогический университет Ул. Советская, 19, Оренбург, Россия, 460844

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале в контексте ценностного подхода в обучении русскому языку.

На современном этапе методической науки углубляется понимание школьного предмета «русский язык» как мировоззренческого предмета [1]. Значимость формирования у школьников мировоззренческих представлений обусловлена тем, что мировоззрение признается стержнем личности и представляет собой систему взглядов, убеждений, оценок, идеалов, потребностей, определяющих ценностные ориентации, жизненные устремления и личностные образования личности [2. С. 8]. Обращение к русскому языку в современных условиях как национально-культурному наследию, в котором воплощены национальные ценности русского народа, — закономерное и необходимое условие формирования гуманистического мировоззрения, ценностных ориентиров учащихся.

В этом смысле задача формирования у школьников научно-лингвисти-ческого мировоззрения — одна из самых острых и актуальных, решение ее требует сегодня пересмотра многих позиций в преподавании русского языка в современной школе. В настоящее время приоритетной целью в обучении русскому языку, усиливающей мировоззренческую основу школьного лингвистического курса, является формирование у школьников взгляда на русский язык как национальный феномен и национальное достояние русского народа [3]. Ценностный взгляд на русский язык складывается из осознания учащимися ряда ключевых позиций: русский язык — самобытное уникальное полифункцио-нальное средство общения, русский язык — средство межнационального и межэтнического общения, русский язык — культурно-исторический феномен,

русский язык — эстетический и нравственный феномен, русский язык — первооснова русской художественной литературы.

Какая идея может стать сегодня стержневой и наиболее привлекательной в осознании учащимися родного языка как ценностного объекта? Ответ находим в словах русского писателя Н.В. Гоголя: «...сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковнобиблейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты... язык, который сам по себе уже поэт и который недаром был на время позабыт нашим лучшим обществом» [4. С. 360]. По сути, в этом эстетическом манифесте русский язык определен как эстетический феномен. Чтобы понять смысл гоголевской метафоры «язык — тайна», обратимся к толкованию слова «тайна», данному в толковом словаре В.И. Даля. В нем то, что составляет тайну, толкуется как «неведомый, неизвестный, сокрытый, сокровенный; непонятный, непостижимый, недоступный уму» [5. С. 386]. Таинственность русского языка для Гоголя могла заключаться в том, что в нем есть непостижимое совершенство, то есть, говоря современным языком, воплощен эстетический идеал. Не случайно Гоголь дает заключительную метафорическую характеристику русскому языку: «язык—поэт».

На наш взгляд, одним из направлений учебной работы, поддерживающим ценностный подход в обучении русскому языку, может стать идея языкового эстетического идеала. Эстетическое как одно из составляющих процесса формирования гуманистического мировоззрения пронизывает все его аспекты, придает ему эмоциональную насыщенность и убедительность, и в то же время эстетическое пронизывает все основные ценностные категории: взгляды, идеалы, суждения, убеждения, оценки, потребности и т.д. Осознание воплощенных в языке представлений русского человека о красоте как высшей духовной ценности и освоение их благотворно скажется на формировании у школьников глубокого взгляда на родной язык.

Поскольку наш интерес связан с проблемой языкового эстетического идеала, то вполне закономерным становится обращение к пониманию эстетического идеала в философской науке.

Сам термин «идеал» толкуется широко, что обусловлено многозначностью слова в языке-источнике (эйдос — образ, вид, способ). Так, в «Философской энциклопедии» идеал трактуется как «образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса» [6. С. 195], в «Советском энциклопедическом словаре» — «образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений человека» [7. С. 480], в «Философском словаре» наряду с толкованием «вид, образ, представление, понятие» выделены разновидности идеала: общественный, нравственный, эстетический» [8. С. 150]. Во всех приведенных определениях идеал признается, с одной стороны, образцом, нечто совершенным, тем, что воспринимается как должное, к которому сле-

дует стремиться; с другой стороны, идеал связан со сферой идеального, поскольку связан с пониманием образа или представления. Даже такое поверхностное сопоставление значений термина «идеал» подтверждает тот факт, что идеал занимает высшую ступеньку в иерархии свойств или качеств как нечто наиболее образцовое и совершенное.

Многозначны и признаки категории идеала, которые представлены в философской литературе в обобщенном виде: идеал 1) выражает динамическую, развивающуюся сторону общественной практики, выступает как концентрированное духовное отражение настоящего и будущего, сущего и должного, несовершенного и совершенного; 2) наряду с интеллектуальным, рациональным оформлением несет в себе социально-психологическое содержание, эмоциональный заряд; 3) предстает единством познавательного и ценностного отношения к действительности с приоритетом последнего; 4) является мировоззренческой и исторически изменчивой категорией; 5) является целью и системообразующим фактором всей структуры деятельности по достижению данного идеала [9. С. 11—12].

