ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЯЗЫКОВОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ
ИДЕАЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Г.М. Кулаева, докторант кафедры методики преподавания русского языка МПГУ
В современной методической науке углубляется понимание школьного предмета «русский язык» как мировоззренческого предмета. Значимость формирования у школьников мировоззренческих представлений обусловлена тем, что мировоззрение признается стержнем личности и представляет собой систему взглядов, убеждений, оценок, идеалов, потребностей, определяющих ценностные ориентации личности, ее жизненные устремления и личностные образования. Поскольку в русском языке воплощены национальные ценности русского народа, его историческая, этическая и эстетическая память, формирование мировоззренческих представлений у школьников при изучении русского языка становится закономерным и педагогически обоснованным явлением. «Отсутствие глубокого взгляда на родной язык как на составную часть мировоззрения, его несформиро-ванность, - справедливо утверждает А. Д. Дейкина, - является недостатком образования и воспитания, пробелом, от которого страдает гражданин и страдает общество, заинтересованное в правильной ориентации каждого из своих членов» [1].
В настоящее время приоритетной целью в обучении русскому языку является формирование у школьников взгляда на русский язык как национальный феномен и национальное достояние русского народа [2]. Ценностный взгляд на русский язык как национально-культурный феномен складывается из осознания учащимися ряда ключевых позиций мировоззренческого содержания: русский язык -самобытное уникальное полифункциональное средство общения и форма хранения и передачи информации, русский язык - средство межнационального и межэтнического общения, русский язык - один из языков, входящих в клуб мировых языков, русский язык - культурно-исторический феномен, русский язык - эстетический и нравственный феномен, русский язык - первооснова русской художественной литературы.
Какая идея может стать сегодня ведущей в формировании у школьников ценностного отношения к русскому языку? На наш взгляд, такой идеей вполне может стать идея языкового эстетического идеала - воплощения эстетических ценностей русского народа.
Освоение ценностей национальной культуры, заложенных в русском языке, позволит учащимся приобрести идеалы - ориентиры, к которым нужно стремиться, а также способность осознавать, что происходит вокруг русского языка, вырабатывать свою позицию в вопросах «языковой среды» для жизни общества и для развития современной культуры. Необходимость работы по формированию у школьников представлений о языковом эстетическом идеале заключается еще и в том, что категории идеала принадлежит ключевая роль в формировании и развитии мировоззрения (идеал как высшая ценность), в деятельности и творческой самореализации личности (идеал как мера, критерий, высшая цель деятельности).
Поскольку наш интерес связан с понятием языкового эстетического идеала, дадим его рабочее определение: языковой эстетический идеал, являющийся разновидностью эстетического идеала, - это ментальные представления о должной, совершенной эстетической ценности (о прекрасном) в языке и речи, существующие в общественном сознании той или иной эпохи и среды.
Если в структуре мировоззрения наряду со взглядами, убеждениями, оценками выделяется такой элемент, как идеалы, то целесообразным и оправданным становится включение в систему лингвомиро-воззренческих представлений учащихся понятия языкового идеала и его разновидности - языкового эстетического идеала.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию представлений учащихся о языковом эстетическом идеале приведет к обогащению словаря учащихся терминологическими понятиями: русский язык - эстетический феномен, русский язык - эстетическое наследие русского народа, эстетика языка и речи, языковой эстетический идеал, языковой эстетический вкус, языковая и речевая гармония. Освоение нового мировоззренческого содержания позволит расширить знания учащихся о совокупности характеристик русского языка и включить такие, которые отражают его уникальную эстетическую природу: звучность, благозвучие, гармоничность, стройность, выразительность, изобразительность и экспрессивность языковых средств.
Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ авторитетных высказываний об эстетических качествах русского языка, научно-лингвистических текстов, в которых отражены вопросы эстетики русского языка, а также образцовых текстов, наиболее совершенно отразивших эстетические свойства русского языка: благозвучие, выразительность, образность, гибкость, пластичность, стилистическое богатство. Этот путь осознавался еще отечественными методистами в области преподавания языка и словесности в XIX веке как единственный. Так, В.П. Острогорский писал, что
«сознательное изучение образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности. Не говоря уже о том, как невольно усваивают дети на своих поэтах дух языка...» [3].
В методической системе учителя доминирующее место должно принадлежать анализу текстов мировоззренческого содержания, созданию учащимися на их основе собственных высказываний. Для того чтобы формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале было результативным и успешным, необходимо актуализировать такие формы работы, которые будут способствовать созданию устных и письменных оценочных высказываний, отражающих осознанную аргументированную ценностную позицию учащихся.
