Научная статья на тему 'Афоризмы А. П. Чехова в пространстве ценностного выбора учащихся (урок развития речи в 5-8 классах)'

Афоризмы А. П. Чехова в пространстве ценностного выбора учащихся (урок развития речи в 5-8 классах) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
680
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФОРИЗМ / ДИАЛОГ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / APHORISM / DIALOGUE / SPEECH DEVELOPMENT / VALUE / VALUABLE SELF-DETERMINATION OF PUPILS / VALUABLE ORIENTATIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терентьева Нина Павловна

В статье предложена методика проведения уроков развития речи по афоризмам А.П. Чехова, включающих учащихся в активный диалог с писателем, актуализирующих ценностное самоопределение читателей-школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.P.Chehov's aphorisms in space of a valuable choice of pupils

The author offers the methodology of conducting lessons of speech development by A.P.Chekhov's aphorisms, due to that pupils include in active dialogue with the writer and this methodology brings up to date readers-schoolboys valuable self-determination.

Текст научной работы на тему «Афоризмы А. П. Чехова в пространстве ценностного выбора учащихся (урок развития речи в 5-8 классах)»

Н.П. Терентьева АФОРИЗМЫ А.П. ЧЕХОВА

В ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕННОСТНОГО ВЫБОРА УЧАЩИХСЯ

( Урок развития речи в 5-8 кла ссах)

Общепризнано, что Чехову никогда не была присуща роль пророка, моралиста, учителя. И, тем не менее, в творческом наследии писателя есть тексты с откровенным воспитательным потенциалом, к

Нина Павловна Терентьева - кандидат педагогических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета (г. Челябинск).

которым в полной мере может быть отнесена актуальная метафора «педагогика текста»1.

1 Педагогика текста: Сборник материалов научно-практической конференции «Открытое образование. Педагогика текста», 28-29 января 2010 г., Санкт-Петербург / Под ред. М.И. Гриневой, Е.И. Казаковой, М.М. Эпштейна. - СПб: АНО «Образовательный центр “Участие”», 2010.

С младых лет мы принимаем как безусловную истину: «Краткость - сестра таланта», «В человеке все должно быть прекрасно...», «Хорошее воспитание заключается не в том.». Афоризмы, являясь неотъемлемой составляющей творчества А.П. Чехова и его судьбы, входят в нашу жизнь.

Афоризмы могут быть притягательны для учащихся краткостью, выразительностью, смысловой емкостью. С одной стороны, очевидна ориентация современной молодежи на лаконизм письменного самовыражения, что обусловлено характером общения в средствах массовой коммуникации. Лаконичный язык рекламы, слогэнов - примета современного образа жизни. С другой стороны, встречи с лаконичными текстами, транслирующими значимые духовные, нравственные понятия, - редкость в обыденной жизни. Примечательна в этом плане юбилейная акция «Вспомним Чехова», в рамках которой на эскалаторах метро в Петербурге звучали самые известные цитаты из произведений Чехова: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» и другие.

Важно помочь современным школьникам не только открыть вселенную чеховских афоризмов, но и вступить при этом в диалог с писателем, включив открытие важных духовных истин в собственный жизненный контекст.

Как писал философ М. Бубер, «всякая действительная жизнь есть встреча»2. Это не только встреча Я с Ты, но и встреча Я с самим собой, выступающим как особый вид Ты. Диалог со значимым Другим, «мысленным собеседником», выступает в качестве интериоризированной формы личностного общения и содержит потенциальную возможность самопознания, самосовершенствования, включения в свой внутренний мир общих ценностей и норм.

Усиление «человековедческого аспекта курса литературы» (Т.Г. Браже) проявляется, в частности, в целенаправленном создании установки на осознание учениками своей сопричастности писателю, на понимание знакомства с ним как встречи, выводящей на диалог о сущем с писателем и с собственной личностью.

Итак, афоризмы Чехова как приглашение к встрече с писателем, диалогу учащихся с ним о ценностях жизни - таков замысел урока развития речи и ценностных ориентаций (5-8 классы), построенный с опорой на технологию чтения и письма для развития критического мышления.

Современные школьники активно общаются в социальных сетях, например «В контакте». У каждого зарегистрировавшегося участника есть своя страница, где сообщается личная информация. Наряду с любимой музыкой, фильмами, книгами указываются любимые цитаты. Предложим ученикам записать в тетради и озвучить свои любимые цитаты, их источник. Поинтересуемся, есть ли

2 Бубер М. Два образа веры / Под ред. П.С. Гуревича и др. -М.: Республика, 1995. - 464 с.

среди них афоризмы. Всякое ли изречение можно считать афоризмом? Активное начало урока пробуждает познавательный интерес, объединяет собеседников.

Очевидна необходимость введения понятия «афоризм», знакомства с его историей (либо повторения этой информации, если она была введена ранее).

Термин «афоризм» (от греч. ЛрЬоп8шо8 - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений (запись определения в тетрадь).

Как жанр точного изречения афоризм существовал в Египте с начала третьего тысячелетия до н.э. А само слово «афоризм» впервые было употреблено Гиппократом в медицине. Он назвал «Афоризмами» свой трактат о симптомах и диагнозах заболеваний, искусстве их исцеления и предупреждения. Трактат начинался известным сейчас всему миру афоризмом: «Жизнь коротка, искусство долговечно».

Древние афоризмы ничем не отличаются от современных, им присущи одни и те же жанровые черты, а именно:

- наличие определенного автора;

- мудрость, смысловая завершенность;

- образность и краткость выражения.

