Научная статья на тему 'Организация ценностно-ориентационной деятельности учащихся в процессе формирования выразительной письменной речи при работе с метафорой'

Организация ценностно-ориентационной деятельности учащихся в процессе формирования выразительной письменной речи при работе с метафорой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
334
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / МЕТАФОРА / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPRESSIVE WRITTEN SPEECH / METAPHOR / VALUE-ORIENTED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комарова Ю. В.

В данной статье описываются возможные способы организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся 8 9 классов в процессе формирования выразительной письменной речи при работе с метафорой на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE STUDENTS' VALUE-ORIENTED ACTIVITY IN THE PROCESS OF EXPRESSIVE WRITING SPEECH FORMATION WHILE WORKING WITH A METAPHOR

This article describes the possible ways of organizing the value-oriented activity of the 8 9th form students in the process of the writing speech formation while working with a metaphor at the Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «Организация ценностно-ориентационной деятельности учащихся в процессе формирования выразительной письменной речи при работе с метафорой»

УДК 372.881.161.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ПРИ РАБОТЕ С МЕТАФОРОЙ

© 2011 Ю.В.Комарова

Самарская государственная областная академия (Наяновой)

Статья поступила в редакцию 03.08.2010

В данной статье описываются возможные способы организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся 8 - 9 классов в процессе формирования выразительной письменной речи при работе с метафорой на уроках русского языка.

Ключевые слова: выразительная письменная речь,метафора,ценностно-ориентационная деятельность.

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации на современном этапе становится переход к ценностной парадигме, на это указывают Е.А.Быстрова1, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова2 и другие учёные. Закономерное усиление научного интереса к аксиологической проблематике вызвано рядом противоречий. Так, общественные преобразования последних лет, с одной стороны, ведут к девальвации традиционных общественных ценностей, тех ценностных установок, на которые ранее была ориентирована образовательная сфера. С другой стороны, наблюдаемые преобразования способствуют развитию у школьников нового, ценностного сознания и поведения, что вызывает необходимость разработки аксиологических подходов в образовании. В связи с этим перед преподавателями русского языка встаёт задача сформировать у учащихся ценностные ориентации, соответствующие современной социокультурной ситуации, создав тем самым условия для раскрытия мировоззренческого потенциала уроков русского языка.

Как отмечают исследователи, «сущность цен-ностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в связи с этим их личностных смыслов»3. При этом цен-

Комарова Юлия Владимировна, преподаватель кафедры русского языка. E-mail: bimakom@gmail. com

1 Быстрова Е.А. Аксиологический подход в преподавании русского языка в современной школе // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Междунар. научно-практической конф. - М.; Ярославль: 2009. - С. 7 - 10.

2 Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: 2003.

3 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов

Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: 1997. - С. 188.

ностными основаниями подобной работы на уроках русского языка, по мнению А.Д.Дейкиной, могут быть «любовь к слову, интерес к словесному творчеству, сознательные представления о языке как национально-культурном феномене»4.

Предлагаемая нами методика формирования выразительной письменной речи учащихся при работе с метафорой носит не только обучающий, но и воспитывающий характер. Выполнение на уроках заданий, опирающихся на культурно значимый и эстетический потенциал метафоры и составленных с привлечением разнообразного дидактического материала, как-то: фрагменты художественных произведений, афоризмы великих русских писателей, образцовые публицистические тексты, - способствует реализации аксиологического подхода к обучению родному языку, активизации ценностно-ориентационной деятельности учащихся, формированию их языкового вкуса, адекватному развитию языковой личности.

Организация ценностно-ориентационной деятельности учащихся осуществляется на уроках русского языка на всех этапах работы, в процессе решения частных задач, согласно которым у учащихся последовательно и планомерно формируются понятие об эстетической ценности родного языка, знание о выразительности как коммуникативном качестве речи и о выразительных средствах языка, умение выявлять выразительный потенциал метафоры, умение использовать метафоры в своей письменной речевой деятельности. В начале работы по нашей методической системе, в 8 классе, с целью сформировать у учащихся мотивацию к совершенствованию собственной речи и готовность к овладению выразительной письменной речью восьмиклассни-

4 Дейкина А.Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка .... - С. 7.