Приведем в качестве иллюстрации нашей мысли одно из упражнений.
Задание. Прочитайте отрывок из книги С.Я. Маршака «Воспитание словом». Какие свойства русского языка вызывают у автора языковое эстетическое чувство? Выскажитесь письменно на тему: «В русском языке есть уже все элементы искусства». Приведите свои аргументы, примеры, которые подтвердили бы эту мысль.
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык.
В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись. Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова - поэзии. В словах «мороз», «пороша» мы чувствуем зимний хруст. В слове «гром», «гроза» слышим грохот.
Все, из чего возникла поэзия, заключено в самом языке: и образы, и ритм, и рифма, и аллитерации.
В размышлениях над эстетически ценностным объектом, в умении выразить свое отношение к проблемам связи языка и эстетики реализуется не только эмоционально-ценностный, но (что чрезвычайно важно для развития личности) интеллектуальный аспект уроков русского языка. Такие размышления могут быть подсказаны авторитетными высказываниями, которые становятся темой сочинений-рассуждений на уроках русского языка. К примеру, «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг» (Н.В. Гоголь), «Охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды противна здравому смыслу и здравому вкусу, но она вредна не русскому языку и не русской литературе, а тем, кто одержим ею» (В.Г. Белинский), «Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нем раздолье» (К.Д. Бальмонт), «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно» (К.Г. Паустовский), «Краткости и меткости языка можно поучиться у русской сказки» (С.Я. Маршак), «Фонетика каждого языка есть живое воплощение эстетических вкусов народа» (К.И. Чуковский) и др.
В старших классах в поле зрения учителя могут занять место и вопросы, касающиеся современного «языкового вкуса эпохи», влияющего на изменение представлений о языковом идеале (В.Г. Костомаров). Эти вопросы следует поставить на уроках-дискуссиях, уроках-диспутах, уроках полемики.
Приведем тематику уроков дискуссионного характера, которая актуальна и интересна подростковой аудитории: «Наша речь - это свидетельство нашего вкуса, отношения к миру, человеку, к самому себе и своему языку», «К чему ведет дефицит высоких, торжественных слов в выражении эмоций и чувств в нашей речи?», «Пристрастие к заимствованным словам - это языковая мода или потребность в интеллектуализации речи?», «Огрубление нашей речи: опасно оно или нет для русского языка?», «Процесс демократизации русской речи: движение "к идеалу" или "от идеала?"» и др.
Возможность познакомиться с авторитетной позицией и выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме, скорректировать собственную позицию по вопросам языкового эстетического вкуса можно связать, например, с дискуссионной темой «Пристрастие к жаргонизмам - тяжкий недуг или вопрос языкового вкуса». Такой урок можно провести в 10 классе при повторении и систематизации знаний учащихся о лексике.
В начале урока можно организовать общение со старшеклассниками по следующим вопросам.
Считаете ли вы проблему употребления жаргонизмов в речи дискуссионной? Что дает вам основание считать ее актуальной, общественно важной? Где вы сталкиваетесь с употреблением жаргонизмов? Употребляете ли жаргонизмы вы? Ваши друзья? Знакомые? Всегда ли они уместны? Как вы понимаете выражение «пристрастие к жаргонизмам»? Попробуйте охарактеризовать это свойство личности.
Ддя того чтобы помочь учащимся понять неоднозначность данной проблемы, выработать осознанную позицию в отношении употребления жаргонизмов, следует показать учащимся, как по-разному относятся к данной проблеме в научных филологических кругах. С этой целью можно познакомить учащихся с фрагментами из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь» и из книги Л.И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» (глава IV «Чего орешь, глотку дерешь? Или Речь тоже бывает «крутой») (М., 1996). Поскольку книга Чуковского была написана в 60-х годах ХХ столетия, то естественно, что со временем формировались другие позиции, во многом полемичные, противоположные мнению К.И. Чуковского. Поэтому и возникает необходимость сопоставить разные точки зрения, отражающие временные и исторические изменения в отношении общества к проблеме жаргонизмов.
Обращаемся к чтению текста К.И. Чуковского и обсуждению его содержания.
История всех арготических словечек показывает, что сфера их применения узка. К нормативной общепринятой речи каждый из них относится, как пруд к океану.
Хотя, конечно, весьма неприятно, что хахатуры и кодлы так приманчивы для наших подростков, мы не в праве обвинять этот убогий жаргон в том, что будто от него в значительной мере страдает общенациональный язык. Русский язык, несмотря ни на что, остается таким же несокрушимо прекрасным.
В отличие от подлинных слов языка арготические словечки - почти все - ежегодно выходят в тираж. Они недолговечны и хрупки.
