Научная статья на тему 'Методическая модель формирования у школьников 5-11 классов языкового эстетического идеала'

Методическая модель формирования у школьников 5-11 классов языкового эстетического идеала Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AESTHETIC STUDENT''S ATTITUDE TO RUSSIUAN LANGUAGE / ЯЗЫКОВОЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ / LANGUISTIC AESTHETIC IDEAL / AESTHETIC COGNITION RUSSIUAN LANGUAGE / AESTHETIC SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулаева Г. М.

Статья посвящена описанию методической модели формирования у школьников 5-11 классов представления о языковом эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку содержательно раскрыты целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативный блоки концептуальной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL MODEL OF FORMATION BY PUPILS OF 5 11 CLASSES LANGUISTIC AESTHETIC IDEAL

Article dedicate of description of methodical model of formation by pupils 5-11 classes of languistic aesthetic ideal in process of teaching Russiuan Language, uncovered blocks of conceptual model.

Текст научной работы на тему «Методическая модель формирования у школьников 5-11 классов языкового эстетического идеала»

Количество курсантов ЭГ с высоким уровнем искомой готовности повысилось по сравнению с констатирующим этапом исследования на 6,6% (с 8,9% до 15,5%), со средним - на 26,8% (с 30% до 56,8%), с низким - понизилось на 33,4% (с 61,1% до 27,7%), при этом показатели курсантов КГ остались неизменными.

Библиографический список

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют рекомендовать разработанные модель и технологию формирования готовности курсантов к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности для использования в образовательной практике вузов МВД РФ.

1. Калмыков, А.А. Адаптационные возможности человека и задача социально-экологической реабилитации // Вестник экологического образования. - 2001. - № 12.

2. Рогачева, Т. В. Содержательные компоненты понятия «реабилитация» // Молодое поколение в современном обществе: процессы социализации, адаптации и реабилитации: сб. науч. статей. - Пермь, 2003.

3. Фельдман, Д.М. Реабилитация: археология понятия // Вестник СГУ. - 2010. - № 5.

Bibliography

1. Kalmihkov, A.A. Adaptacionnihe vozmozhnosti cheloveka i zadacha socialjno-ehkologicheskoyj reabilitacii // Vestnik ehkologicheskogo obrazovaniya. - 2001. - № 12.

2. Rogacheva, T.V. Soderzhateljnihe komponentih ponyatiya «reabilitaciya» // Molodoe pokolenie v sovremennom obthestve: processih socializacii, adaptacii i reabilitacii: sb. nauch. stateyj. - Permj, 2003.

3. Feljdman, D.M. Reabilitaciya: arkheologiya ponyatiya // Vestnik SGU. - 2010. - № 5.

Статья поступила в редакцию 20.07.13

УДК 37.02.+372.881.161.1

Kulaeva G.M. METHODICAL MODEL OF FORMATION BY PUPILS OF 5 - 11 CLASSES LANGUISTIC AESTHETIC IDEAL. Article dedicate of description of methodical model of formation by pupils 5-11 classes of languistic aesthetic ideal in process of teaching Russiuan Language, uncovered blocks of conceptual model.

Key words: languistic aesthetic ideal, aesthetic cognition russiuan language, aesthetic speech activity, aesthetic students s attitude to Russiuan Language.

Г.М. Кулаева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ

ВПО «Оренбургский гос. педагогический университет», г. Оренбург, Е-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ ЯЗЫКОВОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Статья посвящена описанию методической модели формирования у школьников 5-11 классов представления о языковом эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку содержательно раскрыты целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативный блоки концептуальной модели.

Ключевые слова: языковой эстетический идеал, эстетическое познание русского языка, эстетическая речевая деятельность, эстетическое отношение учащихся к русскому языку.

Необходимость решения вопроса воспитания у школьников уважительного отношения к родному русскому языку в контексте ФГОС второго поколения, безусловно, усиливает значимость аксиологического подхода в обучении русскому языку в средней школе. Пути формирования положительного уважительного ценностного отношения к родному языку отражены в трудах уче-ных-методистов М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Т.К. Донской, РБ. Сабаткоева, А.Д. Дейкиной, Т.Н. Волковой и их последователей [1].