В XVII веке афоризм окончательно утвердился как литературно-художественная форма. Это связано с выходом в свет книги «Карманный оракул» (1647 г.), содержащей триста правил житейской мудрости. После этого начался расцвет французской афористики.

Что касается России, то история афористического жанра начинается практически одновременно с возникновением письменности, когда начали появляться сборники изречений. В форме изречений написаны литературные памятники: «Поучение»

Владимира Мономаха (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (ХП-ХШ вв.). В XVIII веке слово «афоризм» появляется в России, оно приходит на смену «изречениям», неся в себе больше остроумия. Оно определяется как правило, которое «в кратких словах содержит много смысла». В начале XIX в. в Санкт-Петербурге вышел сборник под названием «Афоризмы, или Избранные мысли из разных писателей...». Первым крупным русским писателем-афористом считается Александр Петрович Сумароков. В середине XIX в. Выходят знаменитые «Мысли и афоризмы» Козьмы Пруткова.

Огромный вклад в развитие русской афористической мысли внесли великие русские писатели XIX века. Среди них - А.П. Чехов. Всем известен чеховский афоризм «Краткость-сестра таланта». Афоризмы Чехова - подтверждают это изречение. Именно стремление Чехова к лаконичности выработало у него особую, заостренную форму мысли, которую по праву называют афоризмом.

Чехова характеризует эстетическое освоение обыденности, повседневности как основы бытия человека. Его афоризмы, источником которых являются произведения, письма, могут быть интерес-

ны современным школьникам в силу своей кажущейся простоты, обращенности к житейским реалиям и событиям, знакомым и доступным каждому человеку. Они удивительны возможностью «переноса» на наше собственное поведение. Это своеобразный свод «ситуативной этики».

Ученикам предлагается список афоризмов А.П. Чехова:

1. Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны.

2. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

3. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

4. Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.

5. Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

6. Что непонятно, то и чудо.

7. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

8. Вовсе не думать или думать пореже о недругах.

9. Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело.

10. Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.

11. Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить.

12. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

13. Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

14. У бедных просить легче, чем у богатых.

15. Чужими грехами свят не будешь.

16. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Следующий этап урока - самостоятельная работа учащихся с афоризмами по заданию:

Выбери для себя из предложенных чеховских афоризмов один, который особенно заинтересовал тебя. Выпиши его.

Объясни письменно, чем интересен тебе этот афоризм. Какую мысль выразил А.П. Чехов этим афоризмом?

Приведи пример жизненной ситуации, реальной или выдуманной, к которой можно отнести данный афоризм.

Ученики выполняют письменную работу в течение 10-15 минут. Затем предлагаем им объединиться в группы в зависимости от выбранного афоризма, прослушать друг друга, объяснить смысл афоризма и прочитать истории.

Каждая группа представляет самую интересную работу всему классу.

В старших классах, говоря об уникальности личности писателя, мечтавшего сделать обыкновенную жизнь «здоровой и красивой», невозможно не обратиться к известному его письму брату Николаю (март 1886 года). Глубоко страдая от сознания того, что способный, талантливый человек губит себя из-

за недостатка силы воли и воспитания, А.П. Чехов формулирует своеобразный кодекс человеческой воспитанности, интеллигентности, положения которого звучат афористически.

Старшеклассникам для самостоятельной работы предлагается в сокращении фрагмент текста письма (ксерокопия), где писатель формулирует условия, которым, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... К тому же они брезгливы...

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой ин-

3

стинкт... .

Предполагается чтение текста «с выделением»: карандашом следует отметить отдельные, особенно заинтересовавшие положения. Количество цитат для комментирования (в заданиях 1 и 2; см. ниже) определяет сам ученик. Важно, чтобы выбор был убедительно аргументирован (лучше меньше, да лучше).

Задания по тексту письма:

1. Какие суждения писателя для вас особенно ценны? Почему?

2. Какие пожелания представляются вам излишними?

3. Важно ли в наше время быть воспитанным?

Чтение письма А.П. Чехова, раздумья над ним

вовлекают школьников в аксиологическую ситуа-

3 Чехов А.П. Полное собрание сочинений. - М.: ОГИЗ -ГИХЛ, 1948. Т. 13. С. 194.

цию, дают повод, соотнеся «век нынешний и век минувший», сделать ценностный выбор.

Высказывания девятиклассников гимназии № 48 г. Челябинска подтверждают, сколь своевременным оказался диалог о воспитанности.

«Воспитанным важно быть всегда, не оглядываясь на других, уважая свой талант и чужую личность, оставаясь верным себе и удовлетворенным собственным поведением, не жалея об ошибках и обидах» (Анна С.). «Отсутствие воспитания превращает жизнь в непредсказуемый хаос» (Полина Б.). «Если в современном обществе быть таким снисходительным, то вас могут посчитать слабым. В некоторых ситуациях надо быть жестким» (Нико-

лай П.). «И да и нет. С одной стороны, если ты мягкий податливый, то ты вряд ли сможешь пробиться в этой жизни. Люди будут пользоваться твоим характером. С другой стороны, невоспитанный, никого не уважающий человек имеет еще меньше шансов достичь чего-то в жизни» (Анна М.). «Это, конечно, важно! Но в наше время воспитанных людей единицы! Мне кажется, невозможно соответствовать всем этим качествам. Если бы было много таких людей, наверное, мир был бы другим. Но мы невоспитанные, и наш мир такой, какой есть» (Сергей К.).

Неоднозначность суждений при ответе на третий вопрос - свидетельство актуальности проблемы, которая может быть предложена для диспута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.