111!111Й1И1!Ш № 2,
го запрещено курить), вступил в беседу с соседями (В. Гроссман. Жизнь и судьба).
В заключение отметим, что факты категориальной переходности и синкретизма представляют большую трудность при изучении системы частей речи на занятиях по русской грамматике в средней и высшей школе. Важно обратить внимание, что в речи языковые единицы могут оказаться в зоне интересов (взаимодействия) сразу нескольких классов слов и синтезируют в своей структуре дифференциальные признаки двух, трех, четырех частей речи. Особую группу среди таких синкретичных образований составляют словоформы, эксплицирующие разные ступени транспозиции адъективированных причастий в межчасте-речный семантико-синтаксический разряд предикативов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. — Москва : Высш. шк., 1986. — 640 с.
2. Сазонова, И. К. Русский глагол и его причастные формы : толково-грамматический словарь / И. К. Сазонова. — Москва : Рус. яз., 1989. — 590 с.
3. Степанов, Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. — 2-е изд. — Москва : Эдиториал УРСС, 2001. — 312 с.
4. Шигуров, В. В. Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи (Материалы к транспозиционной грамматике русского языка) / В. В. Шигуров. — Москва : Academia, 2009. — 464 с.
5. Шигуров, В. В. К проблеме разграничения функциональных и функционально-семантических омонимов в русской грамматике (на материале пре-дикативированных словоформ на -о) / В. В. Шигуров // ALATOO ACADEMIC STUDIES (International Scientific Journal). — Bishkek, 2010.— Vol. 5, №2.— С. 122—123.
6. Шигуров, В. В. Механизм предикативации языковых единиц в русском языке : грамматика и семантика / В. В. Шигуров // Известия Национальной академии наук Кыргызской Республики. — Бишкек, 2011. — № 4. — С. 143—146.
7. Шигуров, В. В. Типология употребления атрибутивных форм русского глагола в условиях отрицания действия / В. В. Шигуров ; науч. ред. Л. Л. Буланин. — Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1993. — 385 с.
8. Шигуров, В. В. Функциональная транспозиция русских причастий в предикативы : ступени, признаки, предел / В. В. Шигуров // Вестн. Казах. гос. юрид. акад. Сер. «Филологические науки». — Астана, 2011. — № 12. — С. 78—91.
9. Шигуров, В. В. Функционально-семантический тип транспозиции причастий в предикативы : ступени, признаки, предел / В. В. Шигуров // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. — Москва, 2011. — Т. 70, № 5. — С. 38—48.
10. Ярцева, В. Н. Взаимодействие грамматики и лексики в системе языка / В. Н. Ярцева // Вопросы общей теории грамматики. — Москва, 1968. — С. 3—57.
Поступила 06.04.12.
УДК 373.3.016:908
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на региональном материале)
Т. В. Яковлева, В. В. Демичева, О. И. Еременко
(Белгородский государственный университет)
Обсуждается необходимость реализации эстетической функции русского языка в процессе его преподавания, подчеркивается важность эстетического воспитания на уроках русского языка в начальной школе. Приводятся практические рекомендации по ознакомлению учащихся с образными средствами языка в текстах белгородских поэтов, с эстетической функцией языка.
Ключевыге слова: эстетическое воспитание; эстетическая функция русского языка; эпитет; метафора; художественный текст.
Новый взгляд на человека, на зако- движущие силы модернизации, которая
ны формирования собственно челове- активно внедряется в современную пе-
ческого в нем, на условия, факторы и дагогику начальной школы, не может не
© Яковлева Т. В., Демичева В. В., Еременко О. И., 2012
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
повлиять на изменение всей системы образования, а также на организацию и содержание преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Как отмечает
Э. И. Медведь, «...наступившее 21 столетие унаследовало одну из главных закономерностей сложного 20 века: в пору чрезвычайного взлета технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, добру и справедливости» [1, с. 19].
Необходимо подчеркнуть, по крайней мере, две особенности осуществления эстетического воспитания в современных условиях. Первая особенность — педагогическая. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда личность уже сложилась. Эстетическое воспитание все более опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе преподавания всех предметов школьного цикла и организации всех видов деятельности детей.
Вторая особенность — собственно эстетическая. Эстетика как наука, а вместе с ней и эстетическое воспитание сегодня перешагнули границы искусства. Искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание — основным средством формирования эстетического отношения к миру. Настоящее время войдет в историю отечественной методики как период реализации дидактических возможностей эстетической функции родного языка.
Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т. е. определенными функциями. В языковом значении слово «функция» обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль». Первейшей функцией языка является коммуникативная (от лат. сошшишкайо — общение), поскольку его назначение — служить орудием общения, и в первую очередь обмена мыслями. Однако язык не только сред-
ство передачи «готовой мысли», но и средство самого формирования мысли. Мысль не просто выражается в слове — она совершается в слове. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана его вторая центральная функция — мыслеформирующая. Язык есть образующий орган мысли (В. Гумбольдт). Органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта поколений.
В науке выделяются отдельные стороны коммуникативной функции языка, иначе говоря, ряд более частных функций: констатирующая — служить для простого сообщения о факте; вопросительная — служить для запроса о факте; апеллятивная — служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям; экспрессивная — выражать личность говорящего, его настроения и эмоции; контактоустанавливающая — создавать и поддерживать контакт между собеседниками, когда передачи сколько-нибудь существенной информации еще нет; метаязыковая — истолковывать языковые факты; эстетическая — функция эстетического воздействия.
В конкретных высказываниях частные функции языка обычно выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально.
На протяжении всей человеческой истории эстетическая функция языка привлекала внимание представителей науки и искусства. Реализация этой функции начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых у человека не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам.
Начальная школа — первая ступень в изучении эстетической функции языка. Перед учителем начальных классов стоит задача знакомства учащихся с этой функцией языка, формирования основ эстетического воспитания, гражданской по-
№ 2, 2012
зиции младшего школьника через развитие нравственных качеств личности, культуры общения и коммуникативных навыков, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому родного края. Главное — заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.
Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания служит родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания в школьнике любви к прекрасному. Овладеть речью, научиться мыслить — значит приобщиться к роду человеческому, его культуре. Сущность индивидуального развития и заключается в присвоении культуры, всего того, что выработало человечество в долгом и трудном движении к современности.
Учителю важно объяснить детям, что язык — одна из прекраснейших способностей человека. Он позволяет вступить в контакт с другими людьми, понять их, выразить себя, глубину своих чувств. Освоение языка необходимо не только в целях общения с себе подобными, но и для самовыражения, для познания мира и себя. «Овладевая словом, ребенок приобщается к человеческой культуре, вместе со словом познает людей и мир вещей, учится бесценному дару — специфике человеческой речи. Музыка родного слова передает настроение, чувства, мысли народа, образ Родины, ее историю» [2, с. 23]. Как отмечал В. А. Су-хомлинский, красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, должны пробуждать интерес к тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи [3, с. 45].
Яркость, образность, чувственная зримость того или иного слова открывается малышам вместе с открытием мира. Если слово оторвано от мысли, оно умирает, превращается в правописание вне всякого смысла. Эстетическое воспитание на уроках родного языка должно исходить из того основного принципа,
что человек отличается от животного. Мышление невозможно без языка, речи, слова. Многообразная деятельность человека требует от него не только знания значений слов, правил правописания, но и живой, образной речи. Учащиеся должны почувствовать потребность в овладении красивой речью.
Особенно важно воспитывать у детей негативное отношение к штампам, засоренности речи. Такую работу следует начинать сразу после того, как будет сформирована потребность в правильном и красивом выражении мыслей. На фоне этого достижения, когда школьники почувствуют музыкальность и пластичность слова, неточно выбранное, а тем более жаргонное слово предстает во всей своей убогости, воспринимается как несоответствие, как нечто недостойное человека. Подобная работа приносит тем больший успех, чем богаче становится словарный запас учащихся, чем шире овладевают они различными речевыми стилями.
В младшем школьном возрасте эстетические чувства еще не имеют полной формы выражения, они могут развиваться только при правильной постановке всего процесса эстетического воспитания ребенка. Вообще, нужно сказать, что учителю всегда было обидно, что за унылой чередой разных видов грамматического разбора, бесконечных рамочек в учебниках дети не видят в родном языке самого главного — его удивительного богатства и красоты, того, чем гордится каждый, кто считает русский язык своим родным. Давно было замечено, что душа ребенка не отзывается на проникновенные и авторитетные высказывания ценителей русского языка о его величии, силе и красоте, поразительном богатстве русской речи. Изучение эстетической функции языка связано с эстетическим воспитанием учащихся.
Для изучения эстетической функции языка могут использоваться произведения местных авторов — как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Это позволит, во-первых, реализовать требование Образовательного стандарта о включении региональ-
Сиваша; ИНТЕГРАЦИЯ
ного материала в процесс изучения русского языка, во-вторых, познакомить детей с творчеством местных художников слова более основательно, в-третьих, развивать патриотические чувства, в-четвертых, понять эстетическую функцию родного языка.
Опишем фрагменты уроков, на которых можно знакомить учащихся с эстетической функцией родного языка (на примере творчества местных авторов).