Таким образом, необходимость включения представлений об идеале в систему ценностных представлений личности вызвана тем, что этой категории принадлежит ключевая роль в формировании мировоззрения личности как системы ценностей (идеал как высшая ценность), в практической деятельности и творческой самореализации (идеал как мера, критерий, высшая цель деятельности).

Многогранность и сложность проблемы идеала обусловлена его пониманием как общественного, так и личностного феноменов и диапазоном его реализаций: политический, гражданский, нравственный, эстетический, религиозный и др. Среди названных разновидностей общественного идеала эстетический идеал занимает особое место в силу того, что ключевая категория «эстетическое» является наиболее сложной, дискуссионной и наименее упорядоченной в науке.

В современных философских работах все больше отмечается дефиниций, связывающих понимание эстетического идеала в аксиологическом ценностном смысле. В аксиологии ценностью признается то, что «есть значение объекта для субъекта», причем это значение может быть положительным или отрицательным, а эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом происходит в оценке [10]. Однако следует учитывать, что ценностные представления, способы и критерии, на основе которых происходит оценивание (чувства, вкусы, идеалы, нормы), могут быть ценностными, но могут быть и не быть таковыми. Поэтому идеал как ценность определяется его истинностью, то есть соответствием подлинным ценностям, их гуманностью, народностью и творческим характером [11. С. 5].

Приведем два определения эстетического идеала, которые по сути являются фактически тождественными: «Эстетический идеал — это обобщенное представление о должной, совершенной, желаемой эстетической ценности в природе, человеке, искусстве [12. С. 12]; «эстетический идеал — это образ должной и желаемой эстетической ценности, высший критерий эстетической оценки» [13. С. 129].

В ходе анализа философских работ нас интересовало, включается ли язык в круг эстетических объектов. Отметим, что в общей эстетике диапазон эстетических объектов значительно расширен и отмечается универсальность эстетического в культуре человечества [14]. В современной философской науке понимание универсальности имеет в частности следующее определение: «искусство — главный, но далеко не единственный носитель эстетического в культуре. Им практически охвачены в той или иной мере все ее феномены, и более того эстетическое начало пронизывает всю цивилизацию» [5. С. 16]. Все это дает нам основание утверждать, что язык как феномен культуры и окружающей действительности является эстетическим феноменом. Однако в исследованиях общей эстетики и аксиологии язык как эстетический объект еще не стал предметом широкого научного интереса, и соответственно не выделяется разновидность эстетического идеала — языковой эстетический идеал. Исходя из этого, дадим рабочее определение: языковой эстетический идеал — это представление о должной совершенной эстетической ценности (о прекрасном) в языке и речи, существующее в общественном сознании той или иной эпохи и среды.

Поскольку в структуре мировоззрения выделяется такой элемент, как идеалы, то целесообразным и оправданным становится включение в систему ментальных представлений учащихся компонента «языковой эстетический идеал». Введение в структуру лингвистического мировоззрения нового структурного элемента, несомненно, усилит мировоззренческую и гуманистическую основу обучения русскому языку и будет способствовать формированию представлений учащихся о русском языке как национально-культурном феномене, так как эстетическая составляющая является универсальной и неотъемлемой частью явлений и фактов, принадлежащих сфере культуры.

Представления о языковом эстетическом идеале позволит обогатить методическую науку новым содержанием и расширить ее понятийный аппарат терминами и понятиями: русский язык — национально-эстетический феномен, языковой эстетический идеал, языковой эстетический вкус, эстетика языка и речи, эстетическая компетенция учащихся.

Целенаправленная и систематическая работа по формированию ценностных представлений о русском языке обогатит словарь учащихся новыми терминологическими понятиями: языковой эстетический идеал, речевой идеал, русский язык как эстетический феномен, русский язык — эстетическое наследие русского народа, эстетическая функция языка, эстетика языка и речи, языковой эстетический вкус, благозвучие, выразительность, экспрессивность, образность как эстетические качества русского языка.

Работа по формированию представлений о языковом эстетическом идеале может проводиться на вводных уроках в начале учебного года и на протяжении всего школьного лингвистического курса. Содержание такой работы может включать:

— высказывания русских писателей, авторитетных деятелей науки и культуры об эстетических свойствах русского языка;

— языковой материал, демонстрирующий эстетические качества русского языка;

— текстовой материал, который содержит элемент дискуссионности и становится основой диалога, дискуссии, диспута о языковом эстетическом идеале, языковом эстетическом вкусе;

— сочинения учеников на лингвистические темы, связанные с проблемой языкового идеала, языкового вкуса;

— материал, который становится основой создания самостоятельных исследовательских работ — учебных проектов.