Каковы бы ни были те или иные жаргоны, самое их существование доказывает, что язык жив и здоров. Только у мертвых языков не бывает жаргонов. К тому же нельзя не сознаться: иные из жаргонных словечек так выразительны, колоритны и метки, что я нисколько не удивлялся бы, если бы в конце концов им посчастливилось проникнуть в нашу литературную речь.
Вообще, внедрение арготических выражений и слов в литературную речь - процесс закономерный и даже неизбежный.
Не забудьте, что, например, выражение бить по карману вошло в литературу из торгового диалекта; втереть очки - из шулерского; мертвая хватка - из охотничьего; валять дурака - из воровского; спеться - из певческого диалекта; этот номер не пройдет - из жаргона нищих.
Это говорит отнюдь не в защиту вульгарного жаргона.
Но имеем ли мы право считать это пристрастие к вульгарным словам, наблюдаемое в некоторых кругах молодежи, таким тяжким и неизлечимым недугом?
... Можем ли мы так безапелляционно судить этот молодежный жаргон? Не лучше ли взглянуть на него без всякой запальчивости?
Какова позиция К.И. Чуковского в отношении жаргонизмов, к их проникновению в литературный язык? С каким мнением полемизирует К.И. Чуковский? Почему он уверен в том, что русский язык останется «несокрушимо прекрасным»? Согласны ли вы с мнением Чуковского, что некоторые жаргонные слова выразительны? Как писатель относится к пристрастию к вульгарной жаргонной лексике? Можно ли считать вопрос о молодежном жаргоне дискуссионным? Когда была написана книга? Насколько позиция К.И. Чуковского представляется вам современной?
Затем знакомим учащихся с позицией ученого-филолога Л.И. Скворцова.
В книге «Живой как жизнь» К. И. Чуковский говорил о том, что существование молодежного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счет не стоит: молодежный жаргон, во-первых, «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.
Все это, конечно, так. Действительно, молодежный жаргон, будучи явлением возрастным и корпоративно-психологическим, движется во времени и для каждого отдельного человека может проходить как своеобразная «детская болезнь». Плохо, однако, если эта болезнь затягивается, застаревает, переходит во «взрослую» жизнь. Язык в таком случае жестоко мстит за себя.
Защитники и сторонники жаргонной речи говорят иногда о ее якобы выразительности, яркой эмоциональности. Так ли это на самом деле? Далеко не так. Жаргонные образы от постоянного употребления быстро тускнеют, стираются, превращаясь в свою противоположность - безликий и назойливый штамп, ходячую глупую «хохму». А если штампуется шутка, острота, то штампуется и связанная с ней выразительность. Эмоционально-экспрессивная сторона жаргонов и арго, несмотря на видимую развитость, качественно бедна, неглубока и чрезвычайно однообразна.
Жаргон убивает мысль, отучает думать его рьяных поклонников. Больше того, известно, например, что для арготического словоупотребления всегда характерна смысловая расплывчатость, неопределенность, приблизительность значения. Глагол усечь, например, - это и «понять», и «усвоить», и «сообразить», и «заметить» или «запомнить»... О каком же разнообразии чувств здесь может идти речь? О какой точности в передаче смысла слов или оттенков значения? Именно поэтому молодежный жаргон в отличие от профессиональных арго никогда или почти никогда не обогащает общелитературную речь.
Жаргон - очень прилипчивая манера речи, и эта манера с годами жестоко мстит за себя.
Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, должен активно выступать против вульгарности жаргонизмов, исправлять свою речь, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить.
Какова позиция Л.И. Скворцова к употреблению жаргонизмов в речи молодежи и вообще к их употреблению в речи? Насколько расходится точка зрения Л.И. Скворцова с точкой зрения К.И. Чуковского? С каким мнением еще полемизирует ученый? Какие аргументы приводит Л.И. Скворцов в доказательство правоты своей позиции? Как вы относитесь к этим двум позициям?
После работы по текстам организуем диалог с учениками.
- Сформулируйте, какие еще мнения могут быть высказаны в отношении пристрастия к жаргонизмам. Какой позиции придерживаетесь вы? Как вы считаете, употребление в речи жаргонизмов - это дурновкусие или болезнь? Почему проблема употребления жаргонизмов в речи может быть отнесена к проблеме языкового эстетического вкуса и идеала?
Завершением обсуждения может стать создание учащимися текста устного публичного выступления или сочинения-рассуждения.
Успешность работы будет определяться способностью большинства учащихся создавать самостоятельные высказывания в заданном стиле и жанре, умением проявить самостоятельность, глубину в суждениях и выводах на лингвоэстетические и лингвоэкологические темы.