Педагогика

кам предлагается проанализировать высказывания великих русских писателей о языке. На уроке русского языка в 8 классе учащиеся выразительно читают записанные на доске изречения:

Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнью народа... (В.Г.Белинский).

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык (К.Г. Паустовский).

Даже в те эпохи, когда в язык проникает наибольшее количество новых оборотов и терминов, а старые исчезают десятками, он в главной сути своей остаётся всем тем же, сохраняя в неприкосновенности золотой фонд и своего словаря, и своих грамматических форм, выработанных в былье века. Сильный, выразительный и гибкий язык, ставший драгоценнейшим достоянием народа, он мудро устойчив и строг (К.И.Чуковский).

После выразительного чтения вслух восьмиклассникам задаются вопросы, помогающие осознать значение данных афоризмов. Так, отвечая на первый вопрос «Как вы понимаете смысл прочитанных фраз?» учащиеся выясняют, что эти высказывания посвящены родному языку, его необыкновенным качествам, писатели говорят о его богатстве, красоте, о том, что язык — это живой организм. В ходе ответа на следующий вопрос «Что вы знаете об их авторах?» восьмиклассники вспоминают, что Виссарион Григорьевич Белинский был выдающимся русским литературным критиком, XIX века, он анализировал творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; Константин Георгиевич Паустовский — это русский писатель ХХ века, автор прекрасных лирических произведений о природе и о биографиях великих людей («Мещёрская сторона», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко»); Корней Иванович Чуковский — русский поэт, писатель, литературовед, перу которого принадлежат всем известные детские сказки «Мойдо-дыр», «Муха-цокотуха» и другие.

Далее предлагается задание переписать изречения с доски в тетради и отметить слова, употреблённые в переносном значении, а также сравнить эти высказывания и письменно сформулировать, что общего и различного во взглядах разных писателей на родной язык отражено в них. В ходе выполнения данного задания учащиеся выделяют такие слова и словосочетания в переносном значении, как «язык идёт вместе с жизнью народа», «гибкий язык», «золотой фонд словаря», «язык устойчив и строг».

По завершении работы в классе обсуждаем результаты. Анализируя данные словосочетания, учащиеся классифицируют их как метафоры, олицетворения, эпитеты и приходят к выводу,

что именно благодаря использованию образных средств фразы о языке производят на нас сильное впечатление, воздействуют на нашу эмоциональную сферу. Затем ученики читают свои ответы на вопрос о сравнительном анализе изречений. Они выясняют, что во всех высказываниях отмечены выразительность, богатство, жизненность и ценность русского языка, однако если К.Г.Паустовский пишет лишь о волшебных свойствах языка, то В.Г.Белинский обращает внимание на постоянное развитие языка, а К.И.Чуковский, как бы подхватывая мысль В.Г.Белинского, говорит также и о способности языка к самосохранению и обновлению, что особенно актуально в настоящее время, в XXI веке, когда процессы изменения языка столь очевидны. В заключение работы с высказываниями русских писателей о языке учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы думаете, почему вам было предложено проанализировать эти мысли великих мастеров слова?» «Какой вывод можно сделать о русском языке после знакомства с данными изречениями?»

В процессе поиска ответа на эти вопросы восьмиклассники обращаются к рефлексии и самоанализу и приходят к выводу, что благодаря данным афоризмам, эти литераторы открылись перед ними с новой стороны, таким образом, школьники получили очень важное представление о том, что настоящие мастера слова всегда обращают пристальное внимание на «материал» своего творчества, то есть на язык, которым пользуются, и, знакомясь с их выводами о свойствах русского языка, мы больше начинаем ценить родной язык, проникаемся любовью и уважением к нему, осознаём его необычайное своеобразие красоту. Подобная работа является продуктивным способом организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся и совершенствования их духовного мира, поскольку формирует представление о родном языке как культурном явлении, имеющем безусловную эстетическую и познавательную ценность.