Идея языкового эстетического идеала, таким образом, может осмысливаться через чтение и анализ авторитетных высказываний об эстетических качествах русского языка, научно-лингвистических текстов, в которых отражены вопросы эстетики русского языка, а также образцовых текстов, наиболее совершенно отразивших эстетические свойства русского языка: благозвучие, выразительность, образность, гибкость, пластичность, стилистическое богатство. Этот путь осознавался еще отечественными методистами в области преподавания языка и словесности в XIX веке как единственно верный и целесообразный. Так, В.П. Острогорский писал, что «сознательное изучение образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности. Не говоря уже о том, как невольно усваивают дети на своих поэтах дух языка...» [15. С. 1].

В методической системе учителя доминирующее место должно принадлежать таким формам работы, как чтение и анализ текстов мировоззренческого содержания научного, публицистического стилей и составление учащимися на их основе собственных высказываний. Для того чтобы формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале было результативным и успешным, необходимо актуализировать формы работы, которые будут способствовать выражению собственной аргументированной позиции учащихся. В этом смысле большее значение необходимо придать урокам русского языка, включающим элементы диалога, дискуссий, диспута.

В размышлениях над эстетически ценностным объектом, в умении выразить свое отношение к проблемам языка и эстетики, изменяющемуся языковому идеалу, состоянию речевой культуры общества реализуется не только эмоционально-ценностный, но (что чрезвычайно важно для развития личности) интеллектуальный аспект уроков русского языка. Такие размышления могут быть вызваны высказываниями русских писателей и поэтов, которые становятся темой сочинений-рассуждений, например: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг» (Н.В. Гоголь), «Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нем раздолье» (К.Д. Бальмонт), «Местное слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно» (К.Г. Паустовский), «В русском языке есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» (С.Я. Маршак), «С русским языком можно творить чудеса» (К.Г. Паустовский), «Фонетика каждого языка есть живое воплощение эстетических вкусов народа» (К.И. Чуковский).

При обучении учащихся созданию аргументированных высказываний учащимся необходима опора. Таким стимулирующим процесс создания высказы-

ваний учащихся материалом становится мировоззренчески направленный текст. Мировоззренческое содержание дидактического материала актуализирует новые фоновые знания, на основе которых учащиеся постепенно учатся давать оценочные суждения об эстетических свойствах русского языка, о русском языке как первооснове художественной литературы, о языковом идеале, о языковом вкусе, особенностях языкового употребления в художественной речи, отборе слов в соответствии с требованиями нормы и эстетического вкуса.

Результативность работы определяется способностью большинства учащихся создавать самостоятельные высказывания в заданном стиле и жанре, умении проявить самостоятельность, глубину в суждениях и выводах на сложные лингвоэстетические и лингвокультурологические темы. В старших классах оправданным становится увеличение объема работ исследовательского характера (учебных проектов), участие в подготовке докладов, сообщений, публичных выступлений для уроков-семинаров, уроков-дискуссий, уроков-полемики.

Так, основой для создания учебных проектов по проблемам языкового идеала может стать фрагмент статьи ученого-филолога Г.О. Винокура «Об изучении языка литературных произведений»:

Мы слышим выражения вроде «прекрасный стиль или язык», «писать правильно, изящно, образно», «язык у него чистый и точный» или, наоборот, «небрежный, запутанный» и т.п. Все такие определения представляют собой качественные оценки данного применения средств национального языка в отношении к существующему в общественном сознании той или иной эпохи и среды идеалу пользования языком. Критерии подобных оценок представляют собой категорию историческую и изменяют вместе с общественной жизнью. Тем не менее всякий, кто пользуется публичной речью, принужден так или иначе считаться с теми требованиями, которые, в форме этих оценок, обращает к нему общественная среда. Самая строгость и принудительность этих требований бывают различны в зависимости от рода речи, потому что общество относится с различными ожиданиями к речи ученого и писателя, учителя и оратора, к языку канцелярской бумаги и к языку фельетона и т.д. Но в той или иной форме, с той или иной степенью силы в обществе, достигшем достаточного уровня цивилизации, эти требования существуют всегда.

Темами ученических проектов (а может, и содержанием элективного курса для старшеклассников) становятся не только вопросы, касающиеся современного «языкового вкуса эпохи» (В.Г. Костомаров), состояния речевой культуры носителей языка, но и исторические вехи в выработке национального языкового эстетического идеала: «плетение словес»; теория «трех штилей» М.В. Ломоносова и ее роль в распределении языковых пластов с учетом эстетических критериев («высокие», «низкие»); «новый слог» Н.М. Карамзина и языковая полемика «карамзинистов» и «шишковистов»; роль А. С. Пушкина в утверждении «принципов истинного вкуса» и в выработке национального языкового художественно-эстетического идеала и др.