Наряду с вопросами о современном языковом вкусе, на уроках русского языка в старших классах следует обратиться к историческим вехам в выработке национального языкового эстетического идеала: теория «трех штилей» М.В. Ломоносова и ее роль в распределении языковых пластов с учетом эстетических критериев и жанровой соотнесенности (например, «высокие», «низкие»), критика церковнославянского языка как архаичного, темного, тяжелого, излишне ученого (В.А. Тредиаковский, Н.М. Карамзин и др.), дискуссия о «новом» и «старом» слоге (языковая полемика «карамзинистов» и «шишкови-стов»), роль А.С. Пушкина в оценке «роскошного слога», выработке «принципов истинного вкуса» (сообразности и соразмерности, благородной простоты и др.), языковые эксперименты эпохи Серебряного века (В.Хлебников и др.) и др.
Введение исторического аспекта (он может быть расширен в рамках элективного курса по русскому языку) окажет благотворное влияние на формирование у школьников представлений о русском языке как культурно-историческом феномене и в целом на осознание учащимися сложного пути становления и развития русского национального языка. В этом смысле стоит согласиться с мнением Л.И. Сквор-цова, что «для верного осознания задач современности полезно бывает вернуться к урокам прошлого, к сохраняющим свою ценность мыслям и положениям давних лет» [4].
В результате учебной деятельности и обновления содержания школьного лингвистического образования у выпускников школы должны быть сформированы следующие представления, по которым учащиеся приобретут осознанную аргументированную позицию:
- языковой эстетический идеал - высшая духовная ценность, воплощение представлений русского человека о красоте, гармонии и совершенстве мира, родной природы, человека, родного языка;
- языковой эстетический идеал - исторически изменчивая категория: изменения в общественной жизни и языкового эстетического вкуса носителей языка приводят соответственно к изменению или смене общественного языкового эстетического идеала;
- для формирования национального языкового эстетического идеала потребовались творческие усилия выдающихся личностей, русских поэтов и писателей, оценка ими эстетической природы церковнославянского и народного языка и осознания необходимости синтеза двух стихий (М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин и др.);
- специфика национального языкового эстетического идеала обусловлена его связью с нравственным идеалом: для русского человека эстетические понятия всегда неразрывно связывались с нравст-
венными представлениями («Красивая образная речь не может быть глупой речью» (В. Белов));
- эстетический идеал, воплощенный в художественном словесном творчестве, может становиться идеалом пользования языком на определенном этапе развития общества и критерием общественного языкового вкуса («В лице Пушкина поэзия впервые явилась. воспитателем художественного, эстетического вкуса общества» (Г.Н. Волков);
- языковой эстетический идеал определяет эстетический вкус и эстетические оценки носителей языка, характеристика языкового эстетического идеала определяется по-разному, в зависимости от среды пользования языком и требований, предъявляемых к употреблению речевых средств в разных ситуациях общения.
Работа по формированию у школьников представлений о языковом эстетическом идеале становится важным компонентом в формировании у школьников лингвистического мировоззрения и осознания ими современной языковой ситуации, положительных и негативных проявлений «языкового вкуса эпохи». Мировоззренческие представ-
ления о языковом эстетическом идеале, несомненно, будут способствовать осознанию учащимися русского языка как ценностного объекта и формированию у них действенного уважительного ценностного отношения к русскому языку.
Литература
1. Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Ходякова Л А, Гордиенко О.В., Пахнова Т.М. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. - М., 2005.
2. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе. Диссертация в виде научного доклада . доктора педагогических наук. - М.,1994.
3. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образцовый материал для занятий с детьми (для матерей, воспитателей и учителей). - СПб., 1874.
4. Скворцов Л.И. Культура языка и экология слова. II. Русская речь. - М., 1988. № 5.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 7 -
«ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКЕ» А.Ю. Прокопец, аспирант педагогической академии последипломного образования,
9КЛАССОВ
учитель технологии школы №293 г. Москвы
В настоящее время в образовательной области «Технология» особое внимание уделено народным ремеслам. На уроках и дополнительных занятиях по технологии учащиеся знакомятся с художественной обработкой конструкционных материалов, что способствует формированию технологической и художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры народов России.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с изделиями декоративно-прикладного творчества, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение представленных изделий художественных выставок, проектов одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного краеведческого этнографического музея.