Одной из магистральных линий учебной работы, реализующей ценностный подход в обучении русскому языку, следует признать формирование у школьников представления о языковом эстетическом идеале. Под языковым эстетическим идеалом мы понимаем совокупность представлений языковой личности о свойствах русского языка, вызывающих эстетическое наслаждение, о совершенной (идеальной) речи, с позиций которых оценивается степень совершенства /несовершенства созданного или создаваемого речевого высказывания [2, с. 5]. Сформиро-ванность представлений языкового эстетического идеала позволит говорить об осознании учащимися эстетической ценности русского языка, выдвигаемой в Примерных программах по русскому языку как личностный результат овладения учащимся русским языком.

Развитие представлений учащихся о языковом эстетическом идеале зависит, во-первых, от наличия у них субъективного эстетического опыта, во-вторых, от имеющихся интуитивных представлений об эстетическом потенциале языка и речи, в-третьих, от правильной и эффективной организации речевой деятельности на уроках, наконец, от уровня воспитанного у школьников эстетического отношения к русскому языку.

Исходя из этого, нами были определены три стержневые линии учебной работы: 1) эстетическое познание языка и речи; 2) организация эстетической речевой деятельности (эстетическое восприятие, выразительное чтение, оценка, создание собственных высказываний с учетом эстетических критериев, осуществление эстетического речевого контроля над собственной речью); 3) формирование эстетического отношения учащихся к русскому языку.

Разработка научной концепции формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале при обучении русскому языку с 5 по 11 классы связана с созданием методической модели. Структурными основаниями модели являются блоки: целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный (таблица 1).

Целевой блок модели определялся в соответствии с идеей о трехкомпонентной модели целей образования: цель - идеал, цель-средство, цель-субъект [3]. Представления учащихся о языковом эстетическом идеале как повышение языковой, культуро-ведческой и лингвоэстетической компетенции на уроках русского языка определяем как стратегическую цель (цель - идеал).

В реализации содержательного блока осуществлялся поиск оптимальной модели формирования у школьников представлений об эстетической ценности русского языка и речи. Существование двух концентров - 5-9 классы и 10-11 классы и соответственно разных подходов к изучению русского языка в основной и старшей школе позволяет говорить о возможности создания двух моделей обучения, определяющих траекторию и поиск конкретных методических решений. Поскольку содержание школьного курса русского языка в 5-9 классах связано с изучением языковой системы, разделов науки о языке и обу-

Таблица 1

Концептуальная модель методической системы формирования языкового эстетического идеала при обучении русскому языку

Целевой блок

цель - идеал: формирование представлений о языковом эстетическом идеале цель-средство: планируемые результаты обучения цель - субъект: становление субъектного эстетического опыта в процессе учебной деятельности и формирования эстетического отношения к русскому языку

Содержательный блок

Эстетическое познание языка и речи Эстетическая речевая деятельность Эстетическое ценностное отношение к русскому языку

Процессуальный блок

Ценностно сенсорный этап Ценностно смысловой этап Ценностно ориентационный этап

5-7 класс 8-9 классы 10-11 классы

Технологический блок

Программа-проспект для 5 - 11 классов, программа элективного курса для 10-11 классов познавательные и практические методы; типология упражнений и заданий, дидактический материал организационные формы обучения (способы организации учебной деятельности, модели уроков, диалогические формы организации учебного процесса)

Результативный блок

Сформированное представление о языковом эстетическом идеале Сформированность умений определять эстетические свойства языковых единиц, употреблять языковые средства с учетом эстетических критериев, осуществлять эстетический контроль, создавать высказывания в художественном, публицистическом стилях Сформированное эстетическое отношение к русскому языку

ч ением речи, то логично начинать с формирования у школьников представлений о ресурсах и эстетических возможностях самого языка и реализации эстетических возможностей в речи (тексте). Овладение стилистикой речи с 5 по 9 классы позволяет демонстрировать эстетические и стилистические ресурсы языковых и речевых явлений.

Модель обучения в 5 - 9 классах определяем как модель «от наблюдений учащихся за эстетическими ресурсами языковых единиц в речи (тексте) - к представлению о языковом эстетическом идеале».