В поле зрения учителя могут быть и те периоды, в которых происходило заметное изменение языкового вкуса общества, что вело к смене и известной утрате художественно-эстетических идеалов, например, языковые эксперименты эпохи

Серебряного века (В. Хлебников и др.), эстетика огненного «революционного языка» (А.М. Селищев) и послереволюционных лет, «тоталитарный язык» советской эпохи и др. Введение исторического аспекта в работу по формированию представлений об эстетическом идеале потребует значительных усилий со стороны учителя в изложении трудного материала, но, несомненно, окажет благотворное влияние на формирование у школьников представлений о русском языке как культурно — историческом феномене и в целом на осознании сложного пути становления и развития русского национального языка.

В результате учебной деятельности и обновления содержания школьного лингвистического образования у выпускников школы должны быть сформированы следующие представления, по которым учащиеся должны приобрести осознанную аргументированную позицию:

— языковой эстетический идеал — высшая духовная ценность, воплощение представлений русского человека о красоте, гармонии и совершенстве мира, родной природы, человека;

— языковой эстетический идеал — исторически изменчивая категория: изменения в общественной жизни и языкового эстетического вкуса носителей языка приводят соответственно к изменению или смене общественного языкового эстетического идеала;

— для формирования национального языкового художественно-эстети-ческого идеала потребовались творческие усилия выдающихся личностей, русских поэтов и писателей, оценка ими эстетической природы народного языка как совершенной, идеальной;

— специфика национального языкового эстетического идеала обусловлена его тесной связью с нравственным идеалом: для русского человека эстетические понятия всегда неразрывно связывались с нравственными представлениями;

-— языковой эстетический идеал — формируемая категория: сформированное в обществе представление о языковом эстетическом идеале влияет на личностный эстетический вкус носителей языка и определяет «языковой вкус эпохи»;

— характеристика языкового эстетического идеала определяется по-раз-ному в зависимости от среды пользования языком и требований, предъявляемых к употреблению речевых средств в разных ситуациях общения.

Усвоение учащимися нового мировоззренческого содержания ведет и к личностным образованиям: формирование мотивации и потребности в совершенствовании эстетической стороны собственной речи, стремление к языковому и речевому идеалу, к формированию ценностного отношения к русскому языку.

Осуществление приоритетной задачи современного преподавания русского языка — формирование взгляда на родной русский язык как национально-культурный феномен — следует связать с работой по формированию у школьников средней школы представлений о языковом эстетическом идеале. Включение представлений об эстетическом идеале в систему ценностных представлении о русском языке, несомненно, будет способствовать формированию у школьников осознанного действенного ценностного отношения к нему величайшему национальному наследию русского народа.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Ходякова Л.А., Гордиенко О.В., Пахнова Т.М. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. — М., 2005.

[2] Проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся. Материалы сессии научного Совета / Под редакцией В.М. Коротова, P.M. Роговой. — М., 1997.

[3] Дейкина АД. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе. Дисс. в виде научного доклада ... докт. пед. наук. — М., 1994.

[4] Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в семи томах. — М.,1986. Т. VI. — М., 1989.

[5] Философская энциклопедия. — М., 1962. Т. 2.

[6] Советский энциклопедический словарь. — М., 1990.

[7] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М., 1991.

[8] Радугин В.М. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве: Дис. ... канд. философ. наук. — М., 1995.

[9] Каган М.С. Философская теория ценностей. — СПб., 1997.

[10] Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение,-—М., 1983.

[11] Куренкова Р.А. Эстетика: учебник для студентов. — М., 2003.

[12] Эстетика / Под ред. А.А. Радугина. — М., 2000.

[13] Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты // Исследования по эстетике и теории искусства. — М., 1994.

[14] Бычков В.В. Эстетика: учебник для студентов вузов. —- М., 2002.

[15] Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образцовый материал для занятий с детьми (для матерей, воспитателей и учителей). — СПб., 1874.

LINGUISTIC AESTHETIC IDEAL IN THE CONNECTION WITH THE PU-PILS’ VALUE NOTIONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

G.M. Kulaeva

Chair of Linguistics and Methods of Russian Language Teaching Orenburg State Pedagogical University 19, Sovetskaya str., Orenburg, Russia, 460844

The article under discussion is dedicated to the urgent problem of forming in the pupils a notion of linguistic aesthetic ideal in the connection with the value approach of the Russian language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.