На уроке русского языка в 3 классе при повторении изученного мы использовали для анализа следующее стихотворение С. И. Липича:
Имя «Белгород» городу дали.
Почему же его так назвали?
Видно, много в окрестностях мела,
А ведь он, точно снег, белый-белый.
Видно, люди душою чисты.
В белой пене весною сады,
Зданий новых белеют громады.
Лучшей родины нет и не надо!
Вопросы и задания:
1. Чему посвящено стихотворение?
2. Почему наш город так называется?
3. Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Докажите это на примере стихотворения.
4. С чем сравнивается город?
5. Какие образные средства помогают описать наш город?
6. Как вы понимаете выражения: чистые душою, белеют громады?
Комментарий учителя: Для того чтобы красиво и образно можно было описать предмет, часто используется эпитет. Эпитет — это образное, яркое, красочное определение. Запишите определение в тетрадь. Эпитет не просто характеризует предмет, а украшает его, подчеркивает его неповторимость, уникальность. Например: красна девица, добрый молодец.
Очень часто для яркого описания предметов используется другой прием — метафора. Метафора — это перенесение названия, свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на
другой на основе их сходства. Запишите определение в тетрадь. Например, когда говорят «головка лука», «иголки сосны», то называют один предмет вместо другого по сходству формы. А когда говорят «хвост поезда», «шляпка гвоздя», переносят название с одного предмета на другой по сходству расположения предметов (точнее, их частей). Часто используется перенос свойств окружающего мира на свойства человека.
Опишите наш город при помощи метафор и эпитетов. Обратите внимание, как красив наш язык. Благодаря использованию образных средств мы делаем нашу речь красивее, ярче.
На уроке по теме «Имя прилагательное» использовалось стихотворение В. Молчанова:
Белогорье Белогорье... Поле отчее.
По-над лугом белый дым.
Трав густых сияние сочное По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска Розовеет под горой,
И совсем не видно берега За травой береговой.
Над песчаной зыбкой кручею Пролетел стрелою стриж.
Юрких ласточек певучее Щебетанье из-под крыш.
Звезд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой,
Белогорье... Поле отчее -Что зову своей судьбой.
Вопросы и задания:
1. Почему автор назвал малую родину «Белогорье»? Как образовано это слово?
2. Каким предстает перед читателем наш родной край?
3. Какие слова из текста вас заинтересовали, вам не известны?
4. Какие образные средства использует автор, чтобы описать наш край?
5. Выпишите имена прилагательные, определите их род, число, падеж.
6. Прилагательное песчаной (кручей) просклоняйте и выделите окончания.
7. Какие языковые средства помогают нам представить нашу малую родину?
11111111111* № 2,
При изучении творчества местных поэтов и писателей мы использовали следующие приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Язык художественных произведений, в частности белгородских авторов, служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развиваются их языковое чутье, вкус. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка должна органически вплетаться в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их содержание. Она воспитывает у учащихся внимание к слову, понимание оттенков его значения. Таким образом школьники приобщаются к стилистике художественной речи, овладевают простейшими ее средствами, раскрывают эстетическую функцию русского языка.
В современной школе наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного урока русского языка: на нем не только решаются практические задачи обучения, но и постигаются истоки выразительности русской речи, осознаются языковые механизмы создания образности высказывания. Важным аспектом в преподавании русского языка становит-
ся знакомство детей с его эстетической функцией, в котором особая роль принадлежит изобразительно-выразительным средствам. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения изучаются в начальной школе. Работа над ними воспитывает у учащихся внимание к слову, понимание его, чуткость, помогает увидеть красоту русской речи, русского слова, т. е. имеет большое значение для понимания школьниками эстетической функции языка.
Таким образом, процесс эстетического воспитания — сложный процесс, который предполагает прежде всего духовное обогащение личности. У учащихся младшего школьного возраста эстетическое восприятие носит наглядно-действительный характер. Проявление эстетического отношения к языку зависит от предшествующей подготовки детей, семейного воспитания. Показателями эстетической языковой воспитанности у школьников, понимания ими эстетической функции языка являются активный образно-эмоциональный отклик на прочитанное; умение оценивать и употреблять в речи выразительно-изобразительные средства языка; навыки выразительного чтения; умение рассказать о смысле иллюстрации к литературному произведению; уважительное отношение к родному языку. Работа над изобразительновыразительными средствами языка помогает учащимся начальных классов овладеть эстетической функцией русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учебное пособие / Э. И. Медведь. — Москва : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.
2. Скатерщиков, В. К. Об эстетическом вкусе : методическое пособие / В. К. Скатерщиков. — Москва : Дрофа, 1999. — 212 с.
3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев : Радянска школа, 1985. — 125 с.
Поступила 14.12.11.