В старших классах лингвистическая теория обобщается, вследствие этого может увеличиваться объем эстетической речевой и текстовой деятельности учащихся. Основным понятием в лингвистическом курсе в 10-11 классах становится текст, поэтому акцент делается на развитии у школьников представлений о речевом идеале, воплощенном в индивидуальном словесном творчестве. В старших классах актуализируется задача научить производить эстетический речевой контроль над собственными высказываниями, использовать способы создания речевой эстетики в собственных текстах, совершенствовать эстетическую сторону написанного текста. Учебная работа строится применительно к текстам разных стилей, к созданию оценочных высказываний учащихся о природе эстетики текста, особенностях мастерства владения русской речью.

Моделью обучения применительно к 10-11 классам становится модель «от представлений учащихся о речевом эстетическом идеале - к собственной эстетической речевой деятельности».

Содержание работы по формированию у школьников представлений о языковом эстетическом идеале складывается из следующих направлений:

- теоретическими сведениями о совокупности эстетических черт русского языка, на основе которых складывается представление о языковом эстетическом идеале;

- системой понятий из области языкознания, необходимых для раскрытия эстетических возможностей и средств родной речи;

- формированием учебно-языковыми, речевых, аргумента-тивных и рефлексивными умений, связанных с определением эстетических качеств русского языка, с нахождением и устранением нарушений эстетических качеств речи, оцениванием продукта собственной эстетической речевой деятельности и т.д.;

- ценностно ориентированным дидактическим материалом, содержащим эстетические суждения и эстетические оценки, данные русскому языку или языку художественных текстов, со-

держащиеся в пословицах, высказываниях мастеров слова, ученых - филологов, публицистов;

- организацией речевой деятельности, целенаправленной на интеллектуально-когнитивное и эмоционально-эстетическое развитие учащихся;

- созданием условий для стимулирования потребности в совершенствовании собственных высказываний и в целом для формирования эстетического отношения к русскому языку.

Процессуальный и технологический блоки модели отражают этапы и технологию процесса формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале, методы обучения и предполагаемые формы организации учебной деятельности.

Процесс обучения длителен и цикличен по времени, поэтому следует говорить о необходимости выделения нескольких этапов. Выделение этапов обучения в первую очередь связано с психологическими особенностями развития учащихся 5-11 классов, с синхронизацией стадий развития эстетического сознания личности, его структурных элементов с этапами становления эстетической деятельности учащихся, во-вторых, с учетом логики и последовательности изучаемого материала - системы языка и речи. Как было установлено в трудах Л.П. Печко, в процессе эстетической деятельности прослеживаются разные этапы: стихийные, нормативные, личностно-рефлексирующие и созидательные [4, с. 123]. Так, спецификой возраста учащихся 5-7 классов является их повышенная эмоциональная восприимчивость, чувственно-стихийное отношение к эстетическому объекту; спецификой развития учащихся 8-9 классов - возрастание способности к оценке эстетического объекта, постепенно снижение эмоциональности, развитие умений анализировать, оценивать и соотносить свое восприятие с культурноэстетической традицией, вступать в сотворчество. Нарастание рефлексивной деятельности и потребности выражать свою позицию в творческих формах приходится на старшие классы.

Мы выделили три этапа, соответствующие 5-7, 8-9 и 10-11 классам.

5-7 классы - сенсорно-ценностный - формирование у школьников общих представлений об эстетических свойствах русского языка и их конкретизация при изучении фонетики, лексики и морфологии; начальный этап формирования эстетического отношения учащихся к русскому языку, накопление сенсорного и эстетического речевого опыта. На этом этапе используются методы, стимулирующие выражение эмоционального отношения к русскому языку.

Таблица 2

Прогнозируемые результаты обучения

Эстетическое познание языка и речи Формирование эстетического отношения к русскому языку Эстетическая речевая деятельность

• Знание основных понятий, связанных с эстетикой языка и речи: эстетические свойства русского языка, эстетика языка и речи, средства речевой эстетики текста, языковой эстетический идеал, языковые средства выразительности, речевые средства выразительности, уместность употребления языковых средств; • представление о совокупности эстетических свойств русского языка и речи • Развитие сензитивной сферы личности: чувства гармонии, ритма, симметрии, благозвучия; • формирование языкового эстетического чувства: чувства выразительности, уместности употребления языковых средств; • развитие языкового эстетического вкуса и языкового эстетического чутья у школьников; • развитие умений эмоционального и эстетического восприятия художественного текста; • повышение способности к эстетической оценке чужой и собственной речи, совершенной и несовершенной речи, способности оценивать эстетические достоинства текста-образца и собственных высказываний; • формирование потребности к совершенствованию эстетической стороны собственной речи • Эстетическое восприятие художественного текста; • выразительное чтение текста; • создание текстов с учетом эстетических критериев; • приведение аргументов в пользу эстетических достоинств русского языка, художественного текста; • осуществление лингвоэстетического анализа художественного текста; • построение высказываний оценочного характера о проблемах эстетики языка и речи, о воплощении речевого эстетического идеала в творчестве писателей - классиков, современных мастеров слова