Художественные изделия, выполненные учащимися в технике ручной ковки, отвечающие функциональным, эргономическим, эстетическим требованиям, выполняются как индивидуально, так и коллективно. Объекты труда для учащихся 7 - 9 классов подбираются согласно требованиям мотивации, политехнизма, эстетики, информативности в смысле ознакомления с традициями. Законченные работы предназначаются для дома, для оформления школы, учебных мастерских, пополняют фонды краеведческого музея; обладают социальной значимостью, что играет особую роль в мотивации и воспитании обучаемых.
Художественная обработка металлов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным слесарным инструментом и станочным оборудованием. Она предоставляет уникальную возможность соединить технологическую подготовку с эстетическим воспитанием, добиться высокой культуры труда.
Для учащихся 7 - 9 классов существует раздел «Художественная обработка материалов», в который входит курс «Художественная ковка». Данный курс предусматривает как теоретическую, так и практическую часть. Программа дополнительного образования для учащихся 7 - 9 классов «Художественная ковка» состоит из двух взаимосвязанных блоков - теоретического и практического. На теоретическую часть отводится 30% учебных часов, на практическую часть - 70% учебных часов.
В теоретическую часть входит:
1. Знакомство с историей развития и становления кузнечного дела, основами материаловедения;
2. Изучение законов композиции, рассмотрение различных художественных стилей, применяемых в художественной ковке;
3. Изучение свойств металлов, определение температуры металла по цвету каления.
4. Изучение графической документации;
5. Правила безопасного труда и производственной санитарии.
В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся:
1. Разрабатывают чертежи, эскизы своих будущих изделий и проектируют их с помощью компьютерной программы CorelDraw;
2. Изучают кузнечный инструмент, приспособление и оборудование;
3. Изучают технологические приёмы, такие как: гибка, протяжка, скрутка, высадка, осадка;
4. Изготавливают простые, однодетальные изделия (строительная скоба, гвоздь, костыль, подкова);
5. По мере овладения мастерством, школьники приступают к изготовлению более сложных многодетальных изделий (роза, дверная ручка - стукало, каминный набор, декоративные композиции).
В старшем возрасте учащиеся проявляют повышенную активность в изучении разных предметов, пробуют себя в различных видах деятельности, активно проявляют себя как творческие личности. У них достаточно физических сил, чтобы изготавливать сложные изделия, ведь кузнечное дело требует достаточно больших силовых затрат. В этом возрасте у учащихся накоплен некоторый опыт в обработке конструкционных материалов. В течение трёх лет на базе Центра образования №293 г. Москвы мы ведем курс «Художественная ковка» для учащихся 7 - 9 классов. Занятие проводятся на уроках технологии и в системе дополнительного образования из расчета 2 часа в неделю.
Изучение раздела более интересно учащимся, если использовать информационно-компьютерные технологии (ИКТ).
Их использование мы представляем себе так:
1. В качестве демонстрации библиотеки оцифрованных изображений - фотографий, иллюстраций работ учащихся и мастеров;
2. Для объяснения нового материала, презентации по ключевым темам курса;
3. В качестве проверки знаний учащихся с помощью тестирующей программы;
4. Создание эскизов, шаблонов в графических редакторах.
Особенностью данной разработки является то, что ИКТ могут использоваться учителем для улучшения качества преподавания и контроля знаний (демонстрация наглядных материалов, тестовые программы), а также учеником для совершенствования процесса познания (создание шаблонов, эскизов, повторение учебного материала, проверка своих знаний).
Автором был разработан ряд компьютерных презентаций по различным темам курса «Художественная ковка», которые наглядно представляют данную тематику. Также для проверки знаний учащихся был составлен компьютерный тест на базе тестирующей программы, автором которой является Мочалов Г. А. [3].
Обучение проходит несколько этапов.
I этап. Обучение основам кузнечного дела, изучение основных операций свободной ручной ковки. Изготовление простейших изделий: скоба, гвоздь, костыль, подкова, кочерга и т.д.
II этап. Творческий. Проектирование будущих изделий, планирование изготовления изделий, составление эскизов и шаблонов будущих изделий.
Прохождение перечисленных этапов подразумевает использование ИКТ для повышения качества обучения.
Рассмотрим подробнее некоторые существенные компоненты курса.
Для улучшения качества изделий и более детальной проработки его элементов учащиеся создают эскиз и в дальнейшем по эскизу изготавливают шаблон в компьютерной программе CorelDraw. Шаблон является обязательным элементом в обучении художественной ковке. По шаблону создаются приспособления, которые помогают при гибке сложных элементов, облегчают работу кузнеца и экономят время. По шаблону производят сборку изделия, что увеличивает точность сборки и качество изделия в целом.
Учитель не должен передавать все функции учебного процесса компьютеру, ИКТ призваны органично дополнять (а местами преоб-