Ценностно-ориентационная деятельность осуществлялась также на завершающем этапе работы по нашей методической системе, на уроках русского языка в 9 классе, когда учащимся предлагалось следующее задание: Проанализируйте любое из понравившихся вам высказываний известных российских писателей и определите, какая метафора лежит в его основе, а затем напишите небольшое сочинение-эссе, содержащее развитие данного метафорического образа. Примеры афоризмов:

Чёрный хлеб — родной брат русского человека. Он — свидетель истории. Горя и счастья.

(В.Дудинцев)

Горе, как не пролившаяся из раны кровь, образует сгусток, который может впоследствии разорвать человека, уничтожить его. (А.Алексин)

Добро пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а не разъединяя людей. (Ю.Бондарев)

Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С.Михалков)

Большинство учащихся сочли наиболее интересными и продуктивными высказывания о чёрном хлебе и о книге. Проанализируем работы тех девятиклассников, которые выбрали первое высказывание. Выполняя данное задание, учащиеся прежде всего отмечают, что высказывание В.Дудинцева является необычайно ярким, выразительным, запоминающимся, позволяет в одной фразе высказать огромное количество мыслей, эмоций и ассоциаций. А так как центральный образ построен на одушевлении чёрного хлеба, отождествлении его с человеком, причём родным («братом»), данный троп не может не затронуть душу каждого из нас. Фрагменты сочинений девятиклассников:

«Чёрный хлеб... В нашей семье никто не называет чёрным, только «ржаным». Это уважение к хлебу пошло от бабушки. От неё я знаю, каким лакомым и бесконечно ценным был во время войны кусок этого хлеба. Чёрная краюха давала силу для жизни. Только солдаты и те, кто работал в тылу, могут рассказать про чёрный хлеб военных лет» (Ира Т.)

«Чёрный хлеб победы — это наше прошлое, это наши корни» (Иван С.)

«Конфеты и импортные шоколадки — спутники ребёнка XXI века, ведущие его по пути избалованности и капризов, а чёрный хлеб — это плоть и кровь русского человека, он укрепляет дух, воспитывает уважение ко всему родному, исконному» (Лена Г.)

Так, анализируя развёрнутую метафору из высказывания о «чёрном хлебе», развивая её, девятиклассники учатся законам «рождения образа», понимают, насколько мощным воздействием на читателя обладает авторская метафора. Благодаря подобной работе у учащихся активно развиваются и совершенствуются навыки продуктивной речевой деятельности (выразительной письменной речи) и вместе с тем осуществляется ценностно-ориентационная деятельность, благодаря тому, что формируется умение оценивать речь как эстетический феномен.

Таким образом, работа по организации цен-ностно-ориентационной деятельности учащихся является крайне важной и нужной. Только в результате планомерного и целенаправленного приобщения школьников к образцам речи мастеров слова, путём привития им навыков вдумчивого анализа своих и чужих высказываний, развивая и направляя тем самым их языковой вкус, можно добиться повышения общего уровня культуры речи современных выпускников школы. Систематическая демонстрация эстетической функции родного языка, наблюдение за использованием метафоры в эстетических целях и, как следствие, постоянная активизация деятельности учащихся, связанной с поиском и обретением ценностных ориентиров в языке и речи, - это, на наш взгляд, основа современного урока русского языка, призванного способствовать воспитанию и образованию духовно богатой и высоконравственной личности, формированию её мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развитию творческих способностей и культуры речевого общения.

ORGANIZATION OF THE STUDENTS' VALUE-ORIENTED ACTIVITY IN THE PROCESS OF EXPRESSIVE WRITING SPEECH FORMATION WHILE WORKING

WITH A METAPHOR

© 2011 Yu.V.Komarova

Samara Municipal Nayanova University

This article describes the possible ways of organizing the value-oriented activity of the 8 - 9th form students in the process of the writing speech formation while working with a metaphor at the Russian language lessons.

Keywords: expressive written speech, metaphor, value-oriented activity.

Yuliya Vladimirovna Komarova, Teacher of the Russian language department, E-mail: bimakom@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.