8-9 класс - ценностно-смысловой - развитие представлений об эстетике языка и речи в процессе овладения синтаксическими знаниями и умениями и углублении речеведческих знаний о тексте и его структуре, стилях речи. На втором этапе формируется индивидуальный стиль учащихся, поэтому применяются методы, направление на стимуляцию личностного ценностного отношения: сочинение - отзыв, эссе, отклик, размышление, изложение с элементами сочинения, лингвоэстетический анализ текста.

10-11 класс - ценностно-ориентационный - углубление представлений старшеклассников о языковом эстетическом идеале. На этом этапе возрастает роль видов работ, позволяющих учащимся высказать личностную заинтересованную позицию по проблемам состояния русского языкового эстетического идеала, языкового вкуса как воплощенном в творчестве конкретного писателя, так и в современной речи. На заключительном этапе активно применяются методы, связанные с обменом ценностями, - диалогическое общение, использование дискуссии и диспутов, написание сочинений - рецензий, сочинений - эссе, публичных устных выступлений. В профильных классах реализуется курс по выбору «Русский языковой эстетический идеал».

Создание нового ценностного образовательного пространства, в котором происходит познание эстетической стороны

русского языка и речи, потребовало выбора типов уроков русского языка. Среди уроков были выделены модели уроков вузовского типа, уроков речевого взаимодействия: уроки - диалоги, дискуссии, диспуты. Целесообразно использование моделей уроков, активизирующих учащихся в исследовательском плане: урок - практикум, урок - исследование. На наш взгляд, не утратили своей ценности модели уроков, основанные на использовании связного текста, которые разработаны профессором А.Д. Дейкиной: «от текста - к тексту», «от слова - к тексту», «от текста - к созданию собственного текста», «от сопоставления текстов - к созданию собственного высказывания», «от текста -к тексту - к их редактированию», «от анализа текста - к выразительному чтению текста», «от текста - к дискуссии» и т.д. [5].

Результативный компонент модели отражает предполагаемые достижения стратегической цели концепции - формирование представлений о языковом эстетическом идеале и реализации трех направлений по ее достижению. Представим прогнозируемые результаты в таблице 2.

Представленная модель методической системы формирования представлений учащихся о языковом эстетическом идеале и верификация ее основных положений были апробированы в ходе опытного обучения, охватившего более 10 школ г. Оренбурга и Оренбургской области.

Библиографический список

1. Кулаева, Г.М. О формирование у учащихся ценностного отношения к русскому языку // Рус. яз. в школе. - 2007. - № 8.

2. Кулаева, Г.М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку: автореф. дис. ...

д-ра пед. наук. - М., 2008.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ века. - М., 1998.

4. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. - М., 1991.

5. Дейкина, А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М., 1990.

Bibliography

1. Kulaeva, G.M. O formirovanie u uchathikhsya cennostnogo otnosheniya k russkomu yazihku // Rus. yaz. v shkole. - 2007. - № 8.

2. Kulaeva, G.M. Ehsteticheskiyj ideal v sisteme formirovaniya cennostnogo otnosheniya uchathikhsya k russkomu yazihku: avtoref. dis. ...

d-ra ped. nauk. - M., 2008.

3. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya KhKh veka. - M., 1998.

4. Pechko, L.P. Ehsteticheskaya kuljtura i vospitanie cheloveka. - M., 1991.

5. Deyjkina, A.D. Obuchenie i vospitanie na urokakh russkogo yazihka. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 37

Kuryakov A.V. ESSENTIAL PRINCIPLES OF A.S. MAKARENKO'S EDUCATIONAL SYSTEM. In the article the author describes ethical essential principles of A. Makarenko's educational system. It is stressed that the theoretical depth of the pedagogue's ethics is defermined by the idea of the source and essence of morality. The article reveals the essence of morality according to A. Makarenko's views.

Key words: value of ethics, moral viewpoint, social responsibility, value system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.